Комплекс мер государственного регулирования рынка труда предусматривает. Государственное регулирование рынка труда

Основные цели государственного регулирования рынка труда:

1. Обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы.

2. Создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям в экономике.

Можно выделить следующие задачи, стоящие перед государством на рынке труда:

· достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду.

· формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалификационной, географической мобильности трудовых ресурсов.

· интеграции национального рынка труда в международную систему разделения труда.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

1. Активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников.

2. Пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.

Активная политика государства направлена на то, чтобы каждый человек, желающий работать, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность на рынке труда.

К основным формам активной политики относятся:

· стимулирование государством инвестиций в экономику, и, следовательно, создания новых рабочих мест;

· организация переобучения и переквалификации безработных;

· развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

· содействие мелкому предпринимательству как способу обеспечения самозанятости;

· государственное стимулирование (налоговыми и законодательными рычагами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения, например, молодежи, инвалидам и т.п.;

· содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

· международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

· создание рабочих мест в государственном секторе, организация общественных работ.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и иных каналов материальной помощи лицам, потерявшим работу. Формы пассивной политики:

· регистрация лиц, ищущих работу,

· определение пособия по безработице,

· организация системы его предоставления,

· осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей.


В развитых странах финансовая поддержка безработных осуществляется на основе систем страхования от безработицы (как обязательных, так и добровольных).

Классификация методов государственного регулирования рынка труда:

I. По форме воздействия:

1. Прямые методы регулирования. Государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, организация общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование/сдерживание развития производства в определенных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, регламентация международной миграции работников,

2. Косвенные методы регулирования. Регулирование демографической ситуации, увеличение/уменьшение государственных закупок, налоговая и кредитно-денежная политика. Данные методы воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов:

Методы прямого воздействия оказывает влияние в основном на предложение труда, косвенного - на спрос.

II. По характеру воздействия:

1. Поощрительные;

3. Ограничительные;

4. Защитные (например, защита национального рынка труда от излишней иммиграции).

1. Экономические.

2. Административные (например, снижение/увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение/увеличение продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника, включая работу по совместительству).

3. Смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование.

4. Социально-психологические.

Разные виды безработицы требуют применения разных мер ее регулирования. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда и устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы (например, через эффективную работу бирж труда, информационной поддержки инвестиционных программ и т.п.). Сокращению структурной безработицы способствуют программы профессионального переобучения. Борьба с циклической безработицей включает меры макроэкономического регулирования совокупного спроса и совокупного предложения.

Инфляция

Инфляция – устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства, возникает в связи с длительным неравновесием экономики. Оно не сводится к чисто денежному феномену, так как рост цен может быть вызван как состоянием денежной сферы, так и иными причинами. Следует учесть, что не всякое повышение цен вызывается инфляционными причинами (например, сезонные колебания цен).

Дефляция – устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен.

Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение общего уровня цен.

π = (Р – Р -1)/Р -1 (7.4)

Р – средний уровень цен в текущем году (отчетном году)

Р -1 – средний уровень цен в прошлом году (базисном году)

Средний уровень цен измеряется индексами цен. Часто в качестве основы для расчета инфляции используется индекс потребительских цен.

Индекс потребительских цен рассчитывается как отношение стоимости потребительской корзины в текущем периоде к ее стоимости в базисном периоде.

Рынок труда - это особый вид рынков, где осуществляется взаимодействие между работниками и работодателями. Как и на любом рынке, здесь происходит распределение труда по сферам деятельности, отраслям, рабочим местам, формируются спрос и предложение на виды труда, квалификацию, определяется цена на различные типы трудовой деятельности. Рынок труда - конкурентный рынок, где цена трудовых услуг формируется под воздействием спроса и предложения.

Функции рынка труда:

  • - ценообразующая (определение величины оплаты труда);
  • - информационная (спрос, предложение, оплата труда по отраслям и профессиям);
  • - распределительная (по рабочим местам и профессиям). Предложение труда формирует все экономически активное население (лица в возрасте от 15 до 72 лет, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными), табл. 8.8.

Таблица 8.8

Основные показатели рынка труда Российской Федерации

Численность населения на конец года, тыс. человек

в том числе в трудоспособном возрасте

Численность рабочей силы, тыс. человек в том числе:

занятые в экономике

Безработные

Уровень занятости, %

Уровень безработицы, %

Численность официально зарегистрированных безработных (в среднем за год), тыс. человек

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

Источник: Труд и занятость в России - 2015 г.

Рынок труда находится во взаимодействии с другими рынками. Так, рынок потребительских товаров и его изменение задают цену трудовых услуг на рынке труда. Рынок средств производства и его размеры влияют на спрос на рынке труда. Это обстоятельство необходимо учитывать при определении мер государственного регулирования рынка труда. Его развитие можно стимулировать поддержкой других рынков.

Российский рынок труда имеет свои особенности:

  • - низкая мобильность населения. Рынки труда являются в основном региональными или даже локальными;
  • - значительная дифференциация отраслей экономики по доходности, как следствие, дифференциация цен на однокачественный труд;
  • - наличие теневой занятости;
  • - присутствие феномена просроченной задолженности по заработной плате.

