Методические рекомендации Методические рекомендации. Контроль за соблюдением норм, правил и стандартов при проектировании и строительстве придорожных сооружений (объектов сервиса)

Определение размеров участка под дилерский автоцентр

Размер участка определяется площадью строений в плане, площадью внешних функциональных и нефункциональных зон и проездов. Размеры зданий и строений определяются расчетами.

Проезды для автомобилей. Поданным Г. М. Напольского на территории предприятия ширина проезда главной дороги должна равняться 7 м, второстепенной - 4,5 м. Поданным других авторов ширина одностороннего проезда должна быть 3 м и двухстороннего 6 м. Рекомендуется организация одностороннего движения с поворотом против часовой стрелки для исключения пересекающихся маршрутов. Наиболее экономной является перпендикулярная расстановка автомобилей с заездом задним ходом (см. приложения 1, 2, табл. 1 ОНТП-01-91). Проезды внутри помещений также регламентируются ОНТП-01 -91 (см. приложения 1, 2). Их фактическая величина зависит от расположения постов и угла наклона рабочих мест к линии проезда. Удельный вес внутренних площадей проезда в общей производственной площади зависит от количества постов: с увеличением количества постов удельный вес площади внутренних проездов увеличивается (рис. 8.1).

Площадь проезда внутри производственной зоны значительно уменьшается при планировке рабочих мест в боксах. При этом каждый бокс имеет отдельные въездные ворота. Есть боксы, которые имеют въездные и выездные ворота. При этом ворота делаются из прозрачных материалов (стекла, пластика), что обеспечивает хорошее естественное освещение. В боксах требуется минимум площади кроме непосредственного рабочего места.

Недостатком такого планировочного решения является повышенный расход тепла в связи с выветриванием. Кроме того, такие решения возможны для малых СТО или автомастерских. В Европе такая планировка малых СТО встречается достаточно часто. Описанная планировка широко применяется в проектах СТО для крупногабаритных грузовых автомобилей и автопоездов, где технологически важен прямоточный заезд и выезд автомобиля без маневрирования. Наличие

въездных и выездных ворот обеспечивает и удобство заезда на рабочее место, и минимум производственной площади. При этом используются специальные системы теплозащиты, обеспечивающие сохранность тепла при заездах-выездах.

Места для парковки. Согласно ОНТП-01-91 количество мест стоянки автомобилей клиентов и персонала СТО вне территории следует планировать из расчета два места стоянки на один рабочий пост . Те же рекомендации дает Г. М. Напольский . Например, 20 постов -40 машино-мест стоянки, площадь 40 х 25 = 1000 м2.

Рекомендации фирм по этому поводу разнятся. Volkswagen рекомендует 3-4 места на один пост , . Mitsubishi рекомендует 4 места на один пост для малых станций (5 и менее постов) и 5 мест на один пост для остальных , . Сюда включаются все виды парковки и демонстрационная площадка автомобилей, в том числе и б/у. Площадь одного места стоянки -от12,5 м2, общая площадь для стоянки одного легкового автомобиля с проездами - 25 м2 (см. приложение 2, табл. 5).

Склад новых автомобилей. Это может быть совмещенная или отдельная территория, размер которой зависит от функций СТО. Региональный дилер может иметь склад новых автомобилей, рассчитанный на поставку автомобилей дру-гим дилерам. Оптимальная ситуация, когда дилер или продавец имеет достаточный запас автомобилей модельного ряда по цветовой гамме, типу двигателя и опциям. Колебания спроса во времени усложняют решение задачи минимизации площади склада. Запас этой площади во всех случаях обеспечивает вероятность лучшего результата. Некоторые региональные дилеры имеют склад на одну-две тысячи автомобилей. Количество мест стоянки склада новых автомобилей равно годовому объему продаж, поделенному на время оборота автомобиля (три-четыре недели). Например, если за год продается 200 автомобилей, их запас на складе составляет: 200 / 12= 17; площадь равна 25 х 17 = 475 м2.

Склад автомобилей б/у. Количество мест стоянки равно объему продаж автомобилей б/у в неделю, умноженному на количество недель оборота (хранения автомобиля б/у на складе). В среднем оборот составляет шесть-восемь недель. Например, если в течение года продается 200 автомобилей б/у, а в неделю продается четыре автомобиля, количество мест стоянки на складе автомобилей б/у 4 х 8 = 32, а его площадь 32 х 25 = 800 м2.

Некоторые фирмы , рекомендуют площадь склада новых автомобилей из расчета от 0,6 м2 до 1,0- 1,2 м2 на один проданный автомобиль в зависимости от мощности автоцентра (чем больше годовой объем продаж, тем больше площадь на один автомобиль). Для автомобилей б/у - 1,5-1,6 м2 на один проданный автомобиль. По этим данным при продаже 200 автомобилей в год площадь склада новых автомобилей составляет от 120 м2до 240 м2(рассчитан на хранение 10 автомобилей). При этом предусматривается площадь для хранения проданных и подготовленных к передаче автомобилей. Она в зависимости от мощности автоцентра занимает от 30 до 100% площади склада новых автомобилей. С учетом этой площади территория для хранения новых и подготовленных к продаже автомобилей равна 480 м2. Площадь склада, таким образом, зависит от политики и организации продаж, распределения функций дистрибьютора и дилера, взаимного расположения их складов.

Место для демонстрации новых автомобилей планируют перед автосалоном отдельно от автомобилей б/у. Как правило, новые автомобили устанавливают на подиуме для привлечения внимания посетителей автосалона. Они должны быть хорошо видны при подъезде к СТО. Выставочные автомобили располагают ближе к входу, чтобы они попадали в поле зрения посетителей и автосалона, и СТО. Количество мест стоянки на демонстрационной площадке для новых автомобилей равно количеству моделей, но не менее пяти. Некоторые фирмы рекомендуют количество мест для открытой демонстрации автомобилей от четырех до семи. Площадь мест для демонстрации новых автомобилей 100-175 м2 , площадь одного места для демонстрации автомобилей - 20 м2 [ 102].

В зависимости от маркетинговой политики, класса автомобиля и других факторов дистрибьютор или дилер организует презентацию автомобилей не только в автосалоне автоцентра, но и арендует для этих целей престижные помещения в центре города, на выставках, при проведении значимых мероприятий. Например, в центре многих городов в наиболее престижных помещениях располагаются автосалоны самых престижных брендов - Porse, BMW, Mersedes, Rols Roys.

Демонстрационная площадка для автомобилей б/у - не менее трех машино-мест. Площадь мест демонстрации - не менее 75 м2 , другие - 500 м2.

Место для производственных отходов. Площадь - 25-50 м2.

Место для вредных отходов. Предусматривается сохранность отходов для дальнейшей их утилизации в соответствии с правилами и техническими условиями. Площадь - 25-50 м2.

Детальное планирование земельного участка показывает , что на один пост автосервиса с автосалоном нужно 300 м2(100 м2 производственных площадей, 100 м2территориии 100 м2 резервной территории), без автосалона -280 м2 (80 м2 производственной площади, 100 м2 территории и 100 м2 резервной территории). По данным Филиала НАМИ один пост - 120 м2. Анализ реальных проектов

свидетельствует, что производственная площадь на один пост может быть и меньше 80 м2, и больше 150 м2.

