Ставка налога на воду. Водный налог

Из названия налога становится ясно, что этот государственный платеж связан с водопользованием и касается не всех хозяйствующих физических и юридических лиц, а затрагивает только те субъекты предпринимательства, которые эксплуатируют водные ресурсы государства в бизнесе.

Этот налоговый платеж не является таким популярным и весомым в налоговой политике, экономическом планировании, на повестке обсуждений, как НДС, налог на прибыль и спецрежимы. Однако за последние годы водного налога коснулись интересные законодательные преобразования, которые, безусловно, достойны внимания.

Водный платеж относится к федеральным налогам, взимается непосредственно с источников доходов, т. е. является прямым, и распределяется в полном объеме в федеральный бюджет согласно бюджетному законодательству России.

На сегодняшний день этому платежу посвящена глава 25.2 Налогового кодекса РФ. Глава принята в 2004 году и вступила в силу с января 2005 года. До введения водного налога его аналогом был налог, взимаемый за пользование водными объектами.

Лицензия

До вступления в юридическое и практическое действие Водного кодекса РФ лицензирование данного вида хозяйствования исполнялось по правительственному постановлению, принятому еще в 1997 году. А с появлением Водного кодекса порядок и правила получения разрешения стал опираться на этот нормативно-правовой акт, но водопользователи, получившие прежде лицензию, сохранили свои права до завершения сроков по своим документам.

Несмотря на новые правила, установленные кодексом, водопользование, касающееся добычи подземных вод из недр все еще требует лицензирования, как постановил Верховный Совет России еще в 1992 году. Исключение составляют владельцы земельных участков на праве собственности, аренды или владения пользующиеся в пределах законодательных норм водными ресурсами своих земель без использования профессионального оборудования, как взрывные устройства, для добычи.

Структура

Объект

Объект любого налога это действие, либо результат действия, либо физическое имущество, служащие основанием для налогообложения. Например, действие это реализация продуктов, выполнение работ (НДС). Результатом действия может быть доход (НДФЛ, НПО). Материальным объектом выступает движимое и недвижимое имущество (налог на имущество, земельный налог).

Объект это факт и главная причина применения налога к тому или иному субъекту.

Для водного налога объектом являются действия - водопользование по лицензии в следующих формах:

  • забор воды из водных хранилищ;
  • пользование акваторией водных объектов, не включая сплав лесной древесины плотами и кошелями;
  • пользование водными хранилищами для целей водной энергетики без забора водных ресурсов;
  • пользование акваторией воды для сплава древесины леса плотами и кошелями.

В статье 333.9 кодекса приведен список из 15 пунктов действий, относящихся к водопользованию, но не входящих в объект данного налога. Среди них пользование, связанное с:

  • подземными водами, содержащими минералы и полезные ископаемые;
  • термальными водами;
  • ликвидацией стихийных бедствий;
  • тушением пожаров;
  • рыболовством;
  • развитием биологических водных и подводных организмов;
  • обслуживанием инвалидов, детей, ветеранов;
  • государственными нуждами;
  • и т.д.

Плательщики

Водный налог вменяется всем, кто осуществляет лицензированное пользование водными ресурсами страны:

  • юридическим лицам;
  • индивидуальным предпринимателям;
  • физическим лицам, не регистрировавшим индивидуальное предпринимательство.

Поскольку присутствие лицензии является неотъемлемым условием для инкриминации налога лицу, те субъекты, которые производят водопользование по договорам водопользования и решениям о разрешении пользоваться водными объектами согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации, не включаются в круг плательщиков налога.

База

Для расчета налога недостаточно наличие объекта, особенно - объекта-действия. Необходимо стоимостная проекция объекта, которая станет основанием математического исчисления платежа. Такой проекцией обозначена налоговая база. Это всегда физический показатель.

Для каждого действия эксплуатации воды база утверждена обособленно:

Забор воды - объем забранной воды, который рассчитывается в кубических метрах:

  • специальными приборами водоизмерения и отражается в отчетном журнале;
  • при отсутствии оборудования - по времени забора и мощности техники;
  • по нормам потребления воды;

Использование акватории - площадь водного участка, представленного для деятельности в квадратных метрах:

  • согласно лицензии или договору;
  • согласно проектным и техническим документам;

Использование для гидроэнергетики - количество энергии, произведенной в налоговой период, в кВт/ч;

Лесосплав - объем древесины, переправленной за налоговый период, в кубических метрах, * расстояние сплава в километрах / 100.

Период

С окончанием периода налогоплательщик обязан выполнять действия, связанные с уплатой налогов и предоставлением отчетности. В случае водного налога этот промежуток равен кварталу.

Льготы

Водный налог является редким налогом, для которого не определены льготы.

Ставки

Тарифы или ставки это и есть по сути та доля от дохода налогоплательщика, которую государство требует безвозмездно передать в казну.

