Транспортный налог в бюджетных организациях. Транспортный налог в казенном учреждении

Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету?

Как отра­зить в учете операции по начислению и уплате налогов в учреждениях? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

За счет каких средств уплачиваются налоги?

Согласно п. 11 , 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания. В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах.

Величина затрат на уплату налогов, включаемых при расчете субсидии на госзадание, корректируется с учетом коэффициента платной деятельности.

Таким образом, расходы на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов могут полностью или частично покрываться субсидией на выполнение государственного задания. Если налоговые затраты финансируются средствами субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Что касается налога на прибыль и НДС, отметим следующее. Поскольку объектом обложения этими налогами являются доходы (прибыль) от осуществления платной деятельности, а не имущество, за счет таких доходов указанные налоги и уплачиваются.

Какие КБК применяются для уплаты налогов?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

  • налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства) отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»;
  • транспортного налога – по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов и сборов».

Указанные коды видов расходов применяются в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках учетной политики.

Каков порядок отражения налогов в бухгалтерском учете?

В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бюджетном учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).

Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бюджетном учете применяются следующие счета:

  • 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
  • 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (применяется для отражения транспортного налога);
  • 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
  • 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:

Содержание операции Дебет Кредит Пункт Инструкции № 183н
Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств:
– налог на прибыль 2 401 10 130
2 401 10 180
2 303 03 000 159, 179
– НДС 2 401 10 130
2 401 10 180
2 401 20 200*
2 303 04 000 159, 179
– иных налогов 0 401 20 200
0 109 00 200
0 303 05 000
0 303 12 000
0 303 13 000
159
Уплата налогов 2 303 03 000
2 303 04 000
0 303 05 000
0 303 12 000
0 303 13 000
0 201 11 000
0 201 21 000
161, 78

* В части НДС по безвозмездным передачам.

При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.

Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.

В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация.

При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.

Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).

Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств. Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.

Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.

В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается. В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей. Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.

Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом). А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.

Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета. Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.

В бухгалтерском учете налогов в учреждениях отразятся следующие проводки:

Автономное учреждение сдает помещение в аренду. Арендная плата составила 50 000 руб. (в том числе НДС (18 %) – 7 627 руб.). Налог на прибыль с доходов от арендной платы составил 8 475 руб.

Цифры приведены условно, прочие расходы и вычеты, уменьшающие налогооблагаемую базу, не учитываются.

Согласно учетной политике АУ суммы налогов отражаются по статье 180 КОСГУ.

В соответствии с положениями Инструкции № 183н и разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑06‑10/38856, операции отразятся бухгалтерском учете налогов в учреждениях следующим образом:

Сумма, руб.

Начислен доход от аренды

00000000000000120

2 205 21 000

00000000000000120

2 401 10 120

Поступила арендная плата на лицевой счет

00000000000000000

2 201 11 000

00000000000000120

2 205 21 000

Увеличение

забалансового счета 17

(код 120 КОСГУ)

Начислен НДС

00000000000000120

2 401 10 120

00000000000000180

2 303 04 000

Начислен налог на прибыль

00000000000000120

2 401 10 120

00000000000000180

2 303 03 000

Уплачен НДС в бюджет

00000000000000180

2 303 04 000

00000000000000000

2 201 11 000

Уменьшение

забалансового счета 17

(код 180 КОСГУ)

Уплачен налог на прибыль в бюджет

00000000000000180

2 303 03 000

00000000000000000

2 201 11 000

Уменьшение

забалансового счета 17

(код 180 КОСГУ)

Учитываются ли имущественные налоги в целях налогообложения?

Расходы на уплату налогов могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264, ст. 252 НК РФ при условии, что такие расходы экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Вместе с тем необходимо учитывать следующее.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ на автономные учреждения – получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Положениями п. 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

В силу положений вышеназванных статей НК РФ расходы, произведенные автономными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль и не подлежат распределению в пропорции согласно п. 1 ст. 272 НК РФ.

Как уже было отмечено, величина субсидии на выполнение государственного задания, предоставляемой автономному учреждению из бюджета, рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения (п. 11, 33 Положения № 640). При этом значения нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) подлежат утверждению (п. 14, 15 и 32 Положения № 640).