Общую площадь участка ориентировочно можно определить, исходя из количества постов. Например, СТО на 10 постов (под постом понимается рабочее место) требуется в целом 10 х 100 м2 = 1000 м2 производственной площади, плюс 10 х 100 м2= 1000 м2 территории, плюс 10 х 100 м2= 1000 м2 резервной территории - всего 3000 м2 (30 соток, или 0,3 га) земли. Эти ориентировочные размеры уточняются при расчетах и подборе земельного участка. Данные рекомендации существенно расходятся с рекомендациями фирм .

Размер участка определяют как сумму производственных площадей, наружных функциональных и нефункциональных зон, внутренних проездов. Некоторые фирмы предлагают свой порядок расчета площадей.

Нормативные документы предусматривают коэффициент застройки 0,3. В реальных проектах дилерских центров [ 102] территория стоянки для автомобилей равна общей площади помещений (50% на 50%); площадь цеха с проездами- 75% общей производственной площади, площадь складов - 15% общей производственной площади, площадь санитарно-бытовых помещений - 10% производственной площади.

По другим данным незастроенная территория составляет 62,5% общей площади, с учетом резервной территории - 76,5%.

Таблица 8.6

Зависимость общей площади территории на один пост от мощности СТО

Количество постов

Площадь территории на один пост, м 2

87,5

89,4

86,0

82,0

77,0

80,0

77,0

74,0

Вывод: общая площадь территории на один пост существенно снижается с увеличением мощности СТО

Пример приблизительного (нерасчетного) определения площади территории СТО на 10 постов:

Производственные и бытовые площади:

1. Посты ТО и ремонта (стандартные рабочие места) 6 х 28 м2 = 168 м2

2. Мойка 1 х 40 м2 = 40 м2

3. Шиномонтаж 1 х 28 м2 = 28 м2

4. Пост электроработ 1 х 35 м2 = 35 м2

5. Ремонт агрегатов 1 х 12 м2 = 12 м2

6. Внутренние проезды (20-25% площади цеха) 71 м2 Итого 354 м2

7. Автосалон (1 м2 на каждый продаваемый за год автомобиль) 1 м2 х 300 = 300 м2

8. Комната мастера 12 м2

8. Стол заказов 12 м2

9. Зал для клиентов 16 м2

10. Туалет для клиентов 8 м2

11. Комната для переговоров и тренингов с библиотекой (архивом) 16 м2 Итого 64 м2

12. Склад для инструмента, технической литературы 10 м2

13. Компрессорная, кладовка, утиль 3 х 10 м2 = 30 м2

Итого 40 м2

14. Склад запасных частей, масел, материалов (17-21% площади цеха) 60 м2

15. Раздевалка, душ, туалет, комната приема пищи или кафе 50 м2

Итого 110 м2

Всего производственные и бытовые площади 568 м2

Территория:

1. Склад новых автомобилей 300 /12 = 25 авто в месяц;

25 - 5 авто в автосалоне = 20 авто; 20 х 25 м2 = 500 м2

2. Склад подержанных авто 100/6 = 17 авто; 17 х 25 м2 = 425 м2

3. Парковка для клиентов 10 х 4 = 40 мест; 40 х 25 м2 = 1000 м2

4. Накопительный бункер 10x2 = 20 мест; 20 х 25 м2 = 500 м2

5. Парковка для клиентов автосалона 3 места х 25 м2 = 75 м2

6. Парковка для клиентов отдела 34 5 мест х 25 м2= 125 м2

7. Парковка для автомобилей работников СТО 15 мест х 25 м2 = 375 м2

8. Очистные сооружения, пожарный водоем, зеленые насаждения 200 м2

Всего наружные функциональные зоны и территория 2275 м2.

Земельный участок или объект недвижимости, конструктивно подходящий

под цели размещения мойки самообслуживания (на 6 постов) должен

соответствовать следующим критериям:

1. Локация: объект должен находится:

1.1. на 1-ой линии, крупный перекрёсток, большие спальные районы

1.2. либо в местах с высокими показателями потока клиентов:

1.2.1. все виды торгово-развлекательных центров (ТРЦ)

1.2.2. бизнес-центры (БЦ)

1.2.3. крупные парковки

1.2.4. авто-заправочные станции (АЗС)

1.2.5. станции технического обслуживания

1.2.6. подземные либо многоуровневые паркинги

1.2.7. и все территории, земельные участки, которые предполагают

размещение на них автомобильного бизнеса.

2. Площадь: – от 600 кв. м. до 1 500 кв.м.

3. Форма: преймущественно прямоугольная

4. Целевое назначение: промышленное использование / под нужды

автотранспорта / придорожный сервис / парковки.

Все, что предполагает размещение объектов автобизнеса.

5. Высотный регламент: высотный регламент должен позволять размещение

одноэтажных сооружений.

6. СНиП’ы

6.1. До размещения объектов жилого фонда должно быть не менее 100 м

(иначе мы не вписываемся в санитарные зону, при минимальном расстоянии

52 м в зависимости от конкретного случая возможно разработать проект

уменьшения санитарной зоны и пройти экспертизу, но это длительный

и затратный процесс).

6.2. До водных ресурсов (озера, реки) должно быть не менее 100м, в

зависимости от конкретного случая.

6.3. Недопустимо размещение объекта под линиями высоковольтных

передач, рядом с ними и их опорами, на пути городских сетей

водоснабжения, газобснабжения, канализации, теплоснабжения.

6.4. Под пятном застройки не должно быть никаких коммуникаций, в том числе в

пределах его охранной зоны.

7. Коммуникации и мощности

7.1. К участку должны быть подведены коммуникации, электричество, вода,

канализация желательно общесплавная либо Технические условия (Т.У.) на

хозбытовую канализацию

7.2. Электроснабжение: 3 класс; 40-50 кВт/ 380 V

7.3. Водоподведение: 25-30 м3 (max – 5 м3/ч)

7.4. Напор воды:: 4 атмосферы (min – 2 атмосферы)

7.5. Водоотведение: – 25-30 м3 (max – 5 м3/ч)

8. Подъездные пути: на участок должен быть въезд/выезд либо в начале

участка, либо в его конце, но лучше отдельный въезд в начале участка и

отдельный выезд в конце участка. В случае их отсутствия в зависимости от

конкретного случая возможно отдельное проектирование дополнительных

въездов и выездов.

9. Юридические аспекты: участок в собственности либо долгосрочная прямая

аренда (от 5 лет) с обязательной официальной регистрацией в ФРС.

10. Муниципальный участок , если есть такая возможность, предпочтительнее

частной собственности.

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории - это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель - это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

  1. Населенных пунктов (поселений);
  2. сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. лесного фонда;
  6. водного фонда;
  7. государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства - это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Что такое вид разрешенного использования земель (ВРИ)

Понятие разрешенного использования земельного участка носит уточняющий характер в рамках целевого назначения. Введение этого понятия является следствием более детального зонирования территории в масштабах субъекта федерации, региона или иного территориального деления. Однако, земельный участок, находящийся в собственности фермера, в рамках одного и того же целевого назначения может иметь иное разрешенное использование.

Кроме того, существует деление разрешённого вида использования на следующие типы:

  1. основные;
  2. условно разрешённые;
  3. вспомогательные.

