Налоговое и бюджетное право: разграничение предметов. Соотношение налогового права с другими отраслями права и законодательства Соотношение финансового налогового бюджетного и банковского права

Банковское право и финансовое (бюджетное) право

Банковское право и финансовое (бюджетное) право – это различные отрасли права. Банковское право и финансовое право различаются по предмету и методу правового регулирования.

Предмет правового регулирования банковского права обусловлен функционированием Банка России и кредитных организаций в денежно-кредитной системе. В отличие от этого, предмет финансового права обусловлен функционированием финансовых органов в государственной и муниципальной финансовых системах.

Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме .

"К финансам относится сфера формирования денежных доходов и расходов отдельных субъектов рынка, отраслей, секторов хозяйства, государства. Центральную часть всей системы финансов любой страны составляют государственные финансы. В самих государственных финансах главное место занимает госбюджет – роспись денежных доходов и расходов государства. Доходы госбюджетов стран с рыночной экономикой в преобладающей части формируются из налоговых платежей предпринимательства и населения (юридических и физических лиц)" .

Финансовая система включает государственную финансовую систему и негосударственную финансовую систему. Негосударственная финансовая система состоит из финансов домашних хозяйств, личных финансов, финансов коммерческих и некоммерческих организаций. Эти финансы создаются производительным трудом населения и рынком. Государство не имеет к ним никакого отношения. Наоборот, государственная финансовая система создается за счет перераспределения финансов. Но перераспределение происходит не рыночным, а волевым путем (принятием и исполнением соответствующих законов).

Муниципальная финансовая система не является государственной системой, но она и не рыночная.

В финансовом (бюджетном) праве используется тот же метод правового регулирования, что и в административном праве.

Банковское право и налоговое право

Финансовая система состоит из трех частей: государственной, муниципальной и негосударственной . Это три подсистемы финансовой системы общества. Между ними существует неразрывное единство. Отношения, регулируемые налоговым правом, тесно связаны с теми отношениями, которые регулируются бюджетным правом.

Налоговое право является правом публичным. У него свой предмет и метод правового регулирования. Оно регулирует налоговые отношения методом властного приказа.

В ч. 2 ст. 2 ПК РФ определены отношения, которые регулирует налоговое право: "Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения".

В отличие от банковского права, которое регулирует банковскую систему и банковскую деятельность во взаимоотношениях кредитных организаций и Банка России, налоговое право регулирует отношения между кредитными организациями и государством по поводу взимания налогов и сборов.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 9, 2000

В соответствии со ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. При этом к налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Согласно ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Практика показывает, что у участников налоговых и бюджетных правоотношений нет ясности, в каких случаях следует вести речь о налоговых доходах бюджетов, а в каких - о налогах, взимаемых с граждан и юридических лиц.

С правовой точки зрения очевидно, что в том случае, когда речь идет о налогах, существуют налоговые правоотношения, а если о доходе бюджета либо, конкретнее, о налоговом доходе, то здесь имеют место бюджетные правоотношения. Чтобы разъяснить вопрос с терминологией, необходимо уточнить, в каком месте кончаются налоговые правоотношения и начинаются правоотношения бюджетные.

В ст.2 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, - это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. налоговые правоотношения, существующие до момента "взимания" налога.

Статья 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением. Таким образом, в данном случае бюджетные правоотношения существуют там, где можно говорить о формировании доходов бюджетов всех уровней, а также об их исполнении.

Спор о том, с какого момента налог считается уплаченным, имеет свою историю. Существует мнение, что налог можно считать уплаченным, с одной стороны, только с момента его зачисления в доход соответствующего бюджета, с другой - с момента списания денежных средств со счета налогоплательщика. Иначе говоря, между моментом списания денежных средств со счета плательщика налога или сбора до момента их поступления (зачисления) в доход федерального бюджета проходит определенное время. В соответствии с п.2 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П было установлено, что обязанность юридического лица по уплате налога считается исполненной со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета налогоплательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий счет по учету доходов бюджета.

