Экономическая политика. Презентация на тему "Экономика и общественная среда: взаимосвязь и взаимовлияние" в формате powerpoint Взаимовлияние экономики и политики презентация

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Политика как явление социальной жизни, результат ее усложнения и форма проявления государства. Происхождение политики и ее сущность, основные трактовки, внутренняя структура и функции. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Политика: общее понятие, история происхождения и развития, основные теоретические подходы. Структура, важнейшие элементы и функции политики. Взаимосвязь и взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни: экономикой, правом, моралью.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2011

    Политика как социальная сфера. Взаимоотношения политики с различными сферами общества. Характер отношений политики с различными сферами общественной жизни. Взаимоотношения политики и экономики, права и морали. Возможность нравственной политики.

    реферат , добавлен 05.03.2012

    Политика как общественное явление и вид человеческой деятельности, ее роль в жизни общества. Связь политики с другими сферами общественной жизни. Объект исследования и метод политологии. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2010

    Политика как общественное явление. Основные цели, задачи и функции политики в отечественной политологии. Изучение и обобщение проблемы взаимоотношений политики с другими сферами общественной жизни, а именно с наукой, религией, культурой и искусством.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Политика как социальная сфера. Взаимоотношения политики с различными сферами общества. Политика и экономика. Политика и право. Проблема соотношения политики и морали. Возможность нравственной политики. Обеспечение целостности общественной системы.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2015

    Роль политики в жизни общества. Политика как общественное явление и вид человеческой деятельности. Объект исследования и метод политологии. Отличие экономических интересов от политических, основные экономические концепции в реформировании экономики.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2010

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Экономическая политика государства Урок экономики и обществознания в 11 классе Составители: Юдинцева О.В. – учитель экономики I квалификационной категории; Лымарь Е.Ф. – учитель истории высшей квалификационной категории.

Цель - рассмотреть роль государства в рыночной экономике, сформировать первоначальные представления и базовые умения необходимые для ориентации в экономической жизни. Задачи: Уметь выделять основные экономические функции государства; Уметь объяснить причины существования государственного сектора в рыночной экономике; Знать важнейшие направления вмешательства государства в экономику;

Негативные стороны рыночной экономики Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; Не стимулирует крупные проекты, не дающие быстрой выгоды; Не обеспечивает фундаментальные исследования в науке; Подвержен нестабильному развитию со спадами и инфляцией; Несёт в себе опасность безработицы. Может значительно усилить имущественную дифференциацию.

«Экономическая политика государства».

Меркантилист – от итальянского mercante – торговец, купец. Физиократ – от греческого - physis - природа и kratos – власть.

Знаменитый английский экономист, сторонник свободной развивающейся, основанной на конкурентных началах экономики. Не отрицал регулирующую роль государства. «Государство должно ограждать общество от насилия и внешней агрессии, защищать жизнь и имущество граждан, содержать армию, полицию, органы правосудия». Адам Смит 1723-1790 гг.

Швеция Бельгия Великобр. Германия США 1929 1932 Безработица в % 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Безработные австралийки отыскивают съестное в отходах.

Благотворительные столовые для безработных. США.

Безработные в ночлежках. США. 20-30 годы.

«Общая теория занятости, процента и денег» («Кейнсианская революция»). 1936 г. Джон Кейнс 1883 – 1946 гг. Выдающийся учёный-экономист современности. Сторонник активного финансового вмешательства государства в экономику страны.

Экономические функции государства Государство Устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка Перераспределение доходов и богатства Налогообложение доходов и имущества Социальные трансферты Борьба с монополизацией рынков Создание общественных благ (создание армии, тамож. службы, «Скорой помощи»…) Регулирование конфликтов, порождаемых внешними эффектами или затратами (защита экологии)

Методы государственного воздействия на рынок Прямое Косвенное Законодательная деятельность государства Методы денежно-кредитной политики Бюджетно-налоговая политика

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации экономических функций путем разнообразных методов воздействия на экономику для достижения определённых целей.

План урока: - Какие функции выполняет государство в экономической жизни? - Какие существуют основные методы воздействия государства на экономику? - Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если да, то почему?

Вывод. Государство должно: охранять экономические свободы; компенсировать слабости рынка; способствовать смягчению слишком больших различий в уровнях доходов и богатства граждан.

Критерии оценки: От 80 % - 100 % - «5» (отлично); От 60 % - 80 % - «4» (хорошо); От 40 % - 50 % - «3» (удовлетворительно); Меньше 40 % - «2» (неудовлетворительно).

Спасибо за урок! Домашнее задание: Обществознание § 15; экономика § § 49-50, записи в тетради.







Классические экономические функции государства стабилизация экономики; защита прав собственности; регулирование денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками; контроль за внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ.


Новые функции государства Они связаны со становлением постиндустриального общества: – поддержка фундаментальной науки, –участие в решении глобальных проблем человечества, –преодоление экологического кризиса и его последствий, –устранение экономического отставания.


Наиболее общие экономические цели государства Обеспечение экономического роста (развития!); создание условий экономической свободы (право выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществления и использования дохода от нее); Обеспечение экономической безопасности и экономической эффективности;






Стабилизационное включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно- денежную (монетарную) политику. Структурное направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление экономики, то структурная - на поддержание ее сбалансированного развития, т. е. здорового образа жизни.


Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики. Стабилизационная монетарная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Стабилизационная фискальная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Структурная политика –Определение –Как ее понимать –Примеры структурной политики –Плюсы и минусы Вопросы






Монетарная политика оказывает влияние на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает - денежная масса. Монетарную политику определяет и осуществляет ЦБ. Однако изменение предложения денег происходит не только в результате операций ЦБ, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (потребителей и фирм).








Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты КБ. КБ прибегают к займам у ЦБ, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения.


Третьим инструментом монетарной политики выступает операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу ЦБ государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно: 1) краткосрочные государственные облигации и 2) казначейские векселя.


Виды монетарной политики Различают два вида монетарной политики: – стимулирующую – сдерживающую. Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада с целью «взбадривание» экономики, роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.


Преимущества монетарной политики Отсутствие внутреннего лага (период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению). Отсутствие эффекта вытеснения. Стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций. Эффект мультипликатора.


Недостатки монетарной политики Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном периоде. Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер до момента появления результата их воздействия на экономику.


Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики. Стабилизационная монетарная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Стабилизационная фискальная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Структурная политика –Определение –Как ее понимать –Примеры структурной политики –Плюсы и минусы Вопросы


Фискальная политика представляет собой действия правительства с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов или расходов государственного бюджета. Фискальная политика – это действия по регулированию совокупного спроса. Регулирование экономики происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Ряд инструментов фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение.


Цели фискальной политики: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен. Инструменты фискальной политики - расходы и доходы государственного бюджета: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты. Те же, что и у монетарной политики


Виды фискальной политики В зависимости от фазы цикла применяется либо стимулирующая, либо сдерживающая политика. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде и направлена на увеличение совокупного спроса. Ее инструментами выступают: увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме и направлена на сокращение совокупного спроса. Ее инструментами являются: сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.


Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос. Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос поскольку увеличивается личный доход домохозяйств Увеличение налогов ведет к сокращению совокупного спроса.






Достоинства фискальной политики Эффект мультипликатора (инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину совокупного выпуска. Отсутствие внешнего лага (внешний лаг – это период времени между принятием решения и появлением первых результатов. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики.


Недостатки фискальной политики Наличие внутреннего лага. (это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения об ее изменении). Эффект вытеснения. (расходов бюджета в период спада к совокупного дохода, что спрос на деньги и ставку процента на денежном рынке. Удорожание кредитов к частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм.


Неопределенность. Неопределенность касается: -идентификации экономической ситуации, -масштаб воздействия в каждой данной экономической ситуации. Дефицит бюджета. Увеличение закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита бюджета.


Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики. Стабилизационная монетарная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Стабилизационная фискальная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Структурная политика –Определение –Как ее понимать –Примеры структурной политики –Плюсы и минусы Вопросы




Об определении Промышленная политика не является альтернативой политики построения рыночной экономики, а лишь специфическим инструментом решения структурных проблем. На Западе этот термин скорее соответствует термину "отраслевая" или "секторальная" политика (как меры государства по поддержке или развитию конкретных секторов экономики. Примеры - послевоенной Франции, Швеции в 80-е годы, Ю.Кореи, Индии, Японии, аграрная политика США.


Особенности российского понимания В начале 90-х годов термин промышленная политика был взят на вооружение. Произошло смещение акцентов, и промышленная политика трактовалась как "государственная политика в области промышленности" или, фактически, как "государственная поддержка промышленности". Как правило, имелись в виду высокотехнологичные и наукоемкие отрасли ВПК (ОПК).


Особенности российского понимания Поскольку промышленная политика имеет следствием изменение отраслевой структуры производства, то в российской практике часто используется термин "структурная политика" как аналог или синоним промышленной политики. На Западе "структурная политика" (или чаще - "структурные реформы") означают институциональные преобразования, такие как приватизация, реформа монополий, земельная реформа, поддержка малого бизнеса и т.п.


Особенности российского понимания Промышленная политика - комплекс действий государства, направленных на целенаправленное изменение структуры экономики за счет создания более благоприятных условий для развития приоритетных секторов и производств. Эквивалентным по существу является и определение промышленной политики как дискриминация государством одних секторов по сравнению с другими. И в том и в другом случае речь идет о создании неравных условий функционирования.


Особенности российского понимания Промышленная политика предполагает наличие четких государственных приоритетов. Промышленная политика это всегда попытка изменить "естественный ход событий". Промышленная политика означает улучшение положения одних секторов экономики за счет относительного ухудшения условий функционирования других ее секторов. Промышленная политика может считаться успешной, если выигрыш страны в целом (включая как прямые, так и косвенные выгоды) от развития приоритетных секторов выше, чем ущерб от замедления развития всех остальных.


Примеры промышленной политики Мировой опыт дает примеры как минимум трех типов промышленной политики: 1.экспортно-ориентированной (создание условий для роста экспорта определенных видов продукции), 2.внутренне ориентированной (защита внутреннего рынка и обеспечение экономической самодостаточности) 3.стратегической промышленной политики, направленной на ограничения использования собственных естественных и не воспроизводимых ресурсов (нефть, лес, экология и т.п.).


Примеры промышленной политики Экспортно-ориентированная политика – Ю. Корея 60-х-80-х годов и другие "тигры" ЮВА, Китай 80-х т 90-х годов, отчасти Япония, Индия 90-х, Чили 70-х и 80-х. Внутренне ориентированная политика - Индия 60х - 80-х годов, Франция 50-х - 70-х, Япония, Китай, США (в части политики в сельском хозяйстве), СССР и в определенной степени Россия. Стратегическая промышленная политика - действия США, стран ОПЕК.


Промышленная политика: pro et contra Либеральная экономическая теория рассматривает промышленную политику как неправомерное вмешательство государства в экономику, искажающее действие рыночных механизмов и препятствующее оптимальному распределению ресурсов. Согласно господствующим взглядам, государство не в состоянии определить истинные точки роста.


Основные аргументы "за" Рыночные механизмы эффективно снимают структурные дисбалансы только при относительно небольших отклонениях от оптимума. Ликвидация "глобальных" дисбалансов требует внерыночных мер. Временные горизонты принятия решений рыночными субъектами "короче", чем может быть необходимо для принятия оптимальных решений. Социальные и политические издержки рыночной саморегуляции без применения специальных мер могут оказаться выше, чем позволяет прочность социально-политической системы.


Основные аргументы «против» Промышленная политика генерирует более существенные дисбалансы, чем те, которые призвана нивелировать. Промышленная политика предполагает "неравные правила игры", создает возможности для лоббирования и коррупции. Промышленная политика предполагает выбор государством (чиновником) "чемпионов", что неизбежно приводит, даже в отсутствии коррупции, к ошибками и масштабным издержкам.


Что такое открытая экономическая политика госуарства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики. Стабилизационная монетарная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Стабилизационная фискальная политика –Цели –Инструменты –Виды –Плюсы и минусы Структурная политика –Определение –Как ее понимать –Примеры структурной политики –Плюсы и минусы Основные понятия

Политическая власть

Государственная власть

I. Происхождение

Возникает практически с возникновением общества, социальным разделением между теми, кто осуществляет власть (группа управляющих), и теми, к кому она применяется (группа управляемых)

Продукт более позднего развития с возникновением частной собственности, расколом общества на классы

II. Механизм формирования власти и ее носитель

Выборная власть (аппарат)

Госаппарат, формируется на основе выборов и назначений Аппарат, в руках которого находится власть, это особый класс лиц – бюрократия

С проигрышем партии на выборах меняется и политическая власть, ее состав

С приходом новой партии аппарат практически не меняется

III. Формы правления

1) власть руководителя политического движения 2) власть политической партии 3) государственная власть

Государственная власть – инструмент политической власти Государственная власть – власть легитимная

IV. Механизм функционирования

Принуждение в смысле подчинения дисциплины только кругом своих членов партии, движения на основе Устава

– Принуждение в отношении всех членов общества – монополия на регламентацию политической жизни в виде системы правовых норм, установленных исключительно органами государства и санкционированных принуждений – суверенность органов государственной власти в отношении к другим государствам

Сравнение политической власти с властью государственной

Презентация на тему "Экономика и общественная среда: взаимосвязь и взаимовлияние" по экономике в формате powerpoint. Объемная презентация для учащихся подробно раскрывает взаимосвязь и взаимовлияние экономики и общественной среды.

Фрагменты из презентации

Архитекторы российских реформ недооценили тот факт, что общество – единый организм, в котором все системы и части тесно взаимосвязаны и взаимодействуют

Положение дел в экономике не может не зависеть от состояния и развития других сфер общественной жизни: идеологии, политики, административного управления, культуры, науки, системы образования, состояния нравственности и поведения людей.

Имеет ли политика приоритет над экономикой?

  • Экономика всегда рассматривалась как базис, на котором покоится идеологическая, политическая, культурная надстройка. Считалось, что материальное бытие определяет сознание людей и роль надстройки. В ходе рыночных реформ у нас и в других странах проявляется обратная зависимость: несомненное первенство идеологии и политики над экономикой.
  • Политический выбор и воля правящей власти определяют общую направленность и этапы изменений в экономике. Успех обеспечивают верные политические решения, эффективность и компетентность государственного управления.

Сила идей

Всякая политика опирается на определенные идеологические установки, а идеология формируется на основе тех или иных теоретических концепций, воспринимаемых правящим классом и пропагандируемых им через СМИ. Господствующие в обществе идеи, даже будучи ошибочными, могут долгое время владеть умами, направлять политику, формировать экономику, определять общественное устройство.

Различие знаний об обществе и природе

Познание законов природы помогает человеку воздействовать на неё, но не может отменить эти законы. Объект исследования существует независимо от состояния науки. В обществе дело обстоит иначе. Формулируемые учёными законы, даже тогда, когда их знание ложно, могут быть взяты на вооружение государственной политикой и подчинить себе поведение миллионов людей пока ошибочность политики не обнаружит себя.

Идеи правят миром

  • Джон Майнард Кейнс писал, что идеи экономистов и политологов, независимо от того истинны они или ошибочны, более влиятельны, чем обычно думают. Едва ли, отмечал он, миром правит что-то другое
  • Овладевшие массами идеи способны изменить саму природу общества. История знает общественные деформации, вызванные несостоятельными идеями. Истина, остававшаяся непризнанной или непознанной, берет, в конечном счёте, верх, но нередко ценой разрушительных потрясений.
  • Российский либеральный фундаментализм, лежащий в основе наших реформ, всё очевиднее обнаруживает несостоятельность. В массовом сознании зреет понимание того, что так долго не может продолжаться. Как идеология, так и политика нуждаются в пересмотре. Cоциальная ориентация развития cтала императивом.
  • Современный капитализм вынужден во имя социального мира и консолидации общества придавать экономическому развитию все большую социальную ориентацию. Не случайно в Европе возникла социальная модель капитализма, которая сильно отличается от неолиберальной.

Политическое устройство.

Поскольку от плохой политики страдает экономика, ключевое значение приобретает эффективность политической системы. Как её построить, чтобы она наилучшим образом способствовала общественной стабильности, верховенству закона, отбору достойных лидеров, экономическому, духовному и нравственному прогрессу?

Демократия или авторитаризм?

  • Казалось бы, авторитаризм осуждён историей и демократизация стала велением времени. Тем не менее существуют декоративные, управляемые демократии, игнорирующие волю народа. Незрелым обществом можно манипулировать с помощью современных выборных технологий и СМИ. Имитация демократического устройства лишает политическую систему эффективности и общественного доверия.
  • Только демократические механизмы сдержек и противовесов, разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, развитие гражданского общества гарантируют от произвола и ошибок в государственном управлении.

Недооцененная роль административных отношений

  • В силу усложняющейся и возрастающей роли государства в обществе приобретает особое значение совершенствование административных отношений, которые складываются по своим, нерыночным законам. Бюрократия и в условиях рынка остаётся влиятельной силой, от которой многое зависит.
  • Характер административных отношений определяют не только ведомственные инструкции, но и личные связи чиновников, их компетенция, добросовестность, честность, симпатии и антипатии. Плохо, когда сугубо личностные качества, карьеризм начинают превалировать над деловыми. Фаворитизм, корпоративность, непотизм поведение продиктованное преданностью к начальству контрпродуктивны для экономики.