Таким образом, к расходам, не учитываемым автономными учреждениями при определении базы по налогу на прибыль, относятся фактически осуществленные расходы (в том числе на уплату земельного, транспортного налогов, налога на имущество), рассчитанные исходя из нормативов, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий. Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, при их соответствии критериям ст. 252 НК РФ подлежат распределению согласно п. 1 ст. 272 НК РФ. Такой вывод сделан в письмах Минфина РФ от 08.12.2016 № 03‑03‑06/3/73328, от 30.12.2016 № 03‑03‑06/3/79616, от 03.11.2016 № 03‑03‑06/3/64622.

Стоит отметить, что ранее специалисты финансового ведомства придерживались иной точки зрения: учреждения – получатели субсидий вправе учитывать только те расходы (в том числе расходы на уплату налогов), которые непосредственно связаны с ведением предпринимательской деятельности. При этом пропорционального деления налогов между уставной бюджетной и предпринимательской деятельностью гл. 25 НК РФ не предусмотрено (письма Минфина РФ от 04.02.2015 № 03‑03‑06/4/4305, от 30.04.2015 № 03‑03‑06/4/25397).

* * *

Обобщая вышеизложенный материал, выделим основные моменты:

1) затраты на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов (имущественных налогов) учитываются при определении объема субсидии на выполнение государственного задания. НДС и налог на прибыль уплачиваются только за счет доходов, полученных от платной деятельности;

2) при отражении в бухгалтерском учете суммы имущественных налогов относятся на увеличение расходов, а суммы НДС и налога на прибыль – на уменьшение доходов;

3) исходя из положений учетной политики налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете как в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), так и в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде);

4) в целях исчисления налога на прибыль расходы на уплату имущественных налогов, покрываемые за счет средств субсидии, не учитываются. Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, распределяются между уставной деятельностью и деятельностью, приносящей доход. Часть этих расходов, которая приходится на платную деятельность, может быть учтена при определении налогооблагаемой базы в составе прочих расходов.

Л. Ларцева, эксперт журнала

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", март, 2017

Налоговое законодательство обязывает лиц, владеющих транспортными средствами, ежегодно начислять и уплачивать налог. Периодичность данной процедуры увеличивается, если регион предусмотрел обязательные авансовые платежи по транспортному налогу по итогам каждого квартала.

Каждый раз, проводя исчисление налогового обязательства в отношении ТС, организация сталкивается с необходимостью отражения полученных результатов в бухучете с помощью двойных записей на учетных регистрах. Проводки совершаются по факту проведенного расчета (начисление налога), а также по факту перечисления начисленной налоговой суммы в местный бюджет (уплата налога).

Так как обязанность по ведению бухгалтерского учета ложится только на организации, то вопрос о корректном отражении начисления и уплаты транспортного налога в бухучете встает только перед юридическими лицами. Физлица с образованием ИП налог по своим транспортным средствам уплачивать должны, но отражать эти сведения с помощью проводок в бухучете не требуется.

Понятие транспортного налога

Организации, на которые в ГИБДД зарегистрированы средства передвижения, обязаны платить транспортный налог в сроки и в размере, определяемыми местными законодательными актами. Уплата выполняется в местный бюджет. НК РФ устанавливает величину ставки, регионы корректируют ее в пределах дозволенного (не более чем в 10 раз), определяют необходимость уплаты квартальных авансов по налогу, устанавливает крайние даты для перечисления налоговых сумм.

Расчет налога юридические лица проводят самостоятельно на основании формулы, приведенной ниже:

Налог = База * Ставка * Кв * Кп

  • база – мощность ТС в л.с.;
  • ставка – определенная регионом для конкретного типа ТС ставка;
  • Кв – коэффициент, определяющий сколько месяцев в году организация была собственников транспорта, в отношении которого проводится расчет;
  • Кп – повышающий коэффициент, позволяющий учесть отнесение автомобиля к дорогостоящему транспорту.

Окончательная величина налога зависит от марки передвижного средства, его мощности, а также положенных льгот.

Если МО устанавливает обязанность платить не только годовой налог с транспорта, но и квартальные авансы, расчет налога проводится по той же формуле с учетом деления на 4.

Начисление транспортного налога

Начисление налога выполняется по факту проведенного расчета по формуле, приведенной выше, исходя из двигательной мощности, региональной ставки, времени владения транспортом, а также возможного включения в число дорогостоящих ТС.

Начислить транспортный налог должно то лицо, которое выступает владельцем транспорта в соответствии с регистрационной документацией ГИБДД.

Не имеет значение, кто действительно эксплуатирует ТС, находится ли объект налогообложения в исправном состоянии или подлежит списанию, наступил ли по ТС моральный или физический износ. Ответы на все эти вопросы не волнуют налоговую инспекцию. Если на организацию зарегистрирован в ГИБДД транспорт, то обязанность по уплате налога с данного имущества присутствует.

Организация имеет право не начислять налог, если проведена стандартная государственная процедура снятия с учета ТС.

Не нужно начислять транспортный налог за те месяцы, в которых организация не являлась владельцем ТС.

Например, при постановке или снятии с учета транспорта в течение периода (квартала или года) не нужно платить налог за неполные месяцы владения (если постановка на учет произведена после 15-того числа месяца или снятие с учета произведено до 15 числа месяца).

Расчет транспортного налога проводится в бухгалтерской справке, которая впоследствии выступает документальным основанием для фиксации проводки о начислении налога.

Вычислительная процедура проводится в последний день периода (квартала или года), этой же датой отражается проводка о начислении в бухучете.

Проводка об уплате начисленной величины налога выполняется по факту перечисления денежных средств со счета плательщика. В каждом регионе свои сроки уплаты, поэтому дата отражения двойной записи об уплате может варьироваться в каждом конкретном случае.

Проводки по начислению транспортного налога

Учетные данные о начисленных, уплаченные и возмещаемых налоговых суммах показываются на счете 68:

  • Дебет – вносятся перечисляемые суммы, а также суммы, подлежащие возврату из бюджета;
  • Кредит – вносятся начисляемые величины по транспортному налогу, подлежащие дальнейшей уплате.

68 счет для удобства отражения сведений обо всех видах налоговых обязательств разбивается на несколько субсчетов, назначение каждого – показывать сведения о каждом отдельном типе налога.

Для отражения информации о начисленном и уплаченном транспортном налоге также открывается самостоятельный субсчет, который может быть назван по наименованию налога.

Для отражения рассчитанной суммы транспортного налога в бухучете выполняется запись по кредиту 68 счета в корреспонденции с дебетом счетов учета расходов организации.

Транспортный налог относится к расходам по обычному виду деятельности (согласно ПБУ)

В дальнейшем транспортный налог учитывается в качестве расхода при исчислении налога с прибыли.

Выбор нужного счета для списания налога в расходы зависит от того, для чего и где применяется транспортное средство:

  • Деб.20 Кр.68.Тр.нал. – показано начисление налога (или аванса по нему) с транспортного средства, используемого для нужд основного производства организации;
  • Деб.23 Кр.68 Тр.нал. – начисление налога (аванса) по транспорту, занятому во вспомогательном производстве;
  • Деб.25 Кр.68 Тр.нал. – начисление налога (или аванса) по ТС, используемому в общепроизводственных целях;
  • Деб.26 Кр.68 Тр.нал. – начисление налога (или аванса) по транспорту, используемому в общехозяйственных целях (например, для доставки руководителя до места назначения);
  • Деб.44 Кр.68.Тр.нал. – начисление транспортного налога (аванса по нему) по ТС, занятому в торговой деятельности, например, доставка товаров до покупателей.

Если в регионе действуют авансовые платежи, то даты отражения проводки по начислению авансов следующие:

  • 31 марта за 1кв.;
  • 30 июня за 2кв.;
  • 30 сентября за 3 кв.

Дата отражения записи о начислении годового налога:

  • 31 декабря за 4 кв.

Проводки по уплате транспортного налога

В срок, обозначенный в законах МО, нужно заплатить начисленную величину транспортного налога, показанную по кредиту 68 счета. При этом в бухучете показывается следующая двойная запись:

  • Деб.68 Тр.нал. Кр.51 – произведена уплата начисленного транспортного налога.

Дата отражения указанной выше проводки – фактический день перечисления денежных средств. Документальное обоснование – платежное поручение, на основании которого банк снимает денежные средства со счета клиента в пользу другого лица.

Пример отражения транспортного налога в бухучете организации

Компания имеет автомобиль, который используется для доставки товаров до клиентов, его мощность составляет 130л.с. Местная ставка 10 руб. за одну л.с. Автомобиль приобретен в мае 2016г., 14 мая ТС поставлен на учет. Стоимость авто не превышает 3000000руб., то есть не нужно в формуле учитывать повышающий коэффициент. Региональные власти обязывают владельцев ТС платить авансовые платежи за каждый квартал в течение следующего месяца, годовой налог – до 1 марта следующего года.

Расчет за 2016г.:

  • Аванс за 2кв. = (130 * 10 * 2/3) / 4 = 217
  • Аванс за 3кв. = (130 * 10) / 4 = 325
  • Годовой налог = 130 * 10 * 8/12 – (217 + 325) = 325

Проводки:

Дата Сумма Дебет Кредит Наименование операции Документальное основание
30.06.2016 217 44 68 Тр.нал. Отражено начисление аванса по налогу за 2 квартал Бухгалтерская справка
28.07.2016 217 68 Тр.нал. 51 Уплачена сумма аванса за 2 квартал Платежное поручение №111 от 28.07.2016
30.09.2016 325 44 68 Тр.нал. Отражение начисление аванса за 3 квартал Бухгалтерская справка
27.10.2016 325 68 Тр.нал. 51 Уплачена сумма аванса за 3 квартал Платежное поручение №222 от 27.10.2016
31.12.2016 325 44 68 Тр.нал. Отражено начисление налога за год Бухгалтерская справка
27.02.2016 325 68 Тр.нал. 51 Уплачен годовой налог за 2016г. Платежное поручение №55 от 27.02.2016

Транспортный налог устанавливается главой 28 Налогового кодекса РФ и законами субъектов РФ, он является обязательным к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставки налога в пределах, регламентируемых Налоговым кодексом РФ , порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их применения налогоплательщиком.

При установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В частности, на это указано в письмах ФНС России от 22 марта 2013 г. № БС-3-11/1027@ , от 18 марта 2013 г. № БС-3-11/921@ .

Регистрация транспорта

Плательщики налога - учреждения, на которые зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Отметим, что для налогового учета транспортных объектов обязательна регистрация транспортных средств в соответствующих госорганах.

Регистрация, а также изменение регистрационных данных производятся на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспорт и подтверждающих возможность его допуска к эксплуатации на территории России.

Перечень транспортных средств, которые не являются объектами налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:

транспорт, принадлежащий на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске;
  • легковые автомобили, специально оборудованные для инвалидов.

Расчет налоговой базы

Налоговая база зависит от типа транспортного средства.

Она определяется так:

  • по транспортным средствам, имеющим двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • по воздушным транспортным средствам, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  • по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • по водным и воздушным транспортным средствам, не указанным выше, - как единица транспорта.

Налоговый период - календарный год. Отчетные периоды - I, II и III кварталы. При установлении налога органы власти субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 360 Налогового кодекса РФ).

Определяем налоговые ставки

Установление размеров налоговых ставок по транспортному налогу находится в компетенции законодательных (представительных) органов субъекта Российской Федерации (письма Минфина России от 18 июня 2012 г. № 03-05-06-04/106 , ФНС России от 29 апреля 2013 г. № БС-2-11/300@ , от 22 апреля 2013 г. № БС-2-11/286@).

Ставки назначаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории или единицы в размерах, приведенных в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ. При этом они могут быть как увеличены, так и уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. Исключение - легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л. с. (110,33 кВт) включительно (п. 2 ст. 361 Налогового кодекса РФ).

Допускается установка дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств с учетом количества лет, прошедших с года выпуска, и (или) их экологического класса.

Число лет с года выпуска транспорта определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска.

Уплата налога

Налог исчисляется по каждому транспортному средству. Учреждения рассчитывают суммы налога и авансового платежа по нему самостоятельно.

Отражение сумм в бухучете

Расходы на уплату транспортного налога необходимо предусмотреть в бюджетной смете казенного учреждения в соответствии с Общими требованиями к ее составлению, утвержденными приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н .

Уплата налогов (включаемых в состав расходов), госпошлин и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней отражается по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н).

Если излишне уплаченный налог возвращается в этом же финансовом году, то кассовые расходы восстанавливаются.

А если налог возвращен в другом налоговом периоде, то суммы зачисляются в доход соответствующего бюджета.

А.Л. Опальская,

аттестованный преподаватель Института профессиональных бухгалтеров России, к. э. н.

Как начислять в бухгалтерском учете транспортный налог, ежеквартально или ежегодно?И на какой счет?

В бухучете начисление транспортного налога, который относится к расходам по обычным видам деятельности, отражайте проводкой Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу». Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации, то отражайте проводкой Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу». Суммы начисленных по итогам отчетного периода авансовых платежей по транспортному налогу признаются расходом того отчетного периода, за который начисляется авансовый платеж (п. 18 ПБУ 10/99). Соответственно, начисление авансовых платежей производите по квартально.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Бухучет

В бухучете расчеты по транспортному налогу отражайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по транспортному налогу» (Инструкция к плану счетов).

Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (). Порядок его отражения в бухучете зависит от того, в каком производстве или подразделении организации используется транспортное средство, по которому начислен налог.
При начислении и уплате транспортного налога делайте проводки*:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
- начислен транспортный налог (авансовый платеж по налогу);

Дебет 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» Кредит 51
- уплачен транспортный налог (авансовый платеж по налогу).

Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации, например передано по договору аренды (при условии, что этот вид деятельности не является основным), транспортный налог учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99)*:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
- начислен транспортный налог.

Сумму транспортного налога (авансовых платежей по транспортному налогу) рассчитайте в бухгалтерской справке. Этот документ является основанием для включения транспортного налога (авансовых платежей) в состав расходов ().

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу:

Л.А. Опальская

1. Объект налогообложения

В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) транспортный налог, как и любой другой налог, считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления и сроки уплаты.

Плательщиками транспортного налога признаются бюджетные учреждения, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Таким образом, регистрация транспортного средства, а не его фактическое использование ведет к возникновению обязанности по уплате этого налога.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. Причем в соответствии с налоговым законодательством ряд транспортных средств бюджетных учреждений не признается объектом налогообложения, а именно:

Транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

2. Налоговая база и налоговые ставки

Налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (л. с.) отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговые ставки предусмотрены ст. 361 НК РФ и устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, категории транспортных средств в расчете на 1 л.с. мощности двигателя транспортного средства.

Налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.

3. Порядок уплаты транспортного налога

Бюджетные организации, являющиеся плательщиками транспортного налога, исчисляют сумму транспортного налога и сумму авансовых платежей по нему самостоятельно.

Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - I квартал, II квартал, III квартал.

Порядок исчисления налога, установленный ст. 362 НК РФ, обязывает налогоплательщика рассчитывать налог по каждому транспортному средству путем умножения налоговой базы (количество лошадиных сил) на налоговую ставку (сумма в рублях с каждой лошадиной силы). Организации уплачивают транспортный налог по итогам года. В течение налогового периода, если в регионе введены отчетные периоды, налогоплательщик перечисляет в бюджет авансовые платежи по транспортному налогу.

Каждый авансовый платеж равен одной четвертой произведения налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ) и уплачивается в первых трех кварталах. В отличие от других налогов (например, налога на прибыль) авансовые платежи по транспортному налогу рассчитываются не нарастающим итогом. По окончании IV квартала (по итогам года) сумма платежа равна разнице между транспортным налогом, рассчитанным за год, и суммой всех уплаченных в течение этого года авансовых платежей по налогу (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Пример.

По состоянию на 1 января 2008 года на балансе бюджетного учреждения числился грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 с мощностью двигателя 120 л. с.

Предположим, что ставки транспортного налога, установленные законом субъекта Российской Федерации, соответствуют ставкам, указанным в ст. 361 НК РФ.

В отношении грузового автомобиля ЗИЛ-5301, зарегистрированного в ГИБДД МВД России, организация применяет ставки, определенные для категории "грузовой автомобиль", - 8 руб. за 1 л. с.

Рассчитаем авансовые платежи и сумму транспортного налога на 2008 год.

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет за каждый отчетный период, составила 240 руб. (1/4 х 120 л. с. х 8 руб.).

Размер авансового платежа за I, II, III кварталы - по 240 руб. (720 руб.).

Сумма транспортного налога, исчисленная за год, равна 960 руб. (120 л. с. х 8 руб.).

В итоге за год сумма транспортного налога по грузовому автомобилю составила 960 руб., а сумма доплаты за IV квартал - 240 руб. (960 руб. - 720 руб.).

Если транспортное средство зарегистрировано или снято с учета в течение отчетного периода, то суммы авансовых платежей и сумма налога по итогам года должны рассчитываться с учетом коэффициента, который равен отношению числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, к числу календарных месяцев в отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом и месяц регистрации транспортного средства, и месяц снятия его с учета считаются за полный месяц.

Пример.

Автомобиль ЗИЛ-5301 с мощностью двигателя 120 л. с. зарегистрирован в марте 2008 года, а снят с регистрации в ноябре того же года.

Коэффициент, учитывающий срок регистрации автомобиля по каждому отчетному периоду и за год, составил:

- 0,33 (1 мес. : 3 мес.) - за I квартал (без учета января и февраля);

- 1 (3 мес. : 3 мес.) - за II, III кварталы (с учетом всех месяцев);

- 0,75 (9 мес. : 12 мес.) - за налоговый период (без учета января, февраля и декабря).

Сумма авансового платежа по грузовому автомобилю равна:

- 79,20 руб. (1/4 х 0,33 х 120 л. с. х 8 руб.) - за I квартал;

- 240 руб. (1/4 х 1 х 120 л. с. х 8 руб.) - за II, III кварталы.

Сумма транспортного налога - 720 руб. (0,75 х 120 л. с. х 8 руб.).

За IV квартал организация должна была доплатить 160,80 руб. (720 руб. - 79,20 руб. - 240 руб. - 240 руб.).

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ (не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

4. Представление налоговой декларации

На основании ст. 363.1 НК РФ по истечении налогового периода организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу. Бюджетные организации, уплачивающие авансовые платежи по транспортному налогу, представляют по истечении каждого отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н и включает:

Титульный лист;

Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)";

Раздел 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)".

Следует отметить, что если бюджетное учреждение имеет объекты налогообложения (транспортные средства), зарегистрированные на территории нескольких муниципальных образований, отнесенных к ведению одного налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет по месту нахождения транспортных средств, то заполняется одна налоговая декларация. При этом Раздел 1 налоговой декларации заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства налогоплательщика.

Раздел 2 налоговой декларации заполняется по каждому транспортному средству, находящемуся на территории соответствующего муниципального образования. При наличии транспортных средств на территории нескольких муниципальных образований, относящихся к ведению налогового органа, в который представляется налоговая декларация, Раздел 2 заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства бюджетного учреждения.

Местонахождением автотранспортных средств является тот субъект Российской Федерации, где они зарегистрированы в органах ГИБДД МВД России, Гостехнадзоре или в других органах (ст. 83 НК РФ).

5. Отражение операций по начислению и уплате транспортного налога

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н, расходы бюджетного учреждения на уплату транспортного налога должны отражаться по подстатье 290 "Прочие расходы" Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Своевременность уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему подтверждается датой платежных поручений на уплату налога.

Отражение операций по начислению и уплате транспортного налога в бюджетном учете производится в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

При этом оформляются следующие проводки:

а) по бюджетной деятельности:

N п/п

Дебет

Кредит

Начислен транспортный налог

140101290 "Прочие расходы"

130305730"Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"


130305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

130405290 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам"

б) по приносящей доход деятельности:

N п/п

Дебет

Кредит

Начислен транспортный налог

210604340 (290) "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

230305730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Перечислен транспортный налог в бюджет

230305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

220101610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"

Одновременное отражение на забалансовом счете 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения по КОСГУ290 "Прочие расходы"

6. Проблемные ситуации по транспортному налогу

1. На практике возникает много споров по вопросу о необходимости уплаты транспортного налога с транспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке, однако фактически не используемых в деятельности по причине их полного износа или по другим основаниям.

В письме Минфина России от 03.07.2008 N 03-05-06-04/39 определено, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть владелец транспортного средства, вне зависимости от того, используется ли оно или нет.

Таким образом, если транспортное средство находится в неисправном состоянии и не используется в дорожном движении, оно должно быть снято с государственной регистрации, и в этом случае такое транспортное средство не будет подлежать обложению транспортным налогом.

Правомерность данного вывода подтверждается и судебной практикой.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.07.2007 N А29-8682/2006а суд поддержал доводы налогового органа о том, что налогоплательщик, являясь собственником автомобилей, обязан уплачивать по ним транспортный налог независимо от их технического состояния и фактического использования. Суд указал, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в установленном законом порядке.

2. Транспортное средство не зарегистрировано, но используется.

Общий порядок регистрации наземных транспортных средств определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", согласно п. 2 которого регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в частности:

Подразделения ГИБДД МВД России - в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В судебной практике единой позиции по данному вопросу не сложилось.

3. Уплата транспортного налога в случае угона (кражи) транспортного средства.

В письме УФНС России по г. Москве от 15.01.2008 N 18-12/4/002041 указано, что в соответствии с подпунктом 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Основанием для перерасчета транспортного налога является только подлинник справки об угоне, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и т.д.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортного средства.

Следовательно, транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

Таким образом, в случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщику для освобождения от уплаты транспортного налога необходимо представить в налоговый орган подлинник документа, подтверждающего факт угона (кражи) транспортного средства.

4. Определение категории автотранспортных средств для целей обложения транспортным налогом.

Письмо ФНС России от 18.02.2008 N ШС-6-3/112@ определило, что в случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о типе транспортного средства или разногласий с налогоплательщиками налоговые органы вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств".