Финансовая система социального страхования. Финансирование государственной системы социального страхования

Финансовая система: содержание и функции

Характеристика системы ОСС будет незаконченной и неполной, если не рассмотреть ее финансовые основы и соответствующую им систему финансово-экономических отношений. Это предполагает необходимость выяснения особенностей финансовой деятельности фондов обязательного социального страхования, порядка формирования и использования ими страховых средств, место и роль их бюджетов в обеспечении социальной защиты населения, путей повышения эффективности финансовой деятельности ОСС. Начнем выяснение этих проблем с вопроса, что такое финансы?

В ходе экономических реформ, в процессе создания системы ОСС была сформирована финансовая система обязательного социального страхования для решения задач защиты населения от социальных и профессиональных рисков, носящих массовый характер. Эта система характеризуется рядом специфических особенностей. Во-первых, финансовая система ОСС организационно не является единой. Это означает, что аккумуляция, хранение и использование накопленных денежных средств осуществляется через отдельные специальные внебюджетные фонды.

В настоящее время существуют три федеральных фонда: ПФР, ФСС РФ, ФФОМ С и 79 территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Все они входят в финансовую систему России, являясь крупнейшими финансовыми институтами по мобилизации денежных средств, используемых на выплату страховых пособий (пенсий по старости, инвалидности, потере кормильца, пособий по временной нетрудоспособности по болезни, материнству и детству, страховых выплат в связи с травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями, на оказание медицинских услуг и т. д.).

Одновременно внебюджетные фонды являются важнейшими элементами бюджетной системы России. Вместе с тем, несмотря на организационно-финансовую самостоятельность каждого из фондов социального страхования, есть все основания говорить о единой финансовой системе обязательного социального страхования.

Во-первых, сконцентрированные финансовые ресурсы в этих фондах используются для достижения единой цели - обеспечения воспроизводства индивида или поддержание нормального уровня жизнедеятельности при наступлении страхового случая. Именно благодаря этому общему финансовому ресурсу обеспечивается страховая защита человека на протяжении всего жизненного цикла - от рождения до смерти.

Во-вторых, по своей экономической сущности (природе) финансовые ресурсы всех этих фондов идентичны: они представляют собой часть необходимого продукта, или отложенную часть заработной платы работника для поддержания своей жизнедеятельности при наступлении страхового случая.

В-третьих, средства, аккумулируемые в фондах социального страхования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Экономически необоснованное перераспределение ограниченных финансовых ресурсов системы ОСС в пользу одних фондов за счет средств других фондов всегда ведет к снижению уровня социальной защиты по отдельным видам социального страхования. Действующая система ОМС является наглядным примером того, что по причине недофинансирования уровень и качество медицинских услуг до последнего времени находились в критическом состоянии.

Финансы фондов ОСС обладают рядом качеств, придающих им статус самостоятельного финансового института.

Эта самостоятельность обусловливается тем, что, во-первых, во внебюджетных фондах консолидируются финансовые ресурсы застрахованных, которые по своему экономическому содержанию принципиально отличаются от бюджетных средств; во-вторых, строго целевым характером их использования, а именно на страховую защиту застрахованных; в-третьих, особым организационно-правовым статусом, предполагающим автономность и независимость от государственного бюджета.

Направленность использования финансовых ресурсов в финансовой системе ОСС носит долговременный и устойчивый характер. Расходные статьи внебюджетных фондов в отличие от бюджетов разных уровней (федерального, регионального и т.п.) не подвержены резким изменениям. Если здесь и имеют место колебания, то они незначительны.

Важно также подчеркнуть и такой момент: финансовая система ОСС концентрирует значительные финансовые ресурсы. В совокупных расходах правительства доля этих расходов превысила 25%.

Из этого можно сделать однозначный вывод, что финансовая система ОСС в значительной степени сняла бремя социальных расходов с государства. Поэтому от ее устойчивости и эффективности во многом зависят уровень и качество социального обеспечения застрахованных. Вместе с тем, как показывает опыт западных стран, потенциал возможной концентрации финансовых ресурсов в системе ОСС далеко не исчерпан.

Теперь рассмотрим, за счет каких источников формируются денежные ресурсы финансовой системы ОСС. Такими законодательно закрепленными источниками являются:

Средства, поступающие в фонды социального страхования в виде страховых взносов (с 2001 г. в виде ЕСН) в соответствии с установленными тарифами для каждого вида социального страхования;

Средства, поступающие из федерального и региональных бюджетов в соответствии с действующим законодательством;

Средства от инвестирования временно свободных средств;

Средства, взыскиваемые со страхователей в виде штрафов, пени за нарушение сроков и размеров внесения взносов или налога в фонды ОСС;

Добровольные взносы юридических и физических лиц в фонды ОСС.

Финансовые средства перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности в соответствии с действующим законодательством и Положением о порядке уплаты ЕСН и страховых взносов.

Таким образом, функцию консолидации, хранения и использования финансовых средств в системе ОСС осуществляют фонды социального страхования. Консолидированные в них средства составляют финансовую основу ОСС. Формой или финансовым механизмом реализации этой функции является бюджет фонда. В действующей системе обязательного социального страхования каждый фонд имеет свой бюджет.

Это бюджет ПФР, бюджет ФСС, бюджет ФФОМС и бюджеты ТФОМС.

Принципы управления системой обязательного социального стра­хования

Тема 6. Управление системой социального страхования

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации осущест­вляет управление системой обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, со­здаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федераль­ными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Средства обязательного социального страхования являются федераль­ной государственной собственностью.

Организационно-правовая форма страховщиков определяется феде­ральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования.

Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обя­зательного социального страхования.

Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на пари­тетное представительство в органах управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.

Контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обя­зательного социального страхования осуществляется в соответствии с законо­дательством Российской Федерации.

Профсоюзы в соответствии с законодательством Российской Федера­ции имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использовани­ем средств обязательного социального страхования.

Бюджетный процесс в системе обязательного социаль­ного страхования:

1. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхо­вания на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.

2. Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных ви­дов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке.

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входятв состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источниками поступлений денежных средствв бюджеты обязательногосоциального страхования являются:

страховые взносы;

дотации, другиесредства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

штрафные санкции и пеня;

денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;


доходы от размещения временно свободных денежных средств обяза­тельного социального страхования;

иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Установление тарифов страховых взносов на обяза­тельное социальное страхование:

1. Тарифы страховых взносов на обязательноесоциальное страхованиеустанавливаются федеральным законом.

2. Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное со­циальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

3. Особенности установления тарифов страховых взносов на обязатель­ное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения опреде­ляются федеральными законами о конкретных видах обязательного социаль­ного страхования.

Расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования и отчеты, об их исполнении:

1. Денежные средства бюджетов обязательного социального страхова­ния расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о кон­кретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обяза­тельного социального страхования на очередной финансовый год.

2. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Отчеты об исполнении бюджетов обязательного социального страхо­вания за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерально­го Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.

Хранение денежных средств обязательного социального страхования:

1. Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных бан­ков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

2. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательно­го социального страхования не взимается.

Государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования:

1. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных уста­новленных федеральными законами расходов Правительство Российской Фе­дерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного со­циального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

2. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в по­рядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.


Страховые принципы, с учетом которых функционирует и отечественная система соцстрахования, основаны на аккумулировании финансов в специально созданных организациях. Особенность финансовой системы соцстрахования заключается в том, что полученные средства могут быть потрачены только с определенной целью - возмещение дохода трудоустроенным гражданам и их семьям. Право на возмещение возникает при наступлении одного из страховых событий: временной потери трудоспособности, инвалидности, безработице и так далее.

Основы финансирования

Страховщиком, осуществляющим непосредственное руководство финансовыми потоками соцстрахования, является организация, правовой статус которой регламентирован профильными законами федерального уровня по каждому виду страхования (пенсионному, медицинскому, социальному). В соцстраховании такие организации обязаны предоставлять места в управленческом секторе всем участникам системы: выступающим в роли страхователей работодателям, застрахованным сотрудникам. При этом страховщики подотчетны государственным органам, что выражается в утверждении бюджетов (реализованных и планируемых) на уровне Правительства в виде федеральных законов. Главные особенности финансов соцстрахования:

  • Хранение на счетах Центробанка и (или) в уполномоченных государством иных банковских учреждениях;
  • Обособленность от госбюджета;
  • Запрет на изъятие любыми исполнительными органами;
  • Размещение средств, которые временно не используются для выплаты компенсаций, только под правительственные гарантии;
  • Доход от инвестирования освобождается от налогообложения;
  • Отсутствие платы за услуги банков;
  • Контроль использования средств осуществляется госнадзором, Счетной палатой.