Условно разрешенный вид использования земельного участка

Условно разрешенный вид использования земельного участка выполняет функцию дополнения в рамках категории и разрешенного использования. Такое дополнении возникает когда нет возможности составить классификатор на все случаи жизни.

Для того, чтобы установить дополнительную норму, необходимо пройти специальную процедуру согласований и публичных слушаний в Комиссии по землепользованию и застройки. Такое расширение ВРИ возможно только в случае, если оно предусмотрено местными градостроительными нормами.

Вспомогательные виды разрешенного использования

Вспомогательные виды разрешенного использования уточняют действия, производимые в рамках других типов использования. Уточняющий характер может заключаться, например, в размещении каких-нибудь мелких объектов - гаражей, трансформаторной будки, забора и т.п. Таким образом, потенциальному застройщику необходимо вписаться в целевое назначение и основной вид разрешенного использования своей территории.

Другие типы разрешенного использования можно изменить в официальном диалоге потенциального и состоявшегося владельца участка с органами государственной или муниципальной власти.

Пример

Земельный участок в СНТ будет иметь следующие характеристики:

  • Категория (целевое назначение) - земли сельскохозяйственного назначения;
  • Вид разрешенного использование - для ведения садоводства и огородничества;

А теперь рассмотрим каждую категорию и входящие в неё виды разрешенного использования подробнее.

Земли населенных пунктов

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 - 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы - вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ) ;
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Земли сельхозназначения

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

Подкатегории земель сельхозназначения

Как следует из названия, на этих землях должны проводиться сельскохозяйственные работы, а сами с/х земли должны находиться за пределами поселений. Категориальное деление земель определяет цель и содержание использования. Для сельхоз земель законодатель выделяет две подкатегории:

  1. сельскохозяйственные;
  2. и не сельскохозяйственные угодья.

Несмотря на кажущееся противопоставление, оба вида угодий подчинены одной цели - обеспечению условий для ведения сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственные угодья

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Не сельскохозяйственные угодья

Не сельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Этот не сельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

Отличия первого от второго

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором - находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

Земли лесного и водного фонда

  • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
  • Земли водного фонда - это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.

Земли запаса и ООПТ

Эти две категории земель изъяты из оборота. Земли особо охраняемых природных территорий являются, как правило, государственной собственностью, хотя закон допускает нахождение этих участков в частной собственности. Просто в России еще не было подобных прецедентов.

Земли, признанные особо ценными для общества, переводятся из одной категории в другую, изымаются из оборота и хозяйственного использования. Их обратный перевод в другую категорию законом не предусмотрен. Земли запаса нельзя использовать в хозяйственных целях, но можно перевести в иную категорию и с определенным разрешенным использованием.

Таблица основных видов разрешенного использования

Номер в классификаторе ВРИ

Лучше всего устанавливать мойку либо в спальных, либо в деловых районах, т.е. где люди живут или работают. В идеале мойка должна стоять на первой линии, у дороги. В этом случае вы сразу уменьшаете расходы на рекламу, поскольку для водителей обычно достаточно вывески «Автомойка». С другой стороны, земля на «первой линии» значительно дороже (в 2-3 раза). Другой проблемный вопрос – это монополизм. Поскольку к автомойке обязательно должны быть подключены свет и вода, то, имея дело с монопольными структурами (например, «Водоканал»), все это обходится значительно дорого. Данную ситуацию в настоящее время изменить никак нельзя, поэтому остается только принять. Очень важно грамотно «оформить отношения» с владельцем земли или здания. На мой взгляд, с ним лучше заключить не договор аренды, а сделать совладельцем бизнеса.

Берем в аренду землю под строительство автомойки

Участок в аренду на 49 лет подразумевает капитальное строительство с глубокими фундаментами и высотой здания более чем два этажа. Пятно под построенным зданием можно выкупить в собственность, а прилегающая территория будет находиться в долгосрочной аренде.
Само собой, процесс получения земли в долгосрочную аренду более сложен и занимает больше времени, чем при краткосрочной аренде. Зато это более стабильно и есть возможность привлекать банковские кредиты.

Да и само по себе здание на таком участке земли уже является очень удачным вложением капитала. Например, в Питере право аренды участка земли под капитальное строительство приобретается только на открытых торгах, которые проводит ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга».

Фонд является единственной структурой, которая имеет полномочия по продаже и приватизации государственного имущества города, и весь пакет акций Фонда принадлежит КУГИ.

Категория земли под автомойку

Бизнес юрист Берем в аренду землю под строительство автомойки Автомойка рентабельный бизнес. Кроме организации процесса, определяющим фактором успеха является правильно выбранное место.

Инфо

Аренда участка один из ключевых вопросов. Содержание:

  • 1 Место под автомойку
  • 2 Законодательная база
  • 3 Процедура оформления, документы
  • 4 Нюансы, на что обратить внимание?
  • 5 Вывод

Место под автомойку Значительная часть земли под автомойку приобретается на вторичном рынке. Фото № 1 Специалисты с опытом в этой сфере рекомендуют участки, где есть скопление автомобилей и поток машин.

Хочу открыть автомойку. какие разрешения необходимы?

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства 1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее — разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. 3.

Земля под автомойку

В течение 5 дней после подачи заявки комиссия при Администрации города рассматривает вопрос о возможности размещения заявленного объекта на определенном земельном участке. 3. В случае принятия комиссией положительного решения о размещении (установке) временного некапитального объекта Управление по торговле и услугам Администрации города передает документы, приложенные к заявлению в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города (КУИиЗО г.


ХХХХХ), который в течение 5 дней после принятия соответствующего положительного решения публикует информацию о земельном участке, на котором планируется размещение временного некапитального стационарного объекта.

Как оформить аренду земли под автомойку

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОСТАВЕ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ Статья 7. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию 1.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: 1) с консервацией земель;2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного3) с установлением или изменением черты населенных пунктов…

11. где взять землю или помещение под автомойку?

Пенокомплект удобнее готовит растворы, но расход химии в данном случае получается большим, чем при использовании пеногенератора Следовательно, пенокомплект обойдется вам немного дороже. В среднем, разница между пеногенератором пенокомплектом составляет 2 рубля на каждую машину.

Однако универсального «рецепта» по применению того или иного оборудования нет, тем более что какая-то химия лучше работает в пеногенераторе, другая – при использовании пенокомплекта. На мой взгляд, перспективным оборудованием являются специальные дозирующие устройства, такие как «Дозатрон» или пенные станции.

На мойке обязательно должен быть пылесос для уборки салона и багажника, а также для оказания услуг химической чистки салона. Наконец, третий блок – это организация труда и привлечение клиентов.

Про автомойщиков мы уже говорили в одной из статей.
Долговечные и высокопроизводительные АВД предоставляет, в том числе, компания Cleanol. Их преимущество в том, что при перебоях с подачей воды и электричества (а на мойке это не редкое явление) аппарат отключается автоматически.
Кроме того, необходимо определиться, каким образом дозировать средства. На сегодняшний день есть две основные системы дозирования: пеногенератор и пенокомплект. Пеногенератор представляет собой баллон с подведенной магистралью сжатого воздуха. В баллон заливается приготовленный заранее рабочий раствор, который при подаче воздуха превращается в пену.
Когда применяется пенокомплект, то моющий раствор готовится в момент нанесения путем подмешивания средства в поток воды высокого давления.
Поэтому нужно подходить осторожно к решению вопроса и внимательно составлять договор, постаравшись максимально себя обезопасить. Государственная земля Если рассматривается аренда земли под автомойку из числа муниципальных земель, начинать следует с тщательного изучения кадастровой карты, чтобы определить, какие участки в районе свободны и подходят для открытия мойки.

