Федеральные региональные и местные налоги. Региональные налоги

И местные налоги. От того, к какому уровню относится налог, зависит, каким законодательством он регулируется и в какой бюджет по нему зачисляются платежи. Какие налоги относятся к местным, кем они вводятся и регулируются, а также каковы сроки и порядок их уплаты – рассмотрим в этом материале.

Общая характеристика местных налогов

Если часть налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет (НДС , НДФЛ , налог на прибыль и т.д.), позднее возвращается в регионы в виде дотаций, то налоги регионального и местного уровня полностью поступают в соответствующий бюджет напрямую. Местные налоги и сборы формируют доходную часть бюджета муниципальных образований.

При уплате налогов, их распределение по соответствующим бюджетам происходит на основании КБК , присвоенных каждому виду налогового платежа. Какие налоги идут в местный бюджет, можно определить по коду «03» в составе 20-значного КБК (12 и 13 знаки).

Органы власти на местах не могут самостоятельно «создавать» новые налоги, поскольку их круг уже определен Налоговым кодексом РФ, и контролируется государством. Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ, а действуют и отменяются на основании нормативных актов, принятых властями муниципальных образований. Обычно о местных налогах принимаются решения, а в городах федерального значения - законы. Каждый нормативный акт о таком налоге, принимаемый на местном уровне, затем направляется для контроля в ФНС и Минфин РФ.

На муниципальной территории, принявшей соответствующий нормативный акт, местные налоги вводятся в действие и являются обязательными к уплате, кроме случаев, когда на той же территории действует специальный налоговый режим, предусматривающий освобождение от уплаты определенных местных налогов (п. 4, 7 ст. 12 НК РФ).

Местные налоги и сборы - 2017: перечень

В 2017 г. перечень налогов и сборов местного уровня включает (ст. 15 НК РФ):

  1. налог на имущество физлиц,

Таким образом, на сегодня нормы НК РФ к местным налогам и сборам относят лишь два налога и один сбор, в части которых местные власти могут определять налоговые ставки, порядок уплаты, сроки перечисления в бюджет. В компетенции муниципальных органов власти также установление налоговых льгот и порядка их применения.

Характеристика местных налогов

Из перечня статьи 15 НК очевидно, что объем местных налогов в общей налоговой системе РФ довольно невелик, по сравнению с федеральными. Рассмотрим их более подробно.

Земельный налог

Местным налогом является земельный налог (глава 31 НК РФ). Его уплачивают юрлица и граждане, у которых в собственности имеются земельные участки.

Участок земли, расположенный в границах муниципального образования, является налоговым объектом. Налоговая база определяется из кадастровой стоимости участка на 1 января отчетного года.

Налоговые ставки по местным налогам устанавливаются в пределах, принятых нормами НК РФ. Для налога на землю максимальная ставка , в зависимости от категории земли, может быть дифференцированной и варьироваться от 0,3% до 1,5% (ст. 394 НК РФ):

  • ставка до 0,3% применима к землям сельхозназначения, участкам, приобретенным для личного подсобного хозяйства, занятых жильем и сопутствующей инфраструктурой, а также к землям, ограниченным в обороте и предоставленных для нужд обороны, безопасности и таможни;
  • ставка до 1,5% допускается в отношении прочих участков земли.

Порядок уплаты местных налогов устанавливается муниципальными органами власти, они же устанавливают сроки уплаты для организаций-налогоплательщиков. При этом, по земельному налогу местные органы вправе сами определять отчетные периоды и необходимость уплаты авансовых платежей, но могут этого и не делать (ст. ст. 393, 396, 397 НК РФ).

Муниципальными властями, устанавливающими местные налоги и сборы, вводятся и льготы по этим налогам. По налогу на землю НК РФ перечисляет категории организаций и физлиц, которые налог не платят (ст. 395 НК РФ), на местном же уровне могут применяться дополнительные виды льгот, от частичного уменьшения налоговой базы до полного освобождения от уплаты налога.

Налог на имущество физлиц

Местные налоги, перечень которых приведен выше, включают также налог на имущество физлиц (глава 32 НК РФ). Налогоплательщики - граждане, имеющие в собственности недвижимость: жилые дома и помещения, гаражи, незавершенные строительством объекты и прочие здания, строения и сооружения (ст. 401 НК РФ). База по налогу определяется из кадастровой, а в некоторых случаях из инвентаризационной стоимости имущества.

Налог на имущество физлиц, как и прочие местные налоги и сборы, вводится муниципальными нормативными актами. Органы власти сами могут установить порядок определения налоговой базы и конкретные налоговые ставки.

Предельные ставки по местным налогам и сборам устанавливает НК РФ, для налога на имущество физлиц они следующие (ст. 406 НК РФ):

  • 0,1% для жилья, недостроенных жилых домов, гаражей, хозпостроек до 50 кв. м на личном участке; местными властями эта ставка может быть снижена до 0%, или увеличена не более чем в 3 раза;
  • 2% для объектов кадастровой стоимостью более 300 млн.руб. и объектов из перечня п. 10 ст. 378.2 НК РФ;
  • 0,5% для прочей недвижимости.

Поскольку льготы на местные налоги устанавливаются не только НК РФ, но и муниципальными актами, по налогу на имущество каждый регион может определить их сам в дополнение к уже указанным в кодексе.

Торговый сбор

Наряду с перечисленными, к местным налогам и сборам относится торговый сбор (глава 33 НК РФ). Сегодня он уплачивается только фирмами и предпринимателями, торгующими на территории города Москвы (закон г. Москвы № 62 в ред. от 23.11.2016).

Освобождены от сбора ИП на патенте и плательщики ЕСХН. Сбором облагается торговый объект, который хоть единожды за квартал использовался для торговли.

Ставка ежеквартального сбора устанавливается местными нормативными актами в пределах, указанных в ст. 415 НК РФ, и зависит от вида объектов торговли и их количества, либо площади.

Местным законом, как и сроки уплаты местных налогов, устанавливаются сроки для перечисления торгового сбора. Льготы для плательщиков торгового сбора, также устанавливаются местным законодательством.

– это необходимый элемент любой финансовой системы, источник пополнения доходов бюджетов. Именно они исполняют роль эффективного инструмента, необходимого при государственном регулировании отношений социально-экономического характера. Доля налоговых поступлений среди доходов бюджета РФ составляет более 84 %. Важное место занимают региональные налоги и сборы.

Классификация налогов и сборов в РФ

Классификация проводится по нескольким основным критериям.

  1. Уровень установления. Данный критерий предполагает выделение федеральных, региональных и .

Ст. 12 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) дает определение – платежей, уплата которых является обязательной для всей страны с ее территориальными единицами. Установление, отмена и изменение их возможна в соответствии с законодательными нормами, в частности, порядок определен НК РФ.

Перечень налогов, относящихся к региональному уровню, установлен НК РФ. Они подлежат уплате субъектами налогообложения в регионах РФ. Федеральное законодательство предоставляет возможность властным структурам субъектов РФ осуществлять право ввода или отмены налоговых платежей относительно своей территории, а также право изменения отдельных элементов налогообложения.

Состав и особенности налоговых платежей на местном уровне регламентированы нормативными документами, принятыми на уровне Федерации, и в законах субъектов. Органы власти в муниципалитетах обладают правом ввода или отмены на своей территории местных сборов.

  1. Метод взимания. Данный критерий предполагает выделение налогов типа.

В качестве основания для взимания выступает владение и использование дохода или имущества.

Отличительная характеристика косвенных налогов – их непосредственное включение в стоимость товаров, работ или услуг и уплата покупателями или потребителями. В качестве примера можно назвать .

  1. Использование. В зависимости от этого критерия характерно выделение общих и специальных видов. Общие характеризуются обезличиванием и расходованием на различные цели после того, как они поступают в бюджет соответствующего уровня.

Уплата специальных налогов (транспортного) обладает строгим целевым предназначением и закреплением за конкретными расходами.

  1. Принадлежность к определенному бюджетному уровню предполагает разделение на закрепленные и регулирующие платежи. В отличие от закрепленных, предназначенных для поступления в бюджет конкретного уровня, поступление регулирующих налогов происходит сразу в несколько бюджетов разных уровней. Пропорции их распределения определяются согласно бюджетному законодательству.

Специфика региональных налогов

Региональные налоги имеют признаки, отличающие их от других видов, а именно:

  • порядок установления через НК РФ и путем принятия законов органами с соответствующей компетенцией на уровне субъектов РФ;
  • обязательность уплаты исключительно на территории регионов РФ;
  • возможность изменения отдельных элементов региональными властями (налоговой ставки, порядка и периода уплаты, налоговых льгот).

Ввод и прекращение действия осуществляется согласно определенным Налоговым Кодексом и нормативными актами субъектов РФ нормам.

Установлением платежей и сборов занимаются органы законодательной власти субъекта РФ. При этом они самостоятельно определяют отдельные элементы налогообложения, например, необходимо, четкое закрепление налоговых ставок, порядка и сроков уплаты.

Какие налоги относят к региональным?

Состав региональных налогов определен статьей 14 НК РФ. Их характеристика представлена в таблице 1.

Таблица 1

Состав и характеристика региональных налогов по элементам

Элемент налогообложения Налог на имущество организаций Налог на игорный бизнес Транспортный налог
Субъект Организации, в собственности которых находится имущество, которое признается в качестве объекта налогообложения Организации, занимающиеся осуществлением предпринимательской деятельности в игорном бизнесе Лица, имеющие зарегистрированные на их имя транспортные средства, подлежащие налогообложению
Объект Наличие , состоящего на балансе организации Необходима регистрация следующих объектов налогообложения: игрового стола, игрового автомата, процессинговых центров, пунктов приемов ставок В ст. 358 НК РФ представлен полный перечень объектов, включая наличие в собственности автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, прочих средств транспорта
Налоговая база Для определения нужен расчет среднегодовой стоимости имущества Определение производится отдельно по каждому из объектов Налоговая база может быть выражена в качестве мощности двигателя, паспортной статической тяги реактивных двигателей. Также для некоторых объектов она подразумевает валовую вместимость, единицу транспортного средства
Налоговая ставка Согласно 380 НК РФ ее размер не может быть больше 2,2% Ст. 369 НК РФ Определены в ст. 361 НК РФ по каждому из объектов
Налоговый период Календарный год Календарный месяц Календарный год
Льготы по налогу Подробный перечень организаций, освобождаемых от уплаты, перечислен в ст. 381 НК РФ Не предполагает налоговых льгот Условия освобождения физических лиц от уплаты указаны в ст. 361.1 НК РФ

Особенности уплаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Порядок уплаты

Порядок и сроки осуществления уплаты На имущество организаций На игорный бизнес Транспортный
Уплата происходит согласно установленному в законодательном акте субъекта порядку.

Уплата осуществляется в бюджет по месту, где находится организация – субъект налогообложения

Уплата в бюджет по месту, где была осуществлена регистрация объектов налогообложения.

Срок уплаты составляет число не позднее того, когда необходимо подать налоговую декларацию по соответствующему налоговому периоду

Уплата в бюджет по месту, где находятся транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения.

Налоговый орган обязан направить налоговое уведомление налогоплательщикам, в частности, физическим лицам

Экономическое содержание региональных налогов и сборов в 2016 году

Экономическое содержание региональных через выполнение ими следующих функций:

  • обеспечение органов власти необходимыми денежными средствами для выполнения ими своих обязательств;
  • осуществление распределения и использования сформированных фондов денежных средств;
  • контрольная функция.

Основное предназначение их заключается в обеспечении бюджета субъекта РФ собственными доходами, необходимыми для покрытия расходных обязательств. Между тем их доля в доходной части бюджетов субъектов страны значительно меньше, чем доля от отчислений регулирующих налогов с других уровней.

Размер поступлений налоговых платежей и сборов на уровне региона и его динамика в период с 2014-2016 гг. представлена в таблице 3.

Таблица 3

Размер поступлений в динамике

Динамика показывает, что 2016 год характеризовался увеличением размеров поступлений всех региональных налогов.

Наибольшим удельным весом обладает организаций, наименьшим – на игорный бизнес, но и его доля увеличилась практически в 2 раза.

Рост поступлений собственных налогов на уровне регионов является положительным фактором. Необходимо сохранение их высокой доли и на долгосрочную перспективу. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности налоговых систем, стимулированию экономического роста и обеспечению необходимого уровня доходов.

Заключение

  1. Налоговые платежи и сборы классифицируются в зависимости от различных критериев. Основным является их деление на федеральные, региональные, местные. Региональные налоги – важная составляющая бюджета субъекта РФ.
  2. Выделяют три налога, взимаемых на уровне региона. Каждый из них обладает своими элементами, рассмотренными в статье.
  3. Основное назначение – формирование сильной финансовой основы на уровне субъектов РФ, обеспечение их необходимыми денежными средствами. Поддержание самостоятельности бюджетов на всех уровнях должно быть одной из основных задач проводимой налоговой политики.

Вконтакте

Региональные налоги - это сборы и налоговые отчисления, которые пополняют региональный бюджет. В зависимости от того, в казну какого уровня зачисляются средства, все налоговые сборы разделены на три группы: местные, региональные и федеральные. В статье расскажем, какие налоги относятся к региональным налогам.

Общая характеристика региональных налогов

Ключевым признаком, который характеризует данную группу налогообложения, является уровень бюджета. Иными словами, к региональным налогам и сборам относятся все бюджетные платежи, которые зачисляются напрямую в казну субъекта РФ (области, автономного округа, города федерального значения).

То есть региональные налоги и сборы являются основной доходной частью бюджета региона. Данные поступления перенаправляются на реализацию социально-значимых программ и мероприятий. Также некоторая часть от поступивших средств может быть перенаправлена в казну муниципального образования в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Важно отметить, что все региональные налоги устанавливаются на федеральном уровне, а вот особенности их применения детализируются законодателями субъекта РФ. Объясним простыми словами. Налоговые обязательства всех уровней закреплены в НК РФ . То есть общие правила применения налогообложения обозначены на федеральном уровне. Например, максимальные ставки, порядок исчисления, правила применения вычетов и льгот утверждает Правительство РФ. А вот категории налогоплательщиков, привилегии и льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются на уровне конкретного субъекта России. Например, правительство области может ввести дополнительные льготы по отдельным сборам, ввести освобождения от уплаты для некоторых категорий налогоплательщиков, снизить или увеличить налоговую ставку в несколько раз.

Региональные налоги: перечень 2019

Как мы отметили выше, к региональным налогам относятся обязательства, зачисляемые напрямую в бюджет субъекта России. К таким обязательствам относят всего три сбора. Итак, региональным налогом являются платежи налогоплательщиков за:

  1. Транспорт.
  2. Имущество.
  3. Игорный бизнес.

Ключевые правила применения этих региональных налогов в РФ устанавливаются депутатами субъектов. Следовательно, нормы, определенные для одного региона, могут существенно отличаться от правил, закрепленных для другого региона. Рассмотрим особенности каждого обязательства из списка региональных налогов.

Транспортный налог в региональный бюджет

К налогоплательщикам данного обязательства законодатели отнесли всех собственников автотранспортных средств. То есть юридические и физические лица, владеющие транспортом, должны платить деньги в бюджет.

Объектом обложения являются не только автомобили, но и воздушные, водные и иные виды самоходного транспорта. Отметим, что размер транспортного регионального налога в Российской Федерации зависит от мощности транспортного средства. Также на размер платежа влияет год выпуска авто, его стоимость и период времени в собственности.

Однако это только общие правила, закрепленные в главе 28 НК РФ . Депутаты регионов вправе утвердить льготы, освобождения и послабления для налогоплательщиков. Например, в Самарской области для пенсионеров предусмотрено снижение налоговой ставки до 50 %, а в Волгоградской области пожилые владельцы транспортных средств платят только 20 % от действующих ставок. Примечательно, что такая льгота для Москвы полностью отменена.

Налоговый период равен календарному году. Но если чиновники субъекта установили отчетные периоды, то транспортные региональные налоги обязательны к уплате в виде авансовых платежей. Например, один раз в квартал.

Налогообложение имущества организаций

Один из элементов региональных налогов — это имущественный сбор, который исчисляют и уплачивают экономические субъекты, а именно юридические лица. Объектом обложения является имущество, которое находится в собственности компании. Причем сбор исчисляется не только с недвижимых активов (зданий, строений, сооружений), но и с движимого имущества (станки, оборудование, основные средства).

Максимальная налоговая ставка за имущество компаний равна 2,2 %. Однако при установлении региональных налогов законодательными органами чиновники некоторых регионов утверждают более низкие значения. Также законодатели предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков.

Периодичность предоставления отчетности, как и сроки уплаты авансовых платежей и окончательного расчета, каждый регион устанавливает самостоятельно. То есть для имущественного сбора в одном регионе могут быть предусмотрены ежеквартальные перечисления в казну и сдача расчетов в ФНС. А в другом субъекте организации рассчитываются с бюджетом один раз в год, и декларацию сдают в ФНС ежегодно.

Общие положения, единые для применения на территории всего нашего государства, закреплены в 30 главе НК РФ . О том, как узнать нормы и правила для конкретного региона, мы расскажем в конце статьи.

Обременение игорного бизнеса

Если компания ведет игорную деятельность, то у нее возникают обязательства перед бюджетом по уплате сбора на игорный бизнес. Объектами обложения признаются:

  1. Игровое оборудование, а также автоматы и игровые столы, специализированные для осуществления игровой деятельности.
  2. Тотализаторы, букмекерские конторы, процессинговые центры тотализаторов с букмекерскими конторами.
  3. Пункт приема игровых ставок.

Так как региональными признаются налоги и сборы, а также прочие платежи, зачисляемые в казну субъекта, то и особенности налогообложения устанавливаются на уровне данного региона. Однако есть общие правила, которые распространяются на всю страну. Так, например, на процедуру регистрации объекта налогообложения в ИФНС отведено всего два рабочих дня. Причем дни исчисляют до момента установки игрового оборудования или открытия точки (букмекерской конторы или пункта приема ставок). Аналогичный срок для оповещения Федеральной инспекции установлен при любом изменении количества объектов.

Для данного обязательства устанавливаются фиксированные ставки, причем градация предусмотрена по видам объектов налогообложения. Минимальные и максимальные значения закреплены в 369 статье НК РФ . Отметим, что если регион не установил конкретное значение для ставки, то налогоплательщики должны применять минимальные значения.

Как узнать порядок и правила налогообложения

Уточнить нормы обложения, которые закреплены для конкретного региона, можно в территориальном отделении ФНС. Также получить информацию можно через Интернет. Специальной портал , разработанный налоговиками, позволяет бесплатно и без регистрации определить ключевой порядок налогообложения. Однако интернет-портал не предоставляет информацию о сборе на игорный бизнес.

Чтобы получить сведения, перейдите по ссылке, которая размещена выше. Выберите вид налогового обязательства, а также определите налоговый период, за который необходимо получить информацию. Затем из предложенного списка нужно выбрать интересующий вас регион. Нажимаем кнопку «Найти».

Система формирует сведения на основании нормативно-правовых актов, которые были приняты правительствами регионов России, в части регулирования налогообложения.

В 2019 году российское налоговое законодательство подверглось ряду изменений, которые не обошли стороной и местных налогов, устанавливаемых региональными властями и направляемых на развитие конкретной территории.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Увеличилось их число, несколько изменился порядок декларирования, расчета и уплаты. В общем же виде функция местных обязательных платежей осталась прежней – формирование материальной основы для решения вопросов местного уровня.

Общие сведения

Местные налоговые платежи имеют право устанавливать (в том числе определять ставки и льготы) органы местного самоуправления (ОМСУ) в пределах тех значений, которые устанавливает Налоговый кодекс страны ().

Наличие собственных источников дохода позволяет местным властям проводить независимую от государства политику в интересах населения конкретной территории, в том числе регулировать экономическую, социальную, экологическую ситуацию.

Все местные налоги, которые устанавливают ОМСУ, направляются исключительно в местные бюджеты (). При этом:

  1. Ставки платежей определяются местными властями, но в пределах, установленных в общегосударственном налоговом законодательстве.
  2. Перечень налогов местного уровня также определяется на федеральном уровне, однако ОМСУ вправе выбрать те из них, которые будут взиматься в рамках конкретной территории.

Субъектами обложения местными налогами выступают граждане и компании, зарегистрированные в рамках конкретно взятого региона.

При этом, если организация имеет филиальную сеть, что чаще всего местные налоги она платит в той местности, в которой располагается ее головной офис.

Следует подчеркнуть, что 2019 году к местным налогам земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор ().

Определения

Для того чтобы определить характер, порядок взимания и специфику местных налогов и сборов важно принять во внимание некоторые определения, в том числе:

Местные налоги Обязательные отчисления в казну страны, которые определяются Налоговым кодексом, но устанавливаются и взимаются местными властями (ОМСУ). Они обязательны к уплате на территории отдельных муниципальных образований и в полной сумме идет не пополнение местного бюджета ()
Органы местного самоуправления Властные структуры, которые формируются для реализации функций публичного управления в рамках отдельных территорий. Их деятельность затрагивает преимущественно вопросы социально-экономического развития отдельных населенных пунктов, а также экологические и культурные аспекты (ст.2 ФЗ-131)
Вопросы местного значения Спектр мероприятий, которые призваны осуществить в рамках конкретной территории ОМСУ, используя при этом исключительно средства, привлеченные в виде местных налогов (гл. 3 ФЗ-131)

Последние не следует путать с делегированными государственными полномочиями — финансирование решения этих вопросов, как правило, осуществляет государство через систему регулирующих налогов, а также категориальных, выравнивающих и стимулирующих грантов.

Каково их назначение

Местные налоги играют важную роль в развитии отдельных территорий, поскольку их ОМСУ могут направлять по своему усмотрению на реализацию программ социально-экономического развития.

А также могут стимулировать эффективное воспроизводство трудовых и материальных ресурсов, поддерживать культурную сферу и экологию.

Основными вопросами, финансирование которых осуществляется за счет местных налогов выступают (ст. 14 ФЗ-131):
прокладка и поддержание в нормальном состоянии дорог местного значения;

  • предоставление материальной помощи и жилья малоимущим гражданам;
  • обеспечение местного сообщества услугами связи, бытового обслуживания, транспорта;
  • благоустройство территории, в том числе вывоз мусора, освещение и озеленение;
  • решение вопросов электро-, водо-, газоснабжения;
  • поддержка медицинских, культурных и образовательных учреждений;
  • содержание мест захоронения и др.

Проведение на местном уровне спортивных и культурных мероприятий тоже, как правило, финансируется из средств местного бюджета 50-55% которых составляют именно местные налоговые платежи.

Законные основания

Местные налоги и сборы вводятся на территории поселений, городских округов и муниципальных районов по решению местных властей.

При этом ОМСУ обязаны ориентироваться на федеральные нормативно-правовые акты, в которых прописан порядок, условия и специфика введения этих обязательных платежей в рамках конкретной территории.

В Налоговом кодексе РФ вопросы регулирования местных налогов и сборов приводятся в следующих статьях:

Раздел Х НК РФ полностью посвящен вопросам администрирования местных налогов и сборов, а именно:

Вопросы распределения и использования местной казны подробно описываются в ФЗ-131, в частности:

В этом же законе определено, что именно представительные органы могут в ходе рабочих сессий устанавливать порядок взимания местных обязательных платежей и назначать их с согласия главы ОМСУ.

Какие налоги идут в местный бюджет (перечень)

При установлении на уровне отдельного региона местных налогов и сборов, местные власти должны оформить соответствующий местный нормативно-правовой акт (постановление).

В нем прописываются:

  • виды налогов, взимаемые в рамках конкретного региона;
  • ставки и сроки внесения платежей;
  • круг лиц и организаций в отношении будут действовать налоговые льготы и вычеты;
  • порядок декларирования и соответствующие налогу формы отчетности.

Местные властные структуры не имеют права вводить те местные обязательные платежи в казну, которые не прописаны в Налоговом кодексе. В нем же определено всего три вида обязательных платежей в местный бюджет (ст. 15 НК РФ).

Виды

Земельный налог

Этот обязательный сбор в местную казну взимается с граждан и организаций, которые имеют в собственности наделы земли.

Его объектом выступает земля, которая не относится к объектам лесного фонда, а также территориям, относящимся к историческому и культурному наследию.

Видео: региональные и местные налоги

Налоговой базой выступает кадастровая стоимость участка, а ставка составляет 0,3-1,5% в зависимости от категории земли.
Выплачивается налог в казну всего один раз в год.

При этом помимо традиционных категорий льготников ОМСУ вправе определять дополнительный круг лиц на базе отдельного региона, претендующий на освобождение от выплат.

Плательщиками этого местного налога выступают исключительно граждане, которые имеют в собственности:

  • жилище в виде дома, квартиры, комнаты;
  • гараж или хозяйственное строение;
  • недостроенный недвижимый объект.

Именно эти виды имущества и являются объектом взимания обязательного платежа. Что же касается налоговой ставки, то она может составлять 0,1-2%.

Торговый сбор

Данный обязательный платеж взимается на территории отдельных муниципальных образований с предпринимателей и организаций, занимающихся торговой деятельностью.

Налог взимается непосредственно с объекта торговой деятельности (пункты нестационарной торговли) или с размера торговой площади.

Он выражается в номинальной сумме (в рублях) и не должен превышать предельную сумму обязательного платежа, установленного в отношении отдельного муниципального образования.

Сроки уплаты

Земельный налог

Плательщики земельного налога обязаны вносить его в казну ежегодно. При этом налога:

  • организациями осуществляется поквартально;
  • гражданами и предпринимателями – один раз в конце года.

Налог на имущество физических лиц

Торговый сбор

Местный налоговый сбор с предпринимателей и торговых компаний декларируется и уплачивается в казну ежеквартально.

Перспективы развития

Местные налоги и сборы выступают важным элементом налоговой системы, поскольку они выполняют две значимые функции:

Будущее местных обязательных платежей видится ныне в двух проекциях:

  1. Отдельные виды обязательных платежей в бюджет, которые ныне носят характер общегосударственных, перейдут постепенно на местный уровень (например, налог на недвижимость с физических лиц).
  2. Существующие ныне местные налоги будут расширены за счет дополнительных ставок, возможностей предоставления льгот и вычетов, что расширит возможности ОМСУ.

Что касается увеличения налоговых ставок и числа налоговых платежей, то такая ситуация в ближайшей перспективе полностью исключена.

Будет ли увеличение в 2019 году

В 2019 году увеличение ставок по местным налогам в России не предусмотрено.

В целом этих обязательных платежей коснулось всего два существенных изменения, а именно:

  1. Был введен третий местный налог – торговый сбор, который в текущем году взимается только в Москве и Севастополе. Он распространяется только на тех предпринимателей, которые осуществляют деятельность на территории этих городов и прилегающих к ним областей. В дальнейшем он затронет все муниципальные образования РФ.
  2. Налог на имущество с физических лиц начал взиматься по кадастровой стоимости. Полный переход на новую систему будет завершен к 2020 году. Это приведет к увеличению платежа в казну (кадастровая цена больше инвентаризационной), но не за счет роста ставки, которая остается на прежнем уровне.

Всем связанным с бухгалтерским учетом и налогообложением лицам необходимо максимально хорошо знать всю налоговую базу по поводу каждого вида государственного сбора.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Касается это также налогов регионального типа. Так как данные сборы контролируются ФНС и другими органами не менее строго, чем федеральные налоги.

Порядок формирования региональных сборов имеет свои особенности и нюансы. Причем в каждом крупном городе они существенно различаются, вносить какие-либо изменения имеет право местная власть.

Общие сведения

Региональные налоги – это сборы денежных средств с ведущих коммерческую или иную деятельность лиц в пользу бюджета. Некоторые виды налогов данного типа платят лица физические.

При этом регулирование осуществляется непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации, а также законами отдельных субъектов РФ.

Полный перечень налогов регионального уровня обозначен в .

Всем должностным лицам, а также простым гражданам, необходимо подробно ознакомиться со следующими важными вопросами:

Определения

Чтобы понимать, какие налоги идут в региональный бюджет и в каком количестве, следует ознакомиться со следующими важными определениями:

  • налогооблагаемая единица;
  • налоговая база;
  • льготы;
  • ставка.

Под единицей налогообложения понимается некоторая величина, количественно или же качественно представляющая объект, с которого требуется уплатить налог.

При этом сама единица измерения может быть самой разной (в зависимости от исчисляемой налоговой базы):

  • денежная;
  • количественная;
  • иная.

Под налоговой базой понимается сам объект налогообложения. Обычно он назначается условно законодательными актами.

Данная характеристика может быть стоимостной, либо количественной – также в зависимости от объекта налогообложения.

Налоговые льготы представляют собой какие-либо предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков послабления.

Величина их зависит от местного законодательства, регулируемого непосредственно региональными властями.

Причем в некоторых случаях льготы для определенной категории лиц могут предоставляться, а в некоторых нет.

Ставка налога представляет собой процентную величину, устанавливаемую по отношению к налоговой базе. Именно от ставки зависит сумма, обязательная к перечислению в бюджет.

Контролирующий орган

Контролем за сбором региональных налогов занимается ФНС – Федеральная налоговая служба .

При этом её деятельность включает в себя:

  • проверку предоставляемой отчетности различными налогоплательщиками;
  • выездные проверки на месте – камерального типа;
  • обращение в судебные инстанции и к приставам при обнаружении каких-либо серьезных нарушений и наличии факта уклонения от уплаты.

Контроль осуществляется всесторонний, местные налоговые органы обмануть практически невозможно.

Причем даже невольные ошибки при формировании налоговой базы караются пеней – потому лучше всего избегать их свершения.

Это может привести к серьезным последствиям — необходимости корректировать отчетность и выплачивать достаточно серьезные штрафы.

Причем в отдельных случаях уклонение от налогов регулируется Уголовным кодексом Российской Федерации.

Деятельность ФНС также постоянно контролируется. Данный процесс реализуется прокуратурой. Как правило, подобного рода делами занимаются региональные отделения.

При обнаружении каких-либо серьезных проблем дело передается в вышестоящие инстанции.

Законные основания

Признаются налоги и сборы региональными на основании НК РФ. При этом перечень их достаточно обширен, включает в себя множество пунктов.

Во избежание путаницы и иных проблем стоит хорошо изучить законные основания для взимания налоговых сборов регионального уровня:

При этом следует не забывать о поправках, вносимых в обозначенные выше главы федеральным законодательством.

Они влияют на различные важные моменты, связанные с уплатой налоговых сборов:

  • дату перечисления;
  • величину;
  • льготы.

Например, в некоторых регионах определенные категории лиц освобождаются от уплаты транспортного налога (ветераны труда или иные). В иных же они не являются льготной категорией.

Льготы касаются даты уплаты аванса и других моментов. Следует учитывать положения следующих законов:

Перечень налогов, имеющих статус региональных в РФ

Статус региональных имеют следующие налоги, взимаемые на территории Российской Федерации:

  • транспортный, налагается на определенные категории техники;
  • на доход от ведения игорного бизнеса;
  • налог на имущество различных организаций.

При этом следует учитывать, что налог на игорный бизнес и имущество организаций обязаны платить только юридические лица, индивидуальные предприниматели.

В то же время налог транспортный платят также лица физические, владеющие частным транспортом – автомобилями, мотоциклами и иным.

Каково назначение

Обязанность по уплате различных налогов обозначается в .

Причем данное требование государства является безусловным по причине невозможности существования последнего при отсутствии налоговых сборов.

Основной целью налогообложения является полное покрытие расходов публичной власти.

Назначение региональных налогов обозначается непосредственно в их названии. Все уплаченные физическими и юридическими лицам средства перечисляются в региональные бюджеты, аккумулируются там.

Подобное предприятие имелось во всех регионах страны и выполняло функцию поддержания дорожной инфраструктуры в надлежащем состоянии.

Впоследствии фонды были упразднены, транспортный налог используется местными властями на свое усмотрение. Также как и остальные налоги регионального характера, поступающие в местный бюджет.

Кем устанавливаются элементы таких налогов

Сегодня все без исключения элементы региональных налогов устанавливаются:

  1. Налоговым кодексом Российской Федерации.
  2. Законодательными органами субъектов РФ.

Именно в этом заключается самое важное отличие региональных налогов от федеральных.

Порядок внесения изменения или же иные действия осуществляются всегда в два этапа:

При этом Налоговый кодекс РФ является приоритетным документом, и он устанавливает рамки, в пределах которых допускается внесение каких-либо изменений на региональном уровне в следующие элементы налогообложения:

  • порядок уплаты;
  • налоговые ставки;
  • сроки уплаты.

Ранее, до того как НК РФ вступил в силу и возможности по изменению налогового законодательства региональными властями никак не регулировались, существовало множество налоговых сборов.

Так как в большинстве случаев чиновники злоупотребляли своим правом увеличивать ставки, а также изменять сроки уплаты авансовых и иных платежей.

Налоговый кодекс позволяет предотвратить необоснованное увеличение различных налогов.

Определение налоговой ставки

Определение налоговой ставки существенно различается для разных типов налоговых сборов.

Определяется она на региональном уровне властями с учетом следующих факторов:

  • возможностей самих налогоплательщиков;
  • потребностей бюджета региона;
  • экономической обстановке в стране и конкретной сфере деятельности;
  • положений Налогового кодекса Российской Федерации.

Регулирующие размер налоговой ставки власти обязаны учитывать, прежде всего, финансовые возможности самих плательщиков. Особенно это касается транспортного налога.

Видео: налогообложение в России

Так как существенная часть поступлений формируется не только юридическими лицами, но также физическими.

Оценивается средний уровень доходов по региону и, исходя из этого, формируется размер ставки. Вторым по важности фактором являются потребности самого региона в средствах.


мощности установленного в ТС мотора;
года выпуска;
вместимости кузова;
категории транспортного средства.

Экономическое содержание региональных налогов и сборов в 2019 году

Определить, какой из налогов считается региональным, достаточно просто. Все они разделены на три основные группы:

  • факультативные;

Плательщикам региональных налогов необходимо постоянно следить за обновлением местного законодательства.

Так как региональные власти могут в любой момент сделать обязательным к исполнению очередное постановление. Невыполнение требований законодательства, связанного с налоговыми сборами, может привести к достаточно серьезным последствиям.

Так как существенная часть поступлений формируется не только юридическими лицами, но также физическими.

Оценивается средний уровень доходов по региону и, исходя из этого, формируется размер ставки. Вторым по важности фактором являются потребности самого региона в средствах.

При возникновении острого дефицита и недостатка средств местные власти могут увеличить налоговую ставку исходя из сложного финансового положения самого региона, недостатка средств в нем.

В то же время при определении величины налоговой ставки власти всегда должны осуществлять регулирование только в рамках, установленных НК РФ.

Контролем в данной сфере в обязательном порядке должна заниматься прокуратура и максимально быстро реагировать при возникновении каких-либо нарушений.

Ставки по некоторых налоговым сборам подвергаются дифференциации в зависимости от некоторых факторов.

Причем осуществляться это может не только региональными органами власти, но также федеральными.

Например, ставка транспортного налога зависит от следующих факторов:

  • мощности установленного в ТС мотора;
  • года выпуска;
  • вместимости кузова;
  • категории транспортного средства.

Экономическое содержание региональных налогов и сборов в 2019 году

Определить, какой из налогов считается региональным , достаточно просто. Все они разделены на три основные группы:

  • установленные федеральным законодательством;
  • факультативные;
  • установленные органами представительной власти.

Федеральные налоги и сборы к уплате обязательны, но при этом они регулируются непосредственно региональными властями (ставки и другие элементы).

Факультативные налоги также применяются на основании законодательства федерального, но вводятся они властями региональными по своему усмотрению – при наличии такой необходимости.