Информация о налогах в венгрии для нерезидентов и резидентов страны. Налоговая система венгрии Налоги в венгрии на частного предпринимателя

Система налогообложения в Венгрии считается одной из самых благоприятных. По сравнению с другими странами Европы здесь довольно низкие ставки для большинства налогов. И облагаются ими и местные жители, и иностранцы.

Показатели экономики Венгрии

Подоходный налог

Все, кто работает в стране и имеет доходы на территории Венгрии, обременен подоходным налогом. К венграм, которые имеют заработки за пределами страны, тоже имеет отношение НДФЛ. С рядом стран заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Ставка НДФЛ составляет 16 %. Она одинакова и для наемных рабочих, и для индивидуальных предпринимателей, и для крупных бизнесменов. Доход может быть получен в том числе и от купли-продажи имущества, процентов, дивидендов, вложений.

Отчет представляется по итогам налогового года. Декларацию и плату принимают до 20 мая следующего платежного года. Есть возможность отсрочить подачу документов, но за частичную уплату налога можно заработать штраф.

Венгерские семьи, в которых растут дети, могут воспользоваться налоговым кредитом. Он составляет 62 500 форинтов, если малыш один, и эта сумма не учитывается при расчете НДФЛ. Если детей двое или трое, то сумма, не облагаемая налогом, в три раза больше.

Размер подоходного налога в различных странах мира

Налог на прибыль

Налог на капитал в Венгрии не предусмотрен, зато компании, зарегистрированные в стране, обязаны платить корпоративный налог. Им обременены следующие юридические лица:

  • Компании-резиденты.
  • Общественные фонды.
  • Адвокатские бюро.
  • Вузы.
  • Компании-нерезиденты с долей прибыли на предприятиях, у которых есть недвижимость на территории страны.

Ставка налога равняется 10 % с базы налогообложения до 500 млн форинтов. Если сумма больше, то выплата - 19 %.

Налог на прибыль может быть пересмотрен. Налоговые послабления предоставляют, например, тем, кто инвестирует больше миллиарда форинтов в венгерские проекты и создает новые рабочие места. Меньший процент выставят и предприятиям, которые поддерживают спорт.

Каждая компания обязана ежегодно платить 3000 форинтов. То есть пошлины предусмотрены и за подачу отчета.

Величина НДС в различных странах

Ставка НДС составляет 27 %. Под нее попадает больше половины товаров и услуг. Однако налог на остальные рассчитывается на льготных условиях. Нижняя граница в 5 % распространяется на такие виды:

Продукция, на которую распространяется налог в 12 %:

  • продукты питания;
  • фармацевтические товары и лечебные препараты;
  • энергоносители;
  • научные, культурные, гостиничные, транспортные услуги.

До 18 % ставка снижена для следующих продуктов:

  • молока;
  • молочных продуктов;
  • кукурузы;
  • муки.

Не попадают под налогообложение некоторые лекарства, легковые машины вместе с обслуживанием, двигатели внутреннего сгорания. От НДС освобожден экспорт.

При осуществлении бизнес иммиграции и смены личного налогового резидентства вопрос изменения налогового статуса возникает всегда. И прежде чем куда-то переезжать, состоятельные граждане всегда взвешивают налоговые последствия. По просьбе российских предпринимателей, заинтересованных в ведении бизнеса в Венгрии, мы подготовили краткий обзор основных корпоративных и личных налогов в Венгрии.

Валюта Венгрии - венгерский форинт (HUF)
Валютный контроль - отсутствует
Принципы бухгалтерского учета - венгерский GAAP. Финансовую отчетность нужно подавать ежегодно.
Основные формы организации бизнеса - Общество с ограниченной ответственностью, Публичная компания с ограниченной ответственностью, Частная компания с ограниченной ответственностью и Филиал иностранной компании.

Корпоративное налогообложение :

Резидентность - Корпорация считается резидентной в Венгрии, если зарегистрирована в Венгрии или, если она зарегистрирована за рубежом, но управляется из Венгрии.

Источник - Резиденты Венгрии облагаются налогом на доходы, полученные во всем мире. Нерезиденты платят налог только на доходы из венгерских источников. Филиалы облагаются налогом так же, как и дочерние компании.

Налогооблагаемый доход - Налог на корпорации налагается на бухгалтерскую прибыль, с некоторыми поправками (изъятиями). При подсчете налогооблагаемого дохода обычно можно вычесть все нормальные бизнес расходы.

Налогообложение дивидендов – Дивиденды, получаемые венгерской компанией, корпоративным налогом не облагаются, за исключением дивидендов, распределяемых управляемой иностранной корпорацией.

Прирост капитала - Доходы на прирост капитала облагаются как часть бухгалтерской прибыли по ставкам 10 % или 19 % (в зависимости от величины дохода). Тем не менее, при наличии изъятий налог не взимается. Если доход на прирост капитала возникает при продаже акций компании, управляющей недвижимостью, резидентом страны, у которой с Венгрией нет договора об избегании двойного налогообложения, то продажа акций облагается налогом 19 %.

Убытки - Налоговые потери до 50 % прибыли до налогообложения в налоговом году могут быть использованы и перенесены на любой год в будущем (со специальными условиями для слияний и поглощений). Перенос убытков на предыдущие годы не разрешен.