Следовательно, можно считать установленным то, что налоговые отношения существуют до момента взимания налога, т.е. до момента отчуждения соответствующих денежных средств со счета налогоплательщика. Остается выяснить, что происходит в том случае, если денежные средства, будучи списанными со счета плательщика налога или сбора, не сразу попадают на счета по учету доходов соответствующего бюджета, а "замораживаются" на корреспондентском счете банка, обслуживающего счет плательщика.

На наш взгляд, обоснованна позиция, в соответствии с которой с того момента, как налогоплательщик предъявил в банк поручение на уплату налога, данный налог трансформируется в налоговый доход, и связанные с ним правоотношения будут предметом регулирования бюджетного права. Необходимо отметить, что в соответствии со ст.40 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством, и денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет.

Итак, предмет регулирования налогового законодательства согласно налоговому законодательству заканчивается на моменте исполнения плательщиком обязанности по уплате налога, после чего начинают действовать нормы бюджетного права, которые отсылают нас опять к налоговому законодательству. В качестве выхода из положения можно рассматривать нормы ст.24 Налогового кодекса Российской Федерации, которая содержит определение налогового агента. В качестве налогового агента, т.е. исполняющего обязанности по правильному перечислению в соответствующий бюджет налогов, в данном случае может выступать банк, обслуживающий счет налогоплательщика. Налоговые органы, имея достаточные полномочия, могут осуществлять проверки в отношении налогового агента и применять к нему установленные законом санкции.

Необходимо оговориться, что здесь речь идет уже не о налогах, а о налоговых доходах, пока не зачисленных в доход бюджета, и нормы налогового законодательства применяются лишь постольку, поскольку на это прямо указано в Бюджетном кодексе Российской Федерации. При этом Бюджетный кодекс вводит новую категорию "уплаченные доходы", которая является конечным пунктом трансформации денежных средств, уплачиваемых налогоплательщиком. Уплаченные доходы - это те доходы бюджетов, которые зачислены на счета органа, исполняющего бюджет. Для федерального бюджета, это, например, счета по учету доходов федерального бюджета, открытые органам федерального казначейства.

Нельзя не отметить тот факт, что органы федерального казначейства, как и налоговые органы, наделены полномочиями по контролю за своевременностью перечисления сумм неуплаченных доходов федерального бюджета. Указом Президента Российской Федерации от 08.12.1992 N 1556 "О федеральном казначействе" и Положением о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.08.1993 N 864, установлено, что органы федерального казначейства вправе налагать на банки или иные кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета и вносить в Центральный банк Российской Федерации представления о лишении соответствующих банков и иных финансово - кредитных учреждений лицензий на совершение банковских операций.

Существует ряд проблем, одна из которых заключается в том, что в установленном ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (в редакции Федерального закона от 03.02.1996 N 17-ФЗ) "О банках и банковской деятельности" перечне органов, которые вправе требовать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, отсутствуют органы федерального казначейства. Банки, ссылаясь на норму Закона о банковской тайне, препятствуют проведению органами федерального казначейства проверок своевременности перечисления средств федерального бюджета. Вторая проблема возникла в связи с тем, что органы федерального казначейства, налагая на банки штраф в соответствии с указанными выше полномочиями, дублировали действия налоговых органов, которые за несвоевременное перечисление средств в доход федерального бюджета налагали пеню в размере и порядке, установленном налоговым законодательством. Высший Арбитражный Суд разрешил спор таким образом, что наложение одновременно обеих санкций является наказанием за одно и то же нарушение и противоречит Конституции Российской Федерации.

Помимо территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации контроль за своевременным перечислением доходов бюджетов с момента их списания со счета плательщика налога или сбора обязан в рамках своих полномочий осуществлять Центральный банк Российской Федерации. При этом действующее банковское законодательство при установлении сроков совершения банковских операций не делает различия между доходами бюджетов, подлежащими зачислению на счета органов, исполняющих бюджет, и иными платежами, совершаемыми кредитными организациями по поручениям клиентов.

Итак, можно повторить следующее: налоговые правоотношения прекращаются с момента списания денежных средств со счета налогоплательщика, но в силу прямого указания закона дальнейшие правоотношения по перечислению и зачислению на счета соответствующего бюджета налогового дохода также регулируются нормами налогового законодательства. Важнейшим органом, осуществляющим контроль за прохождением доходов бюджета с момента их списания со счета плательщика налога или сбора до зачисления на счета по учету доходов соответствующего бюджета, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные органы. При этом должны использоваться предусмотренные налоговым законодательством полномочия налоговых органов в отношении налогового агента. Органы федерального казначейства и учреждения Банка России в силу своей компетенции также осуществляют контроль на данном этапе формирования доходов бюджета, но приоритет остается согласно прямому указанию закона за налоговыми органами.

отдела развития системы

федерального казначейства

По вопросу о месте налогового права в системе права в юридической науке сегодня не существует единого мнения. Можно выделить следующие основные концепции места налогового права в системе права:

  • налоговое право является частью бюджетного права как крупного раздела финансового права ;
  • налоговое право является самостоятельным институтом финансового права;
  • налоговое право является комплексным институтом, состоящим из норм конституционного, финансового, административного и финансового права;
  • налоговое право является самостоятельной отраслью права .

Последняя точка зрения, весьма распространенная в настоящее время, обусловлена возрастанием роли налогов в условиях рыночной экономики , кодификацией налогового законодательства, отсутствием единой системы финансово-правовых источников. Однако для того, чтобы признать налоговое право самостоятельной отраслью права, следует признать налоговые отношения самостоятельным видом общественных отношений, отличающимся от финансовых отношений. Но установление налогов является одним из методов финансовой деятельности государства , методов формирования публичного денежного фонда — бюджета либо внебюджетного фонда. Налоговые отношения как разновидность финансовых отношений всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств . Существование налогов обусловлено наличием денежного фонда, в который они поступают. Без соответствующего денежного фонда, принадлежащего государству, не может быть и налогов.

Налоговое право представляет собой часть финансового права. Одни авторы считают его самостоятельным институтом финансового права, другие — разделом, третьи подотраслью.

Если придерживаться сложившейся в теории права триады «правовая норма — правовой институт — отрасль права», то налоговое право представляет собой сложный институт финансового права, который регулирует основы доходной части бюджета. В то же время в теории права выделяется и подотрасль права, представляющая собой совокупность нескольких однородных институтов. Представляется, что в настоящее время уровень развития налогового права таков, что можно говорить о нем как о подотрасли финансового права.

Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему, по осуществлению налогового контроля, по привлечению к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, а также по обжалованию актов Министерства финансов РФ в сфере налогов, действий (бездействия) должностных лиц федеральной налоговой службы.

Понятие «налоговое право» употребляется в юриспруденции в разных аспектах:

  • как совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие при установлении, введении, взимании налогов и сборов в бюджеты различных уровней бюджетной системы, в том числе и в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), а также отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения ;
  • как совокупность взглядов, суждений, выводов, научных концепций и положений, выработанных учеными, изучающими нормы права, регулирующие налоговые отношения, правоприменительную практику по установлению, введению, взиманию налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля;
  • как совокупность информации, знаний, представлений о сущности и значении норм права, регулирующих налоговые отношения во всем их многообразии, о правоприменительной практике, об истории возникновения указанных норм права и путях их совершенствования.

Рассмотрим подробнее названные три аспекта понятия «налоговое право».

Первый аспект понятия «налоговое право» — совокупность норм права, регулирующих налоговые отношения, в юридической науке вызывает среди ученых определенную дискуссию. Традиционно совокупность норм права, регулирующих налоговые отношения, рассматривается как подотрасль финансового права. Налоговое право как подотрасль финансового права имеет публичный характер и, закрепляя общие принципы финансового права , отражает в правовом регулировании специфику налоговых отношений. Налоговое право как подотрасль финансового права тесным образом связано с другой его подотраслью — бюджетным правом, поскольку налоги и сборы являются основным источником бюджетов различных уровней бюджетной системы, в том числе и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Нормыналогового права в зависимости от особенностей регулируемых ими налоговых отношений группируются в различные структурные подразделения. Наиболее крупными подразделениями налогового права являются Общая и Особенная части.

Общая часть налогового права включает в себя нормы, закрепляющие основные положения налогообложения, имеющие значение для всех видов налогов и сборов. Общая часть налогового права как подотрасли финансового права базируется на структуре первой части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) — кодифицированного федерального закона. В Общую часть налогового права включаются нормы, определяющие:

  1. систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет;
  2. виды налогов и сборов, существующих в РФ, и основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов (сборов);
  3. основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов (сборов) и порядок ее исполнения;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования действий (бездействия) органов федеральной налоговой службы и их должностных лиц.

В Особенную часть налогового права включаются нормы, конкретизирующие положения Общей части и регулирующие порядок и условия взимания отдельных видов налогов и сборов. В принятой второй части НК РФ в настоящее время кодифицированы нормы, регулирующие федеральные налоги: налог на добавленную стоимость (глава 21), акцизы (глава 22), налог на доходы физических лиц (глава 23), единый социальный налог (глава 24), налог на прибыль организаций (глава 25), сборы за пользование объектами животного мира (глава 25.1), водный налог (глава 25.2), налог на добычу полезных ископаемых (глава 26), а также нормы, регулирующие специальные налоговые режимы, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог (глава 261), упрощенную систему налогообложения (глава 26.2), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3), региональные налоги: игорный бизнес (глава 28), транспортный налог (глава 28), налог на имущество организаций (глава 30).

Нормы, регулирующие остальные виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, содержатся и в законах РФ, принятых в основном в декабре 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Второй аспект понятия «налоговое право» заключается в том, что налоговое право определяется как совокупность взглядов, суждений, выводов, научных концепций, выработанных учеными, изучающими правовое регулирование налоговых отношений, т.е. речь идет о науке — отрасли правоведения , либо подотрасли науки финансового права, в зависимости от позиций автора в оценке понятия налогового права.

Налоговое право как подотрасль науки финансового права получило особое развитие в России в связи с переходом к рыночным отношениям. Ученые-правоведы на основе изучения норм налогового права и практики их применения выработали предложения по совершенствованию правового регулирования налоговых отношений, многие из которых были учтены при разработке НК РФ.

Наука налогового права развивается в тесном контакте не только с другими правовыми науками, но и с наукой о финансах, изучающей экономическую сущность общественных отношений, возникающих при налогообложении. Идет процесс взаимного обогащения правовой и экономической науки, изучающих процессы, связанные с использованием налогов и сборов в системе социального управления обществом .

Важное значение налогов и налогового права для развития общественных отношений в условиях перехода России к рынку обусловило необходимость создания учебной дисциплины «Налоговое право», в чем и проявляется третий аспект понятия «налоговое право».

Потребность в ней подтверждается и принятием Налогового кодекса РФ, установившего основные принципы налогообложения и взаимоотношений между государством и налогоплательщиками (плательщиками сборов), другими участниками налоговых правоотношений , систему налогов и сборов, порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, основы налоговой отчетности и налогового контроля и другие положения налогообложения, требующие для освоения значительно большего объема учебного времени, чем это предусмотрено в курсе «Финансовое право».

Принципы права, его отраслей, подотраслей и других структурных подразделений, как отмечается в юридической литературе, — это основные, основополагающие начала, закрепленные в соответствующих правовых нормах.

Основные принципы налогообложения были сформулированы еще в XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом. Адам Смит (1723—1790) в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»6 сформулировал четыре важнейших принципа налогообложения.

1. Принцип справедливости, который выражается в применении прогрессивной шкалы. «Не может быть неблагоразумия, — писал А. Смит, — в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше».

2. Принцип определенности. «Налог должен быть точно определен, а не произволен, время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны как плательщику, так и всякому другому лицу».

3. Принцип удобства. «Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наиболее удобства для плательщика».

4. Принцип экономии. «Всякий налог должен быть взимаем таким способом, чтобы из рук народа извлекалось, возможно, менее сверх того, что поступает в государственную казну, и, в то же время, чтобы деньги народа насколько возможно быстрее поступали в государственную казну»7. Эти принципы актуальны и сегодня.

Источники налогового права

В Конституции РФ закреплены важнейшие нормы налогового права России: предмет ведения РФ и предмет совместного ведения РФ и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ , Президента РФ , Правительства РФ ; правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика (ст. 57, 71, 72, 74, 75, 84, 101, 102, 104, 106, 114, 132 Конституции РФ).

Является также законодательство РФ о налогах и сборах. Термин «законодательство о налогах и сборах» в соответствии с п. 6 ст. 1 НК РФ употребляется в широком смысле и подразумевает законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, а также нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах включает НК РФ и федеральные законы о налогах и (или) сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом.

Налоговый кодекс РФ (часть первая) был принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. и одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г.

Президент РФ подписал НК РФ 31 июля 1998 г. и обнародовал его 6 августа 1998 г. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г.) часть первая Налогового кодекса РФ была введена в действие с 1 января 1999 г., за исключением п. 3 ст. 1, ст. 12, 13, 14, 15 и 18.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установил, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, действующие на территории РФ и не утратившие силу, применяются в части, не противоречащей части первой НК РФ.

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» изложил в новой редакции отдельные статьи Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В частности, в ст. 3 вышеназванного Федерального закона содержалась норма, согласно которой п. 3 ст. 1, а также ст. 12, 13, 14, 15 и 18 части первой Кодекса вступают в силу со дня введения в действие части второй НК РФ и признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В дальнейшем указанная норма была сохранена в несколько иной редакции.

С 1 января 2001 г. введены в действие четыре главы части второй Налогового кодекса РФ: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость»; гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц », гл. 24 «Единый социальный налог». С 1 января 2002 г. введена в действие гл. 25 «Налог на прибыль ». В 2002—2003 гг. в НК были включены главы 25, 258, 261, 269, 2610, 2611, 28, 29, 30. Глава 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. отменена, в 2004 г. введена глава 252.

Налоги, сборы и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»1, не взимаются. Принятый Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и главы части второй) систематизировал нормы налогового права, которые регулируют налогообложение, отнесенное Конституцией РФ к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов.

НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России, он распространяет свое действие на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо, им предусмотрено, способствует укреплению экономики России как федерального государства , защите интересов налогоплательщиков, привлечению иностранных инвестиций , соблюдению законности в сфере налоговых отношений.

НК РФ является основным нормативным правовым актом, закрепившим основные положения о налогообложении.

Несмотря на разнообразие, законодательные акты о налогах и сборах должны отвечать определенным требованиям, строиться на принципах, изложенных в ст. 3 НК РФ:

  • каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
  • налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности , гражданства физических лиц или места происхождения капитала . Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством страны;
  • налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав ;
  • не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство страны; федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с НК РФ;
  • ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
  • при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
  • все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Всеобщность и равенство налогообложения Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Федеральные налоги и сборы устанавливаются или отменяются Н К РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ При установлении налогов должны быть определены всеэлементы налогообложения Неустранимые сомнения, противоречия, неясности актов о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)

В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены правила, применяемые при выявлении несоответствия нормативного правового акта о налогах и сборах его положениям или при несоответствии друг другу актов, имеющих разную юридическую силу. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ или акту более высокой юридической силы при наличии у него хотя бы одного из следующих признаков:

  1. он издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
  2. отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов , органов государственных внебюджетных фондов, установленные Кодексом;
  3. изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
  4. запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных обязанных лиц, разрешенные НК РФ;
  5. запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;
  6. разрешает или допускает действия, запрещенные Налоговым кодексом;
  7. изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность и порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
  8. изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует их в ином значении;
  9. иным образом противоречит общим началам или буквальному смыслу положений НК РФ.

