Эволюция мировой валютно-финансовой системы – возможности трансфертных систем и перспективы их развития. Тенденции развития мировой финансовой системы на современном этапе Современные проблемы развития и

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

В настоящее время практически все страны используют преимущества международного разделения труда, специализации и кооперации. Возрастающая интернационализация производства заставляет предприятия, банки правительства и физические лица выходить на мировой рынок.

Принципы работы экономического субъекта на внешнем рынке во многом отличаются от принципов его работы на внутреннем рынке. Именно поэтому при выходе на международный рынок необходимо учитывать огромное количество экономических и политических обстоятельств. В частности на внешнем рынке предприятие сталкивается с большим количеством валют, необходимостью платить по своим обязательствам приемлемыми платежными средствами, оценивать всевозможные виды рисков, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а так же следовать требованиям и рекомендациям международных институтов, конвенций и договоров.

Цель работы - определить перспективы развития международных валютно-финансовых отношений. В соответствии с целью, в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить сущность и структуру Мировой валютной системы.

2. Исследовать особенности становления и этапы развития Мировой валютной системы.

3. Определить перспективы развития Мировой валютной системы.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что валютные системы опосредуют валютные отношения, обеспечивающие необходимые условия для осуществления воспроизводства в рамках мирового хозяйства. Теоретической базой работы послужили труды отечественных ученых-экономистов: Красавиной Л.Н., Авдеевой Е.Г., И.П. Николаевой и др.

При выполнении работы использовались учебники и учебные пособия по экономической теории, макроэкономике, международным валютно-финансовым отношениям и международным экономическим отношениям, статьи периодической печати, монографии экономистов-теоретиков.

1. Сущность, задачи и функции мировой валютной системы

Прежде чем попытаться дать обоснованное и чёткое определение МВС (Мировой валютной системе), необходимо верно определить международные валютные отношения, то есть те отношения, которые лежат в основе этой системы. Однако дать определение отношениям невозможно без рассмотрения ключевых понятий, таких как «валюта» и «валютные отношения».

Валюта (от итал. valuta - цена, стоимость, англ. currency) - денежная единица страны, используемая в международных операциях. Соответственно, национальная валюта - это валюта, установленная законодательством данного государства.

Вследствие появления валют сложились определенные отношения, именуемые валютными. Валютные отношения - это деятельность, связанная с функционированием международных (мировых) денег.

Международные валютные отношения представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обеспечивающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Создание эффективного валютного механизма для бесперебойного осуществления мировых хозяйственных связей стало центральной задачей международной финансовой системы.

Таким образом, немного разъяснив смысл и особенности международных валютных отношений, можно дать определение валютной системе.

Валютная система - форма организации и регулирования валютных отношений, закреплённая национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Различают национальную, мировую и региональную валютные системы.

Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закреплённые национальным законодательством с учётом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Национальная валютная система неразрывно связана с Мировой валютной системой.

Мировая валютная система является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС сложилась к середине XIX века. Главная задача международной валютной системы - регулирование сферы международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота разных стран. На данном этапе развития МВС основными функциями, которые она выполняет, являются следующие:

1. Опосредование международных экономических связей, то есть обеспечение сотрудничества между государствами в вопросах экономики, их кооперация при решении определенных задач и достижении конкретных целей.

2. Обеспечение платежно-расчетного оборота в рамках мирового хозяйства. Эта функция определяет МВС как универсальный набор средств для финансового согласия между странами, так как именно МВС позволяет вести расчеты странам с разными денежными единицами.

3. Обеспечение необходимых условий для нормального воспроизводственного процесса и бесперебойной реализации производимых товаров.

4. Регламентация и координация режимов национальных валютных систем, а именно их успешное взаимодействие.

Характер функционирования и стабильность МВС зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис МВС, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы.

2. Особенности становления и этапы развития мировой валютной системы

2.1 От золотомонетного к золотодевизному стандарту

Мировая валютная система является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. То есть, денежные единицы различных стран, каждая из которых имеет свой национальный “мундир”, опосредуют процесс международного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Первая мировая валютная система стихийно сформировалась в 1816 году в Великобритании. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 году. В книге А.В. Аникина «Золото» говорится, что, по сообщению Дж. Гэлбрейта, «юридически золото было признано единственной формой мировых денег на одной довольно мало известной конференции в Париже в 1867 году». Данная организация системы денежного обращения и международных расчетов предполагала закрепление за золотом денежных функций и официальное установление фиксированного золотого паритета национальной денежной единицы. Установленный золотой паритет являлся и официальной ценой золота. Золотые монеты находились в обращении и имели силу законного платежного средства. Центральные банки были обязаны обменивать бумажные деньги на золото по номиналу. Был разрешен свободный ввоз и вывоз золота в любом виде. Валютные курсы стран фиксировались на базе золотых паритетов национальных денежных единиц и колебались лишь в узких пределах “золотых точек”, которые определялись расходами (в основном на транспортировку и страхование), связанными с перемещением золота между странами.

В условиях золотого стандарта регулирование платежного баланса осуществлялось в основном стихийно путем переливов золота из одних стран в другие через частные каналы. Государство практически не участвовало в процессе регулирования международных расчетов, а официальные золотые резервы были главным регулятором несбалансированности платежного баланса.

После валютного хаоса, возникшего в результате первой мировой войны, был установлен золотодевизный стандарт, основанный на золоте и ведущих валютах, конвертируемых в золото. Платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, стали называться девизами. Вторая мировая валютная система была юридически оформлена межгосударственным соглашением, достигнутым на Генуэзской международной экономической конференции в 1922 году. Ее основой явились золото и девизы - иностранные валюты. После первой мировой войны валютно-финансовый центр переместился из Западной Европы в США. Это было обусловлено следующим. Значительно возрос валютно-экономический потенциал США, увеличился экспорт капитала. В 1924 году произошло перераспределение официальных золотых резервов: 46 % золотых запасов капиталистических стран сосредоточились в США. США развернули борьбу за гегемонию доллара, однако статус резервной валюты он получил лишь после второй мировой войны.

Достигнутая валютная стабилизация была взорвана мировым кризисом 30-х годов.

Система золотого стандарта соответствовала условиям рынка свободной конкуренции. Функционирование механизма международных денежных расчетов, базировавшегося на золотом стандарте, имело большое значение для расширения международных экономических связей, образования единого мирового хозяйства. Вместе с тем денежно-валютная система золотого стандарта стала противодействовать концентрации и централизации капитала, создавать помехи практике ценообразования, препятствовать покрытию резко возросших внутренних и внешних государственных расходов путем эмиссии бумажных средств, наконец, затруднять международную торговлю и вывоз капитала за границу. Манипулирование валютным курсом путем девальвации или ревальвации валюты, изменение учетной процентной ставки, проведение инфляционной или дефляционной политики для регулирования движения товаров, услуг и капитала. Использование международных займов и кредитов - все это позволяло поддерживать платежные балансы в известной степени временно уравновешенными и отодвигать погашение отрицательного сальдо (за счет резервов золота) на неопределенное время. В следствии этого становилось ясно, что регулярное возобновление экономических отношений между партнерами различных стран делает возможным и необходимым накопление ими иностранной валюты как в наличной так и в безналичной формах в качестве своеобразного резерва для быстрого погашения своих обязательств перед партнерами страны с данной национальной валютой. Отсюда возникновение структурного кризиса, а затем, в период мирового экономического кризиса 1929-1933гг., и разрушение механизма золотого стандарта.

2.2 Бреттон-вудская валютная система

Разработка проекта новой мировой валютной системы началась еще в апреле 1942 года, так как страны опасались потрясений, подобных валютному кризису первой мировой войны в 30-х годах. На международной конференции, состоявшейся в 1944 году в Бреттон-Вудсе (США), были согласованы основные принципы нового международного валютно-финансового устройства, ставшего известным как Бреттон-вудская система. Эти принципы были кодифицированы в принятых на Бреттон-вудской конференции “Статьях Соглашения” (уставе) Международного валютного фонда (МВФ). Основные характерные черты Бреттон-вудской валютной системы состояли в том: золото сохранило свою монополию на осуществление окончательных денежных расчетов между странами, то есть на исполнение функции всеобщего платежного средства; однако масштабы использования золота для фактического обслуживания международного обращения и его регулирующая роль в этой сфере существенно уменьшилась. Наряду с золотом в качестве международных кредитных средств платежа, орудий расчета по платежным балансам и резервных валют в мировом обороте широко использовались две национальные бумажные денежные единицы - американский доллар и английский фунт стерлингов (в значительно меньшем объеме). Резервные валюты могли обмениваться на золото.

Курсовое соотношение валют и их конвертируемость стали осуществляться на основе фиксированных валютных паритетов, выраженных в долларах. Рыночные курсы валют не должны были отклоняться вверх или вниз от фиксированных официальных долларовых паритетов этих валют более чем на 1 %, то есть все капиталистические валюты жестко “привязывались” к доллару. Девальвация свыше 10 % допускалась лишь с разрешения фонда.

Государственные органы осуществляли определенный контроль над функционированием механизма международных расчетов и частным валютным оборотом. Плюс к этому государственные органы регулировали рынок золота, поддерживая путем продаж металла из своих запасов или его покупки валютную цену золота на рынке, не допуская ее существенного отклонения от уровня официальной цены.

В то же время впервые в истории созданы международные валютно-кредитные организации такие как, Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Межгосударственное регулирование валютных связей, согласование валютной политики осуществлялось через МВФ. Так же МВФ предоставлял кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, обеспечивал валютное сотрудничество стран. МВФ обеспечивал соблюдение странами-участницами единого кодекса принципов “международного валютного сотрудничества”, сохранение ими официальных валютных паритетов, курсов и свободной обратимости валют. Изменение паритета либо установление валютных ограничений требовали в каждом отдельном случае согласия руководства МВФ.

Итак, под давлением США в рамках Бреттон-вудской системы утвердился долларовый стандарт - мировая валютная система, основанная на господстве доллара. Доллар - единственная валюта, конвертируемая в золото, стала базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютой интервенции и резервных активов. Такое положение доллара обусловило экономическое превосходство США и ослабило их конкурентов. Опорой господства доллара служила острая нехватка долларов, вызываемая дефицитом платежного баланса, особенно по расчетам с США, и недостатком золотовалютных резервов.

Экономический, энергетический, сырьевой кризисы 60-х годов дестабилизировали Бреттон-вудскую систему, изменение соотношений сил на мировом фоне подорвало ее структурные принципы. С конца 60-х годов постепенно ослабло экономическое, финансово-валютное, технологическое превосходство США над конкурентами. Западная Европа и Япония, укрепив свой валютно-экономический потенциал, стали теснить американского партнера. Поскольку США использовали доллар для покрытия дефицита платежного баланса, а не золото, это привело к огромному увеличению краткосрочной внешней задолженности в виде долларовых накоплений иностранных банков.

Кризис Бреттон-вудской системы достиг кульминации весной и летом 1971 года, когда в его эпицентре оказалась главная резервная валюта. Кризис доллара совпал с длительной депрессией в США после экономического кризиса 1969-1970 гг. Кризис американской валютной системы выразился в массовой продаже ее за золото и за устойчивые валюты, а так же в падении курса доллара. Самой стабильной оказалась валютная зона французского франка, которая существует и по настоящее время, объединяя ряд стран Центральной Африки.

Поиски выхода из кризиса завершились компромиссным Вашингтонским соглашением “группы десяти” 18 декабря 1971 года. Была достигнута договоренность по следующим пунктам:

1. Девальвация доллара на 7,89 % и повышение официальной цены доллара на 8,57 % до 38 дол. за унцию.

2. Ревальвация ряда валют.

3. Расширение пределов колебания валютных курсов с +/- 1 % до +/- 2,25 % от их паритетов и установление центральных курсов вместо валютных паритетов.

4. Отмена 10 %-й таможенной пошлины США.

Вашингтонское соглашение временно сгладило противоречия, но не уничтожило их. В феврале-марте 1973 года валютный кризис вновь обрушился на доллар, и цена за унцию упала до 42,22 %.

Можно сделать вывод, что развалом второй мировой валютной системы послужил недостаток резервных средств (долларов, фунтов стерлингов, золота), который вел к торможению мировой торговли, в то же время избыток привел к дестабилизации системы фиксированных валютных курсов.

Кризис Бреттон-вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы. Соглашение стран - членов МВФ в Кингстоне (январь 1976 г.) было названо - Ямайское соглашение. Это соглашение, известное под образным названием “коктейль из ямайского рома”, определило контуры новой международной валютной системы.

Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт. Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

выравнивание темпов инфляции в различных странах;

уравновешивание платежных балансов;

расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Новизна и особенность Ямайской валютной системы состояли в следующем: введен стандарт СДР, или специальные права заимствования (“special drawing rights”), то есть “это международный резервный актив, эмиссия которого осуществляется МВФ и распределяется между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. СДР не имеют материально-вещественной формы существования и фигурируют лишь в виде бухгалтерской записи на счетах центральных банков, а также на специальном счете МВФ”. СДР был введен вместо золотодевизного стандарта. Отменена официальная валютная цена золота, а также заявлено о недопустимости установления государственного или межгосударственного контроля над мировыми рынками золота с целью искусственного замораживания его цены.

Одновременно были приняты и решения, касающиеся использования золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса (а это составляло 25 млн. тройский унций, или 777,6 т.) МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты по существовавшей до Ямайского соглашения официальной цене (35 ед. СДР за одну унцию) пропорционально их квотам в капитале Фонда.

Таким образом, центральные банки получили возможность свободно покупать золото на частном рынке по складывающимся там ценам и совершать сделки в золоте между собой на базе его рыночной стоимости. Так же было упразднено существовавшее до того времени обязательство стран-участниц МВФ делать взнос в капитал Фонда в золоте. Было ликвидировано право МВФ требовать от стран-участниц золото в счет их взносов в капитал Фонда или при осуществлении каких-либо операций с этими странами.

Одним из основных принципов Ямайской валютной системы была юридически завершенная демонетизация золота. Была отменена официальная цена на золото, были отменены золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото.

Ямайское соглашение окончательно упразднило золотые паритеты национальных валют, равно как и единицы СДР. Поэтому оно рассматривалось на Западе как официальная демонетизация золота, лишение его всяких денежных функций в сфере международного оборота. Было положено начало фактического вытеснению желтого металла из системы международных валютных отношений.

Интернационализация системы международных ликвидных активов, формирование коллективной валютной единицы призваны оказывать стабилизирующее воздействие на мировую экономику, смягчать последствия нарушений равновесия платежных балансов, служить своего рода заслоном на пути перенесения возмущений, вызываемых такого рода нарушениями, на внутреннюю экономику страны.

В соответствии с этим положением устава МВФ, относящиеся к механизму СДР, были внесены определенные изменения:

1. Привязка стоимости СДР к золоту прекращает свое существование.

2. Странам-участницам предоставляется возможность вступать по взаимному согласию в сделки друг с другом с использованием СДР без предварительного принятия Фондом какого-либо общего или специального решения по данному вопросу.

3. МВФ может разрешать странам-участницам производить между собой операции по использованию СДР. В мае 1979 года директорат МВФ принял резолюцию, предоставившую странам-участницам право осуществлять различные операции, такие как, погашение любого договорного обязательства без перевода валюты, в которой произведена сделка, предоставление кредитом в СДР, использование их в качестве залога при получении займов и т.п.

4. СДР заменяют золото и национальные валюты при осуществлении платежей странами-членами Фонду и Фондом странам-членам, и их возможное использование в операциях сделках, производимых в рамках общего департамента МВФ, должно быть расширено.

Но, итоги функционирования СДР свидетельствуют о том, что они оказались далеки от мировых денег. Более того, возникли проблемы эмиссии и распределения, обеспечения, метода определения курса и сферы использования СДР. Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством.

Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран в марте 1973 года не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями “горячих денег”, с валютной спекуляцией.

Ямайская валютная реформа не обеспечила валютной стабилизации. Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение кредитов, остались скромными по сравнению с огромными международно-финансовыми потоками и дефицитом платежных балансов.

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.

2.4 Европейская региональная валютная система

По причине нестабильности Ямайской валютной системы Западноевропейские страны - члены ЕС - не могли позволить себе проведение автономной валютной политики без риска поставить под угрозу торговлю и вообще всю систему экономического сотрудничества внутри сообщества. В начале 70-х годов они ввели режим, получивший название "валютная змея". На практике это означало установление жестких пределов взаимных колебаний курсов валют стран-участниц по отношению друг к другу и их "совместное плавание" по отношению к доллару. Вскоре они создали собственную международную, а точнее региональную валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.

Непосредственный толчок планам создания ЕВС (Европейской валютной системы) дали Ямайские соглашения о реформе МВС (1976-1978 годов), основные принципы которой не отвечали интересам Западноевропейских стран. А именно: страны ЕЭС (Европейского экономического сообщества) не были удовлетворены функционированием системы СДР и ее тесной связью с американским долларом, кроме того, они были недовольны введением плавающих курсов, отрицательно сказывающихся на их внешней торговле и функционировании уже созданных интеграционных процессов ЕЭС.

В конце 70-х годов активизировались поиски путей создания эффективного экономического и валютного союза. В итоге затяжных и трудных переговоров 13 марта 1979 в составе 8 стран “общего рынка” (Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Ирландия, Дания) года была создана Европейская валютная система.

Целями новой валютной системы были следующие:

1. Обеспечить достижение экономической интеграции.

2. Создать зону европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандарте.

3. Оградить «общий рынок» от экспансии доллара.

Европейская валютная система - это совокупность экономических отношений, связанная с функционированием валюты в рамках экономической интеграции; государственно-правовая форма организации валютных отношений стран «общего рынка» с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов.

ЕВС - подсистема Мировой валютной системы (Ямайской). Особенности западноевропейского интеграционного комплекса определяют структурные принципы Европейской валютной системы, отличающиеся от Ямайской валютной системы:

1. ЕВС базировалась на ЭКЮ - европейской валютной единице. Условная стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной «корзины», включающей валюты 12 стран Европейского союза. Доля валют в корзине ЭКЮ зависела от удельного веса стран в совокупном ВВП государств- членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки. Поэтому самым весомым компонентом ЭКЮ - примерно 1/3- явилась марка ФРГ. В сентябре 1993 года в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный» вес валют в ЭКЮ был заморожен, однако «относительный» вес колебался в зависимости от рыночного курса валют. Так, в октябре 1993 года доля марки ФРГ равнялась 32,6 %, французского франка-19,9 %, фунта стерлингов - 11,5 %, итальянской лиры - 8,1 % и датской кроны-2,7 %.

Ежедневно определяется расхождение между рыночным и центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ. Рыночный курс валюты может достигнуть предела отклонений по отношению к ЭКЮ, не выйдя за пределы его допустимых колебаний по отношению к национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот механизм призван заранее предупреждать страны о приближающемся нарушении двусторонних соотношений валютных курсов.

В решении о создании ЕВС предусматривалось, что ЭКЮ станет:

Основой для расчетов в рамках механизма, определяющего валютные курсы.

Средством осуществления валютных интервенций, заключения сделок и предоставления кредитов.

Средством расчетов между центральными банками стран-членов, а также между валютными органами ЕЭС.

Реальным резервным активом.

2. В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использовала его в качестве реальных резервных активов. Во-первых, эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20 % официальных золотых резервов стран ЕВС.

3. Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи»- кривой, описывающей совместные колебания курсов валют стран Европейского сообщества относительно курсов других валют, которые не входят в данную валютную группировку- в установленных пределах взаимных колебаний (+/- 2,25 % от центрального курса, для некоторых стран, в частности Италии, +/- 6 % до конца 1989 года, затем Испании с учетом нестабильности их валютно-экономического положения. С августа 1993 года в результате обострения валютных проблем Европейского союза, рамки колебаний расширены до 15 %.

Создание ЕВС - явление закономерное. Эта валютная система возникла на базе западноевропейской интеграции с целью создания собственного валютного центра. Однако, будучи подсистемой мировой валютной системы, ЕВС испытывает отрицательные последствия нестабильности последней и влияния доллара США.

Несмотря на это, ЕВС успешно занимает важное место в системе международных валютно-финансовых отношений. Наиболее реальными достижениями ЕВС являются:

Успешное развитие ЭКЮ, которая приобрела ряд черт мировой валюты, хотя ещё не стала ею в полном смысле;

Относительная стабилизация валют, хотя периодически рассматриваются их курсовые соотношения;

Объединение 20 % официальных золотодолларовых резервов;

Развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов;

Переломным этапом в развитии западноевропейской интеграции стала программа создания политического, экономического и валютного союза, разработанная комитетом Ж. Делора в апреле 1989 года.

План «Делора» предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия.

На основе плана «Делора» к декабрю 1991 года был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза.

Продвижение к союзу было запланировано в виде трех последовательных этапов. Первый этап проистекал с 1 июля 1990 года до 31 декабря 1993 года. В ходе него был положен конец финансированию дефицитов госбюджетов стран-членов путем увеличения денежной массы и устранены препятствия на пути движения капиталов между странами Европейского союза и третьими странами.

Второй этап - с 1 января 1994 года до 31 декабря 1998 года - учреждение ЕВИ (Европейского валютного института), разработка юридической базы и процедур будущей ЕСЦБ (Европейской системы центральных банков) во главе с ЕЦБ (Европейским центральным банком), подготовка к введению единой валюты евро, тесная координация экономической политики стран-членов.

Третий этап - с 1 января 1999 года до 30 июня 2002 года - начало функционирования ЕЦБ, проведение участниками союза общей согласованной валютной политики, запуск единой европейской валюты - евро - сначала в безналичный, а потом в наличный оборот.

Использование единой валюты во многих странах имеет как достоинства, так и недостатки для стран-членов. Одно из наиболее важных достоинств евро-- снижение рисков, связанных с курсами обмена валют, что позволяет облегчить инвестирование между странами. Кроме того с введением единой валюты устраняются взимаемые комиссии за перевод средств из одной валюты в другую, которые ранее взимались и с частных лиц, и с коммерческих организаций. Другое заметное достоинство перехода на евро заключается в создании более устойчивых финансовых рынков. Ожидается, что финансовые рынки на европейском континенте станут намного более ликвидными и гибкими, чем были в прошлом. Компании также имеют больше свободы, чтобы занимать деньги в банках за границей, не подвергая себя рискам из-за обменного курса валют. Это заставляет национальные банки снижать процентные ставки, чтобы быть конкурентоспособными. Итогом всех этих мер стало выделение ЕВС в самостоятельную успешно функционирующую систему, продолжающую эффективное существование и развитие и в данный момент.

3. Проблемы и перспективы функционирования МВС в современных условиях

На Гайдаровском форуме 2013 г. известные финансисты обсудили будущее глобальных валют - доллара и евро. Эксперты сошлись во мнении, что альтернативы нынешним резервным валютам на сегодня нет, так же, как и желания мирового сообщества строить новую мировую валютную систему. Российский рубль если и может войти в пул резервных валют, то только в статусе региональной, и не скоро.

Вице-президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Александр Хандруев считает, что будущее глобальных валют критическим образом зависит от того, как будет решаться проблема глобальных дисбалансов: «Сейчас нет механизмов, которые позволили бы эту проблему решать. Напротив, государственное вмешательство в экономику препятствует проведению рыночных коррекций и, по существу, обуславливает сохранение этих глобальных дисбалансов. На мой взгляд, любые попытки навязать миру некую новую архитектуру глобальной валютной системы обречены на неудачу. Претензии на роль резервной валюты, например, со стороны российского рубля, китайского юаня или бразильского реала останутся тщетными до тех пор, пока сам рынок, сами участники рынка не востребуют эти валюты в качестве резервных. Как показывает мировой опыт, все глобальные валюты - это, прежде всего, выбор самих участников рынка, который и закрепляется соответствующим соглашением».

Рынок выбирает глобальную валюту.

Конкуренция валют, считает Александр Хандруев, очень полезна. «На мой взгляд, будущее глобальных валют, хотим мы или не хотим, это, конечно, сохранение триполярного мира - доллар-евро-йена. Я не исключаю, что мультиполяризация мира через 10-15 лет может привести к тому, что ряд других валют займут свое место в мультиполярном валютном мире. Но, в любом случае, это будет некое семейство резервных валют, которым отдают предпочтение в своих расчетах участники рынка», - считает он.

Председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин отмечает, что наличие глобальной валюты - вещь чрезвычайно удобная, поэтому мир будет стремиться либо сохранить наличие какой-то глобальной валюты, либо создать новую или несколько новых валют: «Это удобно потому, что реальный бизнес, компании, которые сегодня составляют основу мировой экономики, оперируют глобально. И переход на 200 разных валют - это большие транзакционные издержки для глобальных игроков. Уверен, что исходя из этих интересов, большинство в мире будет держаться за существующую глобальную валюту - доллар - до тех пор, пока не произойдет нечто совсем ужасное, например, американские власти докажут свою несостоятельность в управлении экономикой и финансовой системой, что представляется маловероятным».

По мнению Олега Вьюгина, жизнеспособность региональных валют зависит от судьбы глобальной валюты. Если глобальная валюта как принцип и основа мировой валютной системы выживает, то региональные валюты большого интереса представлять не будут, поскольку компаниям глобального уровня все равно нужно будет выходить за рамки этих региональных валют при совершении операций, да и глобальные валюты всегда обладают наилучшим набором финансовых инструментов.

Будет ли «девай»? На форуме прозвучали предложения сконструировать валюту по принципу объединения доллара, евро и йены, создав новую резервную валюту - «девай» (по первым буквам этих валют). «Выглядит это как мечта, - считает глава МДМ Банка. - Но я бы над этим задумался. Попытка зафиксировать обменные курсы фактически означает создание единой валюты для США, Евросоюза и Японии. Но в этом случае должна быть достигнута полная гармонизация фискальных политик. Этого не удалось добиться даже в рамках Евросоюза. Поэтому «девай» - это достаточно смелая мечта».

Китайское руководство сегодня не стремится делать юань конвертируемой валютой и тем более - международным расчетным средством. Но со временем эта позиция может измениться.

В реальности, по мнению Олега Вьюгина, события будут развиваться так: «Мир до последнего будет стремиться к сохранению доллара в качестве глобальной резервной валюты. И евро как второй резервной валюты. Если все-таки постепенно будет угасать доверие к доллару и евро, если власти многих стран начнут задумываться о том, как действовать в этой изменившейся ситуации, то механизмом, который будет предохранять от серьезных критических событий, станут свопы между центральными банками. Такой механизм, кстати, уже используется - в той мере, в какой в нем есть необходимость. Механизм свопов на самом деле позволяют снижать транзакционные издержки для компаний, которые работают в глобальном поле, и поддерживать относительную стабильность валют, а главное, это тот самый конкурентный механизм, который со временем может выявить новую глобальную резервную валюту. Попытка сконструировать «девай» как наднациональную валюту, наверное, преждевременна. Просто любые действия должны иметь очень сильную мотивацию. Пока такой мотивации нет».

«Проблемы, которые возникли сегодня, - продолжил глава МДМ Банка, - появились не из-за несовершенства мировой валютной системы, а по чисто экономическим причинам. Развитые страны взяли на себя очень большие социальные обязательства через увеличение госрасходов и главное - через увеличение гособязательств. Взвалили их на плечи будущих поколений, но пока непонятно, почему эти будущие поколения будут в разы производительней, чем существующие. Какой механизм обеспечит существенно более высокую производительность труда, которая окупит эти обязательства? Ответ на этот вопрос не найден, и он не имеет отношение к валютным системам. Кто первый найдет ответ на этот вопрос, у того и валюта станет в конечном счете глобальной. Однако наибольшие шансы на успех в этом деле по-прежнему имеют США».

Юань не хочет быть глобальным. Уже сегодня происходят достаточно интенсивные и серьезные изменения в механизме действия мировой валютной системы, считает председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин. Тем не менее, мировая валютная система, по его мнению, на достаточно длительное время будет привязана к двум крупнейшим активам - доллару и евро. Кто мог бы войти туда на равных правах? Это китайский юань. При таком платежном балансе, которым располагает Китай, юань реально может стать конвертируемой валютой и солидным международным расчетным средством. Китайское руководство этого не хочет, и это их право. У них заниженный обменный курс, позволяющий форсировать экспорт. Китай сохраняет и систему регулирования движения капитала, несмотря на членство в ВТО и многих других международных организациях. «Китайское руководство на данный момент не стремится делать юань конвертируемой валютой и тем более - международным расчетным средством. Я думаю, что со временем это произойдет, и юаню еще предстоит пройти этот путь», - считает Сергей Дубинин.

Перспективы рубля.

Рубль тоже претендует на то, чтобы стать резервной валютой. «Я считаю, что объявление Банка России о переходе к плавающему валютному курсу (начиная с 2015 г.) и недавно принятое бюджетное правило - это два основополагающих столпа, на которых рубль может двигаться к статусу резервной валюты, - уверен замминистра финансов РФ Алексей Моисеев. - Что такое, по сути, резервная валюта? Это валюта, в которой хранят сбережения, и в которой эмитенты хотят размещать свои ценные бумаги. Для того чтобы это происходило, необходимо выполнение двух условий. Первое - предсказуемость валютной политики, свобода курсообразования (мы достигаем этого, благодаря Банку России). Второе - отсутствие валютных ограничений. У нас их нет. Мы их не ввели даже при колоссальном оттоке капитала в 2009 г. и, я думаю, можно с уверенностью говорить, что никто из потенциальных и существующих инвесторов не ожидает, что Россия снова когда-нибудь введет валютный контроль. Я считаю, что эти два фактора - плавающий валютный курс и валютные ограничения - как раз не позволяют пока юаню стать серьезной резервной валютой. Это два необходимых условия, без которых никакая валюта не имеет шансов стать резервной. У рубля такие шансы есть».

Чтобы эмитенты размещали в валюте свои активы, необходим развитый рынок ценных бумаг. Это еще одно условие для того, чтобы валюта стала резервной. «Некоторая ирония состоит в том, что эмитентами резервной валюты могут быть только те страны, в которых развит рынок государственных долговых бумаг. Большой госдолг США, номинированный в долларах, - одна из причин незаменимости доллара как резервной валюты. Сейчас инвестировать резервы даже центральных банков (не говоря о резервах частного сектора) из доллара, из казначейских обязательств США в другие госбумаги просто невозможно - такого количества ликвидных ценных госбумаг нет больше нигде, - отметил Алексей Моисеев. - Это и говорит о том, что должен обязательно развиваться локальный рынок ценных бумаг - такой, в валюте которого инвесторы захотят эмитировать свои ценные бумаги».

Пока у России есть всего один прецедент - выпуск в рублях ценных бумаг Республики Беларусь. «Если удастся построить адекватную рыночную структуру, тогда эмитенты из бывших стран СССР и некоторых других близлежащих стран будут активно эмитировать свои ценные бумаги на российской площадке, - полагает замминистра финансов. - Для того чтобы рубль стал резервной валютой на региональном уровне, два макроэкономических условия у нас есть, осталось построить эффективные финансовые рынки. Когда они в России будут построены, у нас будет реальный шанс «построить» довольно серьезную региональную резервную валюту».

Заключение

В данной курсовой работе была исследована международная валютно-финансовая система. Была раскрыта сущность и показаны функции её основных элементов. На основе вышеизложенного анализа можно прийти к выводу, мировая валютная система имеет долгую историю, и прошла несколько этапов развития. Каждый из периодов существования валютной системы имел свои особенности, отвечающие требованиям той или иной эпохи, однако можно отметить и общую тенденцию развития: постепенная демонетизация золота и укрепление американского доллара в качестве основной резервной валюты, что способствовало закреплению США на мировой экономической арене. Современная МВС прошла три этапа, и наступил новый этап: переход мира к трехвалютной системе, где существуют три взаимозаменяемые валюты - доллар, евро и национальная валюта. Наибольшее внимание приковано к евро и именно введение евро является перспективным шагом в развитии МВС.

Со времени зарождения в ЕС идеи об интеграции денежных систем стран-участниц прошло немало времени, и была проделана гигантская работа. Мы были свидетелями поэтапного, продуманного и размеренного движения Европы к намеченной цели. Особенностью этого движения была полная его открытость и разъяснение каждого шага. В европейской прессе, СМИ, всегда можно было найти массу оперативной и аналитической информации разного уровня, касающейся процесса интеграции. Для успешного функционирования ЭВС был создан ряд европейских учреждений с долевым участием в них всех членов ЕС.

Официальные лица не скрывают своей надежды на то, что создаваемая валюта потеснит американский доллар, возьмет часть его роли на себя. Экономический потенциал Европы гораздо больше, чем у США и Японии вместе взятых. Но до сего момента темпы развития европейской индустрии были куда более низкими, чем в этих государствах. Ожидается, что введение единой валюты позволит снять эту проблему. Впрочем, вряд ли стоит ожидать мгновенного эффекта от процесса интеграции. Мировая экономика - слишком большой механизм, очень чутко реагирующий на ошибки, но слишком долго подтверждающий правильность тех или иных действий. В общем, если в январе 1999 года не произошло резкого обвала курса евро, это вряд ли произойдет в дальнейшем. На то есть объективные причины.

Из-за масштабных затрат, которые необходимо будет сделать хозяйствующим субъектам всего мира на стыке тысячелетий (а европейским - в особенности) вероятен уход с рынка множества мелких компаний, либо объединение их в более крупные. Настоящее время в европейском сообществе - золотая жила для производителей программного обеспечения для учета и осуществления транзакций. Массовое обновление парка вычислительной техники также дает толчок развитию соответствующих отраслей.

Но нельзя не обращать внимания на доллар, он до сих пор остается сильной валютой, и устойчивое положение в МВС ему обеспечены на многие годы, так как многие страны не спешат расставаться с долларом как резервной валютой.

международный валютный золотомонетный

Список использованных источников и литературы

1. Авдеева Е.Г., Доллар и глобальный экономический кризис США, Канада - экономика, политика, культура - Москва, 29.09.2010 г.

2. Аникин А. В. Золото, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 1988 г.

3. Белотелова И.П. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие - М.: Дашков и К, 2008. - 483 с.

4. Вожжов А.П., Белоусов А.С. Побудительные мотивы к созданию новых резервных валют - Финансы и кредит, Москва, 28.08.2011г.

5. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь - М.: Финансы и статистика, 2004 г.

6. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения - Москва, 2008 г.

7. Красавина Л.Н. Концептуальные подходы к реформированию мировой валютной системы - Деньги и кредит, №5, 2010 г.

8. Красавина Л. Н. Научная школа международных валютно-кредитных и финансовых отношений - Деньги и кредит. 2009. N 1.

9. Кузьмин Д. Национальная конкурентоспособность, глобальное равновесие и мировая валютная система - Мировая экономика и международные отношения, 31.05.2011 г.

10. Меньшикова А.М. Группа двадцати и экономика посткризисного мира - Бизнес и банки, Москва, 13.09.2011 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Международные валютные отношения как одна из наиболее динамичных форм международных экономических отношений. Знакомство с основными особенностями международных валютно-финансовых отношений. Общая характеристика задач и функций мировой валютной системы.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2017

    Суть валютно-расчетных отношений в сфере международных экономических отношений. Формы и практика международных расчетов. Осуществление расчетов в аккредитивной форме. Валютные клиринги. Практика коммерческих операций с использованием иностранной валюты.

    реферат , добавлен 01.05.2011

    Динамика изменения валютной системы, влияние курса национальной валюты на экономическую ситуацию в стране. Международные валютные отношения и функционирование денег в международном платежном обороте. Валютные системы: национальная, международная.

    реферат , добавлен 23.12.2008

    Сущность и содержание международных финансовых организаций, цели и функции их деятельности, классификация и разновидности, сферы применения. Роль России в функционировании международных финансовых институтах, перспективы развития их взаимоотношений.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2011

    Валютный курс как экономическая категория. Цена валюты. Основы формирования валютных курсов: содержание золота в единице валюты, покупательная способность валют, соотношение спроса и предложения на валюты. Суть понятия "международные валютные расчёты".

    контрольная работа , добавлен 23.04.2015

    Проблема внедрения единой валюты в пространстве Евразийского союза. Создание Европейского Экономического Сообщества, создание единого экономического пространства с помощью новой европейской валюты. Маастрихтский договор. Позитивные аспекты введения евро.

    реферат , добавлен 12.05.2016

    Валютная система и её элементы. Платежный баланс и основные принципы его составления. Национальное и международное регулирование валютных курсов. Участие России в международных валютно-кредитных организациях. Инкассовая и аккредитивная форма расчетов.

    учебное пособие , добавлен 19.10.2014

    Общая характеристика международных финансовых операций. Конверсионные операции. Операции с немедленной поставкой валюты. Фьючерс и форвард. Стратегии совершения опционных сделок. Арбитражная валютная операция. Валютная банковская позиция.

    шпаргалка , добавлен 06.08.2005

    Особенности Парижской, Генуэзской, Бреттонвудской, Ямайской и Европейской финансовых систем. Виды валютных курсов: фиксированный, плавающий, номинальный. Переход к конвертируемости национальной валюты - условие интегрирования экономики в мировой рынок.

    курсовая работа , добавлен 30.06.2010

    Эволюция электронных денег в процессе товарно-денежных отношений. Влияние "электронных денег" на денежное обращение и денежный оборот. Безопасность в использовании электронных денег. Перспективы развития электронных денег в РФ на современном этапе.


В современной российской экономике происходит переход к качественному новому состоянию финансовой системы, характеризующемуся способностью реализовывать свою фундаментальную функцию - финансирования экономического роста. Вместе с тем российская финансовая система не справляется в необходимой мере с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией в реальную экономику, уровень её развития не соответствует требованиям современного экономического роста. Россия объективно нуждается в системе мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово-посреднического сектора, т.е. в создании адекватного финансового обеспечения экономического развития.
Масштабное изменение качеств финансового капитала, выразившееся в появлении новых форм финансово-экономических взаимоотношений глобального плана, более всего коснулось финансового пространства и отношений, возникающих между практикой функционирования глобальных финансов и политикой, направленной на обеспечение комплексного развития страны, соответствующего господствующим тенденциям в мире с позиций всепроникающей финансизации общественной жизни.
Результатом финансизации стала резко возросшая доля финансового сектора в мировом ВВП, превалирование в экономиках развитых стран доходов от операций на финансовых рынках, занявших главное место в структуре совокупных доходов общества. В общественном сознании развитых стран утвердилась новая модель поведения, ориентированная на доминирование финансовых услуг и финансовых инструментов, организующих движение финансовых (денежных) ресурсов.
Под воздействием глобального корпоративного капитала (ГКК) изменяется вектор развития финансовой системы России, ее элементы адаптируются (не всегда органически) к новым финансовым формам. Прежде всего, однородовыми становятся компоненты системообразующей подсистемы финансов, включаю щей в себя госфинансы, корпоративный капитал естественных монополий, а под воздействием финансовой глобализации - финансы, представляющие ГКК.
Значительные изменения общей экономической ситуации и стране повлекли дефицит финансовых ресурсов, необходимых для изменения структуры производства, обеспечения инфраструктурных преобразований и эффективной организации рынков капиталов, финансово-хозяйственных комплексов и отдельных отраслей.
Фактически реальный сектор экономики оказался заложником господствовавших среди реформаторов представлений о первенстве макроэкономических достижений перед институциональными и структурными реформами. Ошибочность этой позиции многократно доказана современными реалиями. Глубинные структурные преобразования в экономике и институциональные реформы становятся условием не только макроэкономической стабильности, но и перехода на качественно новый этап развития России.
Под финансовым развитием страны следует понимать отношения по поводу равнозначного доступа хозяйствующих субъектов к источникам финансирования их предпринимательской деятельности. Будут это банки или другие финансовые институты - существенной роли не играет. Экономика нуждается в развитии не Одной части финансовой системы, а всех её элементов и, самое главное, в обеспечении финансирования долгосрочных инвестиционных программ.
Произошло географическое сжатие мирового экономического пространства, требующее новых форм взаимоотношений. В рамках изучения экономического пространства отдельного рассмотрения заслуживают финансовое пространство и отношения, которые могут возникнуть между политикой, направленной на обеспечение самодвижущегося развития страны, и господствующими финансово-кредитными мирохозяйственными комплексами. Изучение этих отношений геоэкономического подхода
Н.П. Обухов называет геофинансами.
Понятие геоэкономики зачастую используется без надлежащего осмысления. На наш взгляд, это понятие отражает производство финансовых ресурсов, их достаточность для финансирования глобальных экономических процессов, а геофинансы придают им направленное движение в надстрановом пространстве. Поэтому приставка гео- в обоих случаях обозначает всеохватывающий в мировом плане характер финансово-экономических процессов. Эти два понятия являются составными частями более общего понятия - глобализации. Отсюда оба термина можно заменить понятием финансовой глобализации, под которой нами понимается процесс формирования и последующего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых, преимущественно информационных технологий. Эта понятийная цепочка представлена на рис. 1.

Мировая финансовая система – это экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды хозяйственных связей между странами (внешняя торговля, вывоз капитала, инвестирование прибылей, предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм, государственные и частные переводы и др.).

Актуальность темы исследования определяет то, что в современных условиях углубления интеграции экономик промышленно-развитых стран мировая валютная система играет все более важную и самостоятельную роль в мирохозяйственных связях. Кроме того, оказывает непосредственное влияние на определяющие экономическое положение страны факторы: темпы роста производства и международного обмена, на цены, заработную плату и т.п.

Целью исследования является изучение тенденций развития мировой финансовой в XXI веке.

К тенденциям развития мировой финансовой системы можно отнести следующие.

Регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов, а именно:

1) укрепление финансовой системы и реформирование местных финансовых институтов путем выработки и распространения международных принципов и стандартов регулирования и надзора за банковской системой, фондовым рынком и различными финансовыми институтами.

2) определение путей укрепления пруденциального надзора как в развивающихся, так и в развитых странах;

3) создание механизмов рыночного регулирования рынка деривативов и инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов;

4) стимулирование введения международных стандартов деятельности в офшорных финансовых центрах.

Налаженная экономическая политика:

1) определение условий либерализации внутреннего рынка и введения адекватного валютного режима в странах с развивающимися рынками, выработка способов контроля за движением международного капитала;

2) повышение эффективности механизмов государственной поддержки частного сектора и распределения социальных выплат;

3) поиск путей минимизации потерь населения в результате кризисов и разработка политики, которая бы лучше защищала наиболее уязвимые слои населения;

4) расширение прозрачности в частном и государственном секторе и в деятельности международных финансовых институтов.

Создание новых международных структур:

1) создать отдельный наднациональный институт или придать новые полномочия одной из действующих международных организаций для координации направлений макроэкономической политики ведущих развитых и развивающихся стран, особенно в области подавления инфляции и обеспечения занятости населения;

2) создать систему международного финансового регулирования для выработки единых международных стандартов и надзора за деятельностью институтов, проводящих операции в глобальном масштабе. Важным шагом в данном направлении могли бы стать регулярные встречи представителей финансовых властей стран G-7, ведущих стран с развивающимися рынками и международных финансовых организаций в рамках специального форума по вопросам проведения политики регулирования.

Целями совершенствования мировой финансовой системы на современном этапе являются:

1) восстановление экономической активности и доверия инвесторов к странам, пережившим финансовый кризис;

2) предотвращение дальнейшего распространения кризиса на развитые страны;

3) минимизация рисков будущих кризисов, ограничение их глубины и сферы действия;

4) ограничение финансовых затрат по выходу из кризисов и сокращение времени на их преодоление;

5) ограничение возможных потерь инвесторов в ходе будущих кризисов;

6) создание финансовой системы, которая бы использовала все преимущества глобальных рынков и мобильности капитала при минимальном риске разрушения и эффективной защите наиболее уязвимых социальных групп населения;

7) усиление надзора со стороны МВФ за политикой, проводимой странами-участницами, особенно в финансовом секторе и в области движения капитала;

8) повышение эффективности макроэкономической политики на межнациональном уровне.

Таким образом, развитие и стабильное функционирование международной финансовой системы обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.

Литература:

1. Носкова И.Я. Международные финансово-кредитные отношения: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ, 2010.-346 с.

2. Федоров Б.Г. Современные валютно-кредитные рынки. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 345 с.

Финансовый кризис

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗБИТИЯ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

М. П. ПРИДАЧУК, доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности Е-mail: [email protected] Волгоградский государственный университет

В статье на основе анализа и оценки трансформационных процессов в мировом пространстве выделены основные последствия финансового кризиса и его влияние на экономику ведущихэкономическихдержав, в том числе -России. Обозначены причинно-следственные связи, среди которых определены ключевые, носящие системный характер и отражающие несовершенство экономических механизмов управления.

Ключевые слова: финансы, система, институты, кризис, паевые фонды, страхование.

Следствием экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., является серьезная трансформация мировой финансовой системы. Одним из наиболее заметных последствий этой трансформации, которое еще долго будет влиять на мировую экономику, станет существенное увеличение дефицита бюджетов и государственного долга развитых стран.

Государственное стимулирование экономики в виде прямых госрасходов и налоговых льгот за последние два года увеличило государственный долг семи наиболее развитых стран примерно на 20 % ВВП. Именно государственные расходы наиболее крупных экономик мира, в первую очередь США, стали причиной стремительного роста фондовых и товарных рынков в 2009 г. Начиная с февраля 2009 г. Федеральная резервная система США (ФРС) произвела массированный выкуп ипотечных закладных у коммерческих банков. За три недели февраля было выкуплено MBS на сумму примерно 70 млрд долл., а с 11 марта всего за неделю таких бумаг было выкуплено уже на 170 млрд долл. И именно в марте началось ралли на американском фондовом рынке,

рост которого примерно с трехнедельным опозданием коррелировал с выкупом ФРС ипотечных бумаг. Кроме того, значительная часть средств, поступивших в распоряжение правительств от продажи государственных облигаций, пришлась не только на частных инвесторов, но и на центральные банки США и Англии. В результате подобных действий ФРС и банк Англии увеличили свои балансы до уровня примерно 20 % ВВП, что в последний раз наблюдалось во времена Великой депрессии. Институциональные инвесторы, которые продавали ФРС тридцатилетние ипотечные закладные, на полученные средства также скупали облигации Минфина США, благодаря чему правительству удалось профинансировать 1,5-триллионный дефицит американского бюджета, размещая облигации вне открытого рынка. Но из-за отсутствия значимых улучшений в реальном секторе экономики банковский сектор США попал в стандартную «ловушку ликвидности»: на начало марта 2010 г. банковские резервы составили исторический максимум - 1 254,3 млрд долл., собственные резервы банков - 1 115,9 млрд долл., что впервые в истории превышает нормы обязательного резервирования в 20 раз. Размер наличных денег в американских банках поставил новый рекорд, достигнув 1 341,9 млрд долл. При этом с начала кризиса объем выданных кредитов сократился на 766 млрд долл. Масштаб последней цифры подчеркивает то, что впервые за 63 года наблюдений объем кредитования сократился на 10,4 % со своего максимума, что примерно в три раза превышает любое сжатие кредитования после Второй мировой войны. В феврале 2010 г.

безработица в США превысила 10 %. А с учетом тех, кто не работает и не ищет работу, а также тех, кто мог бы работать постоянно, но пока вынужден работать на условиях неполной занятости, реальная безработица достигла рекордных 18 %. Это лучше всего характеризует реальное положение дел в американской экономике.

В 2010 г. наиболее важным фактором станут результаты «стратегий выхода» - отмены мер, с помощью которых государства помогали национальным экономикам справиться с кризисом. Остается открытым вопрос, насколько устойчивым окажется рост экономик и финансовых рынков без объемных государственных вливаний. Но в любом случае следующее десятилетие большинство развитых стран будет вынуждено мириться с огромным дефицитом национальных бюджетов. В ближайшие годы планируется существенный рост бюджетного дефицита в США, Великобритании, Японии (см. таблицу). Британский национальный институт экономических и социальных исследований предупреждает, что стремительно растущий государственный долг неминуемо приведет к росту налогов, сокращению бюджетных расходов и повышению пенсионного возраста.

В Европе подобные трудности в той или иной мере наблюдаются в Португалии, Италии, Ирландии, Греции и Испании, хотя в каждой из стран свои структурные проблемы. В Испании текущий дефицит бюджета порядка 12 % вызван в первую очередь структурными проблемами ев-розоны, которые с развитием кризиса все больше обнажают несовершенство экономических механизмов Евросоюза. В предыдущие годы приток иностранного капитала способствовал перегреву испанского рынка недвижимости и рынка труда. С ухудшением экономической ситуации и падением доходов испанских товаропроизводителей послед-

ние стали сокращать избыточные и дорогостоящие трудовые ресурсы. Другие страны, которые имеют свою собственную валюту, решали проблему роста безработицы путем девальвации национальной валюты и соответствующим снижением издержек местных предприятий. Но в ситуации с общей европейской валютой это оказалось невозможным, и правительство было вынуждено увеличивать госрасходы, а соответственно и дефицит бюджета, чтобы хоть как-то снизить напряженность на рынке труда. Следует отметить, что из европейских стран только в Германии планируется сокращение бюджетного дефицита и достижение сбалансированного бюджета к 2016 г., что может привести к еще большим экономическим противоречиям с другими странами еврозоны с более негативной экономической ситуацией.

Рост бюджетного дефицита неизбежно приведет к росту процентных ставок в указанных странах. И этот рост будет коррелировать в том числе и с размером дефицита национального бюджета, а в дальнейшем все это практически неизбежно приведет к серьезной инфляции. Впрочем, мировому экономическому лидеру - Соединенным Штатам Америки приходилось переживать подобное в 1970-х гг., когда ФРС руководил нынешний экономический советник президента США Пол Волкер. После практически 10 лет стагнации и достаточно высокой инфляции ФРС способствовала переходу к двухзначным годовым темпам инфляции в 1978-1980 гг., обесценив за три года национальную валюту почти на 40 %, а в целом с 1970 по 1980 гг. накопленная долларовая инфляция составила 134 %. В результате энергичных действий американской экономике удалось выйти из кризиса.

Аналогичная ситуация будет складываться и в развивающихся странах. По прогнозам аналитиков инвестбанков, к концу 2010 г. ожидается значитель-

Дефицит и внешний долг некоторых стран мира в 2007, 2009-2010 гг. и 2014 г. (прогноз), % к ВВП

Страна Дефицит бюджета Внешний долг

2009 2010 2014 2007 2009 2010 2014

Австралия -4,3 -5,3 -1,1 10 17 23 28

Китай -3,9 -3,9 -0,8 20 20 22 20

Франция -8,3 -8,6 -5,2 64 78 85 96

Германия -4,2 -4,6 0 63 79 85 89

Индия -10,4 -10 -5,7 81 85 86 79

Италия -5,6 -5,6 -5,3 104 116 120 129

Япония -10,5 -10,2 -8 188 219 227 246

Великобритания -11,6 13,2 -6,8 44 69 82 98

США -12,5 -10 -6,7 62 85 94 108

G-20 -7,9 -6,9 -3,7 62 75 80 86

Развитые страны -9,7 -8,7 -5,3 78 99 107 118

Развивающиеся страны -5,1 -4,1 -1,3 37 39 40 36

ный рост ставок в Бразилии, Турции, Мексики и Индии. Исключением из этого ряда станет только Китай, который скорее всего будет сдерживать экономический рост и образование новых «пузырей» на внутренних рынках с помощью более строгих требований к банковскому капиталу.

В России проблема чрезмерного роста государственного долга пока не стоит, однако, как показали 2008-2009 гг., ухудшение ситуации в отечественной экономике, а соответственно и в бюджетной сфере может развиваться катастрофически быстро. Кроме того, у отечественных предприятий весьма значительный размер корпоративной задолженности. Летом 2009 г. после оживления финансовых рынков, на фоне снижения кредитных ставок и укрепления рубля к доллару российские предприятия вернулись к активным заимствованиям. По данным Банка России, размер негосударственного долга перед иностранными кредиторами с апреля по октябрь 2009 г. вырос с 420,7 до 441,2 млрд долл. Несмотря на то, что это задолженность частных компаний, практика последних лет показала, что в России просчеты крупного бизнеса быстро становятся проблемами государства.

Следующим серьезным последствием кризиса, по всей видимости, станет серьезная трансформация системы регулирования финансовой отрасли. В США после Великой депрессии эта сфера претерпела ряд достаточно жестких ограничений, были созданы Комиссия по ценным бумагам и Федеральная корпорация по страхованию вкладов. Однако с 1972 г. вмешательство государства в деятельность финансовых институтов стало ослабевать. Это способствовало появлению новых, более рискованных, финансовых инструментов, увеличению прибылей и капитализации организаций финансовой сферы. В конце 1980-х гг. акции финансовых компаний составляли 14 % общего объема капитализации американского фондового рынка, а непосредственно перед кризисом эта цифра выросла до 23 %. Именно благодаря снижению государственного регулирования стало возможным появление сложных производных финансовых инструментов, сыгравших одну из ключевых ролей в текущем экономическом кризисе. Из-за отсутствия законодательных ограничений происходил неограниченный рост отдельных финансовых институтов, вследствие которого они достигли такого размера, что их банкротство означало катастрофические последствия не только для национальной, но и для мировой финансовой системы. Например, после краха американского инвестбанка Lehman Brothers

финансовые институты по всему миру списали 1,7 трлн долл. Следует отметить, что банкротство этого банка оказало самое непосредственное влияние и на российские финансовые институты. В январе 2010 г. убыток в 18 % показали облигации, обеспеченные ипотечными кредитами Газпромбанка. Данные облигации были выпущены в 2007 г. путем секьюритизации пула ипотечных кредитов размером 6,9 млрд руб. Официальным эмитентом выступала зарегистрированная в Люксембурге компания специального назначения (SPV). Поскольку ипотечные кредиты были выданы Газпромбанком в рублях, а облигации были номинированы в евро, организатором выпуска было осуществлено хеджирование валютного риска с помощью соответствующего договора с Lehman Brothers, в котором был зафиксирован валютный курс - 34,7 руб. за евро. В инвестиционном меморандуме, посвященном выпуску облигаций, андеррайтер в качестве основных валютных рисков указывал возможность изменения валютного регулирования в РФ. Однако в реальности покупатели данных облигаций понесли указанные выше убытки из-за банкротства Lehman Brothers, благодаря которому исчез контрагент по хеджированию валютного риска.

До кризиса никто и не мог представить себе сценария, что с рынка исчезнут такие крупные игроки. Страховой полис крупнейшей в мире страховой компании AIG представлялся вполне надежной защитой от риска, поскольку практически никто всерьез не учитывал реалистичности сценария неисполнения своих обязательств финансовым институтом подобного уровня. Такое положение дел означало еще, что в случае возникновения серьезных проблем у подобных гигантов финансового рынка государство будет вынуждено предпринимать все меры по их спасению, чтобы не допустить полного развала всей финансовой системы. И сейчас можно вполне обоснованно предположить, что, осознавая свое сверхважное значение для всего финансового рынка, лидеры отрасли сознательно увеличивали рискованность собственных стратегий и операций. Комиссия Конгресса США, расследовавшая причины Великой депрессии, работала 4 года, но результаты ее деятельности определили правила игры для всего финансового мира на долгие десятилетия. Можно предположить, что изучение причин и следствий нынешнего кризиса будет иметь не менее важные последствия для финансовой отрасли.

Однако наиболее важной и острой проблемой, на взгляд автора, остается то, что на сегодняшний

день отсутствует реальная возможность смены финансово-экономической парадигмы, в рамках которой развитые страны существовали несколько последних десятилетий. По сути, мир по-прежнему стоит перед выбором из двух зол: либо высокая инфляция для уменьшения номинального долгового бремени и восстановление кредитования на докризисном уровне, что, вполне вероятно, приведет к еще большему кризису в будущем, либо серьезное сжатие кредитования и как следствие - долгие годы стагнации. К сожалению, на принятие решений экономической и политической властью весьма сильное влияние оказывают не возможные последствия текущих действий в отдаленном буду-

щем, а краткосрочная конъюнктура политического цикла. Ситуация осложняется тем, что если для развитых стран стагнация - это всего лишь отсутствие роста уровня жизни и сохранение потребления на прежнем достаточно высоком уровне, то для России стагнация в мировой экономике может иметь более печальные последствия.

Список литературы

1. Кругман П. Возвращение Великой депрессии? М.: Эксмо. 2009.

2. Сорос Дж. Новая парадигма финансовых рынков. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2008.