Обычно ставки имеют процентную форму. Для водного налога предусмотрены ставки в числовом формате в рублях (специфические ставки) и коррелируют с видами пользования, обозначенной законом экономической зоной.

Примеры тарифов:

  • забор воды в Северном районе, бассейн - река Волга: 300 рублей за 1000 кубических метров с поверхности, 384 рубля - подземные воды;
  • пользование акваторией в Балтийском море: 33 840 рублей за 1000 квадратных метров;
  • гидроэнергетика в в бассейне реки Нева: 8,76 рублей за 1000 кВт/ч;
  • лесосплав в бассейне реки Лена: 1646,4 рублей за 1000 кубических метров на каждые 100 км расстояния.

Для ставок также предусмотрены корректирующие коэффициенты:

  • в 2018 - 1,75;
  • в 2019 - 2,01;
  • в 2020 - 2,31;
  • и до 2025 - 4,65.

При превышении лимитных норм водопользования ставки увеличиваются в несколько раз согласно со статьей 333.12 НК России.

Если у субъекта отсутствуют утвержденные квартальные лимиты, то эти нормы рассчитываются по формуле: 1/4*годовой предел.

Обоснование дифференциации

Такие градации как ставок, так и экономических зон и бассейнов обусловлены функциями водного платежа. Выполняя основную, фискальную роль, водный налог, наряду с НДПИ, относится к природно-ресурсному инструменту и выполняет следующие задачи:

  • стимулирование бизнес-субъектов производить эффективное и прагматичное пользование ценным ресурсом - водами РФ;
  • возложение ответственности за сохранение водного баланса и экологической среды страны;
  • воспроизводство потребляемых водных ресурсов за счет части поступающего в казну водного налога: восстановление водохранилищ, охрана водных богатств России.

Ставки устанавливаются согласно ценности и другим факторам каждого водного объекта.

Расчет налога

Большинство налогов исчисляются самими органами ФНС. Однако в случае водного налога, расчет производится налогоплательщиками самостоятельно.

Формула расчета стандартна во всех налоговых платежах: ставка * база.

Налог к уплате суммируется из расчетов по всем видам водопользования.

Пример 1. Компания «Родник» получило лицензию на забор водных ресурсов для промышленных потребностей из источника в бассейне реки Волга. Водоизмерительные приборы имеются в наличии. Лимит использования воды за квартал составляет по лицензии 300 тысяч кубических метров. Компания «Родник» превысило этот лимит и осуществило забор на 350 тысяч кубических метров

Необходимо исчислить налог за период октябрь-декабрь 2016 года.

Итак, превышение составило 50 тысяч кубических метров. Сверхлимитное водопользование предполагает применение специального компенсирующего коэффициента 5. Ставка за забор в бассейне Волги равна 300 рублей за 1 тысячу кубов.

Расчет производится в 2 части:

  • в пределах лимита: 300 * 300 * 1,32 = 118 800 рублей;
  • за пределами лимита: 50 * 300 * 1,32 * 5 = 99 000 рублей.

Налог к уплате по итогам последнего квартала года 217 800 рублей. Перечисление требуется исполнить до 20 января и одновременно подать отчетную декларацию.

Пример 2. Компания «Родник» имеет лицензию на лесосплав древесины по реке Волга на кошелях. За 4-ый квартал 2016 года организация переместила древесины на 2000 кубов на протяжении 1800 км по реке. Налоговая ставка по кодексу для бассейна Волги по лесосплаву составляет 1636,8 рублей за тысячу кубов.

Уплата и отчет

Как упоминалось выше, по завершению налогового периода у налогоплательщика возникают обязанности по перечислению платежа в бюджет и предоставлению отчета о своей деятельности для проверки правомерности самостоятельного расчета.

Водный налог перечисляется 20-ого числа января, апреля, июля, сентября - т. е. в следующем месяце после истечения каждого квартала.

Водный налог в полном объеме распределяется в федеральный бюджет.

  • КБК для налога: 182 1 07 03000 01 1000 110

ВАЖНО: Учет в качестве плательщика водного налога производится в инспекции ФНС по месту расположения водного объекта, соответственно, представлять отчетность требуется в этот территориальный орган.

Декларация сдается не позднее сроков уплаты налога. Копия декларации представляется физическими лицами и иностранными гражданами также по месту выдачи лицензии.

Скачать бланк налоговой декларации по водному налогу и ознакомиться с порядком его заполнения можно по ссылке ниже.

Декларацию допустимо подавать как лично, так и опосредованно через представителя, почтовым письмом либо онлайн-подачей в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС.

Ответственность за неуплату

Для водного налога не утверждены обособленные меры ответственности, так что санкции за нарушения обязанностей по кодексу действуют в общем порядке.