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено самим Кодексом. Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения. Указанное выше положение распространяется на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах устанавливаются местные налоги и сборы в соответствии с НК РФ.

Источником налогового права являются международные договоры по вопросам налогообложения.

В соответствии с общим конституционным принципом российского права о приоритете норм международного права и международных договоров России в НК установлено, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

К источникам налогового права относятся нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти , органы исполнительной власти субъектов РФ и исполнительные органы местного самоуправления, органов государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, органами государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с НК РФ существует специфика действия актов законодательства о налогах и сборах во времени. Общие правила для данных актов заключаются в том, что:

  • акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
  • акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;
  • федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ по установлению новых налогов или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов ме- стного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В то же время названные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Перечисленные ранее акты, отменяющие налоги или сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. «О федеральном бюджете на 2004 год» за счет налогов, включая единый социальный налог, формируется 91,4 процента доходов федерального бюджета1.

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением, введением в действие и взиманием налогов, а также по осуществлению налогового контроля, привлечению к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности формируют налоговое право.

По вопросу о месте налогового права в системе права в юридической науке сегодня не существует единого мнения. Можно выделить следующие основные концепции места налогового права в системе права:

налоговое право является частью бюджетного права как крупного раздела финансового права;

налоговое право является самостоятельным институтом финансового права2;

налоговое право является комплексным институтом, состоящим из норм конституционного, финансового, административного и финансового права;

налоговое право является самостоятельной отраслью права3.

Последняя точка зрения, весьма распространенная в настоящее время, обусловлена возрастанием роли налогов в условиях рыночной экономики, кодификацией налогового законодательства, отсутствием единой системы финансово-правовых источников. Однако для того, чтобы признать налоговое право самостоятельной отраслью права, следует признать налоговые отношения самостоятельным видом общественных отношений, отличающимся от финансовых отношений4. Но установление налогов является одним из методов финансовой деятельности государства, методов формирования публичного денежного фонда - бюджета либо внебюджетного фонда. Налоговые отношения как разновидность финансовых отношений всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств. Существование налогов обусловлено наличием денежного фонда, в который они поступают. Без соответствующего денежного фонда, принадлежащего государству, не может быть и налогов.

Налоговое право представляет собой часть финансового права. Одни авторы считают его самостоятельным институтом финансового права, другие - разделом, третьи подотраслью.

Если придерживаться сложившейся в теории права триады «правовая норма - правовой институт - отрасль права», то налоговое право представляет собой сложный институт финансового права, который регулирует основы доходной части бюджета5. В то же время в теории права выделяется и подотрасль права, представляющая собой совокупность нескольких однородных институтов. Представляется, что в настоящее время уровень развития налогового права таков, что можно говорить о нем как о подотрасли финансового права.

Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему, по осуществлению налогового контроля, по привлечению к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, а также по обжалованию актов Министерства финансов РФ в сфере налогов, действий (бездействия) должностных лиц федеральной налоговой службы (см. схему 1).

Понятие «налоговое право» употребляется в юриспруденции в разных аспектах:

как совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие при установлении, введении, взимании налогов и сборов в бюджеты различных уровней бюджетной системы, в том числе и в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенси-

Предмет налогового правя - это властные отношения? процессе:

" обжалования актов Министерства финансов РФ в сфере налогов, действий (бездействия) должностных лиц

федеральной налоговой службы

привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

онный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), а также отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

как совокупность взглядов, суждений, выводов, научных концепций и положений, выработанных учеными, изучающими нормы права, регулирующие налоговые отношения, правоприменительную практику по установлению, введению, взиманию налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля;

как совокупность информации, знаний, представлений о сущности и значении норм права, регулирующих налоговые отношения во всем их многообразии, о правоприменительной практике, об истории возникновения указанных норм права и путях их совершенствования.

Рассмотрим подробнее названные три аспекта понятия «налоговое право».