Ставка налога на прибыль - Ставка налога 10 % на базу HUF 500,000,000 (на август 2013 это примерно EUR 1,680,000) и 19 % на сумму, превышающую HUF 500,000,000.

Дополнительный налог - Дополнительный налог с различными ставками принимается к финансовым организациям, а также на энергию, розницу и телекоммуникационные компании, а также с 2013 года, на финансовые сделки.

Альтернативный минимальный налог - При определенных обстоятельствах может применяться альтернативный минимальный налог.

Зачет налогов, уплаченных за границей - Венгерский закон дает возможность зачесть налоги, уплаченные за границей, хотя большинство договоров об избегании двойного налогообложения отменяют это правило и дают налоговое исключение.

Освобождение от налогов - Освобождение от налогов применяется к получаемым дивидендам (Смотрите выше налогообложение дивидендов) без каких-либо требований к держателю, а также к доходу на прирост капитала при продаже инвестиций, но налогоплательщик должен владеть 30 % долей в венгерском филиале (это не может быть управляемая иностранная корпорация) не менее одного года. Такое же освобождение от налога применяется и к приросту капитала, возникающему при продаже интеллектуальной собственности.

Режим холдинговых компаний - смотрите выше про освобождение от налогов

Стимулы для инвестиций - При определенных инвестициях (в зависимости от суммы инвестиции, отрасли промышленности и региона внутри страны) применяются налоговые льготы для развития, которые даются в форме налогового кредита.

Удержание налогов:

Дивиденды - Если дивиденды выплачиваются нерезидентной компании, то налог не удерживается. На дивиденды, выплачиваемые физическому лицу нерезиденту, платится налог 16 %, если эта сумма не уменьшена по соответствующему договору об избегании двойного налогообложения.

Проценты - Если проценты выплачиваются нерезидентной компании, то налог не удерживается. На проценты, выплачиваемые физическому лицу нерезиденту, платится налог 16 %, если эта сумма не уменьшена по соответствующему договору об избегании двойного налогообложения.

Роялти - Если роялти выплачиваются нерезидентной компании, то налог не удерживается. На роялти, выплачиваемые физическому лицу нерезиденту, платится налог 16 %, если эта сумма не уменьшена по соответствующему договору об избегании двойного налогообложения.

Другие корпоративные налоги:

Налог с заработной платы - отсутствует

Налог на недвижимость - Строительный налог и налог на землю могут взиматься на усмотрение муниципалитетов.

Социальное страхование - Работодатели должны платить социальный налог в размере 27 % на грязную зарплату (брутто-зарплату) работника (смотрите также налогооблагаемый доход в разделе личного налогообложения ниже по тексту). Работодатели делают также отчисления 1,5 % за профессиональное обучение сотрудников.

Гербовый сбор - отсутствует.

Налог на передачу - При передаче недвижимости или акций компании, на балансе которых есть венгерская недвижимость, приобретатель платит 4 % налог при стоимости недвижимости до HUF 1,000,000,000 и 2 % на часть, которая превышает HUF 1,000,000,000, но с ограничением не более HUF 200,000,000 на один объект недвижимости.

Другие налоги - Другие налоги включают налог на дарение, ставка которого 18 %, и местный налог на оборот в размере максимум 2 %.

Личное налогообложение :

Источник - Резиденты, проживающие в Венгрии, платят налог со всех своих доходов (в любых странах). Иностранные резиденты платят налог только на доходы, полученные из источников на территории Венгрии.

Резидентность - Индивид считается налоговым резидентом в следующих случаях:
1) индивид является гражданином Венгрии;
2) у него/нее есть постоянный дом исключительно в Венгрии;
3) центр жизненных интересов индивида находится в Венгрии;
4) в случаях, когда резидентность не может быть определена на основании постоянного дома или центра жизненных интересов, человек будет считаться резидентом Венгрии;
5) граждане ЕС будут считаться налоговыми резидентами Венгрии, если они присутствуют в Венгрии 183 дня в календарном году.

Режим подачи деклараций - Применяется режим самостоятельной оценки, и индивиды должны подавать свои собственные декларации.

Налогооблагаемый доход - Доход от заработной платы облагается налогом, как и доход от индивидуального предпринимательства или свободных профессий.

Прирост капитала - Прирост капитала обычно облагается по ставке 16 %.

Вычеты и пособия - При определенных ограничениях для прироста капитала при сделках избавления от недвижимости могут предоставляться налоговые вычеты. Также могут быть вычеты, связанные с расходами по уходу за ребенком.

Ставки налога - Обычная ставка подоходного налога 16 %. Дивиденды и проценты также облагаются по ставке 16 %.

Другие личные налоги:

Налог на капитал - отсутствует

Гербовый сбор - Различные гербовые сборы взимаются в административных и судебных процедурах.

Налог на приобретения - данный налог взимается при покупке моторных транспортных средств.

Налог на недвижимость - Строительный налог и налог на землю налагаются на усмотрение муниципалитетов.

Налог на наследование и на покупку недвижимости - Общая ставка налога на наследование 18 %, но этот налог не применяется в случае наследования близкими родственниками или супругой/супругом. Ставка налога на покупку жилой недвижимости составляет 9 %.