Как и для прочих правонарушений мерой ответственности являются штрафы, начисление пени.

За непредставление декларации или несвоевременное представление штраф равняется 5 % от суммы налога, необходимой к уплате согласно этой форме, за каждый просроченный месяц. Минимальный размер штрафа - 1000 рублей, максимальный - 30 % от суммы налога.

Представление декларации не по правилам для электронной подачи накладывает на лицо штраф в размере 200 рублей.

Нарушения порядка учета доходов и расходов - ведения учетного журнала по водопользованию - в одном налоговом периоде - квартале -вменяет субъекту штраф в размере 10000 рублей, за несколько кварталов - 30000 рублей.

Уменьшение налоговой базы в результате неправомерного ведения учета - штраф в пределах 25 % суммы налога - 40000 рублей.

Неуплата или частичная уплата налога ведет к штрафу в размере 20 % от суммы налога.

Умышленная неуплата налога - штраф в размере 40 % от суммы налога.

Пеня начисляется за каждый просроченный день в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России.

  • КБК пени 182 1 07 03000 01 2100 110.
  • КБК штрафа 182 1 07 03000 01 3000 110.

Налоговая политика

С момента принятия водный налог действует на территории страны. С 2007 года и до сих обсуждаются вопросы необходимости этого платежа в кодексе, ставках и порядке дифференциации. Стоял даже вопрос об упразднении этого платежа в 2014 году, но налог остался и даже получил перспективы повышения до 2025 года.

Иных преобразований главы 25.2 пока нет, хотя водный налог требует внимания законодателей и совершенствования.

Поправки необходимы для промышленных потребителей, так как доля водопользования у них велика и размер водного налога имеет внушительную графу в бухгалтерии.

Передачи части полномочий по регулированию водного налогообложения эффективно отразилась бы на природно-ресурсном состоянии регионов, так как субъекты РФ более тщательно и обоснованно могут применять элементы и инструменты водного налога для исполнения регулирующих функций.

Уменьшение сферы применения водного налога - 15 пунктов объектов, не являющихся налогооблагаемыми - влечет сокращение роли налога в общей системе.

Ставки налога многими экспертами считаются устаревшими и старомодными и требуют преобразований согласно современным изменившимся рыночным условиям. Введение коэффициентов улучшило ситуацию в данном вопросе.

Необходимы работы по приведению к единству главы 25.2 и Водного кодекса.

Требуется расширять рамки администрирования водного налога для повышения качества налогового контроля и увеличения общих сумм налога в бюджете, так как на сегодняшний день поступления налога не покрывают затраты, требуемые для сохранения, развития и содержания водных объектов.

Введение водного налога в НК РФ приходится на 2005 год, когда была заменена действующая плата за пользование водными объектами. Это федеральный налог, регламентируемый главой 25.2 НК РФ. С момента введения по сегодняшний день водный налог подвергался изменениям редко – все они касались принципиальной корректировки каждого из элементов. Что представляет собой водный налог сегодня, как он исчисляется, и кто обязан его платить, рассмотрим подробно в данной статье.

Кто является налогоплательщиком

Согласно законодательству, за пользование водными объектами, которое подлежит лицензированию, обязаны платить организации, индивидуальные предприниматели и физические лица.

В основном речь идет об организациях, которые на основании лицензии для осуществления предпринимательской деятельности, используют скважину (осуществляют водозабор).

Такие предприниматели:

  • осуществляют водозабор из водных объектов;
  • из таковых с использованием акватории;
  • в гидроэнергетических целях без забора воды;
  • в целях лесосплава в плотах и кошелях.

Не облагается налогом водопользование на основании соответствующих договоров либо решений о передаче водных объектов потребителям, которые были заключены либо приняты после 2007 года, когда был введен в действие Водный кодекс. В данном случае платежи сопоставляют с арендной платой (неналоговым платежом) относительно использования водного объекта.

Не подпадают под налогообложение и определенные виды деятельности, соотносимой с водопользованием.

Это деятельность:

  • неотъемлемой частью которой является использование водного объекта – рыболовство, разведение рыбы, судоходство, орошение, строительство и разработка месторождений, прочее;
  • которая подпадает под иное налогообложение – извлечение термальных и минеральных вод, прочее;
  • предусматривающая льготы – обеспечение нужд обороны, пожарной безопасности, прочее.

Налоговая база

В соответствии с каждым видом водопользования налоговая база рассчитывается налогоплательщиками с учетом каждого водного объекта.

При наличии различных налоговых ставок, установленных в отношении водного объекта, определение налоговой базы происходит согласно каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база представляет собой определенный объем воды, который был забран в течение налогового периода. Обозначение данной величины производится в соответствии с показаниями приборов учета, которые обязательно отражаются в журнале первичного учета. При отсутствии таковых исчисление объема происходит с учетом времени работы, а также производительности технических средств.

В противном случае, когда исчисление невозможно, используют норму водопотребления.

Рассмотрение налоговой базы в качестве площади водного пространства производят, когда речь идет об использовании акватории без учета лесосплава. Определение площади осуществляется согласно сведениям лицензии, в случае отсутствия таковой – с учетом данных проектной и технической документации.

При использовании воды в гидроэнергетических целях, когда отсутствует необходимость забора воды, налоговая база представляет собой количество выработанной электроэнергии за налоговый период.

При лесосплаве – как расстояние сплава (км) умноженное на объем древесины (кубические метры), деленное на 100.

Налоговый период

В качестве налогового периода рассматривается квартал. Налогоплательщики подают декларацию в налоговую инспекцию и уплачивают налог до 20 числа того месяца, что следует за отчетным периодом.

Возможность уплаты предполагается в соответствии с местом нахождения объекта, относительно которого вычисляют водный налог.

Подача декларации крупнейшими налогоплательщиками осуществляется по месту учета.

Ставки налога

Согласно ст. 333.12 НК РФ, показатели налоговых ставок зависят от региона использования определенного объекта, а что касается забора воды – плюс от его вида (подземный либо поверхностный).

В соответствии с п. 3 ст. 333.12 НК РФ, законодательство также предусматривает льготные ставки, которые применяются относительно забора воды для водоснабжения граждан. До 2015 года данный показатель составлял 70 рублей за тысячу куб. м.
С 2015 года налоговые ставки, регламентируемые п. 1 ст. 333.12 НК РФ, применяются с корректировками. При этом используются повышающие коэффициенты, величина которых вплоть до 2025 года приведена в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

Начиная с 2026 года, повышающий коэффициент будет рассматриваться в качестве расчетного. При расчете его величины будут учитываться фактические изменения потребительских цен в течение года, предшествующего таковому, когда начал применяться соответствующий расчетный коэффициент.

Применение ежегодных повышающих коэффициентов осуществляется также при исчислении ставки, когда речь идет об обязательном применении других повышающих коэффициентов.

Речь идет о применении повышающего коэффициента:

  • десятипроцентного – когда отсутствуют средства измерения объема воды;
  • десятикратного – когда осуществляется забор подземных вод с целью дальнейшей реализации;
  • пятикратного – когда забор воды производится сверх лимита.

Планомерный рост льготной ставки водного налога, предусмотренной для забора воды в рамках водоснабжения граждан, ожидается в пределах 2015-2025 годов. При этом его значение будет выражено не в коэффициентах, а в рублевом значении. С 2026 года здесь также будет применяться расчетный повышающий коэффициент, который зависит от варьирования потребительских цен.

Важно! В 2017 году при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения действует ставка водного налога, равная 107 рублей за 1 тыс. куб. м.

Порядок расчета

Сегодня при расчете водного налога применяют порядок, предусмотренный НК РФ еще до внесения изменений в главу 25.2 в 2015 году.

Порядок расчета ставки изменился только согласно основным видам водопользования. Теперь ее исчисляют путем умножения ставки водного налога (см. п. 1 ст. 333.12 НК РФ) на все коэффициенты, которые следует учитывать при расчете. Исчисление суммы налога осуществляется налогоплательщиками самостоятельно.

Ожидается, что с 2026 года в качестве обязательного будет рассматриваться использование коэффициента применимо ко льготной ставке водного налога, которая была установлена для водоснабжения граждан.

Если организации или бизнесмены принимают решение использовать в своей коммерческой деятельности природные ресурсы, на основании требований отечественного законодательства за это придется заплатить. Главой 25.2 НК применение в деятельности объектов водного фонда является причиной для перечисления в казну водного налога, что регламентировано Водным и Налоговым кодексами. Объект обложения, расчетная база и ставки водного налога в 2017 году (таблица со значениями будет представлена ниже) являются важными характеристиками, определяющими на практике применение налога. Рассмотрим, водный налог 2017 (ставки, действующие в этом году, и иные важные для расчета показатели).

Водный налог: ставки в 2017 году, объект и налоговая база

Ст. 333 9 НК устанавливаются объекты обложения данным бюджетным платежом. К ним могут быть отнесены:

  • Сплав древесных объектов по рекам;
  • Забор водных ресурсов;
  • Организация на реках гидроэнергетических станций, которые не осуществляют забор водных ресурсов;
  • Осуществление операций в акватории объектов фонда.

Для того чтобы исчислить налог нужно определить расчетную базу. Согласно требованиям права расчетная база по водному налогу определяется отдельно по каждому используемому объекту.

В зависимости от того, какой именно объект налогообложения имеется у компании или ИП, налоговая база будет определена разными способами. Так, если компания производит забор водных ресурсов, объектом обложения выступает тот объем воды, который был забран из водоема, а, если речь идет о справе древесины, что для определения величины налога учитывается объем сплавляемых древесных ресурсов и расстояние их перемещения.

Налоговые ставки по водному налогу установлены ст. 333 12 НК. Ставки водного налога установлены в зависимости от вида осуществляемой деятельности. Налоговые ставки водного налога в 2017 году представим для наглядности в таблице.

Налоговые ставки водного налога 2017
1. Забор водных ресурсов из водоема (ставка за 1000 м 3 забранной воды)
Поверхностные воды Подземные воды
1.1 Волга (Центральный район) 288 360
1.2. Дон (Северо-Кавказский район) 390 486
1.3. Северная Двина (Волго-Вятский район) 252 312
1.4. Баренцево море 6,36
1.5. Охотское море 7,68
1.6. Японское море 8,04
2. Использование водной акватории (ставка за 1 м 2 используемой акватории в год)
2.1. Северный район 32,16
2.2. Поволжский район 30,48
2.3. Уральский район 32,04
2.4. Черное море 49,80
2.5. Чукотское море 14,04
3. Использование воды для организации гидроэнергетики (ставка за 1000 кВт в час)
3.1. Кубань 8,88
3.2. Енисей 13,70
3.3. Лена 13,50
3.4. Терек 8,40
3.5. Амур 9,24
4. Использование воды для сплава древесины (стоимость сплава 1000 м 3 на расстояние 100 км)
4.1. Нева 1656,00
4.2. Амур 1476,00
4.3. Волга 1636,80

Исходя из таблицы понятно, что и величина, и единица измерения ставки водного налога на 2017г. зависят от того, какой вид деятельности реализует организация или ИП и на какой территории.

Для определения суммы водного налога ставки и расчетной базы недостаточно. Для целей расчета данного бюджетного платежа необходимо располагать знаниями относительно индексирующего коэффициента, который позволяет приблизить значение установленных в стране ставок по налогу к текущим экономическим реалиям.

Данный коэффициент изменяется ежегодно, вследствие чего, крайне важно быть в курсе действующих на момент расчета налога значений этого показателя. Тенденция изменения показателя в основном направлена на увеличение. Таким образом, если это не учесть, то ошибочно можно использовать меньший по значению показатель, что приведет к занижению величины налогового платежа к уплате в бюджет и, как следствие, штрафам.

В 2017 году индексирующий показатель определен как 1,52. На данный момент уполномоченными органами определено, что в 2018 году для корректного определения суммы налога следует умножать налоговую ставку на 1,75, то есть значение коэффициента увеличится на 0,23. Ставки водного налога на 2018 год предварительно останутся без изменений и будут скорректированы только на действующее в 2018 году значение показателя-дефлятора.

О каких еще изменениях в отношении применяемых ставок по налогу можно говорить в 2017 году? Изменения затронули величину ставки при заборе водных ресурсов для организации водоснабжения граждан. С 2017 года ее значение увеличилось на 14 руб. и теперь равно 107 руб. за 1000 м 3 .

Ставка водного налога для водоснабжения населения

Компании или бизнесмены могут использовать водные ресурсы для обеспечения ими населения. Эта деятельность носит название забор водных ресурсов, и осуществляется по сниженным ставкам.

Для того чтобы фирма или бизнесмен смогли воспользоваться льготными ставка, должны быть соблюдены два важных условия:

  • В связи с тем, что операции с данными видами ресурсов подлежат лицензированию, в полученном плательщиком документе обязательно должно быть указано, что потребителями воды является население.
  • Лицензия на ведение конкретного вида деятельности должна содержать ограничение по забору воды, отдельно для каждого из используемых объектов.

Нередко возникают ситуации, когда плательщик налога помимо обеспечения населения водой, также осуществляет забор ресурсов с целью перепродажи или иных нужд. В этом случае, также как и при одновременном применении нескольких налоговых режимов фирма должна организовать раздельный учет. Если данное требование не будет налогоплательщиком соблюдено, право на применение пониженных ставок будет утрачено.

В некоторых ситуациях налоговые ставки водного налога устанавливаются в процентном соотношении. Законодательством обозначено, что водный налог (процентная ставка) предусматривается для конкретных специфических отраслей, таких как гидроэнергетика и сплав по реке древесины.

С целью корректного определения величины налога на водные ресурсы, плательщик налога должен учитывать только самую свежую информацию. Во всем многообразии применяемых налоговых ставок бухгалтер должен выбрать правильный вариант. По водному налогу установлены ставки в зависимости от осуществляемой деятельности. Соответственно, перед расчетом налога нужно уточнить актуальности используемых данных.

Уплачивать водный налог и отчитываться по нему нужно ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. 20 апреля 2017 г. налогоплательщики должны уплатить водный налог за 1 квартал 2017 г. в ИФНС по месту водопользования, а также подать декларацию за этот период.

Кто обязан платить налог и отчитываться по нему, как рассчитать водный налог, каковы его ставки в 2017 году и как заполнить декларацию – обо всем этом расскажем в нашей статье.

Водный налог в 2017 году

Водный налог регулируется главой 25.2 НК РФ. Он уплачивается организациями, ИП и физлицами, которые на основании лицензии занимаются водопользованием, а именно:

  • производят водозабор из водных объектов,
  • используют акватории водных объектов,
  • используют водные объекты для гидроэнергетики без водозабора,
  • сплавляют лес.

Все это образует объект водного налога (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).

Если водопользование осуществляется на основании договоров, или решений о предоставлении в пользование водных объектов, заключенных после введения нового Водного кодекса РФ 01.01.2007г. - налог не платится.

Налоговая база зависит от вида водопользования и по каждому из них определяется отдельно. Чтобы рассчитать водный налог, необходимо учесть:

  • при водозаборе – объем забранной воды за налоговый период; если измерительные приборы отсутствуют, то объем рассчитывается из времени работы и мощности технических средств, либо применяются установленные нормы потребления;
  • для акваторий – площадь предоставленного водного пространства, согласно лицензии, или договора;
  • для гидроэнергетики – количество электроэнергии, произведенной за налоговый период;
  • при лесосплаве - объем сплавляемой древесины в тыс. куб. м, умноженный на расстояние сплава в км, поделенные на 100.

Ставки налога

Для водного налога ставки установлены ст. 333.12 НК РФ. Их размер зависит от ряда факторов: вида водозабора, региона водопользования, от того, производится ли забор воды для обеспечения ею населения. Кроме того, к налоговым ставкам применяются ежегодно повышающиеся коэффициенты – в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ они определены вплоть до 2025 года. В 2017 г. действует коэффициент 1,52.

Помимо этого, к ставке водного налога с учетом ежегодного коэффициента могут применяться коэффициенты дополнительные:

  • 5-кратный – при водозаборе сверх установленного лицензией лимита,
  • 10-кратный – при добыче подземных вод с целью их продажи, кроме минеральных, термальных и промышленных,
  • коэффициент 1,1 – если налогоплательщики не имеют измерительных средств для учета объема водозабора.

Если водные ресурсы применяются для снабжения водой населения, применяются льготные ставки. В 2017 г. 1 тыс. кубометров воды облагается налогом в размере 107 руб., в 2018 г. эта ставка составит уже 122 руб. за 1 тыс кубометров. Для водного налога НК предусматривает рост льготных ставок до 2025 года, после чего повышающий коэффициент придется применять и к ним.

Декларация по водному налогу

Бланк декларации по водному налогу и Порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС РФ от 09.11.2015 № ММВ-7-3/497.

Форма содержит титульный лист и два раздела: в разделе 1 указывается сумма налога к уплате, в разделе 2 производится расчет водного налога, причем для расчета налога при водозаборе выделен отдельный подраздел 2.1, а все остальные виды водопользования отнесены к подразделу 2.2.

Если водных объектов несколько, то для каждого из них, и для каждой лицензии заполняется отдельный подраздел 2.1 и 2.2.

Как рассчитать водный налог

По всем видам водопользования налог исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога, скорректированные на повышающие коэффициенты. Расчет производится в декларации по водному налогу.

Рассмотрим пример

ООО «Бриз» производит водозабор из артезианской скважины, оборудованной учетными приборами и расположенной в Центральном экономическом районе (бассейн прочих рек). Лимит водопользования, согласно лицензии – 100 тыс. куб. м. В 1 квартале 2017г. объем водозабора составил 110 тыс. куб. м, из них 10 тыс. куб. м – сверхлимитные.

По объектам водозабора расчет водного налога производится в подразделе 2.1 декларации. В пределах лимита было забрано 100 тыс. куб. м воды. Ставка налога составляет 336 руб. за 1 тыс. куб. м (п. 1 ст. 333.12 НК РФ), повышающий коэффициент в 2017 г. – 1,52:

100 тыс. куб. м Х 336 руб. Х 1,52 = 51 072 руб.

Для водозабора сверх лимита налог считается по 5-кратной ставке, а сумма налога со сверхлимитного объема равна:

10 тыс. куб. м Х (336 руб. Х 5) Х 1,52 = 25 536 руб.

Общая сумма налога за водозабор из скважины составляет 76 608 руб. (51 072 руб. + 25 536 руб.).

Допустим, что у ООО «Бриз» есть еще один объект водопользования: акватория озера в Центральном экономическом районе. Согласно лицензии, площадь объекта – 3 кв. км. Рассчитаем налог в разделе 2.2 декларации.

Налоговая ставка – 30,84 тыс.руб. за 1 кв. км акватории, она годовая (п. 2 ст. 333.12 НК РФ), поэтому полученную сумму налога нужно разделить на 4:

3 кв. км Х 30 840 руб. Х 1,52: 4 = 35 158 руб.

Сумма водного налога к уплате за 1 квартал 2017 г.: 111 766 руб. (76 608 руб. + 35 158 руб.).

Водный налог является одним из самых запутанных и сложных для понимания бюджетных обязательств. Он заменил сбор, существовавший до 2005 года, и распространяется на коммерческие структуры и физлица, добывающие воду из недр, действующие по лицензии, полученной до 2007 года. «Подспорье», которое поможет освоить расчет водного налога в 2017 году – пример из практики по формированию бухгалтерских проводок и исчислению суммы фискального обязательства.

Согласно положениям фискального законодательства, водный налог – это прямой федеральный сбор, который уплачивают физлица, компании и частные предприниматели, использующие в деятельности водные ресурсы.

У обязательства есть две категории плательщиков:

  • лица, действующие по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной по сей день;
  • лица, добывающие водные ресурсы из недр.

Для структур, использующих наземные ресурсы, но не имеющих актуальной лицензии, водный налог не предусмотрен. Они заключают договоры аренды с органами власти или получают разрешения и перечисляют арендные платежи.

Формула по расчету суммы обязательства

Особенность водного налога заключается в том, что для него отсутствует единая ставка и база. Их определение зависит от особенностей деятельности коммерческой структуры, места ее расположения, типа используемого водоема и иных факторов.

Существует четыре алгоритма по определению налоговой базы:

  1. Для компаний, занятых забором воды, базой признается 1 тыс. кубометров полученной жидкости. Точный показатель устанавливается на основе данных измерительных приборов организации или, при отсутствии последних, исходя из действующих норм водопотребления.
  2. Для гидроэнергетических организаций базой признается единица произведенной энергии (1 тыс. кВт).
  3. Для компаний, берущих воду из акватории природных объектов, базой считается площадь акватории, указанная в лицензии.
  4. Для организаций, сплавляющих лес по воде, база исчисляется как 1 000 кубометров леса на 100 км сплава.

Определившись с базой, налогоплательщик должен выбрать ставку. Она зависит от следующих объективных факторов:

  • типа водопользования;
  • вида используемого природного объекта;
  • места деятельности налогоплательщика;
  • способа извлечения воды: надземный или подземный.

Полный перечень ставок, используемых при расчете бюджетных обязательств, приведен в ст. 333.12 Налогового Кодекса. Они устанавливаются в рублевом эквиваленте на единицу базы.

Налог = Налоговая база* Ставка* Поправочные коэффициенты.

Список используемых коэффициентов определяется законодательно. Например, действующие значения:

  • 5-кратный коэффициент для налогоплательщиков, превысивших годовые или квартальные лимиты по своему виду водопользования;
  • 10-кратный коэффициент для тех, кто забирает воду в целях дальнейшей перепродажи;
  • коэффициент 1,1 для компаний и ИП, не располагающих собственными средствами измерения.

Для каждой ставки существует свой поправочный коэффициент на уровень инфляции. Например, в 2017 году он равен 1,52, в 2018 увеличится до 1,75, к 2025 возрастет до 4,65. Эти значения устанавливаются федеральными органами власти на долгосрочную перспективу.

Расчет водного налога: пример

Компания «Альфа» располагается в Северном экономическом районе и, действуя на основе лицензии, извлекает подземным образом воду из реки Невы.

В течение IV квартала 2016 года организация пользовалась следующими объемами водных ресурсов:

  • октябрь – 13 тыс. кубометров;
  • ноябрь – 10 тыс. кубометров;
  • декабрь – 12 тыс. кубометров.

Данные определены при помощи собственных измерительных приборов «Альфы».

Совокупный объем потребленных водных ресурсов за IV квартал равен:

13 + 10 + 12 = 35 тыс. кубометров.

Для Северного района и реки Невы ставка установлена на уровне 348 рублей, фискальной базой является объем забранной воды – тысяча кубометров. На основании этих данных вычислим налог, подлежащий перечислению в госказну:

Налог = 35* 348 = 12 180 руб.

Образовавшееся число – неокончательная величина. Ее необходимо помножить на поправочный коэффициент 1,15. Получим:

Налог = 12 180* 1,15 = 14 007 руб.

Именно эту сумму необходимо перечислить в бюджет по итогам четвертого квартала.

Расчет был произведен с тем допущением, что компания оставалась в рамках лимитов водопользования. В реальной жизни возможно их нарушение. Тогда вычисления будут выглядеть иначе.

Например, лимит был равен 32 тыс. кубометров за квартал. «Альфа» превысила этот порог на 5 тыс. кубометров. Эта дельта должна быть перемножена на коэффициент 5.

Формула расчета будет выглядеть так:

Налог = (32* 348 + 3* 348* 5)* 1,15 = 18 809,4 руб.

Разница по сравнению с предыдущим примером оказалась весомой – 4 802,4 руб.

Сумму налога, рассчитанную по законодательно установленным правилам, компания должна в государственный бюджет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В нашем случае рассчитаться по обязательствам нужно до 20.01.2017 г.

Водный налог: проводки

В бухгалтерском учете для отражения водного налога используется 68 счет. Для удобства аналитики на нем открывается специальный субсчет для конкретного бюджетного обязательства, например, 68.5. Если у компании имеется в пользовании несколько водных объектов, она может отражать фискальные обязательства в разрезе каждого по отдельности. Для этого открываются субсчета третьего порядка: 68.51, 68.52 и т.д.

Затраты, связанные с перечислением фискальных платежей, относят к обычным видам деятельности и отражают по счетам 20, 21,23 или 25 в зависимости от учетной политики на предприятии.

Важно! Сумма водного налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно за установленный период – квартал. Льготы по данному обязательству не предусмотрены законодательством.

Начисление налога отражается на последний день квартала. Бухгалтер делает проводку:

Д 20 (21, 23 и т.д.) – К 68.5.

Если учет ведется в разрезе нескольких объектов, проводки выглядят так:

  • Д 20 – К 68.51 – начисление по объекту «А»;
  • Д 20 – К 68.52 – начисление по объекту «Б».

Подтверждающий документ для операции начисления – бухгалтерская справка-расчет.

Перечисление рассчитанной суммы обязательства в бюджет отражается проводкой:

Д 68 – К 51.

Подтверждающий документ – банковская выписка.

Водный налог в налоговом учете

Отражение водных обязательств в налоговом учете зависит от выбранного компанией режима налогообложения. Рассмотрим две ситуации:

1. Общий налоговый режим

Ст. 264 НК РФ позволяет включить водные обязательства в состав прочих расходов, связанных с изготовлением и реализацией продукции. В бухгалтерском учете они списываются на счет 91.2. При определении налоговой базы их можно принимать к вычету полностью.

Момент учета затрат по уплате водного налога зависит от выбранного компанией метода признания расходов:

  • Кассовый – начисленные суммы признаются расходом в день фактической уплаты денежных средств в государственную казну.
  • Метод начислений – расходы признаются в последний день соответствующего квартала. Например, обязательства за 2 квартал уменьшают налоговую базу именно во втором квартале.

Суммы бюджетных перечислений по водным обязательствам отражаются в декларации по налогу на прибыль.

2. УСН

Специальный налоговый режим не освобождает компанию от обязанности перечислять водный налог. Если коммерческая структура работает по объекту «Доходы», суммы «водных» перечислений в бюджет не влияют на размер «упрощенных» обязательств.

Если компания или ИП выбрала объект «Доходы, уменьшенные на расходы», «водные» перечисления необходимо включить в состав последних. Они уменьшат налоговую базу при расчете «упрощенного» налога.

Примеры отражения операций в бухгалтерском учете

Пример №1

ООО «Омега» ведет деятельность на ОСНО, связанную с забором воды из реки. Оно было создано до 2007 года и получило лицензию, актуальную до 2020 года. Для признания доходов и расходов компании используется метод начислений. За 3 квартал 2016 года в декларации были отражены обязательства по водному налогу в сумме 24 000 рублей. Организация уплатила эти средства в государственную казну 24 октября.

Бухгалтер «Омеги» должен сделать следующие проводки в учетной программе:

Д 20 – К 68 на сумму 24 тыс. руб. – начисление налога. Эта операция делается в последний день квартала – 30 сентября.

Д 68 – К 51 на сумму 24 тыс. руб. – перечисление денег в бюджет. Эта проводка делается 24-м октября на основании полученной из банка выписки.

Деньги, направленные на погашение водных обязательств, учитываются в составе прочих производственных расходов и уменьшают налог на прибыль. Их нужно отразить в декларации, сдаваемой по итогам девяти месяцев.

Пример №2

ИП Иванов Д.Д. занимается лесосплавом и работает по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной ныне. Он трудится на ОСНО и использует кассовый метод для отражения расходов и доходов. По итогам 1 квартала 2017 года предприниматель рассчитал водный налог в размере 10 000 руб. и уплатил его в казну 12 апреля. Какие проводки ему необходимо сделать?

Начисление налога отражается операцией Д 23 – К 68 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается на дату фактической уплаты – на 12 апреля.

Перечисление денег отражается как: Д 68 – К 51 на сумму 10 тыс. руб. Проводка делается также 12-м апреля и подтверждается банковской выпиской.

Расходы, связанные с уплатой налога, будут учтены в третьем квартале, т.е. тогда, когда они были фактически понесены.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .