Исключения из страхового покрытия. Что думают об этом страховые брокеры

Страховое покрытие

Страхование грузов регламентируется национальным и международным законодательством, а также в нем широко используются оговорки, выработанные длительной практикой осуществления данного вида страхования. Первоначально условия страхового покрытия были разработаны в Англии в XVIII в. и применяются в настоящее время без принципиальных изменений (табл. 8.11).

Исключения из состава страхового покрытия

Рассмотренные типовые оговорки имеют общие исключения из состава страхового покрытия. В частности, исключаются гибель или повреждения груза, а также расходы, произошедшие вследствие:

  • 1) прямого или косвенного воздействия радиации или радиоактивного вещества или применения любого оружия, основанного на использовании атомного или ядерного деления и (или) синтеза и других подобных реакций;
  • 2) войны, гражданской войны, революции, восстания, мятежа или возникших в их результате гражданских беспорядков или любых враждебных актов воюющей стороны или направленных против нее;
  • 3) воздействия блуждающих мин, торпед, бомб или других брошенных орудий войны, воздействие которых на объект страхования носит случайный характер;
  • 4) действий забастовщиков, рабочих, участвующих в локауте, или лиц, участвующих в рабочих беспорядках, бунтах или гражданских волнениях;

Таблица 8.11. Стандартные условия страхового покрытия в страховании грузов

Оговорка "А": "С ответственностью за все риски"

Гибель или повреждение всего или части груза по любой причине, кроме случаев, оговоренных как исключения из состава покрытия.

Убытки, расходы и взносы по общей аварии.

Расходы по спасению, распределенные или назначенные в соответствии с договором перевозки и (или) действующими законами и практикой, произведенные во избежание или в связи с избежанием гибели по любой причине, кроме случаев, оговоренных как исключения из состава покрытия

Оговорка "В": "С ответственностью за частную аварию"

  • - огня, взрыва, землетрясения, извержения вулкана, удара молнии;
  • - крушения, опрокидывания, столкновения перевозочного средства с другим перевозочным средством или неподвижным предметом (кроме контакта с водой);
  • - посадки судна на мель, выбрасывания его на берег, затопления или опрокидывания, повреждения льдом;
  • - проникновения забортной воды в перевозочное средство, контейнер с грузом или место хранения, смывания груза за борт;
  • - пропажи перевозочного средства (судна, самолета) без вести;
  • - провала мостов и складских помещений;
  • - несчастных случаев при погрузке, разгрузке, выгрузке, приеме судном топлива.

Кроме того:

  • - убытки, расходы и взносы по общей аварии;
  • - расходы по спасению, распределенные или назначенные в соответствии с договором перевозки и (или) действующими законами и практикой, произведенные во избежание или в связи с избежанием гибели по любой причине, кроме случаев, оговоренных как исключения из состава покрытия

Оговорка "С": "Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения"

Гибель или повреждение всего или части груза в результате:

  • - огня, взрыва;
  • - крушения, опрокидывания, столкновения перевозочного средства с другим перевозочным средством или неподвижным предметом;
  • - посадки судна на мель, выброса на берег, затопления или опрокидывания, повреждения льдом;
  • - убытки, расходы и взносы по общей аварии.

Кроме того:

Расходы по спасению, распределенные или назначенные в соответствии с договором перевозки и (или) действующими законами

и практикой, произведенные во избежание или в связи с избежанием гибели по любой причине, кроме случаев, оговоренных как исключения из состава покрытия;

В случае полной гибели груза также может возмещаться ущерб, нанесенный прочими рисками, перечисленными в оговорке "В"

  • 5) злого умысла или грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя или их представителей, если таковые определены в результате расследования по страховому случаю соответствующими компетентными органами, а также нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения груза;
  • 6) огня или взрыва, произошедших вследствие погрузки взрывоопасных и самовозгорающихся веществ и предметов (не являющихся грузом по договору страхования), произведенной с ведома страхователя или выгодоприобретателя, но без ведома страховщика;
  • 7) нормативной утечки, обычной потери веса или объема, естественного износа груза;
  • 8) недостаточной или непригодной упаковки (включая укладку груза в контейнер, произведенную страхователем) или подготовки груза; повреждения упаковки при сохранности груза, если не требуется переупаковка;
  • 9) недостачи груза при целостности наружной упаковки и целостности пломб грузоотправителя;
  • 10) внутренних свойств или дефектов груза, включая окисление, ржавление, усушку и т.п.;
  • 11) повреждения груза червями, грызунами, насекомыми;
  • 12) задержки доставки, даже если задержка вызвана риском, входящим в состав страхового покрытия (исключая расходы по общей аварии и спасанию, распределенные или назначенные в соответствии с договором перевозки и (или) действующими законами и практикой, произведенные во избежание или в связи с избежанием гибели груза по любой причине);
  • 13) неплатежеспособности или невыполнения финансовых обязательств владельцами, управляющими, фрахтователями или операторами транспортного средства;
  • 14) немореходности судна или баржи, непригодности перевозочного средства, транспортировочного контейнера или подъемника для безопасной перевозки груза;
  • 15) наличия интереса страхователя или его служащих в немореходности или непригодности перевозочных средств во время погрузки груза;
  • 16) нарушения подразумеваемых гарантий мореходности судна и пригодности судна для перевозки груза к месту назначения, за исключением случая, когда страхователю или его служащим не было известно о такой немореходности или непригодности;
  • 17) захвата, конфискации, ареста, запрета или задержания (исключая пиратство) и их последствий или любых попыток таких действий;
  • 18) действий террористов или любых других лиц, действующих по политическим мотивам.

Риск кражи, грабежа, гибели или повреждения груза в результате противоправных действий третьих лиц является исключением по оговоркам "В" и "С". Кроме типовых, существуют специальные оговорки, в частности по дополнительным соглашениям может предоставляться покрытие рисков п. 1-4, риски п. 5-8 могут быть включены в состав страхового покрытия при установлении дополнительной согласованной сторонами франшизы. В практике грузоперевозок встречаются случаи отклонения судна или иного транспортного средства от указанного в страховых документах пути следования, но с намерением вернуться к прежнему курсу (девиация). Согласно установившимся нормам делового оборота (если в договоре не предусмотрено иное) факт девиации освобождает страховщика от ответственности с момента начала девиации до момента возвращения на маршрут, указанный в страховых документах.

По просьбе страхователя в объем ответственности стандартных условий страхования допускается включение дополнительного "рефрижераторного риска" как наиболее часто встречающегося в практике перевозки. Рефрижераторный риск определяется как порча груза в рефрижераторе в результате выхода из строя холодильной установки во время перевозки, произошедшая по любой причине, за исключением недобросовестного исполнения своих обязанностей водителем (механиком) рефрижератора. Ущерб, связанный с размораживанием груза, может быть возмещен страховщиком только в том случае, если неисправность рефрижераторной установки вызвана ДТП или противоправным действием со стороны третьих лиц в период перевозки. Возмещение проводится по фактическому ущербу.

По всем существующим внутренним законодательным актам и международным транспортным конвенциям материальную ответственность перед владельцем груза за причинение вреда грузу во время транспортировки, перевалки, хранения несут перевозчики, экспедиторы, хранители. Но перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что гибель, повреждение или утрата груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В целях унификации толкования условий торговых контрактов при экспортно-импортных перевозках Международная торговая палата еще в 1936 г. опубликовала свод международных правил для точного определения торговых терминов, известные как правила, или условия, ИНКОТЕРМС, действующие в настоящее время в редакции 2000 г. Условия страхования грузов в настоящее время также базируются на условиях поставок, содержащихся в ИНКОТЕРМС. Данные правила оговаривают момент перехода риска от продавца к покупателю и разделение издержек между ними (табл. 8.12). На этой основе определяется страховой интерес и соответственно основные условия договора страхования грузов.

Использование ИНКОТЕРМС-2000 зависит от согласия участников контракта. Если условия сделки совпадают с условиями ИНКОТЕРМС, предпочтение отдается положениям, зафиксированным в контракте.

Редко перечисляются в полисе. В лучшем случае договор содержит ссылку на соответствующий раздел Правил. А порой не найти и этого: указываются лишь сами Правила, на условиях которых оформлена страховка. Автолюбители при этом часто считают, что изучение перечня исключений не столь актуально. И действительно, при военных действиях или ядерных взрывах вряд ли кому-то будет до страховых возмещений. В то же время, наряду с примерами подобных глобальных факторов список исключений может содержать и весьма бытовые ситуации.

Конечно, видя выданную страховщиком книжку объёмом в несколько десятков страниц мелким шрифтом, можно впасть в уныние. Правила страхования по КАСКО – документ не маленький, потому что содержит указания «на все случаи жизни». Или почти на все. Но перечень событий, не относящихся к страховым случаям, обычно занимает лишь небольшую часть такого текста. Более того, чаще он локализован в отдельный раздел, что облегчает его поиск. Изучение данной информации не займёт много времени и позволит избежать некоторых неприятных ситуаций, связанных с недопониманием условий страхования.

Понять и учесть

Чтение исключений требует определённого внимания и умения «расшифровать» официальные формулировки. Причём, каждая компания определяет подобные оговорки исходя из собственной политики. Безусловно, какие-то из них можно встретить практически у любого страховщика. В числе относительно «общих» исключений фигурируют:

  • воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
  • военные действия, а также маневры или иные военные мероприятия;
  • гражданская война, народные волнения всякого рода или забастовки;
  • изъятие, конфискация, реквизиция, арест или уничтожение транспортного средства по распоряжению государственных органов;
  • управление транспортным средством лицом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • умышленные действия, направленные на наступление страхового случая.

Тем не менее, во многих примерах «нестраховые» события более индивидуальны и присущи конкретным организациям. «За плечами» расчёта по калькулятору КАСКО всегда стоит статистика, учитывающая перечень ситуаций, не являющихся страховыми. Понятно, что лучше понимать соответствующие условия на этапе заключения договора, чем в результате неожиданного отказа в возмещении ущерба. В том числе, следует учитывать и возможные варианты трактовок со стороны страховщика.

Таблица 1. Варианты трактовки формулировок из правил КАСКО.

таблица скроллится вправо
Формулировки исключений Варианты трактовки
Посадка или высадка водителя
и пассажиров.
Весьма ожидаем отказ в компенсации
случайных повреждений дверей при
их открытии.
Перевозка или буксировка
застрахованным транспортным
средством любого вида
транспорта (в том числе – с
погрузкой на него/выгрузкой из него)
при условии, что застрахованное
транспортное средство не
предназначено специально для
указанных целей.
Если в автомобиль "въехали" в тот
момент, когда он вёз на тросе другую
машину, компания может отказать в
выплате. Да, фактически факт
буксировки здесь не при чём. Но
формально обстоятельства инцидента
можно рассматривать как "отказные".
Проведение технического
обслуживания, оказание
технической помощи или ремонт
ТС (в том числе – подъем на
домкрате, автоподъемнике, замена
колес, монтаж или демонтаж
дополнительного оборудования и т.п.).
Страховщик может отказать в
возмещении ущерба в том числе при
дорожно-транспортном происшествии,
имевшем место на территории станции
техобслуживания. Да, автомобиль при
этом не ремонтировался. Но оказался
он в том месте для проведения
ремонта, что и послужило причиной
ущерба.
Событие, произошедшее в период
эксплуатации транспортного
средства с нарушением сроков
прохождения технического осмотра,
если наступление события состоит в
причинно-следственной связи с
неудовлетворительным техническим
состоянием транспортного средства.
Если диагностическая карта
закончилась, а полис ОСАГО ещё
действует, многие не спешат проходить
технический осмотр. Это может дать
повод страховщику для отказа в
страховом возмещении по КАСКО.
Установить нужную "причинно-
следственную связь" и "нарисовать"
требуемый вывод эксперта о
состоянии авто вряд ли окажется
сложной задачей.
Движение транспортного средства по
поверхности земли либо поверхности
искусственного сооружения, не
являющегося дорогой согласно
правилам дорожного движения.
Получается, страховыми случаями не
являются события, произошедшие на
"прилегающей территории":
автостоянки, территории предприятий
и автозаправочных станций, дворы
и т. п. Да, по ОСАГО уже давно в
подобных примерах ущерб
компенсируется. Но по КАСКО
компании вольны сохранять данные
ограничения.

Да, скорее всего большая часть подобных отказов может быть оспорена в судебном порядке. Но этот процесс предполагает значительные временные затраты. К таким последствиям необходимо быть готовым, оформляя полис на соответствующих условиях Правил. С другой стороны, политика страховщиков в данном отношении может разниться в зависимости от принципов работы на рынке. Нередко репутация для компании оказывается важнее использования спорных «зацепок» с целью избежать компенсации вреда.

Частные случаи

Иногда знание перечня исключений может повлиять на привычки или привести к повышенной внимательности в определённых ситуациях. Например, в Правилах многих страховщиков присутствует условие, предусматривающее отказ в выплате по ущербу вследствие курения в салоне авто. Понимание этого факта вполне может изменить обычное поведение страхователя.

Или, скажем, может не считаться страховым событием повреждение транспортного средства при погрузке или выгрузке грузов. На первый взгляд кажется, что данное условие не относится к легковым автомобилям. Но на самом деле грузами здесь могут считаться любые перевозимые вещи, включая элементы мебели, багаж или какую-либо технику. И если в процессе перемещения такого имущества в машину (или из неё) случайно был поцарапан бампер, крышка багажника или иной элемент, у страховщика будут все основания для отказа.

Кроме того, возмещения скорее всего не будет в следующих случаях:

  • Автомобилем управляло лицо без водительского удостоверения (в частности, до его получения или при лишении прав). Даже в том случае, если полис КАСКО не предусматривает ограничений по лицам, допущенным к управлению. Если автовладелец решил дать «бесправному» водителю «попрактиковаться во дворе» – в случае повреждений машины страховщик не компенсирует ущерб.
  • Использование технически неисправного транспортного средства (обычно подразумеваются неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена). Если страхователь всё же решил доехать на «аварийке» двести метров до стоянки с оторванным тормозным шлангом, любые возможные повреждения – за его счёт.
  • Перевозка, погрузка или выгрузка транспортного средства. И речь здесь не только об услугах эвакуаторов. Потенциальную опасность представляют, например, любые паромные переправы.

Порой можно столкнуться с ситуациями, когда потерпевший приходит к страховщику заявлять об убытке, о появлении которого сказать ничего не может. Раньше не было, а теперь есть. Однако повреждения при неустановленных обстоятельствах также вряд ли могут претендовать на компенсацию.

Невозможно перечислить все нестраховые случаи, предусмотренные Правилами разных страховщиков. Но приведённые примеры показывают, что исключения обычно в той или иной степени затрагивают вполне вероятные события или происшествия. А значит, совсем нелишне учитывать соответствующие нюансы при выборе страховой компании по КАСКО. В конце концов не так уж сложно найти в Правилах необходимый раздел и потратить несколько минут на его изучение. Такое «проявление бдительности» позволяет с одной стороны дать более объективную оценку предлагаемому продукту. А с другой – максимально избегать ситуаций, потенциально дающих повод страховой компании «умыть руки».

4.1. Согласно Настоящим Правилам не являются страховыми случаями:

4.1.1. Моральный вред, упущенная выгода, простой, потеря дохода и другие, косвенные и коммерческие потери, убытки и расходы Страхователя, Выгодоприобретателя, Потерпевших лиц, такие как: штрафы, проживание в гостинице во время ремонта застрахованного ТС, командировочные расходы, потери, связанные со сроками поставки товаров и производства услуг;

4.1.2. Убытки, вызванные повреждением имущества, которое находилось в застрахованном ТС в момент наступления страхового случая;

4.1.3. Ущерб, вызванный утратой товарной стоимости ТС или повреждение ТС вследствие коррозии и, естественного износа ТС и дополнительного оборудования вследствие их эксплуатации;

4.1.4. Ущерб, вызванный хищением, повреждением, уничтожением комплекта инструментов, аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки, стационарных противоугонных средств, тентов автомобилей (прицепов и полуприцепов), декоративной отделки и оборудования салона, приборов, светового и сигнального и другого оборудования, если последние не были установлены заводом-изготовителем или не были застрахованы как дополнительное оборудование;

4.1.5. Ущерб, вызванный хищением, повреждением, уничтожением застрахованной автомагнитолы со съемной передней панелью (включая переднюю панель), если передняя панель была оставлена в застрахованном ТС на время отсутствия в нем водителя;

4.1.6. Ущерб, вызванный хищением регистрационных знаков;

4.1.7. Ущерб, вызванный поломкой, отказом, выходом из строя деталей, узлов и агрегатов ТС в результате его эксплуатации, в том числе вследствие попадания во внутренние полости узлов и агрегатов, а также электронных блоков и электронных устройств посторонних предметов, животных, птиц, веществ, дождевой и талой воды и иных жидкостей, а также вследствие попадания жидкости или других веществ во впускной трубопровод воздухозаборника, приведшие к возникновению гидравлического удара (ов) в цилиндре (ах) двигателя;

4.1.8. Ущерб, вызванный повреждением покрышек, колесных дисков и/или декоративных колпаков, если это не повлекло за собой повреждения других узлов или агрегатов ТС;

4.1.9. Ущерб, вызванный точечным повреждением лакокрасочного покрытия без повреждения детали (сколы);

4.1.10. Ущерб, вызванный точечным повреждением (сколами) стекол кузова (лобового, заднего, боковых, стеклянной панели крыши или стеклянной панели люка в крыши), приборов внешнего освещения (фара, фонарь, указатель/повторитель поворота, повторитель стоп-сигнала), а также ущерб, вызванный термическим разрушением (трещинами) стекол кузова или приборов внешнего освещения при отсутствии следов внешнего механического воздействия, если иное не предусмотрено договором;

4.1.11. Ущерб, вызванный утратой (в том числе хищением) ключей, брелоков, чипов, карт электронной активации;

4.1.12. Ущерб, вызванный повреждением застрахованного ТС при неизвестных обстоятельствах;

4.1.13. Убытки, возникшие вследствие невозврата застрахованного ТС Страхователю при страховании ТС, передаваемого в прокат, лизинг, аренду и т.п.;

4.1.14. Хищение застрахованного ТС вместе с оставленными в нем регистрационными документами (свидетельством о регистрации ТС и/или паспортом ТС), и/или ключами от замка зажигания, и/или иными устройствами, применяемыми для запуска двигателя,за исключением случаев, предусмотренных подп. г) ч. 2 ст. 161 и ст. 162 УК РФ. ;

4.1.15. Хищение дополнительного оборудования или частей ТС, если они находились в момент страхового события отдельно от застрахованного ТС;

4.1.16. Хищение запасных колес ТС и/или кожуха запасного колеса, если их хищение произошло без причинения повреждений самому застрахованному ТС;

4.1.17. Ущерб в результате ДТП, произошедшего вследствие использования Страхователем технически неисправного ТС. Технически неисправным считается ТС, имеющее неисправности, указанные в «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» - «Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

4.1.18. Любой ущерб или хищение застрахованного ТС, ввезённого на территорию РФ с нарушением действующих таможенных норм и правил, и/или числящихся в информационных базах данных органов государственной власти РФ и/или органов Интерпола как ранее похищенные.

4.1.19. Хищение, застрахованного ТС в период отключения, перерыва или снятия с обслуживания противоугонной системы, в случае если страхование осуществлялось при наличии требования по установке противоугонной системы указанной в Договоре страхования.

4.1.20. Ущерб, причиненный в результате повторного повреждения элементов (узлов, агрегатов, и т.п.) застрахованного ТС, имевших существенные повреждения на момент заключения договора страхования, и зафиксированных Страховщиком (уполномоченным им лицом) при заключении договора страхования в письменном виде. Существенными повреждениями признаются любые повреждения ТС, за исключением точечных повреждений лакокрасочного покрытия без повреждения детали (сколов), точечных повреждений (сколов) стекол кузова (лобового, заднего, боковых, стеклянной панели крыши или стеклянной панели люка в крыши) и/или приборов внешнего освещения (фара, фонарь, указатель/повторитель поворота, повторитель стоп-сигнала), повреждений, вызванных термическим разрушением (трещинами) стекол кузова или приборов внешнего освещения при отсутствии следов внешнего механического воздействия, повреждений, относящихся к заявленным и неурегулированным страховым случаям, если договором страхования дополнительно не предусмотрено иное;

4.1.21. Хищение застрахованного ТС с использованием похищенных заводских ключей от замка зажигания и иных устройств, применяемых для запуска двигателяи/или хищение застрахованного ТС при утраченных или похищенных ранее регистрационных документов ТС, заисключением случаев, предусмотренных подп. г) ч. 2 ст. 161 и ст. 162 УК РФ, в случае если хищение ТС произошло до момента заявления, в порядке предусмотренном настоящими Правилами, владельцем ТС о хищении заводских ключей от замка зажигания и иных устройств, применяемых для запуска двигателя и/или о хищении или утрате регистрационных документов ТС Страховщику;

4.1.22. Повторное повреждение элементов (узлов, агрегатов, и т.п.) ТС, по которым Страховщик ранее осуществил страховую выплату или полностью или частично отказал в выплате страхового возмещения, исключая случаи отказа в выплате страхового возмещения на основании п. 4.1.9. и/или 4.1.10. настоящих Правил, при невыполнении Страхователем обязанности указанной в п. 10.2.7. настоящих Правил;

4.1.23.Любой ущерб (вред), причиненный Потерпевшим лицам в результате неправомерного использования (завладения) иными (третьими) лицами застрахованным ТС;

4.1.24. Хищение отдельных частей, деталей, узлов, агрегатов ТС и/или установленного на нем дополнительного оборудования в результате противоправных действий третьих лиц если застрахованное ТС не застраховано по риску «Хищение»;

4.1.25. Ущерб в результате Противоправных действий третьих лиц, по которым органами внутренних дел отказано в возбуждении уголовного дела либо возбужденное уголовное дело прекращено по нижеуказанным основаниям/причинам (в любой совокупности):

Отсутствия события преступления (п.1 части 1 статьи 24 УПК РФ);

Отсутствие в деянии состава преступления (п.2 части 1 статьи 24 УПК РФ);

Действие (бездействие) не признано преступлением (п. 2 статьи 14 УК РФ)

4.2. Не признаются страховыми случаями и не покрываются настоящим страхованием события, которые привели к повреждению, гибели, утрате (хищению) застрахованного ТС, причинению вреда, жизни и здоровью Застрахованных лиц, а так же вреда Потерпевшим лицам, если они произошли в результате:

4.2.1. Умышленных действий Страхователя, Выгодоприобретателя, лица, допущенного к управлению застрахованным ТС по договору страхования, пассажиров застрахованного ТС, направленных на наступление страхового случая, либо при совершении или попытке совершения вышеуказанными лицами преступления;

4.2.2. В процессе управления застрахованным ТС лицом:

Не допущенным к управлению по договору страхования;

Не имеющим право управления ТС;

Не имеющим доверенности на право управления застрахованным ТС или не указанным в путевом листе;

Находившимся в состоянии любой формы алкогольного, наркотического или токсического опьянения или под воздействием медикаментозных препаратов, применение которых противопоказано при управлении ТС или отказался пройти медицинское освидетельствование (экспертизу).

4.2.3. Погрузки-разгрузки застрахованного ТС, а также перевозки ТС в качестве груза, если договором страхования не предусмотрено иное;

4.2.4. Использования застрахованного ТС в соревнованиях, испытаниях или для обучения вождению без письменного согласования со Страховщиком;

4.2.5. Передачи застрахованного ТС в лизинг, аренду, прокат или залог без письменного согласования со Страховщиком, если иное не предусмотрено договором страхования;

4.2.6. Нарушения Страхователем или лицом, допущенным к управлению застрахованным ТС по договору страхования, правил эксплуатации ТС, пожарной безопасности, перевозки и хранения огнеопасных и взрывоопасных веществ и предметов, требований безопасности при перевозке грузов (согласно Правил дорожного движения);

4.2.7. Воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;

4.2.8. Военных действий, маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок, конфискации, изъятия, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного ТС по распоряжению государственных органов;

4.2.9. Самопроизвольного движения припаркованного ТС (данное ограничение не распространяется на риски «Гражданская ответственность владельцев транспортных средств» и «Несчастный случай»);

4.2.10. Если водитель застрахованного ТС оставил (покинул и т.п.) место ДТП в нарушение правил Дорожного Движения, установленных нормативно-провавым актом Российской Федерации;

4.2.11. Если Страхователь (Выгодоприобретатель) не исполнил обязанность, указанную в п. 10.2.4. и/или 10.2.5. настоящих Правил.

  • Вопрос 9. Понятие страхового стажа, порядок его исчисления
  • Защита металлов от коррозии органические и неорганические покрытия.
  • 8.1. В соответствии с настоящими Правилами не подлежат возмещению убытки, происшедшие вследствие:

    8.1.1. войны, любых военных действий, террористических актов, а также маневров или иных военных мероприятий, революций, мятежей, внутренних народных волнений, актов терроризма и попыток их совершения, массовых забастовок, беспорядков или локаутов;

    8.1.2. воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;

    8.1.3. использования или хранения бомб, мин, снарядов или иного вооружения;

    8.1.4. гражданской войны, вооруженного восстания, а также действий властей, направленных на их подавление;

    8.1.5. кражи без взлома;

    8.1.6. конфискации, реквизиции, ареста, уничтожения или повреждения имущества по распоряжению военных или гражданских властей или иных действии административных органов;

    8.1.7. влажности внутри помещения, здания (плесень, грибок т.п.);

    8.1.8. косвенных убытков, возникающих, в частности, из-за задержки в поставке продукции или несвоевременной поставки, перерыва в производстве, торговле, неполучения прибыли или выгоды, замедления темпов производства или снижения количества производимых товаров или услуг, даже если такие убытки и явились следствием событий, в связи с наступлением которых, Страховщик был бы обязан выплачивать возмещение в соответствии с условиями настоящих Правил страхования;

    8.1.9. естественного износа застрахованного имущества или постепенной потери им своих качеств или полезных свойств;

    8.1.10. коррозии, окисления, брожения, гниения или иных естественных свойств застрахованного имущества;

    8.1.11. умышленных действий или бездействий Страхователя или его представителей, а также Выгодоприобретателя;

    8.1.12. оседания, растрескивания, сжатия, расширения или вздутия покрытий дорог или тротуаров, а также фундаментов, стен, несущих конструкций или перекрытий зданий, строений либо инженерных сооружений, если они произошли не в результате внезапного и непредвиденного воздействия на них извне;

    8.1.13. дефектов и недостатков застрахованных зданий, сооружений, уже имевших место на момент заключения договора страхования, которые должны были быть известны Страхователю или его органам или уполномоченным лицам, но не были сообщены Страховщику;



    8.1.14. возгорания производственного оборудования, бытовых электроприборов, электронной аппаратуры и оргтехники, если данное возгорание не вызвало пожара, т.е. дальнейшего распространения огня;

    8.1.15 оседания или иного движения грунта, если они вызваны проведением взрывных работ, выемкой грунта из котлованов или карьеров, засыпкой пустот или проведением земленасыпных работ, а также добычей или разработкой месторождений твердых, жидких или газообразных полезных ископаемых;

    8.1.16. бури, вихря, урагана, смерча или иного движения воздушных масс, вызванного естественными процессами в атмосфере, если скорость ветра, причинившего убыток, не превышал 60 км/час (16,6 м/с). Скорость ветра подтверждается справками соответствующих учреждений Гидрометеоцентра;

    8.1.17. проникновения в застрахованные помещения дождя, снега, града или грязи через незакрытые окна, двери или иные отверстия в зданиях, если эти отверстия не возникли вследствие стихийного бедствия;

    8.1.18. повреждения машин и оборудования, если оно не было вызвано внезапным и непредвиденным воздействием извне;

    8.1.20. несоблюдения Страхователем или его представителем, а также Выгодоприобретателем требований нормативных актов и инструкций по эксплуатации, хранению и обслуживанию застрахованного объекта, а также использования этого объекта для иных целей, чем те, для которых он предназначен.



    8.2. Также не покрывается ущерб:

    8.2.1. Причиненный застрахованному имуществу в результате его обработки огнем или иным термическим воздействием с целью изменения его свойств или с другими целями в соответствии с технологическим процессом; это касается также имущества, в котором или с использованием которого производится или поддерживается полезный огонь или тепло;

    8.2.2. От подпаливания, возникшего не вследствие пожара (например, при складировании сырья, материалов, продукции и т.п. вблизи источников поддержания огня);

    8.2.3. Нанесенный механизмам с двигателем внутреннего сгорания при взрывах, возникающих в камерах сгорания, а также ущерб от давления газа, возникающего в распределительном устройстве электрического выключателя;

    8.3. Если при решении вопроса о возмещении ущерба Страховщик требует доказательств, что причиненный ущерб ни прямо, ни косвенно не вызван обстоятельствами, указанными в подпунктах.8.1.- 8.3., то Страхователь обязан представить такие доказательства.

    8.4. При заключении договора страхования Страхователь и Страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений настоящих Правил или о дополнении настоящих Правил.