К чему приведет исчерпание резервного фонда. Исчерпание резервного фонда не страшно

В начале мая Минэкономразвития в своем прогнозе допустило, что к концу 2019 года вся государственная кубышка - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния - может быть исчерпана. В Минфине , что Резервный фонд закончится уже в 2017-м. «Лента.ру» выясняла, как Россия сможет выжить без накапливавшихся более десятилетия запасов.

В последние несколько лет оба фонда стремительно сокращаются, даже несмотря на колоссальный выигрыш в курсовой разнице из-за девальвации рубля (фонды - часть международных резервов и хранятся в валюте). По данным министерства финансов на 1 июля, объем Резервного фонда составляет 2,46 триллиона рублей. В ФНБ 4,68 триллиона рублей.

При текущем уровне дефицита бюджета (2,36 триллиона рублей) фондов действительно хватит только на три года. Впрочем, как считают в Минфине, за счет мер экономии ФНБ и через три года сохранится, сократившись лишь до трех триллионов рублей.

И все же есть риск полного исчерпания резервов, особенно при неудачной экономической конъюнктуре. Однако, по директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, исчерпание Резервного фонда еще не конец света, поскольку у государства остается несколько опций, при помощи которых можно нивелировать отсутствие резервов. Как минимум шесть направлений стоит выделить особо.

Повышение налогов

Этот вариант сразу приходит в голову. Аргумент «за» очевиден - налоговая нагрузка в России не превышает 35 процентов ВВП, что существенно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, и даже несколько ниже, чем в развивающихся государствах Восточной Европы. К примеру, в Польше этот показатель - 40 процентов, в Эстонии и Литве - по 37 процентов. То есть некоторый потенциал для повышения фискальной нагрузки есть.

Сейчас в стране действует объявленный президентом мораторий на усиление налогового бремени, но в 2018 году он завершится. И некоторые предложения по повышению налогов уже обсуждаются в Госдуме и правительстве. В частности, депутаты допустили введение прогрессивной шкалы налога на доходы физлиц. Эта мера в первую очередь затронет состоятельных граждан. Вице-премьер Ольга Голодец предложила увеличить НДФЛ для россиян, зарабатывающих более семи-восьми миллионов рублей в год. Кроме того, рассматриваются варианты повышения налога на добавленную стоимость (косвенный налог на потребление), как этого требует сделать МВФ на Украине.

Все эти предложения пока опровергаются на уровне Минфина и Минэкономразвития. В правительстве, похоже, понимают, что повышение налоговых ставок, помимо финансового выигрыша, несет и очень большие риски. Во-первых, собираемость может упасть. Сотрудникам будут чаще платить в конвертах, а фирмы еще активнее станут выводить средства в льготные юрисдикции, в офшоры. В группу риска попадает и мелкий бизнес, который не сможет спастись от налогового инспектора в офшорах.

Сокращение расходов

Собственно, этот процесс уже пошел - принципиальное решение по заморозке бюджетных трат . Фактически это означает их серьезное снижение. Даже если планы ЦБ по инфляции реализуются, каждый год реальные расходы будут уменьшаться на четыре процента.

У этого простого решения минусов тоже хватает. Во-первых, урезание расходов сократит инвестиции в экономику (пусть и далеко не всегда эффективные). Во-вторых, уровень жизни части населения, зависящий так или иначе от казенных трат, снизится. В результате пострадает и потребительский спрос, что нанесет ущерб всей экономике.

Опять же при слишком сильном сжатии бюджетного финансирования следует ожидать волны недовольства. С другой стороны, при прочих равных падение госрасходов обеспечит некоторое замедление инфляции. Это положительно скажется на состоянии финансовых рынков в стране.

В общем, неудивительно, что правительство пока предпочитает этот вариант. Но вот что будет через три года, если нынешние осторожные меры по заморозке не дадут результата, предсказать сложно - на более резкие шаги государство может и не пойти.

Внешний долг

Финансирование за счет внешнего долга - один из традиционных способов выхода из бюджетного кризиса. Примеров в мире более чем достаточно, начиная с крупнейшей экономики мира - США, где предел долговых обязательств повышают каждые несколько лет.

У России вроде бы неплохие возможности для заимствований извне. Последнее размещение облигаций это подтвердило - спрос на отечественные евробонды вдвое превысил предложение. Объем внешнего госдолга много лет держится на уровне ниже пяти процентов ВВП. В большинстве даже развивающихся стран этот показатель втрое-вчетверо больше.

