Получение разрешения на производство строительно монтажных работ. Перечень исходно-разрешительной документации и согласования проектно-сметной документации

Сегодня очень многие виды работ в различных сферах деятельности предприятий и предпринимателей требуют определенных нормами разрешений и допусков для того, что бы иметь законное право на их производство. Так, разрешением на производство работ могут быть такие документы, как строительная лицензия, разрешение на начало строительства, допуски к выполнению определенного вида работ и другие разрешительные документы .

Разрешение на производство работ, многообразие вариантов

Как видим, перечень и категории данного типа документов, могут быть очень обширными . Зависит это от нескольких факторов:

  • сферы деятельности, в которой выдается разрешение и конкретного вида работ (услуг);
  • цели получения такого разрешения;
  • статуса лица, получающего разрешительный документ (физическое или );
  • уровня допуска.

Так, разрешительным документом, например, в туристической деятельности, дающим право на организацию и реализацию туристических поездок, является лицензия . Она выдается Департаментом туризма МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ.

Разрешительным документом, дающим право допуска на выполнение определенных работ физического или должностного лица - наемного работника предприятия или организации, являются: наряд-допуск, различные сертификаты и дипломы, подтверждающие уровни квалификации, а так же аттестационные свидетельства . Таким документом для физического лица, например, может быть свидетельство об аттестации и допуске к работе с электротехническим оборудованием, работающим под напряжением до 1000 В (второй уровень допуска электробезопасности).

Разрешение на строительство - это тоже разрешение на производство работ . Этот вид документов в разных региональных законах может носить еще и название ордера. Например, в Москве, для начала подготовительных работ в строительстве, необходимо получить временное разрешение - ордер на начало подготовительных работ. В общем, в масштабах Федерации, порядок получения разрешения на строительство регламентируется Главой 6 Градостроительного Кодекса РФ. Детализация процесса получения и выдачи разрешения на проведение работ излагается в региональных законодательных актах .

Разрешение на проведение работ: особенности национального строительства

Наверное, верно утверждение, что деятельностью, требующей максимального количества разрешений и согласований, было и остается строительство . Особенно если речь идет об объектах повышенной опасности: сложных технических и производственных объектах, многоэтажных домах и сложных объектах инфраструктуры. Поэтому, когда вводят в поисковую систему запрос «разрешение на проведение работ» чаще всего, подразумевают именно разрешительную документацию в строительстве.

Какие виды разрешений существуют сегодня в строительстве? Это, прежде всего, строительная лицензия, дающая право лицензиату на выполнение работ повышенной опасности. Она выдается саморегулирующейся организацией в строительстве в соответствии с установленными лицензионными условиями и требованиями к строительной организации.

Вторым видом разрешительных документов в строительстве является разрешение на строительство (в некоторых регионах - ордер). Оно выдается местным органом власти в соответствии с планом застройки местности и на основании заявления застройщика и прошедшего экспертизу проекта. Порядок выдачи разрешений на строительство в каждой административной единицы РФ регулируется на местном уровне . Общим требованием к порядку выдачи такого документа является соблюдение принципа «единого окна».

Третий документ, который до недавнего времени необходимо было получать в строительстве, это разрешение на начало ведения работ. Этот документ часто называют «разрешение на проведение работ в строительстве», что не совсем правильно. Сегодня допуск на начало ведения работ имеет форму извещения государственных органов власти, осуществляющих технический надзор в строительстве. Для того, что бы приступить к работам по строительству, сегодня необходимо иметь разрешение на строительство и известить органы технического надзора о начале ведения работ в порядке, установленном ст. 52 Главы 6 Градостроительного Кодекса РФ.

Но, несмотря на упрощение выдачи некоторых документов, порядок получения различного рода разрешений в строительстве был и остается достаточно сложным и не вполне понятным для людей, не являющихся юристами. Поэтому получение всех видов разрешений и допусков лучше поручать специалистам, имеющим соответствующий опыт . Это сэкономит время, а, в конце концов, и деньги предприятия, желающего получить разрешительный документ (будь то предприятие-застройщик, или строительная организация).

Разрешение на строительство не требуется, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций (п. 1 ст. 3 Закона № 169-ФЗ). Перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешения на строительство, определяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно Примерному положению о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ (утв.

Разрешение на строительство

Однако в соответствии с приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 8 апреля 2009 г., № 145, комплексное заключение государственной экспертизы не является обязательным для утверждения проектов строительства многоквартирных жилых домов с площадью не больше 500 кв. м с числом надземных этажей до двух включительно (в т. ч. мансардный); строительства усадебных (коттеджных) жилых домов, дачных и садовых домов общей площадью до 500 кв. м с числом надземных этажей не более трех, в том числе с хозяйственными и вспомогательными помещениями в подвальном этаже (I и II категорий сложности). Разрешение на выполнение строительных работ получают на основании ст.

Публікації

Инфо

Таким образом, общая стоимость процедуры не превысит 800 грн. Получение сертификата соответствия для жилых домов общей площадью до 350 кв. м станет возможно только после прохождения технического осмотра, а для домов общей площадью свыше 350 кв. м — на основании детального технического обследования, причем будут выполняться исключительно лицензированными организациями. Сертификат выдается должностным лицом Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в разрешительном центре по месту расположения частного здания.


По общему же правилу, в соответствии со ст. 30′ Закона Украины «О планировании и застройке территорий», принятие в эксплуатацию завершенных строительством объектов осуществляется на основании сертификата соответствия, который выдается инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля.

Обзоры законодательства

Важно

Подробней Положение о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ в Киеве Подробней Перечень документов, которые подаются органам госархстройконтроля для получения разрешения на выполнение строительных работ в соответствии с требованиями Закона Украины «О планировании и застройке территорий» и положения о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ. Подробней Решение о строительстве, реконструкции градостроительного объекта издается в форме: Распоряжения Киевсовета во всех иных случаях (объекты категории I и II). Подробней Срок действия разрешения на строительство, реконструкцию устанавливается в соответствии с утвержденной проектной документацией и действующими нормативами продолжительности сроков строительства на период до приемки в эксплуатацию законченного градостроительного объекта…

Разрешения в строительной деятельности

Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях, требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства. Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке.

Перечень строительных работ на выполнение которых не требуется разрешение

Письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160; далее — ПБУ по учету долгосрочных инвестиций) (см. Письмо Минфина России от 15.09.2005 № 07-05-06/243 «О бухгалтерском учете расходов организации и операций, связанных с долгосрочными вложениями») в части, не противоречащей более поздним нормативным документам по бухгалтерскому учету. На основании п. 2.3 ПБУ по учету долгосрочных инвестиций плату за получение разрешения на выполнение СМР по объекту заказчик включает в стоимость этого объекта и отражает в бухгалтерском учете на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств».
Для целей налогообложения прибыли плата за получение разрешения на строительство включается у заказчика в стоимость объекта (ст. 257 НК РФ).

Основанием для рассмотрения процедуры узаконивания вышеперечисленных объектов должно стать заявление, которое необходимо подать до 31 декабря 2010 г. Принятие в эксплуатацию частных жилищных домов усадебного типа, дачных и садовых домов, хозяйственных сооружений, пристроек, строительство которых осуществлено без привлечения подрядных организаций, проводится по результатам технического обследования строительных конструкций и инженерных сетей таких объектов. Частные здания принимает в эксплуатацию Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля по месту их местонахождения, которая на платной основе выдает застройщикам сертификат соответствия таких зданий государственным строительным нормам, стандартам и правилам (дальше — сертификат) согласно дополнению 1 к Временному порядку.

Внимание

Как отмечено в п.1.1 Положения, выполнение строительных работ без разрешения запрещается. В соответствии с п.5.1 Положения выполнение строительных работ на объектах без получения разрешения или его заблаговременной перерегистрации, а также выполнение не указанных в разрешении строительных работ считается самовольным и влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству. Нарушение этой нормы влечет административную ответственность.


В соответствии со ст.92 Кодекса об административных правонарушениях выполнение строительных или реставрационных работ без разрешения или утвержденного проекта либо с отклонением от него влечет за собой наложение штрафа на граждан от одного до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц - от пяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.
В соответствии с Законом Украины «Об архитектурной деятельности» при сооружении индивидуальных жилых зданий в два этажа и выше, а также при строительстве на территориях со сложными инженерно-геологическими условиями в сейсмоопасных районах, — индивидуальный застройщик обязан обеспечить соответствующий технический и авторский надзор. Срок рассмотрения документов индивидуальных застройщиков в инспекции госархстройконтроля не должен превышать 15 дней. Где и как можно обжаловать неправомерный отказ в выдаче разрешенияНеправомерные действия должностных лиц инспекций госархстройконтроля по вопросам регистрации объектов и выдачи разрешения на выполнение строительных работ могут быть обжалованы в судебных органах в установленном порядке.

О порядке выдачи разрешения индивидуальным застройщикамВ связи с увеличением индивидуального строительства жилых зданий, хозяйственных и бытовых сооружений представляет интерес порядок получения разрешений на строительство в этих случаях.Индивидуальным застройщикам разрешение на выполнение строительных работ выдается на основании заявления застройщика, документа о праве на землепользование, разрешения на строительство (выданное соответствующим органом исполнительной власти), проектной документации со штампом согласования местным органом по делам градостроительства и архитектуры, а также подписки исполнителя работ и приказа о его назначении в случае строительства подрядным способом.
Разрешение на строительство объектов градостроения предоставляется заявителю бесплатно в течение двух месяцев со дня подачи заявления на основании комплексного заключения органа градостроения и архитектуры районной государственной администрации (исполнительного органа городского совета в городах областного зна-чения, Киевской, Севастопольской городской государственной администрации для городов Киева и Севастополя) относительно соответствия предложенного строительства градостроительной документации, государственным строительным нормам, местным правилам застройки (п. 6.5. Типовых региональных правил застройки, утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 10 декабря в 2001 г.) Разрешение на строительство должно быть реализовано в течение двух лет.

МИНИСТЕРСТВО АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА И
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

О порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ


Утратил силу на основании
приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 17 сентября 2014 года N 564/пр
________________

В целях упорядочения выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ

приказываю:

1. Утвердить разработанное Инспекцией Госархстройнадзора Министерства прилагаемое Примерное Положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ.

2. Управлению информации и издательства (т. Ширяеву) обеспечить опубликование указанного Примерного Положения в "Бюллетене строительной техники" и других средствах массовой информации.

Министр архитектуры, строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
В.А.Фурманов

Приложение. Примерное положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ

Приложение
к приказу Министерства архитектуры,
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 3 июня 1992 года N 131

I. Общие положения

1. Настоящее примерное Положение* разработано в соответствии с законами Российской Федерации "О местном самоуправлении" , "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" и Положением о Государственном архитектурно-строительном надзоре Российской Федерации.
________________
* в дальнейшем именуется "Положение"

Положение определяет основные требования, предъявляемые на территории Российской Федерации при выдаче разрешений на выполнение строительно - монтажных работ.

2. Разрешение на выполнение строительно - монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта.

Разрешение выдается органами Государственного Российской Федерации (Госархстройнадзора России)*, а в городах и районах, где они отсутствуют, - органами архитектуры и градостроительства, при этом выдача разрешений на выполнение работ по сложным объектам производится с участием специалистов соответствующих территориальных органов Госархстройнадзора.
________________
* в дальнейшем "инспекция Госархстройнадзора"

3. Советами Министров республик в составе Российской Федерации, администрациями краев, областей, автономной области и автономных округов, городов и районов могут устанавливаться особенности применения Положения на соответствующих территориях.

II. Виды разрешений и срок их действия

4. Разрешения на выполнение строительно-монтажных работ подразделяются на два вида:

разрешение на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту*;
________________

* за исключением монтажа оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору России.

разрешение на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ - подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов.

5. Срок действия разрешения устанавливается инспекцией Госархстройнадзора исходя из периода времени, необходимого для строительства объекта или выполнения отдельных видов работ.

По истечении срока действия разрешения заказчик обязан продлить его в инспекции Госархстройнадзора в недельный срок.

Разрешение подлежит продлению также в случае, если в течение одного года со дня выдачи разрешения выполнение строительно-монтажных работ по объекту не началось.

6. При передаче права на строительство объекта другому инвестору, изменении организационно-правовой формы предприятия-заказчика или передаче подряда на строительство другой строительной организации разрешение подлежит перерегистрации в инспекции Госархстройнадзора в трехнедельный срок.

III. Перечень представляемых заказчиком документов и материалов

7. Для получения разрешения на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту заказчик представляет в инспекцию Госархстройнадзора следующие документы и материалы:

заявление на получение разрешения по форме приложения 1;

лицензии на право выполнения строительно-монтажных и проектных работ по данному типу объектов;

проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также генеральный план участка строительства;

заключения экологической и государственной вневедомственной экспертизы и распорядительный документ об утверждении проектной документации;

стройгенплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными организациями;

копию Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;

приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объекта лиц, осуществляющих технический надзор, авторский надзор, ответственного производителя работ;

прошнурованный журнал работ.

8. Кроме документов и материалов, указанных в пункте 7, инспекция Госархстройнадзора может дополнительно потребовать от заказчика:

лицензию на проведение контроля качества работ заказчиком в случае, если технический надзор при строительстве объекта предполагается поручить хозрасчетному предприятию;

заключение органов охраны памятников истории и культуры о проведенных (в необходимых случаях) на участке предстоящего строительства исследованиях культурного слоя исторических населенных пунктов;

заключение территориальной геологической организации об отсутствии или наличии на участке предстоящего строительства полезных ископаемых. При наличии полезных ископаемых на таком участке выдача разрешения на застройку производится в установленном законодательством порядке.

9. При выдаче разрешений не требуется представления лицензий в случаях, когда установленные в регионе сроки проведения лицензирования соответственно проектных и строительно-монтажных работ не окончены. Заказчик представляет соответствующие лицензии в процессе строительства объекта по мере их получения участниками строительства.

10. Если земельный участок под строительство объекта не является государственной или муниципальной собственностью, заказчик обязан дополнительно представить заверенное в установленном порядке согласие юридического лица или гражданина, являющегося собственником этого земельного участка под строительство объекта.

В случае ограничения права собственности на землю характером использования земельного участка, необходимо также согласие на строительство объекта органа, выдавшего документ на право собственности.

11. Выданное разрешение на выполнение строительно-монтажных работ является основанием для выноса осей здания в натуру геодезическими службами органов архитектуры и градостроительства.

12. Для получения разрешения на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ, заказчик представляет перечисленные в п.7 документы и материалы, за исключением полного комплекта проектной рабочей документации.

Согласованная и утвержденная в установленном порядке проектная рабочая документация представляется в объеме, достаточном для выполнения видов работ, оговоренных в заявлении на получение разрешения.

Не требуется представления проектной рабочей документации в случае получения разрешения на выполнение подготовительных работ.

IV. Порядок выдачи разрешений

13. Инспекция Госархстройнадзора в срок не более трех недель рассматривает представленные заказчиком документы и материалы и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на выполнение строительно-монтажных работ.

14. В случае положительного решения, инспекция Госархстройнадзора выдает заказчику соответствующее разрешение за подписью начальника инспекции Госархстройнадзора, согласно приложению 2, проектную документацию и журнал работ с отметками о выданном разрешении.

15. Отказ в выдаче разрешения направляется заказчику в письменной форме с мотивированным объяснением причин принятого решения.

При повторном обращении заказчика инспекции Госархстройнадзора рассматривает вопрос о выдаче разрешения в срок не более семи дней с момента представления необходимых документов и материалов.

16. Копия выданного инспекцией Госархстройнадзора разрешения на выполнение строительно-монтажных работ должна храниться на стройплощадке и предъявляться по первому требованию должностных лиц государственных надзорных органов.

17. Заказчик обязан сообщить в инспекцию Госархстройнадзора в срок не менее чем за неделю о начале выполнения строительно-монтажных работ на объекте.

В процессе строительства заказчик информирует инспекцию Госархстройнадзора об изменении условий, на основании которых производилась выдача разрешения (замена производителя работ, лиц, осуществляющих технический и авторский надзор на объекте, окончание срока действия лицензии, существенные изменения проектных решений и т.д.).

V. Ответственность инспекции Госархстройнадзора и заказчика

18. Действия должностных лиц инспекции Госархстройнадзора по вопросам выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке.

19. Выполнение строительно-монтажных работ на объекте без полученного или не прошедшего в установленные сроки перерегистрацию разрешения, равно как и выполнение не указанных в разрешении видов работ, является самовольным и влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

Приложение 1. Заявление

Приложение 1

Начальнику инспекции государственного
архитектурно-строительного надзора
Российской Федерации

____________________________________________________
Заказчик (застройщик) ______________________________
(наименование организации,
____________________________________________________
предприятия, почтовый адрес, телефон)
____________________________________________________

Заявление

Прошу выдать _______________________________________________________
(разрешение на выполнение:
____________________________________________________________________
всех строительно-монтажных работ, отдельных видов
____________________________________________________________________
работ, на выполнение подготовительных работ - нужное
____________________________________________________________________
указать, наименование объекта)
на земельном участке по адресу: ____________________________________
____________________________________________________________________
(город, район, улица, номер участка)
сроком на ____________________________________________ месяца (-ев).

При этом сообщаю:

право на пользование землей закреплено Государственным
актом N ___________ от "_____" ________________ 199 ____ года.

Проектная документация на строительство объекта

разработана ________________________________________________________
(наименование проектной организации и
____________________________________________________________________
банковские реквизиты)
____________________________________________________________________

имеющей лицензию на право выполнения проектных работ, выданную
____________________________________________________________________
(наименование лицензионного центра, выдавшего лицензию)

N ________________ от "_______" _________________ 19 _______ г.

согласована в установленном порядке с заинтересованными
организациями и органами архитектуры и градостроительства;

Положительное заключение Государственной вневедомственной
экспертизы получено за N _____ от "________" _______ 19 ___ г.

Генплан участка согласован ___________________________________
____________________________________________________________________
(наименование органа архитектуры и градостроительства)
за N __________ от "_______" _________________ 19 ______ г.

Одновременно ставлю Вас в известность, что:

а) финансирование строительства заказчиком (застройщиком) будет
осуществляться _____________________________________________________
(банковские реквизиты и номер счета)

Б) работы будут производиться подрядным (хозяйственным)
способом ___________________________________________________________
(наименование организации с указанием ее формы
____________________________________________________________________
собственности и банковских реквизитов)
____________________________________________________________________

Лицензия на право выполнения строительно-монтажных работ
выдана___________________________________ N ___ от "___" 19 ___ г.
(наименование лицензионного центра)

В) производителем работ приказом N ______ от "_____" 19 ____ г.
назначен _______________________________________, имеющий __________
(должность, фамилия, имя, отчество)
____________________________ специальное образование и стаж работы в
(высшее, среднее)
строительстве _____________________________________ лет.

Г) авторский надзор в соответствии с договором N ______________
от "_____" ____________ 19 ____ г. будет осуществляться ____________
____________________________________________________________________
(наименование организации с банковскими реквизитами,
____________________________________________________________________
назначенный приказом N _______________ от "______" ______ 19 ____ г.

(высшее, среднее)
стаж работы в строительстве и проектировании _________________ лет.

Д) технический надзор в соответствии с договором N ____________
от "_____" ________________ 19 ______ г. будет осуществляться

____________________________________________________________________
(наименование организации с ее банковскими реквизитами,
____________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона работника)
назначенный приказом N _________ от "___" _________ 19 _________ г.

и имеющий ________________________________ специальное образование и
(высшее, среднее)
стаж работы в строительстве ________________________ лет.

Основные показатели объекта:

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Обязуюсь обо всех изменениях, связанных с приведенными в
настоящем заявлении сведениями, сообщать в инспекцию
Госархстройнадзора.

Заказчик (застройщик) (распорядитель кредитов)
___________________ _____________ ________________
(должность) (подпись) (Фамилия И.О.)

Приложение 2. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ

Приложение 2

Инспекция Государственного
архитектурно-строительного надзора
Российской Федерации

__________________________________________________
(наименование региона, города)

Разрешение на выполнение строительно-монтажных
работ N _______________

Выдано ________________________________________________________
(наименование организации заказчика (застройщика)
____________________________________________________________________
с указанием расчетного счета и банковских реквизитов)
на выполнение ______________________________________________________
(указываются виды строительно-монтажных работ и

наименование объекта)
а также значащихся на генеральном плане ____________________________
___________________________________________________________________,
(наименование вспомогательных сооружений)
____________________________________________________________________

расположенного по адресу ___________________________________________
____________________________________________________________________
Проектная документация ____________________________ разработана
(номер, серия проекта)
____________________________________________________________________
(наименование проектной организации с указанием расчетного счета
____________________________________________________________________
и банковских реквизитов)

Технический надзор поручен ____________________________________
____________________________________________________________________
(наименование организации с указанием расчетного счета и
____________________________________________________________________
банковских реквизитов)

Авторский надзор поручен ______________________________________
(наименование организации с
____________________________________________________________________
указанием расчетного счета и банковских реквизитов)
Основные этапы работ __________________________________________
(указываются этапы работ, по окончании
____________________________________________________________________
которых должна быть поставлена в известность инспекция
____________________________________________________________________
Госархстройнадзора)
Особые условия: _______________________________________________
____________________________________________________________________

Срок действия разрешения ______________________________________
Дата выдачи разрешения ________________________________________

Начальник инспекции
Госархстройнадзора ___________________ (Фамилия И.О.)
(подпись)

Действие разрешения продлено до ______________________________

Начальник инспекции Госархстройнадзора ___________ (Фамилия И.О.)
(подпись)

Текст документа сверен по:
"Строительство"
М.: Приор, 1996 год



Дополнительная информация по данной теме ЗДЕСЬ.

В состав ИРД входят распорядительные документы (Постановления, Распоряжения), разрешения, технические условия, материалы инженерных изысканий, согласования и утверждения, а также иные документы, полученные от уполномоченных государственных органов, и специализированных организаций для разработки, согласования проектной документации и строительства объекта недвижимости.

В полный комплект исходно-разрешительной документации включаются различные документы, которые отражают основные рекомендации и требования по размещению объекта строительства на местности, определяют границы земельного участка, технические и экономические показатели строительных объектов. К этим документам также относятся рекомендации и требования, которые были получены от различных согласующих органов для выполнения проектирования. В исходно-разрешительных условиях указываются возможности выполнения работ, которые учитывают экологические и санитарно-гигиенические нормы расположения объекта, предполагаемого назначения, особенности его использования, воздействия на окружающую среду.

Как правило, получение ИРД, необходимой для строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта зданий и сооружений, происходит параллельно с процессом их проектирования, и осуществляется инвестором (застройщиком), правообладателем земли либо действующим в его интересах лицом, называемым техническим заказчиком. Деятельность технического заказчика носит название сопровождения проектов или, более полно, правового сопровождения строительства зданий и сооружений, признанных на основании законодательства РФ «капитальными».

В отличие от проектной документации, ИРД не является продуктом творчества проектировщика, а, следовательно, и предметом авторского права, выдаётся заявителю специальным органом власти или уполномоченной организацией за фиксированную плату и в обязательном порядке (при условии соблюдения всех нормативных требований).

Случаи, когда разрешение на строительство не требуется, закреплены в (п. 17 ст. 51 ГрКРФ).

Разработка материалов предпроектных проработок и оформление комплекта исходно-разрешительной (ИРД) документации является начальной стадией инвестиционного процесса, основанием, в котором определяются качественные характеристики и финансово-экономические параметры будущего объекта недвижимости.
Исходно-разрешительная документация (ИРД) для оформления права на проектирование разрабатывается на основании утвержденной или согласованной в установленном порядке предпроектной градостроительной документации, в частности проекта планировки территории (ППТ) .
При отсутствии разработанной, утвержденной или согласованной в установленном порядке градостроительной документации на территорию планируемого строительства, Техническому заказчику необходимо организовать выполнение архитектурных предпроектных проработок, подготовить и согласовать градостроительное обоснование размещения объекта.

Таким образом, можно получить следующее определение, для дальнейшего его использования в договорах на проектирование, строительный подряд, выполнение функций Заказчика-Застройщика:

Исходно-разрешительная документация (ИРД) – документация, выдаваемая специальным органом власти или уполномоченной организацией за фиксированную плату (при необходимости) и в обязательном порядке (при условии соблюдения всех нормативных требований в отношении проектной и рабочей документации) в процессе проектирования и строительства Объекта, по запросу Застройщика (собственника или арендатора земельного участка), либо действующему в его интересах юридическому лицу.

В связи с тем, что вопросы градостроительной деятельности находятся в одновременном ведении Российской Федерации и ее субъектов, единого документа, который в полной мере регулирует порядок разработки и полный состав исходно-разрешительной документации не существует. Есть существенные различия в нормативно-правовых документах, которые приняты, например, в г. Москве (Законы г.Москвы, распоряжения Мэра, постановления Правительства Москвы); в Московской области - Законы МО, постановления Правительства МО, глав районных администраций МО), в городах Российской Федерации.


Основные документы ИРД :

  • (если требуется );
  • Технические условия на присоединение к сетям инженерного обеспечения (Договор);
  • Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ);
  • Заключение государственной экспертизы проекта (на стадии «Проект», при особой сложности на стадии "Рабочий проект");
  • Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (обычно не относят к ИРД, так как их выполнение техзаказчик осуществляет после завершения строительства);
  • распорядительные документы, постановления и распоряжения различных органов исполнительной власти;
  • технические условия;
  • разрешения;
  • материалы инженерных изысканий;
  • согласования и утверждения;

и другие документы, выданные уполномоченными государственными органами и специализированными организациями для подготовки, согласования проектной документации и строительства различных объектов недвижимости.

Состав комплекта исходно-разрешительной документации (ИРД) содержит (Комплект документации, необходимый для разработки проекта планировки территории и на проведение градостроительной деятельности):

Данные о собственности:

  • Свидетельство о праве собственности (аренды) на участок;
  • Договор аренды участка (при аренде);
  • Акт выбора земельного участка (при аренде);
  • Кадастровый план участка;
  • Акты выбора трасс для внеплощадочных сетей, в т.ч. внеплощадочных сетей объектов;
  • Изменение вида разрешенного использования земельного участка: Постановление, Распоряжение, Кадастровый паспорт (если требуется );
  • Договор купли-продажи;
  • Инвестиционный контракт.

Утвержденная градостроительная документация:

Проведенные расчеты и подтверждения границ и видов разрешенного использования, расчеты и обоснования функционального назначения, технико-экономических показателей и посадки объекта недвижимости на данном земельном участке, а также подтверждение границ зон действия общественных сервитутов в границах данного земельного участка, другие доказательства, которые выполнены в соответствии с региональными нормативами и правилами использования земли и застройки необходимы для разработки градостроительного плана земельного участка, в том числе для осуществления благоустройства и озеленения участка территории.
  • Материалы территориального планирования населенного пункта;
  • Градостроительное заключение - Градзаключение (если размещаемый объект соответствует ранее определенному назначению территории);
  • Градостроительное обоснование - Градобоснование (при изменении категории земель или вида их разрешенного использования);
  • Градостроительное заключение в составе Эскиза № 1;
  • Заключения по обследованию объекта недвижимости (земельного участка - в случае нового строительства) либо здания, сооружения в случае его реконструкции либо технического перевооружения);
  • Ситуационного плана земельного участка по компенсационному озеленению в случаях необходимости уничтожения зеленых насаждений на земельном участке, отведенном для строительства;
  • Заключение о соответствии проектируемого объекта построенному, не выдается на руки Застройщику (обычно не относят к ИРД, так как их выполнение техзаказчик осуществляет после завершения строительства);

Решения Администрации:

  • Постановление о разрешении разработки проекта планировки территории;
  • Разрешение на снос зданий;
  • Разрешение на строительство;
  • Разрешение на вырубку зеленых насаждений;
  • Архитектурно-планировочное задание (градостроительное задание, задание на разработку проекта), утвержденное Главархитектурой;
  • Заключение органа по охране памятников (если строительство объекта планируется на исторических территориях);
  • Протокол рассмотрения Архитектурным советом (при органе по архитектуре и градостроительству) материалов предпроектных проработок;
  • Заключение по визуально-ландшафтному анализу (если строительство объекта планируется на исторических территориях)
  • Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)

Материалы инженерных изысканий:

Технические условия (ТУ) на подключение к инженерным сетям (выдаваемые техническими службами) с указанием на топографической съемке точек подключения к сетям; заключение по инженерному обеспечению объекта строительства (как правило, выполняется непосредственно по инициативе Заказчика-застройщика в целях получения предварительных технических условий присоединения к инженерным коммуникациям)
  • Отчет об инженерно-геодезических изысканиях;
  • Отчет об инженерно-геологических изысканиях;
  • Отчет об инженерно-экологических изысканиях;
  • Отчет об инженерно-гидрологических изысканиях;

Чертеж, составленный на основе топографического плана в масштабе 1:500, 1:2000, на котором отображаются в соответствующих границах:

  • Территории существующих, планируемых объектов капитального строительства федерального, регионального значения, иные застроенные и подлежащие застройке территории;
  • Территории линейных объектов;
  • Территории объектов культурного наследия;
  • Особо охраняемые природные территории, природные и озелененные территории;
  • Территории общего пользования;
  • Зоны с особыми условиями использования территорий;
  • Земельный участок, применительно к которому осуществляется подготовка градостроительного плана земельного участка и разработка соответствующего градостроительного обоснования;
  • Топографическая съемка в М 1:500 (на лавсане + электронная версия) с экспликацией подземных сооружений;

Акты и заключения надзорных служб:

Технические условия:

  • Водопровод;
  • Канализация бытовая;
  • Канализация ливневая;
  • Теплоснабжение;
  • Газоснабжение;
  • Электроснабжение;
  • Телефонизация и радиофикация;
  • Вывоз ТБО;
  • ГИБДД,РДУ/Мосавтодор/ФУАД/дороги;
Заключение по инженерному обеспечению объекта включает:
    • пояснительную записку;
    • предварительные технические условия эксплуатационных организаций;
    • расчетные данные технико-экономических показателей планируемого объекта недвижимости (ТЭП).

Дополнительные акты и заключения:

  • Согласование Роспотребнадзором места сброса очищенных стоков, анализ воды ВЗУ;
  • Акт обследования конструкций существующих зданий;
  • Согласование с владельцами граничащих земельных участков, согласование проектных решений с заинтересованными лицами в случае, при наличии сервитутов в их пользу;
  • Проект сокращения существующих или проектируемых СЗЗ, согласованный Роспотребнадзором;
  • Согласование Роспотребнадзором места расположения ВЗУ, очистных сооружений хозяйственно-бытового и дождевого стока;
  • ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду);
  • Заключение государственной экспертизы проекта (на стадии «Проект», при особой сложности на стадии "Рабочий проект");
  • Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (обычно не относят к ИРД, так как их выполнение техзаказчик осуществляет после завершения строительства);
  • Задание на проектирование, утвержденное Заказчиком и согласованное ГУ по делам ГО и ЧС
  • Планы ПИБ окружающей жилой или офисной застройки для расчета КЕО и инсоляции;
  • Технический паспорт на здание (в случае реконструкции/ капитального ремонта);
  • Обмерные чертежи (в случае реконструкции/ капитального ремонта);
  • Лицензии/допуск СРО сторонних подрядных организаций.

и другие необходимые согласования документы, выданные уполномоченными государственными органами и специализированными организациями для подготовки, согласования проектной документации и строительства различных объектов недвижимости.

В процессе оформления комплекта исходно-разрешительной документации (ИРД), в случае необходимости, может потребоваться разработка дополнительных предпроектных материалов и выполнение следующего комплекса работ:

  • корректировка существующего проекта планировки территории;
  • разработка предпроектных проработок на объект;
  • градостроительные обоснования размещения объекта;
  • разработка схем инженерного обеспечения;
  • расчет внеплощадочных сетей и сооружений на них;
  • разработка заключений по участку компенсационного озеленения;
  • расчет инженерного обеспечения с выделением физических объемов и стоимости городских сетей;
  • получение дополнительных согласований;
  • подготовка справочной, технической, информационной документации по требованию уполномоченных государственных органов.
Началу разработки проектно-сметной документации для строительства объекта недвижимости предшествует период предпроектной подготовки, состоящий из двух этапов:
    • прединвестиционного (разработка проекта планировки территории);
    • инвестиционного (разработка градостроительного обоснования размещения объекта строительства, подготовка исходно-разрешительной документации).

Проект планировки территории (из ст. 42 ГрК РФ)

Проект планировки территории (ППТ) - документ, устанавливающий на определенной территории зоны размещения и параметры существующих объектов и объектов, строительство которых может быть разрешено. Разрабатывается одновременно с проектом межевания территории, содержащим схему границ существующих земельных участков и земельных участков, формирование которых допустимо.

ППТ разрабатывается в развитие генеральных планов или при их отсутствии, как правило, - на территорию квартала или микрорайона, которые в градостроительном законодательстве называются элементами планировочной структуры. ППТ содержит основные показатели, необходимые для определения инвестиционной привлекательности территории – численность населения и возможные объемы нового строительства (жилищного, делового, социального, культурно-бытового, транспортного, инженерного), утверждается органом государственной или муниципальной власти с обязательным соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ. Чертеж, разрабатываемый в составе ППТ, является базой для последующих видов проектных работ. ППТ - основа для формирования градостроительных планов земельных участков, необходимых для получения разрешения на строительство.

Необходимо понятие ППТ отличать от понятия "генеральный план". В отличие от генерального плана, являющегося документом с укрупненными ориентировочными показателями, ППТ - более подробный документ градостроительного регулирования, содержащий красные линии, объекты и инфраструктуру.Генеральный план поселения, в отличие от ППТ, не содержит необходимых данных для оценки возможности строительства. На основании утвержденного ППТ выдается градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), необходимый для получения разрешения на строительства.

Подготавливается для: элементов планировочной структуры (например, для квартала)

Содержит: чертеж, включающий красные линии, дороги, улицы, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования, границы и характеристики зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности, параметрах застройки территории; материалы по обоснованию.

Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)

Градостроительный план земельного участка - вид документации по планировке территории. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Предоставляется застройщику органами власти и фактически является согласованием основных проектных решений, которое дает возможность проводить дальнейшие действия по реализации инвестиционного проекта.

Понятие градостроительного плана земельного участка введено Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Градостроительный кодекс РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ не предусматривал составление такого документа - согласование с органами власти или местного самоуправления проводилось уже после выполнения проектной документации.

Разработка проектной документации осуществлялась на основании архитектурно-планировочных решений, которые выдавались в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ «Об архитектур/lifont face=leftной деятельности в Российской Федерации». В Москве в 2004-2008 годах документ аналогичного назначения носил название «акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции».

Введение такого документа, как градостроительный план земельного участка, позволяет перенести основную часть согласований на предпроектную стадию, сократить сроки проектирования и продолжительность инвестиционного цикла. Вместе с тем согласования в строительстве всё ещё занимают 1,5-2 года и более; Уже Не Президент Д. А. Медведев намерен упростить эти процедуры и сократить сроки согласований до 3-4 месяцев.

Законодательством предусмотрены следующие виды документации по планировке территории:

  • проекты планировки территории;
  • проекты межевания территории;
  • градостроительные планы земельных участков.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Градостроительный план земельного участка как отдельный документ может выдаваться юридическим и физическим лицам по их заявлению.

Градостроительный план земельного участка используется для разработки проектной документации, разработки проекта границ застроенного (или подлежащего застройке) земельного участка, а в последующем - для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Состав плана

Форма градостроительн2ого плана земельного участка утверждена Приказом Минрегиона Российской Федерации. Инструкция о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка опубликована Министерством регионального развития. В состав градостроительного плана земельного участка входит:

  • номер плана, кадастровый номер и наименование заявителя (преамбула);
  • чертёж градостроительного плана земельного участка;
  • информация о градостроительном регламенте земельного участка;
  • информация о разрешённом использовании земельного участка;
  • информация об объектах капитального строительства и культурного наследия;
  • информация о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • информация о возможности разделения участка.

Законодательством Москвы в определённых случаях предусматривается также разработка градостроительного обоснования, отсутствующего в федеральном законодательстве.

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка

Подготовка градостроительного плана земельного участка для застраиваемых участков в составе проекта межевания может осуществляться только на основе документов территориального планирования. Подготовка градостроительного плана земельного участка в большинстве случаев может осуществляться заявителем, но утверждается всё равно органами власти.

В Градостроительном кодексе не указано, кому и на каком основании выдается Градостроительный план. Порядок выдачи определяется органами власти. Поэтому, как правило, градостроительный план земельного участка выдается только лицу, заинтересованному в строительстве или реконструкции объекта (застройщику), которое должно приготовить все основные документы.

Согласно законодательству выдача градостроительного плана земельного участка бесплатна для заявителя.

  • До 31 декабря 2013 года в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ).
  • Об особенностях содержания состава градостроительного плана некоторых земельных участков см. Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ.
  1. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
  2. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
  3. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
    1. границы земельного участка;
    2. границы зон действия публичных сервитутов;
    3. минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
    4. информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
    5. информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
    6. информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
    7. информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
    8. границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
4. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
5. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обследование зданий и сооружений

Обследование позволяет оценить техническое состояние несущих конструкций в зданиях и сооружениях, выявить прогибы, трещины, повреждения. Техническое обследование несущих конструкций дает оценку их состояния на текущий момент и позволяет выявить особенности работы в условиях эксплуатации и спрогнозировать их поведение в будущем.

Техническое обследование конструкций зданий и сооружений

Обследование конструкций и техническая экспертиза зданий подразумевает оценку технического состояния зданий и сооружений, оценку несущей способности строительных конструкций с использованием аналитических и численных методов расчета, неразрушающих методов обследования и разработку технической документации по результатам проведенной экспертизы.


Работы выполняемые при техническом обследовании:

  • техническое обследование фундаментов сооружений;
  • техническое обследование стен;
  • техническое обследование перекрытий;
  • техническое обследование кровли;
  • техническое обследование колонн;
  • техническое обследование железобетонных конструкций;
  • техническое обследование металлоконструкций.

Обследование несущих конструкций начинается с ознакомления с технической документацией, паспортами и сертификатами на материалы и визуальным и детальным обследованием конструкций.
В процессе детального обследования производятся испытание строительных конструкций неразрушающими методами. Испытания конструкций позволяют выявить причины появления дефектов, в период эксплуатации, которые проявляются в снижении прочности материалов, коррозии металлоконструкций и других повреждениях.

Схема разработки исходно-разрешительной документации в г. Москва


Перечень исходно-разрешительной документации и согласования проектно-сметной документации

(В соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса РФ, Постановления Правительства РФ №145 от 05.03.2007, Постановления Правительства РФ №87 от 16.02.2008г проектная документация должна содержать следующие исходно-разрешительные документы согласно таблице, приведенной ниже)

1. Исходные данные (при отсутствии утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке Градостроительного плана земельного участка) Перечень исходных данных, предоставляемых Заказчиком (согласно заданию на проектирования, договора)

1.1. Задание на проектирование, согласованное заказчиком и утвержденное инвестором (для бюджета Московской области – согласованное ГУ МО "Мособлгосэкспертиза") – представляется в обязательном порядке, также и в случае утвержденного градостроительного плана.
1.2. Договор аренды земельного участка.
1.3. Свидетельство на право собственности.
1.4. Договор купли-продажи.
1.5. Кадастровый план участка.
1.6. Инвестиционный контракт (копия).
1.7. Лицензии/допуск СРО сторонних подрядных организаций

Перечень исходных данных, предоставляемых Администрацией муниципального образования

1.8. Акт выбора земельного участка под размещение объекта строительства/протокол о результатах аукциона.
1.9. Акт выбора трасс (для линейных объектов, в т.ч. внеплощадочных сетей объектов).
1.10. Проект границ земельного участка.
1.11. Ситуационный план земельного участка/выкопировка из генплана ранее утвержденной градостроительной документации в соответствии с п. 2.12 АПЗ, заверенная гл.архитектором района (города) в соответствии с ТСН.
1.12. Постановление Администрации муниципального образования о предварительном согласовании места размещения объекта строительства/реконструкции.
1.13. Постановление Администрации муниципального образования об утверждении акта выбора и проекта границ земельного участка под строительство.
1.14. Решение Администрации области (города, района) о размещении, проектировании, строительстве данного объекта.
1.15. Распоряжение Главы города муниципального образования о сборе исходных данных и технических условий для разработки проектно-сметной документации на строительство объектов (муниципальные).
1.16. Акт обследования земельного участка под размещение объекта строительства.
1.17. Акт технического обследования участка под размещение объекта строительства.
1.18. Решение администрации о сносе строений/зелёных насаждений.

Перечень документов и проектных материалов проектов планировки территории, предоставляемых Заказчиком/Проектировщиком на рассмотрение в Градостроительный Совет при Главном архитекторе Московской области

(в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 19.06.2006 г. №536/23 «Об утверждении состава и содержания проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования МО и на основании документов территориального планирования муниципальных образований Московской области»).

1.19. Градостроительная проработка размещения объекта.
1.20. Градостроительное заключение размещения объекта (форма 4,8).
1.21. Согласования заинтересованных служб района по выбору земельного участка.
1.22. Выписка из протокола Межведомственной комиссии по размещению объекта (при необходимости).
1.23. Письмо института ГУП МО «НИиПИ градостроительства» по размещению объекта.
1.24. Письмо Главархитектуры МО по размещению объекта.
1.25. Постановление администрации муниципального образования на проектирование.
1.26. АПЗ выданное главным архитектором муниципального образования и утвержденное Главным архитектором Московской области на проект строительства и проект планировки (выданное ранее 2009г.).
1.27. Материалы проведения общественных слушаний (постановление главы муниципального образования о назначении проведения общественных слушаний, копия газеты, протокол общественных слушаний, заключение – результат общественных слушаний).
1.28. Постановление администрации муниципального образования на разработку проекта планировки.
1.29. Задание на разработку проекта планировки, согласованное с Главархитектурой МО и утвержденного администрацией муниципального образования.
1.30. Постановление администрации муниципального образования об утверждении проекта планировки.
1.31. Технические условия (при необходимости).
1.32. Согласования и заключения по проекту служб государственного надзора и контроля в установленном порядке (министерство культуры, комитета по социальной защите, ГИБДД, МОБВУ и т.д., а также организаций, указанных в АПЗ).

Перечень исходно-разрешительной документации, представляемой Заказчиком/Проектировщиком на рассмотрение в Градостроительном Совете при Главном архитекторе Московской области.

1.33. Градостроительная проработка размещения объекта.
1.34. Письмо Главархитектуры по выбору участка.
1.35. Выписка из протокола Межведомственной комиссии (при необходимости).
1.36. Постановление администрации муниципального образования об утверждении ранее разработанной градостроительной документации, обосновывающей размещение объекта строительства.
1.37. Выкопировка из генплана ранее утвержденной градостроительной документации в соответствии с п. 2.12 АПЗ, заверенная гл.архитектором района (города) в соответствии с ТСН.

Перечень исходных данных по инженерно-техническому обеспечению, предоставляемых энергоснабжающими организациями по запросу Заказчика/Проектировщика.

1.38. Технические условия на подключение к сетям водоснабжения
1.39. Технические условия на подключение к сетям водоотведения (х/быт, ливневая канализация)
1.40. Технические условия на подключение к сетям теплоснабжения
1.41. Технические условия на подключение к сетям электроснабжения
1.42. Технические условия на организацию учета электропотребления (ОАО «Мосэнергосбыт»).
1.43. Технические условия на подключение к сетям связи (телеф./радиоф./диспетчер / ТВ)
1.44. Технические условия на подключение к системам видеонаблюдения, охранной сигнализации
1.45. Технические условия по инженерно-техническому обеспечению на период строительства для разработки раздела ПОС.
- ТУ на подключение к сетям электроснабжения;
- ТУ подключение к сетям водоснабжения, водоотведения;
- ТУ на слаботочные сети;
- ТУ на подключение к сетям теплоснабжения (при необходимости).
1.46. Разрешение на присоединение трансформаторной мощности (Заказчик).
1.47. Разрешение на отпуск газа (для котельной):
- письмо министерства ЖКХ МО «О согласовании строительства котельной»
- письмо ООО «Мострансгаз»
- письмо ООО «Мосрегионгаз»
- письмо ОАО «Газпром»
- письмо Топливно-энергетического комитета МО «О разрешении использования газа».
1.48. Технические условия на присоединение к дорожной / ж/д сети.
1.49. Технические условия на вынос инж. коммуникаций / сервитуты /(при необходимости).
1.50. Технические условия на разработку раздела ИТМ ГО ЧС, выданные Главным управлением МЧС России по МО. Приложение к техническим условиям: перечень исходных данных для разработки раздела ИТМ ГО ЧС и предупреждения ЧС природного и техногенного характера.
1.51. Специальные ТУ на проектирование объекта, утвержденные Росстроем (при отсутствии / отступлении от норм проектирования).
1.52. Утвержденный Роспотребнадзором проект сокращения СЗЗ.
1.53. Анализ исходной воды (для котельной / ВЗУ).

Материалы инженерных изысканий предоставляемых Заказчиком или разрабатываются Проектировщиком.

2. Согласования проектно-сметной документации:

2.1. Заказчиком.
2.2. Главным архитектором города (района)
2.4. Эксплуатирующей организацией на технологические разделы проекта
2.5. Эксплуатир. организациями, если требование содержится в технических условиях:
Водоканал / Газовый трест / Тепловые сети / Электрические сети / Телефон и радиофикация
2.6. Согласование сводного плана инженерных сетей со всеми заинтересованными организациями (в т.ч. с собственниками земельных участков, по которым проходят инженерные сети)
2.7. ГИБДД р-н / ГИБДД МО / ГИБДД РФ
2.8. Согласование с ГИБДД района, города (при примыкании проектируемых подъездных дорог к существующим)
2.9. Согласование с ГИБДД области (при примыкании проектируемых подъездных дорог к существующим)
2.10. РДУ / Мосавтодор / ФУАД "ЦР"
2.11. КСпН/ОМТУ ЦР ВТ / старшим авиационным начальником аэродрома
2.12. Мособлводхоз/рыбвод/МОБВУ
2.13. Геоцентр - Москва
2.14. Согласование проектных решений при размещении объекта в охранной зоне коммуникаций (МОЭСК, Мособлгаз, Ростелеком)
2.15. Министерство культуры МО / Росохранкультуры РФ
2.16. Комитетом социальной защиты
2.17. Протокол-согласование коллегии Минмособлстроя по повышенной этажности жилых зданий (выше 17-ти этажей)
2.18. Согласование проекта СЗЗ в установленном порядке (при необходимости)
2.19. Согласование разделов проекта с Роспотребнадзором (при необходимости)
2.20. Согласование разделов проекта с Ростехнадзором
2.21. Согласование Управлением архитектуры и градостроительства МО
2.22. Сопровождение экспертизы проекта в ГУ МО «Мособлгосэкспертиза»
2.23. Получение разрешения на строительство в местных органах власти

3.Стоимость ПИР – проектно-изыскательских работ (сметы)

Справочная литература

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 05.04.2013);
  • Интернет

Владислав КАПЛАН
ООО «Файюм»

Реконструкция, расширение или возведение нового помещения давно престали быть уделом исключительно строительных фирм. Многие организации производят строительно-монтажные работы хозяйственным способом. Закон говорит по этому вопросу много и путано, а между тем несоблюдение его требований может вылиться в массу неприятностей.

Виды работ

Прежде всего: что следует понимать под строительно-монтажными работами? Перечень их содержится в Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству (утв. постановлением Госкомстата России от 03.10.96 № 123).

К строительным работам, в частности, относятся:

  • работы по возведению, расширению и реконструкции постоянных и временных (титульных) зданий и сооружений и связанные с ними работы по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций, работы по устройству и разработке подкрановых путей для башенных и других кранов;
  • работы по сооружению внешних и внутренних сетей водоснабжения, канализации, теплофикации, газификации и энергоснабжения, возведение установок (сооружений) по охране окружающей среды от загрязнений;
  • работы по установке санитарно-технического оборудования (включая стоимость этого оборудования);
  • работы по освоению участков, по подготовке и планировке территорий строительства, включая намыв территории и связанные с этим снос строений, вырубку леса, корчевание пней, осушение, вертикальную планировку и т. д.;
  • затраты, связанные с управлением и производством строительных работ и включаемые в их стоимость;
  • затраты, связанные с командированием работников для выполнения строительных, монтажных и специальных работ;
  • затраты на ремонтно-строительные работы, проводимые в соответствии с проектно-сметной документацией (с рабочими чертежами и сметами на отдельные объекты и виды работ).
Прочие виды строительных работ и затрат указаны предусмотрены в строительных нормах и правилах. К строительным работам относятся также работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства.

Подряд или хозспособ?

Сначала необходимо определить способ строительства:

  • подрядный способ - с привлечением строительной организации;
  • хозяйственный способ. Организация выполняет строительные работы для собственных нужд собственными силами без привлечения специализированных подрядных строительно-монтажных организаций;
  • смешанный способ. При этом часть работ организация производит своими силами, а для некоторых видов работ привлекает специалистов со стороны.
Важно правильно определить способ строительства - от этого зависит и документальное оформление, и порядок бухгалтерского и налогового учета затрат. Вот основные три вопроса, ответив на которые, можно различить, какой способ имеет место.

Вопрос № 1: самостоятельно ли осуществляются строительно-монтажные работы? При хозяйственном способе строительно-монтажные работы осуществляются организацией самостоятельно без привлечения подрядчика. При подрядном способе строительно-монтажные работы производятся специализированной подрядной организацией.

Вопрос № 2: заключается ли договор? При хозяйственном способе договорные отношения между структурными подразделениями организации отсутствуют, при подрядном способе заключается договор строительного подряда.

Вопрос № 3: для чего осуществляются строительно-монтажные работы? При хозяйственном способе они осуществляются для собственных нужд. При подрядном способе строительно-монтажные работы являются предметом деятельности подрядной организации и осуществляются в первую очередь для других организаций и в меньшей мере - для собственного потребления.

Внимание: к работам, выполненным хозяйственным способом, не относятся отдельные объемы работ, выполненные подрядными организациями, при осуществлении стройки в целом хозяйственным способом.

Нужна ли лицензия?

Строительство хозспособом предваряет целый ряд мероприятий:

  • создается производственная база;
  • приобретается или арендуется инструмент, машины и механизмы;
  • приобретаются стройматериалы, конструкции, детали;
  • разрабатывается и утверждается проектно-сметная документация и т. д.
Должно быть создано подразделение, которое будет непосредственно заниматься строительством. И оно должно иметь лицензию.

Лицензия нужна не только для осуществления функций заказчика-застройщика, но и для непосредственного выполнения строительно-монтажных работ. В законе о лицензировании вы не найдете этого вида деятельности.

Выполнение функций заказчика-застройщика отнесено к лицензируемой деятельности Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений (утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.02 № 174). Однако при рассмотрении иска о признании незаконным указанного положения Верховный Суд РФ решением от 02.10.03 № ГКПИ 03-1073 отказал в признании недействующим данного положения в части включения в состав лицензируемого вида деятельности выполнение функций заказчика-застройщика. Кассационная инстанция оставила данное решение без изменения (определение от 25.12.03 № КАС 03-603).

Не забудьте разрешение

В соответствии со статьей 222 ГК РФ строительство объектов недвижимости:

  • без специального на то разрешения;
  • на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом;
  • с грубым нарушением градостроительных и строительных норм и правил
является самовольной постройкой.

При наличии хотя бы одного из трех вышеуказанных признаков строение, сооружение или иная недвижимость будут признаны возведенными самовольно, что влечет за собой ряд неблагоприятных последствий.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой (продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки). Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Постройка в любом случае будет подлежать сносу, если она нарушает права и законные интересы других лиц либо создает угрозу для жизни и здоровья граждан.

Есть два случая, когда возможно принятие судом решения о признании права собственности на самовольную постройку:

  • за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что этот участок будет в установленном порядке предоставлен ему под возведенную постройку;
  • за лицом, в собственности (пожизненном наследуемом владении или пользовании) которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Статья 9.5 КоАП РФ устанавливает, что строительство объектов недвижимости без разрешения влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан - от 3 до 5 МРОТ;
  • на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ;
  • на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.
Разрешение на строительство объектов недвижимости выдается органами местного самоуправления на основании документации, подготовленной органами архитектуры и градостроительства. Как правило, такие разрешения выдаются в месячный срок со дня письменного обращения и при наличии следующих документов:
  • заявления заинтересованного физического или юридического лица;
  • документов, удостоверяющих право лица на земельный участок;
  • предполагаемых сроков начала строительства;
  • утвержденной проектной документации.
Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления. Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях:
  • несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка;
  • несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.
Решение органа местного самоуправления о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано в суд.

Выдача разрешения на строительство не требуется, если изменения объектов капитального строительства и (или) их частей не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

При переходе прав собственности на объекты недвижимости действие разрешения на строительство сохраняется, но подлежит повторной регистрации на нового собственника.

Разрешение на выполнение работ

Кроме разрешения на строительство и лицензии на выполнение строительных работ необходимо получить также разрешение на выполнение строительно-монтажных работ.

Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается заказчику на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве данного объекта (п. 2 Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ; утв. приказом Минстроя России от 03.06.92 № 131)

Разрешение выдается органами архитектуры и градостроительства и подразделяются на два вида:

  • разрешение на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту;
  • разрешение на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ - подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов.
Срок действия разрешения устанавливается инспекцией органов архитектуры и градостроительства исходя из периода времени, необходимого для строительства объекта или выполнения отдельных видов работ. По истечении срока действия разрешения заказчик обязан продлить его в инспекции в недельный срок.

Разрешение подлежит продлению также в случае, если в течение одного года со дня выдачи разрешения выполнение строительно-монтажных работ по объекту не началось.

При передаче права на строительство объекта другому инвестору, изменении организационно-правовой формы предприятия-заказчика или передаче подряда на строительство другой строительной организации разрешение подлежит перерегистрации в инспекции в трехнедельный срок.

Для получения разрешения на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту заказчик представляет в инспекцию Госархстройнадзора следующие документы и материалы:

  • заявление на получение разрешения;
  • лицензии на право выполнения строительно-монтажных и проектных работ по данному типу объектов;
  • проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также генеральный план участка строительства;
  • заключения экологической и государственной вневедомственной экспертизы и распорядительный документ об утверждении проектной документации;
  • стройгенплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными организациями;
  • копию Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;
  • приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объекта лиц, осуществляющих технический надзор, авторский надзор, ответственного производителя работ;
  • прошнурованный журнал работ.

Проектно-сметная документация

Проектно-сметная документация при строительстве хозспособом оформляется так же, как и при строительстве подрядным способом. Готовить ее должна специализированная проектная организацич. Разработка такой документации нестроительной организацией, осуществляющей строительство, возможна только в том случае, если в штате у нее есть необходимое количество специалистов - инженеров, проектировщиков, сметчиков и т. п., а также имеется лицензия на проектирование зданий и сооружений.

Сметная документация составляется в установленном порядке независимо от метода осуществления строительства - подрядным или хозяйственным способом. Цена строительных работ определяется на основании сметы (ст. 743 ГК РФ). Смета представляет собой перечень работ с указанием их стоимости и единиц измерения объемов работ.

Цена выполняемых работ может состоять из двух частей:

Такой способ определения цены позволяет производить расчет без каких-либо дополнительных согласований сторон при подрядном строительстве.

С 9 марта 2004 года введена в действие Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (по заключению Минюста России не нуждается в государственной регистрации; письмо Минюста России от 10.03.04 № 07/2699-ЮД). Методика рекомендует для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составлять следующую документацию (п. 3.23):

  • в составе проекта (рабочего проекта):
  • сводку затрат (при необходимости);
  • сводный сметный расчет стоимости строительства (ремонта);
  • объектные и локальные сметные расчеты;
  • сметные расчеты на отдельные виды затрат;
  • в составе рабочей документации - объектные и локальные сметы.
В этой методике документе приведены также формы этих документов.

(Следует отметить, что в соответствии с поручением Правительства РФ от 27.11.03 № ВЯ-П10-14161 положения, приведенные в этой методике, распространяются на все предприятия строительного комплекса РФ вне зависимости от источников финансирования)

Проектно-сметная документация утверждается руководителем организации, осуществляющей строительство.

Окончание строительства и незавершенка

По окончании строительства организация определяет инвентарную стоимость объекта в размере фактических затрат по его возведению. К законченному строительству относятся принятые в эксплуатацию объекты основных средств, приемка которых оформлена в установленном порядке.

Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14) - это документ по приемке и вводу законченного строительством объекта и зачисления его в состав основных средств (включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение). Данный акт приемки является также основанием для окончательной оплаты всех выполненных работ по договору подряда.

Акт составляется и подписывается представителями исполнителя работ, руководителем организации, а также членами приемочной комиссии. В состав приемочной комиссии должны входить представители органов:

  • государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • экологического надзора;
  • пожарного надзора;
  • государственного архитектурно-строительного надзора;
  • генерального проектировщика, а также представители других заинтересованных организаций.
Законченные строительством здания и сооружения, установленное оборудование, законченные работы по реконструкции объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке, зачисляются в состав основных средств на основании акта приемки-передачи основных средств (типовая форма № ОС-1).

К акту приемки законченного строительством объекта должна быть приложена следующая документация:

  • перечень организаций, участвующих в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ, фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за их выполнение, и данных о наличии соответствующих лицензий;
  • комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам, сделанными лицами, ответственными за строительство;
  • сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и изделий, применяемых при производстве строительно-монтажных работ;
  • акты об освидетельствовании скрытых работ и акты промежуточной приемки отдельных ответственных конструкций и узлов (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций и т. п.);
  • акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования;
  • акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств, а также об испытаниях сварных соединений;
  • акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;
  • акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;
  • акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрывопожаробезопасность и молниезащиту;
  • журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.
Кроме того, при приемке объекта в наличии у заказчика должна быть следующая документация:
  • разрешение на производство строительно-монтажных работ;
  • утвержденный проект;
  • документы об отводе земельных участков;
  • документы на специальное водопользование;
  • документы о геологии и гидрологии строительной площадки, о результатах испытаний грунта и анализах грунтовых вод, данные о результатах микросейсморайонирования и экологических изысканиях;
  • паспорта на установленное оборудование;
  • заключения органов государственного надзора о соответствии завершенного строительством объекта законодательству, действующим стандартам, нормам и правилам.