Если такой находится, нужно обращаться в государственные органы, подавать заявления, участвовать в аукционе. Затем идет подписание разрешений и согласований в различных службах, от санэпидемстанции до МЧС.

Для получения разрешения на установку автомобильной мойки на участке обязательным условием является соответствие его целевого назначения земли.

Какое должно быть назначение земли под автомойку порядок изменения назначения

Земельный участок или объект недвижимости, конструктивно подходящий под цели размещения мойки самообслуживания (на 6 постов) должен соответствовать следующим критериям: 1. Локация: объект должен находится: 1.1. на 1-ой линии, крупный перекрёсток, большие спальные районы 1.2.

либо в местах с высокими показателями потока клиентов: 1.2.1. все виды торгово-развлекательных центров (ТРЦ) 1.2.2. бизнес-центры (БЦ) 1.2.3. крупные парковки 1.2.4. авто-заправочные станции (АЗС) 1.2.5. станции технического обслуживания 1.2.6. подземные либо многоуровневые паркинги 1.2.7. и все территории, земельные участки, которые предполагают размещение на них автомобильного бизнеса. 2. Площадь: – от 600 кв. м. до 1 500 кв.м. 3. Форма: преймущественно прямоугольная 4. Целевое назначение: промышленное использование / под нужды автотранспорта / придорожный сервис / парковки.

Внимание

Что касается назначения земельного участка, тут также не все просто. Не смотря на то, что это назначение можно поменять на основании ходатайства в соответствие со ст.

3 и ст. 7. Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», существует огромное количество ограничений для перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. В такой ситуации можно попробовать изменить вид разрешенного использования земли. Для этого необходимо подать заявление Главе муниципального района с просьбой проведения слушаний по Вашему вопросу (ст. 39 Градостроительного кодекса РФ). После того, как все необходимые процедуры по оформлению земельного участка будут завершены, то, независимо от масштаба будущего бизнеса, Вам потребуется пройти длинный путь сбора разрешительных документов.
Правовед.RU 248 юристов сейчас на сайте

  1. Недвижимость
  2. Земельное право

Здравствуйте! Хочу арендовать автомойку Автомойка находится на арендной земле (на 49лет), но хозяин не получал на нее разрешения и не имеет Вопрос встает о получении у администрации города разрешения Вопрос к вам! В договоре аренды земли прописано целевое назначение земли-ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЕ. Имеет ли право существовать автомойка на этой земле? или же нужно другое ее назначение? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Изменение целевого назначения земли
  • Нужно ли менять назначение земли с ИЖД на комменческое

Ответы юристов (1)

  • Все услуги юристов в Москве Признание права собственности на землю Москва от 30000 руб.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЛУЖБА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМ, ПРАВИЛ И СТАНДАРТОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПРИДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ (ОБЪЕКТОВ СЕРВИСА)

Москва 2004

Контроль за соблюдением норм, правил и стандартов при проектировании и строительстве придорожных сооружений (объектов сервиса): Методические рекомендации. - М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 2004-28 с

На основе нормативных документов (стандартов, норм и правил), рассмотрены вопросы размещения объектов сервиса относительно автомобильной дороги, определения параметров стоянок и подъездов к ним, разработки мероприятий по организации и обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов на территории придорожных сооружений и в зоне их влияния.Методические рекомендации подготовлены: С.Г. Бородиной, В.В. Елизаровым, В.Ю. Логиновым, С.А. Соболевым, В.М. Тарасенковым.Предназначены для работников Госавтоинспекции.Содержат сведения, которые необходимо учитывать при выполнении надзорных функций по согласованию проектов указанных объектов.

Введение

Современная автомобильная дорога представляет собой комплексное сооружение, основным назначением которого является обеспечение безопасного и удобного движения транспортных средств, а также своевременного и качественного обслуживания находящихся в пути водителей, пассажиров и автомобилей.В соответствии с действующими нормативами [ 9] сеть объектов сервиса состоит из зданий и сооружений, предназначенных для создания нормальных условий жизнедеятельности находящихся в дороге людей. Она включает сооружения длительного отдыха (автогостиницы, мотели, кемпинги), площадки отдыха, площадки для кратковременной остановки автомобилей, пункты питания (рестораны, кафе, столовые и буфеты), торговли (магазины, киоски), автозаправочные станции (АЗС), дорожные станции технического обслуживания автомобилей (СТОА), пункты мойки автомобилей на въездах в город, устройства для технического осмотра автомобилей (эстакады и смотровые ямы) и устройства аварийно-вызывной связи.Удобство обслуживания и безопасность движения пользователей объектов сервиса в значительной степени определяются параметрами размещения зданий и сооружений относительно проезжей части дороги, созданием условий для удобного съезда (выезда) с дороги и стоянки транспортных средств. Вместе с тем сложившаяся в настоящее время на автомобильных дорогах страны сеть объектов сервиса во многом несовершенна и имеет ряд недостатков. К числу наиболее распространенных из них относятся: отсутствие или недостаточные размеры благоустроенных стоянок и подъездов к ним, неправильное размещение элементов сооружений относительно проезжей части дороги, нарушение правил применения и недостаточное количество технических средств организации дорожного движения. Все это отрицательно влияет на условия и режим движения транспортных и пешеходных потоков, приводит к возникновению неупорядоченного движения транспортных средств и совершению дорожно-транспортных происшествий.Одной из основных причин создавшегося положения является то, что при проектировании таких сооружений не всегда учитываются требования, определяющие потребительские свойства элементов объектов сервиса в аспекте безопасности дорожного движения. Кроме того, нередко в целях снижения капитальных затрат из проектов таких сооружений исключаются статьи расходов, направленные на организацию и обеспечение безопасности движения. Поэтому сооружение новых и развитие сети действующих объектов сервиса нередко осуществляется без строительства или увеличения площади эксплуатируемых стоянок и подъездов к ним, разработки или изменения схем организации движения.В связи с этим в настоящее время наиболее остро проявляется необходимость повышения эффективности осуществляемого Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекцией) государственного контроля за качеством проектирования и строительства объектов дорожного сервиса. Особенно необходим надведомственный контроль за развитием действующей сети таких сооружений на дорогах.

Общие положения

Объекты сервиса рассматриваются как сеть зданий и сооружений, способствующих повышению надежности работы водителей путем создания оптимальных условий их труда и отдыха, качественного обслуживания и эффективности использования автомобильного транспорта при соблюдении требований обеспечения безопасности дорожного движения.В соответствии с действующим законодательством функцией Госавтоинспекции является осуществление контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при рассмотрении проектов, контроле за строительством и эксплуатацией объектов автомобильного сервиса.Данные рекомендации разработаны на основе действующих нормативов по планировочным решениям, организации и обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании и размещении элементов генерального плана объектов сервиса относительно дороги.Рекомендации распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие объекты сервиса, расположенные на автомобильных дорогах I-IV технических категорий, всех дорогах пригородных зон крупных городов и республиканских центров.)В рекомендациях разъясняются отдельные положения Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Госавтоинспекции, СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, других действующих нормативов и рекомендаций.