Первый аспект понятия «налоговое право» - совокупность норм права, регулирующих налоговые отношения, в юридической науке вызывает среди ученых определенную дискуссию.

Традиционно совокупность норм права, регулирующих налоговые отношения, рассматривается как подотрасль финансового права. Налоговое право как подотрасль финансового права имеет публичный характер и, закрепляя общие принципы финансового права, отражает в правовом регулировании специфику налоговых отношений. Налоговое право как подотрасль финансового права тесным образом связано с другой его подотраслью - бюджетным правом, поскольку налоги и сборы являются основным источником бюджетов различных уровней бюджетной системы, в том числе и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Нормыналогового права в зависимости от особенностей регулируемых ими налоговых отношений группируются в различные структурные подразделения. Наиболее крупными подразделениями налогового права являются Общая и Особенная части.

Общая часть налогового права включает в себя нормы, закрепляющие основные положения налогообложения, имеющие значение для всех видов налогов и сборов. Общая часть налогового права как подотрасли финансового права базируется на структуре первой части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) - кодифицированного федерального закона. В Общую часть налогового права включаются нормы, определяющие: 1)

систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет; 2)

виды налогов и сборов, существующих в РФ, и основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов (сборов); 3)

основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов (сборов) и порядок ее исполнения; 4)

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; 5)

формы и методы налогового контроля; 6)

ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования действий (бездействия) органов федеральной налоговой службы и их должностных лиц.

В Особенную часть налогового права включаются нормы, конкретизирующие положения Общей части и регулирующие порядок и условия взимания отдельных видов налогов и сборов. В принятой второй части НК РФ в настоящее время кодифицированы нормы, регулирующие федеральные налоги: налог на добавленную стоимость (глава 21), акцизы (глава 22), налог на доходы физических лиц (глава 23), единый социальный налог (глава 24), налог на прибыль организаций (глава 25), сборы за пользование объектами животного мира (глава 251), водный налог (глава 252), налог на добычу полезных ископаемых (глава 26), а также нормы, регулирующие специальные налоговые режимы, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог (глава 261), упрощенную систему налогообложения (глава 262), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 263), региональные налоги: игорный бизнес (глава 28), транспортный налог (глава 28), налог на имущество организаций (глава 30).

Нормы, регулирующие остальные виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, содержатся и в законах РФ, принятых в основном в декабре 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Второй аспект понятия «налоговое право» заключается в том, что налоговое право определяется как совокупность взглядов, суждений, выводов, научных концепций, выработанных учеными, изучающими правовое регулирование налоговых отношений, т.е. речь идет о науке - отрасли правоведения, либо подотрасли науки финансового права, в зависимости от позиций автора в оценке понятия налогового права.

Налоговое право как подотрасль науки финансового права получило особое развитие в России в связи с переходом к рыночным отношениям. Ученые-правоведы на основе изучения норм налогового права и практики их применения выработали предложения по совершенствованию правового регулирования налоговых отношений, многие из которых были учтены при разработке НК РФ.

Наука налогового права развивается в тесном контакте не только с другими правовыми науками, но и с наукой о финансах, изучающей экономическую сущность общественных отношений, возникающих при налогообложении. Идет процесс взаимного обогащения правовой и экономической науки, изучающих процессы, связанные с использованием налогов и сборов в системе социального управления обществом.

Важное значение налогов и налогового права для развития общественных отношений в условиях перехода России к рынку обусловило необходимость создания учебной дисциплины «Налоговое право», в чем и проявляется третий аспект понятия «налоговое право».

Потребность в ней подтверждается и принятием Налогового кодекса РФ, установившего основные принципы налогообложения и взаимоотношений между государством и налогоплательщиками (плательщиками сборов), другими участниками налоговых правоотношений, систему налогов и сборов, порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, основы налоговой отчетности и налогового контроля и другие положения налогообложения, требующие для освоения значительно большего объема учебного времени, чем это предусмотрено в курсе «Финансовое право».

Принципы права, его отраслей, подотраслей и других структурных подразделений, как отмечается в юридической литературе, - это основные, основополагающие начала, закрепленные в соответствующих правовых нормах.

