Центральные банки и основы их деятельности. Цели и задачи организации центральных банков

Цели и задачи организации центральных банков. Функции Центрального банка РФ. Организационная структура Центрального Банка РФ: центральный аппарат, территориальные главные управления и национальные банки России, расчетно-кассовые центры (РКЦ). Функции Центрального Банка РФ: проведение единой денежно-кредитной политики, эмиссия наличных денег и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчетов и кредитования народного хозяйства, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков, валютное регулирование и валютный контроль, расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета. Функции и организационная структура центральных банков Англии, Франции, Японии, Германии, США и других банков развитых стран.

Коммерческие банки и их деятельность

Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики. Функции коммерческого банка: аккумуляция временно свободных денежных средств в депозиты, размещение привлеченных средств и расчетно-кассовое обслуживание клиентуры. Понятие банковской услуги и ее основные характеристики. Законодательные основы банковской деятельности. Клиент банка. Договор банка с клиентом. Банковские счета. Классификация банковских операций. Пассивные операции банка – операции по привлечению средств в банки и формированию ресурсов последних. Депозитные операции. Эмиссионные операции коммерческого банка. Значение пассивных операций в деятельности коммерческого банка.

Активные операции коммерческого банка – операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для привлечения прибыли и поддержания ликвидности. Классификация активных операций коммерческого банка по экономическому содержанию (ссудные, расчетные, кассовые, инвестиционные, фондовые и гарантийные операции коммерческого банка); по степени риска; по характеру (направлениям) размещения средств (первичные, вторичные, и инвестиционные); по уровню доходности.

Характеристика ссудных операций, их виды в зависимости от типа заемщика, способа обеспечения, сроков кредитования, характера кругооборота средств, объекта и субъектов кредитования, вида открываемого счета и других признаков. Отличия ссудных и инвестиционных операций коммерческого банка.

Активно-пассивные операции коммерческого банка - комиссионные, посреднические, выполняемые банком по поручению клиентов за определенную плату. Виды активно-пассивных операций коммерческого банка. Трастовые операции банка.
Балансовые и забалансовые операции банка. Их краткая характеристика. Основные виды забалансовых операций.

Ликвидные и неликвидные операции коммерческого банка. Понятие банковской ликвидности.

Финансовые риски в деятельности коммерческого банка.

Международные финансовые и кредитные институты

Цели создания и особенности функционирования МВФ и Мирового банка. Европейский банк реконструкции и развития. Европейский инвестиционный банк. Банк международных расчетов. Международная финансовая корпорация. Международная ассоциация развития и др.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

I. Деньги

1. Происхождение, эволюция и сущность денег

2. Функции денег

3. Виды денег

4. Понятие денежной массы

5. Выпуск денег и эмиссия денег

6. Понятие денежного оборота, его содержание и структура

7. Основы организации безналичного денежного оборота

8.Формы безналичных расчетов, условия осуществления их

9. Денежная система и ее элементы

10. Сущность инфляции и формы ее проявления

II. Кредит

11. Необходимость и сущность кредита

12. Функции и законы кредита

13. Теории кредита

14. Формы и виды кредита

15. Природа ссудного процента и его экономическая роль

16. Банковский процент и механизм его формирования

17. Формы обеспечения возвратности кредита

18. Рефинансирование и межбанковское кредитование

19. Принципы банковского кредитования.

20. Роль кредита в развитии экономики и его границы

III. Банки

21. Возникновение и развитие банков

22. Понятие и элементы банковской системы

23. Форма организации центральных банков и организационное устройство Банка России

24. Задачи, функции и операции Банка России

25. Денежно-кредитная политика центрального банка

26. Понятие, принципы деятельности и классификация коммерческих банков

27. Организационное устройство коммерческих банков

28. Функции коммерческих банков и банковские услуги

29. Пассивные операции коммерческих банков

30. Активные операции коммерческих банков

Студентам предлагается перечень вопросов, входящих в контрольную работу, который был утвержден на заседании кафедры. При подготовке вопросов принимались во внимание следующие факторы:

Актуальность рассматриваемой проблемы;

Наличие научной и специальной литературы по изучаемым вопросам;

Возможность сбора экономической и статистической информации.

Номера вопросов для контрольной работы студенты определяют в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки.

В случае возникновения у студентов трудностей, связанных с выбором темы контрольной работы, им следует обратиться за консультацией к преподавателю - научному руководителю.

Студент должен самостоятельно подобрать литературные источники, необходимые для написания контрольной работы, используя список рекомендуемой литературы, содержащийся в данном пособии, а также каталоги книг и периодических изданий, которые имеются в библиотеке академии или других библиотеках.

Изучение литературы должно осуществляться в определённой последовательности:

1) изучить соответствующие главы и разделы учебников и учебных пособий;

2) ознакомиться с федеральными и региональными законодательными актами, относящимися к теме контрольной работы;

3) проанализировать действующие инструкции и нормативные акты Центрального Банка РФ, имеющие отношение к изучаемой проблеме;

4) изучить монографии и статьи в периодической печати.

Главной целью изучения литературных источников является систематизация информации и накопленных наукой знаний по изучаемым вопросам, выделение различных взглядов и точек зрения отечественных и зарубежных учёных и специалистов, а также выработка собственного мнения по рассматриваемым проблемам.

Раскрытие сущности тех вопросов, которые обозначены в плане контрольной работы, целесообразно начать с изложения теоретических положений и исторического аспекта изучаемой проблемы. Следует объяснить сущность изучаемых явлений и процессов, их тенденции и перспективы. Необходимо сделать обзор различных точек зрения и мнений, существующих в современной экономической литературе, а также высказать свою позицию по изучаемой проблеме. Теоретические положения необходимо подкрепить анализом фактического материала – статистических и экономических показателей, почерпнутых из статистических сборников, периодических изданий, справочников и компьютерной сети Internet.

Приводимые в контрольной работе статистические данные должны быть тесно увязаны с текстом и сведены в таблицы или диаграммы. Показатели должны рассматриваться в динамике не менее чем за 3 – 5 лет. Сравниваемые объекты должны быть однотипны. Анализ становится более глубоким при расчёте средних и относительных величин, индексов, показателей вариации признаков, при выявлении взаимосвязи между отдельными экономическими явлениями.

Изложение текстанумерация страниц должна быть сквозной контрольной работы заканчивается списком использованной литературы.

Контрольная работа может быть выполнена от руки или на компьютере, на одной стороне листа формата А4 через 1,5 интервал, шрифт 14 пт, или написана в ученической тетради формата А4.

Нумерация должна быть сквозной, начиная с титульного листа.

Студент обязан сдать контрольную работу на кафедру финансов и кредита не позднее указанного преподавателем срока. Сотрудник кафедры проверяет правильность оформления контрольной работы и регистрирует её в специальном журнале.

Научный руководитель проверяет контрольную работу и в случае неудовлетворительного выполнения возвращает её на письменную доработку с указанием конкретного срока вторичной сдачи контрольной работы на кафедру. В процессе доработки студент должен устранит замечания и ответить на вопросы научного руководителя.

Выполненная и зачтённая контрольная работа хранится на кафедре «Финансы и кредит».


Центральный банк – главный государственный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт любой страны независимо от того, принято называть ли он государственным, народным или национальным.

Центральные банки занимают особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всœей кредитной системы страны, выступают государственными органами экономического управления.

Исходя из этого центральные банки выполняют следующие основные функции:

· монопольно осуществляют эмиссию банкнот;

· являются банком банков; осуществляют надзор за деятельностью банков;

· банкиром правительства;

· проводят денежно-кредитное регулирование;

· осуществление расчетов.

Эмиссионная функция центрального банка является старейшей и одной из наиболее важных функций. За центральными банками как представителœем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, то есть общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. Монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов.

Главной клиентурой центрального банка являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Центральный банк хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, то есть их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

Центральный банк осуществляет надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе.

Как банк правительства центральный банк должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства.

От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота͵ является традиционным хранителœем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента.

Названные функции центрального банка можно свести к следующим основным функциям: регулирующей, контролирующей и информационно-исследовательской.

К регулирующей функции относится: регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

Контролирующая функция тесно связана с регулирующей. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, к примеру, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определœенные требования к качественному составу банковской системы, то есть процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Сюда относятся также выработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов, норм и контроль за ними.

Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, то есть функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции – пассивные и активные.

Пассивными называются операции , с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными – операции по размещению банковских ресурсов.

Пассивные операции:

· эмиссия;

· хранение кассовых резервов кредитных учреждений;

· хранение официальных золотовалютных резервов страны;

· обязательные резервы коммерческих банков;

· ведение счетов государственных органов и бюджета;

· счета в расчетах;

· счета иностранных банков;

· капитал и резервы банка.

Активные операции:

· покупка драгоценных металлов и иностранной валюты;

· средства на счетах, в депозитах иностранных банков;

· кассовая наличность;

· выдача кредитов коммерческим банкам;

· кредиты правительству;

· покупка государственных ценных бумаг;

· финансирование государства;

· фонды банка.

Центральные банки и основы их деятельности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Центральные банки и основы их деятельности." 2017, 2018.

Центральный банк в любом государстве занимает особое место в кредитно-финансовой системе. В отличие от коммерческих банков и других кредитных организаций центральный банк представляет собой государственный орган, отвечающий за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых экономике в целом. Возникновение центральных банков относится к середине XIX -- началу XX в., поскольку именно в этот период правительства большинства стран законодательно закрепляют за определенными банками контроль над эмиссией денег в обращение. Институт центрального банка формировался постепенно и прошел довольно длительный период эволюции.

Трудно сказать, где и когда впервые появился центральный банк. Одни экономисты считают началом дату создания банка, который впоследствии стал выполнять функции центрального. В соответствии с таким критерием первым центральным банком стал Риксбанк -- Банк Швеции, основанный в 1668 г. Банк Англии был образован в 1694 г., Банк Франции -- в 1800 г.

Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом. С этой точки зрения временные рамки возникновения и формирования центральных банков смещаются на более поздние сроки. Например, Банк Франции становится ответственным за проведение денежно-кредитной политики только в 1945 г., после его национализации. Значительно раньше функции центрального банка стал выполнять Банк Англии, оставаясь акционерным банком. Национализация в 1946 г. предоставила ему широкие полномочия по контролю над деятельностью других банков. Как правило, европейские центральные банки достаточно длительный период времени вплоть до 1940-х гг. одновременно выполняли функции обычных банков, открывая счета для частных клиентов, кредитуя эмиссию ценных бумаг, предоставляя другие банковские услуги торгово-промышленным компаниям и частным лицам. В ходе эволюции их коммерческая активность постепенно сокращалась. В отличие от европейских своеобразный центральный банк США в виде Федеральной резервной системы был создан в 1913 г. специально для выполнения общих экономических функций.

Сложилась традиция особенности национального центрального банка рассматривать в сопоставлении с Банком Англии, который служит своего рода эталоном. Формирование института центрального банка в Англии оказало достаточно заметное влияние на создание центральных банков в других странах. Более того, считается, что основы монетарной теории были заложены экономистами, обсуждавшими проблемы английской банковской и денежной политики. Поэтому, не умаляя опыт стран континентальной Европы и США, который во многом оказывается более интересным, воспользуемся той же логикой, тем более что взгляд на английскую модель может оказаться полезным для понимания роли, которую центральные банки играют в современных финансовых системах.

Если в 1900 г. центральные банки существовали в 18 странах (всего в мире насчитывалось 30 независимых государств), то в 2000 г. -- более чем в 170 странах. Несмотря на исторические и экономические особенности, роль центральных банков различных стран по существу соответствует классической английской модели, хотя принята несколько иная терминология. Центральный банк выполняет функции государственного органа проведения денежно-кредитной политики, банка банков и банка правительства. Однако дело не только в терминологии. В ходе эволюции функции центрального банка не оставались неизменными. В прошлом суть денежного контроля сводилась к обеспечению экономики деньгами. Центральный банк должен был придать эластичность деньгам и банковским резервам, т. е. изменять предложение денег в ответ на изменения спроса на деньги со стороны реального сектора экономики. В настоящее время центральный банк рассматривается как институт, отвечающий за разработку и проведение денежно-кредитной политики, изменяющий предложение денег для достижения экономических целей, например таких, как экономический рост, стабильность цен и сдерживание инфляции.

Функция банка банков шире, чем кредитор последней инстанции в критической ситуации. Через корреспондентские счета, открытые в центральном банке, банки проводят платежи и расчеты. Расчетная сеть центрального банка не является единственным способом проведения безналичных расчетов. Тем не менее благодаря регулированию процесса проведения платежей и надзору за банками центральный банк обеспечивает нормальную работу и гарантирует стабильность финансовой системы.

Роль центрального банка как банка правительства также претерпела определенные изменения. Исторически со времени своего зарождения центральные банки привлекали ресурсы для кредитования правительственных расходов. Государство получало эмиссионный доход благодаря исключительному, монопольному праву центрального банка создавать деньги, а также прибыль от коммерческой деятельности банка. В настоящее время центральные банки почти не занимаются кредитованием правительств. Во многих странах, в том числе и в России, существуют законодательные ограничения права центрального банка предоставлять кредиты правительству для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, а также проводить банковские операции с лицами, не являющимися банковскими организациями. Эмиссионная деятельность центрального банка более определяется целями денежно-кредитной политики, нежели соображениями сеньоража. Центральные банки выполняют в основном задачи так называемого фискального агента государства, т. е. ведут счета казначейства и управляют государственным долгом.

Один из ключевых вопросов политики заключается в том, до какой степени ответственность за выполнение всех трех функций должна лежать на одном институте. В 1995 г. был проведен исчерпывающий анализ аргументов «за» и «против» разделения функций денежной политики и банковского надзора и не было найдено убедительных доводов в пользу той или иной модели, согласующихся с тем, что примерно половина из 27 исследуемых стран разделила эти функции между различными государственными институтами, возложив на центральный банк лишь ответственность за стабильность цен, а другая половина объединила.

На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральным (ЦБ) и коммерческим (КБ) банком. КБ широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных КБ, в результате

монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Первоначально такой банк называли эмиссионными или национальным, а в дальнейшем – центральным банком, что соответствовало его главному положению в кредитной системе.

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия. ЦБ сегодня является ключевым элементом кредитно-банковской системе любого развитого государства. Он выступает проводником денежно-кредитной политики, которая наряду с бюджетной составляют основу всего государственного регулирования экономики.

В мировой практике применяются следующие формы организации ЦБ:

государственные ЦБ – банки, уставной капитал которых принадлежит государству (ФРГ, Великобритания, Франция, Россия, др.);

акционерные ЦБ – уставной капитал формируется за счет взносов частных коммерческих банков (США);

смешанные ЦБ – более 50% уставного капитала принадлежит государству, остальное формируется за счет взносов частных коммерческих банков (Япония).

Статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банки России)» и другими Федеральными законами.

Центральный банк – это эмиссионный банк, выполняющий особые функции в рыночной экономике. Получение прибыли не является его целью, то есть – это не коммерческий банк. Основными целями его деятельности является поддержание устойчивости курса и покупательной способности рубля, укрепление банковской системы, обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов и платежей. ЦБ РФ обладает монопольным правом эмиссии наличных денег и организует денежное обращение, является органом банковского регулирования и надзора, органом валютного регулирования и контроля, участвует в разработке и реализует государственную денежно-кредитную политику.

Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Банка России осуществляется как прямыми, административными, так и косвенными, экономическими методами. К первым относится лицензирование банковской деятельности, установление регулирующих нормативов, лимитов и квот, правил проведения банковских операций, форм и сроков отчетности. Ко вторым можно отнести методы, регулирующие спрос и предложение денежных средств на финансовом рынке: установление официальной учетной ставки Центрального Банка, норм обязательного резервирования, рефинансирование коммерческих банков, операции Банка России на открытом рынке. Студенты должны хорошо ориентироваться в разнообразии применяемых методов регулирования и понимать механизм их воздействия на деятельность коммерческих банков.

Правовой статус Банка России :

Банк России является юридическим лицом.

Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.

ЦБ РФ – особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Целями деятельности Банка России являются:

Защита и обеспечение устойчивости рубля;

Развитие и укрепление банковской системы России;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для решения поставленных целей ЦБ выполняет ряд функций обозначенных в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

Устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

Осуществляет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом по регионам.

Высшим органом управления Центрального Банка РФ является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банков России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Президента РФ. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

При Банке России действует Национальный банковский совет, состоящий из 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.


Рис. 8. Организационная структура банка России.

Ключевой функцией ЦБ является разработка и проведение единой денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении.

Основные цели денежно-кредитной политики :

Снижение темпов инфляции;

Обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

Снижение безработицы;

Создание условий для стимулирования экономического роста.

Эти цели достигаются путем воздействия на состояние кредита и денежное обращение в стране. На практике выбор методов денежно-кредитного регулирования сводится к маневрированию между стимулированием экономического роста (низкие % ставки, стимулирование кредита и денежной эмиссии) и борьбы с инфляцией (высокие % ставки, снижение объемов рефинансирования и эмиссии).

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества де-

нег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются :

1) Процентные ставки по операциям Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым ЦБ осуществляет свои операции (известны: ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставка);

2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств;

3) Операции на открытом рынке - это операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг, прежде всего у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы;

4) Рефинансирование кредитных организаций - это кредитование Банком России других коммерческих банков;

5) Валютные интервенции – это процесс купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

6) Установление ориентиров роста денежной массы . Банк России прогнозирует ориентиры роста одного или нескольких агрегатов денежной массы;

7) Прямые количественные ограничения касаются деятельности коммерческих банков. Главными целями государственного контроля за работой коммерческих банков состоит в обеспечении их ликвидности, сохранности средств вкладчиков и предотвращении банковских банкротств. В настоящее время контроль за деятельностью коммерческих банков осуществляется в соответствии с Инструкцией № 110-И от 16 января 2004г. «Об обязательных нормативах банков»;

8) Эмиссия облигаций от своего имени . Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

Первые центральные банки (ЦБ) возникли 300 лет назад (шведский Риксбанк в 1668г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия XX века.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным Денежным системам. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.

Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления.

В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны, он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей. Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:

  • - участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
  • - процедура назначения (выбора) руководства банка;
  • - степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  • - права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  • - правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.

В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления. Назначение на пост управляющего центральным банком производится монархом, президентом, парламентом. Может провести свою кандидатуру и правительство, но в этом случае оно должно опираться на парламентское большинство. Это обычная практика, и во многих странах именно правительство официально предлагает парламенту кандидатуру главы центрального банка.

Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности. В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости Центрального банка.

Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.

От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего, зависит политическая независимость центрального банка.

Наиболее зависимыми от государственных органов являются центральные банки Франции и Италии, где законодательно закреплено право правительства на вмешательство в деятельность центральных банков. В законодательствах Великобритании, Японии, Швеции, Нидерландов чётко установлено право государственных органов отменять решения центрального банка, а также инструктировать его.

Наиболее зависимы центральные банки Германии и Швеции. В законодательстве этих стран отсутствуют нормы, разрешающие правительству вмешиваться в денежно-кредитную политику, проводимую центральным банком.

В Финляндии центральный банк традиционно замкнут на законодательную власть, играет влиятельную роль и выступает поставщиком высших государственных деятелей. В Италии роль центрального банка повышается за счёт стабильности его руководства на фоне постоянной смены правительств.

Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства. Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.

Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка.

Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.

Независимость центрального банка имеет свои пределы. «Это связано с тем, что между центральным банком и правительством не должно быть принципиальных противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы неэффективной.