Цели предоставления бюджетных инвестиций. Бюджетные инвестиции: новации законодательства и практика

Введение

1.1. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности

1.2. Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями

1.3. Порядок предоставления бюджетных инвестиций

2. Инвестиционный фонд Российской Федерации и осуществляемые им проекты

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

В условиях текущей стагнации экономики очень большая роль отводится государственной поддержке экономики, так как условия предоставления кредитов очень жесткие, а процентные ставки достаточно высокие, а другие источники привлечения средств найти очень сложно.

В России практически все отрасли промышленности находятся в упадке: заводы снабжены устаревшим оборудованием, которому около 60-70 лет; транспортная ситуация в стране также очень сложна, некоторые населенные пункты вообще не имеют связи с областными центрами; нефтедобыча, которая является основным источником доходов государства в очень слабом состоянии, так как поиски новых месторождений не ведутся, а старые практически исчерпаны.

Вдобавок ко всему этому, в экономику России весьма сложно привлечь средства частных инвесторов. Российские инвесторы в основном ориентированы на краткосрочную перспективу, а стратегически важные проекты всегда долгосрочные, и более того, требуют значительных вложений, на уровне в несколько десяток, а то и сотен миллиардов рублей.

Иностранные инвесторы также неохотно вкладывают деньги в российские инвестиционные проекты, поскольку опасаются криминала и коррупции, наслышаны о бюрократизме и сложности российского законодательства.

В виду всех этих условий единственной реальной возможностью поддержать экономическое развитие Российской Федерации являются только государственные инвестиции. Поэтому тема данного реферата является очень актуальной. Целью работы является рассмотрение возможности и условий предоставления бюджетных инвестиций.


1. Понятие и порядок предоставления бюджетных инвестиций

Бюджетные инвестиции - одна из форм предоставления юридическим лицам бюджетных средств, вкладываемых в основной и оборотный капитал, с целью получения доходов и развития стратегических отраслей экономики.

Бюджетные инвестиции выделяются на безвозвратной основе в отличие от бюджетных кредитов, предоставляемых на принципах возвратности. Бюджетные инвестиции относятся к капитальным расходам, финансируются из бюджета при наличии решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления и при условии их включения в целевую программу. Выделение бюджетных инвестиций сопровождается оформлением права собственности органов государственной власти или местного самоуправления на часть уставного (складочного) капитала или другого имущества юридического лица, которому предоставляются инвестиции.

1.1 Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных учреждений сметной стоимостью более 1,5 миллиарда рублей и в объекты капитального строительства федеральных государственных унитарных предприятий независимо от их сметной стоимости, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются Правительством Российской Федерации.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации сметной стоимостью менее 1,5 миллиарда рублей, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются главным распорядителем средств федерального бюджета (субъектом бюджетного планирования) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности принимаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации и объекты муниципальной собственности в законе (решении) о бюджете и (или) в сводной бюджетной росписи устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом муниципального образования.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и объекты капитального строительства муниципальной собственности в соответствии с инвестиционными проектами, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, подлежат утверждению соответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующие увеличения уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях.

Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве оперативного управления, влечет соответствующее увеличение основных средств государственного (муниципального) унитарного предприятия.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.

Осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не допускается.

Федеральным законом о федеральном бюджете может предусматриваться предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

Законом о бюджете субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) осуществляется в соответствии со статьей 179 Бюджетного Кодекса РФ, с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и решениями Президента Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 179.2 Бюджетного Кодекса РФ.

1.2 Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если вы являетесь новичком на финансовом рынке, то вам следует знать, что такое бюджетные инвестиции. Под термином «бюджетные инвестиции» принято подразумевать объем денежных средств, которые выделяются из госбюджета и применяются для увеличения стоимости активов, находящихся в госсобственности.

Этот типа инвестиций может осуществляться как за счет федерального бюджета, так за счет местного или регионального. Источник денег, необходимых для капиталовложения, как правило, определяется государственными органами. Действующий бюджетный кодекс содержит нормы, регулирующие бюджетные инвестиции.

Существует целый ряд условий, наличие которых необходимо для осуществления бюджетных инвестиций, среди которых:

  1. Наличие всей необходимой проектной документации.
  2. Инвестиционный проект обязан быть обоснован как с экономической, так и с технической стороны.
  3. Должен быть заключен контракт между заказчиком, в роли которого выступает государство и исполнитель.
  4. Наличие проекта передачи недвижимости в государственную собственность.

Юридические лица могут рассчитывать на получение бюджетных инвестиций лишь в том случае, если существует бизнес-проект, обоснованный как с технической, так и с экономической точки зрения. Этот проект должен быть составлен в полном соответствии с действующими нормами и утвержден госорганами.

Бюджетные инвестиции. Основные виды

Принято различать два основных типа бюджетных инвестиций:

  1. Инвестиции в различные типы материальных активов, таких как недвижимое имущество, земельные участки, оборудование и т.д.
  2. Инвестиции в разнообразные финансовые активы, такие как , облигации и т.д.

Значение бюджетных инвестиций

Бюджетные инвестиции являются важной частью экономической политики страны. Этот тип капиталовложения позволяет обеспечить постоянный рост и стабильное развитие экономики страны. Капиталовложения из госбюджета могут осуществляться по решению как федеральных, так и местных органов власти.

Основной целью бюджетных инвестиций является не только увеличение цены активов, находящихся в госсобственности, но и достижения определенного экономического эффекта. В настоящее время большая часть капиталовложений из госбюджета направлена на восстановление важных предприятий, которые из-за высокого уровня износа имеющихся фондов, являются нерентабельными и не могут выдержать конкуренцию на рынке.

Среди огромного количество целей, которые преследуют бюджетные инвестиции, особого внимания заслуживают следующие:

  1. Удовлетворение потребности населения в качественно общественной инфраструктуре.
  2. Избавление от недвижимости, находящейся в аварийном состоянии.
  3. Поддержание необходимого качества жизни граждан, а также обеспечение его роста.

В настоящий момент время важными направлениями бюджетного инвестирования являются:

  1. Развитие и восстановление дорожной сети.
  2. Капиталовложения в объекты здравоохранения с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения.
  3. Строительство культурных и социальных объектов, имеющих важное значение для населения.

Практика показывает, что при грамотном подходе бюджетные инвестиции в состоянии обеспечить непрерывное успешное развитие экономики страны. Эти капиталовложения осуществляются путем восстановления/возведения различных элементов инфраструктуры, которые обладают высоким уровнем значимости для граждан.

Важно помнить, что основная цель бюджетных инвестиций заключается не в росте цен активов, которые находятся в госсобственности, а в улучшении качества жизни граждан государства.

Бюджетные инвестиции осуществляются при помощи размещения государственного заказа на возведение/восстановление того или иного объекта. Отношение между заказчиком, в роли которого выступает государство, и исполнителем регулируются нормами действующего гражданского кодекса.

В настоящий момент времени капиталовложения со стороны государства являются основным методом обеспечения стабильной работы различных типов бюджетных организаций.

Также существует такое понятие, как венчурные бюджетные инвестиции. Ярким примером подобных капиталовложений является госпрограмма, направленная на содействие мелким предпринимателям. Благодаря этой программе, огромное количество начинающих предпринимателей, чьи бизнес-планы обладали необходимым потенциалом, получили денежные средства для открытия собственного бизнеса.

Основной целью этой программы являлось развитие мелкого бизнеса, а также рост числа рабочих мест в экономике. К сожалению, эта программа не принесла ожидаемого эффекта, так как лишь небольшое число предпринимателей, получивших помощь от государства, сумело добиться приемлемых показателей доходности.

Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности

Комментарий к статье 79 БК РФ:

Под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Статья 79 БК РФ посвящена государственным (муниципальным) бюджетным инвестициям в форме капитальных вложений в объекты недвижимого имущества, включенные в состав государственной (муниципальной) собственности.

Инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений регламентируется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ. По общему правилу объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, в том числе недвижимого имущества. Объектами бюджетных инвестиций могут выступать основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию сопровождается соразмерным увеличением уставного капитала государственного (муниципального) унитарного предприятия. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, не являющиеся государственной (муниципальной) собственностью, не допускаются. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в государственные (муниципальные) объекты капитального строительства предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти или решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов. Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.

Пункт 2 ст. 79 БК РФ регламентирует полномочия соответствующих органов исполнительной власти по принятию решений, связанных с подготовкой и реализацией бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. В зависимости от объема федеральных бюджетных ассигнований они учитываются либо в составе ведомственной классификации (сметная стоимость инвестиционного проекта более 8 млрд. рублей), либо в составе сводной бюджетной росписи раздельно по каждому проекту (сметная стоимость инвестиционного проекта более 100 млн. рублей), либо в составе сводной бюджетной росписи суммарно по соответствующему виду расходов (сметная стоимость инвестиционного проекта менее 100 млн. рублей). Региональные бюджетные инвестиции отражаются в составе региональных бюджетов в соответствии с законами субъектов РФ. Однако, если инвестиционные проекты субъектов РФ или муниципальных образований софинансируются за счет межбюджетных субсидий, соответствующие бюджетные ассигнования подлежат утверждению соответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").

Бюджетные инвестиции – это определенные средства, выделенные из бюджета и направленные на повышение стоимости имущества, находящегося в собственности государства. Подобные вложения осуществляются за счет региональных, федеральных и местных бюджетов. Их объем, объекты и источники определяются исключительно государством. Основные положения о такого рода вложениях можно просмотреть в Бюджетном кодексе.

При наличии каких условий осуществляется процесс бюджетного инвестирования

Инвестирование из бюджета может быть осуществлено при наличии следующих документов:

  • Проектной документации.
  • Технического и экономического обоснования определенного проекта по инвестициям.
  • Договора между государственным заказчиком и исполнителем.
  • Проекта передачи объектов недвижимого имущества.

Условия предоставления подобного вида вложений автономным и бюджетным учреждениям представлены в 79 ст. БК РФ. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам может быть осуществлено исключительно в случае технического и экономического обоснования бизнес-проекта.

Основные разновидности

На сегодня существуют такие виды инвестиционных вливаний, поступающих из бюджета:

  • Капиталовложения в материальные объекты, например, в землю, оборудование, недвижимость и т.п.
  • Капиталовложения в финансовые инструменты, например, в ценные бумаги.

Роль и значение

Сами по себе инвестиции играют одну из самых значимых ролей в экономической политике государства: они необходимы непосредственно для ее стабильного развития и обеспечения непрерывного роста. Инвестиции из бюджета предоставляют на основании решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Бюджетные инвестиции сущность и назначение выражены в целях увеличения активов государства, достижения конкретного техническо-экономического эффекта, восстановления природных богатств, а также роста и развития человеческих ресурсов. Их возникновение связано, главным образом, с высокой степенью износа основных фондов, множеством нерентабельных предприятий и низкой конкурентоспособностью большинства технологий, которые используются в производственном процессе.

Помимо вышесказанного, среди основных целей подобных инвестиций находятся:

  • Увеличение обеспеченности населения в общественной инфраструктуре.
  • Ликвидация объектов недвижимого имущества, которые находятся в аварийном состоянии.
  • Стабильное повышения качества жизни населения страны.

В качестве основных условий осуществления бюджетных вложений находится:

  • Восстановление транспортных дорог.
  • Использование наиболее значимых объектов здравоохранения, а также объектов строительства, имеющих важное социальное и культурное значение.

В качестве главного инвестора в представленном случае выступает государство, а инвестиции являются одним из важнейших звеньев в процессе стабильного развития государственной экономики. Они осуществляются путем строительства или восстановления значимых объектов инфраструктуры. Стоит отметить, что бюджетные инвестиции должны не только повышать стоимость имущества, которое находится в собственности государства, но и увеличивать показатель уровня жизни населения страны.

Инвестиционные поступления из бюджета осуществляются путем размещения госзаказа. В этом процессе принимает участие государственный заказчик и исполнитель. Регулирование правовых отношений между этими двумя сторонами осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ.

Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день финансовые вливания, которые поступают из бюджета, стали одним из важнейших способов финансового обеспечения стабильного функционирования бюджетных организаций. Назначение бюджетных инвестиций, понятие и способы их предоставления доступны в БК РФ. В первую очередь, такие вложения направлены на увеличение показателя качества жизни населения и обеспечения его важной общественной инфраструктурой. Стоит отметить, что предоставление подобных вложений осуществляется государством на безвозвратной основе.

В ст. 6 БК РФ бюджетные инвестиции трактуются как бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. В общем виде бюджетные инвестиции можно подразделить на две группы, рис. 11.1.1:


Рис.11.1.1. Классификация бюджетных инвестиций

К первой группе относятся капитальные вложения или приобретения недвижимого имущества (далее – бюджетные инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений), ко второй – любые инвестиции, не относящиеся к первой группе. Применительно ко второй группе можно, скорее, говорить о ее допустимости в рамках бюджетного законодательства, нежели о широкой практике применения. Так, бюджетные инвестиции, предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, могут быть направлены на любые цели. При этом информация о них (только если это не капитальные вложения) должна в обязательном порядке включаться в соответствующий закон о бюджете Объемы бюджетных ассигнований по таким инвестициям малы, а цели инвестирования носят индивидуальный характер.

Бюджетные инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, наоборот, являются ключевым фактором экономического развития страны и представляют значительную величину в общей структуре источников финансирования (табл. 11.1.1).

Таблица 11.1.1. Распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %% к итогу

Показатель 2012 г. 2013 г.
В процентах к итогу
Инвестиции в основной капитал - всего
в том числе по источникам финансирования:
собственные средства 44,5 46,1
привлеченные средства 55,5 53,9
из них:
кредиты банков 8,4 9,3
в том числе кредиты иностранных банков 1,2 0,9
заемные средства других организаций 6,1 6,2
бюджетные средства 17,9 18,8
в том числе из:
федерального бюджета 9,7 9,8
бюджетов субъектов Российской Федерации 7,1 7,7
средства местных бюджетов 1,1 1,3
средства внебюджетных фондов 0,4 0,3
средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства 2,7 3,0
прочие 20,0 16,3

Бюджетные инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, имеют единый, законодательно закрепленный и отработанный на практике механизм реализации. Характерные особенности бюджетных инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, обусловлены ограничениями как градостроительного, так и бюджетного законодательства. Данные ограничения касаются, в первую очередь, статуса субъектов инвестиционной деятельности и взаимоотношений между ними, что наглядно представлено на схеме рис. 11.1.2.



Рис. 11.1.2. Субъекты инвестиционной деятельности в бюджетном процессе

Заказчик является ключевым субъектом при осуществлении бюджетных инвестиций. В соответствии со своими стандартными функциями он осуществляет согласование проектно-сметной документации в различных инстанциях, включая органы государственной экспертизы, утверждает и направляет подрядчику рабочую документацию, получает разрешение на строительство и отчитывается перед службой государственного архитектурно-строительного надзора о соблюдении действующего законодательства в сфере строительства, осуществляет технический надзор, приемку выполненных работ, сдачу готового объекта в эксплуатацию. Поскольку при реализации бюджетных инвестиций финансирование работ осуществляется только через счет организации заказчика, он дополнительно к вышеперечисленным функциям осуществляет функцию инвестора, к которой добавляется прерогатива выбора организаций, выполняющих работы, поставляющих товары, оказывающих услуги, продающих объекты недвижимого имущества, в соответствии с федеральным законом от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ.



Деятельность поставщиков регулируется градостроительным и гражданским законодательством и определяется контрактом. Контракт должен содержать сведения о гарантийных обязательствах, величине авансов (не более 30%), применяемой сметно-нормативной базе, соответствующие бюджетному законодательству. Функции поставщиков определяются технологической структурой капитальных вложений , представленной в табл. 11.1.2.

Таблица 11.1.2. Технологическая структура капитальных вложений

В соответствии с табл. 11.1.2, капитальные работы производят подрядчики, капитальные приобретения осуществляют поставщики оборудования. В выполнении прочих работ участвуют проектные и изыскательские организации, инжиниринговые компании, а также специализированные государственные организации, включая органы власти и естественные монополии, осуществляющие согласования и присоединения к инженерным коммуникациям, органы государственной экспертизы. Функция технического надзора может быть поручена заказчиком сторонней организации по отдельному контракту.

Введение в действие с 1.01.2014 г. Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ призвано увеличить объем гарантий для государства, отрегулировать процедуры проведения конкурсов и аукционов с целью повышения их прозрачности. Положения данного закона применяются абсолютно ко всем заказчикам, включая коммерческие организации, получающие целевое бюджетное финансирование на расчетный счет в коммерческом банке, что, безусловно, расширяет горизонты действия бюджетного законодательства.

В соответствии с БК РФ можно выделить три способа финансового обеспечения капитальных вложений:

1. Бюджетные инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

2. Субсидии из бюджета на осуществление капитальных вложений автономным и бюджетным учреждениям, государственным (муниципальным) предприяти.

3. Бюджетные инвестиции, предоставляемые негосударственным организация.

Первый способ является наиболее отрегулированным и распространенным на практике. Заказчик имеет статус государственного заказчика и является получателем бюджетных средств. Можно выделить два вида государственных заказчиков - получателей бюджетных средств:

Получатели согласно ст.6 БК РФ, к которым относятся органы власти и государственные казенные учреждения;

Автономные и бюджетные учреждения, а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия, заключившие с главным распорядителем бюджетных средств Соглашение о передаче полномочий;

При этом получателю бюджетных средств в органах Федерального казначейства открываются лицевые счета получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется органом Федерального казначейства на основании Порядка, утвержденного приказом от 1.09.2008 г. № 87н.

Второй способ является законодательным нововведением. На практике он пока распространен меньше, чем приведенный выше первый способ, а период 2014-2016 гг. считается переходным. В этом случае осуществляется предоставление бюджетных средств в форме субсидий на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, а также государственным (муниципальным) унитарным предприятиям. Объясняется такой способ отсутствием у перечисленных учреждений и предприятий статуса получателя бюджетных средств согласно новой редакции БК РФ. Это обусловлено реформой правового положения государственных и муниципальных учреждений, проводимой согласно Федеральному закону от 8.05.2010 г. № 83-ФЗ. Данный способ предусматривает заключение Соглашения о предоставлении субсидии между получателем бюджетных средств (как правило, органом власти) и бюджетным (автономным) учреждением или государственным (муниципальным) унитарным предприятием. Стандартной передачи функций государственного заказчика от органа власти, который является в данном случае и главным распорядителем и получателем бюджетных средств, к учреждению или предприятию не происходит. Соответственно статуса государственного заказчика они не получают. Субсидии по такому соглашению поступают на счет органа Федерального казначейства, учитывающий операции со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, и, соответственно, лицевой счет учреждения или предприятия. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется органом Федерального казначейства в соответствии с представленными организациями Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на соответствующий год, утвержденными органом власти.

Третий способ заключается в предоставлении бюджетных средств на инвестиционные цели юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, передающим права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов государству по договору с Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными ими органами исполнительной власти, а также местной администрацией муниципального образования. Ключевым действием здесь является заключение договора передачи коммерческими организациями эквивалентной части уставных (складочных) капиталов государству в обмен на денежные средства, предоставленные для осуществления капитальных вложений или приобретения недвижимого имущества. В рамках данного договора бюджетные средства поступают на счет организации в коммерческом банке. Статуса государственного заказчика данные организации не получают. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется органом Федерального казначейства на этапе выполнения обязательств по договору передачи уставных капиталов на основании Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1.09.2008 г. № 87н.

Практической формой реализации бюджетных инвестиций являются адресные инвестиционные программы, формируемые соответственно в составе федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов.

Рассмотрим федеральную адресную инвестиционную программу – ФАИП. Формирование и реализация ФАИП осуществляется на основании утвержденных Правительством РФ Правил. Согласно данным Правилам, формирование и методическое сопровождение ФАИП осуществляет Минэкономразвития России, которое доводит до субъектов бюджетного планирования методические рекомендации по подготовке предложений по определению бюджетных ассигнований. К субъектам бюджетного планирования относятся все федеральные министерства. После утверждения Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета субъекты бюджетного планирования совместно с предполагаемыми главными распорядителями и с учетом предложений государственных заказчиков формируют предложения о распределении бюджетных ассигнований по объектам. К главным распорядителям относятся федеральные министерства, федеральные службы и агентства им подведомственные, а также наиболее значимые учреждения культуры, науки, образования и здравоохранения. К государственным заказчикам могут относиться как сами главные распорядители, так и учреждения и предприятия, находящиеся в их ведении. Указанные предложения поступают в Минэкономразвития России для обработки и составления проекта ФАИП.

Подготовка таких предложений является ключевым этапом в процессе формирования ФАИП и именуется на практике заявочной кампанией. Государственные заказчики (заказчики) вместе с заявкой представляют главному распорядителю копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и документы об ее утверждении, копию положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, титульные списки вновь начинаемых или переходящих объектов капитального строительства в очередном финансовом году и плановом периоде. Если государственный заказчик подает заявку на проведение проектно-изыскательских работ, то вместо вышеназванных документов он представляет задание на проектирование. Заявки с перечисленными выше приложениями являются основной первичной документацией. Краткий алгоритм формирования ФАИП представлен на рис. 11.1.3.

Поскольку инвестиционные проекты сопряжены с множеством рисков, их результаты далеко не всегда соответствуют изначальным параметрам. Очевидно, что чем ближе проект к своему завершению, тем выше вероятность, что ожидания будут оправданы. В связи с этим вновь начинаемые стройки и объекты менее приоритеты. Вероятность же согласования заявки на проектно-изыскательские работы самая низкая и требует одобрения Правительства РФ. Кроме того, проекты стоимостью свыше 1,5 млрд руб. отдельно рассматриваются Правительством РФ и Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Минэкономразвития России (функция утверждения)
Государственные заказчики (заказчики)

Рис. 11.1.3. Алгоритм формирования ФАИП

ФАИП состоит из программной и непрограммной частей. В программную часть включаются объекты, которые уже представлены в разделах капитальных вложений федеральных целевых программ (ФЦП). Соответственно внесение объектов в программную часть ФАИП происходит автоматически для всех объектов, представленных в соответствующей ФЦП. Алгоритм формирования ФЦП в части объектов капитальных вложений, также организуемый Минэкономразвития России, аналогичен вышеизложенному, но является при этом отдельной процедурой. У объектов, не попавших в ФЦП по разным причинам, существуют возможности ежегодно осуществлять попытки включения в непрограммную часть ФАИП.

В 2014 г. программная часть ФАИП составляет 507,4 млрд руб., непрограммная – 282,8 млрд руб. Укрупненно структура ФАИП на 2014 г. представлена в табл. 11.1.3.

Таблица 11.1.3. Структура ФАИП по комплексам на 2014 г., млрд руб.

Процесс подготовки и формирования адресных инвестиционных программ (далее – АИП) субъектов федерации аналогичен федеральному. Примеры бюджетных инвестиций субъектов федерации представлены в табл. 11.1.4.

Таблица 11.1.4. Примеры бюджетных инвестиций субъектов федерации, млн руб.

Новации бюджетного законодательства, вступившие в силу с 2014 г., безусловно, призваны усилить борьбу с недобросовестными подрядчиками и поставщиками, снизить уровень коррупции путем повышения прозрачности информации о бюджетных инвестициях, оптимизировать процедуры отбора инвестиционных проектов. Например, заявки бюджетных и автономных организаций, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий на финансирование из ФАИП при отсутствии проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы приниматься не будут, что должно повысить вероятность исключения сомнительных и непроработанных проектов. Повышение информационной прозрачности, несомненно, относится к позитивным изменениям механизма осуществления бюджетных инвестиций. Например, ФАИП представлена в электронном виде на сайте Минэкономразвития по ссылке: http://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1.

Однако есть и нерешенные проблемы, например, несовершенство системы выбора инвестиционных проектов. Критерии, установленные в соответствии с методикой Минэкономразвития России, не позволяют осуществить подбор оптимальной комбинации проектов, которая обеспечила бы устойчивый экономический рост. Все проекты подлежат сравнению по уровню приоритетности, объективное установление которой сомнительно даже при наличии интегральной оценки, установленной данной методикой. Так, сложно сказать при прочих равных условиях, что важнее для города, дом культуры или стадион. Предпосылки для подготовки единой электронной базы инвестиционных проектов и внедрения математических методов оптимизации выбора пока отсутствуют.

Отдельного рассмотрения требуют государственные инвестиционные фонды , представляющие собой часть средств бюджета, подлежащую использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства . К таким фондам относятся Инвестиционный фонд Российской Федерации (ИФ РФ) и инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации. Инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации могут быть созданы в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

ИФ РФ был сформирован 1 января 2006 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации». За предоставление государственной поддержки за счет средств Фонда отвечает Минрегионразвития России. Инвестиционные проекты ИФ РФ подразделяются на инвестиционные проекты общегосударственного значения и региональные инвестиционные проекты. Перечень инвестиционных проектов ИФ РФ представлен на сайте Минрегионразвития России: http://www.minregion.ru/invest_phound?locale=ru. Согласно данным сайта на 1.01.2014 г. из средств Фонда израсходовано 23,4 трлн руб. При этом средства инвесторов на ту же дату составили 64,3 трлн.руб. Например, стоимость строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км за весь период реализации проекта (2008-2013 гг.) составила 66,1 млрд руб., где доля бюджетных ассигнований ИФ РФ равна 29,5 млрд руб. Инвестором выступило ООО «Северо-Западная концессионная компания». Такой проект, как строительство и последующая эксплуатация многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» в морском торговом порту Усть-Луга демонстрирует более значительное участие инвестора. Общая стоимость составила 8,5 млрд руб., доля бюджетных ассигнований ИФ РФ не превысила 2 млрд руб. Инвестором выступило ОАО «Компания «Усть-Луга».

В целом проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства, имеют серьезные перспективы для развития. При этом современная государственная инвестиционная политика направлена на недопущение конкуренции таким проектам со стороны бюджетных инвестиций. Ожидается, что положительный эффект будет получен от реализации механизма проведения обязательного публичного технологического и правового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, обеспечивающий повышение эффективности использования бюджетных средств, снижение стоимости и сокращение сроков строительства, повышение конкурентоспособности производства.