Правовое регулирование бухгалтерского учета на малом предприятии. Этапы развития нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета малых предприятий

Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 05.07.2010) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Бухгалтерский учет на малых предприятиях организуется в общей системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Существует четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый уровень образует законодательство о бухгалтерском учете. В его состав входят Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402- ФЗ от 06.12.2011года, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Основная цель законодательства РФ о бухгалтерском учете -- обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Федеральный закон о бухгалтерском учете определяет концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.

Второй уровень регулирования включает нормативные акты Правительства РФ, иных правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений третьего и четвертого уровней. К нормативам второго уровня регулирования относится Постановление Правительства РФ о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Правительство РФ устанавливает нормативы и порядок амортизации основных средств, применение методов ускоренной их амортизации, определяет порядок переоценки основных средств и иного имущества предприятия, оплаты командировок и др.

Третий уровень определяется положениями (стандартами) о бухгалтерском учете по отдельным темам и направлениям. Главное назначение таких положений -- раскрыть в виде понятий и методов бухгалтерского учета правовые нормы, закрепленные в Законе о бухгалтерском учете. Положения представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций, организации его на отдельных участках, правила составления, представления и публикации финансовой отчетности. Например, в частности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях применяются ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют локальные акты предприятия, договоры, учетная политика организации, которую предприятия разрабатывают самостоятельно на основе действующего законодательства, национальных стандартов и нормативных актов по текущему регулированию бухгалтерского учета. При разработке рекомендаций и методике ведения бухгалтерского учета на малом предприятии должны руководствоваться следующими допущениями (принципами, правилами), предусмотренными в ПБУ (№ 1) «Учетная политика предприятия»: имущественной обособленности организации, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности:

  • - Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника.
  • - Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
  • - Требование осмотрительности означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов.
  • - Требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Малым предприятиям при определении техники ведения бухгалтерского учета предоставлены большие права в отношении формирования рабочего плана счетов и выбора формы бухгалтерского учета, чем иным организациям. Им разрешено применять сокращенный план счетов бухгалтерского учета с детализированной системой субсчетов к каждому счету, а также упрощенную форму учетных регистров, достаточную для накопления информации для последующего представления ее в формах финансовой отчетности.

Организационные аспекты в учетной политике на малых предприятиях предусматривают в основном права и обязанности главного бухгалтера, системы внутрипроизводственной отчетности, необходимой для принятия решений.

Выбранная учетная политика на отчетный год объявляется приказом руководителя организации. Она должна применяться на стабильной основе из года в год последовательно. Изменения могут в нее вноситься только в связи с изменением действующего законодательства, появлением новых методов бухгалтерского учета или в связи с изменениями стратегических целей организации.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом № 129-ФЗ и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

Организация и ведение бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства регулируются общей системой нормативного регулирования бухгалтерского учета. Формирование и развитие такой системы - одно из важных направлений Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. №283. Основной целью данной программы является приведение российской системы учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

В настоящее время складывается 4-х уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Первый уровень включает законодательство о бухгалтерском учете. В его состав входят федеральные законы «О бухгалтерском учете», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Особое место на этом уровне занимает федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 г. №402-ФЗ.

В законе определены: концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета: права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управленческого персонала; меры, обеспечивающие достоверность информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Закон является правовой базой для привлечения иностранных инвестиций.

Методологические основы бухгалтерского учета обозначены в этом законе только в основных чертах. Закон определяет, что методологией учета должны заниматься органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Эти органы имеют право разрабатывать и утверждать обязательные для всех организаций на территории России:

  • - планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  • - положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие;
  • - принципы, правила и способы учета хозяйственных операций;
  • - составления бухгалтерской отчетности;
  • - другие нормы и методологические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Для субъектов малого бизнеса может предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета.

Очень важным документом первого уровня системы регулирования является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Этот документ законодательно закрепил многие вопросы учетной работы: признак юридического лица, наличие самостоятельного баланса, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, случаи обязательного аудиторского заключения, понятие чистых активов, понятие дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц.

Второй уровень системы регулирования бухгалтерского учета составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), являющиеся национальными стандартами. В настоящее время утверждены и действуют 24 ПБУ.

Основные из них:

  • - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г. № 34 н.);
  • - Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (Утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н);
  • - Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43н);
  • - Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 09.07.01г. №44 н.);
  • - Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26 н.) (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минфина от 12.12.05г.);
  • - Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.99 г. №32 н.) (с изменениями и дополнениями Приказ Минфина от 12.12.05г.);
  • - Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.99г. №33 н.);
  • - Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 (утверждено приказом Минфина от от 27 декабря 2007 г. N 153н);
  • - Положение по бухгалтерскому учету «Учёт расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.08 г. №107 н.);
  • - Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114 н.).

Разработка Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 стала важным этапом развития отечественного бухгалтерского учета. Установленные этим документом состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации максимально приближены к нормам, заложенным в международных стандартах бухгалтерского учета. Требования к бухгалтерской отчетности изложены в таблице 2.

Таблица 2 Требования к бухгалтерской отчетности

Они дополняют собой допущения и требования, раскрытые в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

При пользовании стандартом по учетной политике необходимо исходить из того, что он полностью базируется на общепринятых в мировой практике принципах бухгалтерского учета.

Таким образом, разработка документов второго уровня обусловлена необходимостью обобщения и трактовки применения принципов и базовых правил бухгалтерского учета, изложения основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета, и возможных методов применения бухгалтерских приемов без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности.

Третий уровень включает документы, раскрывающие конкретный механизм применения бухгалтерских методов с учетом отраслевой специфики предприятия, его масштабов, либо самих объектов бухгалтерского учета. К ним относятся следующие документы:

  • - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.00г. №94 н., в редакции дополнений и изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 07 мая 2003 г. № 1-550/32-2);
  • - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49);
  • - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н)
  • - Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2002 г. №119н);
  • - Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. №64н).
  • - Информация Минфина РФ N ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»

Следует отметить, что документы по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции, связывают два крупных блока учетной работы: финансовый и управленческий учет. При этом на данные блоки влияет комплекс вопросов по организации налогового учета.

Четвёртый уровень составляют внутренние рабочие документы организации, разрабатываемые руководителями организации. Основное условие содержания таких рабочих документов - непротиворечивость нормативным актам более высокого уровня.

Важным документом этого уровня является приказ об учетной политике.

При ее разработке организации должны руководствоваться следующими допущениями (правилам»), предусмотренными ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», которые представлены в таблице 3.

Таблица 3 Допущения учетной политики

Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств собственника. Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою работу в обозримом будущем, и у нее нет намерения ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если такие намерения имеют место, то организация должна указать в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанными с этими фактами.

Кроме указанных допущений при разработке учетной политики необходимо также выполнение определенных требований, которые тоже закреплены в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», они представлены в таблице 4.

Таблица 4 Требования к учетной политике

Требование полноты говорит о необходимости отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. Требование своевременности обязывает отражать в бухгалтерском учете операции в момент их совершения либо, если такое отражение затруднительно, сразу после их завершения, что позволит получить оперативную и точную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации.

Требование осмотрительности означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов).

Требование приоритета содержания перед формой означает, что отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности нужно не только по их правовой форме (юридическому оформлению), но и по экономическому содержанию фактов и условий хозяйствования.

Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Требование рациональности говорит об эффективной организации бухгалтерского учета в конкретной форме, исходя из её условий хозяйствования, масштабов деятельности и других факторов.

Данное требование особенно важно для субъектов малого предпринимательства, деятельность которых зачастую весьма специфична, а финансовые возможности по организации бухгалтерского учета ограничены.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса ведется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 г. №402-ФЗ. На основании данного закона ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители предприятия.

В зависимости от объема учетной работы руководители предприятий малого бизнеса могут:

  • - учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • - ввести в штат должность бухгалтера;
  • - передать на основе договора ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру;
  • - вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной информации в бухгалтерской отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций обязательны для всех работников организации. В своей работе главный бухгалтер может подчиняться только непосредственно руководителю организации.

К основным задачам бухгалтерского учета и налогообложения деятельности малых предприятий относятся:

  • - совершенствование законодательной и нормативной базы;
  • - унификация и упрощение учетных регистров;
  • - упрощение рабочего плана счетов;
  • - совершенствование документооборота и сведение к минимуму количества бухгалтерских документов;
  • - сокращение форм отчетности;
  • - упрощение баланса за счет укрупнения статей и исключения статей, не являющихся исключительно информативными для государственных органов;
  • - упрощение налогообложения.

Организация бухгалтерского учета предприятии малого бизнеса начинается с формирования учетной политики, составления рабочего плана счетов, определения формы бухгалтерскою учета и состава применяемых форм первичных учетных документов, системы документооборота, которые утверждает руководитель предприятия

Малое предприятие на основании ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» разрабатывает учетную политику, под которой понимается принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя.

При этом утверждаются:

  • - Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • - Формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы документов, а также формы первичной внутренней бухгалтерской отчетности.
  • - Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • - Порядок контроля за хозяйственными операциями.