Отражением дифференциации отраслей экономики по доходам являются различия в среднемесячной заработной плате (табл. 8.9).

Основными направлениями государственного регулирования рынка труда являются:

  • - регулирование оплаты труда;
  • - регулирование занятости;
  • - регулирование режима и условий труда;
  • - институциональное регулирование вопросов найма и увольнения;
  • - участие и регулирование отношений социального партнерства.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Транспорт и связь

Финансовая деятельность

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

Образование

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Источник: Труд и занятость в России. - 2015.

С сентября 2007 г. субъекты РФ получили возможность самостоятельно устанавливать региональные минимальные заработные платы (РМЗП) на основе трехсторонних соглашений между профсоюзами, работодателями и органами исполнительной власти. Эта реформа изменила систему минимальных заработных плат, значительно увеличив роль переговорных механизмов на региональном уровне.

Государство законодательно устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ), обязательный для всех форм собственности. Его нижняя граница не должна быть ниже прожиточного минимума. Этот показатель является базовым для построения систем оплаты труда, а также выполняет некоторые косвенные функции. Размер МРОТ используется для исчисления отдельных видов административных штрафов и расчета минимального размера фонда оплаты труда для целей налогообложения.

Следует различать номинальную и реальную оплату труда (заработную плату).

Номинальная заработная плата представляет собой сумму денег, получаемую работником за определенное время (час, месяц, год).

Реальная заработная плата - то количество товаров и услуг, которые работник может приобрести на данную номинальную заработную плату. Эта форма оплаты труда зависит от уровня цен и характеризует покупательную способность работника. Индекс реальной начисленной заработной платы рассчитывается путем деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Кризисные процессы в России последних лет, особенно кризис 2014-2015 гг., по разным обстоятельствам вызвавший серьезный рост инфляции, повышения цен в первую очередь на продовольственные товары. В этих условиях все виды реальных доходов населения снижались. Это распространяется и на реальную заработную плату, что представлено в табл. 8.10.

Таблица 8. 70

Апрель 2016 г.

Январь - апрель 2016 г. в % к январю - апрелю 2015 г.

апрелю 2015 г.

марту 2016 г.

Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей

Реальные располагаемые денежные доходы

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника:

номинальная, руб.

реальная

Средний размер назначенных пенсий, руб.

Реальный размер назначенных пенсий

Источник: Социально-экономическое положение России. - 2016.

Рост заработной платы зависит от ряда факторов, на которые должно быть направлено стимулирование со стороны бизнеса и государства. Основной их этих факторов - повышение производительности труда. В свою очередь на производительность труда влияют:

  • - фондовооруженность;
  • - передовые технологии;
  • - качество труда.

В условиях инфляции минимальный размер оплаты труда должен постоянно индексироваться, так как реальная оплата труда снижается.

В ряде стран решения по индексации принимают отраслевые профсоюзы или объединения работодателей после наступления некоторого порогового значения роста инфляции. В РФ такая функция закреплена за государством. Конечно, это не исключает повышения уровня оплаты труда в частном секторе экономики на основе самостоятельных решений.

В РФ в конце 2008 г. была проведена реформа организации оплаты труда в бюджетном секторе экономики. Вместо единой тарифной системы оплаты труда для всех отраслей социальной сферы, финансируемой из государственного бюджета, были приняты отраслевые системы. С учетом отраслевых особенностей выделены группы должностей до шести квалификационных уровней с повышающим коэффициентом оплаты труда от МРОТ по каждой профессионально-квалификационной группе. Кроме того, до 30% бюджета организации предназначено для выплат стимулирующего характера.

Согласно Указу Президента РФ 2012 г. к 2018 г. необходимо довести оплату труда для основных категорий работников образования и здравоохранения до величины, в два раза превышающей среднюю заработную плату по соответствующему региону. В этих позициях стимулирующие надбавки составляют 40-60% оплаты труда.

Наряду с установлением величины МРОТ, определением системы оплаты труда в бюджетной сфере государство регулирует оплату труда и в других формах:

  • - регулирование налогообложения доходов от оплаты труда;
  • - обеспечение получения работниками заработной платы в случае банкротства предприятия;
  • - установление юридической ответственности работодателей за несвоевременную выплату зарплаты;
  • - ограничение оплаты труда в натуральной форме.

Многие вопросы социально-трудовых отношений регулируются в формах социального партнерства - системе взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Система социального партнерства включает следующие уровни:

  • - федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • - региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • - отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • - территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • - уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

  • - коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • - взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • - участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • - участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Основными формами, закрепляющими договорные отношения между работниками и работодателями, являются коллективные договоры в рамках отдельных предприятий и соглашения, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемые между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

В России в частном секторе экономики не сложилось достаточно мощной сети профсоюзных организаций, которые являются представителями работников по многим вопросам социально-трудовых отношений. Поэтому социальное партнерство в названных формах отсутствует.

Однако получает развитие реализация внутрикорпоративных социальных программ в рамках политики социальной ответственности бизнеса.

Серьезным социальным феноменом рыночной экономики, фактором экономического развития является безработица. Безработица ведет, прежде всего, к отклонению величины фактического (реального) ВВП от потенциального, т.е. к потере части ВВП, потерям потенциального производства товаров и услуг. По оценке на основе математического выражения закона Оукена, уровень безработицы, превышающий ее «естественный уровень» на 1% потери ВВП, составляет около 2%. Общая причина безработицы в рыночной экономике - спад производства в рамках делового цикла.

Различают три основных вида безработицы:

  • - фрикционную (связана с поиском или ожиданием работы);
  • - структурную (обусловлена изменениями в структуре потребительского спроса и технологией производства, что меняет структуру спроса на рабочую силу);
  • - циклическую (вызвана спадом в экономическом цикле, когда сокращаются совокупные расходы).

Считается, что полная занятость в условиях рыночной экономики достигается в том случае, когда нет циклической безработицы, а сумма уровней фрикционной и структурной безработицы составляет ее «естественный уровень» и означает полную занятость, так как эти виды безработицы не связаны с сокращением величины спроса на рабочую силу, являются, в отличие от циклической безработицы, временным явлением и не затрагивают всех отраслей производства одновременно.

Одна из центральных проблем экономической теории и практики рыночной экономики - обоснование соотношений между безработицей и инфляцией. Несмотря на имеющиеся расхождения среди экономистов в трактовке количественных параметров соотношений, можно утверждать, что снижение безработицы за границы ее естественного уровня ведет к инфляции (график 8.2).

График 8.2. Кривая Филлипса в трактовке М. Фридмана

При каждой попытке снизить процент безработицы поначалу наблюдается положительный результат, связанный с тем фактом, что люди находятся в плену денежных иллюзий. Они лишь с опозданием замечают влияние инфляции на свою покупательную способность и не требуют повышения заработной платы, что позволяет предприятиям нанимать работников (поскольку процент реальной заработной платы занижен).

Но потом люди замечают наступление инфляции, и предприятия начинают увольнять персонал, чтобы иметь возможность выплачивать заработную плату.

Рост безработицы влияет на цену трудовых услуг. Увеличивая предложение труда, безработица снижает его цену на рынке как на занятых рабочих местах, так и вакансий.

Уровень безработицы определяется двумя способами. Во-первых, это регистрация безработных в службах занятости, которые на основе государственного финансирования осуществляют комплекс мер по трудоустройству и социальной поддержке безработных. Во-вторых, по методике Международной организации труда (МОТ), определяющей потенциал возможного пополнения занятого населения. Согласно этой методике, безработные - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

  • - не имели работы (доходного занятия);
  • - занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи и т.д., либо предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • - были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

Лица, зарегистрированные в службах занятости, получают пособие по безработице в течение одного года. Его общие параметры в РФ не превышают прожиточного минимума, установленного в субъекте Федерации. На втором году безработные получают пособие (материальную помощь) в размере не ниже 30% прожиточного минимума, определенного в субъекте РФ.

Безработица в России имеет некоторые специфические черты, которые необходимо учитывать при разработке мер государственного регулирования (табл. 8.11, 8.12).

Во-первых, значительна доля молодежной безработицы, что предполагает разработку серьезных мер по увеличению занятости молодежи.

Более 40% безработных находятся в возрасте до 29 лет, что обусловливает разработку мер целевой молодежной политики.

Во-вторых, значительна региональная дифференциация безработицы, что требует специальных региональных программ создания рабочих мест.

Распределение численности безработных по возрастным группам (в % к итогу)

1, 2

1 Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны РФ

2 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» Минобрнауки России

В статье анализируются результаты социологического исследования, проведенного среди жителей с целью анализа проблем занятости и безработицы на юге Тюменской области. В анкетном опросе участвовали безработные граждане городов юга области. Автором было опрошено 500 респондентов. Выявлено, что улучшение ситуации с занятостью в Тюменской области отметили около половины респондентов. Четверть опрошенных считают, что «положение не изменилось, осталось прежним». Негативное мнение высказал каждый шестой участник опроса. Среди причин, по которой респонденты остались без работы, оказались: увольнение по сокращению штатов, с закрытием предприятия или в связи с окончанием срока временного трудового договора. Результаты исследования позволили разработать рекомендации для совершенствования государственного регулирования рынка труда в Тюменской области.

рынок труда

занятость населения

безработица

безработные граждане

1. Бахтизин Р.Н., Валиахметов Р.М., Галин Р.А., Хилажева Г.Ф., Илишева Н.К. Современные демографические процессы в республике Башкортостан // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. – 2012. – Т. 17. – № 4. – С. 5–16.

2. Бахтизин Р.Н., Павлов С.В., Павлов А.С., Сайфутдинова Г.М. Создание инфраструктуры пространственных данных Республики Башкортостан на основе геоинформационных технологий / под общ. ред. А.М. Шаммазова. – Уфа, 2008.

3. Бахтизин Р.Н., Баширова Э.М., Миронова И.С. Разработка системы автоматизированного управления техническим состоянием технологического оборудования нефтегазовых производств // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. – 2011. – № 4. – С. 27–31.

