Стратегия хабаровского края. Социально-экономические проблемы населения хабароского края

Хабаровский край — в ряду динамично развивающихся дальневосточных территорий

Итоги исполнения бюджета в 2016 году

За отчетный период в регионе получено налоговых и неналоговых доходов на сумму 84,8 млрд рублей. Это на 10,3 млрд больше, чем за 2015 год. Прирост составил 13,8 %.

Налоговые поступления к уровню прошлого года увеличились на 15,3%. Сумма налога на прибыль выросла в 1,6 раза, акцизов - на 29%, налогов на совокуп­ный доход - на 5%, налога на доходы физических лиц – на 4,9%, налога на имущество организаций - на 4,4%.

Задание по мобилизации налоговых и неналоговых доходов выполнено на 102,9%. Дополнительные доходы бюджета края составили 2,4 млрд. рублей. Из федерального бюджета поступило 17 млрд рублей трансфертов (99,5% от плана).

Дополнительно привлечена дотация на обеспечение сбалансирован­ности краевого бюджета в размере 320,9 млн рублей и кредит для частичного покрытия дефицита бюджета края в сумме 651,9 млн рублей.

Бюджет края по расходам исполнен на 106,4 млрд рублей (96,8% от плана). Расходы на социально-культурную сферу составили 69,2 млрд рублей (65% от общей суммы расходов), на выплату заработной платы - 39,8 млрд рублей (37,4% от расходов).

Публичные обязательства перед гражданами выполнены в полном объеме. Расходы на социальные выплаты составили 11 млрд рублей с ростом к уровню 2015 года на 20%.

На реализацию указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. из бюджета региона направлено 5,3 млрд рублей. Бюджетные инвестиции составили 7,4 млрд рублей.

В 2016 году велась оптимизация расходов бюджета. Сформирована нормативно-правовая база по нормированию закупок для нужд Ха­баровского края и актуализирована в сфере планирования деятельности кра­евых государственных учреждений. Эти и другие меры позволили добиться оптимизации в 1,2 млрд рублей. Управление финансовыми активами обеспечило снижение расходов на обслуживание государственного долга на 913,3 млн. рублей.

Общая оценка социально-экономической ситуации

Макроэкономическую ситуацию характеризуют следующие показатели:

– оборот организаций по всем видам экономической деятельности увеличился;

– промышленное производство увеличилось на 0,5 процента;

– грузооборот транспорта составил 115,8%;

– объем продукции сельского хозяйства увеличился на 4,2 процента;

– рост внутреннего потребительского спроса;

– снижен уровень безработицы;

Уровень жизни населения

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций составила 35,4 тыс. рублей.

Реальные денежные доходы населения края составили 95,7%, реальные располагаемые доходы (за минусом обязательных платежей и взносов и скорректированные на индекс потребительских цен) – 101,5 процента.

Помимо высокой динамики потребительских цен замедление роста реальных доходов населения усугубляется повышением уровня кредитной нагрузки для части населения и ослаблением национальной валюты.

Среднедушевые номинальные денежные доходы жителей края сложились в размере 31,7 тыс. рублей.

Труд и занятость

Реализация органами исполнительной власти края полномочий в области содействия занятости граждан положительно повлияла на ситуацию на рынке труда.

Финансовые затраты на реализацию мероприятий по содействию занятости населения составили:

— по Госпрограмме – средства краевого бюджета на активную политику занятости населения, субвенции из федерального бюджета на социальную поддержку безработных граждан;

— по Программе дополнительных мер для трудоустройства незанятых инвалидов;

Показатели, характеризующие состояние контролируемого рынка труда Хабаровского края:

— численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан уменьшилась.

Новости

    Новую адресную программу по расселению аварийного жилья запустили власти Хабаровского края. В ближайшие годы на ее реализацию будет направлено почти 3,8 млрд рублей. Из

    УДК 338.2(571.62) С.Н. ЛЕОНОВ

    ББК 65.05 (2Рос-4Хаб) зам. директора по науке Института экономических исследований

    Дальневосточного отделения Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор, г. Хабаровск

    e-mail: [email protected]

    ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ*

    Проанализированы структурные проблемы развития экономики Хабаровского края. Дан анализ позиционирования края в национальном и субглобальном контексте. Оценена система проектов и мероприятий долгосрочного развития края.

    Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегия, Хабаровский край.

    Deputy Director of Science, Doctor of Economics, Professor, Institute of Economic Studies, RF Far East Branch of RAS, Khabarovsk

    e-mail: [email protected]

    FEATURES OF KHABAROVSK TERRITORY’S DEVELOPMENT STRATEGY

    The author analyses the structural problems of the Khabarovsk Territory"s economic development and the territory"s positioning in the national and sub-global context. The system of projects and measures for the territory"s long-term development is evaluated.

    Keywords: socio-economic development, strategy, Khabarovsk Territory.

    Хабаровский край является одним из крупнейших по размерам субъектов России (4,6% территории страны). Это административный, промышленный, научный, образовательный и культурный центр Дальневосточного федерального округа (ДФО). По численности населения (1343,3 тыс. чел.) край занимает второе место в ДФО и 35 - в России. Крупнейшие города - административная столица края г. Хабаровск (581,2 тыс. жителей), г. Комсомольск-на-Амуре (261,8 тыс. жителей). Административно-территориальная система края включает 236 муниципальных образований, в том числе два городских округа, 17 муниципальных районов.

    Минерально-сырьевой потенциал - важнейшее конкурентное преимущество края. Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых края в минерально-сырье-

    вом потенциале ДФО составляет по платине и меди - 50%, олову - 20%, золоту - 8%. Имеются значительные запасы цветных и редких металлов, выявлены площади, перспективные на вольфрам, минералы платиновой группы, нефть и газ. При этом для края характерна слабая геологическая изученность территории (съемкой масштаба 1:50000, при которой выявляется большинство месторождений и рудопроявлений, охвачена лишь треть территории края).

    Валовой региональный продукт (ВРП) Хабаровского края в 2009 г. превысил 274,98 млрд р., а темп роста его реального объема к уровню 2008 г. составил 93%. Впервые за 2000-2009 гг. была нарушена тенденция роста экономики края, однако среднегодовой темп роста за этот период составил 104,5%, а в сопоставимых ценах рост ВРП превысил 1,5 раза (рис.).

    * Работа выполнена в рамках программы фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук П.31.

    © С.Н. Леонов, 2012

    Если в 2000-2002 гг. темп роста ВРП края обгонял средний по дальневосточным субъектам Федерации темп роста, то с 2003 г. он не превышал средних дальневосточных значений. Как следствие, начиная с 2002 г., доля края в ВРП региона снизилась с 21,5 до 15,9% в 2009 г.

    Структура экономики, исторически сложившаяся в Хабаровском крае, является индустриальной, с достаточно диверсифицированным промышленным производством, включающим в себя комплекс обороннопромышленных предприятий. Хотя по запасам древесины, месторождений цветных и драгоценных металлов, ценных пород рыб край выделяется и на Дальнем Востоке, и в России, доля природно-ресурсных секторов в ВРП края снижается. Если в 2000 г. на сельское и лесное хозяйство, охоту, рыболовство и добычу полезных ископаемых приходилось 16,4% ВРП края, то к 2010 г. доля названных видов экономической деятельности снизилась до 12,7%. Несмотря на наличие запасов природных ресурсов, край не имеет значительных перспектив по созданию локомотивов для индустриального рывка на базе мощных сырьевых проектов уровня сахалинского шельфа, Западной и Южной Якутии. В структуре ВРП края в 2009 г. значительное место занимали обрабатывающие производства (8,9%), строительство (9,5%), транспорт и связь (16,7%), торговля и общественное питание (14,3%), операции с недвижимым имуществом (9,6%) .

    Для базового сектора Хабаровского края характерен невысокий уровень технологического развития, несмотря на наличие в структуре промышленности отраслей оборонного комплекса, что влечет за собой низкие по-

    казатели производительности труда, высокие удельные расходы материальных и энергоресурсов. Усиливающийся дефицит трудовых ресурсов связан со сложной демографической и миграционной ситуацией на Дальнем Востоке и в крае. По оценке администраций предприятий, расположенных в Хабаровском крае, кадровый ресурс является одним из наиболее дефицитных ресурсов в регионе.

    Усиление территориальных диспропорций в экономике объясняется концентрацией экономической активности в крупных промышленных центрах южной зоны края и формированием четырех зон интенсивного развития - Хабаровской агломерации, промышленной зоны «Комсомольск - Амурск - Солнечный», Ванино-Советскогаванского транспортно-промышленного узла и Ургальского промышленного узла . Сохраняется и может возрастать разрыв в уровне социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности муниципальных образований.

    За 2008-2010 гг. Хабаровский край вышел на высокие показатели соотношения инвестиций к ВРП (более 30%), что характерно для большинства развитых стран мира . В 2010 г. в экономику и социальную сферу региона привлечено 131,2 млрд р. (127% в сопоставимых ценах к уровню 2009 г.). Причем доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал снижается (в 2010 г. - 12,5% при 20% на протяжении 2001-2008 гг.), а частные инвестиции ежегодно растут. В лидерах по объему частных инвестиций находятся обрабатывающая отрасль, транспорт и связь, геологоразведка и добыча полезных ископаемых, энергетика.

    2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

    I I Темп роста ВРП ДФО

    I I Темп роста ВРП Хабаровского края

    А- Доля Хабаровского края в ВРП ДФО (правая шкала) Динамика ВРП Хабаровского края и ДФО за 2000-2009 гг., %

    Экономика Хабаровского края является открытой системой, и траектория ее развития на ближайшие 20-25 лет будет детерминироваться динамикой национальных и общемировых тенденций. Рамочным ограничением выступает требование устойчивого развития экономики и рост благосостояния местного населения.

    При разработке стратегии развития края следует учитывать ряд экзогенных факторов. Россия в целом и Хабаровский край в частности имеют достаточно низкие стартовые позиции в конкурентной среде мирового хозяйства . Выделяются четыре фактора эффективного встраивания России в мировую экономику. Первые три из них особо значимы для Хабаровского края, это - природные ресурсы; географическое положение; свободное, экологически чистое пространство. Но только опора на четвертый фактор - инновационный потенциал - способна обеспечить субъектам Федерации резкое увеличение доли интеллектуального труда в создаваемой на их территории стоимости, вернуть Россию в число мировых лидеров.

    Для Хабаровского края следование трем первым факторам встраивания России в мировую экономику может означать снижение значимости края в пространственном развитии страны. При сохранении существующей инерции развития хозяйственной системы края, даже при реализации большинства заявленных проектов в сфере добычи сырья, край рискует приобрести статус «двойной периферии»: России и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Даже на традиционных для России рынках велика вероятность того, что краю не удастся завоевать доминирующие позиции в АТР, так как практически по всем видам сырья у покупателей существуют альтернативные варианты. В этих условиях для края реальны риски значительного отставания по уровню развития от основных российских территорий.

    Реализация конкурентных, обходящих Россию транспортных коридоров, также может резко снизить геополитическую значимость края. Одним из наиболее известных подобных проектов является создание мощной транспортной линии от восточных до западных границ Китая с последующей стыковкой с транспортным проектом ТРАСЕКА

    (Transport Corridor Europe Caucasus Asia) в Средней Азии и Казахстане.

    Тем не менее, сырьевая и транзитная модели развития Дальнего Востока могут создать структурный потенциал для дальнейшей индустриализации экономики Хабаровского края. Проектируемая энергетическая инфраструктура транзита топливно-энергетических ресурсов (магистральные газопроводы из Якутии, ВСТО, высоковольтные линии электропередач), Северный широтный ход и Транссибирский железнодорожный маршрут к 2020 г. сформируют на широтном ареале «Восточная Сибирь - Южная Якутия, Сковородино - Хабаровск, Комсомольск, Ванино - юг Приморья» мощный транзитный энергетический и сырьевой коридор, ориентированный на центры энер-го-, ресурсопользования в странах СВА. С востока через Хабаровский край в этот коридор вливаются углеводороды (нефть и газ) с шельфа о. Сахалин.

    В стратегии развития Хабаровского края система долгосрочных проектов и мероприятий, планируемых к реализации, может быть сведена в два принципиальных сценария развития территории (инерционный и инновационный), различие между которыми состоит в степени вовлечения каждого из четырех названных интеграционных факторов.

    Инерционный сценарий, несмотря на невысокую экономическую эффективность для края и страны в целом, имеет серьезные предпосылки реализации, к основным из которых следует отнести:

    1. Изменение географии международной торговли и смещение мирового центра экономической активности в АТР, что ведет к повышению значимости евроазиатских транспортных коридоров .

    2. Возрастание потребности в портовой инфраструктуре, так как увеличиваются транзитные грузопотоки, возникающие за рубежом и вовлекающие локальную транспортную систему Дальнего Востока и Хабаровского края в частности в обслуживание международных перевозок.

    3. Рост ограничений в развитии транспортной инфраструктуры северного Китая и стремление китайского руководства к получению кратчайшего выхода северо-восточного Китая к морским портам.

    Реализация указанных предпосылок обеспечит возможность развития и закрепления сырьевой и транзитной специализации в рамках инерционного сценария:

    Продолжит динамично развиваться базовый сектор, завершится строительство терминалов по перевалке угля, металлов, нефти, формирование портовых особых экономических зон в Ванино и Советской Гавани;

    Будет развиваться инфраструктура приграничных торгово-производственных комплексов;

    Край сохранит позиции в рыбохозяйственном комплексе Дальнего Востока при неизменной его сырьевой специализации;

    Продолжится развитие лесопромышленного комплекса края (преимущественно за счет предприятий с низкой степенью деревообработки);

    При государственной поддержке (госзаказ) в крае будет развиваться, хотя и ограниченно, авиа- и судостроение;

    Минерально-сырьевой комплекс края сохранит свое значение, его основной проблемой останется сокращение числа разведанных месторождений с утвержденными запасами. Причина - дефицит средств на геологоразведку.

    Инерционное развитие экономики края имеет четко выраженные пределы роста, связанные с исчерпанием его ресурсной базы (природных и человеческих ресурсов, устойчивости природной среды), и сопряжено с актуализацией серьезных внутренних проблем социально-экономического развития региона как накопленных за предыдущий кризисный период, так и проявляющихся в связи с новыми экономическими реалиями.

    Инновационный сценарий развития Хабаровского края и его стратегические возмож-

    ности определяются рядом параметрических условий:

    Положением и местом региона в системе межрегиональных и внешнеэкономических связей Дальнего Востока и России;

    Вероятными сценарными условиями, обусловливающими возможности модернизации региональной экономики, исходя из приоритетов национальной экономической политики, приоритетов и ограничений в использовании источников роста, формирования и стимулирования региональных центров экономического развития на тихоокеанском направлении.

    Факторы и ограничения, инициируемые национальными тенденциями и приоритетами развития и создающие параметрическую среду для стратегии социально-экономического развития края, приняты в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Правительством РФ .

    В рамках инновационного сценария социально-экономического развития Хабаровского края предполагается массовое использование не только технологических инноваций, но и инноваций во всех сферах жизнедеятельности человека. Основу развития экономики Хабаровского края в инновационном сценарии обеспечивает промышленный сектор, хотя номинально его доля в перспективном периоде мало трансформируется в структуре ВРП. Перспективная структура экономики края (табл.) поддерживается паритетным с промышленными ростом ключевых непромышленных видов деятельности (транспорт, торговое обслуживание). Экономические результаты непромышленных отраслей носят производный характер, детерминируются

    Макроэкономические показатели инновационного сценария развития

    Хабаровского края, %

    Показатель Среднегодовой темп роста 2025 к 2007

    2007-2015 2015-2025 2007-2025

    ВРП 106,1 108,2 107,3 355,0

    Инвестиции в основной капитал 107,4 108,0 107,7 381,3

    Промышленность 104,6 107,8 106,4 305,0

    Продукция сельского хозяйства 103,0 101,7 102,3 149,5

    Розничный товарооборот 107,6 105,7 106,5 311,8

    Грузооборот транспорта 108,0 103,5 105,5 261,1

    Услуги связи 113,1 108,0 110,2 577,3

    Составлено по данным: .

    промежуточным спросом и перераспределением доходов со стороны промышленного сектора края.

    Базовые предпосылки инерционного сценария создают инновационные эффекты экономического роста в крае в рамках восстановления и модернизации высокотехнологичных производств на базе действующих предприятий военно-промышленного комплекса, гражданских машиностроительных предприятий, электроэнергетики, сектора инженерной инфраструктуры.

    Инновационные характеристики будут сопровождать и новые инвестиционные проекты на территории края. Капиталоемкие, высокопроизводительные проекты по освоению и переработке ресурсов, развитию инфраструктуры транспорта, энергоснабжения являются открытыми, заинтересованными в инновациях сферами. Но это будут высокоспециализированные по характеру использования трансферы материальных технологий, внешне масштабные, но не обладающие силой «инновационного мультипликатора».

    Список использованной литературы

    1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р. URL: http://www.ifap.ru/ ofdocs/rus/rus006.pdf.

    2. Леонов С.Н. Анализ условий стратегического развития Дальнего Востока России после кризиса // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2011. № 1. C. 159-168.

    3. Леонов С.Н. Стратегическое развитие Дальнего Востока: угрозы кризиса // Пространственная экономика. 2009. № 3. С. 126-133.

    4. Минакир П.А. Россия - Китай на Дальнем Востоке: мнимые страхи и реальные угрозы // Пространственная экономика. 2009. № 3. С. 7-20.

    5. Официальный сайт Госкомстата РФ. URL: http://www.gks.ru.

    6. Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г.: утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 13 янв. 2009 г. № 1-пр. URL: http://www.fipa.khabkrai.ru/info/ strategy/.

    7. Шпорт В. Инвестор для нас - желанный партнер // Парламентская газета на Дальнем Востоке. 2011. № 310. URL: http://parldv.ru/index.php?mod=art_show&id_art=1114.

    1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial"no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 g.: utv. rasporyazheniem Pravitel"stva RF ot 17 noyab. 2008 g. № 1662-r. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/ rus006.pdf.

    2. Leonov S.N. Analiz uslovii strategicheskogo razvitiya Dal"nego Vostoka Rossii posle krizisa // Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 1. C. 159-168.

    3. Leonov S.N. Strategicheskoe razvitie Dal"nego Vostoka: ugrozy krizisa // Prostranstvennaya ekonomika. 2009. № 3. S. 126-133.

    4. Minakir P.A. Rossiya - Kitai na Dal"nem Vostoke: mnimye strakhi i real"nye ugrozy // Prostranstvennaya ekonomika. 2009. № 3. S. 7-20.

    5. Ofitsial"nyi sait Goskomstata RF. URL: http://www.gks.ru.

    6. Strategiya sotsial"no-ekonomicheskogo razvitiya Khabarovskogo kraya na period do 2025 g.: utv. posta-novleniem Pravitel"stva Khabarovskogo kraya ot 13 yanv. 2009 g. № 1-pr. URL: http://www.fipa.khabkrai.ru/ info/strategy/.

    7. Shport V. Investor dlya nas - zhelannyi partner // Parlamentskaya gazeta na Dal"nem Vostoke. 2011. № 310. URL: http://parldv.ru/index.php?mod=art_show&id_art=1114.

    ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    от 01.01.01 г. N 1-пр

    О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

    Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года (далее также - Стратегия развития края) разработана с учетом стратегических ориентиров и целей социально-экономического развития страны и ее регионов, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и проекте стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия , Забайкальского края и Иркутская обл ." href="/text/category/irkutskaya_obl_/" rel="bookmark">Иркутской области на период до 2025 года.

    Стратегия развития края задает общие ориентиры будущего развития социальной и экономической системы на территории Хабаровского края для органов государственной власти края, бизнеса, потенциальных инвесторов, является базой для разработки планов, программ, проектов, прогнозов. Стратегия развития края включает систему целей, а также описание механизмов, которые обеспечивают их достижение.

    Главной целью Стратегии развития края является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высококонкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

    Перспективы развития края основываются на его конкурентных преимуществах, главными из которых являются богатый по структуре и запасам природный потенциал, выгодное географическое положение (центральное положение на Дальнем Востоке России и близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона), наличие диверсифицированного и относительно развитого экономического потенциала, развитие инновационной составляющей, наличие территорий для хозяйственного освоения, политическая и социальная стабильность.

    Стратегия развития края разработана по двум сценариям: инерционному и инновационному. Инерционный сценарий ориентируется на использование природных ресурсов края, его географического положения и пространственных факторов. Инновационный сценарий нацелен на активное использование не только названных факторов, но и научно-образовательного, инновационного потенциала края. Достижение стратегических целей, описанных в Стратегии развития края, возможно только при реализации инновационного сценария. Поэтому все действия Правительства края должны быть направлены на реализацию именно этого варианта.

    Реализация инновационного сценария развития Хабаровского края предполагает увеличение в 2025 году относительно 2007 года объема валового регионального продукта в 3,6 раза, инвестиций в экономику и социальную сферу - в 5,4 раза, реальной начисленной заработной платы и реальных денежных доходов населения - соответственно в 3,9 и 4,2 раза.

    Это послужит основой для увеличения доли среднего класса до 50 процентов и снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 7,5 процента (в 2007 году соответственно 20 и 15,5%).

    Особенность начального этапа Стратегии развития края - появление новых вызовов устойчивому социально-экономическому развитию края. И главный из них - мировой финансовый кризис, вызвавший колебания финансовых рынков, цен на энергоносители и продовольствие. В условиях глобализации эта нестабильность затрагивает экономики всех стран, в том числе России в целом и Хабаровского края.

    В результате параметры стартового периода Стратегии развития края (2годы) окажутся ниже ранее прогнозируемых. Предлагаемые в Стратегии развития края характеристики вариантов развития строились на предположении, что вероятное возобновление динамичного роста мировой экономики после кризиса, а с ним и экономики России и Хабаровского края начнется с 2010 года. Предполагается, что инвестиционные проекты первого этапа реализации Стратегии развития края, на которых базируется инновационный вариант, будут реализованы со смещением по времени.

    В целях мобилизации действий исполнительных органов власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, хозяйствующих субъектов на территории края по обеспечению дальнейшего повышения уровня жизни населения, устойчивого и динамичного развития экономики и социальной сферы края, Правительство края постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые:

    Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года;

    Перечень инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Хабаровского края на период до 2025 года.

    2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года при разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов, определении задач социально-экономического развития, подготовке краевых и территориальных программ развития .

    3. Министерству экономического развития и внешних связей края ():

    3.1. Обеспечить постоянный мониторинг хода реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года и при необходимости вносить соответствующие предложения по ее корректировке.

    3.2. Разместить на официальном сайте Правительства Хабаровского края Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

    4. Министерству экономического развития и внешних связей края совместно с отраслевыми министерствами края разработать и внести на утверждение проект постановления Правительства Хабаровского края "Об Основных направлениях деятельности Правительства края на период до 2013 года".

    Срок - II квартал 2009 г.

    Крупнейшие города - административная столица края г. Хабаровск (577,3 тыс. жителей, 2 место в ДФО), г. Комсомольск-на-Амуре (272,4 тыс. жителей, 3 место в ДФО).

    Физическая карта

    Рисунок не приводится.

    2.2. Природно-климатические условия и туристско-рекреационный потенциал

    Большую часть территории края занимают горы, образующие горные хребты Сихотэ-Алинь, Джугджур, Баджал. Максимальная высота - 2933 м. В крае насчитывается около 1,5 тыс. больших, средних и малых рек, в том числе одна из крупнейших рек России - Амур, много больших и малых озер.

    Политико-административная карта

    Рисунок не приводится.

    В реках и озерах водится около 100 видов рыб. Фауна Хабаровского края насчитывает 70 видов млекопитающих и более 360 видов птиц. Лесами занято в крае более 51,2 млн. га.

    Климат Хабаровского края континентальный с хорошо выраженными муссонными чертами. Зима продолжительная и суровая, сухая и солнечная. Средняя температура воздуха в январе колеблется от -22 C° на юге, до -40 C° на севере; на побережье от -18 до -24 C°. Лето теплое и влажное , средняя температура июля на юге +22 C°, на севере +14 C°. Продолжительность безморозного периода на юге края составляет дней, в центральных и северных районах от 90 до 130 дней. Годовая сумма осадков колеблется от 400 мм на севере до 800 мм на равнинах.

    Туристско-рекреационный потенциал края обусловлен выгодным географическим расположением региона, его экономическим развитием, высокой концентрацией и разнообразием природных ресурсов, богатым культурно-историческим наследием.

    Территория края является уникальной по обилию необычных форм рельефа, рек, озер, сочетанию редких видов растений и животных и их сообществ, а также нетронутым природным ландшафтом. На территории края расположено около 250 памятников природы. Река Амур - одна из главных достопримечательностей края, в долине которой сосредоточено наибольшее количество природных, культурно-исторических туристских объектов.

    В крае насчитывается более 360 памятников культурного наследия, представляющих интерес для развития культурно-познавательного, этнографического туризма. Хабаровский край является одним из самых многонациональных регионов в России. Особый этнографический ареал образуют коренные малочисленные народы Севера: нанайцы, удэгейцы, ульчи, орочи, эвенки, нивхи и другие. Среди объектов этнографического туризма наиболее интересен уникальный археологический памятник "Петроглифы Сикачи-Аляна" (наскальные рисунки древних жителей, относящиеся к 12 тысячелетию до нашей эры).

    2.3. Потенциал природных ресурсов

    Минерально-сырьевая база

    Минерально-сырьевой потенциал является одним из основных конкурентных преимуществ края.

    Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых Хабаровского края в минерально-сырьевом потенциале Дальневосточного федерального округа составляет по платине - 50 процентов, золоту - 8 процентов, олову - 20 процентов, меди - 50 процентов, углю - 7,5 процента.

    Имеются значительные запасы цветных, редких металлов, строительных материалов . Выявлены также месторождения агрохимического сырья, цветных камней, минеральных подземных вод, лечебных грязей и минеральных красок.

    В крае выявлены площади, перспективные на вольфрам, минералы платиновой группы, нефть и газ.

    При этом следует отметить слабую геологическую изученность территории края. Геологическая съемка масштаба 1:50000, на стадии которой выявляется большинство месторождений и рудопроявлений, проведена всего на 35 процентах территории края, что характерно для Дальневосточного региона в целом.

    Водно-биологические ресурсы

    Основные рыбные ресурсы Хабаровского края представлены пресноводными и морскими гидробионтами.

    Пресноводные ресурсы Хабаровского края главным образом связаны с р. Амуром. Промысловое значение имеют более 30 видов рыб, 20 из которых имеют высокую товарную ценность. Это тихоокеанские проходные лососи (кета, горбуша, голец-мальма, сима), осетровые (калуга и амурский осетр), некоторые виды крупного частика (щука, сазан, верхогляд, сом, толстолоб, таймень, ленок, сиг, желтощек, лещ). Ежегодно во внутренних водоемах края изымается промыслом 5 - 9 тыс. тонн рыбы.

    В прибрежных водах Татарского пролива и Охотского моря добываются лососевые, тихоокеанская сельдь (нерестовая), мойва, камбала, ламинария, крабы. Ежегодный объем вылова водных биоресурсов в прибрежной зоне составляеттыс. тонн.

    Водные ресурсы

    Водообеспеченность населения края одна из самых высоких в России - около 330 тыс. куб. м на человека. В крае насчитывается около 206 тыс. рек, включая мельчайшие и самые малые, общей длиной более 550 тыс. км с общим стоком почти 400 куб. км в год. Главная водная артерия - река Амур - одна из крупнейших рек России, занимающая по водности четвертое место после Енисея, Лены и Оби. Устье реки доступно для морских судов, которые могут подниматься по большой воде до г. Хабаровска.

    Минерально-сырьевые ресурсы

    Рисунок не приводится.

    Гидроэнергетический потенциал рек Хабаровского края составляет 23 млрд. кВт. ч в год.

    В крае насчитывается более 58 тыс. больших и малых озер с общей площадью водного зеркала около 4 тыс. кв. км. Крупнейшие из них находятся в бассейне реки Амура: Болонь, Орель, Чукчагирское. В крае находится часть Бурейского водохранилища площадью 373 кв. км, имеется 2 водохранилища объемом более 1 млн. куб. м каждое.

    Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод на территории Хабаровского края составляют около 48 млн. куб. м в сутки. Всего в крае разведано около 40 месторождений.

    Среди минеральных вод наиболее распространены углекислые и азотные воды. Наиболее известны три месторождения минеральных вод: Анненские термальные источники, Тумнинское и Мухенское.

    Земельные ресурсы

    По результатам комплексного исследования конкурентоспособности регионов, выполненному в 2008 году автономной некоммерческой организацией "Институт региональной политики" при поддержке Министерства региональной политики Российской Федерации, Хабаровский занял 19 место из 82 субъектов Российской Федерации, по которым проводились исследования, и вошел в группу лидеров конкурентоспособности.

    По исследованиям, проведенным в 2007 году Институтом развития информационного общества при поддержке Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Хабаровский край занял 10 место в рейтинге готовности регионов России к информационному обществу.

    Географическая структура экспорта и импорта

    Хабаровского края в 2007 году (процентов) <*>

    Рисунок не приводится.

    <*> Без учета экспорта нефтепродуктов, произведенных на территории края.

    Основными торговыми партнерами края являются КНР, Япония, Республика Корея, Сингапур, США, Вьетнам, на долю которых приходилось более 80 процентов от общей стоимости внешнеторгового оборота края.

    Крупнейшими краевыми экспортерами в последние годы были ООО "РН - Комсомольский НПЗ", ООО "Альянс-Хабаровск", ООО "Хабаровская топливная компания", ОАО "Амурметалл", ЗАО "Смена-Трейдинг", ООО "Дальвторсырье", ОАО "Хабаровский судостроительный завод", ЗАО "Флора", "Аркаим".

    В структуре краевого импорта наибольший удельный вес приходится на текстиль, текстильные изделия и обувь, машины и оборудование.

    За последние 7 лет макроэкономическая ситуация в крае характеризовалась следующими темпами прироста производства товаров и услуг, инвестиций в экономику и социальную сферу (таблица N 1).

    Таблица N 1

    ┌────────────────────────────────┬──────────┬───────────┬─────────────────┐

    │ │Российская│Хабаровский│ Дальневосточный │

    │ │Федерация │ край │федеральный округ

    │ ├──────────┴───────────┴─────────────────┤

    │ │ 2007 год к 2000 году (процентов) │

    └────────────────────────────────┴────────────────────────────────────────┘

    Валовой внутренний продукт - 162,8 148,3 155,3

    сумма регионов (валовой

    региональный продукт)

    Индекс промышленного 148,6 134,9 151,1

    производства

    Инвестиции в основной капитал 226,7 226,6 в 3,2 раза

    Для повышения прозрачности взаимодействия между органами исполнительной власти края и гражданским обществом в крае создаются отдельные элементы "электронного правительства ".

    В 2008 году введены в эксплуатацию Web-сайт "Нормативно-правовые акты Хабаровского края", где размещены действующие акты Губернатора и Правительства Хабаровского края с 2005 года, и информационный портал государственных услуг, на котором представлены сведения по более 80-ти государственным услугам, оказываемым гражданам, и более 70-ти государственным услугам, оказываемым организациям. Создан раздел "Административные регламенты государственных услуг (функций)", в котором размещены утвержденные административные регламенты , проекты предлагаемых административных регламентов, по которым население и организации могут дать свои замечания. За 10 месяцев 2008 года отмечено 128 тыс. посещений страниц этого раздела.

    Предприятия и организации широко используют раздел "Закупки" Web-сайта Правительства края, где размещается информация по процедурам заказов (извещения, протоколы и прочее) на поставки товаров, выполнения работ , оказания услуг для государственных и муниципальных нужд Хабаровского края. В 2007 году было зафиксировано 1,46 млн. посещений страниц этого раздела.

    На данном Web-сайте для предпринимателей и инвесторов размещена информация о наличии свободных для организации или расширения бизнеса на предполагаемых к продаже или сдаче в аренду производственных площадей.

    С 2002 года действует сайт "Малый бизнес Хабаровского края", где размещается информация, интересующая предпринимателей (нормативно-правовая, аналитическая, статистическая и др.).

    Сильные стороны 1. Экономико-географическое положение 2. Наличие богатого по структуре и масштабам природного потенциала. 3. Высокая обеспеченность территориями для хозяйственного развития. 4. Наличие диверсифицированного экономического комплекса. 5. Приток капитала национальных финансовопромышленных групп и международных корпораций в экономику края. 6. Высокий образовательный ценз населения. 7. Наличие развитой системы профессионального образования. 8. Политическая и социальная стабильность.

    Слабые стороны 1. Чрезмерно большое экономическое расстояние по отношению к наиболее заселенным и экономически развитым регионам европейской части Российской Федерации. 2. Нерациональное использование потенциала природных ресурсов. 3. Недостаток территорий для сплошного хозяйственного освоения, в том числе большая доля северных территорий, нехватка сельскохозяйственных угодий и пашни, экстремальные климатические условия на большей части региона. 4. Сравнительно низкая конкурентоспособность обрабатывающего сектора промышленности и сельского хозяйства, в том числе из-за высоких энергетических тарифов и транспортных издержек. 5. Недостаточный уровень развития производственной, транспортной и социальной инфраструктуры. 6. Сокращение численности населения. 7. Сравнительно низкий уровень жизни.

    Возможности 1. Формирование эффективной государственной региональной социально-экономической политики: - создание специальных экономических, социальных и финансовых стимулов развития экономики и бизнеса в ДФО; - создание механизма активной инвестиционной политики в отношении ДФО; - стимулирование привлечения и закрепления экономически активного населения. 2. Формирование территориальных зон транспортно-промышленного развития на Дальнем Востоке, в том числе формирование промышленно-сервисной дуги на юге Дальнего Востока, создание контактной зоны с сопредельными экономиками Северо-Восточной Азии, а также интенсивного развития Северного широтного экономического пояса с созданием интегрированных производственно-транспортных зон. 3. Обслуживание международных транспортно-энергетических коридоров и инфраструктурно-инженерных проектов.

    Угрозы 1. Превращение края в сырьевой придаток развивающихся стран Северо-Восточной Азии. 2. Демографическое опустынивание территории в связи с разрушением населенческого потенциала, миграционным оттоком. 3. Потеря трудового потенциала (старение кадров, отток квалифицированных работников из-за увеличивающегося разрыва в уровне и качестве жизни с европейскими регионами Российской Федерации). 4. Резкое увеличение вероятности экологических и природных катастроф, в том числе из-за прогрессирующих трансграничных загрязнений бассейна р. Амура, лесных пожаров и так далее. 5. Высокий уровень криминогенности, в том числе в экономике.

    Ключевыми принципами и направлениями социально-экономической политики края являются: - формирование среднего класса с уровнем доходов не менее шести прожиточных минимумов, снижение уровня бедности населения; - формирование условий по развитию образования, медицинского обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства; улучшению экологической обстановки; - развитие кадрового потенциала, сокращение дефицита квалифицированных кадров; - создание благоприятного инвестиционного климата в крае, принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности отраслей экономики; - устранение инфраструктурных ограничений: повышение эффективности и надежности энергетической системы, совершенствование структуры топливного баланса, развитие транспортной системы, современных видов связи; - развитие малого и среднего предпринимательства, снижение уровня административных барьеров, препятствующих вхождению на рынок, содействие развитию предпринимательских структур; - содействие развитию рыночных и финансовых институтов, финансовой инфраструктуры; - проведение инвестиционной политики на основе последовательной реализации интересов и приоритетов Хабаровского края на принципах федерализма, разделения властей и собственности, самостоятельности хозяйствующих субъектов, их самофинансирования, равноправной конкуренции, а также целесообразного субсидирования и господдержки социально важных проектов; - формирование региональной инновационной системы, включающей необходимую инфраструктуру, венчурный фонд, кадровое и нормативно-правовое обеспечение; - опора на частные (негосударственные) источники капитальных вложений в развитие базовых предприятий промышленности, транспорта, связи, торговли

    Ключевыми мерами реализации Стратегии будут являться: 1. Развитие нормативно-правовой базы края, направленной на повышение эффективности реализации социально-экономической политики. 2. Повышение эффективности государственного управления, содействие развитию местного самоуправления, взаимодействие гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти: 3. Повышение эффективности использования бюджетных средств: 4. Создание благоприятных условий для ведения бизнеса, развития деловой и инвестиционной активности 5. Разработка и эффективная реализация краевых целевых программ, участие и содействие в разработке и реализации программ развития экономических видов деятельности. 6. Реализация важнейших перспективных инвестиционных проектов и предложений, планируемых к реализации на период до 2025 года. 7. Активное участие в разработке и реализации федеральных целевых и ведомственных программ 8. Активное привлечение в экономику края инвестиций федеральных институтов развития (Инвестиционный фонд Российской Федерации, Банк развития Российской Федерации, организация особых экономических зон и др.). 9. Меры по формированию условий и стимулов, направленных на укрепление и развитие человеческого капитала 10. Формирование общественного мнения и укрепление гражданского общества

    Показатель ВРП Инвестиции в основной капитал Среднегодовой темп роста за 2016 темп роста за 2008 – 2015 гг. – 2025 гг. Уровень развития экономики 105, 2 109, 0 107, 3 109, 0 110, 5 109, 8 2025 год к 2007 году 355, 0 537, 5 Индекс промышленного производства Валовая продукция сельского хозяйства 106, 5 109, 1 107, 9 391, 0 103, 0 101, 7 102, 3 149, 5 Оборот розничной торговли Грузооборот транспорта Услуги связи 106, 3 106, 7 106, 5 311, 8 111, 2 102, 9 106, 5 309, 4 108, 4 Уровень жизни населения 108, 5 108, 2 110, 2 577, 3 108, 4 423, 2 109, 6 107, 8 387, 5 Реальные денежные доходы населения Реальная начисленная заработная плата 112, 6 106, 5

    Единица измерения Среднегодовая численность населения Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, в процентах к общей численности Доля среднего класса в процентах к общей численности населения Соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума Рождаемость на 1 тыс. населения Ожидаемая продолжительность жизни при рождении Смертность на 1 тыс. населения Уровень безработицы зарегистрированной по методике МОТ 2007 год 2015 год 2025 год тыс. чел. 1404, 6 1398, 0 1500, 0 процентов 15, 5 12, 5 7, 5 - " - 20, 0 27, 0 50, 0 раз 2, 8 4, 5 8, 7 11, 6 12, 2 10, 9 лет 64, 8 66, 0 72, 0 14, 2 14, 0 12, 0 процентов 5, 9 4, 9 2, 9

    Хабаровский край, как и его южный сосед Приморский край, -- наиболее развитые в экономическом отношении регионы Дальнего Востока. В крае создана многоотраслевая экономика, базирующаяся на использовании богатых и разнообразных природных ресурсов, значительного демографического потенциала, выгодного экономико-географического положения. Ее основу составляют промышленность и транспорт. Хабаровский край располагает самым крупным на Дальнем Востоке и разнообразным по отраслевому составу машиностроительным комплексом, в котором велика роль находящихся на высоком техническом уровне оборонных отраслей -- авиационной и судостроительной. Здесь получили развитие также электротехническое и энергетическое машиностроение, производство подъемно-транспортного оборудования и некоторые другие отрасли. С машиностроительным комплексом связана черная металлургия (производство стали и проката). В цветной металлургии доминируют добывающие производства: добыча золота, платины, оловянно-полиметаллических руд. Действует завод по переработке алюминиевого лома. Созданы новые центры добычи драгоценных металлов в Охотском и Аяно-Майском районах. Край вышел на третье место в России по добыче драгоценных металлов .

    В Хабаровском крае сформировался и самый крупный в экономическом районе лесной комплекс, включающий лесное хозяйство, отрасли промышленности по заготовке и обработке древесины, ремонтно-механические предприятия, научные и проектно-конструкторские учреждения. По объему лесозаготовок край занимает в стране третье место.

    Топливно-энергетический комплекс Хабаровского края включает нефтеперерабатывающую промышленность общерегионального значения, добычу угля, электроэнергетику. Основу электроэнергетики составляют несколько городских ТЭЦ и разветвленная сеть линий высоковольтной электропередачи, которые входят в состав Единой энергетической системы юга Дальнего Востока. Особенностью ТЭК края является сильная зависимость его от поставок дальнепривозного топлива. Поэтому в последние годы большое внимание уделяется газификации (на базе сахалинского газа), развитию угольной промышленности, в том числе и путем создания малых разрезов.

    Хабаровский край занимает ключевые позиции в единой транспортной сети Дальнего Востока. Здесь получили развитие все основные виды транспорта. Ведущую роль среди них играет железнодорожный транспорт (Транссиб, БАМ). Морской транспорт представлен крупнейшим в стране Ванинским и несколькими более мелкими торговыми портами. Внутренние водные пути обслуживает Амурское речное пароходство, суда которого работают и на морских линиях. В последние годы большое внимание уделяется строительству автомобильных дорог. Создается магистраль федерального значения "Чита -- Хабаровск -- Находка" с уникальным железнодорожно-автомобильным мостовым переходом через р. Амур у Хабаровска; строятся дороги -- Лидога-Ванино, Селихино-Николаевск-на-Амуре, Аян-Нелькан. Воздушный транспорт располагает одним из крупнейших в России Хабаровским международным аэропортом, действует развитая сеть местных авиалиний. В ближайшие годы должен получить дальнейшее развитие трубопроводный транспорт: сооружается мощный газопровод для транспортировки газа с острова Сахалин.

    Важнейшую роль в развитии экономики края играют природные ресурсы. На территории края имеются залежи каменного и бурого угля. Промышленные запасы каменного угля превышают 1 млрд. тонн, прогнозные ресурсы коксующихся углей - 4 млрд. тонн. Бурый уголь расположен в Среднеамурском бассейне с прогнозными ресурсами - 7 млрд. тонн. В крае выявлено Адниканское месторождение углеводородного сырья в пределах Верхнебуреинской впадины. Перспективны Аянская, Южно-Кухтуйская, Охотская впадины и Северо-Сахалинский прогиб Охотского шельфа.

    Предварительная оценка ресурсов нефти и газа составляет 500 млн. тонн. Хабаровский край - один из крупнейших поставщиков оловянного сырья. Имеются семь крупных оловорудных районов. Добыча и обогащение оловянных руд ведется в Комсомольском рудном районе. Месторождения руды комплексные, содержат промышленные концентрации олова, меди, серебра, вольфрама, висмута, индия.

    Поисково-оценочными работами определены перспективы разработки месторождений титаносодержащих комплексных руд.

    Сырьем для алюминиевой промышленности могут стать алунитовые руды в Нижнем Приамурье. Кроме глинозема из них попутно могут производиться калийные удобрения, серная кислота, коагулянт. Запасы руд практически не ограничены.

    В пределах Буреинского и Ингилийского массивов выявлен бериллий. В Аяно-Майском районе найдены крупные запасы циркония. В Удско-Шантарском рудном районе есть проявления фосфоритов, их суммарные ресурсы оцениваются в 90 млн. тонн пятиокиси фосфора.

    Крупные запасы апатитовых руд сосредоточены в Джугджурском и Баладекском массивах. Попутно могут извлекаться титан, ванадий, железо и полевошпатовый продукт. Прогнозные ресурсы комплексных руд составляют около 100 - 130 млрд. тонн.

    Железные руды сосредоточены в двух железнорудных районах: Джугджурском (ресурсы оцениваются в 6,6 млрд. тонн) и Удско-Селемджинском (1,6 млрд. тонн). Марганцевые руды широко распространены в Удско - Шантарском районе. Прогнозная оценка ресурсов - 30 млн. тонн. Хромитовые руды встречены в породах Кондерского месторождения платины.

    В пределах Хабаровского края добывается золото, главным образом из россыпей. Прогнозные ресурсы коренного золота в 5 - 6 раз превышают сумму разведанных запасов. В комплексных золотосеребряных, полиметаллических и других рудах содержится серебро.

    Кроме перечисленных видов минерального сырья в крае имеются цеолиты, каолиновое сырье, цементное сырье, базальты и др. Значительны запасы минерально-строительного сырья, а также камней самоцветов, агатов, яшмы, халцедонов, ряда других поделочных и облицовочных разновидностей камней. В болотах и озерах значительны запасы торфа и сапропеля.

    Разведаны и эксплуатируются месторождения термальных и питьевых минеральных вод.

    Приоритетными направлениями развития минерально-сырьевой базы края являются поиск и разведка коренных месторождений благородных металлов, олова, меди, угля, редких и редкоземельных металлов, освоение перспективных нефтегазоносных площадей на материковой части в пределах континентального шельфа .

    Так как Хабаровский край является одним из крупнейших производителей оловянных концентратов активно развивается промышленная добыча данного сырья. Кроме олова в крае добывается медь. В настоящее время находятся в эксплуатации месторождения оловянно-полиметаллических руд Комсомольского рудного района: Фестивальное, Перевальное (расположены в 60-80 км к западу от Комсомольска-на-Амуре), Правоурмийское (расположено в Верхнебуреинском районе) месторождения оловянных руд Баджальского рудного района (в 40-70 км от БАМа).

    Подготовлены к эксплуатации следующие месторождения: Соболиное (расположено в 80 км к северо-западу от Комсомольска-на-Амуре), Ближнее (расположено в Верхнебуреинском районе). Большая часть месторождений расположены в относительно освоенных районах, что сокращает затраты на строительство объектов инфраструктуры.

    Добыча золота и платины составляет основу горнорудной промышленности Хабаровского края. Золото в крае добывается уже более 130 лет, платина - начиная с 1990 года. Хабаровский край по объему добычи золота входит в пятерку среди золотодобывающих регионов России.

    Основные перспективы развития горнодобывающей отрасли Хабаровского края связаны с освоением рудных месторождений.

    Добычу драгоценных металлов ведут более 20 предприятий. Крупнейшими из них являются ЗАО "Артель старателей "Амур", ЗАО "Многовершинное", ОАО "Охотская горно-геологическая компания", ОАО старателей "Дальневосточные ресурсы", ООО "РосДВ" .

    При относительно больших темпах добычи золота общий объем проводимых геологоразведочных работ все же не превышает 30-35 % требуемого объема.

    В крае сформирован мощный промышленный комплекс, представленный таким отраслями как металлургия, химическая промышленность, нефтепереработка и многими другими.

    Основу металлургического комплекса Хабаровского края составляет предприятие - ОАО "Амурметалл". Предприятие применяет современные технологические процессы и оборудование, осуществляет программу модернизации производства и внедряет передовые системы управления качеством.

    В 2006 году произведено 804,8 тыс. тонн стали и 746,8 тыс. тонн проката, что выше уровня предшествующего года на 2,5 %.

    Машиностроение и металлообработка представляет собой уникальный по своим возможностям комплекс. В его состав входят заводы, ориентированные на выпуск многих видов машиностроительной продукции - от судов и самолетов различных классов до технологической оснастки. Сердцевиной комплекса являются оборонные предприятия. Входящие в ее состав предприятия готовы осуществить поставки на внешний рынок, в том числе в страны Юго-Восточной Азии, современных боевых кораблей различного назначения, десантных кораблей на воздушной подушке, боевых самолетов марки "СУ", не уступающих, а по многим характеристикам превосходящих лучшие зарубежные аналоги. Большие возможности имеются по поставкам боеприпасов к стрелковому оружию и другим системам.

    Главные мощности судостроения располагаются в г. Комсомольске-на-Амуре (ОАО "Амурский судостроительный завод"), г. Хабаровске (ФГУП "Хабаровский судостроительный завод"). Предприятие по ремонту судов расположено в г. Советская Гавань (ООО "Совгаванская судоремонтная компания"); производству судового оборудования в г. Хабаровске - ОАО "Хабсудмаш" (палубные механизмы, лебедки, краны судовые и пирсовые, водоопреснители, водоструйные эжекторы).

    На судостроительных предприятиях края организация производственного процесса, оборудование, производственные мощности, применяемые технологические процессы и технологии позволяют осуществлять строительство морских, речных судов, судов с динамическими принципами поддержания на воздушной подушке, судов на подводных крыльях, океанских траулеров и рефрижераторов, прогулочных маломерных судов и других.

    ОАО "Амурский судостроительный завод" осуществляет строительство сухогрузов типа "река-море", танкеров-химовозов, транспортно-буксировочных судов, морских буксиров-спасателей, судов сейсморазведки. На предприятии построено плавучее основание передвижной буровой платформы "Моликпак", модуль заводнения и энергетический модуль для нее, осуществлены ремонт и модернизация нефтедобывающей платформы "Орлан" для освоения нефтеносного шельфа о.Сахалин.

    Авиастроительная отрасль представлена ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиционное производственное объединение" им. Ю.А.Гагарина. По конверсионной программе на предприятии созданы легкие многоцелевые самолеты нового поколения, отвечающие современным требованиям и обладающие высоким экспортным потенциалом:

    · Бе-103 - 4-5 местный самолет-амфибия, предназначенный для работы в регионах с большими акваториями.

    · СУ-80 - 30-ти местный многофункциональный грузопассажирский самолет для местных авиалиний.

    Предприятие определено как основной изготовитель среднемагистральных лайнеров Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100) при участии таких ведущих авиастроительных компаний, как "BOEING", "CHEKMA", что будет способствовать продвижению самолетов на внешний рынок, дальнейшей модернизации производства, внедрению новейших технологий .

    Технологические возможности заводов Хабаровского края выходят далеко за рамки сегодняшней номенклатуры продукции. Все это позволяет утверждать, что обрабатывающие производства могут делать многое из того, что нужно нефтяникам и газовикам Сахалина, осваивающим богатейшие запасы углеводородного сырья, которые хранит континентальный шельф; алмазодобывающей промышленности республики Якутия (Саха), золотодобывающей - Магадана, Чукотки и Амурской области, рыбной - Камчатки, Сахалина, Приморья. К тому же технологическое оборудование, комплектующие, конструкционные материалы требуются транспортному комплексу.

    При оценке инвестиционного потенциала края следует учитывать, что машиностроительный комплекс опирается на мощный научно-исследовательский и проектно- конструкторский потенциал края - в этой сфере могут быть выполнены исследования и разработки по многим направлениям.

    Одной из приоритетных составляющих экономики края является лесопромышленная деятельность. На лесопромышленных предприятиях работают около 18 тысяч человек. В объеме полученной валютной выручки доля продукции лесопромышленного комплекса составляет около 20 процентов.

    Основная часть заготовленной древесины направляется на экспорт. В последние годы в географии лесного экспорта края происходят значительные изменения.

    Если в 1998 году экспортные поставки в Японию составляли 79 %, Республику Корею - 8,9 %, Китай - 7,3 %, то к 2006 году это соотношение существенно изменилось: Япония - 28 %, Республика Корея - 11 %, Китай - 61 %.

    Свыше 90 % продукции отрасли идет на экспорт. Преобладающим товаром в экспортированной из края лесопродукции остаются необработанные лесоматериалы; их доля составляет 95-97 % от общего объема поставок.

    Губернатором края перед лесопромышленным комплексом поставлена задача - повышение бюджетной эффективности работы предприятий лесной промышленности за счет расширения и углубления переработки и, в целом, более рационального использования лесных ресурсов. Основные направления развития отрасли на период до 2010 года .

    Политика Правительства края в области лесопользования направлена на создание условий для опережающего развития деревообрабатывающих производств, в том числе глубокой переработки древесины, повышения эффективности на этой основе использования лесных ресурсов, совершенствование структуры экспорта.

    В июне 2005 года Правительством края утверждены основные направления развития отрасли до 2010 года, предусматривающие рациональное и наиболее полное использование лесных ресурсов края.

    К 2010 году планируется ввод мощностей на 275 тысяч кубометров пиломатериалов, на 180 тыс. кубометров по выпуску плит МДФ, на 300 тыс. тонн по производству ХТММ, на 90 тыс. кубометров по производству лущеного шпона, на 150 тыс. кубометров по производству плит ДСП, на 100 миллионов рублей по производству мебели.

    При ежегодном приросте объемов заготовки, вывозки древесины и производства круглых лесоматериалов в пределах 1-3 % в год к концу 2010 года отрасль будет способна перерабатывать около 4,5 миллионов кубометров древесного сырья при вводе в действие указанных мощностей.

    Реализация намеченных направлений развития отрасли позволит значительно повысить роль лесной отрасли в решении задач стратегического развития края. В том числе добиться изменения структуры экспорта лесопродукции за счет увеличения доли поставок продукции переработки древесины.

    Таблица 1.2 - Прогноз развития лесопромышленного комплекса до 2010 года

    Энергетика -- пожалуй, главное препятствие, которое может помешать Хабаровскому краю стать экономически самодостаточным регионом. Препятствие, доставшееся в наследство от прежней системы хозяйствования. Топливо для электростанций везли издалека, из глубинных районов России - сегодня высокие транспортные тарифы тяжелым грузом ложатся на себестоимость промышленной продукции края.

    Это препятствие устранимо. Край располагает достаточными запасами твердого энергетического топлива - каменных и бурых углей. При этом их месторождения расположились таким образом, что позволяют обеспечивать не только основную промышленную зону на юге края, но и питать небольшие электростанции вблизи северных промзон - таких, как Охотск. Но не только уголь есть в крае - поблизости Сахалинский шельф с богатейшими запасами нефти и газа. И Сахалинский регион, нуждающийся как в нефтепродуктах, так и в оборудовании для освоения шельфа. И то и другое ему может дать Хабаровский край, располагающий как нефтеперерабатывающими заводами в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, единственными на Дальнем Востоке, так и уникальным машиностроительным комплексом. Есть, таким образом, здоровая экономическая основа для регулярного получения с Сахалина достаточного количества высокоэффективного топлива .

    Совокупные запасы местного топлива таковы, что позволяют обеспечить не только существующие электростанции, но и строить новые, освобождаясь от необходимости в привозном топливе.

    Хабаровский край - индустриальный центр Дальневосточного региона. В структуре экономики значительное место занимают энергоемкие отрасли, обширный комплекс разнообразных предприятий социальной сферы. Общая потребность края в электроэнергии - около 8,0 миллиардов кВтч, в тепловой энергии - более 17 миллионов Гкал.

    Основным производителем электрической и тепловой энергии в крае является "Хабаровская генерация" филиал ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" (ОАО "ДГК") образованный в 2007 году на базе акционерного общества открытого типа "Хабаровскэнерго", в соответствии с решением Совета директоров РАО "ЕЭС России" о реформировании электроэнергетики Дальнего Востока.

    ОАО "ДГК" имеет прямые электрические связи с объединенной энергосистемой Востока.

    В настоящее время в состав ОАО "ДГК" входят 7 тепловых электростанций. Установленная электрическая мощность "Хабаровской генерации" -2289,58 МВт, или 39,2 % от общей установленной электрической мощности ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", установленная тепловая мощность- 6521,4 Гкал/час или 51,6 % соответственно.

    К первоочередным задачам реконструкции топливно-энергетического комплекса края и всего Дальневосточного региона следует отнести:

    · ускорение строительства и ввод энергоблоков Бурейской ГЭС - ввод этого объекта позволит снизить прессинг высоких энергетических тарифов на предприятия и население;

    · наращивание мощностей АО "Хабаровскэнерго" - строительство второй очереди Хабаровской ТЭЦ-3 (ввод энергоблоков №4,5) в Хабаровске;

    · замену устаревшего оборудования на Хабаровских и Николаевской ТЭЦ;

    · ввод и замена электросетевых объектов;

    · ремонт распределительных электро- и теплосетей.

    Проектом строительства второй очереди Хабаровской ТЭЦ-3 предусматривается сооружение двух энергоблоков суммарной мощностью: по электрической энергии - 270 мВт, по тепловой энергии - 475 Гкал./час Предлагаемый проект может быть реализован в несколько этапов в течение пяти лет. Общие затраты на строительство составят 500 миллиона USD .

    Замена устаревшего оборудования связана со строительством распределительного газопровода на Хабаровские и Николаевскую ТЭЦ и перевод на газ энергетического оборудования. Общий объем инвестиций до 2010 года может составить более 1,7 млрд. рублей.

    Развитие новых мощностей электросетевых объектов края предусматривает строительство более 380 км высоковольтных сетей высокого напряжения, подстанций общей мощностью около 300 МВА. Общий объем инвестиций до 2010 года может составить почти 2,5 млрд. рублей.

    Строительство второй очереди Хабаровской ТЭЦ-3 пользуется поддержкой Правительства Хабаровского края, инвесторам могут быть предоставлены дополнительные гарантии и льготы в соответствии с законодательством.

    Принятие краевого Закона "Об энергосбережении в Хабаровском крае" и постановления Губернатора Хабаровского края "Об утверждении временного порядка консолидации и использования средств, предусмотренных на финансирование энергосберегающих мероприятий потребителей электрической и тепловой энергии открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" создало правовую основу для формирования структур и условий, обеспечивающих реализацию мероприятий по энергосбережению и эффективному использованию энергоресурсов в производственной, социальной и жилищно-коммунальной сферах.

    Возникает реальная перспектива снизить на 30-50% долю энергетической составляющей в себестоимости товарной продукции, выпускаемой предприятиями края. Для этого необходимо:

    · добиться рационального использования топлива и усовершенствовать структуру его потребления на ТЭЦ акционерного общества "Хабаровскэнерго";

    · снизить потери при производстве, преобразовании и распределении тепловой и электрической энергии в рамках централизованной энергосистемы края;

    · на основе повсеместной инвентаризации, стандартизации и технико-экономического обследования основных энергопотребляющих объектов создать условия для повышения эффективности использования энергии в производственном и непроизводственном секторах экономики;

    · организовать обязательное использование средств учета и регулирования тепловой и электрической энергии;

    · использовать альтернативные, возобновляемые и нетрадиционные источники энергии, включая ветроэнергетику, малые ГЭС, тепловые насосы и т.п.

    В последнее время расширены исследования по использованию в северных районах края возобновляемых видов энергии, и в первую очередь энергии ветра и малых рек .

    Уровень поставок газа в Хабаровский край к 2010 году может увеличиться до 3,0 миллиардов куб. м в год, за счет освоение газовых месторождений в рамках проекта "Сахалин-1".

    Рост уровня газификации края в первую очередь связан с реализацией первой очереди Программы "Газификация Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев" - строительство магистрального газопровода "Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск", протяженностью 502,3 километра, стоимость которого оценивается в 13,2 млрд. рублей.

    Практически к 2010 году газ может занять доминирующее место в топливном балансе Хабаровского края. Выявленные запасы газа позволяют обеспечивать его устойчивое поступление в течение многих десятилетий, появится возможность сбалансировать тарифы на тепловую и электрическую энергию, снизить расходы на производство энергии промышленных предприятий и коммунально-бытовых потребителей, существенно повысить конкурентоспособность выпускаемой предприятиями продукции, улучшить социально-бытовые условия населения и состояние экологической обстановки, особенно воздушного бассейна.

    В настоящее время средняя дальность завоза угля из других регионов составляет- 2000-4000 км., при этом железнодорожные тарифы превышают стоимость топлива в 1,5-2 раза.

    В то же время край имеет собственные богатые месторождения угля, и совершенствование их разработки позволит на 70 % удовлетворить потребность в нем.

    В основном, прирост добычи предусматривается за счет разработки Ургальского каменноугольного месторождения.

    Реализация программы развития угледобывающих предприятий предусматривает до 2005 года освоение перспективных запасов данного месторождения с достижением добычи 3 млн. тонн угля в год.

    Важнейшим объектом транспортного строительства в крае является завершение строительства (второй очереди) совмещенного железнодорожно-автомобильного перехода через реку Амур у города Хабаровска под двухпутное железнодорожное движение. К настоящему времени сдана в эксплуатацию первая очередь моста (под 1 железнодорожный путь) и автомобильные подходы к нему в виде автоэстакад протяженностью 1,5 км. Для завершения строительства (второй очереди) мостового перехода необходимы инвестиции 100 млн. долларов США.

    Острой для края остается проблема обновления воздушных судов, обеспечивающих полеты на международных авиалиниях. Проблема решается через приобретение на условиях финансового лизинга 5 новых отечественных магистральных самолетов ТУ-214 авиапредприятием "Дальавиа". Для полноценного развития данного направления необходимы инвестиции в размере до 100 млн. долл. США .

    Сохранение и развитие малой авиации на северных трассах зависит от обновления парка современными воздушными судами с высокой топливной эффективностью на основе лизинга, либо аренды. Потребность в инвестициях - 15-20 млн. долл.

    Для усиления транзитного экономико-географического положения края необходима модернизация международного аэропорта в Хабаровске, включающая реконструкцию основной искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП-2) под параметры, отвечающие мировым стандартам.

    В Хабаровском крае активно создаются и развиваются финансовые институты. Банковская система Хабаровского края насчитывает 5 действующих коммерческих банков с 5 филиалами и 25 филиалов банков других регионов РФ. Международные корреспондентские отношения установлены с более чем 30 иностранными банками.