Но все не так просто. Во-первых, санкции против России никто не отменял. Хотя формально они не касаются государственных обязательств на внешних рынках, на инвесторов, желающих купить российские долги, оказывают политическое давление. Сложная внешнеполитическая обстановка повышает риски и сама по себе. Наконец, у инвесторов есть предубеждение относительно платежеспособности России. Этот фактор также вынуждает продавать российские облигации с некоторым дисконтом. Так что серьезно говорить о масштабных заимствованиях за рубежом можно только в случае снятия санкций.

Кроме того, есть серьезные сомнения в готовности правительства больше брать взаймы за рубежом. Государство идет на это крайне неохотно, опасаясь усиления зависимости от зарубежных инвесторов. Кроме того, увеличение внешней долговой нагрузки подвергает опасности рубль, делая его более уязвимым к спекулятивным атакам.

Внутренний долг

Этот вариант выглядит в нашей ситуации более привлекательным. Российские инвесторы покупают облигации федерального займа более чем охотно. Некоторое время назад правительство даже размышляло о некоем «миксе» внутреннего и внешнего долга - продаже рублевых обязательств иностранным инвесторам. Из-за девальвации эти планы пришлось временно свернуть.

За последние три года российский внутренний долг удвоился в абсолютных показателях и серьезно вырос по отношению к ВВП. Несомненно, что правительство продолжит использовать данный инструмент. Вопрос лишь, в каких масштабах. При всем удобстве схемы с расширением внутренних заимствований у нее есть один, но очень серьезный минус.

В условиях экономического кризиса деньги, направляемые на скупку госдолга, вымываются из активного оборота. Они не идут ни на инвестиции, ни на частное потребление, а значит, чрезмерно уповать на расширение рынка ОФЗ не приходится.

Девальвация

Сознательное снижение курса рубля - мощный инструмент экономической политики. С его помощью можно сбалансировать бюджет. Скажем, аналитики Bank of America считают, что при цене на нефть в 25 долларов за баррель доллар может подскочить до 210 рублей.

Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

При более высоких ценах на нефть, соответственно, российскую валюту потребуется ослаблять не столь радикально. Советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов считает, что это наиболее вероятный вариант действий государства в случае опустошения кубышки.

Однако девальвация - глубокий шок для экономики. Разумеется, часть производителей от него выигрывает, но резкое сокращение импорта ударит по уровню жизни населения и неизбежно разгонит инфляцию. В долгосрочной перспективе стабильность рубля также может принести больше выгоды, чем кратковременный выигрыш от балансировки бюджета и роста прибылей экспортеров.

Экономический рост

Наконец, налогооблагаемую базу, а значит и доходную часть бюджета можно увеличить за счет подъема ВВП. Плюс этого подхода: ничем не придется жертвовать. Минус: он самый сложный.

Для этого необходимы реальные структурные реформы. И в отличие от других методов, здесь ничего не решить росчерком пера на одном документе - нужна многоуровневая кропотливая работа. Готово ли на это государство - по-прежнему неясно. Пока прогнозы на ближайшие годы достаточно пессимистичные: Россия вступила в период стагнации, и даже по достижении пресловутого дна рост будет анемичным, в рамках одного-двух процентов.

Эксперты настроены весьма скептически. По словам завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС, бывшего зампреда ЦБ Константина Корищенко, рост за счет внутренних источников, а не экспорта, остается пока маловероятным сценарием. Прежде всего из-за сохраняющейся жесткости монетарной и бюджетной политики.

Есть тут, правда, вариант, предполагающий значительное повышение цен на нефть и другое сырье. Тогда рост возобновится сам собой, что позволит не прибегать к распечатыванию стратегических денежных запасов. Однако, глядя на текущую конъюнктуру мировых рынков, проблемы в Китае и Евросоюзе, замедление темпов роста в США, рассчитывать на это не стоит.

Подводя итог, можно сказать, что государство, скорее всего, выберет комбинацию из нескольких мер.

Константин Корищенко склоняется к тому, что будет расти госдолг, а расходы - сокращаться. «Расходы уже предложено заморозить, налоги повышать весьма опасно и по политическим, и по экономическим причинам. Следовательно будем увеличивать госдолг, благо он у нас весьма невелик по любым меркам», - сказал экономист. Кроме того, по словам Корищенко, ненефтегазовые доходы растут уже сейчас, а если цены на сырье восстановят хотя бы часть утраченных позиций, то и сырьевые доходы существенно прибавятся. В общем, на ближайшие пять лет денег хватит.

Потому что в нем закончились деньги. The Insider разъясняет, что это означает для страны и чем грозит россиянам.

Что такое Резервный фонд и откуда он взялся?

1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд России (часть общих золотовалютных резервов) разделили на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд - это часть средств федерального бюджета, которые пополнялись из доходов от продажи нефти, газа и конденсата, и расходовались на финансирование дефицита бюджета. В период высоких цен на нефть резервный фонд рос, но в последние годы он планомерно падал.

Что представляли из себя средства Резервного фонда?

Резервный фонд размещался в высоколиквидной иностранной валюте или активах, номинированных в иностранной валюте. Поэтому средства фонда являлись частью золотовалютных резервов России, но в отличие от остальных активов золотовалютных резервов находились в распоряжении Минфина, а не Центробанка.

Значит ли это, что государство обанкротилось?

Нет. Общие золотовалютные резервы ЦБ в последнее время, наоборот, растут и превысили в декабре отметку 430 миллиардов долларов. Правда, рос и внешний долг (в феврале прошлого года ЦБ заявил, что долг достиг критических размеров 42 процентов ВВП, рекордный показатель для России).

Почему Резервный фонд исчерпан и что это означает для россиян? Директор Института стратегического анализа Игорь Николаев объясняет на пальцах

«Так произошло, потому что денег не хватает. Соответственно расходы в бюджете значительно превышают доходы. То есть экономика не генерирует столько денег, чтобы удовлетворить все потребности по расходам, несмотря на то, что расходы и так ужаты, за последние несколько лет, мы знаем, была значительная индексация пенсий. И тем не менее, денег не хватало. Вот чтобы обязательства каким-то образом выполнять, надо деньги эти где-то брать. Расходовали резервный фонд. Несколько триллионов рублей потратили за последние три года. Когда говорят, что „ну вот, кризис, а мы ничего и не почувствовали“, — не почувствовали, потому что мы кубышку свою расходовали.

Половину своей кубышки из двух фондов мы съели. Если экономика по-прежнему продолжит находиться в таком состоянии, пускай даже не падения, но и не роста, все равно бюджет будет дефицитный, все равно надо будет брать откуда-то деньги для покрытия этого дефицита. Это означает, что у нас вообще только один фонд останется, фонд Национального благосостояния. И если мы израсходуем еще и второй фонд, а экономика по-прежнему не заработает, тогда придется очень резко, обвально сокращать расходы».

Почему нельзя просто тратить средства резервов Центробанка? Ведь они наоборот только увеличились

«Трата резервов Центрального банка означает, что у страны дела совсем плохи, никаких резервов не осталось, и уже взялись за самый неприкосновенный запас. Нам тут же понизят кредитный, суверенный рейтинг и тут же понизят рейтинги наших компаний. И инвесторы будут совершенно определенным образом относиться к такой стране. Это страна-банкрот практически. У нас и так огромные проблемы с заимствованием средств, так как введены санкции.

Еще надо учитывать, что Центробанк — это независимый от правительства орган. Средства Центробанка можно в принципе тратить, но для финансирования дефицита бюджета их не используют. Мы пока не находимся в состоянии банкротства, стало быть тратим средства из фондов правительства».

Минфин сообщил об исчерпании Резервного фонда. Последний триллион был потрачен в декабре прошлого года на покрытие дефицита федерального бюджета. С этого года у России остается только Фонд национального благосостояния.

Минфин России рассказал о результатах размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за период с 1 января по 31 декабря 2017 года. По данным ведомства, в декабре 2017 года остатки средств Резервного фонда в иностранной валюте на счетах в Банке России ($7,62 млрд, 6,71 млрд. евро и 1,10 млрд. фунтов стерлингов) были проданы Минфином за 1 трлн рублей и в полном объеме использованы на покрытие дефицита федерального бюджета.
По итогам января-ноября прошлого года дефицит составил 532,4 млрд руб. Но, по традиции, на декабрь приходится самый большой объем расходов, поэтому итоговый показатель дефицита существенно вырастет. По прогнозу министра финансов Антона Силуанова, дефицит бюджета составил в 2017 году около 1,5 трлн рублей или 1,6% ВВП.
После декабрьских операций «на счетах Резервного фонда сформировались нулевые остатки», и с 1 февраля 2018 года он прекратит свое существование, говорится в сообщении ведомства. Согласно принятому в июне прошлого года решению, Резервный фонд присоединяется к Фонду национального благосостояния (ФНБ).
По данным Минфина, на 1 января 2018 года объем ФНБ составил 3,753 трлн рублей, что эквивалентно $65,15 млрд. Но из этой суммы на отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России размещено только $15,65 млрд, 15,14 млрд. евро и 3,36 млрд. фунтов стерлингов. То есть живых денег в ФНБ около 2 трлн рублей.

Ранее министр финансов Антон Силуанов прогнозировал исчерпание средств Резервного фонда. «В этом году мы полностью используем средства Резервного фонда, как это и предусмотрено было законом о бюджете», - говорил он.
Объем ФНБ на 1 января 2018 года, по прогнозу министра финансов Антона Силуанова, должен был составить 3,7 трлн рублей, а его ликвидная часть - 2,3 трлн рублей.
«Исчерпание Резервного фонда - это формальность, связанная с тем, что вместо двух фондов теперь будет один - ФНБ. Хотя, честно сказать, и от ФНБ теперь останется только одно название.
Раньше он был действительно фондом, где резервировались деньги на структурные реформы, на некие проекты будущего, которые должны были изменить социальное и экономическое состояние страны через преобразования, а теперь это просто фонд, получающий деньги за счет превышения расчетной цены нефти и направляющий их на финансирование дефицита бюджета. То есть его можно назвать денежным мешком «на черный день», а также для некоторых целевых программ, к реформам отношения не имеющим», - считает аналитик «Алор брокер» Алексей Антонов
Бывший первый зампред Центробанка Олег Вьюгин заявил «Газете.Ru», что в исчерпании Резервного фонда есть как плюсы, так и минусы. Плюс в том, что это «дисциплинирует» Минфин, поскольку у него не будет возможности «выгрести» деньги из кубышки, и бюджет будет приниматься достаточно достоверно. Минус - что в случае наступления негативных последствий практически не будет «подушки».

При нынешнем курсе нефти исчерпание Резервного фонда ничем не грозит, полагает Артем Деев, ведущий аналитик Amarkets.
Но как только нефть начнет падать до критической отметки в $40 за баррель, то резервы могут быть исчерпаны и необходима будет девальвация рубля.
Но в этом году благодаря высоким ценам на нефть резервы должны пополниться. С 1 января 2018 года в России начинает действовать новое бюджетное правило. Согласно ему, базовая цена на нефть составляет $40 за баррель российской нефти Urals в ценах 2017 года (каждый год это значение будет индексироваться на 2%). Сумма превышения будет пополнять резервы. Минфин будет покупать валюту на рынке на сумму рублевых допдоходов.
Антон Силуанов говорил, что объем покупок валюты Минфином на внутреннем рынке составит в 2018 году 2 трлн руб. при среднегодовой цене нефти $54-$55.
«При цене $54-$55 за баррель это будет около 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов. Перекроет даже те траты резервов, которые у нас в следующем году предусмотрены», - сказал министр.
Он также подчеркнул, что если среднегодовая цена на нефть составит $60, ведомство приобретет валюту на 2,8 трлн руб.

Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс», отмечает, что Минфин вскоре должен опубликовать план и расчеты по пополнению резервов, предварительная оценка находится в диапазоне $38-50 млрд в 2018 году при условии, что нефть будет стоить $55-60 за баррель российской нефти Urals.
В минувшем году Минфин купил валюты на 830 млрд руб. Эти средства пока не зачислены в ФНБ.
Аналитики валютного рынка считают, что операции Минфина будут оказывать давление на рубль, и предрекают ему снижение относительно американского доллара и евро.
«Регулятор планирует полностью выкупить свободную валюту и тем самым ликвидировать профицит платежного баланса, что фактически поставит крест на дальнейшем укреплении рубля», - говорит Михаил Мащенко, аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ.




#Балаково, #Актуально, #Статьи

В Российской Федерации о предстоящем истощении резервных фондов говорят уже не только эксперты, экономисты и аналитики, но и чиновники - впрочем, последние пока в своих будничных заявлениях рассматривают такой вариант как сугубо теоретический. Боле детально о том, какими могут быть последствия исчерпания резервных фондов РФ, в том числе и для рядовых граждан, изучали журналисты раздела "Новости России" издания "Биржевой лидер".

Эксперты, опрошенные журналистами Русской службы ВВС, соглашаются с распространенным мнением, согласно которому Резервный фонд РФ будет исчерпан уже в ближайшее время. При этом последствия исчерпания Резервного фонда эксперты называют разные. В частности, по мнению одних, российские власти действительно могут в конечном итоге решиться на такой шаг, как урезание зарплат, тогда как по мнению других, последствиями исчерпания Резервного фонда станут запуск печатного станка, рост государственного долга или использование резервов Центробанка.

Виталий Миронов, являющийся сотрудником Центра развития ВШЭ, отметил, что в случае, если стоимость нефти во 2-м полугодии 2016 года останется такой же, как в 1-м, то государственный бюджет по итогам года недополучит около 2 миллиардов рублей. Как раз эту дыру и будут латать с помощью средств Резервного фонда.

По мнению Миронова, следует ожидать сокращения бюджетных расходов. Однако он прогнозирует, что начнет правительство не с урезания зарплат работников бюджетной сферы, а со снижением расходов на строительство дорог, на образование, на здравоохранение, а также с сокращения иных экономических расходов. Фактически страна снова окажется на уровне 90-х годов прошлого столетия. Впрочем, такого варианта, как сокращение зарплат бюджетникам эксперт тоже не исключает - по его словам, в таком случае, часть работников бюджетной сферы, в первую очередь, работников силовых структур, будут вынуждены податься в бизнес.

Денег на зарплаты в государственном бюджете уже нет - Мовчан.

По словам Андрея Мовчана, занимающего в Московском центре Карнеги должность руководителя экономической программы, утверждает, что в российском бюджете уже нет денег на выплаты зарплат, и средства в настоящее время берутся из Резервного фонда. Пополнить государственную казну, сократив дефицит, можно, например, с помощью заимствований, ведь уровень государственного долга сейчас небольшой, а дефицит госбюджета составляет 3-4 процента ВВП.

Внешний и внутренний долг можно будет наращивать в течение 10 лет на 3-4 процента в год, и в конечном итоге он будет оставлять в пределах от 40 до 110 процентов валового внутреннего продукта, и в этом нет ничего такого страшного - как напомнил экономист, у целого ряда других стран уровень госдолга гораздо более высокий. В свою очередь Виталий Миронов не согласен с предложением наращивать государственный долг - он напомнил, что для Российской Федерации в настоящее время возможности заимствований ограничены.

Помимо этого, Андрей Мовчан напомнил о резервах Центробанка, под которые можно напечатать дополнительную рублевую массу, а также о варианте с введением в стране так называемого "инфляционного налога". Такой налог, напомним, действовал в России в начале 90-х годов прошлого столетия. Центробанком будут просто печататься рубли в годовом объеме от 1 до 2 процентов от ВВП, а инфляция в данной ситуации вырастет до отметки 12-15 процентов. Можно будет задействовать еще один инструмент, недавно обсуждавшийся российскими чиновниками - речь идет об искусственном занижении курса национальной валюты. С помощью данного инструмента, как несложно догадаться, можно будет нарастить поступления в государственный бюджет от экспортных поставок - в первую очередь от продаваемых за пределами страны энергетических носителей.

Сотрудник "Промсвязьбанка" Николай Кащеев убежден, что Министерство финансов РФ сегодня пытается следовать заветам своего бывшего руководителя Алексея Кудрина, и в своей политике ведомство руководствуется принципом, согласно которому более бдительным быть лучше, чем более расслабленным. Именно поэтому чиновники Минфина сегодня говорят о наиболее негативных сценариях из всех возможных. Кащеев предположил, что Министерство финансов тем самым просто старается предупредить возможное развитие ситуации по негативным сценариям.

Между тем Виталий Миронов уверен в том, что чиновники Минфина констатируют наличие серьезных проблем с государственным бюджетом, и если ведомство предупредит об этом заранее, то оно уже не будет виноватым в начавшемся кризисе. Существует еще одна теория, согласно которой находящееся под влиянием Кудрина Министерство финансов продвигает время пакет реформ, а чиновники несколько сгущают краски, представляя ситуацию более мрачной, чем она есть на самом деле, для того, чтобы успеть предложить свои реформы вместе с бюджетом.

Бывший глава Минфина, возглавляющий в настоящее время Центр стратегических разработок, действительно занимается сейчас написанием стратегии развития страны после 2018 года. Как объясняет сам Кудрин, все сделанные им выводы планируется увязать еще с одной долгосрочной программой, направленной на развитие национальной экономики - "Стратегией-2030". Параллельно с этим разрабатывается программа, подготовленная Столыпинским клубом, и рекомендованная президенту страны его помощником Андреем Белоусовым.

Резервного фонда РФ больше нет. Он присоединяется к Фонду национального благосостояния (ФНБ). По прогнозу Минфина, на начало года в объединенном фонде должно остаться 3,7 трлн рублей, но его ликвидная часть составит только 2,3 трлн рублей. Если цены на нефть останутся на прошлогоднем уровне, то правительство купит валюты в резервы на 2-2,8 трлн руб.

По данным Минфина на 1 декабря 2017 года в Резервном фонде находилось $17,05 млрд или 994,64 млрд руб. В ФНБ было $66,94 млрд или 3,9 трлн руб. То есть объем двух фондов составлял около 5 трлн рублей.

Часть средств их фондов в конце года потрачено на финансирование дефицита федерального бюджета. По итогам января-ноября прошлого года он составил 532,4 млрд руб. Но, по традиции, на декабрь приходится самый большой объем расходов, поэтому итоговый показатель дефицита существенно вырастет.

По прогнозу министра финансов Антона Силуанова, дефицит бюджета составит в 2017 году около 1,5 трлн рублей или 1,6% ВВП.

«В этом году мы полностью используем средства резервного фонда, как это и предусмотрено было законом о бюджете. Мы несколько меньше задействуем средства Фонда национального состояния. По нашим оценкам, мы используем средства ФНБ в сумме 662 млрд руб.», - говорил Силуанов.

Объем ФНБ на 1 января 2018 года, по прогнозу министра финансов Антона Силуанова, должен составить 3,7 трлн рублей, а его ликвидная часть - 2,3 трлн рублей.

Сколько точно потратил Минфин на покрытие дефицита бюджета, и сколько средств находилось в ФНБ на 1 января 2018 года, станет известно в ближайшие дни. Как правило, ведомство публикует первые оценки после 10 числа месяца следующего за отчетным.

Напомним, что Резервный фонд и Фонд национального благосостояния были созданы в 2008 году путем разделения Стабилизационного фонда. В Стабфонд, инициатором создания которого, был экс-министр финансов Алексей Кудрин, перечислялись дополнительные доходы от экспорта углеводородов.

Теперь все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета будут направляться в ФНБ. Решение об объединении фондов было принято по инициативе Минфина в июле 2017 года.

Против объединения Резервного фонда и ФНБ выступала Счетная палата. В ведомстве полагали, что данное объединение «содержит риски для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений россиян, сбалансированности бюджета ПФР, а также финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов».

Кроме того, в Счетной палате подчеркивали, что изменения Бюджетного кодекса лишат ФНБ «источников формирования».

«Закрепление средств ФНБ в качестве источника формирования Резервного фонда, а также отсутствие источников формирования ФНБ приведет в конечном итоге к его исчерпанию», - говорилось в материалах аудиторов.

Но мнение Счетной палаты не было поддержано правительством и депутатами. Депутаты Госдумы приняли в третьем, окончательном чтении соответствующий законопроект 19 июля.

За объединенным фондом сохранятся и целевые направления расходования резервов двух фондов: финансирование дефицита бюджета, обеспечение сбалансированности страховой пенсионной системы и софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

Расходование резервов будет происходить по следующему принципу: если общий объем средств в объединенном фонде превышает 5% ВВП, тогда его использование будет ограничиваться выпадающими нефтегазовыми доходами, если меньше - расходование ограничится 1% ВВП. Это необходимо для сохранения минимально допустимого объема резервов.

Стоит также отметить, что с 1 января 2018 года в России начинает действовать новое бюджетное правило. Согласно ему, базовая цена на нефть составляет в $40 за баррель российской нефти Urals в ценах 2017 года (каждый год это значение юудет индексироваться на 2%). Сумма превышения будет пополнять резервы. Минфин будет покупать валюту на рынке на сумму рублевых допдоходов.

Антон Силуанов говорил, что объем покупок валюты Минфином на внутреннем рынке составит в 2018 году 2 трлн руб. при среднегодовой цене нефти $54-$55.

«При цене $54-$55 за баррель это будет около 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов. Перекроет даже те траты резервов, которые у нас в следующем году предусмотрены»,- сказал министр.

Он также подчеркнул, что если среднегодовая цена на нефть составит $60, ведомство приобретет валюту на 2,8 трлн руб.

В минувшем году Минфин купил валюты на 830 млрд руб. Эти средства должны быть зачислены в ФНБ.

Аналитик валютного рынка считают, что операции Минфина будут оказывать давление на рубль, и предрекают ему снижение относительно американского доллара и евро.