4. Россия – Тюмень: векторы евразийского развития. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. – 324 с.

5. Современный менеджмент и инновационная, научно-техническая политика. – Saint Louis, MO: «Publishing House Science Innovation Center». – 2013.

6. Социально-гуманитарные проблемы современности: личность и общество. Книга 2: монография / Н.Г. Хайруллина, А.К. Москатова, А.Г. Недосекина и др. – Saint-Louis, MO, USA: Publishing House Science and Innovation Center, 2013.

7. Факторы устойчивого развития регионов России: монография / Л.Х. Абазова, А.А. Авдеева, Е.В. Бобровская и др. / под общ. ред. С.С. Чернова. – Книга 17. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014.

8. Хайруллина Н.Г. Государственное регулирование рынка труда: мнения экспертов // Вестник Орловского государственного университета. – 2014. – № 2.

Труд как экономическая категория органически встроен в систему социально-экономических отношений и способствует достижению экономического роста, улучшению показателей занятости, повышению уровня социально-политической стабильности, снижению социальной напряженности. При этом рынок труда, занимая важное место в системе рыночных отношений, сталкивает интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации.

Основой рынка труда является понятие занятости как совокупности действий, связанных с формированием способов воспроизводства трудоспособных групп населения в хозяйственную деятельность. Отношения занятости включают поиск работы и рабочей силы, порядок найма работников, условия и содержание труда, установление уровня оплаты труда и соответствующих льгот, обучение и подготовку кадров, профессиональную мобильность .

Регулирование регионального рынка труда является сложной задачей для органов государственной власти, поскольку они зачастую ограничены имеющейся в их распоряжении информационной базой, состоящей исключительно из статистических показателей, в то же время личностные ожидания и предпочтения населения остаются неучтенными . Сложившиеся ориентации, мнения населения обуславливают их реакции и поведение на рынке труда, но их изучению, как правило, не придается должного значения. Без внимания практически остаются такие важнейшие характеристики рынка труда, как общественное мнение безработных, инвалидов, пенсионеров, взгляды населения на предлагаемые государством меры воздействия на рынок труда и т.п. . Это актуализировало проведение социологического исследования с целью анализа проблем занятости и безработицы на юге Тюменской области. В анкетном опросе приняли участие 500 респондентов. Для опроса использовался целевой тип выборки с квотами по территориальному и половозрастному признаку.

Первоначально выявлялись настроения, доминирующие среди безработного населения Тюменской области, в целом они свидетельствуют об относительной стабильности настроений в среде безработных и отсутствии крайних проявлений пессимизма. Число уверенных в завтрашнем дне респондентов («вполне уверен в завтрашнем дне» 17,8 % и «скорее уверен» (25,2 %)) превышает количество выбравших позиции «пожалуй, не уверен» (25,4 %) и «совершенно не уверен» (13,2 %). Каждый шестой респондент (17,6 %) не смог определить своего отношения к данному вопросу и выбрал вариант ответа «не могу сказать, уверен или нет», и лишь 0,8 % не ответили на этот вопрос.

Анализ ответов на данный вопрос в зависимости от пола респондентов выявил следующие тенденции. В завтрашнем дне чаще уверены мужчины, чем женщины (51,0 и 33,1 % соответственно). Как и следовало ожидать, женщины менее уверены в завтрашнем дне, чем мужчины (31,5 и 45,6 % соответственно). При этом неуверенность в ответах - «не могу сказать, уверен или нет» - продемонстрировала каждая пятая женщина (20,0 %), среди мужчин таких 15,5 %.

Распределение ответов респондентов на вопрос «Чувствуете ли Вы уверенность в завтрашнем дне?» в зависимости от возраста позволило выявить следующие тенденции. Во-первых, чем старше респонденты, тем реже они проявляют уверенность в завтрашнем дне. Так, если в возрастной категории от 18 до 25 лет уверены в той или иной мере 61, % респондентов, в возрастной категории от 16 до 35 лет 40,8 %, то среди респондентов, достигших 51 года и старше, таких только четверть опрошенных (24,9 %). Соответственно среди молодых меньше неуверенных, а среди представителей старшего поколения их в два раза больше. Во-вторых, неуверенность в завтрашнем дне чаще испытывают респонденты более старших возрастных категорий.

В следующем вопросе респондентам было предложено несколько суждений, отражающих отношение к работе. Распределение ответов на этот вопрос оказалось достаточно предсказуемым, как и ожидалось, материальный стимул для безработных является основным: позицию «работа - прежде всего источник получения средств к существованию» выбрали более половины опрошенных респондентов - 61,4 %. Примерно равное количество участников анкетного опроса выбрали позиции «работа для меня важна и интересна сама по себе, независимо от оплаты» и «работа для меня - не самое главное, в моей жизни есть вещи, значащие для меня гораздо больше, чем работа» - 14,0 и 14,6 % соответственно. Всего для 3 % респондентов работа - это «неприятная обязанность», а 7 % затруднились с ответом на этот вопрос.