Термины и определения

В рекомендациях приняты следующие используемые в нормативных документах и специальной технической литературе термины и определения:сеть объектов сервиса - совокупность расположенных на дороге сооружений и зданий, предназначенных для обслуживания участников дорожного движения;основная дорога- дорога, обслуживаемая рассматриваемым объектом сервиса;транзитный транспортный поток -4 автотранспорт; движущийся по основной дороге мимо объекта сервиса без съезда на его территорию;зона влияния - участок основной дороги, в пределах которого сказывается возмущающее влияние объекта сервиса на режим и безопасность движения транзитного транспортного потока;основные элементы генерального плана объекта сервиса - здание, площадка для стоянки (стоянка) автомобилей, въезд и выезд с нее, пешеходные дорожки и тротуары;комплекс объектов сервиса - совокупность расположенных на единой территории двух и более сооружений и зданий, имеющих общие стоянки и подъезды к ним;полоса отвода дороги - совокупность земельных участков, предоставленных в установленном порядке для размещения соответствующих конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной дороги, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств и других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию указанной дороги;придорожная полоса - участки земли, примыкающие к полосе отвода автомобильных дорог, в границах которых устанавливается особый режим землепользования для обеспечения безопасности дорожного движения и населения, а также обеспечения безопасной эксплуатации автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений с учетом перспективы их развития.

Классификация и состав объектов сервиса

Каждый объект сервиса наряду с основным зданием должен иметь в своем составе площадку для стоянки автомобилей с въездом на нее и выездом с нее, тротуары и пешеходные дорожки, туалет и мусоросборник. Обязательное наличие перечисленных элементов определяет специфику объектов сервиса всех типов.По своему назначению объекты сервиса делятся на три группы: для обслуживания участников дорожного движения (водителей и пассажиров), технического обслуживания автомобильного транспорта и устройства аварийно-вызывной связи. К первой из них относятся:площадки отдыха, которые предназначены для кратковременного отдыха водителей и пассажиров транспортных средств. Они состоят из трех планировочных зон: стоянки с въездом и выездом; отдыха и санитарно-гигиенической. Кроме этих обязательных элементов генеральный план площадки отдыха может дополнительно включать зону технического осмотра транспорта с эстакадой или смотровой ямой;пункты торговли (магазины, павильоны, киоски), различающиеся по размерам и капитальности зданий, площади торгового зала, времени обслуживания, ассортименту товаров и методам продажи;пункты (предприятия) питания (рестораны, кафе, столовые, буфеты и пр.), которые различаются размерами и капитальностью зданий, числом мест, временем и видом обслуживания, номенклатурой продукции;сооружения длительного отдыха (автогостиницы, мотели, кемпинги), отличающиеся планировкой и капитальностью зданий, временем эксплуатации (круглогодичные, сезонные), количеством, площадью, размерами стоянок и их размещением относительно зданий. Автогостиницы близки по структуре к гостиницам общего типа и состоят из многоэтажного корпуса и охраняемых стоянок. Мотели и кемпинги в отличие от автогостиниц обеспечивают поэкипажное расселение автотуристов с обязательным наличием индивидуальной стоянки автомобиля вблизи жилых помещений.Во вторую группу объектов сервиса входят сооружения, предназначенные для технического обслуживания транспортных средств (заправка топливом и смазочными материалами, технический осмотр, ремонт и мойка), - автозаправочные станции (АЗС), станции технического обслуживания (СТО), пункты технической помощи (ПТП), пункты мойки автомобилей, а также устройства для технического осмотра автомобилей (эстакады, смотровые ямы).Устройства для технического осмотра автомобилей (смотровые ямы и эстакады) не являются самостоятельным объектом автомобильного сервиса. Как правило, их сооружают на площадках отдыха, на территории СТО и ПТП.На территории, комплексных объектов концентрируются значительные транспортные и пешеходные потоки, что усложняет обстановку и отрицательно сказывается на безопасности дорожного движения. Поэтому стадийное развитие комплексов на базе объекта одного вида всегда должно включать соответствующие, изменения площади стоянок и подъездов к ним, схем и номенклатуры технических средств организации дорожного движения.

Принципы проектирования и размещения объектов сервиса

Основным принципом организации сети объектов сервиса является создание единой системы обслуживания на всем протяжении автомобильной дороги (или ее отдельных участках) при обеспечении безопасности и удобства движения как для пользователей данных сооружений, так и для водителей транзитного транспорта [ 3], [ 5], [ 12].При проектировании объектов сервиса, расположенных вблизи и на территории придорожных населенных пунктов, в расчете эксплуатационных характеристик должна быть дополнительно учтена возможность пользования их услугами жителей этих населенных пунктов [ 3], [ 9 - 10].Расстояние между объектами сервиса на автомобильных дорогах и их вместимость должны соответствовать нормативным требованиям [ 3], [ 9]. За основу схемы размещения комплексов обслуживания и отдельно стоящих сооружений по длине дороги следует принимать модуль (единицу протяженности дороги), соответствующий рекомендуемому расстоянию между площадками отдыха на дорогах I-II категорий - от 15 до 20 км, III категории - 25-35 км и IV категории - 45-55 км.

