Ресурсный потенциал региона. Природно-ресурсный потенциал региона: понятие, структура

  • Тема 6. Основные направления совершенствования государственного управления региональным развитием в республике беларусь 203
  • Тема 1. Общие теоретические основы курса «экономика и управление регионом» Лекция 1. Общие теоретические основы курса «Экономика и управление регионом»
  • 1.1. Глобализация и регионализация: предпосылки, сущность, диалектика взаимодействия
  • 1.2. Экономика и управление регионом как наука: предмет, методы и задачи научной дисциплины
  • 1.3. Региональные исследования в трудах зарубежных и отечественных экономистив
  • 1.4. Принципы и методы районирования и административно-территориального деления страны
  • 1.5. Региональная экономика и региональная политика
  • 1.6. Методы и инструменты воздействия на развитие регионов
  • Контрольные вопросы к теме №1
  • Тема 2. Практика управления региональным развитием в разных странах мира Лекция 2. Практика управления региональным развитием в разных странах мира
  • 2.1. Опыт регионального управления в странах с развитой рыночной экономикой
  • 2.1.1.Региональная политика Великобритании
  • 2.1.2. Опыт регионального управления в Германии
  • 2.1.3. Тенденции совершенствования регионального управления в странах Западной Европы
  • Цели национальной государственной политики в странах–членах ес
  • 2.1.4. Региональная политика Европейского союза
  • Расходы Европейского фонда регионального развития в 1975–2000 гг.
  • 2.2. Региональные проблемы и политика в европейских странах с переходной к рынку экономикой
  • 2.2.1. Специфика региональной политики стран Центральной и Восточной Европы
  • Уровень региональной безработицы в некоторых странах Центральной и Восточной Европы в процессе рыночных реформ
  • 2.2.2. Специфика региональной политики в странах Балтии
  • 2.2.3. Формирование и развитие системы регионального управления в России
  • 2.2.4. Региональные проблемы и опыт их решения в Украине
  • 2.2.5. Состояние, тенденции и проблемы регионального управления в Республике Беларусь
  • Административно-территориальное деление Республики Беларусь (2001 г.)
  • Некоторые показатели работы сельскохозяйственных областей Беларуси (средние значения за 1995–1999 г.)
  • Контрольные вопросы к теме №2
  • Тема 3. Экономическая оценка ресурсного потенциала региона Лекция 3. Экономическая оценка ресурсного потенциала региона
  • 3.1. Общая характеристика ресурсного потенциала региона
  • 3.2. Природно-ресурсный потенциал регионов, его хозяйственная оценка и управление им
  • 3.3. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал регионов
  • 3.4. Потенциал реального сектора экономики в регионе
  • 3.5. Инфраструктура регионов
  • Контрольные вопросы к теме №3
  • Тема 4. Экономика региона как объект управления в рыночно ориентированной экономической системе Лекция 4. Экономика региона как объект управления в рыночно ориентированной экономической системе
  • 4.1. Региональная экономическая диагностика, прогнозирование и планирование в системе управления регионами
  • 4.1.1. Экономическая диагностика регионов
  • 4.1.2. Теория, методология и практика регионального прогнозирования и планирования
  • 4.2. Финансово-бюджетный механизм развития регионов
  • 4.2.1. Финансовые ресурсы регионов
  • 4.2.2. Местные бюджеты и межбюджетные отношения как фактор регионального развития
  • 4.3. Региональная инвестиционно-инновационная политика и ее реализация
  • 4.3.1. Основные понятия, значение и организационные формы инвестиционно-инновационной политики в регионах
  • 4.3.3. Инвестиционный климат регионов и пути его улучшения
  • 4.3.4. Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций в регионы
  • Контрольные вопросы к теме №4
  • 5.1. Межотраслевые комплексы: состояние и возможные направления развития
  • 5.2. Транспортная инфраструктура регионов и ее развитие
  • 5.3. Развитие сферы обеспечения жизнедеятельности населения в регионах
  • Контрольные вопросы к теме №5
  • 6.1. Концептуальные основы совершенствования государственного управления регионами в Республике Беларусь
  • 6.2. Местное управление и самоуправление: состояние и концептуальные положения их совершенствования
  • 6.3. Свободные экономические зоны как фактор регионального развития
  • 6.4. Регион как субъект международных экономических отношений
  • 6.4.1. Необходимость и проблемы территориальной децентрализации управления внешнеэкономической сферой
  • 6.4.2. Теоретико-методологические и практические основы регионального регулирования внешнеэкономических связей
  • Распределение инструментов внешнеэкономического регулирования между национальным и региональным уровнями управления
  • II. Регулирование международных экономических отношений через трудовые ресурсы региона:
  • III. Регулирование природных, земельных ресурсов и экологических условий региона:
  • IV. Регулирование через другие иммобильные объекты региона (инфраструктуру), в том числе предприятия мелкого и среднего бизнеса:
  • Контрольные вопросы к теме №6
  • Вопросы к экзамену
  • Литература
  • Учебное издание
  • Байнев Валерий Федорович
  • Экономика региона
  • Курс лекций
  • 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.
  • 3.2. Природно-ресурсный потенциал регионов, его хозяйственная оценка и управление им

    Определение условий, факторов и предпосылок устойчивого развития региона в значительной мере связано с оценкой его природно-ресурсного (экологического) потенциала. Величина природно-ресурсного потенциала , как сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и т.п.) зависит от таких факторов, как:

      перечень, номенклатура имеющихся в регионе природных ресурсов (чем длиннее ряд естественных ресурсов, подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала);

      количественные характеристики отдельных видов природных ресурсов (величина запасов, сроки их исчерпания и т.п.);

      качественные характеристики (содержание полезного вещества, калорийность, доступность и т.п.);

      возможность комплексного использования ресурсов .

    Количественная, интегральная оценка природно-ресурсного потенциала региона возможна в том случае, если частные потенциалы отдельных видов природных ресурсов будут исчисляться по единому принципу . Используются следующие направления соизмерения качественно различных природных ресурсов и определения природно-ресурсного потенциала региона:

      с помощью балльной системы , когда эксперты оценивают значимость каждого вида ресурсов в баллах, а затем находится сумма определенных таким образом «значимостей» всех имеющихся в регионе видов ресурсов с учетом «весов» - величин их запасов;

      на основе стоимостных (денежных) показателей , когда оцениваются и затем суммируются стоимости (по рыночным ценам) запасов всех видов природных ресурсов региона;

      на базе абсолютных энергетических потенциалов , илиусловно-натурального метода , подразумевающего соизмеримость качественно разнородных природных ресурсов по какому-либо единому, общему основанию (например, разных энергоресурсов по калорийности 1 тонны условного топлива (т у.т.) или 1 тонны нефтяного эквивалента (т н.э.)).

    Необходимо отметить, что осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому величину природно-ресурсного потенциала чаще всего характеризуют в натурально-вещественных показателях (площадь, объем запасов, продуктивность и т.п.).

    Важным аспектом оценки природно-ресурсного потенциала региона является его структурный анализ, осуществляемый с учетом национальных, общегосударственных интересов (рис. 2).

    Первое структурное подразделение объединяет природные ресурсы отраслей промышленности, имеющих общегосударственную специализацию – нефтяные ресурсы, горно-химическое сырье, руды металлов, минеральное сырье и т.д.

    Второе структурное подразделение включает в себя природные ресурсы отраслей местной промышленности и отраслей народного хозяйства, определяющих региональную производственную специализацию – местные топливно-энергетические ресурсы (торф, дрова, гидроэнергия малых рек и т.п.), лесные ресурсы для местной промышленности, минерально-сырьевые ресурсы для местного строительства и т.п.

    В сельскохозяйственных регионах выделяется третье структурное подразделение – природные условия и ресурсы, обеспечивающие функционирование агропромышленного комплекса (АПК) – агроклиматические условия и земельные ресурсы, местные удобрения и т.п.

    К четвертому подразделению относится та часть природно-ресурсного потенциала, которая рассматривается в качестве территориальной и ресурсной базы жизнедеятельности общества (земля, вода, лес, используемые как среда обитания, восстановления физических и духовных сил человека). Природные ресурсы четвертого структурного подразделения бывают ресурсами государственного и местного значения.

    Необходимо указать, что природно-ресурсный потенциал региона изменяется в процессе природопользования, что обусловлено как истощением отдельных видов природных ресурсов и нерациональностью их использования, так и целенаправленной деятельностью человека по их восстановлению и улучшению (посадка лесов, устройство гидросооружений, мелиорация земель и т.п.).

    Управление природопользованием в регионе. Важным элементом регионального управления являетсяуправление природопользованием в регионе , под которым понимается деятельность государства и местных органов управления по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны локальных экологических систем, а также обеспечения законности в эколого-экономических отношениях.

    Необходимо отметить, что хозяйственный механизм природопользования отражает как важнейшие черты общенационального хозяйственного механизма, так и местную специфику регионов, обусловленную различиями в развитии и размещении производительных сил, масштабами производства, уникальностью природных комплексов и экологических систем, степенью антропогенного воздействия на окружающую среду. Окружающая среда, как объект управления, хотя в своей основе и неделима, однако, в каждом конкретном регионе весьма своеобразна. Вследствие такого дуализма объекта управления ему должна соответствовать и адекватная система органов управления, отражающая, с одной стороны, целостность природы, а с другой – ее региональное своеобразие. Именно поэтому управление природопользованием в регионе сочетает в себе формы и методы организации и регулирования процессов природопользования на двух уровнях – общегосударственном ирегиональном (местном). Основная цель этого управления – обеспечение потребностей общества в сырье и материалах, в чистоте и разнообразии окружающей среды, а также сохранение, восстановление и развитие природно-ресурсного потенциала как отдельных регионов, так и страны в целом.

    Управление природопользованием на государственном уровне осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь , по отношению к которому являются подведомственными 6 областных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. На этом уровне осуществляется комплексное управление природопользованием в стране, государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов, проведение государственной экологической экспертизы, реализация государственных экологических программ. Эти же органы госуправления представляют и защищают юридические интересы общества и государства в целом в вопросах природопользования: направляют соответствующие представления в судебные органы, налагают штрафы, применяют другие санкции т.п. Преимущественно на общенациональном уровне управления природно-ресурсным потенциалом реализуетсяотраслевой принцип управления природопользованием, который состоит в осуществлении государственного контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране, рациональному использованию со стороны отраслей и ведомств, которые относятся к органам специальной компетенции, уполномоченным выполнять природоохранные функции.

    Наряду с проведением общенациональной политики управления природопользованием областные, городские и районные инспекции природных ресурсов реализуют территориальный принцип управления природно-ресурсным потенциалом региона. Совместно с областными, городскими, районными, поселковыми и сельскими Советами депутатов и исполкомами они разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их финансирование, материально-техническое обеспечение и контроль за их выполнением. Исполнительным комитетам в соответствии с Законом Республики Беларусь «О местных органах власти» (1991), «Об охране окружающей среды» (1992) предоставляется право устанавливать порядок государственного экологического контроля на своих территориях, координировать всю природоохранную деятельность в регионе, принимать решения о запрещении деятельности юридических лиц, отдельных предприятий, производств, цехов, участков, находящихся на территории региона, либо о лишении права пользования местными природными ресурсами в случае загрязнения окружающей среды, нерационального использования природных ресурсов.

    Вопросы управления природно-ресурсным потенциалом регионов как на общенациональном, так и на территориальном уровне частично находятся в компетенции таких министерств и ведомств, как:

      Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии , который осуществляет учет земель, контроль за их использованием, руководство землеустроительной службой и т.п.;

      Министерство лесного хозяйства (в сельских районах - лесхозы), реализующее контроль за состоянием, использованием, воспроизводством и охраной лесов;

      Государственный комитет по гидрометеорологии , осуществляющий мониторинг состояния поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, радиационного загрязнения природной среды;

      Министерство внутренних дел , которое силами экологической милиции обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств.

    Полномочия местных органов власти законодательно детализируются по отдельным направлениям природопользования. Наиболее широко они отражены в Кодексе Республики Беларусь о земле , который четко разграничивает компетенцию областных, городских, районных и сельских (поселковых) исполнительных и распорядительных органов власти в сфере земельных отношений.

    Так, к компетенции местных органов власти относятся:

      предоставление и изъятие земельных участков;

      передача земельных участков в частную собственность;

      взимание платы за землю;

      разработка и утверждение программ по охране и рациональному использованию земель, повышению плодородия почв;

      осуществление контроля за использованием и охраной земель и др.

    Водный кодекс Республики Беларусь определяет компетенцию местных органов власти в области использования и охраны вод, вверяя им:

      разработку и утверждение программ и мероприятий в области использования и охраны вод, принятия мер по их реализации;

      обеспечение потребности населения в питьевой воде;

      принятие решения о предоставлении водных объектов в обособленное пользование;

      утверждение лимитов водопользования;

      принятие мер по проведению противопаводковых мероприятий и др.

    Рассмотрим важнейшие функции управления природно-ресурсным потенциалом региона , которые реализуются как на государственном, так и на региональном, в том числе локальном уровне.

    1 . Мониторинг, учет и контроль в экологической сфере – это деятельность, связанная с получением объективной информации о природной среде региона и характере антропогенных воздействий на нее, а также контролем за состоянием окружающей среды. Различаютрегиональный илокальный мониторинг окружающей среды. Функции этих видов мониторинга в целом одни и те же, однако, если региональный мониторинг связан со сбором, обработкой, оцениванием и хранением экологической информации в целом регионе, то локальный – с наблюдением непосредственно за источниками и объектами загрязнения – конкретными предприятиями-загрязнителями, состоянием отдельных природных объектов, а также компонентов окружающей среды (воздух, поверхностные, сточные и почвенно-грунтовые воды и т.п.). В свою очередь локальный мониторинг может осуществляться как самими субъектами хозяйствования (самомониторинг), так и специально созданными территориальными центрами мониторинга.

    Информация о результатах локального и регионального мониторинга, полученная в результате наблюдения и контроля состояния природной среды конкретных регионов, обрабатывается экономико-статистическими и аналитическими методами на основе стандартных, типовых форм учета (например, №2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха», №2-тп (водхоз) «Отчет об использовании воды» и др.), а затем передается на вышестоящий (общенациональный) уровень мониторинга.

    2. Государственная экологическая экспертиза – это организационно-правовая форма контроля и управления в области использования природно-ресурсного потенциала региона, предполагающая проверку экологической обоснованности принятия тех или иных хозяйственных решений, связанных с развитием или размещением в районе производительных сил (строительством новых объектов, увеличением (расширением) производства и т.п.). Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер, поскольку финансирование любых проектов и программ регионального развития открывается лишь при наличии положительного заключения экспертизы. Ее проведение возлагается на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

    3. Прогнозирование и планирование природопользования и охраны окружающей среды – это деятельность, связанная с определением будущего состояния природно-ресурсного потенциала региона (страны) и составлением соответствующих планов-прогнозов и программ природопользования и охраны окружающей среды. Прогнозирование и планирование как функции управления регионом могут осуществляться как на государственном, так и территориальном уровне. В первом случае происходит экологическое обоснование развития и размещения производительных сил страны в целом в соответствии с базовыми положениямиНациональной программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды . Планирование и прогнозирование природопользования и охраны окружающей среды на территориальном уровне связано с разработкой пятилетних территориальных (областных, городских, районных) программ и годовых прогнозов, включающих группы показателей по следующим средам и природным компонентам:

      атмосферный воздух (лимиты на выбросы загрязняющих веществ, ввод в действие установок улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов и т.п.);

      водные ресурсы (объем используемой воды, лимиты допустимых сбросов сточных вод, ввод в действие очистных сооружений и т.п.);

      земельные ресурсы (площади рекультивации земель, капитальные вложения на охрану и обеспечение рационального использования земельных ресурсов и др.);

      лесные ресурсы (затраты на авиационную охрану лесов от пожаров, площади обработки лесных массивов средствами борьбы с вредителями и болезнями и др.);

      биологические ресурсы (достижение оптимальной численности животных и растений, затраты на реализацию этих целей и др.);

      минерально-сырьевые ресурсы (лимиты добычи полезных ископаемых).

    4. Финансирование и кредитование природопользования – это деятельность по финансовому обеспечению реализации активной природоохранной политики и сохранения (восстановления) природно-ресурсного потенциала региона. Система финансирования природоохранных мероприятий Беларуси прошла длинную эволюционную последовательность этапов – от стимулирования рационального природопользования исключительно за счет средств государственного бюджета в условиях командно-административной системы до принципа финансирования природно-охранной деятельности республиканскими, областными, региональными и городскими внебюджетными фондами охраны природы в середине 90-х годов прошлого века. В целях усиления государственного контроля за расходованием средств на поддержание и восстановление природно-ресурсного потенциала регионов с 1998 г. средства Республиканского внебюджетного фонда охраны природы включены в состав государственного бюджета, а сам внебюджетный фонд охраны природы стал именоватьсягосударственным целевым бюджетным фондом охраны природы в системе финансирования Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь. Средства территориальных фондов охраны природы аккумулируются в составе местных бюджетов, причем отечественное законодательство гарантирует использование средств фондов только на природоохранные цели.

    Кроме того, финансирование природоохранных мероприятий в регионах проводят субъекты хозяйствования, которые за свой счет ведут строительство, капитальный ремонт и модернизацию природоохранных объектов.

    "

    Ключевые термины и понятия

    Природно-ресурсный потенциал Природные условия Природные ресурсы Классификации природных ресурсов Земельные ресурсы Минеральные ресурсы (полезные ископаемые ) Биологические ресурсы Водные и гидроэнергетические ресурсы Рекреационные ресурсы

    Оценка природно-ресурсного потенциала любой страны включает в себя рассмотрение природных ресурсов и условий. Часто именно природный фактор определяет особенности расселения людей и размещения хозяйственных объектов. При этом природные ресурсы непосредственно используются в хозяйственной деятельности, при производстве материальных благ, а природные условия влияют на жизнь и деятельность людей опосредствованно (например, через увеличение затрат в производство, связанное с преодолением их негативного воздействия).

    К природным условиям относят геологическое строение территории, рельеф, климат, заболоченность и т.п. Геологическое строение предопределяет формы рельефа. В России преобладают внутренние равнины и плоскогорья с высотами до 1000 м, в южных и восточных частях страны расположены горы. В целом строение поверхности России можно оценить как благоприятное для экономической деятельности и жизни людей. Но рельеф территории страны имеет и отрицательные черты. Так, отсутствие на севере значительных горных хребтов предопределяет возможность проникновения холодного арктического воздуха в глубь страны. Горы на Дальнем Востоке препятствуют проникновению в глубь континента теплых муссонных воздушных масс с Тихого океана. Горные области характеризуются повышенной сейсмичностью, что существенно затрудняет хозяйственную деятельность. Равнинный рельеф делает возможным затопление обширных территорий при создании водохранилищ и т.п.

    Климат – это многолетний режим погоды. Россия простирается в пределах нескольких климатических поясов: арктического, субарктического, умеренного и субтропического. Но территории с субтропическим климатом – наиболее благоприятным для жизни людей и ведения экономической деятельности – занимают менее 0,1% площади страны и находятся только на Черноморском побережье Кавказа. Для большей части страны характерны арктический, субарктический и континентальный типы климата, характеризующиеся суровыми и продолжительными зимами, что значительно затрудняет социально-экономическое развитие – в сумме это почти 70% территории РФ. Регионы с умеренно континентальным (на западе страны) и муссонным (на востоке) климатом (около 30% площади страны) можно считать относительно благоприятными для жизни людей и развития экономики.

    Климатические условия серьезно осложняют развитие сельского хозяйства. Примерно 1/3 часть территории РФ находится в холодном поясе, где невозможно земледелие в открытом грунте. Общий дефицит тепла в России снижает продуктивность посевов по сравнению со среднемировым уровнем в 3–5 раз. Специализация и эффективность сельского хозяйства во многом определяются природной зональностью. В пределах России выделяются следующие природные зоны: тундры и лесотундры, лесов (тайга и смешанные леса), степей и лесостепей, пустынь и полупустынь. В горных районах распространена высотная поясность. Наиболее благоприятны для сельскохозяйственной деятельности (по характеру плодородия почв, климата, водного режима территории) степная и лесостепная зоны.

    Почти 2/3 территории России относится к так называемой зоне Севера и неблагоприятны для проживания. На большей ее части распространена многолетняя мерзлота. Соответственно, лишь третью часть территории страны можно отнести к экономически эффективной, т.е. расположенной вне пространств с экстремальными природными условиями и благоприятной для жизнедеятельности. Именно на ней сконцентрировано свыше 9/10 населения и всей экономической инфраструктуры. Лучшие условия для жизни людей имеются в Центральном, Северо-Западном (юго-западная часть), Приволжском (западная часть), Южном (западная часть), Северо-Кавказском (равнинные и предгорные районы) федеральных округах.

    Природные ресурсы – это компоненты природы, которые непосредственно участвуют (или могут быть использованы) в материальном производстве или непроизводственной деятельности. Главными особенностями природных ресурсов России являются: 1) большая величина запасов, разнообразие видового состава, высокое качество; 2) возможность обеспечить нс только потребности страны, но и быть для нее главным источником валютных поступлений; 3) неравномерное размещение по территории страны (см. также параграф 5.1, прил. 5).

    Особенно сильны различия в распределении природных ресурсов между европейской и азиатской частями страны. В восточных районах сосредоточена основная часть запасов топливно-энергетических и лесных ресурсов, а также руд цветных и благородных металлов. В европейской части (включая Урал) находятся основные запасы железных и алюминиевых руд, фосфатного и калийного сырья. При этом в целом запасы природных ресурсов в западной части страны значительно меньше, чем в ее восточной части.

    Имеется несколько классификаций природных ресурсов исходя из особенностей их происхождения, экономического значения, специфики хозяйственного использования: 1) природная (генетическая) классификация; 2) экологическая классификация; 3) экономическая классификация. Использование различных классификаций позволяет выявить закономерности формирования групп ресурсов и их генетические характеристики, возможности хозяйственного использования, сделать выводы о направлениях их рационального использования и охраны.

    Природная классификация – это классификация ресурсов в зависимости от их генезиса (происхождения). При этом выделяют ресурсы:

    • земельные (в том числе почвенные);
    • водные (Мирового океана и вод суши);
    • минеральные (полезные ископаемые);
    • биологические (растительного и животного происхождения);
    • агроклиматические (солнечное тепло, осадки);
    • энергии природных процессов (солнечное излучение, внутренняя энергия Земли, энергия ветра и т.п.).

    Экологическая классификация природных ресурсов основана па признаках исчерпаемости и возобновляемости их запасов (рис. 8.1).

    Экономическая классификация включает в себя разделение ресурсов на следующие виды:

    • реальные (возможно использовать в настоящее время) и потенциальные (получили оценку лишь на основе теоретических расчетов – прогнозные запасы);
    • многоцелевого использования (вода, воздух) и отраслевые (топливно-энергетические, металлорудные, лесные, химические, аграрные, рекреационные);
    • имеющие стратегическое значение (торговля которыми должна быть ограничена, поскольку ведет к подрыву оборонной мощи государства), экспортное значение и ресурсы внутреннего рынка.

    Земельные ресурсы являются необходимыми для расселения населения, размещения хозяйственных объектов. Кроме того, они выступают средством производства, в первую очередь в сельском и лесном хозяйстве. Россия – крупнейшее по площади государство мира, ее земельный фонд составляет 1707,5 млн га. В Земельном кодексе РФ выделяют следующие основные категории земель: 1) сельскохозяйственного назначения; 2) населенных пунктов; 3) производственного использования; 4) охраняемых территорий; 5) лесного фонда; 6) водного фонда; 7) государственного запаса. Почти 2/3 площади страны (65%) занимают земли лесного фонда.

    Рис. 8.1.

    Плодородие, или биологическая продуктивность, является главной характеристикой земель для их использования в сельском хозяйстве. Вот почему особого внимания требуют земли сельскохозяйственного назначения, занимающие около 400 млн га, или немногим менее 1/4 земельного фонда страны, а в их составе – пашня площадью около 130 млн га. Лидируя по размерам территории среди современных государств, Россия по площади пашни занимает третье место в мире после США и Индии. При этом по обеспеченности пашней на душу населения (0,8 га) Россия стоит на одном из первых мест в мире. В России основные ареалы пашни находятся в Южном, Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах, где имеются наиболее плодородные почвы, прежде всего – черноземы. Основные проблемы землепользования в стране – это недостаточно эффективное использование земель, особенно сельскохозяйственного назначения, выделяемых под производство и в населенных пунктах; эрозия (разрушение) почв, охватившая более половины площади пашни; опустынивание и засоление почв, характерное для юга Европейской части России.

    Минеральные ресурсы России по запасам занимают ведущее место в мире. В России открыто и разведано около 20 тыс. месторождений различных полезных ископаемых, из которых свыше 1/3 введено в промышленную эксплуатацию. Общая стоимость только разведанных запасов минерального сырья оценивается примерно в 30 трлн долл., из которых 70% приходится на топливно-энергетические ресурсы, 14% – руды металлов.

    В недрах России, занимающей 11,5% площади суши земного шара, сосредоточено 64% мировых запасов апатитов, 37 – олова, 35 – газа, 32 – железа, 31 – никеля, 16 – цинка, 26 – алмазов, 16 – калийных солей, 13 – нефти, 12% – угля, имеются значительные (в абсолютном и относительном исчислениях) запасы калийных солей, руд редких и цветных металлов. Но при значительных запасах полезных ископаемых, по отдельным видам минерального сырья – марганцу, хрому, урану, титану, цирконию, высококачественным бокситам и некоторым другим – ощущается дефицит.

    По степени геологической изученности запасы полезных ископаемых подразделяются на разведанные (категории А + В + С ) детально изученные и подготовленные к эксплуатации (их еще называют промышленными запасами), предварительно оцененные (категория С2) и прогнозные (категория Р для твердых полезных ископаемых и D – для нефти и газа). В сумме запасы всех этих категорий составляют минерально-сырьевой потенцией территории (страны, региона).

    По экономическому значению запасы подразделяются на балансовые (извлечение которых экономически эффективно) и забалансовые (непригодные на момент оценки для освоения по горнотехническим условиям или экологическим соображениям либо извлечение которых из-за низких технико-экономических показателей экономически нецелесообразно, но может стать экономически эффективным при повышении цен на продукцию или при техническом прогрессе, обеспечивающем снижение издержек производства).

    Наибольшими балансовыми запасами полезных ископаемых обладают обширные регионы Азиатской части России – Республика Саха (Якутия), Тюменская область (вместе с автономными округами), Красноярский край. Но запасы некоторых видов минерального сырья – железных руд (Курская магнитная аномалия в Белгородской и Курской областях), апатитов (Мурманская область), калийных солей (Пермский край) – в большей мере сосредоточены в европейской части страны. При больших абсолютных запасах обеспеченность российской экономики отдельными наиболее ценными полезными ископаемыми не так велика. По имеющимся оценкам, например, при существующих в России темпах добычи нефти ее разведанных запасов хватит лишь на 20 лет.

    Биологические ресурсы – это ресурсы растительного и животного мира. Особенно большое значение среди них имеют лесные ресурсы. Среди всех стран Россия занимает первое место по площади лесов – свыше 750 млн га, составляющих 1/5 часть всей лесопокрытой площади в мире. Соответственно, Россия лидирует и по запасам лесных ресурсов – около 20% общемировых (83 млрд м3). В лесной промышленности наиболее ценятся хвойные породы деревьев. В России сосредоточена половина мировых запасов леса хвойных древесных пород. Но хотя лесные ресурсы России велики и отличаются высоким качеством, продуктивность (прирост) российских лесов ниже, чем в зарубежных странах. Так, прирост древесины на 1 га леса в России почти в три раза меньше, чем в США, и примерно в два раза меньше, чем в Финляндии.

    Очень велика неравномерность распространения лесных ресурсов: 43% их количества приходится на Сибирский федеральный округ (СФО), 27% – на Дальневосточный, т.е. более 2/3 ресурсов расположено в восточной части страны, тогда как основные потребители лесной продукции концентрируются в Европейской части России и государствах Европы. В итоге Азиатская часть России, а также Европейский Север (за исключением территорий тундры и лесотундры) являются лесоизбыточными – ресурсы превышают потребности, тогда как регионы Южного, Северо-Кавказского и южной части Центрального федеральных округов испытывают дефицит лесных ресурсов. Очень слабо еще используются в России недревесные ресурсы леса. В целом по стране собирается менее 20% съедобных грибов, менее 10% лесных ягод, незначительное количество дикорастущих лечебных трав.

    Нужно оценивать лесные ресурсы и с позиций их огромной экологической значимости: 1 га леса ежегодно поглощает 4,5-6,0 т углекислого газа, 30–50 т ныли и выделяет 3–5 т кислорода. Лес улавливает оксиды, цементную пыль, свинец, фтор, серный ангидрид и др. Велико почвозащитное и водоохранное, а также рекреационное значение лесов. В России па протяжении длительного времени покрытая лесом площадь, особенно с высококачественными древостоями, сокращалась, и только в последние годы наметилась тенденция ее медленного увеличения. Продолжают сокращаться и объемы работ по сохранению и восстановлению лесов, они заметно отстают от масштабов лесозаготовки. Все это негативно сказывается на состоянии лесного потенциала страны и отдельных ее регионов.

    Водные ресурсы страны согласно Водному кодексу РФ включают в себя: 1) реки, озера, водохранилища, другие поверхностные, в том числе искусственные, водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов; 2) подземные воды и ледники; 3) территориальные морские воды (12 морских миль от побережья). Особенно большое значение имеют поверхностные воды, прежде всего реки, пресные озера и водохранилища. Запасы таких водных ресурсов измеряются ежегодным стоком рек. Суммарный объем речного стока на территории РФ – 4270 км3 в год, что составляет 1/10 суммарного стока всех рек мира. По этому показателю Россия занимает второе место после Бразилии.

    Россия обладает огромными водными ресурсами, но распределены они по территории страны крайне неравномерно – почти 2/3 поверхностного речного стока приходится на районы Сибири и Дальнего Востока, где наблюдаются наименьшая концентрация производительных сил и плотность населения. В европейской части страны концентрируется только треть ресурсов пресных вод. Наиболее полноводные реки России указаны в табл. 8.1.

    Таблица 8.1

    Водные ресурсы России

    Большую значимость для страны имеет ее обеспеченность гидроэнергетическими ресурсами. Величина гидроэнергетического потенциала рек зависит от расхода и высоты падения воды, поэтому наибольшими гидроэнергетическими ресурсами обладают реки с ощутимым перепадом высот между истоком и устьем. По обеспеченности гидропотенциалом Россия занимает второе место в мире после Китая.

    Гидроэнергетические потенциальные ресурсы России составляют около 2,5 трлн кВт-ч электроэнергии в год, из них экономические – 36%, а используемые – 8%. Для всех крупных речных бассейнов страны характерны подобные соотношения потенциальных, экономических и используемых гидроресурсов. Следуя за местонахождением рек, гидроэнергетические ресурсы распределяются неравномерно по территории страны. К востоку от Урала сосредоточено 90% гидроэнергетического потенциала страны. От суммарного потенциального размера гидроэнергетических ресурсов России на Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) приходится более 50%, а Южный федеральный округ (ЮФО) – всего около 2%.

    Рекреационные ресурсы – это объекты и явления природного и антропогенного происхождения, обладающие ценными медико-биологическими, психолого-эстетическими, социокультурными или научно-познавательными свойствами, используемые в целях полноценного отдыха населения, лечения, туризма.

    На вовлечение рекреационных ресурсов конкретной местности в экономическое использование влияют следующие основные факторы:

    • климатические условия;
    • наличие водных акваторий, их качество и комфортность для использования;
    • наличие минеральных источников, лечебных грязей и других ресурсов рекреационно-лечебного назначения;
    • живописность природных ландшафтов и их эстетические качества;
    • экологическое состояние природной среды;
    • насыщенность территории объектами природного и культурного наследия;
    • транспортная доступность.

    Использование рекреационных ресурсов осложняется рядом обстоятельств: 1) недостаточным уровнем развития транспортной, санаторно-курортной и туристской инфраструктуры; 2) неблагополучным состоянием окружающей среды во многих потенциально пригодных для осуществления рекреационной деятельности местностях; 3) невысоким качеством предоставляемых туристско-рекреационных услуг и др.

    Климатические условия России также ограничивают возможности использования рекреационных ресурсов. Даже в Краснодарском крае на побережье Черного моря продолжительность купального сезона не превышает четырех месяцев, а на Каспийском море она составляет 2–3 месяца.

    Вместе с тем в России давнюю известность имеют бальнеологические ресурсы в местах выхода некоторых лечебных минеральных источников. Развитыми курортными комплексами за счет этого обладают Северный Кавказ (города Ессентуки, Пятигорск, Кисловодск, Железноводск), Центральная Россия (Тульская область, Тверская область и в ней Кашин, Краинка), Северо-Запад (Новгородская область – Старая Русса, Республика Карелия – Марциальные воды) и др.

    Слабо еще освоены в России разнообразные спортивные и горные туристско-рекреационные ресурсы. Важными районами не только внутреннего, но и международного туризма при условии создания необходимой инфраструктуры могут стать Северный Кавказ, горные районы Алтая, окрестности Байкала, Камчатский полуостров и многие другие территории страны.

    • Более детально материал данного параграфа изложен в кн.: Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы: учеб, пособие / колл. авт.; под общ. ред. В. Г. Гушковой, Ю. А. Симагина. 2-е изд. М.: КноРус, 2013.

    Введение………………………………………………………………………2

      Понятие природно-ресурсного потенциала и его роль в мировой

    экономике. …………………………………………………………………4

      Природно-ресурсный потенциал стран мира…………………………8

      Природно-ресурсный потенциал России и её регионов…………….15

    Заключение……………………………………………………………………22

    Список использованной литературы………………………………………..24

    Введение

    Современный этап развития мирового хозяйства отличается всевозрастающими масштабами потребления природных ресурсов, резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества, интенсификацией и расширением сферы проявления специфических природно-антропогенных процессов, возникающих вследствие техногенного воздействия на природу. В условиях возрастающей взаимосвязи и взаимозависимости государств мировой общественный прогресс все больше зависит от решения глобальных проблем - общечеловеческих проблем, затрагивающих интересы и судьбы всех стран и народов, имеющих значение для прогресса человеческой цивилизации в целом.

    Проблема природных ресурсов имеет два аспекта: глобальный и национальный. Естественно, что когда мы говорим о XXI веке - веке глобальных проблем информатики, экологии и минерально-сырьевых ресурсов с их новыми технологиями и расширением спектра применения полезных ископаемых - в первую очередь имеется в виду глобальный аспект. К одной из основных глобальных проблем относится сырьевая.

    В большинстве стран с развитой рыночной экономикой природных ресурсов (особенно полезных ископаемых) потребляется больше, чем они их имеют. Недостающие ресурсы ввозят преимущественно из развивающихся стран. В силу этого огромные сырьевые потоки движутся в три основных центра их переработки: Северную Америку, Западную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию. Такое положение дел порождает две проблемы: зависимость развитых стран от поставок сырья и сырьевую ориентацию экспорта многих развивающихся государств.

    В этой связи, актуальность данного исследования заключается в решении основных глобальных проблем, путем изучения природно-ресурсного потенциала мира в целом, отдельных регионов и стран, анализа систем их хозяйственного использования, сложившихся в различных социально-экономических структурах современного мирового сообщества.

    Целью данного исследования является рассмотрение и оценка природно-ресурсного потенциала стран и регионов.

    Объектом исследования является природно-ресурсный потенциал стран мира.

    Цель данной работы предопределила решение следующих задач:

      Рассмотреть теоретический аспект природно-ресурсного потенциала.

      Оценить природные ресурсы России, некоторых стран и регионов мира.

      Проанализировать размещение и выявить запасы отдельных видов природных ресурсов.

    В качестве методов исследования используется метод анализа и синтеза, описание и систематизация.

        Понятие природно-ресурсного потенциала и его роль в мировой экономике.

    Природно-ресурсный потенциал (природные ресурсы) мирового хозяйства многообразен. Он включает энергетические, земельные и почвенные, водные, лесные, биологические (растительный и животный мир), минеральные (полезные ископаемые), климатические и рекреационные ресурсы.

    Природные ресурсы - пространственно-временная категория; их объем различен в различных районах земного шара и на разных стадиях социально-экономического развития общества. Тела и явления природы выступают в качестве определенного ресурса в том случае, если в них возникает потребность. Но потребности, в свою очередь, появляются и расширяются по мере развития технических возможностей освоения природных богатств. Например, нефть была известна как горючее вещество еще за 600 лет до н. э., но в качестве топливного сырья в промышленных масштабах ее начали разрабатывать лишь с 60-х годов XIX столетия. Именно с этих пор нефть превратилась в реально доступный для использования энергетический ресурс, значение которого неуклонно возрастало. Однако до второй половины XX в. нефть, залегающая в донных отложениях шельфа Мирового океана, не рассматривалась в качестве ресурса, так как состояние техники извлечения нефти делало невозможной ее добычу на шельфе. Лишь в 1940-х годах впервые на акваториях (озеро Маракайбо в Венесуэле, Каспийское море в СССР) нефть начала разрабатываться в промышленных масштабах, и нефтяные залежи мелководных зон морей и океанов приобрели ресурсное значение.

    Природные ресурсы являются необходимым (но не обязательным) условием развития экономики. Достижения научно-технического прогресса ведут к тому, что воздействие природно-ресурсного фактора на экономику развитых стран заметно ослабевает. В последние десятилетия быстро развивались страны, где отсутствуют необходимые полезные ископаемые (Япония, Южная Корея, Сингапур). Но при прочих равных условиях наличие богатых и разнообразных природных ресурсов дает странам - их обладателям дополнительные преимущества.

    Наиболее часто природно-сырьевые ресурсы отождествляются с минеральным и ресурсами (такими полезными ископаемыми, как уголь, нефть, природный газ, металлические руды, неметаллическое сырье - фосфаты, калийные соли, асбест и т.д.). Нередко в силу особой значимости топлива используют сочетание «минеральное сырье и топливо».

    В связи с двойственным характером понятия «природные ресурсы», отражающим их природное происхождение, с одной стороны, и хозяйственную, экономическую значимость - с другой.

    В научной литературе встречаются различные определения природно-ресурсного потенциала, но все отражают то, что с одной стороны он имеет природное происхождение, а с другой - хозяйственное значение.

    Поэтому, существуют различные классификации природных ресурсов:

    По происхождению:

    Ресурсы природных компонентов - каждый вид природных ресурсов связан с определенной ландшафтной оболочкой, поэтому выделяют ресурсы климатические, водные, минеральные, земельные, почвенные, растительные и животного мира.

    Ресурсы природно-территориальных комплексов - делятся на черно-промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные и т.д.

    По признаку исчерпаемости:

    Исчерпаемые - делятся на возобновляемые (растения и животный мир) и не -возобновляемые (миниралы).

    Не исчерпаемые - климатические и глобальные водные ресурсы (солнечная энергия, тепло земли).

    Классификация по видам хозяйственного использования:

    промышленные ресурсы: энергетические (уголь, нефть, газ, уран, древесина), -не энергетические;

    Сельхоз ресурсы: агроклиматические, земельные, растительные, воды;

    Космические ресурсы;

    Рекреационные ресурсы (оздоровительные).

    Все классификации в определенной мере условны, у каждой свои плюсы и минусы. Сейчас используется около 200 видов минерального сырья. Единой классификации у них нет.

    В зависимости от физических свойств полезные ископаемые делятся на несколько групп:

    Топливно-энергетическое сырье;

    Черные, легирующие, тугоплавкие, цветные металлы;

    Благородные металлы;

    Химическое и агрохимическое сырье;

    Техническое сырье;

    Строительное сырье.

    Запасы сырья также различаются в зависимости от разведанности и доступности:

    Доказанные запасы (выявлены, существуют);

    Потенциальные (общие) запасы (существуют в теории).

    По методике ООН запасы делятся на:

    Разведанные;

    Предварительно оцененные;

    Прогнозные.

    Кратность запасов - это отношение остаточных запасов к текущей добычи.

    Прогнозируемый к 2015 г. рост населения до 10 млрд. чел., даже при относительном сокращении потребления полезных ископаемых на душу населения резко увеличит потребности в минеральном сырье и энергетических ресурсах. По прогнозу Международного энергетического агентства, к 2010 г. потребление первичных энергоносителей в мире увеличится на 47,66 %.

    В большинстве стран с развитой рыночной экономикой природных ресурсов (особенно полезных ископаемых) потребляется больше, чем они их имеют. Недостающие ресурсы ввозят преимущественно из развивающихся стран. В силу этого огромные сырьевые потоки движутся в три основных центра их переработки: Северную Америку, Западную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию.

    Поэтому, развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом во многом зависит от того, насколько полно удовлетворяются их потребности в исходном сырье. Это обусловлено тем, что почти во всех отраслях материального производства главную субстанцию производимой продукции составляет сырье, либо потребляемое в виде вспомогательных материалов, либо обеспечивающее протекание самого производственного процесса. И хотя в последние десятилетия, в связи с вступлением ряда стран в постиндустриальную стадию, потребности в материалах и сырье сокращаются в пользу роста в национальном продукте доли отраслей, производящих знания и информационные продукты, но все же в масштабах мирового хозяйства роль сырьевого фактора остается весьма существенной. Так, на долю затрат сырья и материалов приходится более половины мирового ВВП, а в мировом промышленном производстве эта доля превышает 70%.

    Неравномерность размещения минеральных ресурсов в недрах Земли, а также различная обеспеченность стран земельными и лесными ресурсами способствуют развитию международного разделения труда и на этой основе - международных экономических отношений.

    В результате снижения ресурсо- и материалоемкости хозяйства развитых стран и развития собственной добычи полезных ископаемых в некоторых из них (США, Канада, Австралия, Норвегия) произошло значительное ослабление зависимости стран Запада от импорта из развивающихся государств. В то же время индустриализация ряда развивающихся стран (новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, Индия, Пакистан) ведет к значительному увеличению потребления сырья и топлива, а следовательно, к сокращению сырьевого экспорта из этих стран и увеличению импорта этих товаров.

    В целом экспорт минерального сырья, топлива и продовольствия имеет особое значение по преимуществу для развивающихся стран, так как эти товарные группы составляют основную часть их экспорта.

    Природные ресурсы, как известно, делятся на возобновляемые и невозобновляемые. Особенно бережно следует относиться к не возобновляемым ресурсам. Необходимо также принимать действенные меры в отношении возобновляемых ресурсов (пресная вода, лес, почва), восстанавливать их первоначальное состояние. Многие страны мира активно используют вторичное сырье и отходы производства, сберегая таким образом «кладовые» природы. Наконец, следует всемирно стремиться к созданию максимального количества малоотходных и безотходных предприятий и технологий.

    Природно-ресурсный потенциал - это совокупность природных ресурсов, являющихся основой экономического развития страны. Это очень важная для каждой страны и ее регионов характеристика, отражающая размещение природных ресурсов, обеспеченность ими отдельных отраслей народного хозяйства, их влияние на формирование хозяйственной специализации и пространственной организации территории. Величина природно-ресурсного потенциала представляет собой сумму потенциалов отдельных видов ресурсов. Тела и явления природы выступают в качестве определенного ресурса в том случае, если в них возникает потребность. Но потребности, в свою очередь, появляются и расширяются по мере развития технических возможностей освоения природных богатств.

    Природные ресурсы России отличаются значительной величиной и разнообразием, недостаточной изученностью, неравномерностью размещения по территории страны с наибольшей концентрацией в слабообжитых районах с неблагоприятными природными условиями, истощением запасов в хорошо освоенных районах. Размещение природных ресурсов в России характеризуется диспропорцией в их распределении между западными и восточными районами. Так, на восточные районы страны приходится до 90% потенциальных и 75% разведанных запасов энергоресурсов - торфяных, углеводородных, гидроэнергетических, более 80% поверхностного стока, 70% древесины. Европейская часть страны в целом менее обеспечена ресурсами, особенно энергетическими, а на юге - лесными и водными. Но здесь расположены основные запасы железных, бокситоносных руд, размещаются большинство месторождений фосфатного и калийного сырья, основные площади пахотных земель.

    В целом по России природно-ресурсный потенциал состоит почти поровну из ресурсов промышленного и сельскохозяйственного использования. Промышленные ресурсы значительно преобладают лишь в районах Сибири и Дальнего Востока, где основу потенциала составляют топливно-энергетические ресурсы. Во всех остальных районах в структуре потенциала выделяются сельскохозяйственные ресурсы. Только в Ура- ло-Поволжье те и другие ресурсы представлены равномерно.

    Размещение природно-ресурсного потенциала России показано в таблице 5.

    По плотности ресурсов на единицу территории выделяются районы европейской части страны, по доле ресурсов на душу населения - восточные районы и Европейский Север, т.е. слабозаселенные районы большой площади.

    Таблица 5

    Размещение природно-ресурсного потенциала России (в%)

    Каждый район страны обладает многими видами природных ресурсов, но в разных соотношениях, что создает основу для комплексного развития хозяйства региона и усиления связей с другими регионами по взаимообеспечению недостающими видами ресурсов.

    Для выявления и соизмерения ресурсных возможностей районов необходимо определить суммарную величину запасов ресурсов региона. Территориальное сочетание природных ресурсов (ТСПР) - источники ресурсов различного вида, расположенных на определенной территории и объединяемых фактическим или перспективным совместным использованием в рамках данного региона". Распределение ТСПР России по территории страны неравномерно: около 1/3 всех ТСПР расположены в европейской части России, остальные - в азиатской. По степени влияния ТСПР на уровень промышленного развития районов выделяют:

    • ? районы, обладающие территориальными сочетаниями ресурсов при высоком и среднем уровне индустриального развития - Европейский Север, Центральное Черноземье, Северный Кавказ, Урал, нефтегазодобывающие районы и юг Сибири;
    • ? районы, обладающие территориальными сочетаниями ресурсов, характеризующиеся низким уровнем индустриального развития - большая часть Сибири и Дальнего Востока;
    • ? районы, имеющие лишь отдельные виды ресурсов при высоком и среднем уровне индустриального развития - Центр, Северо- Запад, Поволжье.

    В целом, потенциальные запасы, разнообразие природных ресурсов в России и характер их размещения обеспечивают нашей стране возможность широкого развития всех без исключения отраслей экономики и комплексное развитие хозяйства каждого экономического района, однако, происходит истощение лучших ресурсов России, а человеческие потребности постоянно растут.

    Природные ресурсы понимаются как объекты и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности используются или могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности.

    Природные ресурсы являются исходной базой экономики любого индустриального общества. В научном мире существует множество географических теорий. Географический детерминизм - одна из наиболее известных. По существу, географический детерминизм - это концепция, в основе которой лежит объяснение общественной жизни и экономического развития особенностями природных условий и наличием ресурсов. Согласно данной теории географическая среда и ее отдельные элементы являются главной, определяющей силой экономического развития любой страны. Корни географического детерминизма уходят в глубь истории. Отдельные его положения рассматривались еще философами древности - Гиппократом и Страбоном. Это учение получило достаточно широкое развитие в XVIII в. в работах французского философа Монтескье; позднее оно было положено в основу научных работ американского ученого Хентингтона. В России в начале XX в. некоторые аспекты географического детерминизма получили свое развитие в работах крупнейшего русского экономиста Г. В. Плеханова. Современные ученые не отрицают огромного значения благоприятных природных условий и наличия ресурсов в развитии и размещении производительных сил, в территориальной организации хозяйства (для ряда отраслей это имеет основополагающее значение). Но вместе с тем существуют государства, где географический фактор не является основой экономического развития территорий. Такие страны, как Япония и Южная Корея, достигли исключительного успеха в развитии производительных сил, не имея достаточного ресурсного потенциала.

    Экономико-географическая оценка природных ресурсов представляет собой одну из важнейших проблем экономической географии и регионалистики, так как количество и качество природных ресурсов определяют природно-ресурсный потенциал территории, который оказывает большое влияние на хозяйственное развитие регионов, их специализацию и место в географическом разделении труда.

    Экономико-географическая оценка природных ресурсов включает три аспекта.

    • 1. Количественная оценка отдельных ресурсов. В данном случае измеряется объем ресурсов, сила действия тех или иных природных факторов. Такое измерение обычно производится в физических единицах. Например, запасы нефти измеряются в миллионах тонн, запасы древесины - в метрах кубических и т.д. Величина запасов растет при увеличении разведанности ресурсов и уменьшается по мере их исполь- зования.
    • 2. Технологическая оценка. В данном случае учитывается состояние изученности ресурсов, включая их пригодность для различных целей, степень их доступности. Часто технологическая оценка имеет словесное выражение: «пригодно без ограничения», «ограниченно пригодно», «непригодно». Иногда технологическая оценка выражается в баллах, категориях. Например, леса 1-5-го бонитета. Запасы полезных ископаемых по своему хозяйственному значению делятся на две группы: 1) балансовые - те запасы, использование которых экономически целесообразно в настоящее время и которые удовлетворяют промышленным требованиям как по качеству сырья, так и по горно-техническим условиям эксплуатации; 2) забалансовые - те запасы, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно вследствие малой мощности залежей, низкого содержания ценного компонента, особенной сложности условий эксплуатации, необходимости применения очень сложных процессов переработки, но которые в дальнейшем могут быть объектом промышленного освоения.
    • 3. Экономическая оценка. Такого рода оценка чаще всего имеет стоимостное выражение. Стоимостные оценки в условиях рыночной экономики используют величины сложившихся на данный момент текущих мировых и внутренних цен на ресурсы. Сложность стоимостных оценок заключается в том, что некоторые виды природных ресурсов оценить очень трудно. Например, сложно оценить атмосферное тепло, воду Проблема текущих мировых и внутренних цен также является весьма непростой.

    Величина различных природных ресурсов выражается в различных единицах измерения. Это порождает проблему приведения их к единым, сопоставимым единицам. Такие единицы позволяют проводить с имеющимися данными необходимые математические действия. Современная география для этих целей использует систему баллов, включая взвешенные баллы. Составляются шкалы баллов, определяются удельные веса. Эти оценки называются экспертными. Выраженный в баллах природно-ресурсный потенциал позволяет получить представление об относительной, т.е. в сравнении с другими территориями, величине всей совокупности природных ресурсов.

    Большую роль играет научная классификация природных ресурсов. Существует три подхода к такой классификации. При первом подходе во внимание принимается хозяйственная роль ресурсов, направление и формы их использования - экономическая классификация. В основу такой классификации кладется использование ресурсов в основных сферах хозяйства, и здесь выделяются:

    А. Ресурсы материального производства, в том числе:

    • а) промышленности (топливо, металлы, воды, древесина, рыба);
    • б) сельского хозяйства (почвы, воды для орошения, кормовые растения, промысловые животные).

    Б. Ресурсы непроизводственной сферы:

    • а) прямого потребления (питьевая вода, дикорастущие растения, промысловые животные);
    • б) косвенного использования (зеленые насаждения для отдыха, водоемы для спорта и отдыха, климатические ресурсы для лечения).

    В связи с проблемами охраны природы и рационализации использования ресурсов становится все более важной классификация по принципу исчерпаемости ресурсов. Все ресурсы делятся на следующие:

    • 1) исчерпаемые, в том числе возобновимые (растительные, почвенные, водные) и невозобновимые (минеральные);
    • 2) неисчерпаемые (энергия солнца, ветра, текучей воды, климатические).

    В данной главе рассматриваются ресурсы по наиболее традиционной, природной классификации с объединением их в пять групп: минеральные, водные, земельные, биологические (в том числе растительные, лесные) и ресурсы животного мира (рыбные и охотничье-про- мысловые), агроклиматические. При этом подходе к классификации за основу принимается признак принадлежности ресурсов к тому или иному элементу природы.

    • В.П. Максаковский, Экономическая и социальная география мира. -М., Просвещение 2009.

    Биологические ресурсы

    Биологические ресурсы -- биологические объекты, включаемые в хозяйственную деятельность человека в качестве предмета труда и средства производства.

    Среди биологических ресурсов по видам хозяйственного использования различают лесные, пастбищные, охотничьи, рыбные ресурсы и др.

    Особо важное место среди биологических ресурсов принадлежит лесным ресурсам, в составе которых обычно учитываются запасы древесины в лесах, а также их “недревесные полезности”. Древесина является универсальным сырьем, из которого производится более 20 тыс. видов продукции.

    Россия является крупнейшей лесной державой, на долю которой приходится 1/5 мировых запасов древесины. Общая площадь, покрытая лесом, в целом по России достаточна стабильна и составляет 774 млн. га, т. е. 45% территории страны. Общий запас лесонасаждений исчисляется в 81 млрд. м3. В структуре лесообразующих пород преобладают хвойные породы (почти 80%), а в возрастной структуре лесов -- спелые и перестойные лесонасаждения, расположенные в основном в азиатской части.

    По имеющимся оценкам, лишь 55% всей площади лесов представляют производственный интерес, т. е. рентабельны в промышленной эксплуатации. Однако преобладающая часть этого массива, расположенная на Европейском Севере и вдоль Транссибирской магистрали, значительно истощена в результате интенсивного лесопользования в течение последнего столетия.

    Животные ресурсы РФ разнообразны. Однако из-за северного положения фауна России по числу видов относительно небогата. Наша страна выделяется в мире по запасам охотничьих животных и промысловых рыб. Среди 20 видов пушных зверей, являющихся постоянными объектами охоты, по своему экономическому значению первое место занимает соболь, обитающий только на территории России, в тундровой зоне основным пушным видом является песец, промышляют также ондатру, белку, лесную куницу, выдру, бобра.

    Среди рыбных ресурсов России выделяются ценные породы пресноводных водоемов (стерлядь, осетр, форель, сиг) и разнообразная ихтиофауна морей Дальнего Востока (лососевые, сельдь, сайра, морской окунь). Важный объект промысла -- камчатский краб. За последние годы эти ресурсы могли бы обеспечить ежегодный российский вылов на уровне 9- 10 млн. т.

    Таким образом, размещение природных ресурсов в России характеризуется диспропорцией в их распределении между западными и восточными районами. Так, на восточные районы страны приходится до 90% потенциальных и 75% разведанных запасов энергоресурсов -- торфяных, углеводородных, гидроэнергетических, более 80% поверхностного стока, 70% древесины.

    Европейская часть страны в целом менее обеспечена ресурсами, особенно энергетическими, а на юге -- лесными и водными. Но здесь расположены основные запасы железных, бокситоносных руд, размещаются большинство месторождений фосфатного и калийного сырья, основные площади пахотных земель.

    В целом по России природно-ресурсный потенциал состоит почти поровну из ресурсов промышленного и сельскохозяйственного использования. Промышленные ресурсы значительно преобладают лишь в районах Сибири и Дальнего Востока, где основу потенциала составляют топливно-энергетические ресурсы. Во всех остальных районах в структуре потенциала выделяются сельскохозяйственные ресурсы. Только в Урало-Поволжье те и другие ресурсы представлены равномерно.

    Размещение природно-ресурсного потенциала страны

    По плотности ресурсов на единицу территории выделяются районы европейской части страны, по доле ресурсов на душу населения -- восточные районы и Европейский Север, т. е. слабозаселенные районы большой площади.

    Каждый район страны обладает многими видами природных ресурсов, но в разных соотношениях, что создает основу для комплексного развития хозяйства региона и усиления связей с другими регионами по взаимообеспечению недостающими видами ресурсов. Размещение природно-ресурсного потенциала страны отображено на нижеследующей таблице.

    Таблица 1. Размещение природно-ресурсного потенциала страны (в %) Рос. стат. ежегодник. 2009. С. 35-36, 39

    Для выявления и соизмерения ресурсных возможностей районов необходимо определить суммарную величину запасов ресурсов региона. Территориальное сочетание природных ресурсов (ТСПР) -- источники ресурсов различного вида, расположенных на определенной территории и объединяемых фактическим или перспективным совместным использованием в рамках данного региона. Распределение ТСПР России по территории страны неравномерно: около 1/3 всех ТСПР расположены в европейской части России, остальные -- в азиатской. По степени влияния ТСПР на уровень промышленного развития районов выделяют:

    Районы, обладающие территориальными сочетаниями ресурсов при высоком и среднем уровне индустриального развития -- Европейский Север, Центральное Черноземье, Северный Кавказ, Урал, нефтегазодобывающие районы и юг Сибири;

    Районы, обладающие территориальными сочетаниями ресурсов, характеризующиеся низким уровнем индустриального развития -- большая часть Сибири и Дальнего Востока;

    Районы, имеющие лишь отдельные виды ресурсов при высоком и среднем уровне индустриального развития -- Центр, Северо-Запад, Поволжье.

    В целом, потенциальные запасы, разнообразие природных ресурсов в России и характер их размещения обеспечивают нашей стране возможность широкого развития всех без исключения отраслей экономики и комплексное развитие хозяйства каждого экономического района.