В число основных характеристик бюджета входят. Основные показатели государственного бюджета

Для правильного построения, расчета и анализа выполнения государственного бюджета необходимо определить основные принципы его построения, правильно очертить круг институционных единиц, операции которых подлежат отражению в государственном бюджете, классифицировать экономические категории, учитываемые при его составлении.

Государственный бюджет отражает доходы и расходы одного сектора экономики – «Государственные учреждения». Задачей статистики в данной области является осуществление группировки основных операций данного сектора. Такая группировка создает аналитическую базу для определения потребности органов государственного управления в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся финансовых ресурсов.

В сектор «Государственные учреждения» включаются институционные единицы, деятельность которых заключается в предоставлении услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и национального богатства. Перераспределение производится, как правило, путем налогообложения институционных единиц, включаемых в другие сектора экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

К основным показателям государственного бюджета относятся:

· доходы;

· расходы;

· официальные трансферты;

· кредитование минус погашение (чистое кредитование);

· превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит);

· государственный долг.

Доходы – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Они разделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относят налоговые и неналоговые поступления, к капитальным – доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли).

Официальные трансферты – это безвозмездные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный характер в виде субвенций, репараций, дарений, полученные от других учреждений государственного управления (отечественных или зарубежных) или международных организаций. Если аналогичные платежи поступают из негосударственных источников, они включаются в состав неналоговых доходов бюджета.

Расходы – это все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются. В состав расходов включаются и трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Чистое кредитование включает предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. Чистое кредитование объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Дефицит или профицит бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и чистого кредитования.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена в будущем или преобразована в бессрочный долг.

Государственный долг разделяется на внешний и внутренний с подразделением каждого вида долга по типу держателя.

Важнейшим средством государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений является государственный бюджет, который определяет пути и методы образования финансовых ресурсов для обеспечения социальной политики.

Цель статистики государственного бюджета - дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:

1) общую величину и структуру доходов и расходов государственного бюджета;

2) размер дефицита или профицита;

3) источники финансирования бюджетного дефицита;

4) размеры государственного внутреннего долга.

В ходе обобщения и анализа статистических данных подготавливается соответствующая статистическая информация.

Основными показателями статистики государственного бюджета являются:

официальные трансферты;

чистое кредитование (кредитование за вычетом погашений);

дефицит (превышение расходов над доходами);

профицит (превышение доходов над расходами).

Доходы - это безвозвратные платежи, поступающие в государственный бюджет для осуществления социально-экономической деятельности государства. Доходы могут быть текущие (налоговые и неналоговые поступления) и капитальные.

Одним из видов доходов могут быть официальные трансферты, под которыми понимаются безвозмездные, невозвратные, единовременные поступления (помимо каких-либо обязательств) на добровольной основе в виде субвенций и дарений, а также в виде репараций от каких-либо организаций (в том числе международных) и учреждений (в том числе частных). Официальные трансферты включаются иногда в категорию «доходы», чтобы дефицит сокращался, а не финансировался.

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяют с категорией «расходы» как фактор, влияющий на бюджетный дефицит.

Дефицит государственного бюджета ДФ исчисляется как сумма доходов Д и полученных трансфертов Т за вычетом суммы расходов Р и чистого кредитования Кч:

Объем финансирования дефицита зависит от разницы величины заимствований и погашенного долга, а также от величины уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. По мере накопления бюджетного дефицита не только образуется, но и возрастает государственный долг (неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств государственных структур).

Итог эффективной деятельности государства, как правило, выражается в профиците. Тем не менее нормальным явлением считается величина бюджетного дефицита, не превышающая 3% к ВВП. Очень важно, за счет каких источников покрывается бюджетный дефицит. Если в первой половине 90-х годов преимущественным источником был неинфляционный внешний (иностранные заимствования и операции с ценными бумагами), то во второй половине 90-х годов государство покрывало бюджетный дефицит за счет внутреннего и внешнего источников в равных долях.

В настоящее время бюджетная политика Российского государства основывается на системе международных бюджетных классификаций, что позволило не только упорядочить статистическую информацию о государственном бюджете, но и осуществлять бюджетную деятельность государства в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда.

Опишите содержание основных международных бюджетных классификаций и принципы их формирования.

Упорядочение информации об операциях учреждений государственного управления, осуществляемое с помощью классификаций, позволяет проанализировать, в какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии ресурсов, без привлечения заемных средств или средств, накопленных за прошлые периоды. Этот принцип положен в основу классификаций государственного бюджета.

В результате классификации устанавливается сходство между операциями государственного управления и группируются сотни и тысячи отдельных операций и программ, входящих в состав основных компонентов, в относительно однородные категории, которые помогают выявить характер, структуру и экономическое воздействие таких показателей, как доходы, полученные официальные трансферты, расходы, кредитование минус погашение, финансирование и долг.

Операции, входящие в состав основных компонентов, классифицируются в соответствии с видом деятельности либо сегментом рынка, функционирующего вне сектора государственного управления, на которые они оказывают воздействие. Механизм такого воздействия состоит в изменении соотношения спроса и предложения путем изменения уровня налогов или объема субсидий, рыночной конкуренции на товары и услуги либо увеличения или уменьшения объема финансовых требований и обязательств на финансовых рынках.

Предлагаемая Международным валютным фондом система классификаций, определяющая структуру системы показателей государственного бюджета, включает следующие разделы:

A. Классификация доходов и полученных официальных трансфертов Б. Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения

B. Классификация операций финансирования бюджетного дефицита Г. Классификация государственного долга.

Рассмотрим более подробно эти основные классификации государственного бюджета.

Классификация доходов и полученных официальных трансфертов

I. Общие доходы и полученные официальные трансферты (II + VII)

II. Общие доходы (III + VI)

III. Текущие доходы (IV + V)

IV. Налоговые поступления

1. Подоходные налоги, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости капитала

2. Отчисления на социальное страхование

3. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу

4. Налоги на собственность

5. Внутренние налоги на товары и услуги

6. Налоги на международную торговлю и внешние операции

7. Прочие налоги

V. Неналоговые поступления

VI. Доходы от операций с капиталом

VII. Полученные официальные трансферты

В классификации доходов прежде всего выделяются налоги (или налоговые поступления), представляющие собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи учреждениям государственного управления, и неналоговые поступления. Налоги классифицируются по характеру базы, с которой взимается налог, либо по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обязательство, например, импортирование продукции, продажа товаров и услуг, получение доходов.

Текущие неналоговые поступления группируются по их характеру (доходы от собственности, выручка от реализации и комиссионные сборы, штрафы или частные пожертвования).

Доходы от операций с капиталом включают доходы от продажи различных видов капитальных активов и добровольные взносы на капитальные вложения из негосударственных источников.

Официальные трансферты классифицируются в соответствии с их источниками (отечественные или зарубежные), а также по их назначению (для текущих расходов или капиталовложений).

Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения проводится по двум основным признакам: назначение или функция, с выполнением которой связаны расходы, и экономическая характеристика операций, при проведении которых осуществляются эти расходы.

Функциональная классификация расходов и кредитования

за вычетом погашения

1. Государственные услуги общего характера

2. Оборона

3. Общественный порядок и безопасность

4. Образование

5. Здравоохранение

6. Социальное страхование и социальное обеспечение

7. Жилищно-коммунальное хозяйство

8. Организация отдыха и деятельность в сферах культуры и религии

9. Топливно-энергетический комплекс

10. Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота

11. Горнодобывающая промышленность и полезные ископаемые (за исключением топлива); обрабатывающая промышленность; строительство

12. Транспорт и связь.

5. Как развивалась система бюджетных классификаций в РФ?

Бюджетная классификация, обязательная для всех учреждений и организаций страны.

Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов

бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической

классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования

дефицитов бюджетов РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной

системы России.

Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной

классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования

расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой

расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому

кредитов, выплата процентов, капитальные вложения в основной капитал, закупки

товаров, субсидии.

Классификация источников финансирования дефицита бюджета является

группировкой заемных средств, привлекаемых Россией, субъектами РФ и органами

местного самоуправления для покрытия дефицитов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является

группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по

распорядителям средств бюджета. Этот перечень утверждается законом о

федеральном бюджете на очередной финансовый год, в том числе затраты на

средств адресно.

Законодательство РФ устанавливает пределы применения бюджетной классификации

и ее различных частей.

Так, классификация доходов бюджетов РФ, функциональная, экономическая

классификация расходов, классификация источников внутреннего финансирования

дефицитов бюджетов, классификация видов государственных внутренних долгов РФ

и субъектов Федерации являются едиными и используются при составлении,

утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а также при составлении

консолидированных бюджетов всех уровней.

При этом законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и

органы местного самоуправления вправе при утверждении соответствующих

бюджетов производить дальнейшую детализацию бюджетной классификации, не

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации"

устанавливает пределы применения бюджетной классификации и ее отдельных

Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы

местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию своих

бюджетов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной

классификации РФ.

9.2. Классификация доходов бюджета

Рассмотрим отдельные классификационные группировки бюджета.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов

всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах

Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех

уровней бюджетной системы.

В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы:

Налоговые доходы;

Неналоговые доходы;

Безвозмездные перечисления;

Доходы целевых бюджетных фондов.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды

доходов по источникам и способам получения, в том числе налоговые доходы по

видам налогов, неналоговые доходы по видам доходов. Налоги делятся также на

прямые и косвенные.

Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами в бюджетах учитываются доходы от

использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной

собственности. Учитываются и зачисляются, в бюджеты также средства,

получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального

имущества.

Зачисляются в доход бюджетов штрафы, как правило, в местные бюджеты, суммы

конфискаций, в принудительном порядке изымаемые в доход бюджетов в

соответствии с законодательством и решениями судов.

Налоговые доходы подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные законодательно

на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

Финансовая помощь бюджетам не относится к собственным доходам бюджета.

Регулирующие доходы бюджетов - виды доходов, получаемые бюджетами

в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной

системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами

отчислений.

Нормативные отчисления определяются законом о бюджете того уровня бюджетной

системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того

уровня, который распределяет доходы бюджета другого уровня.

Установлены базовые нормативы отчислений в бюджеты субъектов Российской

Федерации от таких налогов, как:

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые

(выполняемые, оказываемые) на территории РФ;

Налога на прибыль предприятий (организаций);

Подоходного налога с физических лиц;

Акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, вырабатываемые на

территории РФ;

Акцизов на товары, вырабатываемые на территории РФ;

Других федеральных налогов, подлежащих распределению между бюджетами разных

9.3. Функциональная классификация расходов бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой

расходов бюджетов и отражает направление бюджетных средств на выполнение

основных функций государства, в том числе на финансирование реализации

нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и

органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления

отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и полномочных

представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры,

судов, фундаментальных исследований.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются

разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и

местное управление, средств на выполнение функций государства, государственное

управление и др. Функциональная классификация расходов бюджетов включает

следующие разделы:

Государственное управление и местное самоуправление;

Судебная власть;

Международная деятельность;

Национальная оборона;

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

Промышленность, энергетика и строительство;

Сельское хозяйство и рыболовство;

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология,

картография и геодезия;

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

Развитие рыночной инфраструктуры;

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных

бедствий;

Образование;

Культура, искусство и кинематография;

Средства массовой информации;

Здравоохранение и физическая культура;

Социальная политика;

Обслуживание государственного долга;

Пополнение государственных запасов и резервов;

Финансовая помощь бюджетам других уровней;

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных

договоров;

Мобилизационная подготовка экономики;

Исследование и использование космического пространства;

Прочие расходы;

Целевые бюджетные фонды.

В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды

Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов,

государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера).

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и

органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов

бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не

нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий

уровень функциональной классификации расходов бюджетов и отражает

финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям

деятельности распорядителей средств.

9.4. Экономическая и ведомственная классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации

является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы

Российской Федерации по их экономическому содержанию. Классификация включает

следующие разделы: 1)текущие расходы; 2)капитальные расходы; 3) капитальный

ремонт; 4) приобретение земли; 5) предоставление кредитов.

В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета,

бюджетов других уровней является группировкой расходов, отражающей

распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов, по

разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной

классификации расходов бюджетов РФ, предметным статьям и элементам расходов

экономической классификации расходов бюджетов РФ. Перечень главных

распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом;

перечень распорядителей средств бюджетов Федерации и средств местных бюджетов

утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Федерации и

органом местного самоуправления.

6. В чем проявляются особенности бюджетных классификаций в РФ?

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ - важнейшая составляющая бюджетного устройства Российской Федерации - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и использования бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. В состав бюджетной классификации входят: 1) классификация доходов бюджетов - группировка доходов бюджетов по всем уровням бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными.актами; 2) функциональная классификация расходов бюджетов - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций. Первый уровень этой классификации составляют разделы, отражающие выполнение государством его важнейших функций; второй - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в рамках соответствующих разделов; третий -классификация целевых статей расходов федерального бюджета (финансирование расходов по основным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета); четвертый - виды расходов федерального бюджета (детализация направлений финансирования по целевым статьям); 3) экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию (текущие расходы, капитальные расходы, капитальные вложения в основные фонды; создание государственных запасов и резервов; предоставление кредитов и бюджетных ссуд за вычетом погашения и др.); 4) классификация источников финансирования дефицитов бюджетов - группировка заемных средств, привлекаемых для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, включая как внутренние, так и внешние источники; 5) ведомственная классификация расходов федерального бюджета - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям (прямым получателям) средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам бюджетов. Классификация целевых статей расходов бюджетов отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств и соответствующим разделам и подразделам функциональной и экономической классификациям расходов бюджетов Российской Федерации; 6) ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Федерации - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям бюджетных средств из бюджетов субъектов РФ по соответствующим разделам и подразделам функциональной и экономической классификаций. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций могут вводить дополнительную детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая при этом общие принципы построения и единства бюджетной системы.

Решение задач.


Похожая информация.


1. Сущность и строение государственных финансов. Задачи статистики государственных финансов.

    Основные показатели государственного бюджета.

    Статистические методы анализа показателей государственного бюджета.

    Статистика внебюджетных фондов.

  1. Сущность и строение государственных финансов. Задачи статистики государственных финансов.

Государственные финансы – важнейшая составная часть финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения своих функций.

Задачами статистики государственных финансов являются:

    Изучение количественных закономерностей массовых процессов, происходящих при формировании и расходовании государственных финансов;

    Определение основных направлений изменения величины и структуры государственных финансов;

    Характеристика показателей, определяющих содержание и направление фискальной политики государства.

Государственные финансы складываются из нескольких элементов:

    Государственный бюджет, включающий бюджеты разных уровней государственного управления;

    Внебюджетные фонды;

    Государственный кредит;

    Финансы государственных предприятий.

Основным элементом государственных финансов является государственный бюджет. Это очень значительный инструмент управления экономикой страны. Направленное изменение фискальной политики государственного бюджета позволяет государству оперативно влиять на экономическую ситуацию в стране, правильное распределение собранных средств – сглаживать социальное напряжение в обществе, изменять пропорции между различными отраслями экономики, вызывать изменение темпов роста производства и потребления. Такой широкий круг проблем, решаемых при помощи государственного бюджета, вызывает потребность в его глубоком изучении.

Изучают государственный бюджет при помощи статистических методов анализа, которые позволяют:

    Совершенствовать бюджетные классификации в соответствии с международными стандартами;

    Определять общую величину бюджетных доходов и расходов, рассчитывать размер превышения одного показателя над другим;

    Изучать структуру доходов и расходов, ее изменение в течение определенного периода;

    Выявлять основные источники финансирования дефицита государственного бюджета или направления размещения свободных средств при наличии профицита;

    Определять размеры государственного внутреннего долга;

    Проводить анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления;

    Выявлять влияние фискальной политики государства на экономическое развитие страны и уровень жизни населения.

  1. Основные показатели государственного бюджета.

Для правильного построения, расчета и анализа выполнения государственного бюджета необходимо определить основные принципы его построения, правильно очертить круг институционных единиц, операции которых подлежат отражению в государственном бюджете, классифицировать экономические категории, учитываемые при его составлении.

Государственный бюджет отражает доходы и расходы одного сектора экономики – «Государственные учреждения». Задачей статистики в данной области является осуществление группировки основных операций данного сектора. Такая группировка создает аналитическую базу для определения потребности органов государственного управления в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся финансовых ресурсов.

В сектор «Государственные учреждения» включаются институционные единицы, деятельность которых заключается в предоставлении услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и национального богатства. Перераспределение производится, как правило, путем налогообложения институционных единиц, включаемых в другие сектора экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

К основным показателям государственного бюджета относятся:

  • официальные трансферты;

    кредитование минус погашение (чистое кредитование);

    превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит);

    государственный долг.

Доходы – это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Они разделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относят налоговые и неналоговые поступления, к капитальным – доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли).

Официальные трансферты – это безвозмездные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный характер в виде субвенций, репараций, дарений, полученные от других учреждений государственного управления (отечественных или зарубежных) или международных организаций. Если аналогичные платежи поступают из негосударственных источников, они включаются в состав неналоговых доходов бюджета.

Расходы – это все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются. В состав расходов включаются и трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Чистое кредитование включает предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала. Чистое кредитование объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Дефицит или профицит бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и чистого кредитования.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг.

Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена в будущем или преобразована в бессрочный долг.

Государственный долг разделяется на внешний и внутренний с подразделением каждого вида долга по типу держателя.

8.2. Сущность и основные характеристики государственного бюджета

Бюджет государства является сложным и многогранным явлением в обществе. Его рассматривают с трех сторон:

По экономическому содержанию;

По форме проявления;

По материальному содержанию.

По экономическому содержанию бюджет представляет собой совокупность денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физических лицами, с другой стороны, по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения выполнения государством его функций.

Специфические признаке бюджетных отношений связаны с их перераспределительным, всеохватывающим и законодательно-регламентированным характером.

Перераспределительный характер состоит в перераспределении через бюджет доходов юридических и физических лиц. Всеохватывающий характер бюджетных отношений имеет проявление в том, что они охватывают абсолютно всех - каждого гражданина, каждое предприятие, каждую государственную структуру. Поскольку бюджетные отношения имеют перераспределительный и всеохватывающий характер и отражаются на формировании доходов юридических и физических лиц и государства, они регламентируются в законодательной форме. Регламентирования осуществляется на трех уровнях:

во-первых, соответствующими законами о построении бюджета и бюджетной системы, в которых определяется состав доходов и расходов бюджета, состав бюджетной системы и принципы ее построения, размежевание доходов и расходов между бюджетами, общие основы бюджетного процесса, т.е. порядка составления и выполнение бюджета;

во-вторых, законами, которые регламентируют формирование доходов и финансирования расходов (налоговое законодательство, законодательство об отдельных направлениях деятельности государства);

в-третьих, на основе принятия ежегодных законов (соответствующих решений местной власти) о бюджете на текущий год, в котором утверждается объем доходов и расходов бюджета текущего года, источники их формирования и направления финансирования, состояние бюджета.

По форме проявления бюджет является основным финансовым планом, в котором отображается деятельность государства и местных органов власти и управления. Как финансовый план бюджет представляет собой баланс доходов и расходов. Вместе с тем это не просто роспись доходов и расходов государства - это отражение ее экономической и социальной, международной и оборонительной, а главное финансовой (во всех ее направлениях) политики. Это форма проявления рассмотренной выше совокупности перераспределительных отношений в обществе.

По материальному содержанию бюджет представляет собой централизованный денежный фонд государства. Объем бюджета - это годовая сумма средств, которые проходят через этот фонд. Он находится в постоянном движении: практически ежедневно в него поступают средства и осуществляется финансирование расходов. В связи с этим необходима четко налаженная система управления бюджетом с целью обеспечения своевременного и полного поступления доходов и рационального и эффективного использования его средств.

Состав расходов бюджета определяется функциями государства и характером ее финансовой деятельности.

С позиций использования централизованных в бюджете средств его расходы можно условно разделить на две группы - государственное потребление и бюджетное финансирование юридических и физических лиц.

Государственное потребление представляет собой расходы на содержание государственного аппарата - управленческого, правоохранительного, судебного и т.п. и армии. Формирование доходов бюджета в этой части является платой со стороны общества государству за услуги, которые предоставляются им в сфере управления страной и обеспечения ее обороноспособности и правопорядка. Бюджетное финансирование отображает процесс распределения доходов в обществе. Если расходы бюджета в части государственного потребления возмещаются обществу в виде соответствующих услуг со стороны государства, то бюджетное финансирование является, в сущности, возвращением обществу части централизованного в бюджете ВВП.

Бюджетное финансирование расходов, отражая перераспределение полученных государством доходов, отображается в формировании вторичных, а в отдельных случаях, и первичных доходов юридических и физических лиц. Оно может иметь прямой и косвенный (опосредствованный) характер. Прямой характер имеет формирование доходов конкретных получателей бюджетных ассигнований - распорядителей бюджетных средств, опосредствованный характер - потребителей общественных благ, которые обеспечиваются за счет бюджета.

Бюджетное финансирование может осуществляться в таких формах:

Бюджетные инвестиции;

Государственные трансферты;

Бюджетные кредиты;

Сметное финансирование.

Бюджетные инвестиции могут осуществляться в разных формах. Основной формой является финансирование капитальных вложений. Выделение средств может осуществляться отдельным предприятиям, министерствам и ведомствам под определенные объекты, а может иметь форму проектного финансирования конкретного инвестиционного проекта. Бюджетные инвестиции могут направляться также на приобретение определенной доли акций акционерных обществ.

Финансовая политика государства должны основываться только на реальном бюджете. Оптимизация состава и структуры доходов и расходов бюджета отображает сбалансированность финансовой политики.

Поскольку бюджет является системой всеохватывающих перераспределительных отношений, то его формирование и состояние имеют особое значение для государства, каждого юридического, физического лица и общества в целом. Формирование бюджета предусматривает решение триединой задачи. Во-первых, определение реальных объемов доходов. Во-вторых, оптимизация структуры расходов на основе критерия обеспечения максимального уровня роста ВВП при удовлетворении минимума социальных нужд. В-третьих, сбалансирование бюджета. Проблемы сбалансирования состоят в том, что, как правило, потребности любого субъекта, в том числе и государства, превышают возможности.

Сбалансирование бюджета возможно за счет:

а) увеличения доходов - введение новых налогов, повышение ставок или расширение объектов налогообложения по действующим налогам, расширение использования неналоговых доходов;

б) сокращения расходов - пропорционального или селективного;

в) принятия бюджетного дефицита с установлением источников его покрытия (государственные займы или денежная эмиссия).

При наличии значительных финансовых проблем все эти способы сбалансирования бюджета могут использоваться в комплексе.

Состояние бюджета как финансового плана отображает не только финансовое состояние государства, а и характеризует во многом финансовую ситуацию страны в целом и потому интересует всех граждан и каждую предпринимательскую структуру. Он характеризуется тремя показателями:

Равновесие доходов и расходов;

Превышение доходов над расходами;

Превышение расходов над доходами.

Уравновешенность доходов и расходов является наиболее естественным и целесообразным состоянием, которое вытекает из схемы финансовой деятельности государства: доходы > расходы. При этом финансовый результат деятельности государства не определяется, ведь, с одной стороны, государство должно собирать столько доходов, сколько ему нужно для обеспечения расходов бюджета, а с другой - оно может профинансировать столько расходов, сколько собирает доходов. Потому любое отклонение от этой уравновешенности является нарушением основ финансовой деятельности государства и является нецелесообразным.

Превышение доходов над расходами вообще отображает стабильную финансовую ситуацию, хотя и не является целью деятельности государства. Оно может проявляться в разных формах. Во-первых, это могут быть своего рода бюджетные резервы: запланированное превышение используется на финансирование непредвиденных расходов в текущем году, а фактически полученное по итогам бюджетного года - переходит в доходы следующего года, за счет чего могут быть или увеличенные расходы, или сокращены доходы. Однако на практике бюджетные резервы, как правило, имеют правовые основы формирования, например, в Украине в составе Государственного бюджета выделяется Резервный фонд Кабинета Министров. Во-вторых, превышение доходов над расходами может возникать вследствие чрезмерной (сравнительно с нормированными органами власти и управления высшего уровня расходами) доходной базы отдельных бюджетов. В Украине такое превышение имеет форму «бюджетного излишка» и подлежит изъятию в бюджет высшего уровня. В-третьих, такое превышение может иметь форму бюджетного профицита, при условиях сбалансирования бюджета в пределах не одного, а нескольких лет. В отдельные года установленного периода формируются бюджетные профициты, а в отдельные - дефициты. Объемы бюджетных дефицитов и профицитов при этом сбалансированы.

Превышение расходов над доходами, т.е. бюджетный дефицит , есть наиболее сложным явлением. Прежде всего, дефицит совсем не означает несбалансированности бюджета, ведь это превышение расходов только над постоянными доходами бюджета. Кроме того, дефицит бюджета нужно оценивать с позиций как отдельно государства, так и финансовой системы в целом. Для государства это всегда нежелательное и довольно часто отрицательное явление. Другими же субъектами финансовых отношений и сфер и звеньев финансовой системы оно может оцениваться по-разному.

С этой точки зрения бюджет представляет собой роспись доходов и расходов государства, которое утверждается органами законодательной и представительной власти в виде закона. Как финансовый план бюджет отражает экономическую, социальную, военную, международную политику государства.

Расходы на экономическую деятельность государства определяются 2 факторами:

1. Масштабами государственного сектора экономики;

2. Экономической политикой государства (чему отдается предпочтение - бюджетному финансированию налоговому регулированию).

Уровень социальных расходов определяется финансовой моделью общества. Доходы бюджета характеризуют налоговую политику государства.

В Украине бюджет как финансовый план имеет определенные отличия от бюджета как экономической категории, поскольку в него включаются фонды целевого назначения. Поэтому для оценки реальной бюджетной политики необходимо проанализировать статьи доходов расходов «чистого» бюджета (без целевых фондов). Вместе с тем включение этих фондов в бюджет обусловлено двумя причинами:

1. Приданием им законодательной силы;

2. Необходимостью осуществления государственного контроля за средствами этих фондов.

Состояние бюджета как финансового плана характеризуется тремя показателями:

1. Равновесие доходов и расходов;

2. Бюджетный излишек - превышение доходов над нормативными расходами (профицит);

3. Бюджетный дефицит - превышение расходов над постоянными доходами (налоговые доходы бюджета). При наличии бюджетного дефицита устанавливаются источники его покрытия (государственные займы, эмиссия денег). Причиной бюджетного дефицита является необходимость тратить средств значительно больше, чем это позволяют финансовые возможности бюджета. Теоретически избежать дефицита очень просто - сократить расходы увеличить налоги. Но на практике, как правило, это процесс очень сложен, а иногда и невозможен.

Бюджетный дефицит не может иметь однозначной оценки, так как существуют разные виды бюджетного дефицита:

По форме проявления бюджетный дефицит подразделяется на открытый и скрытый:

Открытый - официально признанный в законе о бюджете;

Скрытый - государством официально не признается. В чем суть скрытого дефицита? Это завышение плановых объемов доходов, включение в состав доходов бюджета источников покрытия бюджетного дефицита. Скрытый дефицит - более негативное явление, чем открытый.

По причинам возникновения бюджетный дефицит бывает вынужденным и сознательным.

Вынужденный является следствием низкого уровня ВВП. Обусловлен недостатком финансовых ресурсов в стране.

Сознательный определяется характером финансовой политики государства - оно старается снизить уровень налогообложения для стимулирования экономики. В то же время недостаток ресурсов государство мобзует с помощью займов. Кроме того, использование государственных займов необходимо для регулирования финансового рынка, индикатором которого являются государственные ценные бумаги. Для ценных бумаг устанавливается минимальный уровень процентных ставок при их максимальной надежности, с помощью ценных бумаг государство стимулирует сдерживает финансовый рынок.

По направлениям дефицитного финансирования различают активный и пассивный бюджетный дефициты.

Активный дефицит - это направление средств на инвестиции в экономику, что способствует увеличению ВВП.

Пассивный дефицит - это покрытие текущих затрат.

Источниками покрытия дефицита выступают:

1. Государственные займы;

2. Денежная эмиссия.

Использование государственных займов требует:

Начисление временно свободных средств у кредиторов государства;

Доверие со стороны кредиторов к государству;

Заинтересованность кредиторов заполучить высокие гарантии возврата долга и удобной для кредитора процентной политики;

Наличие реальных доходов от использования заемных средств, дающих возможность вернуть долг и выплатить проценты.

Государственные займы требуют четкой системы погашения государственного долга. Источниками этого погашения могут быть:

1. Дополнительные налоговые поступления, которые получает государство, благодаря увеличению ВВП, на основе инвестирования заемных средств;

2. Увеличение уровня налогообложения;

3. Уменьшение расходов бюджета;

4. Выпуск новых займов.

Денежная эмиссия: может использоваться только в случае жесткого контроля за использованием этих денег. Она исходит из ограничения отношения бюджетного дефицита к ВВП на уровне 2-3%. В случае использования денежной эмиссии основным фактором дефицита является направление этих средств - в инвестиции на текущие расходы. Если средства направляются в инвестиции, то это дает возможность получить определенный доход, что, в свою очередь, амортизирует рост инфляции. В случае использования средств на текущие расходы инфляция становится необратимой.