Планировочные решения объектов сервиса

Основные условия для согласования размещения объектов сервиса в пределах придорожных полос состоят в следующем:размещение объектов не должно снижать пропускную способность, ухудшать видимость на автомобильной дороге и другие условия обеспечения безопасности движения и эксплуатации этой дороги и расположенных на ней сооружений, создавать угрозу безопасности населения;место размещения объектов рекомендуется выбирать с учетом перспективной реконструкции основной дороги; размещение, проектирование и строительство объектов следует проводить с учетом требований действующих стандартов, технических норм в части безопасности дорожного движения и экологической безопасности.Размещение объектов сервиса в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования должно осуществляться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утверждёнными Государственной службой дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации по согласованию с Главным управлением ГИБДД СОБ МВД России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления [ 6].При выборе места размещения объектов сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к основной дороге и съездов с нее.Строительство и содержание объектов сервиса, включая площадки для стоянки автомобилей, подъезды к ним и съезды с них, осуществляется за счет средств их владельцев.Решения о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки и остановки автомобилей принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию с соответствующими органами управления автомобильными дорогами и органами Госавтоинспекции.Объекты сервиса рекомендуется размещать на площадках в пределах полосы отвода дороги или непосредственно примыкающих к ней местах, непригодных для сельскохозяйственных работ, с естественным водоотводом. Их не следует располагать на участках с уклоном более 40 ‰, на горизонтальных кривых радиусом менее 1000 м, на внутренней стороне горизонтальных кривых, на выпуклых вертикальных кривых радиусом менее 10 тыс. м, ближе 250 м от железнодорожных переездов и 400 м от начала переходно-скоростных полос транспортных развязок, на участках, где коэффициент безопасности менее 0,8, а также там, где строительство сооружения приведет к созданию условий, при которых коэффициент безопасности будет менее 0,8 и коэффициент аварийности более 20.Площадку для строительства объектов сервиса рекомендуется выбирать по возможности в живописных местах. Размещение сооружений относительно дороги должно обеспечивать наибольшую эффективность использования территории и зданий с учетом роли, которую сооружение в дальнейшем будет играть в общем архитектурном ансамбле дороги и окружающем ландшафте. Должна быть также учтена перспектива перевода основной дороги в более высокую категорию и дальнейшего стадийного развития комплекса объектов сервиса.Площадки отдыха размещают на транзитных участках дорог не ближе 1 км от границ придорожных населенных пунктов. Их рекомендуется располагать в живописных местах (на опушках и лесных полянах, берегах водоемов, вблизи памятников).Отдельно стоящие объекты сервиса остальных видов и их комплексы размещаются как на транзитных участках дорог, так и на территории придорожных населенных пунктов, предпочтительно на их окраинах у границ перспективной застройки.На дорогах I категории с разделительной полосой сооружения одного вида должны располагаться только парно по обе стороны дороги со смещением навстречу движению на расстояние 150-200 м между точками примыкания переходно-скоростиых полос. Такое размещение однотипных объектов отдельно для каждого направления также рекомендуется для дорог остальных категорий при интенсивности движения транспорта свыше 4000 авт./сут [ 3]. При размещении объектов сервиса с одной стороны дороги для пользователей услугами сооружений, движущихся в противоположном направлении, должны быть предусмотрены места разворота либо на противоположной стороне дороги устроена стоянка со смещением навстречу движению на расстояние не менее 150 м и организацией пешеходного перехода.Комплексы объектов сервиса не следует размещать ближе 1 км от мостовых переходов. Съезды к сооружениям должны быть расположены от пересечений и примыканий на расстоянии не менее 1 км на дорогах I категории, 0,5 км - II категории и 0,3 км - III, IV категории.Допускается размещение одного объекта или комплекса в 400-500 м от пересечения автомобильных дорог в разных уровнях на одной из примыкающих дорог. В этом случае для подъезда к сооружению автомобилей встречного направления используются съезды развязки.При размещении АЗС минимально допустимое расстояние от кромки проезжей части основной дороги до бензораздаточных колонок или границ подземных резервуаров для хранения нефтепродуктов должно быть не менее 25 м для дорог I категории и 15 м - для дорог остальных категорий.В общем случае элементы генерального плана объектов сервиса и их комплексов должны располагаться относительно основной дороги в следующем порядке: транспортная зона (съезд-стоянка-выезд), зона обслуживания (основное здание объекта, тротуары и пешеходные дорожки). В комплексных сооружениях транспортные зоны входящих в них объектов должны быть по возможности объединены. Вместе с тем стоянки для длительного хранения автомобилей у мотелей, гостиниц и кемпингов рекомендуется размещать обособленно.При планировке различных объектов сервиса в составе одного комплекса ближе к основной дороге следует располагать сооружения для обслуживания автомобилей (АЗС, СТО, ПТП, эстакады и пр.), а далее - сооружения для обслуживания водителей и пассажиров (зона отдыха, пункты питания, торговли, мотели и кемпинги).Виды планировочных решений территории объектов сервиса и их комплексов относительно основной дороги сводятся к двум основным схемам - линейной и тупиковой (рис.1). Рис. 1 Основные схемы размещения объектов сервиса относительно основной дороги:а - линейная; б - тупиковая; 1 - здание объекта; 2 - стоянка; 3 - подъезды; 4 - переходно-скоростные полосы; 5 - газон; 6 - основная дорогаСамой распространенной и в наибольшей степени отвечающей потребностям проезжающих является линейная схема. Она характеризуется размещением всей территории объекта или ее части в пределах полосы отвода основной дороги или на площадке, непосредственно примыкающей к ней. Эта схема предусматривает отдельные въезд и выезд с организацией одностороннего движения. Удаление кромки покрытия на стоянке от края проезжей части основной дороги должно быть не менее 6 м (минимально допустимое удаление независимо от категории дороги составляет - 2,7 м). Территорию объектов, расположенных согласно данной схеме, желательно отделять от основной дороги полосой зеленых насаждений либо островком безопасности шириной 6-20 м. При этом основное здание объекта сервиса должно быть расположено в наиболее удаленной по отношению к основной дороге части территории на расстоянии не менее 30 м от края проезжей части основной дороги. В случае расположения объектов сервиса (пунктов питания и торговли) на территории придорожных населенных пунктов это расстояние должно быть не менее 20 м.Тупиковая схема представляет собой размещение территории объекта за пределами полосы отвода основной дороги (или у ее границы) в прилегающей зоне и соединение ее с дорогой одним подъездом, проектируемым как примыкание, по которому осуществляются въезд на территорию и выезд с нее. Ширина проезжей части такого подъезда должна быть не менее 4,5 м с обочинами по 1,75 м, укрепленными по 0,75 м с каждой стороны. Подъезд должен заканчиваться стоянкой, которая кроме расчетного количества стояночных мест для автомобилей включает поворотное кольцо радиусом по оси проезда не менее 12 м для организации кругового движения или площадку для разворота размером не менее 20×20 м. Как правило, влияние на безопасность и режим движения расположенных таким образом объектов аналогично примыканию в одном уровне второстепенной дороги.Для обеспечения удобства и безопасности движения пешеходов в генеральном плане объектов сервиса должны быть предусмотрены тротуары и пешеходные дорожки. При расположении объектов на территории придорожных населенных пунктов параметры этих элементов устанавливаются согласно нормативным требованиям [ 10]. В остальных случаях пешеходные дорожки располагают за пределами обочин основной дороги не ближе 2,7 м от кромки проезжей части.Ширина тротуаров и пешеходных дорожек определяется интенсивностью движения пешеходов в часы "пик". Минимальное значение данного параметра составляет 1,0 м. При интенсивности движения пешеходов от 100 до 1000 и более чел/ч ширина дорожки должна составлять 1,5 м с последующим увеличением на одну полосу шириной 0,75-м на каждую тысячу пешеходов в час.Для обеспечения безопасности движения и удобства обслуживания проезжающих должно быть предусмотрено освещение территории объектов сервиса, параметры которого регламентируются нормами для соответствующих предприятий [ 11]. Освещение стоянок в темное время суток обязательно. При этом не должно допускаться ослепление проезжающих по основной дороге.

Стоянки и подъезды к объектам сервиса

Площадка для стоянки автомобилей - один из основных и обязательных элементов генерального плана всех объектов сервиса. Ее размеры и планировка определяются видом и эксплуатационными характеристиками сооружений, схемой их размещения относительно основной дороги.В комплексах объектов сервиса, имеющих в своем составе автогостиницы, мотели и кемпинги, наряду со стоянкой для кратковременной остановки следует предусматривать специальные отдельные площадки для длительной стоянки автомобилей. При этом для пользователей мотелей и кемпингов обязательно наличие прямого контакта жилых помещений со стоянкой автомобилей путем строительства индивидуальных стоянок.Рекомендуется избегать устройства стояночных полос у кромки проезжей части основной дороги и на ее обочинах.Стоянки следует размещать за пределами земляного полотна основной дороги в непосредственной близости от здания объекта сервиса на расстоянии до него не более 100 м. Количество мест на стоянке должно соответствовать эксплуатационным характеристикам объекта и не допускать скопления транспорта на въездах, выездах, прилегающей территории и обочинах основной дороги. В общем случае стоянка включает собственно площадку для стоянки, зону маневрирования, служащую для въезда, выезда и движения автомобилей в ее пределах.Планировочные характеристики стоянок - размеры площадки для постановки на стоянке одного автомобиля (ячейки), внутренних проездов, радиусов поворотов, зоны маневрирования устанавливаются исходя из планировки и параметров территории объекта и схемы расстановки автомобилей на стоянке.На стоянках следует предусматривать отдельные места для размещения легковых, грузовых автомобилей и автобусов. У предприятий питания и торговли, а также на больших площадках отдыха грузовые автомобили следует располагать слева, а легковые и автобусы - справа по ходу движения. При этом рекомендуется стоянки автобусов размещать возможно ближе к пунктам питания, мотелям, гостиницам и кемпингам; грузовые автомобили и автобусы устанавливать по прямоточному способу параллельно оси движения (продольно под углом 0), а легковые - преимущественно по косоугольной схеме под углом 45-90. Наиболее рациональный угол установки легковых автомобилей на стоянке 45-60. Перпендикулярная установка автомобилей (под углом 90) рекомендуется при продолжительной стоянке, а также в стесненных условиях [ 5], [ 8], [ 12].Размеры ячейки определяются габаритной длиной и шириной расчетного автомобиля (наиболее распространенной модели среди возможных пользователей стоянки). Для обеспечения возможности обхода и открывания дверей автомобиля размеры сторон ячейки должны быть на 0,5 м больше соответствующих размеров расчетного автомобиля. При продольном расположении стоянки (под углом 0) ячейки объединяют по две и оставляют между ними зазор не менее 2 м. При постановке на стоянку автобусов этот зазор увеличивается до 3 м.Планировка стоянки должна обеспечивать проезд к месту стоянки автомобиля при движении вперед, прямо и по возможности без маневрирования; не допускается выезд со стоянки при маневрировании задним ходом.Ширина площадки для маневрирования определяется радиусом поворота автомобилей, их длиной, а также углом установки автомобилей на стоянке.Параметры всех планировочных элементов стоянок зависят от схемы расстановки автомобилей [ 8]. Основные размеры элементов планировки стоянок для различных углов установки автомобилей приведены на рис.2 и в табл.1.Планировка и параметры подъездов к объектам сервиса оказывают существенное влияние на режим и безопасность движения автомобилей. Въезжающие на стоянки и выезжающие с них автомобили не должны затруднять или задерживать движение транзитного транспорта по основной дороге.
Рис.2 Основные схемы расстановки автомобилей на стоянке:а - прямоугольная; б - косоугольная Таблица 1

Угол установки автомобиля, град.

Размеры элементов, м

Усредненная площадь на 1 автомобиль, м 2

Стоянка для легковых автомобилей с двухполосным проездом

Стоянка для легковых автомобилей с однополосным проездом шириной 4,5 м

Стоянка для грузовых автомобилей с двухполосным проездом

2,5

Стоянка для грузовых автомобилей с однополосным проездом

Стоянка для автобусов

Согласно действующим нормативам [ 9], в местах примыкания съездов к объектам сервиса и выездов с их территории на дорогах I-IV категорий предусматриваются переходно-скоростные полосы, параметры которых назначаются исходя из интенсивности движения автотранспорта на подъездах: на дорогах I категории при интенсивности съезжающего (выезжающего) транспорта 50 и более приведенных ед/сут; на дорогах II и III категорий - при интенсивности 200 и более приведенных ед/сут. Длина переходно-скоростных полос разгона и торможения полной ширины составляет соответственно от 30 до 230 м и от 30 до 110 м с отгонами от 30 до 80 м в зависимости от категории и продольного уклона основной дороги (табл.2). Таблица 2

Продольный уклон, %о,

Длина полос полной ширины

Длина отгона полос разгона и торможения, м

на спуске

на подъеме

для разгона

для торможения

80
При сопряжении переходно-скоростных полос со съездами, имеющими самостоятельные проезжие части для поворачивающих автомобилей, длину переходно-скоростных полос полной ширины допускается уменьшать в соответствии с расчетными скоростями на съездах, но не менее чем до 50 м для дорог I-б и II категорий и до 30 м - для дорог III категории. Отгон полос торможения следует начинать с уступа величиной 0,5 м. При выходе со съезда должна быть обеспечена видимость конца переходно-скоростной полосы. Ширина переходно-скоростных полос должна быть равна ширине полос проезжей части основной дороги.На дорогах I категории обочины, прилегающие к переходно-скоростным полосам, укрепляются на ширину 1 м.Радиусы кривых сопряжения съездов и выездов с основной дороги принимаются в зависимости от категории дороги не менее 25, 20 и 15 м соответственно на дорогах I, II, III и IV категорий.При расчете на регулярное движение автопоездов (более 25 % в составе съезжающего потока) радиусы кривых на съездах увеличиваются до 30 м.Въезды на территорию объектов сервиса, расположенных по линейному типу, и выезды с нее рекомендуется строить однополосными, с односкатным поперечным уклоном проезжей части, шириной 3,0-3,5 м без бордюров, с обочинами по 1,5 м (или шириной 4 м с бордюрами). Углы примыкания въезда и выезда должны быть соответственно не более 25-28 и 15-25, что обеспечивает плавное изменение траектории движения автомобилей и достаточную видимость.

Организация движения в зоне влияния и на территории объектов сервиса

Безопасность и удобство движения пешеходов и транспорта в зоне влияния и на территории объектов сервиса в значительной степени определяются правильным применением технических средств организации дорожного движения.Схема организации дорожного движения (схема ОДД) на основной дороге в зоне влияния объекта сервиса и на его территории должна быть в технических проектах строительства и реконструкции автомобильных дорог; в проектах нового строительства, реконструкции и расширения действующих объектов сервиса на эксплуатируемых дорогах, предусматривающих увеличение перечня и повышение качества предоставляемых услуг.Схема ОДД должна обеспечивать разделение транспортных потоков (транзитного, съезжающего, медленно движущегося по территории сооружения и выезжающего с нее транспорта) и путей движения пешеходов; организацию движения потоков транспорта и пешеходов в зоне влияния и на территории объектов; обозначение мест стоянки и организацию движения автомобилей на ее территории.Схема ОДД включает дислокацию дорожных знаков, горизонтальной разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств на основной дороге в зоне влияния объекта сервиса, на его территории и подъездах в соответствии с ГОСТ 23457-86 и ГОСТ Р 51256-99 [ 1, 2].Для информирования участников дорожного движения на основной дороге следует применять знаки сервиса (6.1-6.11). На дорогах вне населенных пунктов они устанавливаются предварительно за 60-80, 15-20 км и 400-800 м от обозначаемого объекта с указанием этого расстояния на знаках.На знаках сервиса, устанавливаемых за 15 км и более от объектов сервиса, расположенных в стороне от дороги (согласно тупиковой схеме), дополнительно следует учитывать и расстояние от объекта до места поворота к нему с основной дороги. Допустима установка нескольких знаков сервиса (не более 3) на одной стойке.Непосредственно у съездов к объектам сервиса, имеющим внешние признаки, раскрывающие их функциональное назначение, знаки сервиса допускается не устанавливать.При размещении сооружения с одной стороны дороги (II -III категорий) на расстоянии 200-300 м до примыкания въезда на территорию сооружения (и после примыкания выезда) предусматривается место разворота, обозначенное знаками 5.11.1 и 5.11.2.Дорожные знаки и разметка на стоянках линейного типа должны обеспечивать сквозной проезд транспорта к месту стоянки и исключать возможность пересечения траекторий движения автомобилей. Для лучшей ориентации водителей у въезда на территорию объекта рекомендуется размещать схему проезда, стоянки и выезда.Скорость движения транспорта на территории объектов сервиса не должна превышать 30 км/ч. Наряду со знаками на стоянках и внутренних проездах допускается применение активных средств воздействия на скорость движения - искусственных неровностей [ 7].Граница территории объектов, расположенных по линейной схеме, должна быть отделена от проезжей части основной дороги полосой зеленых насаждений, островками безопасности или газоном, шириной не менее 6,0 м. При несоблюдении данного условия рекомендуется применение дорожных ограждений.Территория и подходы к объекту сервиса должны быть освещены. Освещенность должна соответствовать требованиям СНиП 23-05-95 [ 11]. При расположении опор освещения ближе 4 м от края проезжей части следует устанавливать дорожные ограждения.Движение пешеходов по транспортной зоне территории объектов не допускается. Пешеходные дорожки (тротуары) должны быть вынесены за пределы внутренних проездов и стоянок.Планировка объектов сервиса и оборудование их территории должны исключать возможность неорганизованных переходов пешеходами основной дороги. Для этих целей на автомобильных дорогах I и II категорий следует монтировать ограждения по краям тротуаров (на дорогах I категории - дополнительно сетки по оси разделительной полосы).При наличии интенсивного движения пешеходов на основной дороге в зоне влияния объектов сервиса следует предусматривать оборудованные пешеходные переходы [ 8- 9]. На практике применяются следующие типы пешеходных переходов: наземные (нерегулируемые и со светофорным регулированием), пешеходные переходы в разных уровнях (надземные и подземные).В проектах пешеходных переходов у объектов сервиса, расположенных на территории придорожных населенных пунктов, необходимо учитывать и местное пешеходное движение. На территории малого населенного пункта протяженностью до 0,5 км допускается устройство не более двух наземных пешеходных переходов с интервалом 150-200 м; в крупных населенных пунктах интервал между пешеходными переходами должен быть не более 300 м. Места расположения наземных пешеходных переходов должны быть видимы с основной дороги на расстоянии не менее 150 м.Оборудование нерегулируемых пешеходных переходов включает применение дорожных знаков 5.16.1, 5.16.2 и горизонтальной разметки 1.14.1 при ширине пешеходного перехода менее 6 м и 1.14.2-6 м и более. Ширина размечаемого пешеходного перехода назначается с учетом интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 чел./час, но не менее 4 м. Кроме знаков 5.16.1 (слева) и 5.16.2 (справа) вне населенных пунктов устанавливают предупреждающие дорожные знаки 1.20 "Пешеходный переход" за 50 и 150 м от перехода.На регулируемых пешеходных переходах совместно с разметкой 1.14 применяется разметка 1.12 "Стоп-линия". Светофоры размещаются с обеих сторон проезжей части на расстоянии 1 м от границы пешеходного перехода.На дорогах I категории устраиваются пешеходные переходы только в разных уровнях (подземные или надземные).В соответствии с нормами [ 9] пешеходные переходы в разных уровнях через дороги I-б и II категорий следует проектировать при интенсивности пешеходного движения 100 чел./ч и более - для дорог I-б категории и 250 чел./ч и более - для дорог II категории.Необходимость введения светофорного регулирования и строительства надземного (подземного) пешеходного перехода устанавливается на основе технико-экономических расчетов. Выбор типа пешеходного перехода [ 8] определяется соотношением интенсивности движения пешеходов N пеш и транспорта по основной дороге N a (рис. 3).При устройстве пешеходных переходов в разных уровнях обязательно принятие мер по устранению возможности выхода пешеходов на проезжую часть основной дороги (пешеходные ограждения и сетки на оси разделительных полос).Подземные и надземные пешеходные переходы обозначаются соответствующими знаками 5.17.1-5.17.4, устанавливаемыми изображением навстречу основным пешеходным потокам у лестничных сходов пешеходных тоннелей, мостов и путепроводов.
Рис. 3 Области применения пешеходных переходов различных типов:I - нерегулируемые переходы; II - переходы со светофорным регулированием; III - пешеходные переходы в разных уровнях (надземные и подземные)Целесообразность введения светофорного регулирования, строительства пешеходных переходов в разных уровнях на дорогах II и III категорий в каждом конкретном случае определяется исходя из значений и соотношения интенсивности движения пешеходных и транспортных потоков на основе результатов технико-экономических расчетов.

Список литературы

1. ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения. 2. ГОСТ Р 51256-99 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования. 3. Методические указания по определению состава объектов автосервиса и их размещения на автомобильных дорогах общегосударственного и республиканского значения в РСФСР. РСН 62-86 / Гипродорнии. - М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1987.-64 с.4. Наставление по службе дорожной инспекции и организации дорожного движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Утверждено приказом МВД России от 8 июня 1999 г. № 410. 5. Обеспечение безопасности движения при размещении придорожных сооружений обслуживания участников движения. Методические рекомендации. - М., ВНИИБД МВД СССР, 1984.-22 с. 6. Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования. Утв., постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420. 7. Применение искусственных неровностей на улицах и дорогах. Методические рекомендации. - М., ГУГИБДД МВД России, 2000.-14 с. 8. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. - Отрасл. дор. метод. док./Росавтодор Минтранса России. - М. 2002. - 220 с. 9. СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги. 10. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. 11. СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение. 12. Указания по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных Дорогах. ВСН 25-86. Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1988.-183 с.13. Хоняк Я.В., Гончаренко Ф.П., Копилевич С.Л. Инженерное оборудование автомобильных дорог. - М.: Транспорт, 1990-232 с.
  • МРР 3.2.23-97 Методические рекомендации по экономическому обоснованию применения конструктивных элементов и технологий, обеспечивающих повышение эффективности инвестиций за счет снижения эксплуатационных затрат, повышения долговечности зданий и сооружений, сокращения продолжительности строительства и других эффективных решений при повышении единовременных затрат при проектировании и строительстве и одновременном росте сметной стоимости
  • МДС 12-7.2000 Рекомендации о порядке осуществления государственного контроля за соблюдением требований строительных норм и правил при производстве строительно-монтажных работ на объектах производственного назначения
  • МДС 81-9.2000 Методические рекомендации по использованию текущих и прогнозных индексов стоимости при составлении сметной документации, определении свободных (договорных) цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы
  • Методические рекомендации Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (ТЭО) и проектов на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог и мостовых переходов
  • Указ 850 О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда
  • Приказ 112 Об утверждении Порядка выдачи предписаний и применении штрафов Госстандартом России при проведении государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов