Налоги для государства то же. Значение налогообложения для государства

Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости и значении налогов для государственной финансовой системы. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.

Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» определяет общие принципы построения налоговой системы в РФ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом, она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим, обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др.

Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Налоги вводятся законами, каждый из которых должен конкретизировать следующие элементы налога:

Объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению.

Субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо.

Источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог.

Ставка налога - величина налога с единицы объекта налога.

Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону. Объектами налогообложения, являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами".

"По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, законодательными актами, следующие льготы:

Ø необлагаемый минимум объекта налога;

Ø изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

Ø освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

Ø понижение налоговых ставок;

Ø вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

Ø целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

Ø прочие налоговые льготы".

В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

1.Кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп, и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2.На основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход, примером может служить налог на прибыль.

3.У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо, т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.


| 2 | | | | | | | | | |

Эссе по обществознанию

Социология, социальная психология

«Кто хочет сдвинуть мир, тот пусть сдвинет себя» (Сократ).

Сдвинуть мир с мертвой точки получится только тогда, когда сможешь заставить двигаться самого себя. Данная мысль относится к социальной сфере общественной жизни. Древнегреческий философ поднимает проблему критичного отношения к себе. Трудно не согласиться с данным изречением.

Для решения глобальных проблем, требующих участия мирового сообщества, необходимо начинать с самого себя. Прийти к этому факту возможно только обладая таким свойством психической деятельности, как критичность. Так что же такое критичность? Критичность – умение осознавать собственные ошибки, анализировать свои мысли, способность подвергать их всесторонней редакции. Безусловно, данное качество является положительным, имея которое становится значительно проще взаимодействовать в любом цивилизованном обществе.

Я считаю, что только в меру критичный человек может быть полезен обществу. В истории нашей страны есть замечательный пример такой личности. Помимо всего прочего, этот человек наиболее сильно импонирует мне среди всех государственных деятелей России. Это первый Император Всероссийский Петр I Великий. Именно благодаря его критичности Россия шагнула на несколько ступеней выше на лестнице мирового политического первенства. Он критиковал российский народ, но не путем гнобления, репрессий или прочих неприятных процедур, а путем проведения своих великих реформ, которые значительно улучшили жизнь простых граждан. В деятельности Петра присутствовала и определенная доля самокритичности. Он организовывал посольства в Европу с целью получения знаний и опыта, иногда они были неофициальными, и ему приходилось представать простым рабочим-кораблестроителем.

Однако пока мы молоды мы не так часто обращаем внимание на сказанные невзначай слова, которые могут серьезно обидеть человека. Но коснись подобная ситуация нас, мы не спешим понять, что это была всего лишь шутка, а не упрек со злым умыслом. Становится понятно, что абстрактный индивид, описанный мной, является не самокритичным человеком, а наоборот, любит критиковать окружающих. Про таких говорят: «В чужом глазу соломинку увидел, в своих – бревна не замечает!». Плохо, когда такой человек – твой друг, куда хуже, если этот человек – твой начальник.

Таким образом, можно сделать вывод, что для совершения «больших» поступков, решения глобальных проблем, нужно, прежде всего, быть требовательным к самому себе. И тогда любая самая тяжелая проблема сможет разрешиться гораздо быстрее и легче, чем вам кажется.

«Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море, чтоб наконец потопить его». Эти слова, принадлежащие русской императрице Екатерине Второй, очень точно отображают смысл деятельности налоговых органов, которые этими «парусами» и управляют.

Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по Тамбовской области одно из звеньев единой централизованной системы налоговых органов. В результате ее работы за девять месяцев 2011 года поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 1 млрд 101 млн руб. Из них 74 % поступления в областной бюджет, 22 % - в консолидированные бюджеты районов, 4 % - в федеральный бюджет. При этом налоговые поступления обеспечивают более 60 % доходов районных бюджетов. Рост поступлений по сравнению с уровнем прошлого года составил 31 %.

Динамично снижается совокупная задолженность перед бюджетами всех уровней. С начала года размер ее снизился на 35 млн руб., или на 14,1 %.
По существующей методике оценки деятельности налоговых органов инспекция занимает лидирующие позиции в регионе.

В ноябре 2008 года инспекция въехала в современное благоустроенное здание, оборудованное по последнему слову техники. В просторном операционном зале с информационным табло и «гостевым» компьютером налогоплательщики имеют возможность получить интересующую их информацию.

Гордость инспекции - телекоммуникационный узел «Последняя миля». С помощью оптико-волоконного кабеля он обеспечивает связь как внутри ведомства, так и с налогоплательщиками.

«Несмотря на то, что наш коллектив постоянно обновляется молодыми кадрами, - говорит и. о. начальника инспекции Н.С. Киселева, - мы в полном объеме выполняем поставленные задачи по пополнению бюджетов всех уровней. В общениях с налогоплательщиками сотрудники проявляют не только свои профессиональные знания, но и уважение, тактичность, а порой и терпение. Ведь разобраться в Налоговом кодексе порой не под силу неподготовленному, далекому от мира финансов человеку. И мы прилагаем все усилия для создания комфортных условий для всех наших налогоплательщиков, так как знаем, что от их динамичного развития зависит не только пополнение государственной казны, но и решение всех приоритетных направлений в области образования, здравоохранения, социальной сферы.

И конечно, поставленных целей и задач невозможно было бы добиться без четкой и слаженной работы коллектива инспекции, без таких наставников молодежи как Дмитрий Игоревич Хаустович, Валентина Николаевна Долгова, Нина Александровна Бубнова, Надежда Александровна Кузьмина.

Поздравляю моих коллег с профессиональным праздником, желаю им всего доброго, успехов в нелегком и очень важном для государства деле».

Сегодня в инспекции работают 82 государственных гражданских служащих, из них 68 женщин, 16 молодых специалистов. Все сотрудники инспекции имеют высшее образование, 79 человек - классные чины, двое - ученую степень кандидата экономических наук. Более 70 % сотрудников - выпускники МичГАУ.

Одна из них - Ольга Валерьевна Кобарженкова, главный государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок. Обучалась на кафедре «Финансы и кредит» МичГАУ по специализации «Налоги и налогообложение». В 2001 году проходила в инспекции преддипломную практику, да так и осталась здесь работать.

Отдел занимается проверкой налоговой отчетности. Ольга Валерьевна отвечает за такой важный участок, как налог на добавленную стоимость. Общается с руководителями, бухгалтерами предприятий и учреждений, внимательно изучает поступающую документацию. В результате кропотливого труда, не выходя из кабинета, владеет разносторонней информацией о налогоплательщиках, включая адреса их местонахождения, родственные связи, полученные доходы, уплаченные налоги. По отзывам руководства инспекции, Кобарженкова - специалист высококвалифицированный, работник исполнительный и добросовестный.

«Отношение к налоговым органам в обществе неоднозначное, - говорит она, - хотя мы всего лишь исполнители действующих законов. Сталкиваемся и с непониманием вопросов, связанных с исчислением налогов, и с попытками уйти от налогообложения. Во всех случаях стараемся разговаривать с людьми, разъяснять, убеждать. Делать это корректно, с улыбкой, чтобы не обидеть человека. Это наш профессиональный долг. Считаю, что главное в работе - терпение, ответственность. И еще способность к самообразованию. В налоговом законодательстве происходит немало изменений, поэтому каждый день надо учиться, чтобы овладеть новыми знаниями».

Наталия Владимировна Донова - главный государственный налоговый инспектор отдела выездных налоговых проверок.

Родилась она в Первомайском районе, там же и работала после окончания Мичуринского плодоовощного института экономистом, главным бухгалтером в одном из хозяйств, затем - главным бухгалтером, заместителем начальника управления сельского хозяйства района, главным бухгалтером в автопредприятии. В начале девяностых ее пригласили в налоговую инспекцию по Первомайскому району, которая в 2003 году вошла в состав Мичуринской инспекции.

Опытный специалист с большим стажем, Н.В. Донова прекрасно разбирается во всех тонкостях бухгалтерского дела. Хорошее знание бухгалтерского учета помогает ей успешно проводить проверку правильности исчисления налогов и сборов.

«За девять месяцев текущего года, - говорит начальник отдела Надежда Александровна Кузьмина, - Наталией Владимировной проведено восемь проверок, в ходе которых были выявлены различные нарушения налогового законодательства. В результате грамотных действий налогового инспектора государству возвращено девятнадцать миллионов рублей. Наталия Владимировна не только компетентный, добросовестный сотрудник, профессионал своего дела. Она всегда готова прийти на помощь молодым коллегам, щедро делится с ними своим богатым опытом. А еще она доброжелательный, душевный человек».

Наталия Владимировна гордится дочкой Ольгой, которая пошла по ее стопам и работает бухгалтером на одном из предприятий Первомайского района, и внучками Юлей и Лизой. Каждый день возвращается она домой, в Первомайск, чтобы ранним утром следующего дня вновь спешить на любимую работу, в свой, как она сказала, родной коллектив, где со всеми у нее ровные, дружеские и уважительные отношения.

Задача ведущего специалиста-эксперта отдела учета и отчетности, урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Юлии Юрьевны Иншаковой - изыскать недоимку и урегулировать задолженность юридического лица.

«Если предприятие не платит налоги, - рассказывает она, - выставляем требования, инкассовые поручения, арестовываем расчетные счета, применяем взыскание задолженности с расчетного счета плательщика или за счет его имущества».

Юлия Юрьевна увлекается спортом. Это помогает поддерживать высокую работоспособность, быть всегда в форме. Более 20 лет занимается волейболом, имеет первый взрослый разряд по этому виду спорта. В нынешнем году участвовала в ведомственных соревнованиях по волейболу, которые проводились между командами налоговых инспекций ЦФО.

«В нашем коллективе, - говорит она, - много молодежи, так что спорт у нас в почете. По итогам шестой зимней спартакиады работников налоговых органов команда инспекции заняла третье место. Проводятся дни здоровья. Любимый вид отдыха - паломнический туризм. Участвуем в смотрах-конкурсах художественной самодеятельности».

Игорь Вячеславович Полунин, заместитель начальника отдела работы с налогоплательщиками, пришел в инспекцию в 1991 году, когда она только начинала делать первые шаги. Ни у кого из сотрудников не было в то время специального образования и соответствующего опыта, не считая тех, кто работал раньше в райфинотделах. За плечами у Игоря Вячеславовича была сельскохозяйственная академия, где он получил специальность агронома-плодоовощевода, четыре года работы в Мичуринском райкоме ВЛКСМ. Когда после расформирования райкома он оказался в числе безработных, бывший начальник районной налоговой инспекции Т.Ф. Лишиленко предложила ему попробовать свои силы в новом деле. Они не раз встречались на районных мероприятиях, и Татьяна Федоровна по достоинству оценила деловые качества молодежного лидера.

«Непростое было время, - вспоминает Игорь Вячеславович. - Приходилось на практике, в процессе работы, осваивать азы налоговой службы. Со временем получил второе высшее образование по специальности «Финансы и кредит». Все, кто пришел тогда в инспекцию, помогали друг другу, учились у опытных специалистов».

Начинал Игорь Вячеславович с должности инспектора отдела налогообложения физических лиц, затем был назначен главным государственным инспектором этого отдела. В 2002 году был переведен заместителем начальника в новый отдел работы с налогоплательщиками и затем в течение пяти лет возглавлял его.

В функции сотрудников отдела входит принять от налогоплательщика всю отчетность, декларации, ответить на интересующие вопросы, дать разъяснения по нормам законодательства при личном общении, по справочному телефону или в письменном виде, а также организация и проведение семинаров, взаимодействие со СМИ, работа с налогоплательщиками через Интернет.

Профессия, считает Игорь Вячеславович, накладывает свой отпечаток на характер человека.

«Мы находимся на государственной службе, - говорит он, - поэтому у нас есть ряд ограничений. Например, нельзя заниматься предпринимательством. Совместительство разрешено только в том случае, если оно связано с педагогической или творческой деятельностью. Необходимые качества - ответственность и умение держать себя в определенных рамках, ведь мы общаемся с людьми и обязаны быть предельно вежливыми, доброжелательными. Двадцать лет моей жизни, связанные с профессиональной деятельностью в налоговых органах, прошли не зря. Многому научился у своих коллег».

Свою работу сотрудники инспекции называют рутинной. Узнав, что о них будут писать в газете, с трудом идут на контакт, объясняя, что никакие они не герои: мол, в Космос не летаем, из горящего дома людей не спасаем. Что ж, скромность украшает человека. И все же каждый день выполняя незаметную на первый взгляд работу, они прекрасно понимают, что делают большое и важное дело государственного масштаба. Это осознание помогает им преодолевать «нелюбовь» налогоплательщиков и находить пути решения многих сложных задач.

«Налоги для государства - то же, что паруса для корабля»

Екатерина II Великая Российская императрица с 1762 года

В целях повышения налоговой грамотности учащихся общеобразовательных учреждений республики налоговая служба проводит в школах республики ежегодную, традиционную акцию «Неделя налоговых знаний».

Каждый грамотный человек должен знать о том, как возникли налоги, как люди постепенно учились устанавливать налоги разумно, а самое главное - о том, как сегодня устроена налоговая система России. А значит, о том, с какими налогами и сборами вы столкнетесь завтра в своей взрослой жизни и как вести себя в мире налогообложения наиболее разумно, не нарушая законов, но и экономя свои деньги.

Мы надеемся, что знакомство с миром налогов будет для вас не только полезным, но и интересным.

Во всем мире люди относятся к проблемам налогообложения очень внимательно, и мировая история полна свидетельств того, как неверные налоговые решения разрушали государства или строили карьеры популярным до того политикам. Можно в этой связи вспомнить о роли налоговых ошибок в возникновении войны за независимость от Великобритании ее североамериканских колоний, войны, итогом которой стала потеря этих колоний и возникновение США. Богата налоговыми ошибками и российская история. Один из примеров - знаменитый «Соляной» бунт 1643 г.г порожденный введением акцизного налога на соль.

Налоги - один из самых древних атрибутов государства. Но несмотря на то, что опыт управления налоговой деятельностью огромен и описан во множестве книг, каждой стране приходится вновь выстраивать самую удобную для себя систему налогов. Причина проста,- наряду с общими принципами налогообложения, обнаруженными, осмысленными и отшлифованными экономической наукой, существуют и особые условия каждой страны, определяемые состоянием., ее хозяйства,: уровнем благосостояния граждан и даже спецификой национальной, психологии и культуры. И все это государство должно учитывать, строя систему налогообложения.

Вопросы налогообложения всегда находятся в, центре политических дискуссий, и, граждане оказываются вовлеченными в них, когда им приходится решать, за кого из политиков голосовать на выборах. А самое главное- каждый гражданин, даже если он далек от политики, сталкивается с налогами каждый день, совершая покупки и оплачивая их цену с учетом налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а иногда еще и акцизов, а менеджеры или предприниматели занимаются ими по роду занятий.

Нарушение налоговых правил - вещь весьма опасная, так как любое, государство строго наказывает тех, кто по злому умыслу или по незнанию лишил его доходов, не уплатив соответствующий налог. Но, с другой стороны, в системе налогообложения есть и такой приятный, элемент, как льготы, -их государство предоставляет для того, чтобы поощрить, граждан к осуществлению той иди иной деятель­ности. И человек, хорошо представляющий систему налоговых льгот, получает, законную. возможность платить налогов заметно меньше, чем человек, который с миром налогов не знаком.

Понятие о налогах и их типы.

Можно без большого преувеличения сказать, что налоги - основа существования государства и обойтись без них полностью сегодня не. может ни, одна страна мира, .даже Андорра.- крохотное европейское государство, расположенное между Испанией и Францией (его территория.составляет 453 кв. км), знаменитое своим минимальным; уровнем налогообложения. Граждане Андорры все же раз в 2 года обязаны производить небольшую выплату в пользу епископа Ургельского и президента Франции. Первый получает от каждого андоррца 460 песет, 12 окороков ветчины,12 цыплят»и 12.,головок, сыра. Второму полагается вносить плату в размере, установленном в глубокой древности и составляющем,960 франков (примерно 174 доллара США).

Во всех остальных странах мира налоги значительно больше, и относятся к, ним правительства чрезвычайно серьезно (недаром в большинстве цивилизованных стран за.неуплату.налогов людей отправляют в тюрьму, так же, как и за грабежи.

Но что же это такое-налоги?

Знаменитый дореволюционный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона предлагал такой ответ на этот вопрос: «Налоги - принудительные периодические платежи граждан из их имуществ и доходов, идущие на нужды государственные и общественные и установленные в законодательном порядке». Это определение не устарело и по сей день, поскольку и фиксирует основные признаки большинства налогов:

1) налог - это часть доходов, получаемых гражданами или предприятиями, либо часть принадлежащего им имущества (например, собственности, полученной в наследство);

2) налог - выплата периодическая, осуществляемая либо раз в год, либо чаще, например, ежемесячно при получении зарплаты;

3) налог - это выплата в пользу государства, которая осуществляется принудительно. И если человек или организация не платят налоги, предусмотренные законами страны, т.е. не исполняют свою обязанность, они будут наказаны;

4) налог - это платеж, размер и порядок уплаты которого определяются законами, принимаемыми высшими органами власти страны в соответствии с действующими в ней правилами политической жизни.

Отметим сразу, что налогообложение - один из древнейших элементов жизни общества, родившийся вместе с государством как таковым. Без налогообложения государство вообще существовать не может, хотя в некоторых случаях может обойтись без собственной армии и даже национальной валюты (такие страны можно найти и в современном мире, например, Мексика и некоторые другие государства Латинской Америки сейчас активно обсуждают возможность отказа от собственных денежных знаков и перехода к использованию в этом качестве доллара США) и даже перехода на евро).

Знакомясь с механизмами налогообложения, важно обратить внимание еще на два существенных обстоятельства.

Во-первых , сбор налогов может быть осуществлен различными способами. И выбор наилучшего способа - одна из сложнейших экономических проблем, которую каждой стране приходится решать самостоятельно. Причина, по которой возможность взимать налоги для любого государства важнее даже, чем возможность выпускать собственные деньги, проста - государство не может работать на общественных началах», т. е. бесплатно. Любая его деятельность требует денег, будь то охрана, границ, организация милиции или создание бесплатных школ для всех детей страны. Наконец, всю государственную работу ведут специально нанятые и обученные специалисты - государственные служащие, и им тоже надо платить, иначе никто на государство трудиться не пожелает.

Во-вторых , величина налогов зависит от того, какие задачи общество возлагает на государство. Чем серьезнее эти задачи, тем больше средств нужно государству для их решения и тем тяжелее будет в стране налоговое бремя. Именно с точки зрения этих двух проблем мы и попытаемся рассмотреть механизмы­ налогообложения и масштабы налоговых изъятий.

Механизм сбора налогов совершенствовался человечеством тысячелетиями. И хотя процесс этот до сих пор не завершен, все же в большинстве стран способы сбора налогов сегодня схожи.

Практически повсеместно применяются прямые налоги. Когда мы говорим о прямом налоге, то имеем в виду сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или организации (если они не имеют права на льготы по налогообложению). Размер этого сбора может зависеть от различных факторов, но чаще всего он устанавливается в зависимости от величины доходов или стоимости имущества, принадлежащего гражданину или организации.

Примером прямого налога может служить налог на доходы, который обязаны платить все граждане (подробный рассказ об этом налоге ждет нас впереди), или налог на прибыль, который обязаны платить все коммерческие организации.

Наряду с прямыми налогами в практику издавна вошли и косвенные налоги .

Косвенный налог предполагает изъятие средств у граждан и предприятий по иному принципу. Такого рода сбор в пользу государства производится с граждан или организаций только при осуществлении ими определенных действий, например покупке конкретного товара или услуги. Сегодня в России косвенными налогами являются сборы, включаемые в цены отдельных видов товаров (в частности, табачных, ювелирных и винно-водочных изделий).

Использование разнообразных налогов необходимо потому, что люди платить налоги хоть и не любят, но вынуждены, поскольку без этого невозможно обойтись. А раз так, то единственное, что остается, - стараться сделать механизм налогообложения как можно более гибким и, что не менее важно, справедливым, поскольку, как очень точно подметил знаменитый английский экономист и статистик сэр Уильям Петти (1623-1687), «то, что способно обозлить человека сильнее всего, - это обложение налогом большим, чем у соседей». Изучение логики поведения людей в сфере экономики позволило ученым-экономистам многое понять в том, как можно и нужно устанавливать налоги. Поэтому в любом обществе всегда остро обсуждалась проблема справедливости налогообложения. Эти споры привели к рождению двух теорий построения систем налогообложения. Первая теория называется «горизонтальная налоговая справедливость», а вторая - «вертикальная налоговая справедливость».

Горизонтальная налоговая справедливость (каждый из граждан отдает в качестве налога 1/2 своих доходов)

Сторонники первой теории полагают, что все граждане должны отдавать на нужды государства одинаковую долю своих доходов, т. е. участвовать в оплате расходов государства в равной мере. Например, на приведенном выше рисунке показано, что каждый из граждан участвует в оплате расходов государства в равной по отношению к собственным доходам мере: отдает в качестве налогов 1/2 своих доходов. При этом суммы налоговых выплат, конечно, различны, поскольку различны исходные суммы доходов.

Сторонники второй теории считают, что заставлять бедняков и богатых платить одинаковую долю своих доходов несправедливо: надо, чтобы богатые отдавали на нужды государства большую долю своих доходов, чем бедные. Именно такая система налогообложения показана на рисунке на с. 39.

Здесь гражданин с самым маленьким доходом (3 монеты) отдает в качестве налога 1/3 его, что составляет 1 монету. Гражданин с доходом в 6 монет отдает в качестве налога уже 50% полученных им денег, т.е. 3 монеты. Третий гражданин - с доходом в 9 монет - платит государству налог в размере 56% доходов, т.е. отдает 5 монет. И, наконец, самый богатый гражданин, получивший доход в 12 монет, отдает из него в качестве налогов 58%, т. е. 7 монет.

Какая из этих теорий самая правильная? Какая схема налогообложения самая справедливая? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя - в экономике, в отличие от математики, многое решается чисто политическими методами, т. е. зависит от того, как граждане данной страны понимают справедливость и какое устройство налоговой системы они согласны принять как наименее раздражающее. Более того, налоговая политика граничит с искусством дипломатии, так как она постоянно наталкивается на сопротивление людей, крайне неохотно расстающихся со своими заработками ради пополнения государственного бюджета. И если найти приемлемый компромисс интересов не удается, налогоплательщики пускаются во все тяжкие, стараясь укрыть свои доходы от государства. Недаром же история всех стран изобилует примерами хитроумной борьбы людей с налогами.

Например, в Англии в прошлом веке резонно решили, что богатство владельцев овечьих стад определяется числом овец. Но считать овец трудно, легче посчитать число собак, которые охраняют и ведут эти стада.

При этом очевидно, что, чем больше овец, тем больше надо и собак. Отсюда родилась идея ввести налог на владельцев овец, а сумму его сделать пропорциональной числу собак-сторожей. При этом в каче­стве единицы счета собак был предложен «собачий хвост».

Так родился «налог на хвосты рабочих собак», охранявших стада овец. В ответ владельцы овечьих стад стали отрезать (купировать) хвосты своим собакам, чтобы уйти от налогов (дескать, нет хвоста - не с чего и налог брать!). А потом английские пастухи вообще вывели породу собак без хвостов - бобтейлов, что в переводе с английского как раз и означает «куцый хвост».

Тысячелетняя история пошлин, сборов, податей позволила в конце концов сформулировать три основных варианта построения налоговых систем. Налоговые системы могут быть:

1. прогрессивными;

2. пропорциональными;

3. регрессивными.

Прогрессивная система налогообложения реализует идею вертикальной справедливости и соответственно представляет собой метод взимания налогов, при котором ставка налога (т. е. доля, отдаваемая государству) возрастает по мере роста величины облагаемого налогом дохода или, стоимости имущества. Прогрессивное налогообложение использовалось в России, например, при налогообложении личных доходов: до 2001 г. годовые доходы граждан до 50 тыс. руб. облагались подоходным налогом по ставке 12%, а свыше 50 тыс. руб. - уже по более высокой ставке Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю свода доходов, чем менее преуспевающие. Пропорциональная система налогообложения - метод взимания налогов, при котором используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.д.). Иными словами, такие налоги следуют идее горизонтальной справедливости. С 2001 г. пропорциональное налогообложение применяется в России, например по отношению к большинству доходов граждан: все они должны платить налог на доходы в размере 13% независимо от заработанной суммы.

Регрессивная система налогообложения - метод взимания налогов, при котором схема исчисления налогов построена зеркально по отношению к прогрессивной: в ней предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода иди имущества. Элементы регрессивности очень важны для разумного построения, например, схемы обложения личных доходов граждан. Так, в США ставка подоходного налога по мере роста доводов граждан сначала возрастает: 15%, 28%, 33%, а потом - для граждан с самыми высокими доходами - падает до уровня лишь 28%. И дело не в том, что самые богатые граждане имеют большее влияние на правительство и оно идет им навстречу, а в том, что самые богатые граждане имеют больше возможностей найти способны ухода от налога. Лучше установить им ставку налога по регрессивной схеме, но зато в сумме получить больше в бюджет, чем установить ставку очень высокую, но не получить ничего. В России регрессивная система налогообложения применяется с 2001 года при расчете единого социального налога.. Ставка ЕСН - 35,6%, но при условии, когда ежемесячная зарплата работающего превышает 2500 руб., она снижается до 20% Такая система стимулирует рост фонда заработной платы, способствуя росту поступления налога.

Каждая из систем налогообложения имеет свои достоинства и недостатки, и потому они часто используются в одной и той же стране параллельно, но при построении механизмов сбора, различных видов налогов. Это связано с тем, что практически все страны мира собирают доходы в свой бюджет с помощью не одного, а многих различных налогов.

Разнообразие типов налогов и схем их построения - итог многовекового развития государственного устройства и способов организации государственных финансов. Эта история весьма любопытна и позволяет многое понять в современном налогообложении.

Налоговые органы и требования, предъявляемые к их кадровому составу.

В Российской Федерации создана стройная структура налоговых органов - специальных государственных учреждений, наделенных полномочиями по контролю за уплатой налогов и сборов гражданами и организациями.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и её подразделения по всей стране.

Налоговые органы наделены широкими полномочиями. В частности, они вправе:


  • требовать от налогоплательщиков документы, связанные с исчислением и уплатой налогов проводить налоговые проверки и изымать при этом документы

  • вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений

  • приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков

  • осматривать любые используемые налогоплательщиком помещения

  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет расчетным путем взыскивать недоимки и штрафные санкции по налогам и сборам

  • предъявлять в суды иски о взыскании налоговых санкций, признании недействительной регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя; ликвидации организации.
На Федеральную налоговую службу возложена функция контроля над соблюдением налогового законодательства организациями и физическими лицами, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей.

Федеральная налоговая служба входит в состав Министерства Финансов Российской Федерации Система службы состоит из трех звеньев:


  • центральный аппарат - собственно Федеральная налоговая служба

  • управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации

  • инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления

  • инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.

Центральный аппарат Федеральной налоговой службы выполняет следующие организационные и управленческие функции:

Осуществляет общее руководство, контроль и координацию деятельности нижестоящих налоговых инспекций;

Издает инструкции, методические указания и другие нормативные, документы. Не реже одного раза в три года проводит ревизии нижестоящих инспекций. Получает, обобщает и анализирует налоговые отчеты нижестоящих налоговых инспекций и представляет Президенту и правительству доклады о ходе налоговых поступлений;

Осуществляет меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и компьютеризации работы налоговых инспекций.

Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации выполняют аналогичные функции по отношению к нижестоящим налоговым органам.

Инспекции Федеральной налоговой службы непосредственно осуществляет контрольную, работу на территории города или района:

1. ведут учет плательщиков налогов, учет платежей проводят проверки налогоплательщиков, контролируют своевременность представления ими бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций и других документов, связанных с исчислением платежей в бюджет проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли(дохода), иных объектов обложения и исчисления налогов;

2. применяют к налогоплательщикам финансовые санкции и административные штрафы за нарушение налогового законодательства; ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду налога), составляют и представляют вышестоящие налоговые органы налоговую отчетность, а в финансовые органы - ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и иных платежей в бюджет.

Поскольку Федеральная налоговая служба является вышестоящим органом для управлений и налоговых инспекций, ее указания для них подлежат беспрекословному исполнению. В то же время ни представительные органы власти субъектов Федерации, ни главы местной администрации не вправе давать налоговым органам руководящие указания, а также отменять или изменять принимаемые ими акты.

Лица, принятые на работу в налоговые органы, имеют особый правовой статус: они являются государственными служащими. При исполнении служебных обязанностей такие работники являются представителями государственной власти, действуют от ее имени (в пределах предоставленных им прав) и находятся под защитой государства. Лица, поступившие на государственную службу, не имеют права использовать ее в личных интересах.

Работникам налоговых органов могут быть присвоены классные чины. Присвоение каждого классного чина производится в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы.

В 2000 году у налоговиков появился свой профессиональный праздник. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о праздновании 21 ноября Дня работника налоговых органов.

Этот факт-свидетельство признания важности и значимости налоговой службы.

Налоговая служба Бурятии.

В нашей республике налоговая служба была создана Приказом Министра финансов «О выделении из состава аппарата Министерства финансов работников по государственным доходам» от 25 июня 1990 года. С этого дня начала свой самостоятельный путь Государственная налоговая инспекция по республике Бурятия. В первый год образования в ее структуре работал 271 человек, ими было обеспечено поступление в бюджет 722 млн. рублей. За прошедшие года налоговая служба Бурятии из Небольшого ведомства превратилась в мощную организацию, в составе которой трудятся специалисты высокой квалификации.

Результаты работы налоговой службы напрямую связаны с уровнем профессионализма ее работников. В налоговых инспекциях работают люди таких профессий, как экономисты, бухгалтеры, юристы. Кроме того, к налоговикам предъявляются такие требования, как коммуникабельность и уравновешенность, терпимость к чужим недостаткам, наблюдательность, творческий склад ума, умение анализировать, сопоставлять, обобщать, способность брать на себя ответственность, развитая устная и письменная речь. Вообще профессия налогового служащего - новая профессия. Обучение такой специальности ведется в Московской налоговой академии, Сибирской государственной академии госслужбы в г.Новосибирске, Иркутской государственной экономической академии, в Красноярском государственном университете и др. Подготовка таких специалистов в вузах России находится в стадии формирования. В Бурятии подготовка налоговых инспекторов ведется в торгово-экономическом колледже, в 2001 году введена специальность «Налоги и налогообложение» при ВСГТУ.

В предложенном высказывании Екатерина 2 Великая поднимает проблему грамотного построения в стране налоговой системы. Зачем налоги государству и какими они должны быть, для того чтобы оправдать свои положительные функции?

Екатерина 2 считает, что налоги призваны обеспечить нормальное развитие государства, но они не должны существовать в такой форме, при которой могли бы стать реальной угрозой существования или процветания той или иной страны.

Я согласна с мнением автора. Действительно, налоги – это важнейший механизм, позволяющий стабилизировать положение дел в государстве, однако только разумное построение налоговой системы может привести к положительным результатам.

Прежде чем приступить к доказательству собственной точки зрения, хотелось бы обратиться к теоретической стороне вопроса. В основу высказывания Екатерины 2 положено такое понятие, как налоги. Что же это такое? Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства. Однако налоги в государстве выплачиваются по определённой схеме, что в целом составляет систему налогообложения, то есть определённый законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти. Отвечая на вопрос о том, для чего нужны налоги государству, уместно вспомнить такие функции налогов, как фискальную, конкретно-учетную, распределительную и другие. Для того чтобы взимание налогов приносило действительную пользу государству, стимулировало его развитие, необходимо соблюдать принципы налогообложения, представляющие собой правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы. Среди них выделяют такие, как легитимность, всеобщность, справедливость, определённость и точность и другие. Наиболее важным мне представляется принцип эффективности налогообложения, суть которого состоит в том, что налоги не должны быть для населения настолько обременительными, чтобы это лишало государство последующих налоговых отчислений. Нарушение этого и некоторых других принципов способно держать государство «всегда в открытом море и…, наконец, потопить его».

Говоря о том, чем может грозить государству нерациональное построение налоговой системы, обратимся к примерам из истории России. Так, в 1648 году, во время правления Алексея Михайловича Романова, произошёл Соляной бунт. Правительство царя, желая наладить положение государственной казны, увеличить налоговые поступления, а вместе с тем и доходы государства, ввело косвенный налог на ввоз соли, из-за чего купцы резко повысили цены на этот товар. Вскоре налог был отменён, но государство решило взыскать задолженности за введённые ранее подати. Тяжесть налогового гнёта легла на население «чёрных» слобод. Вспыхнул бунт. Данный факт из истории говорит о том, что налоги, вводимые неразумно, не оправдывают стремления наладить положение государственного бюджета, увеличить его доходную часть. На практике подобные меры разжигают народное недовольство, подрывая тем самым устои государства и авторитет лиц, стоящих у власти.

Проблема роли налогов и организации государством их выплаты актуальна и на сегодняшний день. Обратимся, например, к налоговой политике, проводимой в Финляндии. В этом государстве налоги на доходы физических лиц составляют около 32%, а налоги на прибыль юридических лиц взимаются в размере 20%. То есть налоги в Финляндии достаточно высокие. Однако при этом страна развивается нормально. В списке ООН Финляндия стоит на первом месте по индексу счастья. А всё дело в правильном построении налоговой системы и в разумной в целом политике государства. Расходы государственного бюджета идут преимущественно на транспорт, здравоохранение, образование и иные социальные нужды. Это говорит о том, что хорошо налаженная система налогообложения в купе с разумной политикой тех, кто стоит у власти, способствуют процветанию государства и благополучию населения.

Таким образом, налоги – сложный и противоречивый по своим последствиям механизм, который способен оказать огромное влияние на положение дел в государстве. Отсюда следует сделать вывод о том, что если в государстве соблюдаются основные принципы налогообложения, а налоговая система построена грамотно, то налоги превращаются в мощную силу, которая может ввести государство «в гавань», то есть обеспечить его нормальное развитие и процветание.

Обновлено: 2018-03-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его» (Екатерина II Великая)