Порядок выполнения работ на объектах культурного наследия. Рабочий проект реставрации

ГОСТ Р 58169-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сохранение объектов культурного наследия

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ ПОСОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Culture heritage preservation. Regulations on the order ofproduction and acceptance of works on preservation of objects ofcultural heritage

Датавведения 2019-01-01

Предисловие

Предисловие

1РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием"Центральные научно-реставрационные проектные мастерские",Федеральным государственным казенным учреждением"Центрреставрация", Государственным казенным учреждением"Мосреставрация", Саморегулируемой организацией Некоммерческоепартнерство "МОСК", Федеральным государственным бюджетнымнаучно-исследовательским учреждением "Государственныйнаучно-исследовательский институт реставрации", Региональнойобщественной организацией содействия развитию реставрационнойотрасли "Союз реставраторов Санкт-Петербурга", Акционернымобществом "Отделстрой"

2ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 "Культурноенаследие"

3УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Федерального агентства потехническому регулированию и метрологии от 6 июля 2018 г. N397-ст

4ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применениянастоящего стандарта установлены в статье26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "Остандартизации в Российской Федерации". Информация обизменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (посостоянию на 1 января текущего года) информационном указателе"Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок- в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты".В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандартасоответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпускеежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты".Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются такжев информационной системе общего пользования - на официальном сайтеФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии всети Интернет (www.gost.ru)

1Область применения

Настоящий стандартустанавливает общие требования к порядку подготовки, производства иприемки работ по сохранению объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Настоящий стандартпредназначен для применения федеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным в области сохранения, использования,популяризации и государственной охраны объектов культурногонаследия, его территориальными органами, органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в областисохранения, использования, популяризации и государственной охраныобъектов культурного наследия, их подведомственными организациями,собственниками и пользователями объектов культурного наследия,государственными и муниципальными заказчиками в сфере сохранения иохраны объектов культурного наследия, юридическими и физическимилицами, осуществляющими деятельность по сохранению объектовкультурного наследия (памятников истории и культуры) народовРоссийской Федерации.

2Нормативные ссылки

Внастоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующиестандарты:

ГОСТ Р 55528 Состав и содержаниенаучно-проектной документации по сохранению объектов культурногонаследия. Памятники истории и культуры. Общие требования

ГОСТ Р 55627 Археологические изыскания всоставе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлениюобъектов культурного наследия

Примечание - Припользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действиессылочных стандартов в информационной системе общего пользования -на официальном сайте Федерального агентства по техническомурегулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодномуинформационному указателю "Национальные стандарты", которыйопубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускамежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" затекущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дананедатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующуюверсию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версиюизменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который данадатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этогостандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если послеутверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на которыйдана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающееположение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуетсяприменять без учета данного изменения. Если ссылочный стандартотменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3Термины и определения

Внастоящем стандарте применены следующие термины с соответствующимиопределениями:

3.1 объектыкультурного наследия: Объекты недвижимого имущества (включаяобъекты археологического наследия) и иные объекты с историческисвязанными с ними территориями, произведениями живописи,скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки итехники и другими предметами материальной культуры, возникшие врезультате исторических событий, представляющие собой ценность сточки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства,искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии,социальной культуры и являющиеся свидетельством эпохи цивилизаций,подлинными источниками информации о зарождении и развитиикультуры.

________________
*Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителябазы данных.

3.12 проекторганизации реставрации; ПОР: Подраздел проектной документациив составе проекта реставрации и приспособления к современномуиспользованию, в котором укрупненно решаются вопросы рациональнойорганизации, технологии и сроков производства реставрационных работс учетом требований действующих документов по стандартизации вобласти сохранения культурного наследия и методик реставрации наконкретном объекте.

3.13 проектпроизводства работ;

Специалисты архитектурно-проектной компании «СК «ОЛИМП» предлагают воспользоваться комплексными услугами по разработке научно-проектной документации для объектов культурного наследия. Мы подготовим проект ремонта, реставрации, консервации, воссоздания памятника культуры или истории с учетом всех актуальных требований к работам на данных объектах.

В нашем активе:

  • Допуск СРО на проектирование.

Узнать стоимость услуги - отправить заявку

Какие здания и сооружения относят к объектам культурного наследия?

Объектами культурного наследия (сокращенно - ОКН) называют памятники культуры и истории. Это здания и сооружения, а также связанные с ними предметы материальной культуры (скульптура, живопись, техника, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.), создание которых связано с определенными историческими событиями. Они представляют ценность для археологии, истории, градостроительства, искусства, архитектуры, антропологии, эстетики, этнологии и других областей науки, выступают как свидетельства цивилизаций и эпох, подлинные источники сведений о процессах зарождения и развития человеческой культуры.

Разрешение на работу по сохранению объектов культурного наследия

Для сохранения ОКН могут проводиться следующие работы:

  • ремонт - работы по поддержанию объекта в нормальном состоянии;
  • реставрация - работы по предотвращению разрушения объекта;
  • консервация - работы по предотвращению ухудшения состояния объекта;
  • приспособление под эксплуатацию в современных условиях - работы по подготовке объекта к использованию в качестве музея, офиса, ресторана и т. д.;
  • воссоздание - работы по воссозданию утраченного/разрушенного объекта или его частей.

Для выполнения данных работ требуется оформить письменное разрешение и получить задание на их проведение. Эти документы оформляются в соответствующих органах федерального и местного уровней, которые занимаются охраной исторических и культурных памятников.

Кто имеет право разрабатывать проекты?

Научно-проектная документация для работ по сохранению культурных и исторических памятников разрабатывается ИП и организациями, у которых есть лицензия на деятельность по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации, выданная Министерством культуры РФ. Наша компания располагает данным документом.

Также вы можете заказать у нас отдельные услуги в области проектирования:

  • Проведение историко-архивных и библиографических исследований.
  • Проведение инженерных исследований.
  • Обмеры памятника культуры/истории с использованием метода лазерного сканирования.
  • Разработку проекта на противоаварийные работы.
  • Разработку эскизного проекта реставрации.
  • Разработку проекта реставрации и приспособления объекта для современного использования.
  • Разработку рабочей проектной документации.
  • Разработку проекта ремонта фасадов.
  • Разработку проекта консервации объекта культурного наследия.
  • Составление полного пакета сметной документации на научно-проектные и производственные работы.

Какие проверки и экспертизы должен пройти проект?

  • Государственную историко-культурную экспертизу, которая проводится экспертами, аттестованными Министерством культуры РФ.
  • Негосударственную экспертизу, которая проводится аккредитованной Росаккредитацией организацией (при необходимости - если требование и негосударственной экспертизе прописано в условиях госконтракта).
  • Согласование проекта в соответствующим органе охраны объектов культурного наследия, которым было выдано задание на выполнение работ по сохранению памятника культуры/истории и разрешение на проведение данных работ.

Что вы получите?

По итогам обращения к нам вы получаете полный пакет научно-проектной документации, положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы (при необходимости - негосударственной экспертизы) проекта и согласование научно-проектной документации в органе по охране ОКН.

Состав научно-проектной документации

  • 1 «Предварительные работы» с исходно-разрешительной документацией.
  • 2 «Комплексные научные исследования» с данными историко-архивных, библиографических, натурных, инженерно-технических, инженерных химико-технологических исследований, исследований по используемым материалам (строительным и отделочным), по объемным параметрам, специальных инженерно-технологических исследований, а также данными отчета по комплексным научным исследованиям. В этот раздел включается подраздел «Инженерные изыскания», в котором приводятся результаты инженерно-геодезических, инженерно-гидрологических и инженерно-геологических работ.
  • 3 «Проект реставрации и приспособления» с эскизным проектом, проектом (архитектурными, конструктивными, инженерными решениями, проектом организации работ, сметой, списком мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороне и т. д.), рабочей проектно-сметной документацией.

Стоимость работ по разработке проекта сохранения объекта культурного наследия

Цена проектов для работ на ОКН определяются в индивидуальном порядке с учетом:

  • вида планируемых работ (ремонт, консервация, реставрация, воссоздание, приспособление), их масштаба и сложности;
  • объема услуги;
  • расположения объекта и т. д.

*Цены указаны при разработке ПСД от 3000м2 и не являются офертой. Стоимость может измениться после согласования деталей проекта.

Услуга Единица Цена
Проектирование объектов
Генеральный план здания м2 от 60 руб
Эскизный проект здания м2 от 50 руб
Архитектурные решения (стадия П) м2 от 36 руб
Архитектурные решения (стадия Р) м2 от 70 руб
Технологические решения м2 от 50 руб
Конструктивные решения м2 от 60 руб
Система отопления м2 от 15 руб
Система вентиляции и кондиционирования м2 от 15 руб
Система водоснабжения м2 от 15 руб
Система канализации м2 от 15 руб
Электроснабжение здания м2 от 40 руб
Проект организации строительства м2 от 20 руб
Системы автоматизации инженерного оборудования м2 от 25 руб
Дизайн проект от 30 000 руб

Стоимость разработки проектно-сметной документации определяется в индивидуальном порядке с учетом характеристик объекта и требований заказчика. В таблице приведены ориентировочные цены. Для расчета точной стоимости комплекта ПСД по вашему заданию обращайтесь к менеджерам СК «ОЛИМП».

Полный комплекс проектных услуг СК «ОЛИМП» включает следующие работы:

  • Оформление в соответствующем органе разрешения и задания на разработку проекта.
  • Разработку полного пакета проектных документов для работ по приспособлению, консервации, реставрации, ремонту, воссозданию памятника (в зависимости от задания).
  • Прохождение государственной историко-культурной экспертизы, при необходимости – негосударственной экспертизы проекта.
  • Согласование проекта.
  • При необходимости – авторский надзор за выполнением работ.

При проектировании необходимо руководствоваться требованиями:

  • Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».
  • Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
  • Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
  • Письма Министерства культуры РФ от 16.10.2015 N 338-01-39-ГП «О направлении Методических рекомендаций по разработке проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
  • Приказа Министерства культуры РФ от 5 июня 2015 года N 1749 «Об утверждении порядка подготовки и согласования научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».
  • ГОСТ 21.501-2011 «Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений».
  • ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» и других документов.

В нашем активе вся разрешительная документация

Менеджеры СК «ОЛИМП готовы проконсультировать вас по всем вопросам в области разработки научно-проектной документации для объектов культурного наследия.

Свяжитесь с нами удобным способом

Проект реставрации памятника.

Отличие от проекта строительства новых сооружений:

1. не подлежит созданию заново (объект имеется в наличии)

2. в основе не свободное творчество, а исследование

Особенности согласования проектной документации

Особенности проекта реставрации памятника.

1. не отделим от комплекта научно-проектной документации

2. обязательная составная часть - обоснование научно-проектного решения (может по объему превосходить сам раздел проектных решений)

3. акцент не на конечном результате, а на процессе действий

4. тесно связан с процессом производства работ

Стадии проекта

1. эскизный проект (окончательно проект сразу выполнить бывает невозможно, т.к. база - это исследование. Одностадийное проектирование допускается как исключение в следующих случаях:

а. при небольших объемах работ

б. при повторных работах по объекту, где составлен полный комплект документации

эскизный проект полнотой не обладает. В нем ставятся и разрешаются следующие вопросы:

Методы реставрации

Отношение к последующим наслоениям

Характер реставрационных дополнений

Возможность приспособления к новому использованию

Рабочий проект реставрации

2а), проект приспособления

3. суммарный отчет о реставрации (отсутствует при обычном проектировании)

Все основные части согласуются с ГИОП, кроме того - согласование с соответствующими специалистами. 1 экземпляр обязательно поступает на постоянное хранение в архив.

Эскизный проект реставрации .

Состав проекта:

1. обоснование научно-проектных решений (на основании анализа проведенных исследований).

Форма обоснования:

Словесное описание

Картограммы (планы, фасады, разрезы, развертки стен, с указаниям разновременных фрагментов сооружений)

Ставятся задачи:

Характеристика состояния памятника, его подлинных элементов (сохранность), наслоений

Перечень элементов памятника, которые утрачены, но могут быть точно реконструированы на основе информации, полученной в ходе исследований

В виде графической реконструкции представить предполагаемое изменение внешнего вида памятника

Рассмотреть вопросы зрительного выделения новых включений

Показать, как предполагаемые изменения облика памятника могут отразиться на его месте в ансамбле

Показать, как реставрационное решение согласуется с дальнейшим использованием памятника (его приспособлением).

Чертежи эскизного проекта

Основные проекции с обозначенными намечаемыми рест. работами с необходимыми пояснениями

Особенности простановки размеров:

Оси не показывать (стены не имеют постоянной толщины)

Вертикальные отметки не проставляют (перекрытия не имеют одного уровня)

Выносят только главные размеры, прилагая линейный масштаб

Подробные размеры тех элементов, которые подлежат восстановлению, с привязкой к фиксированным точкам памятника

3. меры по инженерному укреплению (требуют специальной разработки): наличие росписи, лепнины, резьбы, уникальных конструкций, аварийных участков.

4. приложение - основные исследовательские материалы

Историческая справка

Комплект обмерных чертежей

Отчет о архитектурно-археологическом исследовании

Описание зондажей

Инженерное заключение о конструктивно-техническом состоянии памятника (причины и характер разрушений)

Заключение специалистов-реставраторов о состоянии элементов (росписи, резьбы, лепнины)

Заключение лаборатории по исследованию образцов

5. сметно-финансовый расчет (по мере выполнения работ, выпускают детальные

локальные сметы).

Рабочий проект реставрации.

1. архитектурные рабочие чертежи реставрации на те элементы, по которым предусмотрены какие-либо реставрационные изменения (форма неправильная, поэтому следует приложить шаблоны или привязку по опорным маякам).

2. инженерно-технические разработки

Конструктивные решения по восстанавливаемым частям

Специальные меры по укреплению конструкций (основания, фундаменты, стены, своды)

Рецепты растворов, антикоррозионных составов и т.п.

Рецепты окрасочных составов и технология покрасок

- меры по нормализации ТВР

3. проект организации работ тоже специфичен, в нем - ряд особых требований

Правильная технологическая последовательность работ

Обеспечение дополнительных исследований

Меры временного крепления конструкций на период работ

Меры защиты наиболее ценных элементов на период производства работ. Отдельные части проекта выполняются специалистами (архитекторами, инженерами-конструкторами, инженерами-технологами). За архитектором-автором проекта - общая координирующая роль.

Проект приспособления

Разрабатывается совместно с проектом реставрации.

общее планировочное решение (определяется назначение отдельных помещений в соответствии с особенностями памятника, т.е. наличия ценных интерьеров)

Намечают места устройства новых элементов (перегородки, сан/узлы, лестницы). Пробивка проемов, как правило, исключается (исключение из правила: по разрешению ГИОП, во второстепенных стенах без художественного убранства, если это необходимо для жизнедеятельности размещаемого в памятнике учреждения)

чертежи всех элементов, вносимых в памятник для возможного использования по новому назначению (лестницы, тамбуры, радиаторные решетки, осветительная арматура);

усиление перекрытий, не рассчитанных на нагрузки от новых функций (например, библиотека); противопожарные меры

проект инженерно-технического оборудования здания (это инженерные сети), которые должны сочетаться возможность его нового использования и оптимального условия хранения.

1. Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:

1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

3. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

4. Форма выдачи задания , разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

5. Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

6. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В проведении отдельных видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут участвовать добровольцы (волонтеры). Особенности участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия, а также виды работ по сохранению объектов культурного наследия, в которых указанные лица могут участвовать, определяются Правительством Российской Федерации.

7. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

9. Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей.

10. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

11. Порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

12. Порядок проведения работ по сохранению объектов археологического наследия, выдачи разрешений на проведение указанных работ устанавливается статьей 45.1 настоящего Федерального закона.

Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия

Условия получения услуги в ОИВ

  • Кто может обратиться за услугой:

    Юридические лица

    Индивидуальный предприниматель

    имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Бесплатно

  • Перечень необходимых сведений:

    Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (научно-исследовательские и изыскательские работы на объекте культурного наследия) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Представляется для получения разрешения в случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на ОКН.

    Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (реставрация объекта культурного наследия, воссоздание утраченного объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Представляется для получения разрешения в случае проведения работ по реставрации ОКН, воссоздания утраченного ОКН, приспособления ОКН для современного использования.

    Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (консервация, противоаварийные работы на объекте культурного наследия) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Представляется для получения разрешения в случае проведения работ по консервации, противоаварийных работ на ОКН.

    Заявление о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (ремонт объекта культурного наследия) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Представляется для получения разрешения в случае проведения ремонтных работ на ОКН.

    Документ, удостоверяющий личность лица, подающего заявление (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, от имени заявителя (при подаче заявления подписанного заявителем) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание заявления от имени заявителя (при подаче заявления, подписанного представителем заявителя) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Копия договора на разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия (на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ) заявителем (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке).

    Графический план (схемы) с обозначением мест проведения натурных исследований в виде шурфов и зондажей, подписанный заявителем (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на ОКН.

    Копии титульных листов проектной документации со штампом о ее согласовании или копия письма о согласовании проектной документации соответствующим органом охраны объектов культурного наследия (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются в случаях проведения работ по реставрации ОКН, приспособления ОКН для современного использования (прошитые, пронумерованные, заверенные в установленном порядке).

    Копия договора подряда на проведение заявителем реставрации объекта культурного наследия, приспособления объекта культурного наследия для современного использования со всеми изменениями и дополнениями, приложениями, существующими на момент подачи заявления (при наличии) (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случаях проведения работ по реставрации ОКН, приспособления ОКН для современного использования (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке).

    Копия договора на проведение авторского надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора и копия приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются в случаях проведения работ по реставрации ОКН, приспособления ОКН для современного использования, проведения ремонтных работ, проведения работ по консервации и противоаварийных работ (прошитые, пронумерованные, заверенные в установленном порядке).

    Копия договора на проведение технического надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение технического надзора (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются в случаях проведения работ по реставрации ОКН, приспособления ОКН для современного использования, по консервации и противоаварийных работ на ОКН (прошитые, пронумерованные, заверенные в установленном порядке).

    Проектная документация (рабочая) на проведение консервации, противоаварийных работ, подписанная уполномоченными лицами (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случае проведения работ по консервации, противоаварийных работ.

    Копия договора подряда на проведение заявителем консервации, противоаварийных работ со всеми изменениями и дополнениями, приложениями, существующими на момент подачи заявления (при наличии) (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случае проведения работ по консервации, противоаварийных работ на ОКН (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке).

    Копия приказа подрядной организации о назначении состоящих с данной организацией в трудовых отношениях и аттестованных Министерством культуры Российской Федерации специалистов ответственными за организацию проведения соответствующих их специальности работ по реставрации, указанных в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 349 (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случаях проведения работ по реставрации ОКН, приспособления ОКН для современного использования, проведения работ по консервации и противоаварийных работ на ОКН.

    Копия договора подряда на проведение заявителем ремонтных работ (в целях поддержания в эксплуатационном состоянии объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны) со всеми изменениями и дополнениями, приложениями, существующими на момент подачи заявления (при наличии) (заверенная копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случае проведения ремонтных работ (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке).

    Проектная документация (рабочая) либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов (перечнем, описью) таких работ, согласованная с заказчиком (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляется в случае проведения ремонтных работ на ОКН.
  • Сроки предоставления услуги

    15 рабочих дней

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Разрешение на проведение работ по сохранению ОКН регионального значения (рабочий документ, 1 шт.)
  • Формы получения

    Через законного представителя

  • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

    Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

    и (или) действий (бездействия) Департамента, его должностных

    лиц, государственных гражданских служащих

    1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

    2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", настоящим Регламентом.

    3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

    3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки
    в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

    3.2. Требования от заявителя:

    3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

    3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

    3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых
    не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги,
    за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона
    от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

    3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

    3.4. Отказа заявителю:

    3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

    3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).

    Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве".

    5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с настоящим Регламентом (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

    5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

    5.2. Почтовым отправлением.

    5.3. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    6. Жалоба должна содержать:

    6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

    6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

    6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

    6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

    6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

    6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    6.7. Требования заявителя.

    6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

    6.9. Дату составления жалобы.

    7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

    Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

    Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

    8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

    9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

    9.1. Отказа в приеме документов.

    9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

    10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

    11. Решение должно содержать:

    11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

    11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

    11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.

    11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

    11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

    11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

    11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

    11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

    11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

    11.10. Информацию о действиях, осуществляемых Департаментом в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги,
    а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы) либо аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).

    11.11. Порядок обжалования решения.

    11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

    12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

    13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

    13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

    13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

    13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

    13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

    14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

    14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

    14.4. Наличия:

    14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

    14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

    15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

    15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

    15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

    15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

    15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

    16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

    17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

    20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

    20.1. Размещения соответствующей информации на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы и стендах в местах предоставления государственной услуги.

    20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

    21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

    2. Прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

    3. Заявителем представлен неполный комплект документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.

    4. Представленные документы содержат недостоверные и (или) противоречивые сведения.

    5. Заявление подписано и (или) подано неуполномоченным на то лицом.

    6. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с Регламентом предоставления услуги.

    7. Обращение заявителя за государственной услугой, предоставление которой не осуществляется Департаментом либо осуществляется в соответствии с иными административными регламентами предоставления государственных услуг.

    Основания для отказа в предоставлении услуги

    1. Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в случае, если они выявлены после приема заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

    2. Виды работ, указанные в заявлении о выдаче разрешения, не соответствуют ранее согласованной проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.

    3. Приостановление деятельности (ликвидация) юридического лица - заявителя.

    4. Отсутствие у заявителя лицензии на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия либо виды работ, указанные в заявлении о выдаче Разрешения, отсутствуют в лицензии заявителя на право осуществлять такие работы.

    5. Несоответствие документов требованиям статей 5.1, 36, 40, 41, 42, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".