Кто в компании может проводить налоговую оптимизацию. Методы полностью легального бизнеса и оптимизации налогов

Налоговая оптимизация – это деятельность субъекта хозяйствования (организации), которая направлена на уменьшение налогового давления со стороны государства и его органов.

Другими словами, она является всесторонним и постоянным изучением законов и других нормативных актов, касающихся уплаты налогов, налоговых льгот и их анализа.

Зачем она нужна?

Разные условия деятельности и получения прибыли требуют совершенно отличных друг от друга подходов к формированию ставок налогообложения. Именно поэтому издаются уточнения или изменения этих важных государственных инструментов в виде постановлений правительства, законодательных актов и других нормативно-правовых документов. Это способствует увеличению вариантов уплаты налогов или получения льгот.

Специалист, занимающийся в организации оптимизацией налогов, рассматривает и просчитывает разные способы их уплаты по факту производственной деятельности или любой другой при условии законности последней.

Не всегда, как это принято думать у экономистов, минимальная налоговая ставка из существующих и возможных является самой оптимальной.

Чтобы «удержаться на плаву» любому предприятию нужен грамотный специалист по оптимизации налоговых платежей с развитой экономической интуицией, то есть пониманием внутренней сути течения бизнес-процессов. Он – гарантия успешной прибыльной деятельности не только в ближайшем будущем, но и в отдаленном.

Рассматриваемая оптимизация – часть более крупного понятия – финансового менеджмента, то есть сферы финансовых потоков компании. Она является обязательной частью работы любой успешной, перспективной, а также только развивающейся организации, чем бы та не занималась.

Варианты оптимизации налога на прибыль вы можете узнать из следующего видео:

Возможные методы и схемы

Налоговыми оптимизационными методами принято называть собранные в уникальную комбинацию отдельные методики и схемы, применимые для конкретного предприятия в настоящее время с учетом всех действующих правовых норм. Вся сложность выработки нужного метода сводится к составлению полезной «здесь и сейчас» схемы.

Какие требования нужно всегда соблюдать по отношению к такому финансовому (налоговому) планированию? Вот перечень основных универсальных критериев:

  • Эффективность . Нацеленность на результат, то есть на конкретную финансовую цель, в настоящем денежном выражении, то есть на долгую прибыльную работу компании. При такой постановке задачи должны быть использованы все возможные методики оптимизации.
  • Законность . Соответствие всем действующим в государстве нормативно-правовым актам, регулирующим налоговую сферу.
  • Автономность . Это означает, что помощь извне не нужна, а метод реализует себя благодаря выбору удачных налоговых ставок (вариантов налогообложения).
  • Надежность . Продуманность, устойчивость схем в течение времени
  • Безвредность . Обязательно соблюдать минимальный вред (в идеале – его отсутствие) для организации и ее персонала.
  • Минимизация затрат . Это значит, что расходы, которые выделены на налоговые выплаты, должны быть максимально уменьшены.
  • Минимизация налогов и увеличение прибыли . Организация всегда должна работать на перспективу, то есть думать о своей репутации, правильности и законности ведения своего бизнеса. При этом стремление все же уменьшить прибыль для каждого хозяйствующего предприятия может привести к банкротству, поэтому стоить соблюдать в этом вопросе «золотую середину».

Одной из универсальных схем является минимизация налогов, то есть увеличение прибыли. Ведь все выплаченные в государственную казну деньги вычитаются из конечной прибыли, финансового результата предприятия. В конечном счете уменьшенная налоговая выплата сегодня должна вылиться в экономию бюджета организации завтра, хотя связь не является прямо пропорциональной.

Государство в лице правительства и других органов предоставляет участникам бизнес-процессов массу вариантов получения налоговых льгот или уменьшения гнета обязательных выплат в казну. Кроме того, существуют разные ставки налогообложения, которые могут применяться в той или иной сфере деятельности предприятия.

Так как все обстоятельства и существующая обстановка в стране не могут быть учтены в полной мере, всегда остаются так называемые «пробелы» в законодательстве, которые высматривают и анализируют специалисты.

Существует два законных способа оптимизации налогов на предприятии:

  1. Налоговое планирование — является вполне законным методом работы с налогами на предприятии. Под ним понимается комплекс целенаправленных действий, которые предполагают максимально полезное и результативное планирование дальнейшей деятельности и использование всех доступных средств и инструментов для облегчения налогового бремени.
  2. Избежание налогов – также не содержит в себе никаких элементов правонарушений. Предполагает выискивание коллизий, неточностей и недоработок в налоговом законодательстве. Принцип, по которому осуществляется избегание налогов в этом случае, также включает такое правило: «разрешено все, что не запрещено законом».

По критерию времени рассматриваемая оптимизация подразделяется на текущую и перспективную .

Правильным и выгодным будет для организации сочетание сразу нескольких методов. Например, налоговые льготы использовать в тандеме с организационными и другими изменениями в работе компании.

Налоговое планирование включает в себя расчет сумм косвенных и прямых налогов. Такие просчеты проводят как по отношению к новым заключаемым сделкам, так и по отношению к финансовой деятельности в общем по предприятию.

Кроме указанных выше критериев подразделения методов на группы, существует еще внутреннее и внешнее планирование. Внешнее включает в себя:

  • Замену налогового субъекта . Используется в целях выбора того субъекта хозяйствования, для которого в текущем законодательстве предусмотрены меньшие ставки. Это может быть неполное изменение формы собственности, например, для «инвалидных» организаций (имеющих в штате определенный процент инвалидов) предусмотрены специальные льготы по сборам.
  • Замену вида деятельности . Другое или несколько иное направление деятельности, облагаемое меньшим налогом, можно взять в процессе работы, причем кардинально перестраивать производственный или технологический процесс не нужно. Примером этого вида экономии может быть переход из торговой компании в торгово-посредническую, то есть торгующую не своим товаром и не по своему плану.
  • Замену налоговой юрисдикции . При изменении территории регистрации предприятия можно выискать ту местность, где организациям предоставляется льгота. Это возможно благодаря тому, что есть регионы, обладающие некоторыми свободами, в том числе в формировании части налоговых отчислений.

При использовании последней методики учитывают не только привлекательность какой-либо территории по размеру налоговой ставки. Если действует расширенная налоговая база, в таких случаях могут быть еще и дополнительные условия, обременяющие размер конечной выплаты.

Такой неправильный анализ приводит к обратному эффекту – увеличению налоговых отчислений. Удачным же примером изменения территории регистрации является офшорная зона, ведя предпринимательскую деятельность в которой налоговое бремя не так велико.

Внутреннее налоговое планирование (внутри организации) – понятие неоднозначное. Оно включает в себя несколько подвидов:

  • Общие методы:
    • Льготы (когда изымают часть объекта или один из нескольких объектов налогообложения, освобождают от уплаты группы лиц, налоговые кредиты, то есть перенесение срока уплаты взноса).
    • Контрактная схема (применение того или итого налогового режима при осуществлении каждой конкретной сделки, а также обеспечение одних и тех же договоренностей несколькими разными контрактами).
    • Использование оборотных средств (имеются в виду два метода, позволяющие уменьшать и : ускоренная амортизация, переоценка основных средств).
    • Выбор (происходит раз в один финансовый год при выборе варианта налогообложения для предприятия).
  • Специальные методы:
    • Замена отношений.
    • Разделение отклонений (замена части хозяйственной операции).
    • Отсрочка.
    • Сокращение объекта.


Еще одной важной и полезной классификацией для оптимизации налогов является следующая:

  • Внутри начальной стоимости (себестоимости) товара (услуги). Эффект от снижения этих платежей невелик, так как вместе с этим происходит увеличение налога на прибыль.
  • Вне себестоимости (НДС). Заключается данный метод в уменьшении самой суммы выручки либо оптимизации за счет той части , которая засчитывается из всей цепочки поставщиков, реализаторов товара, услуги.
  • Над собственной стоимостью товара (налог на прибыль, например, у юридических и физических лиц при определенных условиях может быть разным). Лучше уменьшать этот вид отчислений.
  • Из чистой прибыли.

Оптимизация налогов в организации является одним из самых главных направлений деятельности. Стандартных инструментов, пригодных для этой цели, нет. Они видоизменяются с течением времени и изменением и дополнением условий налогообложения.

Без налогов не может обойтись не одно государство. Да, эти платежи, осуществляемые налогоплательщиками на принудительно безвозмездной основе, являются основным источником дохода государства. И изменить это никак невозможно. Но и с другой стороны, понять самих налогоплательщиков, желающих как можно меньше по величине их перечислять, также можно. Ведь никто не желает делиться доходами, особенно на принудительно безвозмездном условии. Именно поэтому, многими предпринимателями и организациями регулярно проводится оптимизация налогообложения.

В Налоговом кодексе имеется информация о том, что каждый налогоплательщик имеет право на свое усмотрение выбирать подходящий по критериям и условиям налоговый режим, а также пользоваться льготами. Эти действия позволяют оказывать существенное влияние на без применения противозаконных методов. Такие методы называются оптимизация налогов и имеют существенные отличительные черты от налоговых схем.

Что такое налоговая схема

В налоговых органах так называются определенные способы, предназначенные для активизации финансово-хозяйственной деятельности, сопровождаемые высоким налоговым риском. Ими пользуются недобросовестные оптимизаторы. Предлагаемые ими методы направленные на снижение налогов, условно можно разделить на три группы. В первой группе присутствуют так называемые белые схемы. В него входят все способы снижения налоговой нагрузки, которые можно применить, не преступая порога закона.

Вторая группа заключает в себе серые схемы. В этом случае процедура снижения налогов осуществляется с применением выявленных в законах недоработок, пробелов либо неточного толкования. Самыми опасными влекущими за собой административное наказание являются черные схемы. К ним относятся способы, где снижение сумм осуществляется с нарушением закона.

В действительности, находящиеся в первой группе белые схемы так таковыми не являются. Это способы, которыми можно воспользоваться для легального снижения налоговой нагрузки и улучшения деятельности предприятия. А две других группы схем, обещающих быстро и эффективно избавить от налоговой нагрузки, не что иное, как уклонение от налогов, которое влечет за собой не только административную, но и порой уголовную ответственность.

Популярные схемы

Самая популярная схема оптимизация — «обналичка». Суть популярности этой схемы заключается в том, что со стороны налогообложения между предпринимателем и ООО имеются определенные отличительные черты. Предприниматель не имеет сложности с выводом денег. Осуществить эту процедуру он может в любой момент. Такая доступность к распоряжению средств является своего рода платой за присутствующий постоянно риск. Ведь при убытках, а то и банкроте, ИП придется отвечать по имеющимся обязательствам личным имуществом. В ситуации с ООО все значительно сложнее. Им является юридическое лицо, хотя созданием самого ООО являются физические лица, у которых имеется свой финансовый интерес. Получить также как ИП в любой момент денежные средства в ООО невозможно.

Даже если в нем будет лишь один участник, и являться им будет сам руководитель. Так как по факту имеющиеся в ООО средства ему не принадлежат. Единственное на что он имеет право, это дивиденды, перечисляемые раз в квартал. И то, для их получения руководителю необходимо будет соблюсти ряд особых условий. Но даже при получении желаемых дивидендов, руководителю придется с них еще, и оплатить налог, начисляемый по 13% ставке. Если учесть эти все нюансы, то становится понятно, почему используемая незаконные методы схема пользуется востребованностью среди владельцев компаний. Ведь она не только дает возможность получить нужной величины сумму, но вдобавок, и без уплаты налоговых сумм.

Для осуществления желаемого используется посредник, в виде фирмы однодневки. Вместо нее может также в качестве посредника выступить и ИП. С участником происходит заключение договора, на выполнение определенных услуг, либо продажи продукции. Впоследствии осуществляется перечисление средств, и оформляются фиктивные документы, которые в налоговой станут доказательством, что финансовая операция была осуществлена по закону. Перечисленные в качестве оплаты посреднику деньги возвращаются их собственнику, а посреднику перечисляется небольшой процент, за оказанную помощь.

Риски

Но тут есть обоюдный риск. Дело в том, что данная схема давно известна налоговым органам, это во первых. А во вторых, при осуществлении такой фиктивной покупки услуг либо товара, владелец средств рискует их потерять. Так как посредник с перечисленной ему суммой может просто исчезнуть. Поэтому, рисковать средствами, и применять подобные схемы не рекомендуется, тем более что налоговая оптимизация может быть осуществлена законным путем.

Схема оптимизации налогообложения организации представляет собой применение специального режима, позволяющего перечислять налоги по существенно заниженной величине. К примеру, выбравшие УСН Доходы организации смогут снизить налоги вдвое. Эта возможность также появляется и у тех, кто выберет ЕНВД. Снижение тут налогов происходит за счет страховых взносов, которые были ранее уплачены за работников.

За последние годы в России появился ряд законодательных норм, значительно повлиявших на использование привычных схемоптимизации налогообложения:

  • С 2016 г. вступил в действие № 116-ФЗ, датированный 05.05.2014 г. Данный законопроект накладывает ограничения на применение заемного труда, на чем базируются многие схемы налоговой оптимизации.
  • С 2015 года вступил в силу «антиотмывочный» № 134-ФЗ, который был принят еще 28.06 2013. Согласно этому документу, компании нужно в течение 6 суток подтверждать получение любой документации из налоговых служб, иначе расходные операции по ее расчетному счету будут заблокированы. Другими словами, попытки укрыться, чтобы избежать нежелательных вопросов налоговых инстанций, будут иметь значительные последствия.
  • РФ выразила готовность стать участницей ОЭСР, присоединиться к Модельной конвенции и поддержать Единый глобальный стандарт по обмену сведениями о прибыли налогоплательщиков. Указанный документ предусматривает, что государства ежегодно обмениваются в автоматическом режиме информацией о доходах своих резидентов (физических и юридических лиц), полученных за рубежом. Такой обмен информацией планируется осуществлять уже с 2018 года.
  • ОЭСР при поддержке лидеров стран Большой двадцатки разработала проект BEPS(BaseErosionandProfitShifting). Это план борьбы против размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения. Документ содержит 15 пунктов, наиболее важные из которых: ограничение размывания базы через выплату процентов; предотвращение злоупотребления международными соглашениями; ужесточения правил о КИК; разработка правил трансфертного ценообразования в отношении НМА, перемещения капитала и других высокорисковых транзакций; пресечь искусственный уход от статуса постоянного представительства и другие. Уже сейчас в Налоговый кодекс внесены или готовятся поправки, которые не противоречат рекомендациям ОЭСР вообще и плану BEPS в частности.
  • С 2015 г. представители фискальных служб получили возможность в ходе камеральной налоговой проверки выполнять осмотры территории налогоплательщика. Также им были даны некоторые дополнительные права, которыми можно воспользоваться при проведении проверок.
  • Внедрена уголовная ответственность за выполнение валютных операций по поддельным документам.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОБРАЩЕНИЯ К НАЛОГОВЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ Налоговая оптимизация – это комплексная мера, направленная на изменение базовых направлений и принципов бухучета вашей компании, которые определяют всю налоговую политику организации. Оптимизация налогообложения ставит перед собой цель уменьшения финансовых затрат и бюджетных отчислений. По результатам комплекса таких мер появляется возможность увеличить прибыль компании. Чтобы ваш бизнес не вызывал претензий со стороны ИФНС или правоохранительных органов, оптимизация налогообложения должна проводиться в рамках действующего законодательства. Ведь экономия средств компании от некорректной минимизации отчислений может оказаться незначительной по сравнению с наложенными штрафами. В штате нашей компании трудятся грамотные специалисты по налогообложению и законным способам его оптимизации. Они разработают комплекс мероприятий, учитывая все особенности вашего бизнеса.

В настоящее время бюджет испытывает тотальный дефицит. Значительно усложнилось отстаивание интересов налогоплательщиков в судах.

Вышеперечисленные инициативы, а также другие изменения в налоговом законодательстве радикально меняют практику использования некоторых распространенных и привычных способов оптимизации обязательных выплат в бюджет. В связи с этим становится практически невозможным самостоятельное построение компанией грамотной налоговой политики на основе лишь своих кадровых возможностей или информации об оптимизации налогообложения, взятой из открытых источников в сети Интернет. Чтобы найти и внедрить надежную стратегию, необходимо не только иметь базовые знания, отслеживать постоянно происходящие изменения и вовремя реагировать на них, но и правильно подготовить необходимые документы, которые и будут являться правовой основой применения схем. Рекомендуется поручить вопросы налоговой оптимизации профессионалам. Они помогут найти новые способы снижения налоговой нагрузки, учитывая индивидуальные особенности бизнеса. Специалисты грамотно оформят документацию, разработают пошаговый алгоритм действий в изменяющихся реалиях. Предложенные ими стратегии позволят минимизировать возможные претензии при налоговых проверках.

СХЕМЫ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

Оптимизация налогообложения включает в себя методы, в основу которых положены определенные схемы. Каждая из последних создается с учетом индивидуальных особенностей конкретной организации. Это позволяет достичь намеченных целей. Перед внедрением любой схемы необходимо проверить ее на соответствие критериям разумности, законности, эффективности, автономности. Оптимизация налогообложения может быть двух типов. Избежание налогов Эта схема базируется на использовании пробелов, недоработок и коллизий действующего законодательства. Предприниматель полностью раскрывает свои учетные и отчетные данные фискальным службам. В дальнейшем данный метод позволяет вполне успешно отвергать претензии налоговых органов в арбитражном суде. Но следует учитывать, что уход от отчислений в бюджет предполагает и дополнительные риски, связанные со сложностями судебных разбирательств. Налоговое планирование Указанный метод снижения суммы отчислений в бюджет заключается в выполнении анализа законодательства и использовании практических возможностей, которые предоставляются им. При планировании целесообразно проводить сравнение налоговой нагрузки вашей организации со среднестатистической величиной данного показателя по всей стране.

КАК ЗАКОННО ОСУЩЕСТВИТЬ ОПТИМИЗАЦИЮ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Правильно проведенная оптимизация налогообложения предусматривает комплексный подход. Не стоит акцентироваться только на отдельных налогах или ставках, поскольку обычно снижение размера одних отчислений автоматически влечет за собой увеличение других. Выбирая специалиста, который займется минимизацией отчислений в бюджет, рекомендуется отдавать предпочтение квалифицированным опытным профессионалам. Они смогут осуществить комплексное юридическое сопровождение и обеспечить легитимность всех хозяйственных операций вашего предприятия. Мероприятия по снижению налоговых выплат желательно выполнять до проведения сделок, а не перед предельным сроком сдачи отчетности. Придерживаясь рекомендаций, данных выше, вы сможете абсолютно законно уменьшить отчисления в бюджет и снизить нагрузку на свое предприятие.

СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

  • Применение льгот и преференций, установленных законодательно.Этот метод подходит для ряда групп налогоплательщиков и субъектов народного хозяйства, для которых в Москве и других регионах действуют особые режимы обложения налогами.
  • Отсрочка платежей.Данная методика базируется на том, что срок выплаты большинства отчислений связан с датой основания объекта-налогоплательщика и отчетным календарным периодом (год, квартал, месяц).
  • Замена отношений.Указанный способ основан на том, что при юридическом оформлении хозяйственных сделок с контрагентами организация выбирает гражданско-правовую норму, учитывая последствия ее задействования. Другими словами, финансовые правоотношения по высоким ставкам заменяются на более выгодные (однородные, но с льготными тарифами). В экономическом контексте хозяйственная операция при этом остается такой же.
  • Делегирование налоговой ответственности сателлитной компании.Данный способ заключается в передаче материнской компанией своей налоговой ответственности дочерней фирме, специально созданной для этих целей. Это позволяет уменьшить фискальное давление на основное предприятие. Обычно данный способ используется при планировании налогов на прибыль, но возможно его применение и в других случаях.
  • Прямое сокращение объекта-налогоплательщика.Методика состоит в избавлении от некоторых налогооблагаемых финансовых операций либо в снижении стоимости имущества без негативного влияния на деятельность организации.

Оптимизация налоговых затрат с помощью автотранспорта
«Логистика и управление» № 5, 2007 г.

Для уменьшения налога на прибыль большинство предприятий используют привычную схему - создают дополнительные затраты, например в виде различных более или менее реальных услуг, оказываемых (или якобы оказываемых) дружественными фирмами предпринимателями, пользующимися льготным налогообложением (либо вообще являющимися «недобросоветсными налогоплательщиками»). Для этих же целей можно использовать транспортное подразделение компании, выделив его в самостоятельное предприятие. Его мы и рассмотрим.

Схема, о которой пойдет речь, очень эффективна и при этом универсальна. Она не теряет своей актуальности даже в тех регионах, где отсутствует система единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Суть ее состоит в следующем. Транспортный отдел реорганизуется в самостоятельное юридическое лицо или лица (или его функции будет выполнять индивидуальный предприниматель), которые оказывают транспортные услуги и применяют ЕНВД (или упрощенную систему налогообложения). Через оплату соответствующих услуг на них переносится прибыль высоконалогового основного предприятия, применяющего общую систему налогообложения. Затем выведенная прибыль возвращается в собственный капитал основного предприятия или передается владельцам бизнеса. Вместо услуг по транспортировке можно заключить договора на сдачу в аренду автотранспорта и специализированной техники с экипажем (с этих доходов компания заплатит упрощенный налог - предпочтительно 6 %). Схематично это представлено на рис. 1.

Рис. 1. Схема взаимодействия основного предприятия с новым юридическим лицом

С помощью данного способа можно планировать не только налог на прибыль, но и единый социальный налог, а также налог на доходы физических лиц (если указанные услуги будет оказывать индивидуальный предприниматель). Кроме того, если транспортные средства будут учтены на балансе компании-перевозчика, получяется экономия еще и по налогу на имущество.

ООО или ИП?

Наиболее простой способ создания транспортной компании заключается в регистрации нового юридического лица - общества с ограниченной ответственностью. Более сложный вариант - реорганизация существующего предприятия. При этом транспортное подразделение выделяется в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.

Вместо юридического лица, оказывающего автотранспортные услуги, в схеме можно использовать индивидуального предпринимателя. Это выгодно потому, что после уплаты фиксированной суммы вмененного налога он получает «очищенный» от налогов доход - наличные денежные средства. Их можно как сдавать в банк, так и не сдавать, поскольку кассовая дисциплина не распространяется на предпринимателя в том объеме, в каком распространяется на юридических лиц (нет лимита остатка кассы). По крайней мере, попытки некоторых коммерческих банков под давлением Центрального банка «навязать» предпринимателям этот лимит на момент написания настоящей статьи являются незаконными.

Несмотря на очевидные преимущества, данный вариант не лишен недостатков. Так, в соответствии с Гражданским Кодексом учредители (участники) ООО несут ответственность по обязательствам юридического лица только в пределах своего вклада в уставный капитал. В тоже время индивидуальный предприниматель потенциально рискует всем своим имуществом, которое может быть изъято у него по решению суда (за исключением необходимых предметов быта и т. п.). Причем рискует даже «бывший» ИП, поскольку прекращение предпринимательской деятельности не избавляет его от ответственности по закону.

Таким образом, прежде чем сделать выбор в пользу юридического лица или индивидуального предпринимателя, необходимо сопоставить риски и преимущества, которые имеет каждая из этих форм ведения бизнеса.

ЕНВД или «упрощенка»?

Если ЕНВД на автотранспортные услуги в данном регионе не введен (например, в Москве) или количество автотранспорта превышает установленный предел, то возможен вариант с упрощенной системой налогообложения. Создавая «упрощенную» фирму, в первую очередь следует определиться с облагаемой базой по единому налогу. Такой базой могут служить либо все доходы предприятия, либо разница между доходами и расходами.

Платить налог со всех доходов выгодно лишь в том случае, если затраты составляют небольшую часть вырученных средств. Облагать налогом доходы, уменьшенные на расходы, стоит тогда, когда выручка будет незначительно превышать расходы. В общем, прежде чем выбрать облагаемую базу по упрощенному налогу, следует соотнести предполагаемые доходы будущей фирмы с ее расходами.

Также стоит посчитать, сколько составят взносы в Пенсионный фонд и ориентировочную сумму пособий по временной нетрудоспособности. На эти суммы можно уменьшить «упрощенный» налог, если предприятие начисляет его с доходов, но не более чем в два раза.

Несмотря на существующий лимит по числу автомобилей, при желании остаться на ЕНВД можно воспользоваться следующим способом. Транспортные средства следует учитывать на балансе отдельного лица («Хранителя активов»), а транспортная компания ежемесячно будет арендовать их в необходимом количестве (но не более двадцати!). Данный метод позволяет не только обойти вышеуказанные ограничения, но и оптимизировать сумму вмененного налога к уплате.

Чем выгоден единый налог

По решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных органов государственной власти городов федерального значения единым налогом на вмененный доход могут пользоваться организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и грузов, в распоряжении которых - не более 20 автотранспортных средств (п.5 ч.2 ст.346.26 Налогового кодекса). ЕНВД выгоден тем, что заменяет собой уплату обязательных при общем режиме налогов на прибыль, имущество, добавленную стоимость и единого социального налога. Размер ЕНВД не зависит от доходов и расходов налогоплательщика, что является большим плюсом в налоговых схемах.

В соответствии с п.2 ст.346.32 Налогового кодекса РФ сумму ЕНВД можно уменьшить (не более чем в два раза!), на суммы оплаты страховых взносов в Пенсионный фонд (14% от зарплаты) и пособий по временной нетрудоспособности.

Структура управления и штат
Индивидуальным предпринимателем или учредителем ООО предпочтительно сделать руководителя соответствующего подразделения компании - доверенное лицо владельцев бизнеса, формально независимое по отношению к основному предприятию. Также можно включить в число учредителей с небольшими долями в уставном капитале ключевых работников данного подразделения. Этот вариант предпочтителен в том случае, если владелец бизнеса затрудняется с выбором одной подходящей кандидатуры. Кроме того, указанный способ позволяет избежать аффилированности, дает возможность работникам регулярно получать дивиденды (об этом смотри ниже в разделе «Как вернуть прибыль»), способствует поддержанию «легенды», согласно которой транспортная компания возникла по инициативе «снизу».
Штат новой компании формируется на базе персонала прежнего транспортного подразделения основного предприятия. Трудовые отношения оформляются по обычной схеме. Сохраняется социальная защищенность работников - пенсия, обязательное медицинское страхова-ние, пособия по временной нетрудоспособности и другие социальные выплаты. С другими предприятиями заключаются гражданско-правовые договоры: договор перевозки или долгосрочный договор об организации систематических перевозок (договор на автотранспортное обслуживание), договор аренды транспорта с экипажем, договор подряда или договор возмездного оказания услуг на ремонт транспортных средств и т.д.

Сумма вознаграждения по договорам покрывает расходы транспортного центра по оплате труда, а также связанные с этим обязательные отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, налоговые отчисления по единому вмененному (упрощенному) налогу и накладные расходы, связанные с функционированием компании (ГСМ, аренда транспорта, гаража, оборудования, офиса, ведения учета и т.п.). Кроме того, в стоимость услуг транспортной компании включается заничетльная рентабельность, что позволяет говорить о "переносе" на нее прибыли основного предприятия.

Грамотное составление договора перевозки позволяет не потерять вычет по налогу на добавленную стоимость по приробретаемым ГСМ. Для этого необходимо предусмотреть, чтобы обязанность нести расходы на топливо и других используемых в процессе эксплуатации материалов, была возложена на заказчика (основное предприятие). В этом случае, покупая горюче-смазочные материалы с НДС, основное предприятие на общей системе налогообложения будет иметь возможность применить налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость.

Преимущество оптимизации «зарплатных» налогов

Для некоторых налогоплательщиков более актуальной является оптимизация «зарплатных» налогов. Рассматриваемая схема позволяет существенно минимизировать налоговые отчисления основного предприятия за счет экономии единого социального налога, поскольку работники целого подразделения в полном составе переводятся в транспортную компанию, а она, в свою очередь, применяет специальный налоговый режим (упрощенная система налогообложения или ЕНВД) и не является плательщиком данного налога. Вместо него будут уплачиваться только отчисления на обязательное пенсионное страхование работников транспортной компании (14% от ФОТ), что и позволяет говорить о сохранении их социальной защищенности.

Эта схема тоже имеет свои недостатки, которые носят в основном организационный характер. Предприятие по сути не имеет законной возможности влиять на качество работы персонала транспортной компании, поскольку указанные работники не состоят в его штате. То есть влияние это осуществляется не традиционными административными методами (выговор, решение премии, принятие управленческих решений…), а «по понятиям». Решить данный вопрос юридически можно путем подробного урегулирования соответствующих прав и обязанностей сторон в договоре, установив, например, штрафные санкции за некачественные услуги (неготовность или опоздание транспорта под загрузку, опоздание в пункт назначения, повреждение или утрата груза и т.п.). Кроме того, следует учесть неизбежные расходы на создание юридического лица или регистрацию индивидуального предпринимателя, ведение учета и дополнительного документооборота, сдачу отчетности. В дальнейшем, при грамотном применении схемы, указанные расходы с лихвой компенсируются.

В случае если собственных транспортных средств в компании нет, но используются внешние перевозчики (автотранспортные предприятия), схему можно трансформировать следующим образом (см. рис 2).

Рис. 2. Взаимодействие между участниками схемы в случае отсутствия в компании собственного автопарка

Основное предприятие работает с дружественной фирмой или индивидуальным предпринимателем, которые, в свою очередь, заключают договор аренды транспортного средства с экипажем с внешним контрагентом, специализирующимся на данном виде деятельности. Основной риск работы с арендодателем заключается в том, что в случае налоговой проверки предприятию придется доказывать, что транспортные услуги им оказывает именно «свой» контрагент. В противном случае налоговые органы могут оспорить заключенный между сторонами договор, пересчитать налоги и начислить штрафные санкции.

Кроме аренды транспорта с экипажем можно воспользоваться и механизмом «субперевозки» (по аналогии с субподрядом): «наша» транспортная компания может привлечь внешнее автотранспортное предприятие по договору перевозки для выполнения рейсов для основного предприятия. В этом случае она как бы «перепродает» автотранспортную услугу внешнего перевозчика основному предприятию с некоторой наценкой. Эта наценка и есть выведенная с него прибыль. В этом варианте наша транспортная компания ЕНВД применять не может, т.к. не имеет собственных машин (возможна только «упрощенка»).

Как обосновать затраты

Для целей налогообложения принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным ст.252 Налогового кодекса РФ: обоснованность, документальное подтверждение, направленность на получение дохода. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под экономически оправданными - затраты, направленные на получение дохода, соответствующие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Применительно к договорам, которые значительно увеличивают затраты налогоплательщика, выполнение указанных требований должно соблюдаться неукоснительно. В случае проверки налогоплательщик должен суметь обосновать их необходимость в текущей деятельности предприятия и предъявить грамотно оформленную документацию. Я бы предложил следующий вариант использования данной нормы в отношении рассматриваемой схемы.

Деловая цель («легенда») обособления транспортной компании состоит в следующем. Работники соответствующего подразделения предприятия решили заняться предпринимательской деятельностью и самостоятельно оказывать автотранспортные услуги. Зная высокий уровень квалификации специалистов, и учитывая, что после перехода на «хозрасчет» их заинтересованность в конечном результате будет только повышаться, основное предприятие заключает с ними соответствующий договор. Данный тезис желательно подтвердить фактами, указывающими на экономическую целесообразность привлечения сторонней организации с точки зрения ответственности, качества, сроков в сравнении с содержанием собственных структур, занимающихся подобной деятельностью. Например, можно указать на существенную экономию накладных расходов в части содержания персонала транспортного подразделения (имеется в виду зарплата и налоги с нее, а также подбор, обучение, аттестация, оплата пособий по временной нетрудоспособности, содержание рабочих мест и транспорта и т.д.). Также можно апеллировать к фактору сезонности, поскольку в некоторых видах бизнеса он существенно влияет на количество заказов, а гражданско-правовой договор позволяет удовлетворять временные потребности организации в трудовых ресурсах.

Возможен другой вариант «легенды»: работа собственного транспортного подразделения нас не устраивала (низкое качество и трудовая дисциплина, частые поломки и опоздания, случаи порчи и недостачи груза и т.п.). Единственный способ с этим бороться - придать ему хозяйственную самостоятельность, поставить в рыночные условия работы и платить только за качественные перевозки, а за некачественные - взыскивать неустойки. Это значительно повысило мотивацию и производительность труда, а значит и качество выполнения транспортной функции.

Оформление услуг происходит в общепринятом для этой сферы деятельности порядке: договор, заявки (возможно в устном виде), путевые листы, товарно-транспортные накладные и др. Особое внимание следует уделять составлению ежемесячных актов приемки оказанных услуг. Данный документ должен содержать перечень и объем оказанных услуг и работ, а также обоснованный расчет их стоимости за конкретный период.

Учитывая, что рассматриваемая схема используется для вывода прибыли с основного предприятия, стоимость услуг транспортной компании неизбежно придется завышать. В соответствии со статьями 421, 424 Гражданского кодекса РФ, стороны свободны в заключении договора, исполнение которого оплачивается по цене, установленной их соглашением. При этом необходимо учитывать положения ст. 40 Налогового кодекса РФ. По общему правилу, закрепленному в указанной статье, установлена презумпция соответствия цены сделки, указанной сторонами, рыночной (пока не доказано обратное). В случаях, когда сделки заключаются между взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ), а также при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы имеют право проконтролировать цену сделки и доначислить налог и пени исходя из рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги при сопоставимых условиях.

Исходя из этого, я дам рекомендации, позволяющие предприятию избежать налоговых рисков при применении указанной схемы. Во-первых, зависимость (аффилированность) основного предприятия и транспортной компании недопустима. Если предприятие ранее не пользовалось транспортными услугами сторонних (внешних) перевозчиков, проследить существенное отклонение цен не представляется возможным (не с чем сравнивать). Следовательно, можно с самого начала установить высокие цены на услуги транспортной компании. Тогда применить ст. 40 НК у налоговиков оснований не будет (при отсутствии зависимости транспортной компании и основного предприятия). Если предприятие ранее пользовалось услугами сторонних перевозчиков, завышать стоимость услуг «дружественного» перевозчика следует постепенно.

Высокую цену можно аргументировать договорными условиями, определяющими ответственность сторон. Например, можно сказать, что транспортная компания несет большую ответственность (200 - 300 процентов от стоимости груза, а если это не компенсирует косвенный ущерб и упущенную выгоду - то в полном размере ущерба и упущенной выгоды) за его утрату, недостачу или повреждение в дороге, выплачивает значительную неустойку в случае просрочки его доставки к месту назначения, при выполнении ремонтных работ предоставляет повышенный гарантийный срок и т.д. Таким образом, высокие цены на услуги транспортной компании обосновываются высокой «платой за риск», который берет на себя перевозчик. Основное предприятие же как бы страхует на свою ответственность перед контрагентами за просрочку доставки грузов и свои убытки от некачественной или несвоевременной перевозки. Таким образом, заключение договора на автотранспортное обслуживание по завышенным ценам будет иметь правдоподобное обоснование.

Также можно установить цены за необычные на рынке автотранспортных услуг единицы измерения - это сделает невозможным сравнение с рыночным уровнем цен. В данном виде деятельности деньги за перевозку можно брать не в зависимости от времени или пробега транспортных средств, как это делается обычно, а за нестандартные единицы измерения, например тонно-километры перевезенных грузов или за количество рейсов по определенному маршруту, да еще с учетом факторов, делающих каждую перевозку уникальной - характера груза (ценный - не ценный, скоропортящийся - нет, хрупкий - нет и т.п.), его веса, скорости перевозки (экспресс-доставка всегда дороже), времени года и суток (ночью дороже), количества водителей, типа автомобиля, и т.п. вплоть до состояния дорожного покрытия на пути следования. В этом случае найти сопоставимую цену за аналогичные перевозки и применить ст. 40 Налогового кодекса будет невозможно, а подвергнуть сомнению обоснованность цены - крайне затруднительно.

Одновременно с завышением стоимости услуг можно еще в разумных пределах завышать и их объем. Ведь проконтролировать, сколько грузов, на какие расстояния и по каким маршрутам реально было перевезено, налоговикам будет крайне затруднительно. Главное при этом - следить за грамотным оформлением первичной документации.

Как вернуть прибыль

Эффект от реализации любой схемы можно считать достигнутым только тогда, когда лицо, организующее ее, имеет возможность возврата выведенных им в ходе налоговой оптимизации финансовых потоков. Такой процесс называется рефинансированием. Рассмотрим возможные решения по его организации.

Если автотранспортные услуги оказывает индивидуальный предприниматель, можно применить схему «дарения», которая позволяет легально получать не учитываемые в бухгалтерском и налоговом учете наличные денежные средства на нужды основного предприятия. Вместо инкассирования выручки, предприниматель забирает наличные деньги из кассы в личное пользование (или снимает их с расчетного счета по чеку в случае безналичных расчетов). Затем, выступая уже как физическое лицо, дарит деньги третьим сторонам - владельцам бизнеса, их доверенным лицам, высокооплачиваемым работникам. Статья 159 Гражданского кодекса не требует в этом случае соблюдать письменную форму сделки. Данные выплаты не облагаются единым социальным налогом, являясь при этом легальным доходом получателей.

В части налога на доходы физических лиц ситуация с 2006 года сложнее. В настоящее время имеются разъяснения Минфина РФ о том, что доходы в виде дарения «иного имущества» (в т.ч. денег) между не родственниками налогом не облагаются. Необходиомсть в таких разъяснених возникла потому, что при буквальном толковании п. 18.1 ст.217 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 01.07.2005 г. №78-ФЗ такое дарение будет безналоговым только в том случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. Тем не менее, это не означает, что о схеме придется забыть. Анализ данной нормы позволяет сделать противоречивые выводы относительно действительного смысла, который вкладывал законодатель в указанные положения.

С одной стороны, абзац первый пп. 18.1 ст.217 НК предусматривает освобождение от налогообложения всех доходов, полученных от физических лиц в порядке дарения, за исключением недвижимости, транспорта, акций, долей и паев. Указанное правило действует, если иное не предусмотрено данным пунктом, абзац второй которого содержит обязательное требование: доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае определенного субъектного состава участников сделки. При таком толковании можно сделать вывод, что от налогообложения освобождаются только те доходы, которые получают в порядке дарения члены семьи или близкие родственники, а доходы, получаемые в порядке дарения другими лицами, облагаются на общих основаниях.

С другой стороны, можно предположить, что в действительности законодатель хотел освободить от налогообложения полученные в порядке дарения доходы всех физических лиц, в том числе и «подарки» родственникам в виде недвижимости, транспорта, акций, паев и долей. Данное толкование возможно, если трактовать оба абзаца пункта 18.1 Налогового кодекса изолированно, при этом фразу «если иное не предусмотрено настоящим пунктом» относить к предложению «за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев», которое в данном случае будет касаться исключительно закрытого перечня имущества.

Рассматриваемая схема дарения не может быть применена в том случае, если транспортные услуги предприятию оказывает юридическое лицо. Здесь можно порекомендовать распределять всю прибыль транспортной компании на дивиденды учредителям, которые в дальнейшем будут передавать ее владельцам бизнеса по схеме дарения, либо это фактически будет часть оплаты труда (премии, бонусы) учредителей-работников транспортной компании или основного предприятия. Любое юридическое лицо при наличии соответствующей записи в Уставе и обязательном ведении бухучета вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год на общем собрании принимать решение о распределении чистой прибыли между его участниками. Прибыль распределяется пропорционально долям участников в уставном капитале. Дивидендная схема выгодна потому, что в данном случае налог на доходы удерживается по ставке 9 (а не 13) процентов (п. 4 ст. 224 НК РФ), а единый социаль-ный налог отсутствует, так как отсутствует налогооблагаемая база (п. 1 ст. 236 НК). В 2008 г. вообще возможна отмена налога на дивиденды.

Выведенными в ходе налоговой оптимизации денежными средствами владельцы бизнеса могут распорядиться по-разному: использовать на личные нужды или инвестировать в бизнес. В последнем случае лучше воспользоваться следующими способами.

В соответствии с п.11 ст.251 Налогового кодекса РФ, собственник (это должно быть физлицо), имеющий более 50 процентов вклада (доли) юридического лица, может передать своему предприятию денежные средства безвозмездно «в счет увеличения его доходов». Для этого достаточно оформить договор дарения, безвозмездной финансовой помощи или целевого финансирования. При этом в учредительные документы вносить изменения не нужно.

Единственным недостатком данного способа является то, что в случае выхода физического лица из числа участников общества, налогом на доходы физических лиц будет облагаться разница между суммой, полученной от реализации долей, и суммой, внесенной в уставный капитал, поскольку безвозмездные вклады в имущество общества в расчет не принимаются. Поэтому, кроме безвозмездной передачи, владелец бизнеса может также передавать имущество в уставный капитал юридического лица.

Можно использовать временные каналы финансирования с упрощенными процедурами движения финансовых потоков - займы. Традиционно используются займы, обычно беспроцентные, от учредителей компании как физических лиц. Их получение не приводит к возникновению облагаемой базы по налогу на прибыль (пп. 10 п. 1. ст. 251 НК) и НДС (ст. 146, ст. 39, пп. 15. п. 3 ст. 149 НК). Безусловно, вариант с займами далек от совершенства, поскольку структура баланса из-за роста заемного капитала постоянно ухудшается. Данный способ лучше использовать для решения текущих проблем предприятия.

Если предприятие зарегистрировано в Москве

И еще один совет. Если единый вмененный налог не введен в вашем регионе, а схема заинтересовала, можно обойти и это ограничение. Например, фирма зарегистрирована и работает в Москве, а транспортная компания или индивидуальный предприниматель зарегистрирован в Подмосковье, где, как известно, этот налог введен. На практике это не составит большого труда. Проконтролировать, где транспортная услуга была оказана фактически, не представляется возможным. Главное, чтобы по путевым листам и другим первичным документам каждая поездка начиналась и заканчивалась по месту регистрации компании-перевозчика. Для большей убедительности транспортный центр может иметь в данном регионе в аренде гаражи или другое недвижимое имущество.

Таким образом, при грамотном применении рассматриваемая схема полностью соответствует требованиям гражданского и налогового законодательства. Решение целесообразно и с точки зрения экономики предприятия, и с точки зрения налогообложения - экономится налог на прибыль, ЕСН, НДФЛ, налог на имущество и не «теряется» НДС (вычет по ГСМ и т.п.).

Для развертывания и сворачивания предложенной схемы необходим незначительный период времени и небольшие расходы. Главное, как я уже отмечал, - разработать грамотный документооборот, построенный в соответствии с действующим законодательством, традициями ведения бизнеса в компании, а также минимальными трудозатратами. При этом каждая сделка должна иметь деловую цель и экономический смысл (не только уменьшение налоговой нагрузки предприятия), чтобы у налогового органа не возникло сомнений в ее целесообразности.

Последнее время часто приходится сталкиваться с одним и тем же вопросом от собственников бизнеса и предпринимателей: как законно можно не платить налоги, где брать «наличку»?

С учётом сложившейся экономической ситуации и нехваткой денежных средств это наиболее актуальные вопросы на сегодня. Государство стало использовать все возможные рычаги, чтобы вывести из тени «черно-серые» зарплаты и легализовать доходы бизнеса.

Существенная доля российского бизнеса находится в тени, чтобы платить меньше налогов. Чтобы снизить свои затраты, многие выплачивают зарплаты «в конвертах». Это чревато ответственностью не только по статьям НК РФ, но и по УК РФ (ст. 199, 199.1).

Эксперты настаивают на том, что бороться с зарплатой в «конвертах» нужно одновременно с разных сторон:

  • требовать от банков, чтобы они принимали в расчет при принятии решения о выдаче кредита только официальный заработок человека;
  • изменить правила контроля за соблюдением законодательства на предприятиях;
  • ужесточить наказания за нарушения в оплате труда.
Одновременно с этим вводится контроль за цепочкой контрагентов. Если раньше в декларациях по НДС не было видно, у кого купили и кому продали, в декларациях стояли обезличенные суммы, то сейчас налоговая инспекция видит всю цепочку контрагентов и проверяет до 6-7 звена включительно, а где-то даже и дальше.

Использование АСК НДС-2 и проводимые мероприятия налогового контроля направлены исключительно на выявление выгодоприобретателя (получателя налоговой выгоды) по сделкам с так называемыми фирмами-«однодневками».

И самым неприятным для бизнесменов окажется то, что претензии проверяющих по нарушениям третьих лиц будут предъявлены именно к добросовестным компаниям и, с большей вероятностью, к той компании, у которой есть что взять (имущество, транспорт и т. д.). И даже в тех случаях, когда добросовестная компания взаимодействует с такой же добросовестной компанией, а та, в свою очередь, — с «серой» или «черной» компанией.

Следовательно, проходят те времена, когда можно было не платить налоги. Государство заставляет российский бизнес работать легально. И преуспевающим бизнесом будет тот, который начнет осваивать непростые методы легальной работы с одновременной оптимизацией налогов.

Так что же делать бизнесу? Ответ один: выходить из тени и грамотно организовать учёт на предприятии.

Оптимизация — это не значит не платить налоги, это значит знать законодательство и умело им пользоваться.

Давайте рассмотрим всего несколько возможных вариантов оптимизации налогообложения

  1. Самое первое, что необходимо сделать собственнику бизнеса, — это провести анализ своего бизнеса на состав доходов и затрат. Отдельно выделить поставщиков и покупателей с НДС и без НДС (контрагенты на спецрежимах, льготники и т. д.). Данные потоки разумно разделить путем выделения отдельного юридического лица, что приведет к экономии НДС.
  2. Проанализировать структуру затрат своего бизнеса. Для этого необходимо сверить свои расходы и расходы, которые признаются в целях налогообложения. В главе 25 НК РФ подробно написано, что признается расходом в целях налогообложения налогом на прибыль организаций. Постараться исключить или минимизировать те расходы, которые не попадают под гл. 25 НК РФ.
  3. Также в качестве директора можно нанять ИП-управляющего, применяющего УСН 6%. Дело в том, что закон об ООО и АО не делает никакого различия между работником-директором и ИП-управляющим. Налицо экономия на налогах, уплачиваемых с ФОТ директора в бюджет, так как ИП сам платит налоги за себя, это 6% с дохода и фиксированные платежи в фонды.
  4. Вывести весь непрофильный персонал из компании. Для этого можно создать аутсорсинговую (обслуживающую) компанию. Аутсорсинговая компания может оказывать юридические, бухгалтерские и прочие услуги. В данном случае разумнее открывать ООО на системе налогообложения УСН (доходы-расходы), т. к. у ИП присутствуют фиксированные платежи в фонды, не зависящие от того, ведет он деятельность или нет.
  5. Аутстаффинг — это не что иное, как привлечение стороннего персонала через специализированную фирму. Другими словами, это «аренда» сотрудников. Но с 2016 года ужесточилось законодательство, и теперь далеко не каждая компания сможет заниматься аутстаффингом. Предоставлять персонал в аренду смогут лишь частные агентства, которые прошли специальную аккредитацию в Федеральной службе по труду и занятости. Поэтому данная схема, конечно, может иметь место, но с определенными ограничениями.
  6. Определиться с имуществом, с которого уплачивается налог на имущество. Налог на имущество не платят организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Основные средства желательно аккумулировать в собственность компании, которая находится на УСН. Далее их арендует компания, которая находится на общей системе налогообложения. Формально у схемы есть одно ограничение — остаточная стоимость основных средств у компании на УСН не должна превышать 100 млн руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

    Также стоит учесть, что ИП при работе на УСН освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц. Данная льгота действует в отношении строений, сооружений, помещений или их части, которые:

    • находятся в собственности индивидуального предпринимателя;
    • используются им для предпринимательской деятельности.
    Основания — абз. 1 п. 3 ст. 346.11, ст. 400, 401 НК РФ.

    С 1 января 2015 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, обязаны уплачивать налог на имущество, если они владеют объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

    Налогообложение имущества торгово-офисного назначения на основе кадастровой стоимости введено в 28 субъектах РФ, в которых приняты особенности определения налоговой базы, а также утверждены соответствующие перечни объектов недвижимого имущества (письмо ФНС России от 29.05.2015 № ГД-2-3 /647@).

    Таким образом, «упрощенцам», которые владеют недвижимым имуществом в указанных регионах, необходимо изучить региональное законодательство на предмет необходимости уплаты налога на имущество.

  7. Ну и, конечно, обязательно вести на предприятиях управленческий учет. Налоговым законодательством это не предусмотрено, но для собственников бизнеса это необходимый учет, так как данный учет подразумевает оперативное управление бизнесом. Для каждого собственника необходимо абсолютно точно знать, сколько он зарабатывает. Для этого следует планировать бюджет, составлять бюджет доходов и расходов (БДР), планировать свою маржу, составлять бюджет о движении денежных средств и по окончании каждого отчетного периода составлять отчет о фактически, произведенных доходах и расходах. К сожалению, на основании своего практического опыта могу сказать, что данный учет далеко организован не у всех. Очень часто расходы (канцелярия, хозрасходы и проч.) производятся неконтролируемо. Суммы вроде бы каждый раз получаются небольшими, но если их пересчитать на годовые затраты, то суммы могут оказаться приличными и не всегда оправданными. Необходимо на своем предприятии регулярно проводить инвентаризацию с целью контроля и выявления недостач. А иначе можно тратить деньги «на обналичку» и в то же время, что называется, «у себя под носом» просто их терять благодаря неорганизованному учету и контролю.
Конечно, рассуждать о легальных способах оптимизации можно бесконечно долго. Следует отметить, что существует еще немало законных способов оптимизации налогообложения, однако это предмет отдельного разговора. Для каждого бизнеса необходим свой анализ и свои схемы.

И напоследок хотелось бы напомнить о том, что последнее время налоговая инспекция все чаще проверяет компании на реальность операций и их деловой характер. В обиход вошло такое понятие, как «деловая цель» . При этом получение налоговой выгоды (уменьшение налоговых обязательств) не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. А отсутствие деловой цели может привести к признанию необоснованной налоговой выгоды и, как следствие, к отказу в уменьшении налоговых обязательств в результате сделки.

Стоит ли платить проценты за «обналичку»

Пока автор писала данную статью, на почту пришло письмо с темой «Услуги по обналичиванию денежных средств», где за неприлично низкий процент предлагают полный пакет документов, что называется, «под ключ». А стоит ли все-таки платить проценты неизвестно кому за наличку и нести риски?

За последние два года выявлено множество схем обналички, доначислены миллиарды рублей налогов к уплате, не говоря уже о пенях и штрафах. Игра с «обналом» может привести как к административной ответственности так и к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ , а сотрудничество с непорядочными контрагентами принесет лишь кратковременный положительный результат.

Не существует больше 100%-ых способов защитить себя и свой бизнес, если ваша компания связана с «обнальными» конторами и «фирмами-одноневками» . Конечно, можно выиграть арбитражный суд, но это не избавит вас от личной материальной ответственности в связи с выходом закона 401-ФЗ . Также весьма вероятно привлечение к уголовной ответственности.

Вывод напрашивается только один: пришла пора российскому бизнесу полностью поменять свой образ мыслей и выйти из сумрака.