Гос регулирования рф. Особенности государственного регулирования экономики в россии

В современных условиях под государственным регулированием экономики в рыночном хозяйстве понимается система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически, или разрешаемые в отдаленном будущем, причем снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых задач: фирмы, регионы, отрасли, сектора экономики, хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, цены), глобальный (социальные отношения, экология), наднациональный (отношения с другими странами).

Генеральной целью государственного регулирования экономики является обеспечение благосостояния общества, экономической и социальной стабильности, укрепление существующего строя внутри страны, адаптация его к изменяющимся условиям. При смешанной экономике государственное регулирование экономики должно обеспечить эффективное функционирование национального хозяйства в тех направлениях, которые не могут быть решены с помощью рыночного механизма.

От этой генеральной цели распространяется дерево опосредующих конкретных целей или направлений государственной экономической политики, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики, на которые они направлены, а также друг с другом, хотя они и неодинаковы по значению и масштабам. Одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Так, цель - обеспечение занятости - направлена на объект - занятость, но она связана с созданием условий для накопления капитала, секторальной, отраслевой и территориальной структурами хозяйства, подготовкой и переподготовкой кадров.

Конкретные цели могут служить опосредующими для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Они частично перекрывают друг друга, какая-нибудь из них может оказаться более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной конъюнктуры, от выбранных правительством приоритетов. Любая из целей может содействовать или препятствовать достижению другой цели.

Положение отдельных целей или направлений государственного экономического регулирования в дереве целей нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из него, т.е. оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платежного баланса, роста внешней задолженности, уменьшения валютных резервов на первый план выходит первичная цель - оздоровление платежного баланса и подчиненные ей цели - привлечение капитала в страну, повышение конкурентоспособности национальных товаров на мировых рынках.

Цели государственного регулирования экономики зависят от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, ее структуры (современной и желаемой в будущем), меры включенности в международное разделение труда. Классический набор целей буржуазного государства - экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.

Государственное регулирование экономики должно быть увязано с регулированием других сторон жизни (политика, культура). Кроме того, государство обязано обеспечить права и свободы граждан, защиту от мафии и коррупции, соблюдение законности.

Главная граница государственного регулирования экономики - возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений.

Экономической основой государственного регулирования экономики является часть валового внутреннего продукта, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эта основа определяет формы вмешательства государства в экономику - прямое и косвенное вмешательство. Прямое государственное вмешательство в экономику - расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество, управление производственными предприятиями. Косвенное государственное вмешательство в экономику - управление экономикой с помощью различных мер экономической политики.

Обе эти формы тесно связаны друг с другом, однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается. Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться два - три столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со сложившейся централизованной экономической системой пытаются в ходе разгосударствления возродить с помощью государства (как это ни парадоксально звучит) тот самый мощный животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом - не убить в объятиях государства этот животворящий интерес.

Типы государственного регулирования - централизованно управляемая плановая экономика, крайний экономический либерализм (ничем не ограниченное частное предпринимательство), кейнсианская модель государственного регулирования, смешанное управление (великий неоклассический синтез), промежуточные формы (японская, шведская модели).

Государство выполняет свои функции, применяя различные инструменты, к которым рыночная система предъявляет определенные требования.

Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи.

Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по принципу «не мешай рынку».

В-четвертых, государство, применяя экономические регуляторы должно постоянно контролировать приносимые ими положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.

В-пятых, необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности регионов и субъектов экономической деятельности.

Хотя мировая хозяйственная практика знает немало комбинаций различных методов регулирования, их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов, предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономики.

Достижение целей экономической политики и реализация основных ее направлений обеспечиваются различными инструментами (административными и экономическими) государственного регулирования экономики.

Административные средства базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Так, меры запрета и разрешения могут принимать форму выдачи лицензий на занятие тем или иным видом деятельности. Когда власти заинтересованы, например, в прекращении нового промышленного строительства в историческом центре города, они просто прекращают выдачу лицензий на новое промышленное строительство вместо взимания штрафов и повышения налогов. Напротив, разрешение на ведение той или иной деятельности создает новые сферы приложения капитала, расширяет хозяйственную активность. К мерам принуждения относится то, что государственные органы развитых стран обязывают предпринимателей соблюдать определенные условия охраны труда, устанавливать очистные сооружения, организовывать производственное обучение молодежи.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям - изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.

В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора для субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский вклад, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости и т.д.) прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства привлечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.

Напротив, административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему. Тогда контроль становится всеобъемлющим, охватывая весь хозяйственный процесс - производство и его структуру, издержки, цены, качество продукции, заработную плату, прибыль и ее распределение и т.п.

Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданны, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Во-первых, жесткий государственный контроль монопольных рынков.

Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды. В этой сфере экономические регуляторы недостаточны и неэффективны, так как если погублено озеро или лес, то никакие финансовые санкции их не воскресят. Необходимы административные меры: консервация части национальных ресурсов, исключающая их коммерческую эксплуатацию, выделение природоохранных зон, в которых недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямое запрещение использования экологически вредных технологий.

В - третьих, разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением.

В-четвертых, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения - гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и т.п.

В-пятых, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.

За последние 20 лет в нашей стране сменились три модели государственного воздействия на экономику.

  • 1. Командно-административное управление в условиях социализма, основанное на жестком планировании, контроле и регулировании государством экономики страны.
  • 2. Либеральная система регулирования, которая ограничивала деятельность государства только теми функциями, которые обеспечивали «саморазвитие» экономики: разработка соответствующих законодательных и нормативных правил поведения и контроль за их выполнением.
  • 3. Либеральная система с усилением государственного регулирования в некоторых сферах, прежде всего обеспечивающих обороноспособность страны и развитие экспортного потенциала. Это достигается путем: предоставления государственных заказов, создания благоприятных условий для развития науки, перспективных отраслей экономики, обеспечения государственных гарантий масштабных кредитных и лизинговых сделок и т.п. при одновременном создании благоприятных условий для развития частного предпринимательства.

Сегодня регулирующую деятельность государства в России можно свести к нескольким основным функциям. Это, во-первых, составление индикативных планов-прогнозов, служащих основными ориентирами в отношении масштабов, пропорций и конечных целей развития производства с одновременным выявлением главных проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана.

Во-вторых, участие в управлении общественным производством путем принятия решений, непосредственно затрагивающих структуру хозяйства. Это прежде всего распределение централизованных инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, а также разработка программ свертывания неэффективных отраслей и производств, урегулирование возникающих социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата для привлечения частных инвестиций путем вложения государственных средств в развитие инфраструктуры.

Решения подобного рода, как правило, имеют обязательный характер, оформляются в виде законодательных актов, постановлений и т.п. В той или иной мере они существуют также в странах с развитой рыночной экономикой.

В-третьих, это разработка системы регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого правительственного контроля. Такие регуляторы (налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные льготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др.) призваны поддерживать стабильный характер экономического развития. Важнейшая регулирующая роль здесь принадлежит инструментам кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и сбалансированности внешних платежей.

Разумеется, соотношение между обозначенными тремя формами участия государства в управлении экономикой России может варьировать в зависимости от хозяйственной среды. Так, составление планов и прогнозов всегда являлось неотъемлемой чертой советской экономики.

Система государственного регулирования российской экономики опирается на законодательство различного уровня.

Высший уровень занимает Конституция, на базе которой строятся все остальные звенья правового механизма регулирования общества и экономики. Второй уровень образуют федеральные законодательные акты, построенные на базе Конституции.

Третий уровень составляют указы Президента и постановления Правительства страны, принятые на основе Конституции и федеральных законов.

Четвертый уровень образуют законодательные акты, принятые в регионах.

Пятый уровень составляют решения региональной исполнительной власти.

Шестой уровень занимают постановления местных законодательных органов (городских, районных, поселковых и т.п.).

Седьмой уровень охватывает решения местных административных органов. При этом законодательные акты и решения нижестоящих органов управления не должны противоречить вышестоящим.

Непосредственно на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, поведение экономических агентов (производителей, потребителей, государства и пр.), а также контроль за их исполнением.

Правовое регулирование экономики дополняется административным, система которого при переходе на рыночные принципы хозяйствования претерпела значительные преобразования и продолжает совершенствоваться.

В качестве основных задач административной реформы в России были выделены:

  • переход от отраслевой к функциональной системе управления;
  • сокращение численности разросшегося управленческого аппарата;
  • упорядочение структуры и функций Правительства, Администрации Президента, региональных органов управления и пр.

В соответствии с Конституцией России государственное руководство экономическим развитием страны осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Банк России, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации. Компетенция всех этих органов определена в Федеральном договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации.

К ведению федеральных органов относятся: принятие и изменение федеральных законов и контроль за их исполнением, определение принципов национальной экономической политики, в частности ценовой, правовых основ единого рынка, денежная эмиссия, федеральный бюджет, налоговое законодательство, внешнеэкономические отношения.

В рамках административной реформы создана трехуровневая система управления:

  • 1) министерства (за которыми закреплены правоустанавливающие и политические функции);
  • 2) федеральные службы (осуществляют контрольно-надзорные функции);
  • 3) федеральные агентства (выполняют правоприменительные функции, специализируются на предоставлении государственных услуг).

При этом важно не допускать, чтобы функции этих органов дублировались на различных уровнях управления, поскольку в подобной ситуации теряется весь смысл административной реформы.

В системе государственного регулирования особое место занимает Министерство экономики и внешней торговли России, которое не только непосредственно участвует в реализации социально-экономической стратегии государства, но и координирует усилия заинтересованных министерств и ведомств.

Оно осуществляет следующие функции:

Территориальные органы управления обладают всей полнотой государственной власти на подведомственной территории, являются самостоятельными участниками внешнеэкономических связей, ведают вопросами пользования и распоряжения природными ресурсами, регулируют отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления, минимальных социальных стандартов и т.д.

Для более эффективного обеспечения административно-правового регулирования и координации деятельности субъектов, устранения противоречий между конституцией Российской Федерации, федеральными и региональными законами и другими нормативными актами, обеспечения более четкой реализации решений, принятых федеральными органами исполнительной власти в семи федеральных округах был создан институт представителей Президента.

С целью более эффективного сочетания административной вертикали управления и обеспечения демократии в выборах высших административных лиц регионов была реорганизована система выборности губернаторов, при которой Президент России представляет Законодательному собранию их кандидатуры для утверждения.

Важную роль в повышении эффективности регулирования экономики играет укрупнение регионов по принципу обеспечения экономической самодостаточности, что особенно важно, поскольку из 88 действующих субъектов в разные периоды экономических реформ имелось лишь 6- 10 регионов доноров, в то время как большая часть остальных региональных образований убыточна.

Активно идет процесс упорядочения полномочий федеральных органов исполнительной власти, разработки для них плановых и оценочных показателей, сделаны первые практические шаги по реформированию государственной службы, снижению административных барьеров.

Вместе с тем ряд ключевых задач административной реформы решен не был. Не удалось добиться оптимизации полномочий государственных органов. На недостаточном уровне остается результативность и экономичность их работы, качество предоставляемых государством услуг.

Оптимизация функций органов исполнительной власти, в том числе и в экономической сфере, предусматривает устранение неэффективного государственного вмешательства через упразднение избыточных функций и реформирование системы надзора и контроля и пр.

Вопросы и задания

  • 1. Каковы причины, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики?
  • 2. Укажите цели, субъекты и объекты государственного регулирования экономики.
  • 3. Каковы задачи государственного регулирования экономики?
  • 4. Назовите основные методы государственного регулирования экономики.
  • 5. Каковы границы государственного регулирования экономических процессов?
  • 6. Укажите особенности и этапы государственного регулирования российской экономики за последние 20 лет.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование – это форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государс­твенных органов на экономические процессы. Оно применяется в ус­ловиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина прошлого столетия вошла в историю как эпоха «государственно-монополистического капитализма» (ГМК). Этот опыт подтолкнул к идее «государственного социализма» – попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело к возникновению «административно-командной экономики» со всеми ее плюсами и минусами.

Современная экономика России имеет все возможности быть «социально-рыночной», максимально удовлетворяя растущие потребности человека. Однако для этого необходимо регулирование, т.к. рыночная экономика очень несовершенна. Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную эффективность.

Неизбежность государственного регулирования рыночной экономики постоянно рождает соблазн директивного решения многих экономических проблем. Однако чаще всего результат такого административного решения оборачивается лишь видимостью преодоления кризисных экономических ситуаций, хотя в некоторых сферах приоритет государственного воздействия необходим и эффективен.

Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

  • предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес из-за малой прибыльности;
  • государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;
  • государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
  • особую значимость государственное регулирование приобретает в период кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

Государство в рыночной экономике вынуждено выступать в качестве экономического агента, но оно имеет некоторые особенности: государству принадлежит регулирующая роль в общественных отношениях, оно отличается внерыночным происхождением дохода и обладает императивным статусом, то есть его требования являются обязательными для всех остальных экономических агентов.

Государственное регулирование преследует три цели:

  • минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те провалы, которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. Но важно подчеркнуть, что далеко не все проблемы заканчиваются тогда, когда государство компенсирует провалы рынка. Государство тоже может ошибаться.

Формы и методы государственного регулирования

Основные формы и методы вмешательства государства в экономику:

  • административные методы государственного регулирования проводятся через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями и законотворчество. Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных областях, как:
  • прямой контроль государства над монопольными рынками;
  • административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;
  • обеспечение экономической безопасности производства;
  • разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;
  • экономические методы проводятся с помощью различных мер макроэкономической политики (например, прогнозирование, социальные программы и т.п.). Они подразделяются на методы денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

В свою очередь важнейшими элементами денежно-кредитной политики являются:

  • операции на открытом рынке, то есть покупка и продажа государственных ценных бумаг;
  • учетно-процентная (дисконтная) политика, то есть регулирование величины процентной ставки, по которой коммерческие банки заимствуют деньги у Центрального банка;
  • регулирование обязательной нормы банковского резервирования, то есть рост доли активов коммерческих банков, которая должна находиться в распоряжении ЦБ.
  • Известны две основные разновидности денежно-кредитной политики:
  • мягкая (стимулирующая), при которой Центральный банк скупает государственные ценные бумаги, снижает ставку рефинансирования и норму обязательного банковского резерва, тем самым стимулируя экономику через рост денежной массы;
  • жесткая (стабилизирующая), при которой ЦБ продает государственные ценные бумаги, повышая ставку процента и нормы банковского резерва, тем самым сдерживая инфляцию через изменение денежной массы и стабилизируя экономику.

Для начала рассмотрим, на что распространяется государственное регулирование. Объекты государственного регулирования - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

  • - экономический цикл - суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции;
  • - ???секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства - осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам;
  • - условия накопления капитала;
  • - занятость - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду;
  • - денежное обращение - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики;
  • - платежный баланс - государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции;
  • - цены - динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу;
  • - НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);
  • - условия конкуренции;
  • - социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
  • - подготовка и переподготовка кадров;
  • - окружающая среда;
  • - внешнеэкономические связи.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

  • - экономический рост;
  • - полная занятость;
  • - стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
  • - внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов.

Рассмотрим универсальные средства госрегулирования, применяемые в последнее время (рис. 1).

Рис. 1. Виды госрегулирования

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т. д.

Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию (от лат. достающийся на долю - установленное для определенных целей предельное количество, норма чего-либо), лицензирование (от лат. - свобода, право, разрешение), квотирование (позднее лат. - доля, часть, норма чего-либо допускаемого) и т. д.

С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется:

  • - бюджетная и фискальная политика;
  • - денежно-кредитная политика;
  • - программирование;
  • - прогнозирование и планирование.

1. Введение…………………………………………………………………………. 3

2. Государственное регулирование экономики (ГРЭ)

2.1) Границы государственного регулирования……………………………..5

2.2) Цели государственного регулирования экономики…………………….9

2.3) Методы государственного регулирования и способы

вмешательства государства в экономические процессы………………………... 10

2.4) Основные сферы государственного вмешательства…………………...17

2.5) Разгосударствление и его формы………………………………………..27

3. Государственное регулирование экономики России

3.1) Государственное регулирование экономики в России…………………29

3.2) Общий анализ……………………………………………………………. 34

4. Заключение……………………………………………………………………… 36

5. Приложения……………………………………………………………………... 37

6. Список литературы………………………………………………………………44

1. Введение.

В 1991 году Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. В экономике перемены очень сильны и наиболее заметны. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к свободному рыночному хозяйству. Тем интереснее становится тема государственного регулирования экономики, то есть вмешательства государства в экономические процессы в обществе. Ранее государство выполняло все экономические задачи глобального характера, такие как ценообразование, определение объемов производства того или иного товара и т.д. Таким образом, вся экономика находилась в полном подчинении правительству. Из этого ясно следует, что вскоре частные лица потеряли интерес к производственной сфере из-за подавляющего и тотального контроля. Это падение интересов привело к уменьшению эффективности производства, замедлению научно - технического прогресса, падению темпов экономического роста. Таким образом, к началу 1980-х российская экономика оказалась в глубочайшем кризисе.

Однако и совершенно свободная от вмешательства государства рыночная экономика невозможна, ведь хотя и рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизация и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Теоретически понятие государственной экономической политики шире, чем понятие государственного регулирования экономики, так как первая может основываться и на невмешательстве государства в хозяйственную жизнь (Известный принцип экономического либерализма laisser faire – laisser passer). В современных условиях невмешательство государства в социально - экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в некоторых странах Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды, Австрия, Испания), в Японии, в ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии. Тем не менее, государственное регулирование экономики и в этих странах играет значительную роль, особенно в период ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции. Особенно важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.

2.1) Границы вмешательства государства в экономику.

Теперь рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику. Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

1) Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

2) Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

3) В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы. Подробнее они будут рассмотрены в анализе основных сфер государственного вмешательства.

Перераспределение доходов.

Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится задачей государства, а не рынка.

Во всех вышеперечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе.

Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.