Прав закон.Статья 112. Исполнительский сбор
1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного докумен та, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы , то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации . В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 441-ФЗ)
3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 441-ФЗ)
4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.
5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:
1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;
2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
4) по судебным актам по обеспечительным мерам;
5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
(п. 5 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)
6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;
(п. 6 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 49-ФЗ)
7) по запросу центрального органа о розыске ребенка.
(п. 7 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ)
6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора .
7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера , установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.
10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:
1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;
2) исполнительного документа;
3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.При получении постановления о возбуждении исполнительного производства, тебе устанавливают срок для добровольного исполнения, если ты не исполнил в этот срок, то должен оплатить исполнительский сбор.
На мой взгляд, раз пристав уверен, что ты не оплатил в срок для добровольного исполнения и он вынес постановление о взыскании исполнительского сбора, которое утвердил начальник, у него должны быть на это веские основания, а именно подтверждение того, что ты получил постановление о возбуждении исполнительного производства в такую то дату, а оплатил его не в срок для добровольного исполнения, если же этих сведений у него нет. То, как бы и оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора нет.
В практике принудительного взыскания долгов через суд имеется такая мера воздействия на должника, как исполнительный сбор. Он накладывается на гражданина в том случае, если в течение определенного времени им не были предприняты меры по погашению имеющегося долга. Размер сбора установлен законом и составляет 7% от суммы взыскиваемой задолженности. Это довольно весомая цифра. Неудивительно, что вопрос «Как не платить исполнительный сбор приставам?» часто интересует граждан, столкнувшихся с ФССП. Попробуем в нем разобраться.
Порядок определения исполнительного сбора
Законодательство об исполнительном производстве описывает процедуру установления исполнительного сбора следующим образом:
- гражданину по суду определяется обязанность погасить имеющиеся у него долги в определенный срок;
- в случае бездействия гражданина дело передается судебным приставам;
- пристав выносит постановление о взыскании долга;
- постановление вручается должнику лично сотрудником ФССП либо отправляется по почте;
- если в течение 5 дней с момента получения документа гражданин не оплатил долг, на него дополнительно накладывается обязанность по уплате исполнительного сбора.
Пример постановления судебного пристава о взыскании исполнительного сбора
Если хотя бы на одном из описанных этапов будет зафиксировано какое-либо нарушение, обязанность по выплате сбора можно оспорить. Кроме того, закон устанавливает вполне легальные основания для отказа от штрафных выплат.
Законные основания для отказа от сбора
Обязательно ли платить установленный сотрудником ФССП сбор? Далеко не всегда. Законом предусмотрено, что наложение на должника штрафных санкций возможно только в том случае, когда приставом доказано, что он не производил никаких действий для выполнения судебного решения. Если же вы оплатили вмененную вам задолженность (или хотя бы ее часть) в установленный срок, достаточно уведомить об этом специалиста, занимающегося вашим делом. Возможно, до него еще не дошли данные о погашении долга. На основании новой информации постановление о сборе можно отменить.
Кроме того, по закону сбор не должен налагаться на гражданина, который не мог выполнить наложенные на него по суду обязательства по причине форс-мажорных обстоятельств. К таковым относятся:
- стихийные бедствия;
- военные действия;
- массовые беспорядки.
Что интересно – болезнь должника к категории форс-мажора не относится. Но если у вас есть документы, подтверждающие, что состояние здоровья не позволяло вам в срок произвести оплату, вы можете подать в суд иск об освобождении от исполнительного сбора.
Важно! Если судом установлена рассрочка на выплату основного долга, гражданин на весь период рассрочки полностью освобождается от преследований судебных приставов. В том числе и штрафной сбор ему выставлять не имеют права.
Кроме того, основанием для отказа от выплаты сбора может выступать затруднительное материальное положение должника. Естественно, оно тоже должно быть подтверждено документально. Здесь можно предъявить справки о доходах, документы, подтверждающие уплату алиментов, расходы на лекарства, содержание иждивенцев и т. д. Также в качестве доказательства могут быть использованы письменные показания свидетелей.
Ситуации, освобожденные от сбора
Согласно ФЗ «Об исполнительном производстве», штрафной сбор не может быть вынесен дважды по одному и тому же исполнительному листу. Иными словами – более одного раза по конкретному делу о задолженности гражданин его выплачивать не должен.
Помимо этого, от сбора освобождаются следующие ситуации:
- судебные акты по обеспечительным мерам;
- постановления, требующие компенсации расходов судебных приставов;
- постановления о выдворении лиц без гражданства за пределы РФ;
- запросы на розыск детей;
- исполнительные документы, устанавливающие для должника обязанность принудительных работ.
Важно! Если по одному из перечисленных дел было вынесено постановление о взыскании штрафных выплат, гражданин имеет право оспорить его через суд. Также путем судебного разбирательства он может вернуть исполнительный сбор от приставов, если уже выплатил его, не вдаваясь в подробности.
Неправомерные действия приставов
Существует еще один способ, как отменить исполнительный сбор судебных приставов. Как было указано выше, обязанность по уплате долга возникает у гражданина только после получения им исполнительного листа. Этот документ может быть вручен ему лично под расписку либо направлен почтой. В случае отправки заказным письмом, дату получения документа устанавливают по почтовому извещению. Если же исполнительный лист был направлен обычным письмом, т. е. без уведомления о вручении, оно считается полученным спустя 5 рабочих дней после отправки. Именно с этого момента начинается отсчет срока, в который гражданин должен исполнить наложенные на него долговые обязательства.
Если приставы сообщают о задолженности путем личного визита (но без предъявления документа), с помощью телефонного звонка или через знакомых/соседей/родственников, то это не является основанием для каких-либо действий со стороны гражданина. В такой ситуации считается, что он не был уведомлен о возникшей задолженности. Следовательно, и исполнительные выплаты на него наложить не имеют права.
Как оспорить постановление пристава
Постановление о взыскании исполнительного сбора может быть обжаловано гражданином в течение 10 рабочих дней с момента его вынесения. Только после этого оно вступает в исполнительную силу.
Обжалование должно производиться только через суд. Обращение к руководителю сотрудника ФССП, вынесшему постановление, не даст никаких результатов. Кроме того, оно идет вразрез с законом. Поэтому:
- если у гражданина есть основания для снижения или отмены исполнительного сбора – он обращается к ведущему его дело сотруднику ФССП с подтверждающими документами;
- если гражданин считает, что сбор установлен для него противозаконно (в силу нарушений порядка уведомления или иных обстоятельств) – он должен обращаться с заявлением в суд по месту жительства.
Разбирательство по подобным делам обычно занимает несколько месяцев. Но именно оно, тем не менее, дает шанс избавиться от штрафных санкций.
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) изменил подходы к вопросу взимания исполнительского сбора, уточнив порядок вынесения судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления, пределы снижения размера исполнительского сбора, определив способы защиты должника при взыскании с него данной суммы, установив очередность взыскания. Исполнительский сбор взыскивается на основании постановления судебного пристава-исполнителя, если в течение срока, предоставленного на добровольное исполнение, а в случае неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства должник не исполнил исполнительный документ и не представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы. Основанием взыскания является постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. С 01.02.2008 упомянутое постановление утверждается старшим судебным приставом-исполнителем. Форма постановления определена Приказом Федеральной службы судебных приставов РФ от 30.01.2008 № 26 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства». Закон № 229-ФЗ предусматривает, что вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора предшествует вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства. В отличие от ранее действующего порядка с 01.02.2008 в постановлении о возбуждении исполнительного производства может содержаться лишь предупреждение должнику о том, что при неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок в отношении него будут приняты меры принудительного исполнения, взыскан исполнительский сбор, расходы по совершению исполнительных действий. Срок для добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, не может превышать пяти дней, которые исчисляются со дня вручения постановления о возбуждении исполнительного производства должнику, если исполнительный документ не подлежит немедленному исполнению. При указании срока исполнения непосредственно в исполнительном документе судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении тот же срок. При поступлении исполнительного документа в службу за пределами срока, определенного судом или иным органом для исполнения, срок для добровольного исполнения, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем, не может превышать пяти дней. При исчислении сроков, указанных в днях, исключаются выходные и праздничные дни. Только при нарушении срока на добровольное исполнение исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора. Данное постановление исполняется одновременно с основным исполнительным документом и относится в силу ч. 3 и 4 ст. 110 Закона № 229-ФЗ к третьей очереди исполнения, а по требованиям неимущественного характера - ко второй очереди. Если постановление о взыскании исполнительского сбора выносится по неоконченному исполнительному производству, то взыскание сбора производится без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства. Вместе с тем в ряде случаев Закон № 229-ФЗ придает постановлению о взыскании исполнительского сбора силу самостоятельного исполнительного документа. Так, одновременно с вынесением постановления о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства по не исполненному полностью или частично постановлению о взыскании исполнительского сбора (ч. 2 ст. 44 Закона). Аналогичное постановление выносится одновременно с постановлением об окончании исполнительного производства (ч. 7 ст. 47 Закона). На возможность взыскания исполнительского сбора после окончания исполнительного производства, несмотря на отсутствие такой нормы в Законе об исполнительном производстве 1997 г., указывалось в ряде судебных актов. Арбитражный суд Свердловской области в решении от 11.07.2007 по делу № А60-10540/2007-С6 указал, что отзыв исполнительного документа взыскателем после истечения срока, установленного должнику для добровольного исполнения исполнительного документа, не может являться основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. Действия судебного пристава-исполнителя, направленные на взыскание с должника исполнительского сбора, не нарушают прав и охраняемых законом интересов должника. Однако ФАС Уральского округа в постановлении от 10.01.2008 №Ф09-10835/07-С1 высказал иную точку зрения на этот счет, ссылаясь на действующие в тот период времени нормы При разработке Закона № 229-ФЗ законодатель, по мнению автора, не учел правовую позицию Конституционного Суда РФ, содержащуюся в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, о недопустимости установления размера исполнительского сбора без права его снижения правоприменителем. Суды при рассмотрении заявлений об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора, ссылаясь на указанную правовую позицию, снижали размер исполнительского сбора, мотивируя это тем, что судебный пристав при вынесении постановления не учел материального положения должника или других уважительных причин неисполнения. Известны случаи, когда при уменьшении взыскиваемого сбора самим судебным приставом суды признавали его постановление недействительным, снижая размер сбора на более значительную сумму. Систематическое толкование ч. 2 и 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ не дает основания для вывода, что судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно уменьшить размер исполнительского сбора при вынесении постановления, поскольку законодатель не использовал формулировку «до семи процентов», не предоставил право судебному приставу-исполнителю учитывать смягчающие вину обстоятельства в виде тяжелого материального положения. Закон императивно указывает, что размер исполнительского сбора устанавливается судебным приставом-исполнителем в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, а по документам неимущественного характера 500 руб. - с гражданина-должника и 5 тыс. руб. - с должника-организации. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется по каждому платежу в отдельности. Вопрос уменьшения размера исполнительского сбора отнесен к компетенции судебных органов (ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ). На взгляд автора, нормы ст. 112 Закона № 229-ФЗ позволяют говорить о невозможности удовлетворения судом заявления о частичном признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя при наличии оснований для уменьшения исполнительского сбора. В этом случае должник вправе применить иные способы защиты, названные в ч. 6 ст. 112 Закона. Нельзя признать постановление судебного пристава незаконным, поскольку он в силу Закона № 229-ФЗ при его вынесении не вправе уменьшить размер исполнительского сбора. Такой подход применялся судами при рассмотрении заявлений налогоплательщиков о признании недействительными решений налоговых органов о привлечении их к налоговой ответственности. До 01.01.2006 суды исходили из того, что уменьшить сумму налоговой санкции можно только при рассмотрении судом заявления налогового органа о ее взыскании. Данный подход мотивировался тем, что ст. 112 Налогового кодекса РФ предоставляла право уменьшать размер санкции только суду. С 01.01.2006 начала действовать новая редакция п. 4 ст. 112 Кодекса, предоставившая такое право налоговому органу. Только после этой даты суды получили возможность принимать судебные акты о признании частично недействительным решения налогового органа со ссылкой на то, что налоговый орган неправомерно не принял во внимание наличие у налогоплателыцика смягчающих вину обстоятельств. В ч. 5 ст. 112 Закона № 229-ФЗ впервые перечислены случаи, когда исполнительский сбор не подлежит взысканию. Установив четкий порядок взыскания сбора, законодатель тем не менее не дал ответа на вопрос о его правовой природе. В юридической литературе встречаются различные точки зрения на этот счет. Суды же при вынесении судебных актов руководствовались правовой позицией, содержащейся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительский сбор - разновидность административно-правовой ответственности. В результате появилось суждение, что исполнительский сбор как мера административной ответственности должен применяться при наличии в действиях заявителя признаков состава исполнительского правонарушения , поэтому суд должен для определения обоснованности привлечения к ответственности правильно установить элементы данного нарушения: субъекта, объективную и субъективную стороны. Объективной стороной правонарушения, по мнению ряда авторов, было нарушение должником срока для добровольного исполнения, установленного судебным приставом-исполнителем, а субъективной - вина лица, которая заключалась в отсутствии уважительных причин неисполнения исполнительного документа в этот срок. Некоторые суды при рассмотрении споров о взыскании исполнительского сбора напрямую применяли нормы КоАП РФ о порядке привлечения к административной ответственности. Кассационные инстанции арбитражных судов не восприняли данную позицию. По одному из дел в постановлении ФАС Уральского округа от 12.08.2004 № Ф09-2556/04-ГК указано: «Взыскание судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора не является наказанием должника в смысле, придаваемом понятию «наказание» КоАП РФ. Статьей 4.5 КоАП РФ установлена давность привлечения лица к указанному в нем административному наказанию, к которому взыскание исполнительского сбора не относится. Процедура взыскания исполнительского сбора регулируется специальным Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Конституционный Суд РФ в Определении от 04.12.2003 № 443-О и Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» подтвердили позицию кассационных судов. Как же определяет исполнительский сбор Закон № 229-ФЗ? Согласно ч. 1 ст. 112 Закона исполнительский сбор - это денежное взыскание за неисполнение властного предписания административного органа в лице судебного пристава-исполнителя. Исходя из легального определения можно предположить, что, как и ранее, исполнительский сбор является разновидностью административной санкции, поскольку она установлена за нарушение в сфере публичных, а не частных правоотношений. Хотелось бы заметить, что, отрицая распространение на взыскание исполнительского сбора норм КоАП РФ, суды кассационной инстанции вместе с тем в мотивировках своих постановлений определяют исполнительский сбор именно как административную санкцию. В постановлении ФАС Уральского округа от 04.03.2008 № Ф09-956/08-С1 указано, что «исполнительский сбор является санкцией штрафного характера по возложению на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, взыскиваемой после полного удовлетворения требований взыскателя». Данный подход основан на правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной санкции. Однако такой подход КС РФ был обусловлен недостатками изложения ст. 81 Закона об исполнительном производстве 1997 г. , которая в нарушение Конституции РФ не давала должнику возможности представить необходимые документы, подтверждающие уважительность причин неисполнения, не определяла порядок уменьшения ответственности. Упомянутые недостатки устранены в Законе № 229-ФЗ. Позиция И. Б. Морозовой, А. М. Треушникова, В. С. Анохина о том, что исполнительский сбор является платой, направленной на финансирование службы судебных приставов-исполнителей, была отвергнута Министерством юстиции РФ в письме от 21.12.2000 № 06-5893. В. В. Ярков определял исполнительский сбор как имущественную санкцию, применяемую к должнику за отказ от добровольного исполнения требований исполнительного документа, а также в случае несвоевременного исполнения исполнительного документа. В. Д. Адрущак и Н. В. Доровских считали, что исполнительский сбор сочетает в себе три вида платежей в доход государства: сбор, пошлину и штраф. В. Н. Аргунов полагал, что исполнительский сбор представляет собой фискальный платеж, который ближе всего к государственной пошлине и позволяет стимулировать быстрое исполнение постановления судебного пристава-исполнителя. С учетом новых подходов законодателя, изложенных в ст. 112 Закона № 229-ФЗ, заслуживает внимания определение исполнительского сбора, предложенное Л. В. Белоусовым: «Исполнительский сбор - это дополнительный вид имущественной ответственности к неисправному должнику, санкция за правонарушение, коим является неисполнение в добровольном порядке требования исполнительного документа, заключающаяся в возложении на должника новой гражданско-правовой обязанности». Не соглашаясь с изложенной позицией, Я. М. Каганцов указал на невозможность существования гражданских правоотношений на условиях власти (судебный пристав-исполнитель) и подчинения (должник). Как известно, мерами гражданско-правовой ответственности являются гражданско-правовые санкции. Гражданско-правовая санкция - это предусмотренные законом имущественные меры государственно-принудительного характера, применяемые к правонарушителю с целью компенсации имущественных потерь потерпевшего и возлагающие на правонарушителя неблагоприятные имущественные последствия правонарушения. Санкция в обязательстве - предусмотренная законом мера воздействия, применяемая к участнику обязательственного правоотношения в случае невыполнения лежащих на нем обязанностей. Какие нормы Закона № 229-ФЗ могут подтверждать, что исполнительский сбор является гражданско-правовой санкцией? Прежде всего, само название главы 15 Закона «Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве» . Из буквального толкования названия следует, что исполнительский сбор выведен из видов ответственности за нарушения законодательства об исполнительном производстве, поскольку виды ответственности перечисляются в ст. 113, 114 Закона. Анализ ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ в совокупности с определением понятия исполнительского сбора как «денежного взыскания» позволяет предположить, что исполнительский сбор имеет гражданско-правовую природу. В ч. 7 ст. 112 Закона прямо указано, что основанием освобождения от ответственности за нарушение обязательства по своевременному выполнению исполнительного документа является отсутствие оснований ответственности, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. В ч. 6 названной статьи закреплено, что такое освобождение возможно только судом при предъявлении иска об освобождении от взыскания. Иными словами, законодатель полагает, что между должником и государством в лице судебного пристава-исполнителя после возбуждения исполнительного производства возникает обязательство исполнить добровольно исполнительный документ в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем. Судебный пристав-исполнитель в рамках данного обязательства предупреждает должника о негативных последствиях его неисполнения, что свидетельствует о стимулирующей (организационной) функции исполнительского сбора, поскольку угроза дополнительного взыскания побуждает должника к надлежащему поведению. Одновременно исполнительский сбор носит компенсационный характер: взысканная сумма поступает в федеральный бюджет, из которого финансируются в том числе расходы на содержание судебных приставов-исполнителей. Проблема квалификации исполнительского сбора как гражданско-правовой санкции связана с тем, что гражданско-правовая ответственность представляет собой ответственность одного контрагента перед другим, нарушителя перед потерпевшим. В нашем же случае потерпевшей стороной выступает государство, поскольку исполнительский сбор взыскивается в федеральный бюджет. Но не стоит забывать, что и в гражданском законодательстве допускается взыскание санкций в доход государства (например, при применении ст. 169 ГК РФ). Если исходить из того, что исполнительский сбор относится к гражданско-правовой ответственности, то оправданно установление в ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ наравне с административным исковых способов защиты от наложения санкции в виде исполнительского сбора. Четкое уяснение правовой природы исполнительского сбора необходимо и для правильного определения налоговых последствий его уплаты. ФАС Северо-Западного округа постановлением от 25.06.2007 по делу № А56-51992/2005 признал неправомерным включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, сумму исполнительского сбора, взысканного в связи с принудительным исполнением постановления налогового органа, отметив, что в силу прямого указания п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пени, штрафных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций. Согласно п. 1 ст. 81 Закона об исполнительном производстве 1997 г . в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для его добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносил постановление, по которому с должника взыскивался исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы. Исходя из буквального смысла данной нормы эта денежная сумма определяется именно как исполнительский сбор. Между тем такой сбор в перечне налогов и сборов, которые устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ, не указан. Следовательно, он не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ. Кроме того, по смыслу ст. 81 Закона во взаимосвязи с его ст. 1, 7, 8, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87 и с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом данная мера является не правовосстановительной санкцией, т. е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по исполнению судебных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т. е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Значит, сумма исполнительского сбора не может быть включена в состав внереализационных расходов. Приведенная позиция суда небесспорна. При разрешении этого налогового спора нужно обратиться к Приказу Минфина России от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации» , согласно которому исполнительский сбор относится к административным платежам и сборам с КБК 000 1 15 01000 00 0000 140, а не к административным штрафам, которым присвоен КБК 000 1 16 00000 00 0000 000. Анализ платежей, включенных в административные платежи и сборы, показывает, что в основном это платежи за выполнение определенных государственных функций. Определение правовой природы исполнительского сбора важно и для выбора способов защиты должника, установления бремени доказывания при рассмотрении таких споров в суде. В силу ч. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ должник может обратиться в суд с:
- заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя;
- исковым заявлением об отсрочке или рассрочке уплаты исполнительского сбора;
- исковым заявлением об уменьшении исполнительского сбора;
- исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Рассмотрим каждое из требований в отдельности
1. Заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя при обращении с ним в арбитражный суд должно быть оформлено по правилам ст. 199 АПК РФ. Заявление не оплачивается госпошлиной. Ранее такой способ защиты использовался для уменьшения исполнительского сбора. После 01.02.2008 он не может быть применен для снижения размера исполнительского сбора, ибо только суд полномочен решать данный вопрос. Заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора может быть удовлетворено в следующих случаях:- преждевременное, до истечения срока добровольного исполнения, вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.
- вынесение постановления по исполнительным производствам, перечисленным в ч. 5 ст. 112 Закона № 229-ФЗ;
- вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора при наличии документов, подтверждающих факт своевременного исполнения исполнительного документа.
- предоставление должником судебному приставу-исполнителю в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, документов, свидетельствующих о невозможности исполнения вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
- вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора при наличии судебного акта о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения, приостановлении исполнительного производства, отложении исполнительных действий.
Арбитражным судом г. Санкт-Петербурга признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора со ссылкой на то, что постановление вынесено 12.11.2002, в то время как 05.11.2002 суд вынес по данному делу определение о предоставлении должнику отсрочки исполнения на срок до 01.04.2003;
- обращение должника в срок, предоставленный для добровольного исполнения, к судебному приставу-исполнителю с заявлением о продлении сроков исполнительного производства в порядке ст. 20 Закона № 229-ФЗ, не рассмотренным на момент принятия постановления о взыскании исполнительского сбора;
- отмена постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в продлении срока добровольного исполнения при условии, что должник исполнил требования исполнительного документа в срок, на который он просил отложить добровольное исполнение;
- неправильное определение размера исполнительского сбора.
- степень вины должника,
- имущественное положение должника,
- иные существенные обстоятельства.
- судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ;
- исполнительного документа;
- постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Галина Владимировна ДЕГТЕРЕВА,
Гражданское право: Учебник: В 2 т. Т 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 2000. С. 452. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу № А41-К2-21402/07; ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.2008 по делу № А79-5843/2007.
Согласно ст. 112 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор представляет собой сумму взыскания, которую должник обязан заплатить при несвоевременном выполнении обязательства, указанного в исполнительном документе. Если обязательство должно быть исполнено немедленно, то сбор взыскивается в течение 1 суток после получения копии постановления о начале исполнительного производства. Исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем. Постановление о взыскании сбора согласуется со старшим судебным приставом. Сумма перечисляется в федеральный бюджет.
Обычно платеж перечисляют граждане и юридические лица, которые не выполнили обязанности, предусмотренные актом суда. Возможность отмены платежа или снижения его размера можно реализовать с использованием административно-процессуальных процедур.
Юридические нюансы взыскания
Исполнительский сбор подлежит уплате, если должник не выполнил постановление суда - обязанности по исполнительному листу в течение 5 дней после возбуждения производства.
Одновременно пристав вправе применять принудительные меры в отношении заявителя – в том числе наложение ограничения на имущество, его изъятие для принудительной реализации на торгах, запрет выезда за границу.
Сумма взыскания исполнительского сбора
Если в акте суда должник обязан совершить действия немедленно, то на это у гражданина, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, есть всего одни сутки.
Если долг существует в валюте, то он оплачивается по курсу ЦБ РФ на дату, когда было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. При задолженности по алиментным платежам исполнительский платеж рассчитывается по каждой сумме в отдельности.
Условия для уплаты
Согласно предписаниям письма ФССП РФ от 8.07.2014 № 0001/16 предусмотрено 4 обязательных условия для взыскания исполнительского сбора:
- Если истек добровольный срок на выполнение решения суда.
- Если в деле есть сведения о том, что должник осведомлен о начале производства, но игнорирует выполнения законных требований суда или должностных лиц в административном порядке.
- Заявитель не предоставил сведений о невозможности выполнить законные требования пристава-исполнителя.
Если постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено, то оплачивать придется в обязательном порядке. Чтобы отменить платеж целесообразно обжаловать само постановление. Но сделать это можно в исключительных случаях:
- когда производство возбуждено в отношении ненадлежащего лица;
- когда требования пристава незаконны, но само должностное лицо отказывается признавать это;
- если неверно рассчитана сумма исполнительного сбора.
Перед тем, как оспорить исполнительский сбор следует понимать, что при наличии законного постановления юрист будет в состоянии отменить решение пристава, если выявит существенные недочеты в документе или сможет доказать в суде необоснованность мер в отношении должника.
Как не оплачивать?
Универсального алгоритма действий не предусмотрено. Если пристав вынес предписание о платеже, и оно вступило в силу, то платить придется. Специалисты рекомендуют установить основания, которые позволяет изначально не вносить средства или опротестовать незаконное решение пристава.
Порядок действий
Для неоплаты сбора приставу необходимо представить доказательства, которые подтверждают, что должник не мог исполнить решение в установленный срок. Веская причина неисполнения предписаний пристава – это обстоятельства непреодолимой силы. Их перечень досконально не установлен.
К таким обстоятельствам относится:
- болезнь должника;
- его лишение или ограничение свободы;
- аварии и события, которые мешают должнику по объективным причинам исполнить законное постановление судебного пристава.
Однако наличие обстоятельств непреодолимой силы не освобождает должника от исполнения обязанности по исполнению решения суда или другого акта должностного лица.
Если должник сможет представить доказательства, подтверждающие обстоятельства – например, болезнь или длительную командировку, то судебный пристав-исполнитель примет постановление об отмене взыскания исполнительского сбора.
Что потребуется оспорить?
Оспаривать постановление о взыскании сбора нужно, если в работе приставов допущены существенные нарушения. Отменять постановление юристу придется через суд – в порядке, утвержденным КАС РФ – главой 22. В исковом заявлении взыскатель должен быть указан в качестве заинтересованного лица. Государственная пошлина за административное исковое заявление к судебным приставам не уплачивается.
Если будет удовлетворено ходатайство о приостановлении производства, то судебный пристав обязан отложить взыскание до принятия судом решения по существу дела. Может быть приостановлено действие отдельных исполнительских процедур. Ходатайство о приостановлении принудительных мер исполнения нужно подавать вместе с исковым заявлением.
Подготовка административного искового заявления
Административный иск оформляется согласно правилам ст. 125 КАС РФ. Он подается в письменной форме. В документе должно содержаться:
- наименование судебной инстанции, в которую следует подавать заявление;
- информация об административном истце - наименование организации, Ф.И.О. физического лица, его место регистрации или пребывания;
- Ф.И.О. судебного пристава-исполнителя, который выступает по делу в качестве административного ответчика;
- сведения о том, какие права должника нарушены;
- информация о соблюдении досудебного порядка решения спора.
Текст искового заявления должен быть логичен и изложен грамотным языком.
Документы
К исковому заявлению нужно приложить документы:
- паспорт заявителя, учредительные документы;
- документы представителя организации;
- документы, на которых заявитель основывает свои законные требования;
- акты от должностных лиц – если гражданин или организация обращались за решением проблемы к судебному приставу-исполнителю напрямую.
Судья принимает иск к рассмотрению в течение трех дней с момента поступления документов в суд. На отмену решения судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского платежа у заявителя есть 10 дней. Если гражданин, ИП или организация не может защищать свои права самостоятельно, то целесообразно заручиться поддержкой квалифицированного юриста.
Инструкция
- Заявителю следует досконально убедиться в законности спора с судебным приставом-исполнителем. Для этого нужно проанализировать документацию, в том числе постановление о возбуждении исполнительного производства.
- При наличии оснований – например, незаконности действия пристава, желательно обжаловать его в административном порядке. Шансы на положительное решение небольшие, но это следует сделать для того, чтобы подтвердить в суде желание заявителя решить спор не прибегая к судебному разбирательству.
- Подготовить исковое заявление с одновременным заявлением ходатайства о приостановлении исполнительного производства или отдельных процедур в рамках взыскания долга через суд.
- Участвовать в заседании, сформировать прочную доказательственную базу. Срок разрешения дела зависит от запутанности конкретной ситуации. Защита может осуществляться уже на административной стадии разбирательства, с дальнейшим переходом в судебные инстанции. Квалифицированный юрист способен представить интересы заявителя в суде надлежащим образом и защитит права заявителя вне зависимости от сложности дела.
Многие банковские должники рано или поздно сталкиваются с судебной системой. Кредитная организация хочет вернуть свои деньги и прибегает к искам против своих клиентов. Делается это обычно путем приказного судопроизводства, без участия ответчика. Зачастую он даже не знает об этом. С одной стороны, это хорошо, ведь судебный приказ , но с другой — визит приставов к вам домой может стать полной неожиданностью.
Конечно, все это можно оспорить и отменить, особенно если . Например, родственников или в случае съемной квартиры хозяев. Для самого должника, сумма долга может увеличиться, даже если суд зафиксировал ее. Всему виной исполнительский сбор, который взимают приставы. Делается это не с каждым долгом, причем сумма значения не имеет. Давайте разбираться во всем по порядку.
В статье 112 ФЗ 229 указано, что исполнительский сбор является денежным взысканием в случае неисполнения ответчиком своих обязательств по решению суда.
Фактически это штраф, который налагается в рамках действующего производства, но выделяется в отдельное. Если вы сумеете выплатить основную сумму долга, а сбор оставите на потом, с вас не снимут ограничения и запреты.
Сумма штрафа будет равна 7% от суммы долга, но не менее одной тысячи рублей. Будьте внимательны, при маленьком штрафе в 200-300 рублей появляется возможность получить еще и 1000, если вовремя не уследили.
Возбуждение исполнительного производства
Исполнительное производство возбуждается на основании судебного решения (ст. 30 ФЗ 229). К нему может быть приложено ходатайство об аресте имущества, счетов, иных доходов или денежных средств.
Пристав имеет право окончить производство, если у должника отсутствую имущество или доходы.
Важно! Взыскатель вправе потребовать вновь возбудить ИП, но не раньше чем через шесть месяцев со дня завершения.
На практике, приставы редко выносят постановления о прекращении работы по делу. ИП годами находятся в базе ФССП, даже если о них давно забыли, чем серьезно усложняют жизнь ответчиков и самих приставов. Этот момент требует серьезной законодательной доработки.
Постановление о взыскании исполнительского сбора
Сумма исполнительского сбора составляет 7% от общей суммы долга. ФЗ 229 (Об исполнительном производстве) регулирует обязанность взыскания.
Делается это следующим образом
- Истец обращается в суд и выигрывает его.
- Судья или истец направляют исполнительный лист в службу ФССП, где его отдают приставу, отвечающему за территориальность проживания ответчика. За каждым приставом закреплен определенный участок и конкретный дом.
- Пристав возбуждает исполнительное производство и уведомляет об этом ответчика. Должник обязан расписаться за получение уведомления, иначе пристав не будет иметь право взимать исполнительский сбор.
- Если ответчик добровольно не погасил задолженность в десятидневный срок, то пристав начинает принудительное взыскание, параллельно возбуждая отдельное производство по сбору.
- Дальше следует , арест счетов и т. д.
Исполнительский сбор — как не платить?
После того как вас уведомили о возбуждении производства, необходимо в срочном порядке в течение пяти дней, внести посильную для вас сумму на счет ФССП. Неважно какую, можно даже 100 р. В этом случае вы не будете считаться злостным неплательщиком, а соответственно, исполнительский сбор вас не коснется.
Мало того, в большинстве случаев пристав не пойдет к вам домой. Получается вы сохраните свое имущество. Конечно, если истец потребует ареста вещей, пристав подчинится, но по собственной инициативе трогать вас не будет.
Важно : срок в который вы расписались за возбуждение производства не имеет значения.
Обжалование исполнительского сбора
Исполнительский сбор можно обжаловать, если вы уверены, что его быть не должно. Делается это путем заявления к старшему судебному приставу или через суд.
Добровольное исполнение исполнительного документа
Если вы решите закрыть долг у пристава в добровольном порядке, то должны учесть и соблюсти несколько правил, которые помогут завершить процедуру юридически правильно.
- Напишите заявление приставам о своем согласии с долгом.
- Оплатите квитанцию и сделайте ее копию, которую передайте в канцелярию приставов под подпись.
- Уведомите истца об оплате в письменном виде, по почте с уведомлением.
- Следите за поступлением денег на счет ФССП (до 7 рабочих дней).
- Запишитесь на прием к приставу и заберите бумаги об окончании ИП.
- Следите, чтобы вас убрали из базы должников.
Только подобный тщательный контроль даст возможность НОРМАЛЬНО закончить процедуру.
Как оплатить исполнительский сбор
Оплатить можно несколькими способами:
- через кассу любого банка;
- через платежные системы (КИВИ, Робокасса и т. д.);
- через онлайн-банк.
Итог
Если возникают вопросы по теме данной статьи задавайте их в комментариях либо дежурному юристу сайта в форме всплывающего окна. Мы обязательно ответим и поможем.
Мы также рассчитываем и на вашу помощь, ставьте лайки и делайте репосты в соцсетях. Чем больше народу будет знать о возможности выхода из долговой ямы, тем больше счастливых людей станет у нас в стране. Надеемся на понимание.