Важным моментом является мнение безработных по поводу изменения ситуации с занятостью в Тюменской области. Улучшение ситуации отметили 40,4 % респондентов (позицию «стало значительно лучше» выбрали 10 %, а «стало немного лучше, количество рабочих мест увеличилось» - 30,4 %). Четверть опрошенных (24,8 %) считают, что «положение не изменилось, осталось прежним». Негативное мнение высказал каждый шестой участник опроса (17,4 %) («стало хуже, количество рабочих мест уменьшилось» - 12,6 % и «стало значительно хуже, рабочих мест очень мало» - 4,8 %).

Среди причин, по которым респонденты остались без работы, были указаны следующие: «уволили по сокращению штатов» - 20,4 %, «уволили в связи с закрытием предприятия» - 12,6 %, «в связи с окончанием срока временного трудового договора» - 11,4 %. Реже остаются без работы молодые люди после армии и те, кто окончил учебное заведение (в совокупности 10 %). Отметим, что в данном вопросе предполагался открытый вариант ответа, наиболее распространенным ответом был: наличие инвалидности, которая служит серьезным препятствием в трудоустройстве; чуть реже упоминался низкий уровень заработной платы на предыдущей работе; увольнение по причине беременности; плохие условия труда. В единичных случаях респонденты указывали на отсутствие в городе потребности в специальности, которую получил респондент; нарушения трудового законодательства со стороны работодателя, увольнения без объяснения причин.

Достаточно интересно выглядит распределение респондентов по времени поиска работы. Оказалось, что четверть опрошенных ищут работу более года (23,4 %), в два раза реже упоминались такие позиции, как «от трех месяцев до полугода», «от полугода до девяти месяцев» и «от девяти месяцев до года». Доля тех, кто ищет работу относительно недолго («менее месяца» и «от месяца до трех») или работу не искал вообще, снова возрастает. На основании представленных данных можно сделать вывод о том, что в службы занятости обращаются, как правило, люди, потерявшие работу «только что», и те, кто уже долго не может найти работу.

Основными каналами поиска работы, по мнению половины участников опроса, являются: служба занятости (53,4), по мнению каждого третьего опрошенного - обращение непосредственно на предприятие (32,8 %), и обращение за помощью к друзьям, родным, знакомым (32,0 %). В два раза меньшее число опрошенных следили за информацией о вакансиях, давали информацию о себе в соответствующие структуры. Необходимо отметить, что данный вопрос подразумевал множественные ответы, поэтому общий процент по столбцу более 100 %.

Для выявления ценностных суждений респондентов о соотношении уровня заработной платы и гарантий, связанных с трудовой деятельностью, в анкету был включен специальный вопрос, предполагающий выбор суждений. Распределение ответов респондентов на этот вопрос показывает, что основной потребностью безработной категории граждан является стабильность. Вариант «иметь пусть небольшой, но твердый заработок» выбрала почти половина респондентов (48,2 %). Чуть больше трети респондентов желают «много работать и хорошо зарабатывать, пусть даже без особых гарантий на будущее» - 31,4 %. И только 6,4 % респондентов выбрали позицию «иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск».

В настоящее время образование является важнейшим каналом социальной мобильности в трудовой сфере. Именно образование позволяет приспосабливаться к динамично изменяющимся условиям на рынке труда, адаптироваться под запросы конкретного работодателя. Проведенный опрос показал, что большая часть безработных за последние три года вообще не получала профессиональную подготовку в какой-либо форме (63,2 %). Данное обстоятельство говорит о необходимости совершенствования системы образования для безработного населения, пропаганды необходимости получения профобразования среди безработной категории граждан. Сказанное подтверждается ответами респондентов на вопрос анкеты «Что в большей степени способствует трудоустройству?». Четверть респондентов считают, что в большей степени способствует трудоустройству профессия, которая пользуется спросом на рынке труда (29 %). Второе место в этом рейтинге занимает позиция «высокое качество знаний, полученных во время обучения» (10,8 %). Таким образом, на рынке труда возникает ситуация, при которой безработные понимают необходимость наличия хорошей профессии, а соответственно, и качественного образования, но при этом по разным причинам не получают профобразования. Необходимо также отметить, что в ответах на данный вопрос достаточно большой рейтинг имеет позиция «личные связи», ее выбрал каждый шестой ответивший.

В отсутствие официальной работы чуть более третьей части опрошенных респондентов занимается домашним хозяйством (38,8 %), каждый пятый (18,8 %) перебиваются случайными заработками, а каждый десятый (12,4 %) ничем не занимается, ожидая помощи от друзей и родственников. Анализируя ответы на данный вопрос, следует обратить внимание на достаточно низкую долю респондентов, занимающуюся общественной работой (2,4 %). Возможно, это связано с низким предложением общественной работы безработным гражданам государственной службой занятости или низкой информированностью о таких работах.

С правами человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления, их изучают с самых широких и разнообразных позиций в аспекте сущности и явления власти, принципов перестройки правовой системы, проведения социально-экономической и культурной политики и др. Посредством знаний о правах человека решаются ряд внутренних, международных и глобальных задач . Права человека обнаруживают свое присутствие практически в каждой сфере жизнедеятельности человека и носят политико-юридический, этико-нравственный, духовно-психологический, воспитательно-педагогический характер .

Знание человеком своих прав является важным условием существования на рынке труда, который в настоящее время носит конкурентный характер. С целью выявления правовой грамотности в среде безработных юга Тюменской области в анкету был включен соответствующий блок вопросов.

Полученные данные подтверждают низкий уровень осведомленности о правах в среде безработных юга Тюменской области. На вопрос «Знаете ли Вы о своих правах человека, имеющего статус «безработный»?», каждый третий ответил отрицательно или указал на частичное знакомство с ними (35,0 и 38,2 % соответственно) и лишь каждый пятый (21,4 %) ответил на данный вопрос утвердительно.

Следующие несколько вопросов были призваны раскрыть уровень осведомленности респондентов о законодательной базе, регулирующей трудовые отношения, и отношение к ней. Оказалось, что не знакомы или частично знакомы с законодательными нормами равное количество респондентов (39,0 и 40,8 % соответственно), в совокупности они составляют почти 80 %. Лишь каждый шестой (17,2 %) указал, что знаком с нормами, а 3 % не ответили на этот вопрос. Среди тех, кто оказался знаком с законодательством, полностью удовлетворены законодательными нормами и правилами лишь 5,6 % респондентов, частично удовлетворены 29,4 %. Затруднился с ответом на этот вопрос каждый третий респондент (32,6 %).

Готовность пойти на переподготовку для получения специальности с гарантией последующего трудоустройства выразили почти половина ответивших (47,6 %), отказались ее пройти в два раза меньшее число участников опроса (24,6 %). Отметим, что каждый четвертый респондент (24,8 %) затруднился с ответом на этот вопрос.

В следующем вопросе респондентам было предложено оценить качество работы государственных органов в области содействия занятости и социальной защиты безработных. Чуть более десяти процентов опрошенных оценили качество работы как «выше среднего» (14,6 %), каждый десятый на второе место по популярности выбрал позицию «среднего уровня» (10,8), а 7 % оценили качество как высокое. Низко оценили работу государственных служб занятости 10,8 % - две позиции «не очень хорошее» и «низкое» выбрали 4,2 и 6,6 % соответственно.

В заключение отметим, что проведенное социологическое исследование, направленное на изучение мнений жителей юга Тюменской области по вопросам занятости населения, позволило разработать рекомендации для совершенствования государственного регулирования рынка труда в Тюменской области.

Рецензенты:

Руднева Л.Н., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.

Библиографическая ссылка

Хайруллина Н.Г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 9-3. – С. 597-600;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39232 (дата обращения: 20.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Политику двух типов - пассивную и активную. Пассивная политика ограничивается регистрацией лиц, ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Именно такая политика главным образом проводится на сегодняшний день в России.

Активная политика государства на рынке труда в гораздо большей степени отвечает потребностям трудового населения в условиях рыночной экономики. Ее цель заключается в том, чтобы каждый человек, желающий трудиться, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность в борьбе за место на рынке труда. Для этого ему необходимо ощущать содействие государства в самостоятельном трудоустройстве, занятии индивидуальной трудовой деятельностью, иметь возможность пройти обучение, переподготовку, обратиться за профессиональным консультированием и т.п. Таким образом, при проведении в жизнь активной политики государство является партнером как работника, стремящегося самостоятельно зарабатывать средства для своей семьи, так и предпринимателя - потенциального работодателя. Партнерство государства выражается в посредничестве между этими двумя субъектами рынка. Государство может и само выступать работодателем, создающим рабочие места, путем государственного предпринимательства, устройством общественных работ, привлечением на государственную службу и т.д.

При проведении активной политики на рынке труда необходимо учитывать половозрастную структуру занятых, незанятых и безработных граждан, средний возраст людей, составляющих трудовой потенциал данной отрасли, уровень их квалификации, доход семьи, получаемый от работы по найму, самостоятельной занятости, индивидуальной трудовой деятельности, а также развитие и эффективность трудовых институтов (организаций предпринимателей, трудящихся, профсоюзов). Важная задача государства - обеспечение защиты трудящихся и социального страхования.

Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов ее регулирования.

Когда мы говорим о государственном регулировании рынка труда, то имеем в виду мероприятия, оказывающие влияние на внешний рынок труда. Эти мероприятия являются совокупностью экономических, административных, организационных, законодательных и других мер воздействия на рынок труда. Основные цели государственного регулирования рынка труда заключается в наиболее быстром вовлечении безработных в процесс трудовой деятельности, предоставлении рабочих мест каждому желающему стимулировании структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников. Основными направлениями этой деятельности являются социальная поддержка незанятых граждан, развитие гибкого рынка труда путем его правового обеспечения, а также трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров.

Рынок труда в России характеризуется низким уровнем цены рабочей силы, тем более что в большинстве регионов страны оплата труда крайне низка и находится в большом отрыве от ее реальной стоимости. Региональные различия обусловлены как общеэкономическим состоянием регионов и спецификой предприятий (стратегически важные объекты, убыточные предприятия, новые перспективные организации), так и климатическими условиями, наличием сырьевых запасов и другими факторами. Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой - происходит перенакопление персонала на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на персонал приводит к дефициту труда.

Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала, что вызывает необходимость вырабатывать соответствующую политику занятости, стратегию и тактику механизма регулирования российского рынка труда. В реальной экономике формирование и динамика рынка труда подвержены влиянию следующих факторов:

1) фактор, воздействующий на спрос рабочей силы, включает в себя состояние экономической конъюнктуры рынка и влияние научно-технического прогресса. Ранее мы уже говорили о том, что интенсивное развитие НТП одновременно с увеличением производительности труда приводит к увеличению безработицы, особенно среди низкоквалифицированных профессий, т.е. превышению предложения над спросом рабочей силы;

2) фактор, воздействующий на предложение рабочей силы, включает в себя демографические процессы, мотивационные личностные потребности, миграционные процессы (о которых упоминалось выше) и особенности трудовой экономической активности социально-демографических групп населения;

3) фактор, воздействующий на формирование и функционирование рынка труда, включает в себя развитие инфраструктуры рынка труда (создание новых рабочих мест) и деятельность государственных органов по его регулированию.

Объектом воздействия государства являются отдельные группы населения, работников, предпринимателей, а также определенные элементы организации труда. Государство предоставляет им различные льготы, в том числе и налогового характера, устраивает общественные работы, тем самым стимулируя спрос на труд и частично решая проблему занятости, само создает предприятия и рабочие места (государственное предпринимательство) и т.д. В зависимости от особенностей объекта воздействия можно выделить меры общего воздействия и специальные меры.

По направленности воздействия различают меры, увеличивающие (уменьшающие) как спрос, так и предложение на персонал, отражающиеся на структуре спроса и структуре предложения, нацеленные на увеличение степени их взаимного соответствия.

По форме воздействия различают прямые и косвенные методы регулирования. К первой группе относят государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях всевозможных организационно-правовых форм путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, тем предприятиям, которые сотрудничают с государственными службами занятости и принимают на работу людей, направляемых ими после обучения по какой-либо профессии. Ко второй группе относятся такие меры, как регулирование демографической ситуации, увеличение государственных закупок, уменьшение налогового бремени, ускорение амортизации и др., т.е. рычаги, стимулирующие деловую активность в период, когда экономика страны находится на спаде.

По характеру воздействия регулирующие меры делятся на поощрительные, запретительные, ограничительные и защитные. К последним, в частности, могут относиться меры протекционистского характера, защищающие рынок труда от проникновения большого количества мигрантов, увеличивающих предложение рабочей силы и составляющих конкуренцию местному населению.

По содержанию регулирующие меры подразделяются на экономические, включающие в себя организацию общественных работ, поддержку малого и среднего бизнеса путем вложения инвестиций; административные - направленные на снижение или увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение (увеличение) продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника (включая работу по совместительству или совмещение профессий); смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование, т.е. включающие в себя элементы финансовой, налоговой, таможенной, внешнеэкономической и других видов государственной политики; социально-психологические, основанные на учете интересов личности и различных социальных групп населения.

Источниками финансирования государственных мер регулирования рынка труда являются средства госбюджета, внебюджетные средства, средства коммерческих организаций.

На сегодняшний день государственные методы регулирования рынка труда недостаточно эффективны, потому что органы, занимающиеся регулированием занятости, не могут в законодательном порядке принудить предприятия различных форм собственности брать на работу направляемых им людей. При этом на обучение незанятых граждан и на выплату им пособий по безработице расходуются значительные средства налогоплательщиков. Сложность заключается еще и в том, что в крупных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург и другие города с многомиллионным населением, а также в отдаленных регионах нет единой базы учета и контроля за тем, где в настоящий момент работают граждане. И этим пользуются недобросовестные лица, склонные к мошенничеству. В качестве иллюстрации приведем следующий пример.

Один из студентов дневного отделения государственного вуза, расположенного в г. Москве, в 2002 г. пришел в государственную службу занятости по месту своего жительства. Представив аттестат зрелости, он написал заявление, что он нигде не учится, не работает и желает получить профессию водителя. Доверчивые и сострадательные сотрудники центра занятости определили молодого человека (кстати, получающего от государства стипендию, хотя и невысокую) на курсы вождения автомобиля и стали выплачивать ему пособие по безработице в размере двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). После окончания курсов студент сдал экзамены, получил водительские права и был направлен на работу на те предприятия, которые подавали заявки в службу занятости о вакансиях водителей. Трижды отказавшись от работы водителя и принеся в службу занятости отказ от работодателей в письменном виде, что, по-видимому, соответствовало не только его желанию, но и желанию работодателей, он был лишен пособия по безработице на месячный срок. После чего он снова стал получать пособие и был отправлен, опять-таки по его желанию, на трехмесячные курсы оператора ЭВМ. Затем история снова повторилась. Когда его спросили, в институте один ли он такой, студент ответил, что очень многие зарегистрированные в службе занятости люди просто пользуются возможностью даром получить блага от государства. Конечно, материальное положение студентов трудное, стипендия у них очень маленькая и прожить на нее невозможно. Но большинство студентов стремятся занять активную жизненную позицию и уже в студенческие годы работать в соответствии с выбранной ими специальностью, по которой они обучаются. Этот же человек предпочел получать пускай небольшие деньги, но таким способом, права на который он не имеет, так как является студентом очного отделения вуза.

Этот пример приведен для того, чтобы показать, что государственная политика в вопросах регулирования рынка труда не всегда эффективна.

Если бы существовала локальная (в рамках региона) база данных хотя бы выпускников школ и колледжей, т.е. лиц, впервые вступивших на рынок труда, по которой представители различных ведомств, в том числе и центров занятости, военкоматов, органов внутренних дел, могли бы отслеживать занятость молодых людей, то подобная ситуация, приводящая к нецелевому использованию государственных финансовых средств, была бы невозможна. При этом необходимо в законодательном порядке определить, что любые предприятия или вузы, принимающие на работу (учебу) таких лиц, военкоматы, призывающие молодых людей на военную службу, должны подавать на них сведения в территориальную службу занятости, а та в свою очередь рассылать эти сведения по центрам, находящимся по месту регистрации данных лиц. Собственно говоря, такая система действует в налогообложении. Предприятия подают декларацию о начислении и уплате НДФЛ на своих работников за прошедший год в налоговую инспекцию, к которой предприятие относится в соответствии со своим юридическим адресом, а та рассылает эти сведения инспекциям по месту регистрации работников.

Такую же систему следует ввести для учета и контроля занятости не только молодых людей, а в перспективе и для всех лиц трудоспособного возраста. Наряду с этим надо в законодательном порядке обязать работодателей, подающих заявки об имеющихся у них вакансиях, принимать на работу лиц, направляемых службой занятости. По сути дела, это другая сторона медали - предприятия делают вид, что сотрудничают с органами регулирования занятости, получают от них какие-либо льготы, но не выполняют своих обязательств.

Эту ситуацию необходимо в корне переломить, иначе говорить о повышении эффективности экономики труда невозможно. Совершенствование рыночных отношений в нашей стране должно быть непосредственно связано с государственной политикой регулирования рынка труда. В российских условиях необходим переход от преимущественно пассивной политики государства на рынке труда, проводимой в настоящее время, к внедрению в жизнь элементов активной политики регулирования занятости.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Социально-экономические последствия безработицы

Позитивные Негативные
- Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, кото­рый можно задействовать при расширении производства. - Сдерживаются требования профсоюзов в части повыше­ния заработной платы, что снижает предполагаемый уро­вень инфляции. - Усиливается трудовая мо­тивация работающих, так как гарантии занятости и опасе­ние потерять работу начинают выступать в качестве самосто­ятельного стимула к труду Недоиспользование экономи­ческого потенциала общества, когда реальный ВНП сущест­венно меньше потенциального (В соответствии с законом Оукена (закон Оукена: в ситуации, когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, отставание ВНП составляет 2,5%) происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которого общество могло бы достигнуть при своих данных потенциальных возможностях. - . - Снижение уровня жизни на­селения: создаются предпосылки для сокращения доходов работаю­щих по найму; » потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; сокращается потребительский спрос, уровень сбережений. - Потеря профессиональных знаний и навыков, что затруд­няет возможность трудоуст­ройства. - Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступ­ности

Государственное регулирование рынка труда - комплекс экономических, административных и организационных мер государства по защите работников от финансовых потерь, вызванных безработицей.

Основные формы:

1. Прямое регулирование рынка рабочей силы:

Программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

Программы содействия найму рабочей силы;

Программы по социальному страхованию безработицы;

2. Косвенное регулирование рынка рабочей силы:

Налоговая политика правительства;

Денежно-кредитная политика правительства;

Правительственное законодательство.

Демонополизация экономики - это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.



Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство - это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства - одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии рыночного механизма.

Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий;

2) ограничение использования монопольной власти.

Опыт развитых стран свидетельствует, что антитрестовская политика оказалась малоэффективной и влияла лишь на формы централизации капитала, но сам процесс монополизации она не приостановила. Противодействие монополизации экономики выражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации. Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым относятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Незаконными признаются действия субъектов, направленные на территориальный раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снабжения, установление согласованных цен и скидок, на согласование квот производства с целью манипулирования обменом и характером предложения, а также на назначение единых директоров конкурирующих фирм.

В странах Восточной Европы проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь были созданы искусственно, путем концентрации производства, приведшей к образованию гигантских предприятий и объединений. В постсоветских странах антимонопольная политика первоначально была направлена на преодоление "командно-административного монополизма", т.е. на изменение типа экономических систем.

Обобщая сказанное, отметим, что свободная конкуренция обусловила концентрацию производства, приведшую не к появлению, а к господству рыночных монополий. Наиболее распространенными их видами являются чистая, или абсолютная, естественная и искусственная, производственная и организационная монополии. Классическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые в модернизированном виде существуют и в настоящее время.

В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

1. Обеспечение единства экономического пространства на территории

Российской Федерации

2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

3. Снижение барьеров входа на товарные рынки

4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.

Ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.

Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями

(заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия- монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.