Власиха выселение из служебного жилья минобороны. Помощь при выселении из служебного жилья в судебном порядке

Выселение из служебного жилья имеет ряд своих особенностей. Это связано с тем, что данная категория помещений представляет собой жилфонд спецназначения, обычно находящийся в собственности государства либо муниципалитета. Договоры по найму таких площадей носят срочный характер и исключают возможность отчуждения недвижимости.

Необходимо решение властного органа, чтобы предоставить в пользование служебное жилище. Для таких помещений установлены чёткие критерии: это могут быть либо дома, либо обособленные квартиры.

Лица, имеющие право на получение площади из данной категории жилищного фонда, должны подпадать под следующие параметры:
  1. Иметь трудовые отношения с государственными либо муниципальными учреждениями (как правило, это связано с привлечением специалистов для решения проблем в регионе, например, учителя в сельскую местность).
  2. Служить в органах полиции, госбезопасности, в министерстве по устранению чрезвычайных ситуаций, в военном ведомстве и так далее.
  3. Занимать государственную либо выборную должность.

Рассматриваемые помещения могут быть выделены в пользование вышеперечисленным лицам по договору найма на период исполнения соответствующих обязанностей и только в том случае, если у них отсутствует иное жильё в данном городе, посёлке.

Сделка заключается письменно и в простой форме. В договоре указываются технические характеристики квартиры, комнат, наличие центрального отопления и прочее. Её сторонами будут: наймодатель (в качестве такового от имени собственника выступает властный орган либо руководство учреждения) и наниматель (человек, получающий площадь для проживания). В отличие от соц. найма у гражданина, приобретшего на праве пользования помещение, нет возможности обменять его на другое, предоставить площадь в поднаём. В договор также включаются близкие родственники нанимателя. К таковым относятся имеющие с ним одинаковые права и равную ответственность: дети, муж/жена, родители. Лица, не достигшие восемнадцати лет, вселяются и встают на регистрационный учёт без согласования с собственником недвижимости. Стороны по данной сделке имеют конкретные права/обязанности.

Наниматель:
  1. На получение определённых законодательством субсидий, выделяемых для оплаты коммунальных услуг.
  2. На защиту своего жилища от проникновения посторонних лиц.
  3. На расторжение договора в одностороннем порядке в любое время.
  4. Обязан поддерживать помещение в удовлетворительном состоянии, не производить самовольно перепланировку либо переустройство.
  5. По мере надобности проводить текущий ремонт.
  6. Не допускать разрушения недвижимости, в случае неисправности сантехнического оборудования устранять поломки самостоятельно либо сообщать об этом собственнику.
  7. Оплачивать в установленные сроки коммунальную и жилищную услуги.
  8. При изменении условий найма информировать об этом владельца площади.

Служебная квартира может использоваться только для проживания. Несоблюдение условий сделки повлечёт за собой выселение из служебного жилого помещения.

Наймодатель обладает следующими правомочиями:
  1. Требовать оплату по предоставляемым жилищным услугам в установленные сроки.
  2. Расторгнуть сделку при нарушении оговорённых условий.
  3. Принять решения о безвозмездном оформлении в собственность занимаемой площади.
  4. Организовать передачу квартиры в удовлетворительном техническом состоянии, освобождённой от притязаний третьих лиц.
  5. Нести бремя расходов по капремонту, а на время его проведения обеспечить живущих в помещении людей иным местом для пребывания.
  6. Предоставить коммунальные услуги в полном объёме и соответствующего качества.

Договор по найму служебного жилья будет считаться недействительным по следующим основаниям:

  • для его заключения предъявили документы, априори не соответствующие реалиям, например, в них содержались ложные сведения о принятии на работу либо была скрыта информация об имеющемся в собственности доме, расположенном в этом же районе;
  • решение о предоставлении жилплощади вынесено с нарушением норм права, к примеру, не соблюдён установленный регламент.

В этом случае применяются общие правила для такого рода сделок, то есть они недействительны со дня их подписания и не влекут юридических последствий.

Например:

Гражданка Иванцова подала иск, в своём заявлении она просила признать недействительным договор по найму помещения спецфонда, обязать администрацию г. Боготола заключить сделку социального найма и передать квартиру в собственность согласно закону о приватизации жилых помещений.

Свою позицию Иванцова аргументировала следующими доводами:
  1. Спорная площадь была предоставлена истице и членам её семьи в 2010 г. на основании распоряжения комиссии муниципалитета. Жильё передано в пользование по договору спецнайма.
  2. Квартира имела статус служебной с 1992 г. по 2005 г., после чего её передали из федеральной собственности в муниципальную. Последним решение об отнесении площади к специализированному фонду принято не было. На основании этого Иванцова считает, что жилище, где она проживает с мужем и с несовершеннолетним ребёнком своей умершей дочери, относится к социальному фонду и не может сдаваться внаём в качестве служебного.
Во встречном иске представитель администрации просил отклонить заявленные требования и выселить из служебной квартиры Иванцову вместе с семьёй, обосновав свою позицию следующим образом:
  1. Помещению был присвоен статус служебного в 1987 г. решением исполкома Совета народных депутатов. В результате передачи недвижимости в 2005 г. изменился собственник имущества, но не его статус. Поэтому требование Иванцовой о заключении договора социального найма неправомерно.
  2. В настоящее время Иванцова уволилась со службы в полиции и потеряла право занимать квартиру спецфонда.

Суд оценил предоставленные доказательства и принял решение удовлетворить просьбу Иванцовой, так как согласно Жилищному кодексу помещение может быть признано служебным только на основании решения отнесения его к специализированному фонду. Данная процедура содержится в нормах права. Представитель муниципалитета такого документа не предъявил. Соответственно, квартира, являющаяся предметом спора, относится к жилфонду социального назначения и муниципалитет обязан заключить договор соцнайма.

Как и любая сделка, договор найма жилища из специализированного фонда может быть расторгнут по взаимному согласию сторон. Наниматель обладает правом сделать это в одностороннем порядке и в любое выбранное им время. При таком условии процедура выселения очень понятная: требуется просто уведомить собственника.

Для наймодателя нормы права не предусматривают возможности разорвать сделку по своей инициативе. Он может это сделать только при наличии судебного решения.

Основанием для обращения будут следующие обстоятельства:
  1. Уклонение нанимателя от оплаты жилищных и коммунальных услуг в течение полугода и более.
  2. Неудовлетворительное содержание помещения, приводящее к его разрушению.
  3. Антисоциальное поведение граждан, нарушающее право на комфортное существование соседей.
  4. Использование квартиры для осуществления деятельности, не связанной с проживанием (например, под офис).

Во всех этих случаях у наймодателя есть право обратиться с исковым требованием, расторгнуть договор и выселить из служебного жилья нанимателя.

Сделка прекращается в связи:
  • с окончанием временного периода, установленного трудовым договором;
  • с истечением срока службы в военных, правоохранительных ведомствах, на гос. должностях федерального и регионального уровня.

Если после прекращения договора по вышеперечисленным основаниям проживающие добровольно не освобождают площадь, то в судебном порядке происходит выселение из служебной квартиры. При этом предоставление иного жилища не предусмотрено.

Смена собственника недвижимого объекта или передача его муниципальным предприятиям на праве оперативного управления либо хоз. ведения также будет основанием прекращения сделки, исключая ситуацию, когда новый владелец выступает работодателем нанимателя.

Порядок выселения с предоставлением жилища

После прекращения либо расторжения договора служебная квартира должна быть освобождена. При выселении посредством судебного решения по общему правилу другое помещение не предоставляется. Однако законодатель определил, кого не могут выселить, не обеспечив иным жильём.

К таковым лицам можно отнести:
  1. Близких родственников умерших/погибших либо признанных пропавшими без вести в период прохождения службы в органах правопорядка, пенитенциарной системы, таможни.
  2. Граждан, получающих пенсию по старости.
  3. Людей, приобретших инвалидность двух первых групп при исполнении своих служебных обязанностей как по причине проф. заболевания, так и в связи с производственной травмой либо ранением.
  4. Ребёнка, чьи родители умерли.
  5. Военнослужащего пенсионера по выслуге лет

Для выселения из служебного жилого помещения вышеперечисленных лиц прежний собственник обязан предоставить другое жильё.

Для сирот оно должно быть благоустроенное и располагаться в черте того же населённого пункта.

Установленные на уровне закона правила дают возможность гражданину пользоваться помещением из фонда спецназначения, только если нет другого жилья. Верховный суд дал по этому поводу следующее разъяснение на примере конкретного дела:

Муниципалитет выдвинул иск в адрес гражданина Сидоренко о признании сделки по найму расторгнутой и требование выселить его из занимаемой служебной квартиры.

В обоснование заявления представил следующие доводы:
  1. В 2014 г. с Сидоренко заключён контракт. В связи с этим ему было выделено для проживания помещение служебного назначения.
  2. В 2016 г. в рамках государственной программы помощи молодым семьям при решении жилищного вопроса Сидоренко приобрёл в собственность квартиру.

Исходя из вышеизложенного, муниципалитет считает, что Сидоренко лишился права занимать жильё из специализированного фонда.

Районный суд иск муниципалитета признал и постановил выселить Сидоренко с супругой и детьми без предоставления иного помещения. Апелляционная инстанция оставила решение без изменений.

Верховным судом оба акта были отменены по следующим основаниям:
  1. Одним из существенных условий договора найма из спец. фонда является отсутствие у человека площади, где он может проживать.
  2. Правовые нормы не содержат указания на возможность расторгнуть сделку по найму в случае покупки недвижимости.
  3. На момент рассмотрения дела Сидоренко оставался стороной по контракту.

Таким образом, гражданин может проживать в спорном жилище до окончания трудовых отношений.

Моментом начала течения срока исковой давности принято считать дату, когда лицу стало известно, что его права и законные интересы нарушены. Судебная практика по выселению из служебного жилья показывает, что граждане считают такой отправной точкой день расторжения трудовых отношений.

Пример:

Прокурором был заявлен иск о выселении гражданина Сафина О.А. с занимаемой квартиры, относящейся к спец. фонду, по следующим основаниям:

  1. С 2010 г. Сафин по трудовому договору был принят на работу в гараж в/ч (воинской части) на должность автомеханика. На период исполнения обязанностей ему была выделена жилплощадь.
  2. В 2011 г. гражданин уволился по собственному желанию. Квартиру освободить отказался. Согласно действующему законодательству лица, переставшие быть стороной трудовых отношений, считаются утратившими право пользования служебным помещением и выселяются из него.

В свою очередь, Сафин просил отклонить иск по причине истёкшего срока давности, так как после его увольнения с занимаемой должности и до обращения прокурора с исковым заявлением прошло 3,5 года. Районный суд и апелляционная инстанция удовлетворили требования Сафина.

Верховный суд отменил предыдущие акты и объяснил свою позицию следующим образом:
  1. Трудовой контракт с гражданином заключён в 2010 г., одновременно ему предоставлено жильё из специализированного фонда.
  2. С 2011 г. Сафин уволен с занимаемой должности.
  3. В настоящее время он проживает в спорной квартире и, как следует из представленной выписки из финансово-лицевого счёта, оплачивает коммунальную и жилищную услуги.

С момента прекращения трудовых отношений возникает основание для расторжения сделки по найму служебного помещения. Однако этот факт не влечёт автоматического прекращения вышеуказанного договора.

Сделка действует до дня добровольного освобождения помещения лицами, его занимающими, а если этого не происходит, то до выселения в судебном порядке.

Практика показывает, что граждане неохотно расстаются с занимаемыми помещениями спец. фонда. Собственникам недвижимости, как правило, приходится пройти через районные суды и апелляционные инстанции. Однако бывают ситуации, когда и судебный акт не заставляет жильца спорной квартиры её покинуть. В этом случае вопрос решается через исполнительное производство. Пристав направляет гражданину извещение, где указывается срок для добровольного выселения и содержится предупреждение о том, что в обратном случае будет произведено принудительное выдворение с занимаемой площади. Под выселением подразумевается освобождение квартиры от людей, находящихся в ней без законного основания, их вещей и животных.

Процедура принудительного исполнения происходит в присутствии понятых и с обязательным составлением акта. В последнем также содержится опись имущества. Документ подписывается лицом, проводившим процедуру выдворения, и выселяемым гражданином. Пристав имеет право произвести принудительное выселение и без проживающего человека. В этом случае на работника службы возлагается обязанность обеспечить сохранность вывезенного скарба должника. У последнего есть два месяца для того, чтобы забрать свои материальные ценности, предварительно оплатив расходы, понесённые на их хранение. Если этого не происходит, то пристав после письменного предупреждения должника передаёт вещи на реализацию в специальную организацию. Вырученные с продажи средства за минусом понесённых расходов возвращаются должнику.

Публикации я рассказал о ситуации, типичной для настоящего времени, когда чиновники МО РФ стараются освободить служебные квартиры от жильцов, которые, по их мнению, занимают жилые помещения незаконно.

Интересно, что довольно продолжительный срок МО РФ не волновала судьба служебных квартир. Активности по их освобождению Министерство не проявляло. Но в прошлом году, словно выйдя из затяжной спячки, Министерство внезапно вспомнило, что, имеются еще в наличии жилые помещения, которые занимают граждане, вдруг ставшие в одночасье захватчиками, незаконно владеющие чужой собственностью, которых нужно немедленно выселить вышвырнуть на улицу, естественно, без предоставления другого жилья.

На сегодняшний день судебная практика по этой категории дел кардинально изменилась, и не в лучшую для граждан сторону. Как сегодня обстоят дела в этой жизненно важной для многих граждан сфере, рассказывается в этой статье.

1. Кратко о предназначении служебных жилых помещений

«Служебное жилье - это особая категория жилья, относящаяся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначенная и предоставляемая гражданам в связи со спецификой их трудовой деятельности и необходимостью проживания по месту работы/службы» (Трофимова В. Выселение из служебного жилья // Жилищное право. 2016. № 4. С. 93)

Предоставление служебного жилья осуществляется по решению собственника на основании заявления работника/служащего о предоставлении жилья из соответствующего специализированного жилищного фонда. Кроме того, в предоставлении служебного жилья может быть отказано, если гражданин, например, имеет иное жилое помещение на праве собственности или право проживания в качестве члена семьи в ином жилом помещении по месту прохождения службы или работы.

«Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения ()»

Закон не предполагает в силу особого статуса специализированного жилого помещения проживание граждан на постоянной основе в случае прекращения трудовых, служебных отношений с работодателем, собственником жилья, так как эти отношения носят временный, срочный характер.

2. Кто не подлежит выселению?

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 говорится, что «при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст. 1, 3 ЖК РФ)».

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что:

Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами ()

и он действует в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.

Отечественное законодательство, в частности Жилищный кодекс РФ, а ранее и ЖК РСФСР, а также некоторые федеральные законы содержат исключения (гарантии), при наличии которых граждане после утраты оснований проживания в служебном помещении могут остаться в нём до предоставления жилых помещений для постоянного проживания.

Озвучим эти исключения.

Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст.107 ЖК РСФСР, не могут быть выселены:

1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;

3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;

4) семьи военнослужащих;

5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;

6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ)

Следует отметить, что п.п. 6 и 8 до вступления в силу 28.07.2004 Федерального закона от 20.07.2004 № 71-ФЗ оставались в другой редакции и не содержали такой оговорки: (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

Поэтому при определении начала возникновения жилищных правоотношений в отношении указанной категории лиц этот нюанс необходимо учитывать.

7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;

8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников. (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ)

9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;

10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;

11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;

12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми. (ст. 108 ЖК РСФСР)

«Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы». ( )

Общеправовой принцип действия закона во времени, а именно: «Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие ()» означает, что положения ЖК РСФСР могут применяться в настоящее время при условии возникновения жилищных отношений до принятия ЖК РФ.

Ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» дополняет определенный п. 2 перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений. т.е., ссылается на ст. 108 ЖК РСФСР.

«Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ , состоят в соответствии с п.1 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ».

И это положение постоянно упоминает в своих решениях ВС РФ. К примеру:

Эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете».
(Кассационное определение Верховного Суда РФ от 02.12.2014 по делу № 32-КГ14-9) (1)

Невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются». (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 02.12.2014 по делу N 32-КГ14-9) (1)

В п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 г. № 14 „О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ“ также об этом упоминается.

«Судам следует учитывать, что ст.13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (), или имеющие право состоять на данном учете (), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст.ст. 108 и 110 ЖК РСФСР». Отличие между гражданами, указанными в ст.108 ЖК РСФСР и гражданами, указанными в , в том что для первой группы достаточно лишь подтверждение права быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения. А для второй – уже обязательность документального подтверждения признания нуждающимися в получении жилого помещения.

Необходимо отметить особенность признания нуждающимися в получении жилого помещения военнослужащих и уволенных с военной службы. Военнослужащие признаются нуждающимися во время прохождения военной службы согласно действующему приказу МО РФ от 30.09.2010 г. № 1280 "«О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Уволенный военнослужащий по этому приказу нуждающимся признан быть не может. На подобные заявления как правило, от уполномоченных органов ДЖО МО РФ приходит отказ, в котором говорится, что они ставят на учет только военнослужащих.

Поэтому уволенные военнослужащие, оставшиеся проживать в служебных жилых помещениях, не признанные нуждающимися в период военной службы, в том числе уволенных по льготным основанием или с выслугой более 20 лет (абз. 3, 12 ч. 1 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих») но которые также не были признаны нуждающимися в период прохождения военной службы, признаются нуждающимися в обычном порядке, т.е., согласно положений ст. ст. 49, 51 ЖК РФ.

Признание нуждающимся в получении жилого помещения или наличие такого права предполагает соблюдение требований п. 1 за весь период проживания в служебном жилом помещении, как самим нанимателем так и членами его семьи, проживающим совместно с ним и ведущими совместное хозяйство и бюджет. В противном случае они подлежат выселению после прекращения отношений с работодателем.

При этом нужно иметь в виду, что

Замена нанимателя жилого помещения в договоре не свидетельствует о возникновении новых правоотношений по пользованию жилым помещением (Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2014 № 94-КГПР14-2) (2 )

На сегодняшний день перевести, лицевой счет на другого члена семьи в служебном жилье стало практически невозможно, даже в случае смерти ответственного квартиросъемщика. Делать этого не позволяют, причину отказа внятно объяснить не могут В итоге - ответственными квартиросъемщиками, которые платят коммунальные платежи, значатся граждане, умершие несколько лет назад. Чем не Северная Корея в миниатюре? Сравнение так и напрашивается.

Также нужно учитывать, что в соответствии с состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в категории граждан, являющиеся малоимущими , или иные категории граждан, признанных нуждающимися в получении жилого помещения ().

Судебная коллегия Верховного суда РФ недавно высказалась по этому поводу:

Сам по себе факт необеспеченности гражданина жилым помещением, занимаемым по договору социального найма или на праве собственности, в соответствии с установленной нормой, не является безусловным основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в категории граждан являющиеся малоимущими (Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2017 № 59-КГ16-32) (3)

Таким образом, первоначальным этапом в построении возражений против требования о выселении необходимо выяснение:

  • времени начала возникновения жилищного правоотношения (до 01.03.2005 г. или после) и длящийся характер жилищного правоотношения.
  • принадлежность к одной из перечисленных категорий граждан;
  • наличие дополнительных гарантий;
  • нахождение на жилищном учете или наличие права состоять на учете;
  • признание малоимущими в установленном порядке.

Дополнительные гарантии должны быть в наличии на 01.03.2005 года, а не на момент предъявления иска, как это часто себе представляют потенциальные ответчики.

Кроме того, необходимо разрешить ещё один вопрос - как быть, если занимаемое служебное жилое помещение будет признано аварийным или непригодным для проживания, например, после пожара? Можно ли в таком случае требовать переселения в другое жилое помещение, опираясь на положения п. 2 ?

Ответ на это дает судебная практика, и это ответ - отрицательный.

В этом случае договор найма служебного жилого помещения подлежит прекращению ().

В подобных случаях закон не предусматривает обеспечение жилищных прав граждан, занимающих жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений (Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2016 № 85-КГ16-12). (4)

«Предоставление жилого помещения по договору социального найма обусловлено другими основаниями, а именно, гражданин должен быть признан в установленном законом порядке нуждающимся в жилье, состоять в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма и предоставление такого жилья осуществляется только при наступлении очередности".

Единственное исключение, когда в подобной ситуации можно рассчитывать на получение другого жилья, указано в определении Свердловского областного суда:

»Переселение в другое жилое помещение возможно, при условии, что договор найма служебного жилого помещения между нанимателем с одной стороны и администрацией с другой стороны не расторгался в установленном законом порядке, истец и члены ее семьи также в установленном законом порядке утратившими право пользования спорной квартирой не признавались, а также к указанным лицам не предъявлялись требования о выселении из спорного жилого помещения по основаниям, предусмотренным законом, и данном случае наниматель и члены ее семьи не лишены возможности требовать от администрации предоставления им иного жилого помещения взамен снесенного жилья". (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 23.04.2015 по делу № 33-5881/2015) (5 )

3. Подтверждение права собственности и «служебного» статуса жилого помещения в момент его предоставления

Обязанность доказывать нахождение в собственности спорного служебного жилого помещения и его служебный статус возложена на истца.

Как правило, жилые помещения, расположенные на территории военных городков, находятся в собственности РФ. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

После вступления в силу ЖК РФ Распоряжениями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом жилищный фонд военных городков передавался в оперативное управление КЭЧ районов.
После реорганизации ФГУ КЭЧ районов путем их присоединения согласно приказу Министра обороны № 1871 от 17 декабря 2010 г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» жилищный фонд, закрепленный на праве оперативного управления за ФГКЭУ КЭЧ был передан по передаточным актам соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений ДИО МО РФ.

Например, по Ивановскому региону принадлежность спорного жилья подтверждается приказом МО РФ от 12.06.2012 года № 1714 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, а также выписками из Росреестра.

В период действия ЖК РСФСР жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (ст. 101 ЖК РСФСР). В этом случае подтверждением служебного статуса является наличие постановления главы администрации об утверждении протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации, которым жилое помещение по адресу признается служебным.

Некоторое время назад судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда были вынесены решения по ряду дел о приватизации служебных жилых помещений в г. Буденновске в пользу граждан. Удовлетворяя иски, судебная коллегия указала, что местные Советы (соответствующие правопреемники) не имели права управлять и выдавать ордера на ведомственные жилые помещения в закрытых военных городках Министерства обороны РСФСР, потому что данные жилые помещения не находились в собственности, в хозяйственном введении или в оперативном управлении у этих административных органов.

В одном из решений суд указал, что постановление главы администрации г. Буденновска Ставропольского края от 03.12.2001 г. № 784-п о признании спорной квартиры служебным жилым помещением вынесено неуполномоченным лицом, вследствие чего не принял это постановление и ордер на служебное жилое помещение в качестве допустимых доказательств по делу (Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 28.04.2015 по делу № 33-2251/15).

Верховный Суд РФ это судебное постановление отменил, указав в решении следующее:

Судом апелляционной инстанции не было учтено, что Жилищный кодекс РСФСР устанавливал единый порядок включения жилых помещений в состав служебных на основании решения местной администрации вне зависимости от вида жилищного фонда . С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у главы администрации города Буденновска компетенции по отнесению в 2001 году спорной квартиры к служебным жилым помещениям не основан на законе. (Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2016 № 19-КГ15-42) (6 )

Т. о. местные органы власти имели все полномочия признавать служебными любые жилые помещения, независимо от их ведомственной принадлежности, которые находились на территории этих муниципальных образований.

После открытия военных городков ведомственными приказами МО РФ их жилые фонды стали передаваться в собственность муниципальных образований, за исключением служебного жилья. В приказах о передаче имущества имеется перечень квартир, которые передаче не подлежат в связи с их служебным статусом. Поэтому при рассмотрении иска о выселении статус спорного жилого помещения подтверждается в том числе, таким приказом и суд на него в своем решении, как правило, ссылается. Отсутствие в приказе адреса спорного жилого помещения может означать его передачу в собственность муниципального образования и выбытие из специализированного фонда. Что в свою очередь, ведет к расторжению договора найма служебного жилого помещения ().

Кроме того, в ряде случаев при изучении Постановлений глав администраций, (местных исполкомов), копий протоколов заседаний комиссий по жилищным вопросам выясняется, что в них отсутствуют сведения о спорном жилом помещении. либо представлены их незаверенные копии.

Но это вовсе не означает, что суд признает жилищные отношения отношениями социального найма при наличии этого обстоятельства. Это всего лишь нарушение порядка отнесения жилого помещения к служебному фонду, которое никаких правовых последствий не несет. Хотя иногда бывает и обратное. Например, недавнее решение Тейковского районного суда по иску о выселении:

Стороной истца в обоснование заявленных исковых требований в качестве доказательства имеющегося у спорного жилого помещения статуса «служебное» представлена не заверенная надлежащим образом копия ходатайства начальника КЭЧ войсковой части 28173 к главе администрации г. Тейково от ДД.ММ.ГГГГ о признании квартир (в т.ч. спорной квартиры) служебными (л.д. 26), которая не может быть принята судом в качестве достоверного, допустимого доказательства по делу.

Кроме того, согласно архивной выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам (утвержденного постановлением главы администрации г, Тейково № от ДД.ММ.ГГГГ) списки квартир, переведенных в статус «служебные» в деле отсутствуют (л.д. 70), согласно архивной справке администрации г.о. Тейково документов, подтверждающих признание жилого помещения служебным по адресу: <адрес> не обнаружено (л.д. 151). Также в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р военный городок «Красные Сосны» исключен из перечня закрытых военных городков, в связи с чем суд приходит к выводу, что истцом не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии у спорного жилого помещения статуса «служебное». (Решение Тейковского районного суда Ивановской области от 20.01.2017 г. № 2-12/2017) (7 )

Приведенное решение в настоящее время обжалуется истцом - МО РФ. Несмотря на благополучное для ответчика разрешение спора, впереди апелляция, да и кассация, скорее всего. И у автора статьи имеются большие сомнения в том, что при дальнейшем рассмотрении дела решение устоит в этой части. Почему? В этой уже говорилось, что нарушение порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду в силу позиции Верховного суда правовых последствий не несет. Кроме того, в деле имеются другие доказательства принадлежности этого жилого помещения к специализированному фонду и санкций за это нарушение закон не содержит.

После вступления в силу ЖК РФ решение об использовании жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения принимается органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом в соответствии с установленным порядком и требованиями (), которые определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Министерство обороны РФ в целях управления имуществом ВС РФ и подведомственных МО РФ организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда (пп. «м» п.2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053)

Порядок отнесения жилого помещения в Министерстве обороны определялся Указаниями начальника службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ от 01.03.2006 года № 155/3/3241 «О порядке отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду », изданными в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42. На основании этих Указаний, решение об отнесении жилья к специализированному жилищному фонду принималось начальниками КЭЧ и утверждалось по подчиненности квартирного органа соответствующим начальником управления строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования вида (рода) войск Вооруженных Сил РФ.

Указанием начальника службы расквартирования и обустройства от 24 апреля 2007 года № 155/4/694 (8) вышеуказанный документ признан утратившим силу и в настоящее время в МО РФ действует другой порядок отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду.

Согласно действующим Указаниям, под участниками процедуры включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда понимались:

- «заявитель» - КЭЧ района, отделение морской инженерной службы, воинские части, обладающие правами КЭЧ района, за которыми жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления;
- «орган, осуществляющий управление государственным жилищным фондом в Министерстве обороны РФ»,
- Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны РФ (УРЖП МО РФ).

Таким образом, после 01.03.2005 года подтверждением служебного статуса жилого помещения является наличие в материалах дела решения уполномоченного органа о включении его в специализированный жилищный фонд .

Решение о включении жилого помещения в специализированный жилой фонд, в течении 3 дней направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отсутствие регистрации спорного жилого помещения в качестве служебного в Росреестре часто преподносится как доказательство того, что спорное жилое помещение не является служебным. Как правило, этот довод заявлялся в делах о приватизации служебного жилого помещения.

Но и в делах по искам о выселении неподтверждение регистрации тоже можно представить как доказательство отсутствия служебного статуса. В Интернете полно решений с такой формулировкой. Но сейчас все изменилось.

Если в процессе производства по делу о выселении выяснится отсутствие регистрации спорной квартиры в качестве специализированного жилого помещения, это ровным счетом ничего не меняет, так как, и я об этом писал выше, санкций за подобное нарушение не предусмотрено. Варианты непризнания нарушением отсутствия регистрации могут быть различны. К примеру, такой:

Неисполнение требований Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 №1301 «О государственном учете жилищного фонда в РФ», согласно которого служебные жилые помещения подлежат государственному учету, не свидетельствуют о том , что решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду является недействительным либо незаконным, поскольку действующее законодательство не предусматривает указанных правовых последствий.
В данном случае государственная регистрация и государственный учет выполняют функцию учета, но не являются основаниями для возникновения или прекращения статуса специализированного жилого помещения (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 07.05.2015 по делу №11-4953/2015) (9)

Непосредственное управление жилищным фондом МО РФ осуществляют ФГУ - региональные управления (Западное, Южное, и пр.) жилищного обеспечения Минобороны РФ, у которых аккумулируются сведения о составе жилищного фонда, находящегося в ведении МО РФ, в том числе о наличии и использовании специализированного жилого фонда.

В связи с реорганизацией органов военного управления, упразднения КЭЧ и передаче имущества в оперативное управление территориальным управлениям Департамента имущественных отношений МО РФ не определены участники процедуры включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда.

Отсутствие в материалах дела решения уполномоченного органа об отнесении жилого помещения к специализированному фонду также не может являться доказательством, подтверждающим, что данное помещение имеет статус служебного. потому что:

В случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит (Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2015 N 16-КГ15-31) (9)

И хотя в этом решении рассматривается вопрос приватизации служебного жилого помещения, не сомневаюсь, что в споре по выселению из служебного жилья аргументация Верховного суда РФ по данному возражению будет аналогичной.

Очень важное решение по спору о выселении семьи из служебного жилья приняла Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда. У нас в стране немало семей, которые живут в квартирах, принадлежащих предприятиям, фирмам, учебным заведениям.

Это решение Верховного суда важно потому, что в нем ответ на самый болезненный вопрос для живущих в служебных квадратных метрах - кто по закону имеет право попросить граждан "съехать", если у семьи изменились жизненные обстоятельства?

Общее правило: чья квартира, тот и командует в такой ситуации, как подчеркнул Верховный суд, не действует, даже если это правило прописано в договоре хозяев служебного жилья и нанимателей.

Итак, в суд пошел военный университет и потребовал выселения женщины. Точнее, университетские чиновники просили следующее: признать ответчицу утратившей право на жилье, снять ее с регистрационного учета, выселить и взять с женщины деньги, которые вуз потратил на судебные издержки.

В суде истцы рассказали, что жилье из служебного фонда предоставили военнослужащему университета и его семье - жене и ребенку. Прошло время, и этот брак распался. Женщина с ребенком, по заявлению истцов, ни в каких отношениях с военным университетом не находится - она там не работает, не служит, да и членом семьи военного уже не является.

Гражданка ответила встречным иском и в суде заявила, что в договоре нет ни слова о том, что он заключен лишь на период трудовых отношений с университетом. А также добавила, что по договору с мужем дочка после развода осталась с ней. Выселить ее отдельно от ребенка нельзя, так как ребенок маленький и один не проживет.

Районный суд военному университету отказал, но его поправила апелляция. Там отказ районного суда отменили и заявили, что прав университет, а ответчице пора собирать пожитки.

Когда же дело попало в Верховный суд, там с подобными выводами не согласились. И разъяснили почему.

Вот аргументы Верховного суда.

Судя по документам, имеющимся в деле, в спорной квартире на основании договора найма служебного помещения проживают бывшие супруги и их малолетняя дочь. Выселяя бывшую жену, чиновники университета доказывали в суде, что по условиям договора найма военный университет вправе досрочно расторгнуть договор, если изменится состав семьи пользователя в результате развода.

Эти аргументы истцов и опроверг Верховный суд. Он сказал, что правоотношения, связанные с предоставлением, использованием служебных помещений, включая выселение из них, абсолютно четко прописаны в нескольких статьях Жилищного кодекса (статьи 92-109). И напомнил, что договоры между наймодателями и нанимателями служебных помещений не могут противоречить жилищному законодательству страны. Проще говоря, чиновники могли составить любой удобный им договор, но никакая бумага, даже скрепленная подписями и печатями, не может быть выше действующего закона.

Поэтому Верховный суд указал - в договоре найма служебного жилого помещения, заключенного между на тот момент супругами и военным университетом, не может содержаться дополнительное основание к его расторжению и выселению, кроме тех, которые прописаны в Жилищном кодексе.

Напомним, в договоре основанием к выселению был записан развод.

На этот довод Верховный суд своим коллегам напомнил, что в Жилищном кодексе есть статьи, в которых говорится, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования за бывшим членом семьи не сохраняется. Но есть исключение - если иное не установлено соглашением между самим собственником и бывшим членом его семьи (статья 31 Жилищного кодекса).

Из этого Судебная коллегия по гражданским делам сделала вывод, что право на предъявление иска о выселении бывшего члена семьи нанимателя служебного жилья есть только у самого нанимателя и больше ни у кого. Закон не наделил наймодателя служебной квартиры правом указывать бывшему члену семьи на дверь.

Именно это положение закона, сказал Верховный суд, и не учел суд второй инстанции, "что повлекло вынесение незаконного судебного акта". В силе остался лишь отказ чиновникам в выселении, который вынес районный суд.

До сих пор есть понятие специализированное жилье, которое используют организации для проживания сотрудников. Особенно это применялось это раньше, чтобы привлечь на работу хороших специалистов. Такое же жилье всегда выделяется военнослужащим или работникам государственной службы. К ним относятся депутаты разных уровней, работники бюджетной сферы, а также специалисты, которые необходимы организации или предприятию. Вселение и выселение из служебной квартиры таких граждан регулирует законодательство.

Основанием для получения служебной квартиры является трудовой договор с организацией, учреждением или с учебным заведением, в связи с рабочей деятельностью, службой или учебой. Это жилье, как правило, принадлежит муниципалитету или государству, которое взяло предприятие в аренду, а они в свою очередь передают жилье по договору субаренды. По этому договору производится оплата коммунальных услуг и оплата по содержанию жилого помещения. Договор об аренде и трудовой договор заключаются одновременно. Служебное жилье по закону должно быть отдельным объектом, то есть представлять отдельную квартиру или дом, не допускается выделение под служебное жилье отдельных комнат в квартирах.

Обязанности проживающего в служебной квартире

Арендатор служебной квартиры заключает договор, в который может вписать всех членов семьи, но он несет ответственность по оплате жилья.

Кроме всего прочего наниматель обязан выполнять условия проживания:

  • использовать жилье только для проживания;
  • не делать переоборудование технических коммуникаций без разрешения арендодателя;
  • вовремя оплачивать коммунальные счета;
  • поддерживать порядок в доме.

При выезде из квартиры вернуть ее в надлежащем виде. Если были сделаны изменения в жилом помещении, то необходимо их исправить за свой счет, иначе квартиру не примут по акту сдачи.

Договор заключается на время трудовых отношений, при прекращении которого, прерывается договор аренды. Бывший работник теряет на него право, а также члены его семьи, в том числе и несовершеннолетние дети.

Когда можно выселить из служебного жилья

Служебное жилье выделяется работникам в том случае, если они не имеют другого жилья по месту работы или службы. Поэтому по закону имеются основания для выселения:

  • прекращение трудового договора, в котором оговорен срок, если договор был бессрочный, то арендодатель обязан предупредить о выселении за три месяца;
  • прерывание трудового договора одной из сторон;
  • если изменились жилищные условия, то есть была приобретена квартира в собственность или получена по наследству.

Со своей стороны квартиросъемщик может выселить из служебной квартиры, которую он получил на себя и на семью, бывших членов семьи при разводе. В таких случаях выселение проводится в судебном порядке.

Исключения, по которым нельзя выселить

Законодательством предусмотрено несколько исключений, когда граждане не могут быть выселены из служебного жилья. Если в течение трех лет после прекращения трудовых отношений организация не обратилась в суд с иском о выселении, таких жильцов выселить нельзя, даже суд не примет иск из-за срока давности.

Не разрешается выселение, если служебное жилое помещение или общежитие было передано в управление муниципалитету при реорганизации предприятия. Работник на этот момент должен отработать не менее десяти лет.

Если служебное жилье было получено до 1 марта 2005 года (принятие нового ЖК) и граждане стоят на очереди по улучшению жилищных условий, их нельзя выселить без предоставления другого жилья по договору социального найма.

Не могут быть выселены работники получившие инвалидность в результате работы на предприятии, а также члены их семьи, без предоставления нового жилья.

Пенсионеры по старости не выселяются из служебного жилья, если они проработали на предприятии более десяти лет.
Не выселяются из служебных квартир членов семьи военнослужащих или сотрудников правоохранительных организаций, если они погибли при исполнении служебного долга.

Не выселяются дети- сироты, если их родитель погиб на предприятии.

Выселение из общежитий

Выселение из общежитий чаще всего инициируют новые собственники, при переходе предприятия к новому юридическому лицу. По праву распоряжения собственностью, они обращаются в суд с иском. Все это делается на законном основании. Однако жильцы подают встречный иск на право пользования жильем, при этом ссылаются на статьи законодательств, по которым такой переход жилья к другому собственнику имеет субъективные причины. На судах обычно такие дела решаются в пользу жителей. Главное в таком спорном деле иметь хорошего юриста, который разбирается в жилищном законодательстве, знает пленумы ВС по жилищным вопросам.

Приватизация служебного жилья

Раньше проработав десять лет на предприятии можно было приватизировать служебную квартиру, но с разрешения наймодателя. Сейчас это сделать практически не возможно, так как теперь организация не дает ордера на жилье, а заключает договор аренды, в котором не прописывают условия приватизации квартиры. В законодательстве не прописана процедура передачи служебного жилья в собственность, поэтому наймодатели так составляют договор, чтобы не было права приватизации. Договор найма прекращается вместе с прекращением действия трудового договора.

Выселение в судебном порядке

При расторжении трудового договора, собственник имеет право требовать от жильцов освободить жилое служебное помещение. Однако не всегда граждане хотят добровольно покинуть жилье, иногда просто не куда идти или просто не хотят. Так как это спор по жилью, дело разбирается только в суде общей юрисдикции. Истец направляет иск, в котором просит выселить в судебном порядке жильцов на определенном основании. Оно указывается в заявлении. Это может быть прекращение трудовой деятельности, задолженности по оплате коммунальных услуг, нарушение правил проживания. В свою очередь ответчик может направить встречный иск по этому делу. Они будут рассматриваться одновременно, так как касаются одного спорного дела, а требования противоположные.

Документы для суда

К заявлению прилагают определенные документы:

  • Удостоверения личности каждой стороны;
  • договор найма жилого помещения;
  • трудовой договор с предприятием, на основании которого прошло вселение;
  • справки, подтверждающие право проживания и много других.

Полный список документов может составить только юрист, ознакомившись с делом. Например, для регионов и для Москвы документы будут разные, так как каждый субъект может составлять свой список, который не противоречит праву РФ. Суд разбирает иски и выносит решение. Оно может в пользу истца или ответчика, но если рассматривают два иска, то решение может быть частично по каждому иску. При вынесении положительного решения в пользу истца, ответчику грозит выселение, единственное, что он может обжаловать решение в суде высшей инстанции.

Защищать свои права гражданин может даже в ВС РФ. При не желании покинуть жилье, суд прибегает к услугам приставов. Выселение проходит в принудительном порядке, в присутствии свидетелей, причем ответчика, прежде известят о дне прихода исполнителей. При отсутствии жильца они вскроют входную дверь и вынесут все вещи, на которые составят опись и отправят на хранение за счет ответчика. Если брать проблемы проживания и выселения из служебных квартир в Москве, здесь есть особенность в том, что жилье в городе дорогое и нет желания покидать столицу. Даже руководители различных учреждений стараются оставить за собой служебное жилье, пытаясь в дальнейшем его приватизировать.

ЖК РФ предусматривает возможность как прекращения, так и расторжения договора найма полученных служащими квартир.

Собственник может расторгнуть договор только в судебном порядке и только при наличии веских к тому оснований, перечисленных в :

  1. Неуплата коммунальных платежей более полугода.
  2. Приведение помещения в негодность или разрушение его жильцами.
  3. Нарушение прав и покоя соседей.
  4. Пользование помещением в иных целях, чем проживание.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Прекращается наем при физической утрате самого помещения или же при переходе ее к другому собственнику, с которым работник-наниматель в трудовых или служебных отношениях не состоит.

Процедура

Право на служебную квартиру сохраняется за работником или служащим только на время исполнения им своих обязанностей. Окончание срока службы или разрыв договора, контракта прекращают права пользования жильем и ведут к расторжению соглашения найма.

То есть выселение в связи с увольнением не нарушает прав жильцов на это помещение, так как они их утратили согласно положениям закона.

После расторжения договора, какими бы причинами оно не были вызвано, наниматель и все проживающие с ним домочадцы обязаны покинуть служебную квартиру.

При отказе это сделать, законный владелец обращается в суд для принудительного выселения жильцов, никаких прав на которую они уже не имеют.

Законодательно подробный порядок выписки не урегулирован.

После прекращения трудовых или служебных отношений с нанимателем служебной квартиры ему направляется письменное уведомление.

В нем сообщается о необходимости в указанный срок освободить занимаемую жилплощадь и вывезти из нее личные вещи.

При отказе это сделать собственник подает в суд о принудительном выселении.

Если в ходе заседания не было выявлено причин отказать в выписке, то решение суда передается судебным приставам. Они и будут производить принудительное выселение при отказе жильцов покинуть квартиру добровольно.

Без предоставления жилья

Выселение из служебных квартир по причине расторжения или прекращения договора о найме, как правило, не предполагает предоставления другого помещения.

Окончание трудовых или служебных отношений с государством отменяет право на получение от него жилплощади для самого работника и его семьи. Квартиры для бывших служащих предоставляются на общих основаниях, если они имеются.

Какие граждане не могут быть выселены

Закон запрещает выселять из служебных квартир без передачи им другого жилья:

Указанным гражданам должна быть предоставлена жилплощадь на условиях социального найма.

Нюансы при обращении в суд

Выселение жильцов, не желающих добровольно покинуть служебные помещения производится только через суд. Это же относится и к выписке по основаниям, предусмотренным ст. 83 Жилищного кодекса.

Собственнику стоит удостовериться, что действия жильцов действительно носят противоправный характер.

Если при нежелании покидать служебную квартиру после прекращении трудовых отношений, обстоятельства не на стороне жильцов, то в других случаях суд будет тщательно исследовать основания для выселения.

Выселить неплательщиков возможно только в том случае, если для появления долга не было уважительных причин:

  • длительной болезни;
  • просрочек выплаты зарплат и т. д.

Под нарушением прав соседей следует понимать неоднократно повторяющееся нарушение правил пользования жилым помещением (громкие звуки в неурочное время, пренебрежение требованиями пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормами и т. д.).

Судебная практика

Поскольку предоставление служебной квартиры напрямую связано с исполнением служебных обязанностей, то при отсутствии необходимости предоставить другое жилье, суд принимает строну собственника и выносит решение о принудительном выселении.

В крайнем случае, может быть предоставлена отсрочка для решения жилищной проблемы.

Суть спора заключалась в том, что ответчик получил служебную квартиру на период службы в УВД. Однако после увольнения освобождать ее добровольно отказался.

Суд первой инстанции, не усмотрев оснований для оставления ответчика в занимаемой квартире, вынес решение о принудительном выселении.

Последующее рассмотрение в суде апелляционной инстанции оставило данное решение в силе. В связи с чем ответчик подал кассационную жалобу, рассмотренную Верховным Судом.

В ходе рассмотрения спора было установлено, что согласно действовавшим до введения Жилищного кодекса в действие нормам, семья ответчика была признана нуждающейся в жилье и поставлена на учет.

Решение судов первой и апелляционной инстанций было вынесено с нарушением норм жилищного законодательства. Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение.

Иск о выселении

Подается собственником, точнее, уполномоченным им на это органом власти. К заявлению применяются правила и требования, изложенные в соответствующих статьях Гражданского процессуального кодекса.