Методы исследования экономики кратко. Экономический анализ

Рис. 1.1.

Исследуя хозяйственные процессы, ЭТ применяет ряд общенаучных методов познания. Важнейшие из них для экономики - девять (рис. 1.1). Так, очевидно, что эмпирическая функция ЭТ предполагает наблюдение (преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря полученной таким образом информации можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной пепиол. как возросли объёмы производства, торговли и прибылей предприятий. В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности новой системы оплаты труда, проводят её пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

В свою очередь моделирование предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому, виртуальному образцу - по модели, которая замещает сам объект исследования (особенно эффективно моделирование на компьютерах).

Метод научных абстракций (абстрагирование) - особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - абстракции (от лат. abstractio - отвлечение), или категории (стоимость, цена, деньги, рынок, дорогой, дешёвый и др.).

К примеру, понятие товара - как его определить? Если отталкиваться от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем разнотоварье - больших-малых, съедобных-несъедобных, жид- ких-сыпучих... Как привести это к "общетоварному знаменателю"? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зелёное? Только с помощью абстрагирования , т.е. отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.

Методы анализа и синтеза предполагают изучение экономических явлений как по частям - это анализ (от греч. analysis - расчленение), так и в целом - синтез (от греч. synthesis - соединение). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт - это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России - синтез.

Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы ) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Это важно, ибо вся экономика (и не только она) состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство - из отраслей, отрасли - из предприятий, предприятия - из цехов, стоимость товара - из элементов затрат, рынок - из многих секторов, ниш, участников).

С анализом и синтезом логически связано деление ЭТ на микро- и макроэкономику. Оно предполагает два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем. Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает (а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домохозяйство); а также (б) отдельные рынки (скажем, рынок зерна); производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п. Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты, то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего - госсектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими (агрегатными) показателями типа: валовой объём продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение таких общих понятий, как стоимость, рынок, бюджет, налоги и пр.

Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес. В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать, поскольку они тесно взаимосвязаны, переплетены. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

Далее индукция и дедукция. Это два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция (от лат. inductio - наведение), или обобщение. Рассуждение же в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от лат. deductio - выведение). Так, когда мы видим в какой-то стране, что почти все граждане имеют работу, что их растущие доходы опережают повышение цен, а магазины наполнены отечественными товарами, то это наводит на мысль об экономическом росте (индукция ). И обратный пример по дедукции. Если страна слывёт отсталой и бедной, то из этого общего представления можно наверняка сделать выводы : в ней царят произвол и продажность чиновников, беззаконие и преступность, безработица и хозяйственный застой.

Исторический и логический методы (подходы) тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в XX веке в разных обществах - это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) - подход логический.

Широкое применение в ЭТ получил графический метод. Он отображает хозяйственные явления с помощью схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость и наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга, отражая, например, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей (рис. 1.2). На рисунке видно, что здесь имеет место обратно пропорциональная (отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обусловливает нисходящий характер кривой. В других случаях могут быть прямо пропорциональные (положительные) зависимости с восходящими линиями на графике (с. 122).

Экономика имеет статус научной дисциплины, где соединено множество методов научных и практических исследований.

Метод научного абстрагирования или ассоциативные методы

Как и всякая научная дисциплина, например, математика, в экономике существует ряд общепринятых научных абстракций, аксиом, теорем, которые принимаются бездоказательно для целей научного исследования.

Самый близкий к повседневной жизни вариант — это теоретическое обоснование (предположение) того, что каждый экономический агент — бизнес, домашнее хозяйство или отдельный человек — потребитель, является рационально действующим субъектом. Т.е. предполагается, что предприниматель всегда стремится к увеличению прибыли (что было хорошо описано в труде К. Маркса «Капитал»), и что, например покупатель или трейдер на фондовом рынке стремится из всех вариантов принять рациональное решение.

Несмотря на то, что практика доказывает и некоторую иррациональность поведения («эффект леммингов» или толпы), все же научная абстракция в экономике помогает создать набор универсальных моделей для анализа поведения экономических агентов в той или иной экономической системе.

Метод интегрирования и дифференциации (или метод индукции и дедукции)

Этот метод основан на изучении общего явления на основе частного события или наоборот, изучения частного явления на базе более масштабного. Это позволяет изучить экономические системы, например, поведение отдельного человека, как потребителя на рынке, на основе анализа поведения группы или сегмента потребителей (анализ референтной группы).

Аналогично, если применить такие методы к рынку финансов, то судя по тому, как ведет себя общий индекс фондовой биржи, можно сделать определенные выводы о том, как функционирует экономика всей страны. Или же, наоборот — по тому, как ведет себя курс валюты отдельно взятой страны, можно путем дедукции спрогнозировать и сделать анализ работы конкретного бизнеса — например, исследовать динамику платежного баланса экспортных — импортных компаний.

Метод исторических исследований и аналогий

В экономике, как в науке, метод сопоставления прошлых событий с настоящими используется очень часто. Например, все экономические кризисы, начиная с истории тюльпаномании, имеют определенный повторяющийся в исторической ретроспективе алгоритм развития. Это является хорошей научной базой для исследований, результатом которых может служить умение прогнозировать наступление новых кризисов и их основных параметров.

Методы статистической обработки информации

Экономика, как наука, имеет дело с огромным массивом данных, в число которых входят факторы развития больших и малых экономических систем — начиная от исследования динамики потребительских предпочтений и размеров кредитования отдельных домашних хозяйств и заканчивая исследованиями параметров бюджета конкретной страны.

Сбор, анализ и подготовка готовых решений, используемых в экономике, основывается на статистической обработке информации с помощью специальных эконометрических моделей. Они позволяют систематизировать объем информации, сделать фильтрацию случайных событий и выдать исследователю вероятностный исход событий.

С чисто практической точки зрения, например, на финансовом рынке, трейдер или инвестор также занимается изучением статистики количества выходов ценового уровня какого — либо актива (акции, облигации или валюты) выше (ниже) определенного уровня.

Моделирование процессов в экономике

Моделирование в экономике происходит также, как это используется в теоретической физике или механике, когда для исследования какого — либо процесса создается определенной сложности модель, иногда в виде набора математических функций.

В экономике используется большой арсенал таких математических моделей, начиная от модели типа Монте Карло и заканчивая сложными системами из сотен уравнений. Очень часто используется такое моделирование не только в макроэкономике, но и в чисто практических областях, например, в страховании, где имеются специальные модели по анализу наступления тех или иных страховых случаев.

Методы графического анализа

Поскольку экономика, как наука, имеет дело с процессами, протекающими в определенном пространстве и времени, то естественно, возникает вопрос аналогии этих событий с циклическими или волновыми. Любая экономическая система, будь то экономика страны в целом, бизнес отдельного предприятия или цена акции на фондовом рынке развивается в определенной циклической последовательности. Так цена акции не может расти бесконечно вверх, так как и экономика любой страны испытывает фазы роста и падения (кризисов). Соответственно для такого циклического (волнового) анализа используют графоаналитические методы.

Не исключение и экономика. Все методы экономических исследований можно разделить на следующие группы:

· Всеобщие (метафизический и диалектический).

· Общенаучные (логический, исторический, математический, статистический).

· Специфические (подбираемые для каждой отрасли науки).

Из всего этого следует выделить два основные методы экономических исследований: метафизику и диалектику.

Метафизика - это такой метод, который рассматривает любое явление разрозненно, в так называемом состоянии покоя и неизменности. В первую очередь она необходима в том случае, если нужно проанализировать какую-то часть системы или, например, выяснить, в чем сущность внутренней структуры хозяйственных отношений. Подобный метод будет использован и при классификации функций денег, форм организации хозяйства, типов собственности, форм заработной платы.

Чтобы более полно отразить действительность, экономическая теория использует такой метод, как диалектика. Под ним подразумевается учение об общих закономерностях развития всех явлений природы, а также мышления и общества. Создатель систематической теории диалектики немецкий философ самое главное место в теории отводил противоречию, под которым он понимал единство взаимно предполагающих и взаимоисключающих друг друга противоположностей. Диалектический метод противоречия отражает в их неразрывном единстве. Благодаря этому на практике удается избежать ошибочных решений, а также объединять в целое несоединимые на первый взгляд явления. За счет противоречия в хозяйственной деятельности возникают формы, с помощью которых можно придти к компромиссу (например, соглашение между сторонами, которая достигается путем двусторонних уступок.

Немаловажную роль играют и экономических исследований. В первую очередь это касается исторического метода, с помощью которого удается выяснить, как возникали и как развиваются хозяйственные системы. Такой метод позволяет конкретно изучить и наглядно представить особенности любой системы, а зависимости от этапа ее исторического развития. Рассматривая общенаучные методы экономического исследования, следует выделить и логический метод, посредством которого применяются формы и законы правильного мышления, за счет которых удается достигнуть истинности высказываемых умозаключений и суждений. Благодаря можно глубже понять причинно-следственные экономические зависимости.

Для того чтобы изучить качественные признаки, используются такие методы экономических исследований, как экономико-математическое моделирование и В последнее время достаточно распространено математическое моделирование, которое представляет собой описание реальности в упрощенном виде, а также абстрактное обобщение с помощью графиков и уравнений, которые описывает взаимосвязи экономических переменных. Если говорить об экономической статистике, то с ее помощью удается получить более точное измерение и описание количественных процессов, которые характерны массовым явлениям хозяйственной деятельности на протяжении большого промежутка времени - 10-20 и более лет.

Методы исследования в совокупности с другими научными методами решают такую важную задачу, как выявление общих для всех исследуемых систем элементов и признаков, закономерностей развития, а также различий между самими системами. Экономические методы играют на сегодняшний день важную роль в развитии современной экономики и всего государства в целом.

4. Методы экономического исследования.

Слово «метод» (от греч. «methodas») буквально означает: «путь к чему-то», «путь познания» (или исследования). В самом общем философском смысле оно означает способ познания как определенную совокупность или систему приемов и процедур с целью мысленного воспроизведения изучаемого предмета. Поэтому применительно к экономической теории понятие «метод» - это путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, путь мысленного воспроизведения.

Система приемов не может быть произвольной. Она должна согласовываться с объективными законами развития самой действительности. Эту задачу призвана решать методология как наука о системе приемов, способов познания и преобразования мира. Название «методология» (от греч. «methodas» и «logos») буквально переводится как учение о методах. Поскольку объективными законами развития действительности выступают, прежде всего, законы диалектики, отражающие закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, то диалектический метод является гносеологическим инструментарием и логическим отражением всей диалектики.

В то же время в рамках данного метода должен быть учтен субъективный элемент, так как объектом экономического анализа становится поведение людей, а следовательно, человеческая деятельность. К важнейшим категориям такого подхода относятся потребности, интересы, цели, мотивы поведения человека, полезность, потребительная стоимость товаров и услуг".

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, то есть таких приемов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие девять (рис. 1).

Наблюдение и сбор фактов
Эксперимент
Моделирование
Метод научных абстракций
Анализ и синтез
Системный подход
Индукция и дедукция
Исторический и логический методы
Графический метод

Рис. 1. Основные методы экономических исследований.

Рассмотрим данные методы. Так, очевидно, что наблюдение (то есть преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы производства, торговли и прибылей предприятия.

В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят ее пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

Активно используется и такой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу – модели (от латинского modulus – мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнерами.

Метод научных абстракций, или абстрагирование, - это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории. Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций на каждом шагу, даже не задумываясь об этом.

Метод научных абстракции, предполагающий отказ от анализа поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и всеобщих связей, выявления действительной тенденции движения. Результатом применения этого метода становится «выведение» (обоснование) экономических категорий. Абстракция позволяет отразить в идеальной форме содержание, которое уже заложено в изучаемых явлениях. Чем более содержательные и емкие абстракции (в виде категорий, дефиниций, понятий) вырабатывает экономическая теория, тем полнее и точнее они отражают действительность, тем эффективнее их использование как инструмента познания.

Не менее важным аспектом данного метода познания выступает необходимость селективного рассмотрения экономических явлений или процессов под определенным углом зрения при одновременном игнорировании всех других свойств. Так, при исследовании структуры общественного способа производства производительные силы рассматриваются в качестве его вещественного содержания, производственные отношения - в качестве общественной формы, а технико-технологическая сторона производительных сил (технологический строй производства) в этом случае опускается.

Чтобы абстракция была научной, необходимо определить границы абстрагирования, доказать, что рассмотрение экономического явления или процесса в определенном аспекте или под определенным углом зрения не изменяет их внутренней сущности, законы развития и функционирования.

Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям – это анализ (от греческого analysis – разложение, расчленение), так и в целом – синтез (от греческого synthesis – соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России – синтез (рис. 2).


Рис. 2. Понятия анализа и синтеза

Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из отраслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих секторов, ниш, участников и т.д.).

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греческого mikros – малый и makros - большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем (рис. 3).


Рис. 3. Два уровня (две сферы) экономических исследований.

Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает:

а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство;

б) отдельные рынки (например, рынок зерна);

в) производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п.

Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от латинского aggregatus - присоединенный), то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

Деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в об сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от латинского inductio - наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от латинского deductio - выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличение роста цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).

Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повседневной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) – подход логический.

Наконец, весьма широкое применение в экономических науках имеет графический метод (от греческого grapho – пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных систем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга, отражая, скажем, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей (рис. 4).

Рис. 4. График зависимости числа театральных зрителей от цен на билеты. Нетрудно видеть, что здесь имеет место обратно пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обуславливает нисходящий характер кривой. В других случаях мы встретим прямо пропорциональные (или положительные) зависимости, которые на графике выглядят уже восходящими линиями (например, с ростом сбыта продукции доходы предприятия тоже растут).

Заключение

Во всех определениях экономической науки со стороны известных и малоизвестных экономистов красной нитью проходит мысль о экономической жизнедеятельности человека или общества в целом, его организационных и управленческих основах, определяющих эффективность производства как основы предмета этой науки.

Однако расширенное толкование указанного предмета ведет к тому, что экономическая наука включает в себя всю совокупность функционирования как отдельного производственного звена - предприятия, фирмы (микроуровень), так и всего национального или интернационального хозяйства (макроуровень).

Можно было ожидать, что наука, имеющая дело со столь важными для благосостояния человечества вопросами, привлечет к себе внимание многих талантливейших мыслителей каждой эпохи и окажется теперь на подступах к полной зрелости. Но в действительности число ученых-экономистов было всегда невелико по сравнению со сложностью проблем, которые этой науке надлежало решать, и в результате она все еще пребывает почти в младенческом состоянии.

Одна из причин того заключается в недооценке воздействия экономической науки на достижение высшего благосостояния человека. В самом деле, наука, предметом изучения которой является богатство, часто представляется многим исследователям на первый взгляд отталкивающей, ибо те, кто больше всего делает для расширения границ познания, редко пекутся о приобретении богатства ради него самого.

Рассмотренные понятия и категории, отражающие систему производственных отношений, содержат в себе прочные взаимосвязи между собой. Каждая сторона этих взаимосвязей характеризуется своими особенностями, своими закономерностями. Поэтому для производства характерен один закон, для обмена и распределения другие, для потребления и накопления свои законы и закономерности. Их взаимодействия остаются объективными также, как и то, что объективными остаются и сами эти отношения: производство, распределение и т.д.


Список использованной литературы.

1. Борисов Е.Ф. Волков Ф.М. Основы экономической теории. М. Высшая школа. 1993.

2. Нуриев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. М. Высшая школа. 1996.

3. Рохлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М. "Наука", 1996 г.


Методы экономических исследований

Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например метафизический и диалектический методы, общенаучные - исторический, логический, математический и др. и специфические - для каждой отрасли науки.

В экономической теории применяются два, хотя и противоположных, но взаимосвязанных философских метода- метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какой-то элемент системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений. Так же мы поступим, например, при классификации типов собственности, форм хозяйствования, функций денег, типов рынков, форм заработной платы .

Экономическая теория полнее отражает действительность, когда берет на вооружение диалектику - учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770- 1831)- создатель систематической теории диалектики- центральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей. Противоречие Гегель оценивал как “мотор”, как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере относится и к экономике.

При изучении хозяйственных процессов авторы, например, экономикс признают наличие противоречий в разных областях хозяйственной деятельности. Так, профессора К. Макконнелл и М. Брю пишут: “Не существует экономических систем без слабостей и недостатков”. Исходя из этого, они доказывают как необходимость, так и “несостоятельность” государственного сектора экономики, приводят доказательства в пользу равенства в распределении доходов и против равенства, выставляют аргументы “за” рынок и “против” рынка .

Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избежать односторонних и ошибочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок). В последующих темах мы сможем научиться соединять, скажем, такие противоположности, как спрос и предложение, конкуренция и монополия, рыночный и государственный регуляторы экономики.

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе - исторический метод, который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.

Экономическая теория и практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны все попытки рассматривать экономику как нечто исторически неизменяющееся. Напротив, оказалось, что экономические принципы и законы по-разному действуют в зависимости от фактора времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах). В послевоенный период (с 40-50-х годов) многие хозяйственные отношения стали анализироваться с учетом развития форм регулирования национального хозяйства, перемен в состоянии рынка, в соотношении конкуренции и монополии и др.

Однако исторический подход к анализу хозяйственной деятельности таит в себе существенные недостатки. Обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднять серьезное теоретическое изучение экономики. Подобным путем не удается четко выявить типические черты систем производства. Преодолеть эти недостатки помогает логический метод.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. С их помощью достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений.

Логический метод помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные объективные связи. Последние изменяются во времени и в пространстве с естественной последовательностью, которую можно назвать объективной логикой (внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если, скажем, по какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий: прекращают работать нефтеперерабатывающие заводы, предприятия нефтехимии, не производится моторное топливо, отключаются тепловые электростанции и т. д.

Чтобы освободиться от стихийных сил хозяйственного развития или, по крайней мере, уменьшить их разрушительные последствия, экономическая наука стремиться как можно полнее и глубже познать объективную логику экономического развития в масштабе каждого предприятия, страны и всего мира. Полученные теоретические и практические выводы используются для прогнозирования и улучшения управления хозяйством .

Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. В экономической теории широко применяются специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическая статистика.

Экономическая теория изучает не быстропротекающие и случайные события. Она стремится к научным обобщениям типичных фактов, поэтому обращается к экономической статистике. Последняя дает точное описание и измерение количественных процессов, которые свойственны массовым явлениям хозяйственной жизни на протяжении более или менее продолжительного периода - 10, 20 и более лет.

Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу - выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними. На этой основе во всех разделах курса экономической теории дается сравнительный анализ основных экономических систем, существующих в современном мире.

Список литературы

Банки и банковские операции: учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997, - 351с.

Деньги, кредит, банки: Учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527с.

Курс рыночной экономики. / Под ред. Г.Н. Рузавина. - М.: Менеджмент, 1994. – 212с.

Курс экономической теории: Конспект лекций / Е.М. Анципович, А.В. Бондарь, Л.В. Воробьева и др.; Под общ. ред. Э.И. Лобковича. – Мн. ООО «Мисанта», 1997. – 336с.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992, – 399с.

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 2-е изд., сокращ. – СПб: Питер, 2000. – 496с.: ил.

Основы экономической теории: Схемы, диаграммы, таблицы / Л.Н. Давыденко, В.А. Войцеховский, С.Г. Галуза и др. – Мн.: Выш.шк., 1991. – 207с.

Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1996. – 336с.

Современная экономика: 100 экзаменационных ответов (экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. – 192с.

Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие; под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000. – 544с.

Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512с.

Теория национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. И.М. Лемешевского. – Мн.: «Плюсминус», 1994. – 168с.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864с.

Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2002. – 637с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/