Налог на чистую стоимость активов (налог на богатство) - отсутствует

Социальное страхование - От наемных сотрудников требуется выплата взносов социального страхования в размере 18,5 %, что вычитается из брутто-зарплаты работодателем.

Администрирование налогов:

Налоговый год - Календарный год

Сдача отчетности и уплата налога - Налоговые декларации должны быть сданы, а налоги уплачены до 20 мая следующего налогового года. При выполнении определенных условий этот срок может быть продлен до 20 ноября.

Штрафы - За недоплату налога применяются штрафы в размере 50 %. Также при запоздалых платежах применяется по умолчанию пеня, равная двойной ставке интереса Национального Банка Венгрии.

Налог на добавленную стоимость (НДС):

Налогооблагаемые сделки - НДС взимается при местной поставке товаров и услуг и на импорт.

Ставка налога - Стандартная ставка НДС равна 27 %, но в некоторых случаях применяются пониженные ставки 18 % и 5 %.

Регистрация - Порога для регистрации нет (за исключение м случая дистанционных продаж).

Сдача отчета и уплата налога - Помесячно, ежеквартально или один раз в год (в зависимости от суммы налоговой нагрузки по НДС).

Приведенная информация актуальна по состоянию на 2013 год. Это общий обзор налогового законодательства, который не должен использоваться как личная налоговая консультация.

В настоящем докладе мы рассмотрим основы налогообложения Венгрии и принципы её формирования, а так же основные изменения произошедшие в системе за последние 10 лет. Мы выделим основные типы применяемых налогов, и немного расскажем о каждом из них.

Венгерская система налогообложения сформировалась в последние десять лет и в отношении функционирования налогового механизма имеет сходство с западно-европейской моделью. Венгрия заключила соглашение об исключении двойного налогообложения более, чем с 50 странами, и такое действующее соглашение имеется у Венгрии с Россией и Украиной.

Порядок налогообложения регулируется Законом XCI от 1990 года. Закон содержит подробные нормативы о сроках уплаты налогов. Налогоплательщики должны платить налоги – в зависимости от их типа – раз в месяц, раз в квартал или раз в год.

Венгрия применяет систему налогообложения на основе добровольных налоговых деклараций с относительно короткими сроками их представления в налоговое управление. Налоговая декларация содержит лишь ограниченный объем информации, однако Управление налогового и финансового контроля (АПЕХ) имеет право на проведение детального расследования. При просрочке уплаты взимаются пеня и штраф, и размер последнего может быть значительным.

Венгрия относится к категории среднеразвитых государств. Доля в мировом паритетном ВВП – 0,2%, доля в паритетном ВВП стран ЕС – 0,8%. Паритетный ВВП на душу населения в 2009 г. составил около 15 тыс. евро.

В 2001-2008 гг. экономика Венгрии развивалась быстрыми темпами, уступая лишь Польше и Чехии среди новых участников Евросоюза. За этот период ее ВВП вырос в 1,3 раза. В условиях мирового финансово-экономического кризиса по итогам 2009 г. наблюдался значительный спад: объем ВВП снизился на 6,3%, потребление населения сократилось на почти на 7%, капиталовложения – на 8,6%. Вместе с тем, было достигнуто положительное сальдо внешнеторгового баланса в размере 4,6 млрд. евро. Дефицит государственного бюджета страны по отношению к ВВП уменьшился за 2009 год с 8,9% до 3,9%.

Итак, считаю важным начать с основ и разобрать, что же собой представляют современная налоговая система. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном законом порядке, и способов управления ими. Значение и структура этой системы определяются социально-экономическим строем общества и типом государства. В основу построения налоговой системы закладываются определенные принципы и классификации видов налогов по однородным признакам.

Неуплата налогов в Венгрии является очень тяжелым нарушением Венгерского законодательства. Кроме того, при рассмотрении дел иностранцев, вопрос регулярной и полной уплаты налогов имеет повышенный вес, склоняя чашу весов в ту или иную сторону. История уплаты налогов также поднимается при рассмотрении прошений на ВНЖ или ПМЖ.

В зависимости от органа, взимающего налоги и в распоряжение которого они поступают, налоги подразделяются на федеральные и местные.

В зависимости от методов взимания налоги классифицируются как прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода и стоимости имущества. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, включаемые в цену или тариф. Владелец товара или услуги включает налоговый оклад в цену или тариф оплачиваемого потребителем товара, работы или услуги, и эту долю налога перечисляет государству.

Деление налогов на прямые и косвенные носит несколько условный характер. Например, налог на прибыль предприятий – формально прямой, в основном он вносится собственником за счет прибыли. Однако определенная его часть может оплачиваться потребителем в цене продукции.

В налоговой практике ряда стран используется классификация налогов по объектам обложения: налог на доход, налог на капитал, налог на товары, налог на имущество и др.

Многолетняя практика налогообложения в различных странах использует следующие основные принципы построения налоговой системы:

однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;

стабильность налоговой системы в течение длительного времени;

простота и доходчивость налоговой системы, не допускающие произвольных толкований;

оптимальность налоговых изъятий – достижение паритета между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами.

Итак, пойдем по порядку. Попробуем рассмотреть обычную торговую фирму и классифицировать ее обязательные платежи в государственную казну Венгерской Республики. В Венгрии выделяются три основных группы налогов, которые надо будет платить в любом случае, независимо от вида деятельности:

  1. Налог на прибыль (Tarsasagi ado) - основная ставка 18%
  2. НДС (AFA) - основная ставка 25%
  3. Местный индустриальный налог (helyi iparuzesi ado) - основная ставка 2%

Закон LXXXI от 1996 года “О корпоративном налоге и налоге на дивиденды” определяет ставку налога на прибыль корпорации в размере 18%.

Закон CVII от 1995 года “О подоходном налоге с физических лиц”, с учетом изменений и дополнений к нему. Действие закона распространяется на физическое лицо, его доход и связанные с этим обязанности по уплате налога. Налогооблагаемой базой является сумма доходов, полученная физическим лицом от самостоятельной и несамостоятельной деятельности. А также иных доходов. С начала 2003 года, для физических лиц, применяется следующая прогрессивная шкала налогообложения: от 0 до 1200000 форинтов – 20%; от 1200001 до 2400000 – 30%; от 2400001 форинтов и выше – 40%.

Закон LXXIV от 1992 года “О налоге с оборота” с изменениями и дополнениями. Правовые нормы закона согласуются с соответствующими нормативными актами Евросоюза. Основанием для налогообложения является реализация товаров и оказание услуг, а также импорт товаров. Размер налога 12-25%, в зависимости от вида товаров и услуг.

Закон СIII от 1997 года “Об акцизном налоге” и особых правилах оборота подакцизных товаров”. К подакцизным товарам нормативным актом отнесены следующие 7 групп товаров: нефтепродукты - в среднем около 87,3 форинтов за литр, крепкие спиртные напитки до 40%, пиво - 6-7%, шампанское - около 7%, промежуточные алкогольные напитки – 11%, табачные изделия 10,5%, виноградные вина до 11%.

Закон LXXVIII от 1991 года “О потребительском налоге и дотациях к потребительским ценам”.

Потребительский налог начисляется на следующие виды товаров:

  • ювелирные изделия до 35%;
  • легковые автомобили от 22 до 32%;
  • кофе до 12%.

Закон С от 1990 года “О местных налогах” определяет перечень налогов, которые местные органы власти имеют право взимать.

Это могут быть:

Размер налога на недвижимое имущество составляет не более 3% оценочной стоимости недвижимости. Земельный налог составляет не более 200 форинтов за квадратный метр, либо 3% оценочной стоимости.

1. Налог на прибыль (Tarsasagi ado).

В системе подоходного налога закон о корпоративном налоге (налог на прибыль предприятий и организаций) и налоге на дивиденды регулирует налогообложение хозяйственных организаций. Субъект налогообложения - хозяйственное общество, кооператив, государственное предприятие. Прочие организации (в частности благотворительные фонды, общественные фонды, общественные организации) являются субъектами налогообложения лишь в том случае, если занимаются хозяйственной или иной деятельностью с целью получения доходов. Субъекты налогообложения с местонахождением в Венгрии обязаны платить налог с доходов, полученных и в стране, и за рубежом, а у иностранных субъектов налогообложения (в частности, филиалов) налогом облагаются лишь доходы, полученные в Венгрии.
Прибыль определяется в соответствии с требованиями и предписаниями закона о бухгалтерском учете; сумма прибыли изменяется в соответствии с положениями закона о налогообложении.
Из суммы прибыли до уплаты налога могут быть вычтены следующие расходы:
- 20% прямых затрат на исследования и разработки;
- в случае предоставления работы ученикам профессионально-технических училищ - 6000 форинтов в месяц;
- в случае приема на работу безработного сумма ренты социального страхования в течение одного года - помимо учета ее в качестве производственных издержек - также может быть вычтена из суммы прибыли;
- в случае приобретения легковых автомобилей стоимостью более 6 000 000 форинтов при расчете затрат на уход и обслуживание, амортизационных отчислений и т.д., - часть затрат, пропорциональная стоимости легкового автомобиля сверх установленного лимита, увеличивает сумму прибыли, подлежащую налогообложению.

Закон о бухгалтерском учете оговаривает сроки амортизации: для стоимости материальных прав - шесть лет или более, для стоимости фирмы - от 5 до 15 лет. Для большой группы машин и оборудования норма амортизационных отчислений как издержек - 30%, для сверхточных машин и оборудования - 33%.
Ставка корпоративного налога - 18%.

Инвесторы в течение определенного времени могут воспользоваться рядом налоговых льгот. В случае создания производственных мощностей для производства готовой продукции стоимостью не менее 1 млрд. форинтов по всей территории страны в течение пяти лет предоставляется налоговая льгота в размере 50%, без предварительных условий по расширению штатов. Этой льготой можно воспользоваться и при создании новых и расширении действующих гостиничных мощностей, однако в этом случае предъявляются более строгие требования по увеличению поступлений от реализации.
В приоритетных регионах и промышленных зонах предоставляются льготы в размере 100 % на срок до пяти лет для создания новых производственных мощностей и строительства гостиниц без предварительного определения стоимости инвестиции. Приоритетными считаются регионы с уровнем безработицы выше 15%. В промышленных зонах норма амортизации по зданиям 10%, машины и оборудование могут быть рассчитаны тотчас же по приобретении. В приоритетном регионе и промышленной зоне предприниматели, не подпадающие под действие указанных выше льгот, могут воспользоваться льготой в размере 6% от стоимости приобретенных средств. Эта льгота распространяется в приоритетных регионах на приобретение машин и оборудования, в промышленных зонах - на машины, оборудование и здания; в обоих типах регионов - на инвестиции по модернизации и развитию инфраструктуры.

Ставка корпоративного налога офшорных фирм 3%. Эти общества с ограниченной ответственностью, созданные в свободной таможенной зоне, имеют право заниматься исключительно коммерческой деятельностью за рубежом и предоставлять услуги - за исключением финансовых - иностранным фирмам. Фирмы имеют свои банковские счета в Венгрии, обязаны пользоваться услугами венгерских юрисконсультов и аудиторов; в ревизионных комиссиях граждане ВР должны быть в большинстве, и фирмы не имеют права приобретать паи и акции в венгерских хозяйственных обществах и кооперативах.
При налогообложении иностранной организации, не располагающей филиалом на территории ВР, при определении суммы, облагаемой налогом, следует принять во внимание ссудный процент предоставленного кредита, процент облигации, гонорар за исполнительскую и спортивную деятельность на территории ВР, авторский гонорар. Не подлежат налогообложению проценты по облигациям венгерского государства и Венгерского национального банка, по полученным кредитам.

Налог на дивиденды уплачивается по перечисленным за рубеж и по выплаченным частным лицам дивидендам; ставка налога 20%, однако размер налоговой ставки ограничивается договорами об отказе от двойного налогообложения. Для филиалов - в зависимости от положений договора - налог взимается по утвержденным дивидендам. Иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налога при реинвестировании дивидендов в Венгрии.
Закон о налоге по личному доходу определяет статус на основе постоянной прописки или обычного местонахождения. По заключенным договорам об исключении двойного налогообложения местом обычного нахождения является то место, где субъект налогообложения проводит не менее 183 дней в году.

При ссудном проценте ниже учетной ставки банка разница в процентных ставках предоставленного фирмой кредита представляет собой доход, облагаемый налогом со ставкой 44%.

Ставка налога от дивиденда, прибыли по курсам валют, доходам от фьючерсных сделок и опционов - 20%. Ставка налога по доходам от дивидендов - 35%, если сумма дивидендов превышает сумму, рассчитанную от доли частного лица в уставном капитале предпринимательства с использованием удвоенной учетной ставки банка.

Венгерское налоговое право в настоящий момент является одним из самых современных в Европе, что было достигнуто в результате проведения реформ в конце XX - начале XXI века, представляющих определенный этап на пути трансформации политической и экономической системы страны. В относительно короткий срок Венгрия отошла от политической системы, которую нередко характеризуют как "антитезис верховенства права", так как правящая партия, фактически, контролировала законодательную, исполнительную и судебную власть.

Для переходной экономики, установившейся в бывших социалистических странах центрально-европейского региона, характерна необходимость приведения состояния внутренней экономики в соответствие с требованиями "сети глобализированных рынков". В таких условиях одной из важнейших задач государства является создание совершенно новой системы поступлений в бюджет, однако, не путем установления новых видов налогов, а путем закрепления правовых принципов налогообложения и обеспечения поддержки населения, осуществляемой за счет отведения важной роли косвенным налогам.

До конца 1980-х налоговая система развивалась под диктатом центральной плановой экономики. Два главных элемента плановой экономики - центральный бюджет и государственные предприятия.

Важнейшим же элементом реформ были косвенные налоги (они составляли основную часть дохода государства от налогов), тогда как прямые налоги были ниже, чем в остальных странах Евросоюза. Такой метод должен был осуществлять функцию поддержки населения при необходимости больших поступлений в бюджет. Наибольшей эффективностью обладал, например, налог на добавленную стоимость в ходе процесса приватизации, то есть в наличие определенной автономии у предприятий. В ином случае, при налогообложении связанных с государством предприятий, оно уплачивает косвенные налоги, по сути, само.

До начала налоговых реформ в отсутствие свободы собственников и предприятий конфликт интересов налогоплательщиков и налоговых органов не обозначался, принцип верховенства права не имел значения и, соответственно, о правах налогоплательщиков и об ограничении дискреции налоговых администраций не могло идти и речи. Ориентирами реформ стали охрана собственника и в то же время развитие эффективной рыночной экономики. На начальном этапе был введен НДС, налог на доходы физических лиц и на прибыль предприятий. Закон "О налогообложении" был сделан на примере немецкого. Он включает налоговое процессуальное право и принципы материального права. В отличие от немецкого закона, в нем не содержится исчерпывающих дефиниций. Напротив, он выходит за пределы области налоговой администрации, устанавливая следующие принципы: связь права с его социальным значением; деятельность налогового органа строго в целях, в которых ему предоставлена дискреция; обеспечение налогоплательщика необходимой информацией; сотрудничество налогоплательщиков и налоговых органов; защита налогоплательщика; принципы добросовестности и запрета дискриминации.

Основу налогового законодательства Венгрии составляют: Свод Правил Налогообложения (2003 г.), Закон о Корпоративном налоге и налоге на дивиденды (1996 г.), Закон о едином налоге с оборота (2007 г.), Закон о подоходном налоге с физических лиц. Компания является налоговым резидентом Венгрии, если она зарегистрирована на территории Венгрии. Резидентные компании подлежат налогообложению по всему своему мировому доходу, нерезидентные компании облагаются только налогом на доход, полученный от источника в Венгрии. Филиалы облагаются так же, как и дочерние компании. Вся прибыль, включая прибыль от торговли, прибыль иностранного происхождения и др., полученная компанией, облагается корпоративным налогом (налогом на прибыль). Также корпоративный налог применяется к пассивным доходам и к доходам с капитала. Расходы, связанные с полученными доходами, подлежат вычету из налоговой базы. Финансовый год главным образом приравнивается к календарному году, но он может варьироваться, если это указано в Учредительном договоре компании. Финансовый год обычно состоит из 12 месяцев, но он может быть увеличен или уменьшен в первый год регистрации компании.

Единый налог с оборота - это форма самообложения: одновременно с представлением налоговой декларации следует вносить и самостоятельно вычисленную сумму налога. Налоговые органы проверяют данные налоговой декларации и в случае нарушений могут наложить штраф в размере от 50 до 200% недостающей части налога.

Единый налог с оборота (ЕНО, соответствует российскому НДС), которым облагаются все производимые в стране товары и многие услуги, имеет три налоговые ставки: 0, 15 и 27%. Самая высокая, 27% -ная ставка является основной и распространяется на наибольшее число товаров.15% -ная ставка представляет собой льготную форму налогообложения и относится к некоторым видам услуг. Нулевая ставка означает, что налог с оборота не включается в цену товара. Однако если при производстве данного изделия использовались товары и услуги, в цене которых содержится налог с оборота, производитель имеет право получить компенсацию. Нулевая ставка распространяется на основные продукты питания, на лекарства и медицинские товары, на готовые квартиры (строительные материалы облагаются 27% -ным налогом), потребительские услуги, снабжение энергией населения. Таким образом, нулевая ставка служит средством проведения соответствующей социальной политики, и в ней находят отражение сохраняющиеся дотации.

На импортные товары и услуги распространяются те же ставки налога с оборота, что и на аналогичные отечественные. Одновременно экспортная продукция не подлежит налогообложению, то есть на нее распространяется нулевая ставка налога. Таким образом, эти товары и услуги вывозятся по цене, в которую не входит налог с оборота. Эго соответствует международной практике и обеспечивает венгерским производителям при выходе на внешний рынок одинаковые с конкурентами из других стран условия.

Введенные в 1998 г. акцизы представляют фиксированный, в зависимости от вида продукции, сбор из расчета на единицу продукции. К акцизным товарам относятся топливо, технические масла, спиртные напитки, алкоголь, табак.

Потребительским налогом облагаются, помимо акцизных товаров, также личные автомобили, золото, кофе (в зависимости от вида - 10-35%).

Корпоративный налог (налог на прибыль) платит каждое юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Ставка этого налога установлена на уровне 19% (это почти в 2 раза ниже средних по ЕС показателей). По мнению экспертов, установление такой низкой ставки способствует притоку иностранных капиталов и борьбе с "теневой" экономикой. При этом, однако, Венгрия не относится к числу стран с репутацией "налогового рая", поскольку требования к другим элементам налоговой системы (например, в отношении отчислений в фонды социального страхования, местных налогов и т.п.) остаются достаточно жесткими. Базой для налогообложения служит полученная в налоговом году прибыль. Законодательно определен ряд условий, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу: сфера деятельности предприятия, юридическая форма, происхождение средств производства, направления использования прибыли.

При выплате корпоративного налога предусмотрен ряд льгот, напрямую связанных с инвестиционной политикой предприятия. Один из принципов льготного налогообложения состоит в том, что величина налоговой суммы уменьшается на 50%, если предприятие, ежегодно увеличивая сумму инвестиций не менее чем на 5%, за 5 лет сможет довести их объем до 1 млрд форинтов (2,8 млн. евро). Полное освобождение от уплаты корпоративного налога применяется, если инвестор вкладывает 10 млрд форинтов (28 млн. евро) при условии ежегодного роста объема продаж на 5% и обеспечении прироста занятых на предприятии не менее чем на 500 человек.

Другой принцип основан на полном освобождении от уплаты налога в течение 10 лет тех предприятий, которые участвуют в государственной программе поддержки наименее развитых регионов страны, осуществляют там инвестиции в объеме не менее 3 млрд форинтов (8,7 млн. евро). Аналогичным образом действуют льготы в случае капиталовложений в районах, в которых уровень безработицы на протяжении двух предшествовавших инвестициям лет превышал 15%.

В случае реинвестирования всей полученной прибыли предприятие освобождается от уплаты 20% налога на дивиденды.

При определении размеров подоходного налога в Венгрии стремились обеспечить несколько требований. С одной стороны, необходимые поступления в бюджет следует обеспечивать, не облагая налогом граждан с наиболее низкими доходами. С другой стороны, налоговые ставки не должны снижать заинтересованность в достижении высоких производственных результатов. Поэтому в процессе реформ остановились на конструкции, при которой максимальная ставка налога не превышает 60%. Основная часть налоговых поступлений при этом обеспечивается за счет тех граждан, годовой доход которых не превышает 120 тысяч форинтов. Их доля составляет 60-70% от общей численности занятых в экономике. Верхняя граница доходов, в пределах которой они не облагаются налогом, составляет 48 тысяч форинтов в год. С учетом различных льгот это означает, что 20% работающего по найму населения и около 70% работающих пенсионеров подоходный налог не уплачивают.

В соответствии с Законом о подоходном налоге налогообложению подлежат все виды доходов венгерских граждан. Налог рассчитывается, исходя из общей суммы дохода, независимо от того, получен ли он в пределах страны или из-за границы. В соответствии с этим в законе определяется, каким образом и в каких размерах облагается налогом доход от работы по найму, от мелкотоварного сельскохозяйственного производства, от предпринимательской деятельности, от научной деятельности и изобретательства, от продажи движимости и недвижимости или сдачи их в аренду, от вкладов в сберегательные кассы и ценных бумаг и пр.

Подоходный налог составляет 16% . Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.

Чтобы упрочить связи между гражданином и государством, с 1989 г. принят порядок, что подоходный налог, взимаемый по месту жительства, поступает в бюджет местного совета. Таким образом, развитие той или иной территории в значительной мере зависит от фактической уплаты подоходного налога населением.

Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство). Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.

Наиболее прогрессивным представляется принцип сотрудничества налогоплательщика с налоговыми органами. В условиях рыночной экономики интересы обоих субъектов совпадают, в связи с чем законодательно была предпринята попытка закрепить данный принцип и определенным образом уравнять субъектов правоотношений во взаимных правах и обязанностях (налоговые органы обязаны обеспечивать налогоплательщиков необходимой информацией; налогоплательщик может в судебном порядке добиться выплаты компенсации за предоставление неверной информации налоговым органом).

Примерами вышеуказанного информационного обеспечения выступают публичные и частные решения налоговых администраций, направленные на разъяснение налогоплательщикам вопросов по интерпретации закона применительно к конкретным случаям. Практика в Венгрии в отношении этих видов информирования отличается от систем, используемых в других странах. Министерство налоговой политики разделяет с налоговыми администрациями ответственность за вынесение публичных решений, осуществляющих информационную функцию (в них содержатся сведения о том, как интерпретируется и применяется закон); налоговые администрации же несут исключительную ответственность за вынесение частных решений.

Принцип защиты прав налогоплательщика проявляется в предоставленном данным законом налоговому органу праве сокращать или смягчать требования в случае умышленной неуплаты налогов. Согласно данному положению, если семья налогоплательщика может быть поставлена в затруднительное положение (в случае физических лиц) или же уплата налогов делает юридическое лицо неспособным продолжать деятельность, то налоговый орган может отсрочить или сократить налог. Данная дискреция, предоставленная законом, подразумевает самостоятельную оценку органами характеристики налогоплательщика и обстоятельств дела.

В качестве еще одного принципа налогового права Венгрии стоило бы обозначить принцип ограничении дискреции. Исполнительной власти (или налоговой администрации) предоставлена прямая дискреция с целью воздействия на налоговые обязательства, а также косвенная дискреция в виде широкой свободы интерпретации закона. Тем не менее, если налоговым администрациям предоставлены полномочия по осуществлению правового регулирования, то содержание такого регулирования строго ограничено и четко регламентировано правовыми нормами. Исключением может быть только возможность усмотрения смягчать или отменять налоговые обязательства в особых случаях, обозначенная выше.

Ввиду того, что законодатель постсоциалистических стран нередко имеет ограниченное представление о современных налоговых правоотношениях и институтах, четкие и недвусмысленные формулировки норм права могут отсутствовать, что образует пробел в налоговом праве. В Венгрии такая проблема решается не только с помощью прецедента, но и с помощью наделения органов правом руководствоваться концепциями и дефинициями других отраслей. В свою очередь, данный способ ограничивает возможность применения прямых или косвенных дискреций. В то же время, значение других отраслей права и делегирование полномочий другим министерствам рассеивает налоговый контроль от Министерства налоговой политики.

В доходах бюджета Венгрии основное место в налоговых поступлениях в бюджет занимает единый налог с оборота (аналог российского НДС), доля которого составляет 39%. За ним следуют подоходный налог (24% поступлений), потребительский налог и акцизы (19%), налог на предпринимательскую прибыль (корпоративный налог) - 10%. Как результат проведенной реформы, в текущей системе налогов Венгрии значительную долю налоговых поступлений составляет налог на добавленную стоимость, который по общему правилу составляет 27 процентов, при наличии налоговых льгот его ставка снижена до 18 и 5 процентов. Прямые налоги - налог на прибыль корпораций, на доход физических лиц, местные налоги и иные налоги - менее весомы, их ставка не превышает 19 процентов.

Налог на доходы физических лиц составляет 16%. Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.

Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство).

Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.

Налог на прибыль компаний составляет 19%, есть льготная ставка 10%.

венгрия законодательство налоговая система

Налоги на социальное обеспечение уплачивает как работодатель (28,5% от ФОТ), так и сам работник путем удержаний из его заработной платы (ставка повышена до 18,5% с предыдущей 17,5%).

Могут применяться дополнительные отраслевые и местные налоги на бизнес.

Налог у источника при выплате дивидендов, процентов и роялти (в отдельных случаях только иностранному) юридическому лицу не взимается.

Органы местного самоуправления имеют право для пополнения своего бюджета вводить местные налоги.85% всех поступлений в бюджеты районных, городских и областных администраций составляет промысловый налог. Остальная часть приходится на налог на строения, коммунальный, туристический налог и прочие сборы. Верхний предел ставок местных налогов устанавливается централизованно, а местные администрации сами решают, какие из налогов вводить и с какими ставками.

Таким образом, на основе рассмотренного примера налоговой реформы в Венгрии можно выделить следующие положения, способствовавшие успешному ее проведению: отведение главной роли косвенным налогам, обеспечение поддержки населения за счет важнейших принципов защиты налогоплательщика и кооперации между налоговыми органами и налогоплательщиками. В настоящее время многие из бывших социалистических стран еще не перешли в полной мере к рыночной экономике, следовательно, данный позитивный опыт мог бы стать для некоторых из них ориентиром.

  1. Все частные лица выплачивают до 16% от личного дохода.
  2. Для юридических лиц предусмотрена процентная ставка 9%. При большом уровне дохода - 19%.
  3. Прирост капитала входит в налоговую базу и облагается по ставке 10 или 19%.
  4. Основной уровень НДС - 27%, льготные - 18%, 5% и нулевая.
  5. Государственная пошлина за рассмотрение Annual Return - 3000 венгерских форинтов, гербовый сбор не взимается.

Всего на территории государства зарегистрировано 18 разных видов пошлин , большая часть из которых относится к рядовым гражданам.

Подоходный налог в Венгрии для физических лиц

Оплата взыскивается с резидентов страны, они обязаны перечислять в пользу государства налог с общемирового дохода. То есть от средств, полученных в любой юрисдикции законным путем. Нерезиденты республики, занятые трудовой деятельностью, также попадают под регламент налогообложения, однако ставка распространяется только на внутреннюю прибыль.

Размер пошлины - 16%. Сбор взимается с заработных плат населения. В данном случае физические лица не заполняют декларации и лично ничего не перечисляют в казну - все операции за них совершает работодатель. Есть пошлина взыскивается с предпринимательской деятельности или иных видов дохода, контрагент обязан самостоятельно запросить бланк декларации и заполнить его с указанием всех сумм, а также источников прибыли.

Налоговый год в государстве приравнивается к календарному, декларация подается до 20 мая года, следующего за отчетным периодом. В этот же срок должна проводиться оплата. В ряде случаев возможна отсрочка подачи на полгода. За несвоевременную передачу документа грозит пеня по двойной ставке, утвержденной Национальным банком. За недоплату или уклонение от пошлин предусмотрен штраф в размере 50% от суммы, указанной в декларации.

Юридические лица

Предприятия-резиденты выплачивают пошлину с общего дохода всех филиалов и представительств как на территории Венгрии, так и за рубежом. Нерезиденты перечисляют налоги от суммы, заработанной внутри государства. Налогом облагается только финансовая прибыль корпораций. Стандартная ставка для компаний, чья прибыль составляет более 500 миллионов в местной валюте - 19% , остальные организации выплачивают 9% . При начислении пошлины вычитаются все необходимые расходы на ведение бизнеса.

  1. Налог на прибыль не учитывается в случае, если у фирмы есть освобождение от пошлины на дивиденды. Если прирост возник после реализации акций компании лицу-резиденту страны, с которой нет соглашения о пресечении двойного налогообложения, ставка составляет 19%. Во всех остальных случаях взимается сбор 10%.
  2. Все дивиденды , кроме полученных от иностранных компаний, освобождаются от налогов.
  3. Убытки в размере 50% от планируемой прибыли в следующем году переносятся на любой срок, относить потери назад запрещается.
  4. Протяженность налогового года может быть менее 12 месяцев, но соответствие календарному году приветствуется.
  5. Существуют льготы в форме налогового кредитования для исследовательских центров и инвестиционных компаний.

При выплате дивидендов, роялти или процентов предприятию-нерезиденту налоговая ставка отсутствует. Если средства перечисляются иностранному физическому лицу, уровень налогообложения составляет 16% за исключением случаев, когда сделка защищена соглашением об избежании двойного налогообложения.

НДС в Венгрии на сегодняшний день

Пошлина характерна для импорта, а также внутренних поставок товаров и услуг. 0% применяется к финансовому и инвестиционному сервису, 5% - к печатным изданиям в виде газет и книг, а также к медикаментам. 18% - для свежих продуктов питания: выпечка, молочные продукты, мясо и так далее. Все остальные группы товаров и услуг облагаются по ставке 27% .

Порог по регистрации предприятий на НДС-учете отсутствует. Если годовой товарооборот компании не превышает 5 миллионов форинтов, ей не нужно вставать на учет . Для других корпораций обязательная подача ежемесячной или ежеквартальной отчетности. Оплата прилагается к декларации.