Все доходы страховщиков, независимо от источников, могут использоваться только для социальных нужд. Работа организаций носит некоммерческий характер, поэтому получение прибыли не является главной целью, в отличие от добровольного, личного, иных видов страхования. К базовым функциям финансовой системы соцстрахования относятся формирование страховых организаций (фондов-страховщиков), начисление и выплата пенсий, пособий, прием взносов.

Принципы формирования ресурсов соцстрахования

Существует 6 принципов, на которых основано формирование финансов соцстрахования. Первый - экономико-финансовая приемлемость, обуславливающая посильность взносов для работодателей. Принцип тесно связан с налогообложением, поскольку налоговая нагрузка на зарплатные фонды может быть уменьшена при повышении страховых тарифов. Второй принцип подразумевает социальную справедливость, согласно которой величина пенсий и компенсаций напрямую связана с длительностью перечисления взносов и их размером. Социальная эффективность, как третий принцип, демонстрирует успешную компенсацию страховыми выплатами утраченного дохода. При небольшом страховом стаже страховка должна защитить застрахованное лицо от бедности. Четвертым принципом является эквивалентность доходной и расходной части системы соцстрахования. В любой период стоимость расходов должна равняться стоимости будущих доходов, учитывая резерв. В рамках данного принципа солидарность застрахованных приближает соцстрахование к соцобеспечению, уравнивая всех участников.

Пятый принцип заключается в солидарном перераспределении ресурсов. Это значит, что размер взносов устанавливается вне зависимости от индивидуального уровня социальных рисков и других особенностей жизнедеятельности застрахованного лица. Например, взносы обязательного медстрахования не зависят от состояния здоровья плательщика, наличия хронических заболеваний, возраста и др. Солидарность в системе соцстрахования должна ограничиваться установленными рамками, иначе страхование будет приближено к соцобеспечению. Последний принцип базируется на эквивалентности участия поколений в финансировании соцстрахования. Практически это проявляется в рамках «социального контракта» поколений, когда трудоспособное население обеспечивает своими взносами выплаты пенсионерам. Дополнительные принципы: субсидиарность, когда государство покрывает дефицит средств соцстрахования; государственная ответственность, предусматривающая создание законодательной базы, контроль работы фондов.

Источники получения денежных средств

Механизм финансирования сферы обязательного соцстрахования - это совокупность финансовых и страховых отношений, система сбора и размещения средств, методы и модели управления финансами, а также законодательная база, с учетом которой работает система. Эффективность работы Фонда соцстрахования зависит от предусмотренных законом уровней компенсации социальных рисков, величины взносов, нагрузки на фонды и форм контроля, обеспечивающих регулярность перечисления взносов на соцстрахование. Источники финансирования Фонда:

  • Взносы страхователей (работодателей, ИП). Это процент от оплаты труда, который предназначен для защиты от социальных рисков;
  • Взносы сотрудников госпредприятий и самозанятых лиц. Средства удерживаются из зарплаты;
  • Штрафы за нарушение законов соцстрахования;
  • Пени за просрочку взносов;
  • Взносы, выплачиваемые государством за неработающих граждан;
  • Средства, изъятые по решению суда. Эти платежи - результат регрессных исков, когда страховщик требует возврата средств от лиц, которые несут ответственность за причиненный застрахованному лицу вред;
  • Деньги из регионального либо федерального бюджета. Такие перечисления обусловлены дефицитом средств в ФСС или необходимостью покрытия страховщиком нестраховых выплат (по решению госорганов).

Бюджет соцстрахования может быть также дополнен добровольными перечислениями, если они не противоречат действующим нормам. Взносы соцстрахования перечисляются каждый месяц на счета профильных фондов (пенсионного, медицинского, социального). Важнейшим признаком страховых взносов является их целевое предназначение: компенсация заработка при наступлении официально подтвержденного страхового события.

Виды расходов

В современной системе отечественного соцстрахования существует три вида расходов: на пенсии и пособия, на административные расходы, на оплату издержек, связанных с инвестиционной деятельностью фондов. Грамотная классификация рисков способствует оптимизации расходов и удобству при получении страхового покрытия. Пенсионное соцстрахование включает риск смерти кормильца, наступления старости и долговременной утраты трудоспособности, инвалидизации. Краткосрочные пособия (оплата больничных листов, выплаты роженицам) базируются на минимальном страховом стаже. Ограниченность выплат по времени позволяет за короткий срок стабилизировать финансовую систему. Для этого ресурсы распределяются ежемесячно, а для резерва формируется небольшой фонд.

Долгосрочные выплаты (пенсии по возрасту, инвалидности) требуют стабильных тарифов, действующих длительный период. Также важен размер взносов, не превышающий возможностей страхователей. На административные издержки средства идут из дохода соцстрахования, а не из госдотаций. Данным видом расходов можно эффективно управлять, оценивая его уровень и качество предоставляемых услуг. Инвестиционные расходы обусловлены необходимостью создания резервного фонда. Средства для инвестиций - это излишек, который образуется при долгосрочном страховании (взносы некоторое время превышают выплаты).

Анализ доходов и расходов бюджета ФСС за 2014-2017 года

2014 год был последним, когда доходная часть бюджета Фонда соцстрахования превышала расходную. Уже в 2015 г. дефицит составил 55,42 млрд. рублей. Подобная тенденция сохранялась в 2016 г. (дефицит - 37,37 млрд.) и в 2017 г. (дефицит - 41,21 млрд.). Наличие постоянного дефицита бюджета оказывает отрицательное влияние на эффективное функционирование системы соцстрахования, что обуславливает снижение уровня соцзащиты россиян. Причиной уменьшения доходной части бюджета являются кризисные явления этого периода, негативно воздействующие на фонд оплаты труда, из которого платятся страховые взносы.

Увеличение выплат, связанных с материнством, демонстрирует положительные тенденции в демографической сфере: в 2017 г. объем выплат увеличился на 24% по сравнению с 2013 г. Размер бюджета на 2018 г. утвержден законом «О бюджете Фонда соцстрахования РФ на 2018 год…». Доходная часть составляет 708 905 255,7 тыс. рублей, расходная - 736 603 500,1 тыс. рублей. Предусмотрен дефицит в размере 27 698 244,4 тыс. рублей.

Заключение

Финансирование системы соцстрахования основано на страховых взносах, субсидиях государства, штрафных выплатах, взысканиях по решению суда. С 2014 г. бюджет Фонда соцстрахования утверждается с учетом дефицита.

Подобная система выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.

Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.

Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование.

ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в соц. сфере.

Схема: финансовая система социального страхования

Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.

Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны ( ФЗ №165).

В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.

Схема: источники пополнения бюджета

Система обязательного социального страхования

Система социального страхования в РФ включает в себя:

  • обязательное;
  • добровольное страхование.

Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:

  • страхование при временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;

Схема: система обязательного социального страхования.

Финансовая система обязательного социального страхования является частью «финансового дерева» государства. Социальная защита осуществляется за счет средств, которые накапливаются в бюджетах всех уровней и за счет финансов целевых фондов.

Бюджетная материальная поддержка существует только для граждан, которые не могут защитить свои имущественные права самостоятельно.

Обязательное страхование применяется относительно трудоспособных лиц, которые могут что-то потерять при наступлении страхового случая: заработную плату, рабочее место, здоровье или жизнь. Социальную бюджетную помощь и страхование называют социальным обеспечением.

Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций.

Система – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека.

Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (мед. персонала, военнослужащих).
Обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства.

Система выступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, договорных принципах.

История развития системы в России

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы.

При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.

ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  • ПФ (середина декабря 1990 года);
  • ФСС (декабрь 1990 года).

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их реализация стартовала только с 1992 года.

В результате возникли:

  • фонд занятости населения;
  • ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями).

Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ.

  • Управление системой обязательного социального страхования в Российской Федерации
  • 2. Пенсионная реформа в Российской Федерации
  • 3. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации
  • 1) Лица, производящие выплаты физическим лицам;
  • Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
  • 4. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации
  • 5. Единые пенсионные службы
  • Вопросы для самоконтроля:
  • 1. Виды трудовых пенсий.
  • 2. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.
  • 3. Порядок исчисления трудовых пенсий.
  • 4. Назначение, выплата и доставка трудовых пенсий.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 6 Трудовая пенсия по старости Учебные вопросы:
  • Введение
  • 1. Понятие трудовой пенсии по старости
  • 2. Основания, определяющие право на пенсию по старости
  • Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости
  • О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей судов гражданской авиации
  • Назначение досрочных пенсий педагогическим работникам
  • Досрочные пенсии по старости медицинским работникам
  • Досрочные пенсии по старости многодетным матерям
  • Досрочные пенсии по старости, назначаемые некоторым категориям инвалидов
  • Пенсионное обеспечение граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • 3. Порядок исчисления трудовой пенсии по старости.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • 1. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению
  • 2. Условия назначения пенсий
  • 3. Пенсии (за выслугу лет) федеральным государственным служащим
  • 4. Особенности назначения государственной пенсии по старости некоторым категориям граждан
  • 4.1. Гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия
  • 4.2. Пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф
  • 4.3. Государственная пенсия по инвалидности
  • 5. Особенности назначения, перерасчета и индексации пенсий федеральным государственным гражданским служащим
  • 6. Понятие социальной пенсии
  • Размеры социальных пенсий
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Понятие пенсии по инвалидности.
  • 2. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности.
  • 3. Порядок признания граждан инвалидами.
  • 4. Структура и размер трудовых пенсий по инвалидности.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • 2. Категории военнослужащих, имеющих право на государственные пенсии. Круг лиц, приравненных к военнослужащим в целях пенсионного обеспечения.
  • 2.1. Понятие пенсии за выслугу лет
  • 2.2. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям
  • 3. Виды пенсий военнослужащим. Пенсии по инва­лид­ности, пенсии по случаю потери кормильца.
  • 3.1. Пенсия по инвалидности военнослужащим
  • 3.2. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих
  • 3.3. Категории граждан, приравненные к военнослужащим, и их семьи
  • 4. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий военнослужащим
  • 4.1. Процедура обращения за пенсией
  • 4.2. Особенности процедуры обращения за пенсией военнослужащих и их семей
  • 4.3. Особенности назначения пенсий военнослужащим и их семьям
  • 4.4. Особенности выплаты пенсий военнослужащим и членам их семьей
  • 4.5. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
  • 4.6 Право военно­слу­жа­­щих на трудовую пенсию
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 10
  • 1. Пожизненное ежемесячное содержание судей
  • 2. Дополнительное обеспечение для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
  • 3. Дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией
  • Размеры доплат по закону от 4 марта 2002г.
  • 4. Назначение, выплата и перерасчет пенсий отдельным категориям граждан
  • 4.1. Особенности процедуры обращения за пенсией
  • Федеральных государственных гражданских служащих
  • 4.3. Назначение пенсий
  • 4.5. Выплата пенсии
  • 4.6. Особенности выплаты пенсий федеральным государственным гражданским служащим
  • 4.7. Перерасчет государственных пенсий
  • 4.8. Особенности перерасчета пенсий федеральных государственных гражданских служащих
  • 4.9. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
  • 5. Индексация пенсий отдельным категориям граждан
  • 5.1. Особенности индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 11 Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения Учебные вопросы:
  • Понятие пособий и их классификация
  • 2. Виды и содержание пособий по системе социального обеспе­чения
  • 2.1. Пособие по временной нетрудоспособности
  • 2.2. Пособие по беременности и родам
  • 2.3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности
  • 2.4. Единовременное пособие при рождении ребенка
  • 2.5. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
  • 2.6. Ежемесячное пособие на ребенка
  • 2.7. Пособия для граждан из числа детей-сирот
  • 2.8. Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом
  • 2.9. Ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
  • 2.10. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы
  • 2.11. Социальное пособие на погребение
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 12 Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение Учебные вопросы:
  • Введение
  • 1. Принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
  • Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда
  • Виды страхового возмещения
  • 1.3. Порядок освидетельствования и переосвидетельствования застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы
  • 1.4. Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию
  • 2. Медицинская помощь и лечение
  • 2.1. Законодательство о медицинской помощи
  • 2.2. Виды медико-социальной помощи
  • 3. Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
  • Права семьи
  • Права женщин
  • Права несовершеннолетних
  • Права военнослужащих
  • Права граждан пожилого возраста
  • Права инвалидов
  • Права граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях
  • Права лиц, задержанных, заключенных под стражу и осужденных
  • 4. Лекарственная помощь
  • 5. Санаторно-курортное лечение
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 13-1 Социальная помощь и обслуживание граждан Учебные вопросы:
  • 1. Понятие социального обслуживания
  • 2. Законодательство о социальном обслуживании
  • 3. Принципы социального обслуживания
  • 4. Виды социального обслуживания
  • Стационарное обслуживание
  • Полустационарное обслуживание
  • Надомное обслуживание
  • Социально-консультативная помощь
  • Реабилитационное обслуживание
  • Реабилитация инвалидов
  • Реабилитация детей
  • Реабилитация лиц, попавших в чрезвычайную ситуацию
  • Государственный сектор социального обслуживания
  • Муниципальный сектор социального обслуживания
  • Стационарное социальное обслуживание
  • Полустационарное обслуживание
  • Социальная помощь на дому
  • Содержание детей в детских учреждениях
  • Срочное социальное обслуживание
  • Социально-консультативная помощь
  • Порядок оплаты социальных услуг
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Виды льгот по системе социальной поддержки
  • Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий
  • Меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
  • Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий
  • Меры социальной поддержки ветеранов труда
  • 2. Льготы для инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Литература Основная
  • Дополнительная
  • Нормативные правовые акты Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Указы Президента Российской Федерации
  • Постановления Правительства Российской Федерации
  • Определения и Постановления Конституционного Суда рф
  • Постановление Пленума Верховного Суда рф
  • Постановления министерств
  • Приказы министерств России
  • Другие нормативные документы министерств и ведомств
  • Содержание
  • Тема 8. Пенсии по инвалидности
  • Тема 9. Пенсии военнослужащим и членам их семей
  • Тема 10. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан
  • Тема 11. Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения
  • Тема 12. Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение
  • Тема 13-1. Социальная помощь и обслуживание граждан
  • 1. Основы социального страхования в Российской Федерации

    Согласно Конституции Российская Федерации является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Установленный в качестве основы конституционного строя социальный характер государства предполагает заботу о тех членах общества, которые в силу ограниченных возможностей, вызванных различными жизненными факторами, оказываются временно или постоянно неспособными обеспечить необходимый уровень жизнеобеспечения для себя и нетрудоспособных членов семьи.

    Конституция Российской Федерации предусматривает общеправовые принципы нашего законодательства и говорит о его социальной направленности. Между тем одного только конституционного закрепления основных принципов правового регулирования явно не достаточно, поскольку отношения даже в области социальной защиты и обеспечения настолько разнообразны по содержанию, что говорить об охране материнства и праве на пенсию применительно к обязательному социальному страхованию трудно. Система обязательного социального страхования имеет своей целью сформировать средства фонда социального страхования, которые идут на материальную поддержку нуждающихся в определенных случаях. Основные принципы правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию исходят из сути задач, которые возложены на реализацию законодательных актов по социальному страхованию. Если рассматривать с этой точки зрения все принципы правового регулирования, которые предусмотрел законодатель применительно к отношениям по обязательному социальному страхованию, можно заметить, что они, как и сам Закон, имеют направленность на формирование достаточно серьезного источника доходов фонда социального страхования.

    Система обязательного социального страхования является одним из способов обеспечения социальной защиты населения. В последние годы происходит становление данного института: определены виды обязательного социального страхования, его финансовые основы, сформированы государственные внебюджетные социальные фонды и законодательная база их функционирования. В настоящее время систему обязательного социального страхования составляют: обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Разные виды обязательного социального страхования обеспечиваются соответствующими денежными фондами: обеспечением по пенсионному страхованию выступают средства Пенсионного фонда, по медицинскому страхованию - средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

    Основным законодательным актом, устанавливающим основы правового регулирования вопросов обязательного социального страхования является Федеральный закон от 16 июля 1999 года №165- ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

    Правовое положение субъектов обязательного страхования составляет непосредственный предмет отношений сторон по обязательному социальному страхованию, и в этой лекции мы не раз будем обращать внимание на особенности данных правоотношений. Заметим, что правовое положение субъектов обязательного страхования значительно отличается от правового положения субъектов всех остальных отношений по страхованию. Если сам субъектный состав отношений по обязательному страхованию ничем значительно не отличается от субъектов отношений по страхованию, предусмотренных в Гражданском Кодексе Российской Федерации, то их правовое положение различается между собой очень значительно. Именно этим объясняется необходимость принятия специального закона для регулирования данных отношений.

    Предмет отношений данного законодательного регулирования составляют: правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Разберем данный состав отношений. Для начала, укажем субъектов отношений по обязательному социальному страхованию. Субъектами отношений по страхованию, согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, будут выступать страхователи (кто страхует), страховщики (страховые компании) и застрахованные лица или выгодоприобретатели. В принципе, состав субъектов страхования в отношениях по обязательному социальному страхованию аналогичен тому, который устанавливает Гражданский Кодекс Российской Федерации в отношении любых видов правоотношений по страхованию. Однако именно в отношениях по обязательному социальному страхованию есть некоторые отличительные особенности относительно того, кто конкретно может выступать на стороне страховой компании (страховщика) и застрахованного лица. Важно отметить, что страхователями могут быть только работодатели (это организации, юридические лица или индивидуальные предприниматели). Именно сам факт того, что человек состоит в трудовых отношениях с организацией или предпринимателем, создает для него обязанность по страхованию своего работника от рисков, предусмотренных настоящим Законом. Что означает факт того, что человек состоит в трудовых отношениях?

    Застрахованными лицами (работниками) могут являться не только граждане Российской Федерации определенного возраста, но и лица без гражданства, иностранные граждане, главное, чтобы они состояли в трудовых отношениях с работодателем на основании Трудового Кодекса Российской Федерации. В данном случае законодатель уравнял в правах российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, что соответствует положениям пункта 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации и его правовое регулирование строится на основе основных принципов, которые мы сейчас с Вами рассмотрим.

    Принцип устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования

    Данный принцип по своему содержанию означает не что иное, как обеспечение достаточности средств фонда обязательного страхования на проведение тех выплат, которые он осуществляет. Поскольку специальными законами предусмотрены отдельные виды обязательного социального страхования, можно говорить не только о Фонде обязательного социального страхования, но и о Фонде обязательного медицинского страхования и Пенсионном Фонде Российской Федерации.

    Законодатель при определении данного принципа не указывает на его содержание, сущность которого ясна уже из названия принципа, но указывает на один из способов достижения достаточности средств фондов тем потребностям в выплатах, которые есть в настоящее время в обществе. Данный способ указан как соблюдение эквивалентности или пропорциональности потребностей в страховом обеспечении средствам фондов.

    Как формируются доходы фондов? Данные доходы складываются как из источников налоговых поступлений, за счет перечислений на безвозвратной основе из федерального бюджета страны, так и за счет поступления страховых взносов. При этом страховые взносы могут оплачивать как работодатели за своих сотрудников в обязательном порядке, так и граждане в добровольном порядке.

    Важно отметить, что в настоящее время цель материальной поддержки граждан в различных жизненных ситуациях (имеются в виду страховые случаи) обеспечивается не столько за счет средств от перечисления страховых взносов или налоговых платежей, сколько за счет дотации из федерального бюджета страны. Именно поэтому в настоящее время законодательство страны решает очень важную для себя задачу сокращения средств прямого финансирования за счет государства посредством увеличения доходов фондов за счет иных источников. В настоящее время многие организации и индивидуальные предприниматели стараются занизить размеры налоговых отчислений. Если в этой ситуации государство будет повышать ставки страховых взносов, такая политика может привести к снижению доходов фондов социального страхования. Не так давно такая же задача стояла перед государством по поводу пенсионного обеспечения граждан, ее решили за счет кардинальной реформы пенсионного законодательства страны.

    Принцип всеобщего обязательного характера социального страхования

    Для раскрытия содержания данного принципа необходимо обратиться к положениям статьи 9 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования». В данной статье, в частности, определены основания для возникновения правоотношений по обязательному социальному страхованию. Положения данной статьи федерального закона указывают на обязательность возникновения данных отношений при наступлении определенных условий. Для нас в настоящей статье наибольший интерес представляют такие основания возникновения отношений по обязательному социальному страхованию, которые возникают у работодателя по отношению к своему работнику. В частности, статья 9 указывает нам на то, что такие отношения обязательно возникают с момента заключения с работником трудового договора.

    Содержание данного принципа отчасти выражается и в принципе обязательности уплаты страховых взносов и налогов страхователями. Здесь законодатель напрямую говорит только о страхователях, т.е. о работодателях. Некоторые страхователи могут оплачивать только страховые взносы или только налоги, связано это с использованием некоторыми из них специальных налоговых режимов. Обязательность уплаты страховых взносов входит в содержание принципа всеобщего обязательного характера социального страхования , а вот обязательность уплаты налогов нет. Возможно, именно по данному основанию и можно говорить о выделении дополнительного принципа. Напоминаем, что не только за счет средств взносов, но во многом и за счет налоговых поступлений формируется запас средств всех трех социальных фондов (социального страхования, обязательного медицинского страхования и пенсионного фонда). А потому обязательность уплаты налоговых платежей имеет отношение не только к налоговой дисциплине и к добросовестному исполнению налогоплательщиками налоговых обязательств, но и к обеспечению средствами обязательного социального страхования. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

    Государство контролирует не только уплату налогоплательщиками налогов, проводя выездные проверки налоговых органов, но аналогичные выездные проверки могут проводиться и сотрудниками самих фондов. Например, таким правом обладают уполномоченные Фонда социального страхования на основании Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам, утвержденные Постановлением Фонда социального страхования от 17.03.2004 N 24.

    Проверке подлежат расходы страхователей-работодателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности, иных видов пособий по обязательному социальному страхованию, оплату путевок на оздоровление детей работников, а также другие виды расходов, предусмотренные бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

    Принцип государственной гарантии

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство является гарантом прав и свобод граждан страны. Это напрямую касается и гарантий со стороны государства в области социального страхования. Гарантия соблюдения прав застрахованных лиц подразумевает защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика. Содержание данного принципа напрямую соотносится с уже рассмотренным принципом финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования. Государство за счет средств федерального бюджета дополняет (компенсирует) недостаток средств фондов в тех случаях, когда их собственных средств не хватает. Например, государство несёт субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Данная норма закреплена в статье 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании». Также в качестве примера предоставления гарантии со стороны государства можно укзать постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П «О проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учёта страховых взносов, включаемых в расчётный пенсионный капитал в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан,и в связи с жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой».

    Принцип государственного регулирования системы обязательного социального страхования

    Помимо того, что за счет средств государственного бюджета федерального уровня покрываются все недостающие расходы на нужды выплат по страховому обеспечению, государство регулирует еще и такие области отношений в обязательном социальном страховании, как деятельность фондов страхования (как мы уже заметили, их три), регулирует отношения страховщиков и страхователей, застрахованных лиц. Кроме того, в содержание данного принципа включены и другие принципы правового регулирования. Например, принцип ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования и принцип обеспечения надзора и общественного контроля. Содержание данного принципа необходимо рассматривать совместно с двумя другими названными принципами ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования и принципом обеспечения надзора и общественного контроля.

    В качестве примера можно отметить, что в Уставе или в положении о том или ином фонде содержатся нормы, которые регулируют вопросы управления фондом и осуществления государственного контроля за его средствами.

    Указанные принципы говорят об общественном контроле за деятельностью системы обязательного социального страхования. Это можно понять как контроль за работой фондов. А если обратить внимание на содержание еще одного принципа - принципа паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования, необходимо отметить, что в связи с этим принципом данное может означать возможность участвовать в управлении фондами и посредством этого контролировать их деятельность. Например, Положение о Фонде социального страхования утверждённое Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 N 101 подразумевает участие представителей профсоюзных и иных общественных организаций, то есть других субъектов страхования в управлении делами Фонда посредством членства в Правлении фонда. При это не чаще 1 раза в год осуществляется ротация членов Правления. В свою очередь Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1, в п. 8 содержит положение, согласно которому в состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР в субъектах Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России. В данных случаях в отношении фондов реализуются положения принципа об участии (паритетности участия) представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования.

    Принцип ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования

    Данный принцип, как и принцип обеспечения государственного надзора и общественного контроля, говорит о контроле, но только именно со стороны государства за деятельностью фондов в связи с целевым расходованием последними своих средств. Однако данный принцип можно понимать более узко и конкретно как процедуру проведения проверки государственными органами финансовой деятельности фондов.

    Известно, что часть средств фондов формируется за счет бюджетных ассигнований. Бюджетным законодательством предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Согласно статье 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом об административном правонарушении, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

    Как следует из статьи 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения . Такое положение установлено в разъяснительном письме Минфина РФ от 20 августа 2003 N 03-01-01/15-245.

    Принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования

    Автономность системы обязательного социального страхования выражается в том, что все средства, которые направлены на нужды обеспечения страховых выплат, формируются в фондах и находятся на праве их оперативного управления. Фактически правовое положение фондов схоже с тем, которое устанавливается законодателем в отношении казенных предприятий. Имущество, которое находится на праве оперативного управления у фондов, можно только передавать по целевому назначению и совершать с ним иные действия, которые предусмотрены отраслевыми нормативными актами по деятельности данных фондов. Однако таким имуществом нельзя пользоваться, а тем более распоряжаться без разрешения собственника имущества - Российской Федерации.

    Автономность системы обязательного социального страхования выражается и в том, что все средства, собираемые на нужды обязательного социального страхования сразу же поступают в фонды.

    Между тем сама организационная форма в виде фонда уже подразумевает под собой обособленный от собственника-государства правовой статус. Правовое положение такой структуры, как фонд организации, подразумевает, что данная организация использует имущество для целей, определенных в его уставе.

    "