При формировании учетной политики малого предприятия производится выбор одного конкретного направления ведения и организации бухгалтерского учет из допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Выбранный способ применяется предприятием с 1 января и до конца года.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация осуществляет обработку соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и иных ПБУ.

Принятая вновь созданным предприятием учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации предприятия. Изменения учетной политики должно быть обосновано. Изменения вводятся с 1 января финансового года и могут производиться при изменениях в законодательстве РФ или нормативных актах по бухгалтерскому учету, а также разработки организацией новою способа ведения бухгалтерского учета, который позволяет более достоверно представить факты хозяйственной деятельности организации или снизить трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

Изменения учетной политики, которые оказали бы существенное влияние на финансовое положение организации, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности следует раскрыть в бухгалтерской отчетности.

Организация бухгалтерского учета хозяйственных операций на малом предприятии ведется в рамках системы взаимосвязанных бухгалтерских счетов путем применения метода двойной записи и предполагает, что в момент отражения отдельной операции в системе счетов бухгалтерского учета она классифицируется, то есть в зависимости от экономического содержания и характера операции определяются соответствующие счета для ее учета.

Предназначенная для конкретного малого предприятия система счетов регламентируется принятым на предприятии сокращенным рабочим планом счетов, который позволяет вести учет имущества и его обязательств в регистрах бухгалтерского учета по главным для него счетам.

При организации бухгалтерского учета на малых предприятиях допускается использование рабочего плана счетов с большим или меньшим количеством счетов. Выбранная группа счетов должна обеспечивать учет всех хозяйственных операций на данном предприятии, с отражением особенностей его деятельности.

Рабочий план счетов позволяет вести учет активов, капитала и обязательств в регистрах бухгалтерского учета на основных счетах, обеспечить контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью учетных данных.

Некоторые бухгалтерские счета, входящие в рабочий план счетов малого предприятия, кроме своих прямых учетных задач должны также выполнять функции других счетов.

Если деятельность малого предприятия не связана с использованием собственных или арендованных основных средств, определенного запаса материалов, учета задолженности покупателей и обязательств поставщикам и подрядчикам, или же, если процесс производства и реализации продукции завершается в течение месяца, то предприятие малого бизнеса может использовать рабочий план счетов с сокращенной номенклатурой.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи.

Малым предприятиям предоставлено право самостоятельно выбирать форму бухгалтерского учета, исходя из своих потребностей деятельности и управления. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки, соблюдая общие методологические принципы, а также технологию обработки учетной информации.

В соответствии с выработанным вариантом рабочего плана счетов, предприятие выбирает соответствующую систему бухгалтерского учета из предложенных Министерством финансов РФ.

Каждой форме бухгалтерского учета соответствуют определенные регистры бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета служат для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Приспосабливая регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы, малые предприятия должны соблюдать: единые методологическую основу бухгалтерского учета, которая предполагает ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи, взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета, сплошное отражение в учете всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов, накопление и систематизацию данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Применяя единую журнально-ордерную форму счетоводства, предприятие составляет и разработочные таблицы на основании первичных документов.

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает применение следующих основных видов учетных регистров: журналов-ордеров, ведомостей, кассовой книги, Главной книги.

По первичным документам, отражающим хозяйственные операции, делают записи этих операций в журналы-ордера, на основании которых составляется Главная книга.

При организации учета на малом предприятии определен ряд принципов, которыми должен руководствоваться бухгалтер. К ним относятся:

Соблюдение в течение года принятой учетной политики в отражении

отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;

  • - отражение в учете всех хозяйственных операций, совершенных в отчетном периоде, а также результатов инвентаризации имущества организации и его обязательств;
  • - правильность отнесения расходов и соответствия их доходам по отчетным периодам;
  • - раздельный учет затрат на производство товаров (работ, услуг) и капитальные вложения;
  • - качественное и экономное ведение учета;
  • - непротиворечивость.

Выполнение указанных принципов при ведении бухгалтерского учета основывается на документальном оформлении всех операций в момент их совершения.

  • Семенова Светлана Солтановна , бакалавр, студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • МАЛЫЙ БИЗНЕС
  • БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Проблемы такого сектора экономики, как малое предпринимательство в Российской Федерации, по-прежнему остаются одним из дискуссионных вопросов экономико-правовой сферы. В данной статье авторами рассмотрены проблемы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса.

  • Информационные технологии: их роль и значение в бухгалтерском учете
  • Информационные технологии в бухгалтерском учете предприятия
  • Пути решения проблем налога на прибыль для иностранных организаций

Малое предпринимательство является важной частью рыночной экономики, без которой невозможно эффективное развитие экономики страны.

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства были определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Малыми предприятиями считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим требованиям:

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в устав- ном капитале не должна превышать 25 %;
  • доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;
  • средняя численность работников за пред- шествующий календарный год не должна превышать 100 чел. включительно (для микропредприятий - 15 чел.);
  • выручка от реализации товаров (работ, ус- луг) без НДС за
  • предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (для микропредприятий - 60 млн руб.).

Примером развития малого бизнеса, а вместе с ним и роста экономики в целом, могут служить США, страны ЕС, Япония, в которых существует настоящий «культ» малого предпринимательства. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости населения в этих странах превышает 50-60 %.

В России доля малого и среднего бизнеса по сравнению с экономически развитыми странами довольно мала, но за последние несколько лет наметились тенденции к ее повышению.

Основная проблема бухгалтерского учета для предприятий малого предпринимательства - несовершенство отчетности, налогообложения и нормативно- правового регулирования учета. Наиболее близко субъекты малого бизнеса столкнулись с ней в 2013 г., когда вступил в силу новый Федеральный закон № 402 «О бухгалтерском учете», который обязал вести бухгалтерский учет все экономические субъекты. Исключение составили индивидуальные предприниматели, лица, занимающееся частной практикой, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Управленческий учет является одним из главных компонентов системы управления предприятием. Благодаря которому руководство компании обеспечено полной, своевременной и достоверной информацией для проведения дальнейшего ее анализа и принятия на его основании правильного делового решения В настоящий момент роль автоматизированного управления компанией нельзя недооценивать.

Программное обеспечение, которое предназначено ля решения задач ведения управленческого учета в малых предприятиях должно соответствовать следующим требованиям:

  • не требовать серьезных технических навыков для настройки системы;
  • не иметь высоких системных требований;
  • должна быть возможность установить программное обеспечение на локальный компьютер;
  • иметь возможность экспорта и импорта данных;
  • цена владения программным продуктом должна быть невысокой.

На основе вышеперечисленного, можно сделать вывод о необходимости разработки упрощенных правил бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, действующие сейчас, распространяются только на субъекты малого предпринимательства и на микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие.

Глобальной проблемой современного российского бухгалтерского учета является низкий уровень информативности бухгалтерской отчетности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что сейчас в России, нормативно-правовое регулирование ведения бухгалтерского учета пока еще не может предоставить объектам малого бизнеса тех условий функционирования, которые нужны для развития этого сектора предпринимательства в России. Многие положения, предусматривающие особые правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в отношении субъектов малого предпринимательства либо устарели, либо недостаточно четко прописаны законодательно, либо идут в разрез с потребностями малых предприятий. Поэтому для реального упрощения ведения бухгалтерского учета на таких предприятиях существует необходимость объединения всех правил и альтернативных возможностей ведения бухгалтерского учета в одном нормативном документе.

Независимо от формы представления учета в субъектах малого бизнеса, каким бы не было его содержание, какие бы показатели не включались в отчетность, все заинтересованные пользователи нуждаются в информации, которая сформирована по принципам понятности, надежности, полноты, сопоставимости, нейтральности, существенности, и других важные принципов.

Список литературы

  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.
  3. Рудакова Т. А. Пользователи информации финансовой отчетности // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2–1. С. 314–319.

В сфере экономики СМП функционируют наряду с крупными и средними хозяйствующими субъектами. Малое предпринимательство предоставляет до 70% рабочих мест, а доля его участия в ВВП оценивается в 30 – 50%. Согласно ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся организации, удовлетворяющие всем следующим критериям: 1. Доля участия в уставном капитале РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%. 2. Доля участия в уставном капитале одного или нескольких юр. лиц не превышает 25%. 3. Средняя численность работников за отчетный период не превышает: а) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 чел. б) в с/х, научно-технической сфере – 60 чел. в) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел. В остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности – 50 чел. Субъектами малого предпринимательства признаются также физические лица – индивидуальные предприниматели. Если малое предприятие осуществляет несколько видов деятельности, то средняя численность работников определяется по тому виду деятельности, который занимает наибольший удельный вес в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

2.Система нормативного регулирования деятельности малых предприятий

Субъекты МП обязаны соблюдать ведение кассовых операций, порядок учета ОС и НМА. Деятельность МП регулируется со стороны налогового законодательства, которое включает НК и принятые в его развитие ФЗ о налогах и сборах. При этом на ряду с ФЗ могут устанавливаться региональные и местные налоги и сборы. Совокупность налогов и сборов устанавливается НК и подлежит к уплате организациями всех форм собственности и физ. лицам. В соответствии со ст.18 НК специальным налоговым режимом, отличным от обычной системы н/о, признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов течении определенного периода. Спец. режимы: УСН; система н/о в свободных экономических зонах; система н/о при выполнении соглашения о разделении продукции; система н/о для сельхоз. товаропроизводителей; система н/о в виде ЕНВД. К специальным налоговым режимам отнесена УСОН, ориентированная на развитие МП-ва в России, а также снижение налогового бремени для данной категории налогоплательщиков. Деятельность субъектов МП во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие МП не возможно. У гос. поддержки существует широкая нормативная база, основой которой явл. ФЗ 209. в соответствии с 209-ФЗ приняты постановления правительства о поддержки малого предпринимательства.

3.Принципы построения рабочего плана счетов малого предприятия;

Компании самостоятельно, исходя из потребностей и разнообразия хозяйственных операций и событий, осуществляют построение плана счетов. При этом необходимо учитывать, что существуют 2 подхода к тому, как д.б. организован РПС относительно форм БО. 1 подход: РПС должен непосредственно формировать данные БО. 2 подход: Показатели БО должны формироваться путем определенной перегруппировки данных РПС. Выбор конкретного способа организации РПС производится на основании профессионального суждения главного бухгалтера. СМП при разработке РПС необходимо стремиться к снижению количества перегруппировок бухгалтерских данных, отражённых на счетах, которые могут происходить при подготовке БО. При построении рабочего плана счетов применяются основные принципы построения Концептуально плана счетов: 1. план счетов должен обеспечить простое построение основных финансовых отчетов; 2. план счетов должен быть гибким, для возможности его расширения в будущем в связи с изменением структуры или бизнеса компании; 3. план счетов должен обеспечить достаточную детализацию для построения основных финансовых и управленческих отчетов. План счетов строится таким образом, что позволяет упорядочить счета по определенному принципу, что позволяет легко составлять финансовую отчетность. Принцип составления и предоставления финансовых отчетов сохраняется и в рабочем плане счетов.

4.Специфика организации бухгалтерского учета у хозяйствующих субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения и не ведущих бухгалтерский учет. Применение УСН предполагает замену уплаты налога на прибыль, на имущество, НДС и ЕСН уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хоз. деятельности за налоговый период. П/п, работающие по УСН обязаны вести книгу учета доходов и расходов. В ней все операции отражаются в хронологической последовательности. Эта книга содержит 3 раздела:1) Доходы и расходы;2) Расчет расходов на приобретение ОС, принимаемых при расчете налоговой базы по единому налогу;3) Расчет налоговой базы по единому налогу. Порядок заполнения книги зависит от объекта н/о. Если объект – доходы, то не заполняются графы связанные с расходами и второй раздел. Если объект – доходы минус расходы, то заполняются все графы и разделы этой книги. На основании этой книги заполняется налоговая декларация. Организациям, отказавшимся от ведения БУ следует составлять учетную политику по следующим причинам: 1. Указанные организации обязаны вести БУ ОС и НМА; 2. Состав и оценка ОС и НМА определяются в соответствии с нормативными актами по БУ. Учетная политика организации, не ведущей БУ, может содержать следующие элементы:1. Положение о том, что БУ в организации не ведется, за исключением БУ ОС и НМА.2. Сроки полезного использования ОС и НМА.3. Способ начисления амортизации по ОС и НМА.4. Лимит стоимости ОС, в пределах которого организация единовременно относит стоимость на затраты.

5.Организация бухгалтерского учета у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта обложения доходы . Применение УСН предполагает замену уплаты налога на прибыль, на имущество, НДС и ЕСН уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хоз. деятельности за налоговый период. П/п, работающие по УСН обязаны вести книгу учета доходов и расходов. Порядок заполнения книги зависит от объекта н/о. Если объект – доходы, то не заполняются графы связанные с расходами и второй раздел. Если объект – доходы минус расходы, то заполняются все графы и разделы этой книги.Порядок определения доходов. Все доходы организации, применяющей упрощенную систему н/о, определяются с использованием кассового метода, т.е. фактической датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу налогоплательщиков. При определении налоговой базы не учитываются доходы.Организации при определении объекта обложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, а также внереализационные доходы. Например, доходы от реализации могут состоять из корреспонденций: 1. Д 50,51,52 К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». 2. Прочие доходы признаются: Д-т 51,52 «Расчетный счет» К-т 91 «Прочие доходы и расходы». При объекты н/о-ния доходы сумму налога можно уменьшить на выплаченные пособия по больничному листу и на страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в размере не более 50% от величины налога.