Основные принципы налогообложения были сформулированы еще в XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом. Адам Смит (1723-1790) в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»6 сформулировал четыре важнейших принципа налогообложения. 1.

Принцип справедливости, который выражается в применении прогрессивной шкалы. «Не может быть неблагоразумия, - писал А. Смит, - в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше». 2.

Принцип определенности. «Налог должен быть точно определен, а не произволен, время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны как плательщику, так и всякому другому лицу». 3.

Принцип удобства. «Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наиболее удобства для плательщика». 4.

Принцип экономии. «Всякий налог должен быть взимаем таким способом, чтобы из рук народа извлекалось, возможно, менее сверх того, что поступает в государственную казну, и, в то же время, чтобы деньги народа насколько возможно быстрее поступали в государственную казну»7. Эти принципы актуальны и сегодня.

Между финансовой и банковской отраслью права есть довольно большая разница, которая становится еще более ощутимой при более детальном анализе каждой из них. Главным различием банковского и финансового права является предмет и метод правового регулирования в этих институциях.

Разница между банковским и финансовым правом

В качестве предмета правового регулирования банковское право выделило денежно-кредитную систему и то, как в ней функционируют Банк России и другие кредитные организации. Финансовое бюджетное право больше внимания концентрирует на финансовых государственных и муниципальных органах, а также предметом данной дисциплины являются российские финансовые системы.

Финансовая деятельность выполняет распределительную, контрольную и стимулирующую функции касаемо распределения общественного продукта и национального дохода (при этом регулирование имеет денежную форму). Эти процессы тесно связаны с нормами финансового права, которые широко применяются для регулирования отношений во время выполнения всех вышеперечисленных функций.

Структура финансовой правовой системы

Замечание 1

Денежные доходы и расходы, формирование отдельных субъектов финансового рынка, отрасли и секторы государственного хозяйства – все это тесно связано с финансовой правовой системой.

Центральное место во всей этой структуре занимают именно финансы, которые принадлежат непосредственно государству. В свою очередь, государственные финансы (по большей части) состоят из госбюджета – денежные доходы и расходы государства, которые были подтверждены в росписях и других документах. Большая часть госбюджета формируется на основе налоговых платежей предпринимательств и населения, а главным источником считается именно рыночная экономика.

Современную финансовую систему формируют государственная и негосударственная финансовые подотрасли. К негосударственной финансовой системе можно отнести финансы домашних хозяйств, личные финансы, а также те средства, которыми располагают коммерческие и некоммерческие организации. Источником создания данных ресурсов является производительный труд населения и рынка без прямого влияния со стороны государства. Функционирование государственной системы обеспечивается за счет способов перераспределения финансов с помощью принятия и исполнения соответствующих волевых законов.

Определение 1

Муниципальная финансовая система – структурная часть правового регулирования, которая не является частью ни государственной, ни рыночной экономической систем.

Подсистемы финансового права

Отметим, что финансовая система сформирована на основе совокупности трех единых видов подсистем:

  • государственной;
  • муниципальной;
  • негосударственной.

Налоговое право занимается непосредственным регулированием отношений, которые имеют прямую связь с отношениями бюджетного права. У налогового права присутствуют собственные предмет и способ регулирования правовых норм – регулировать налоговые отношения с помощью такого инструмента, как властный приказ. Статья 2 ПК РФ определяет все отношения, которые подпадают под регулирование налогового права. Также данный раздел характеризует форму отношений, которые возникают во время установления, введения и взимания налоговых сборов в РФ. Отношения также контролируют налоговый контроль, акты налоговых органов, действия должностных лиц, а также привлечение субъектов к ответственности в случае налоговых правонарушений.

Еще одной отличительной особенностью налогового права, в сравнении с банковским, является форма регулирования финансовых систем. Банковское право регулирует деятельность между кредитными организациями и Банком России. А налоговое право занимается отношениями касаемо взимания налогов и сборов между кредитными организациями и государством.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter