Кружок для начальной школы по экономике. Научный кружок «Экономика труда

В сентябре 2015 года состоялся отбор олимпиадного резерва по широкому спектру направлений научной деятельности факультета экономики и финансов.

По результатам тестирования было отбрано 35 человек из числа студентов 3 и 4 курсов. На подготовку данного олимпиадного резерва нацелена работа научного кружка на кафедре экономики труда.

Перед научным кружком «Экономика труда» поставлены следующие задачи:

  • формирование резерва магистратуры и аспирантуры и содействие формированию нового поколения научно-педагогических и научных кадров;
  • выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, использование их интеллектуального потенциала для решения актуальных научных проблем;

  • привлечение внимания ведущих ученых, промышленников, предпринимателей и управленцев к научному потенциалу студентов;
  • пропаганда в студенческой среде достижений науки;
  • более углубленное изучение проблем, определяющих предмет специальности Экономика труда;
  • развитие творческих и научных способностей студентов;
  • обучение студентов навыкам творческой реализации своих разработок.

В соответствии с обозначенными задачами и строятся занятия данного научного кружка.

Ближайшие мероприятия, организуемые в рамках работы научного кружка «Экономика труда»:

Деловая игра "Ассессмент центр", состоится весной 2018 года. Регистрация по ссылке .

Прошедшие мероприятия, организованные в рамках работы научного кружка «Экономика труда»:

Дискуссионный клуб, проведенный в рамках работы научного кружка «Экономика труда», еще раз доказал целесообразность установления прямого диалога между студентами, магистрантами, аспирантами, преподавателями и бизнесом с целью обсуждения актуальных вопросов и решения основных проблем в области Экономики труда, а также популяризации данного направления науки среди молодежи.

Кафедра Экономики труда благодарит всех участников и организаторов Дискуссионного клуба за энтузиазм, профессионализм и высококачественную работу.

Отдельную благодарность коллектив кафедры выражает компании ООО «Объединенные ЭнергоСистемы», проявившей искренний интерес к научной работе кафедры и поддержавшей научные начинания студентов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Выступление к.э.н., доцента Лавровой З.И. было посвящено заключительному этапу формирования системы оплаты труда – разработке ее переменной части. В ее докладе были приведены примеры системы KPI, построенной на основе BSC для руководящего состава компании.

Д.э.н., профессор Генкин Б.М. раскрыл сущность и привел основные принципы организации оплаты труда, дал характеристику элементов внутрипроизводственной организации заработной платы.

Обсуждение актуальных проблем формирования системы трудового вознаграждения вызвало живой интерес у студентов.

Благодарим всех участников мероприятия

за плодотворно проведенную дискуссию

Кафедра Экономики труда благодарит всех участников и организаторов Молодежного форума «Экономика труда – глазами студентов» за активность, профессионализм и высококачественную работу.

  • 7991

Министерство образования пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский КОЛЛЕДЖ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА»

ПРОГРАММА КРУЖКА

«МИР ЭКОНОМИКИ»

Преподаватель Аникеева О.Н.

г. Пенза, 2016 г.

Состав программы «Мир экономики»

Пояснительная записка.

Цель кружка «Мир экономики».

Задачи кружка «Мир экономики».

Тематическое планирование «Мир экономики».

Требования к умениям и навыкам учащихся.

Список литературы.

Пояснительная записка

Кружок «Мир экономики» рассчитан на 72 учебных часа и должен помочь студентам расширить представление об основах экономических знаний, полученных ими ранее в курсе «Обществознание», раздел «Экономика».

Посещение студентами занятий кружка способствует профессиональному становлению.

Преподавание ведётся с использованием учебного пособия «Основы экономики» (автор С.В.Соколова), «Экономики для колледжей» базовый курс (автор О.П.Озерова). С целью привития интереса к изучаемому предмету, планируется использовать следующие разнообразия формы и методы работы:

Исследовательскую деятельность;

Анкетирование,

Проведение встреч с интересными людьми: представителями малого бизнеса нашего края, специалистами банковской сферы, Центра занятости и т.д.

Занятия – практикумы;

Ролевые и деловые игры;

Семинары;

Защита творческих работ;

Решение экономических задач и тестов.

В ходе практических занятий происходит проигрывание различных экономических ситуаций, а также проведение дискуссий по актуальным проблемам экономики.

В течение посещения кружковых занятий все студенты по своему выбору выполняют творческую работу (например: сообщение о выдающихся экономистах, составление бизнес – плана, разработку своего бизнес-проекта (индивидуально или коллективно), участие в деловой игре «Денежный поток» и др.)

Знания, полученные при изучении программы кружка «Мир экономики» позволяют студентам принимать участие в олимпиадах, конкурсах.

Цель кружка «Мир экономики»: - способствовать развитию экономического мышления студентов.

Задачи кружка «Мир экономики»:-

формирование у студентов общего понимания экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики, а также важнейших механизмов её регулирования;

разъяснение содержания основных социально-экономических ролей рыночной экономики: наёмного работника, предпринимателя, государственного чиновника; объяснения причин конфликтов между ними и правовых механизмов их разрешения;

2.3 Учебная программа по экономике «Мир экономики»

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (10 месяцев). Занятия проводятся 2 раза в месяц по 2 часа, всего 40 часов.

Мероприятия

1 Знакомство. Основные задачи кружка.

2 Знакомство с положением о кружковой работе

сентябрь

1 Основные проблемы экономики. Решение нестандартных, проблемных ситуаций

2 Урок-презентация: «структурные особенности экономики России»

1 Международная экономика. Великие зарубежные экономисты

2 Тематическая игра - аукцион «Основы менеджмента»

1 Спрос. Величина спроса. Закон спроса

2 Спрос. Предложение. Рыночное предложение

1 Предложение. Величина предложения. Закон предложения

2 Деловая игра «В мире фирм»

1 Рыночное равновесие. Основные типы рынков. конкуренция

2 Валюта. Валютный рынок. Из истории монет и банкнот.

1 Фирмы. Капитал. Прибыль.

2 Налоги и бюджет.

1 Сбережения и кредит

2 Урок финансовой грамоты на тему «Кредит - жизнь в долг или способ удовлетворения потребностей»

1 Планирование семейного бюджета

2 Обсуждение творческих работ, презентаций.

1 Роль и задачи государства в экономике

2 Государство и экономика. Деловая игра «Разработка ключевых положений антикризисной программы»

Итоговое повторение. Тестирование.

План работы со слабоуспевающими студентами

Мероприятия

Срок исполнения

Использование на занятиях разные виды тестов разного уровня усвоения

В течение года

Использование на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата.

В течении года

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе самостоятельных работ, зачетов, после чего провести контроль знаний.

В течение года

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на занятиях, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающим учащимся.

В течение года

Регулярно и систематически опрашивать, своевременно выставлять оценки, не допускать скопления их в конце четверти.

В течение года

Своевременно ставить в известность классного руководителя, мастера о низкой успеваемости, неудовлетворительных оценок.

В течение года

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся.

В течение года

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить навыкам самостоятельной работы.

В течение года

Активизация познавательной деятельности учащихся

Для успешной педагогической деятельности преподаватель должен владеть эффективными методами, методическими приемами и средствами обучения. Большое значение имеет и качество подготовки к занятиям. Готовясь к занятиям...

Вариативность альтернативных белорусских программ в воспитании дошкольников

Временным творческим коллективом под руководством профессора Е.А.Панько и доцента А.И. Васильевой создана первая национальная программа «Пралеска». Основными задачами программы являются: - охрана и укрепление здоровья ребенка...

Значение труда в уголке природы для развития личности ребенка с отклонениями в развитии речи

В настоящее время организация проектной деятельности становится актуальной и для преподавания экономики. Инструментом метода проектов является учебный проект, так как обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта...

Изучение возможности использования методов проектов на уроках экономики

Рассмотрим наиболее важные требования к выполнению проектов в школе по экономике. 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания...

Использование инновационных технологий обучения в высшей школе при изучении дисциплины "Региональная экономика"

В настоящее время актуальность приобретают региональные экономические проблемы, им стало уделяться значительно больше внимания. В последние годы сложилась и получила развитие новая ветвь научных знаний - региональная экономика...

Личностно-ориентированное обучение на уроках информатики

Учебная программа воспроизводит в своем содержании систему научных знаний (понятий), специально отобранных в учеб-ных целях и заданных для усвоения. Она едина и обязательна для всех учащихся...

Методика изучения тепловых явлений на основе строения вещества

В школе на изучение темы «Тепловые явления» отводится 25 часов, включающей в себя следующие темы уроков: 1. Тепловое расширение тел 2. Температура. Измерение температуры. Термометр 3. Внутренняя энергия 4. Способы изменения внутренней энергии 5...

Методика подготовки и проведения урока по экономическим дисциплинам

Методика проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе

Методики и организация проведения занятий по основам экономики в школе

Аудиторные (классные) занятия в школе при преподавании экономики играют главенствующую роль, т.к. самостоятельное изучение данной науки достаточно сложно для школьников. Главным видом аудиторного занятия является урок. Урок Педагогика...

ПГГПУ в XXI веке: подготовка кадров для экономики края

Классик экономической теории Й. Шумпетер, разрабатывая свою инновационную теорию, изучив предпринимательский класс своего времени, выделил основные характеристики людей...

Геронимус Ю.В. считает, что деловая игра проходит следующие этапы Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. -М.: "Знание", 1989.: 1. Перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. 2...

Проектирование методики организации деловой игры по дисциплине "Экономика" для учащихся 11 класса

Разработка практических занятий по экономике организации (предприятия) и экономике отрасли

С позиций современных требований центр тяжести в обучении переносится на развитие личности, её умение самостоятельно пополнять знания и совершенствовать квалификацию...

Программа

кружка для старшеклассников «Основы экономики».

Программа является обучающей и одновременно профориентационной.

Данная программа составлена на основе программы МО РФ 2006 г. «Экономика» под редакцией И.В. Липсиц, Л.В.Антонова «Основы экономических знаний (10-11 классы)» и является адаптированной в связи с изменением современной экономической ситуации в стране и мире.

Пояснительная записка.

Кружок «Основы экономики» рассчитан на 35 учебных часа (1 час в неделю) и должен помочь учащимся старшего звена (8-9-х классов) расширить представление об основах экономических знаний.

Посещение учащимися занятий кружка способствует профессиональному становлению старшеклассников.

Преподавание ведётся с использованием учебного пособия для учащихся 10-11-х классов «Основы экономики» (автор Л.Л. Любимиов, И,В. Липсиц).

С целью привития интереса к изучаемому предмету, планируется использовать следующие разнообразия формы и методы работы:

    Проектно-исследовательскую деятельность;

    Анкетирование,

    Проведение встреч с интересными людьми: работниками службы занятости г. Новокузнецка, представителями малого бизнеса, специалистами банковской сферы и т.д.

    Занятия – практикумы;

    Ролевые и деловые игры;

    Семинары;

    Защита творческих работ;

    Решение экономических задач и тестов.

В ходе практических занятий происходит проигрывание различных экономических ситуаций, а также проведение дискуссий по актуальным проблемам микроэкономики.

В течение посещения кружковых занятий все учащиеся по своему выбору выполняют творческую работу (например: сообщение о выдающихся экономистах, составление бизнес – плана, разработку своего бизнес-проекта(индивидуально или коллективно), участие в компьютерной деловой игре «Бизнес- курс ПРЕДПРИЯТИЕ» и др.)

Цель кружка «Основы экономики»: - способствовать развитию экономического мышления учащихся.

Задачи кружка «Основы экономики»:-

    формирование у учащихся общего понимания экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики, а также важнейших механизмов её регулирования;

    разъяснение содержания основных социально-экономических ролей рыночной экономики: наёмного работника, предпринимателя, государственного чиновника; объяснения причин конфликтов между ними и правовых механизмов их разрешения;

    выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;

    подготовка учащихся к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.

Раздел 1. Социально-психологические основы экономики (4 ч).

Темы: Введение. Что такое экономика? Основные материальные потребности. Главные вопросы экономики? Типы экономических систем.

Раздел 2. Человек в зеркале экономики (5 ч.)

Темы: Виды рынков, классификация рынков, основы рыночного механизма. Спрос и предложение. Человек на рынке труда. Производство и потребление товаров и услуг.

Раздел 3. Семейная экономика (2ч.)

Темы: Семья в мире экономики.

Раздел 4. Что такое фирма? Какие механизмы определяют её поведение. Конкурентная борьба и роль государства в её регулировании (7ч).

Темы: Причины создания фирм. Виды фирм. Издержки фирм. Прибыль фирм. Фирмы и конкуренция. Рыночная концентрация, Барьеры для входа на рынок. Поглощение и слияние фирм. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Раздел 5. Экономический рост, безработица, инфляция (3 ч).

Темы: Закономерности экономического роста. Производительность труда. Безработица. Инфляция.

Раздел 6. Государственно-фискальная и денежно- кредитная политика (6 ч.).

Темы: Роль государства. Налоговые системы. Государственный бюджет и возникновение его дефицита. Государственный долг. Фискальная политика. Деньги. Банки.

Раздел 7. Мировая экономика. (2ч).

Темы: Международная торговля и сравнительное преимущество. Мировой валютный рынок, причины экономической отсталости.

Раздел 8.Повторение(2ч) (может быть разбито по полугодиям).

Практическая часть (5ч.) (определяется по степени трудности в усвоении материала и по наличию необходимости).

Примерное тематическое планирование

кружка «Основы экономики».

Тема

занятия

Количество

часов

Формы занятий и используемые методы обучения

Основные

понятия

Понятие об экономике

Лекция с элементами практической работы по определению АС.

Экономика, выбор, рациональность, альтернативная

стоимость

Главные вопросы экономики

Средства и факторы производства, постоянные, переменные издержки

Экономические системы

Практикум

« Определение типов экономических систем»

Традиционная, рыночная, смешанная, командно-административная.

Понятие о микроэкономических и макроэкономических процессах

Определение тем проектно-исследовательской деятельности.

Микроэкономика

Макроэкономика

Мировой экономический кризис.

Основы рыночного механизма

Ролевая игра

Спрос и предложение

Анкетирование.

Решение задач.

Спрос, предложение, равновесная цена, величина спроса, величина предложения.

Специализация

Ролевая игра

Разделение труда, эффективность.

Суверенитет потребителя

(приглашение специалистов комитета по правам потребителей)

Свобода экономического поведения, закон о защите прав потребителей.

Суверенитет производителя

Лабораторная работа

Предпринимательская деятельность, малый бизнес.

Распределение личного дохода

Практикум

Разработка творческого задания

Бюджет, личный доход.

Экономика семьи.

Семейный бюджет

Что такое фирма? Какие механизмы определяют её поведение

Лекция, встреча с представителями мира частного предпринимательства

Фирма, прибыль, затраты, конкуренция, АО, ЗАО, кооператив.

Повторение

Семинар «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса нашего края».

«Бизнес- курс ПРЕДПРИЯТИЕ»

Практическое занятие в компьютерном классе

Конкурентная борьба и роль государства в экономике.

Теория и практика

(Решение экономических задач и тестов)

Ценообразование, концентрация рынка.

Экономический рост

Производительность труда, экономический цикл, экстенсивный, интенсивный рост.

Безработица

Проведение встречи со специалистом Центра занятости.

(Актуальные вопросы)

Типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.

Полная занятость.

Инфляция

Лекция и решение экономических задач.

Инфляция спроса, Инфляция предложения,

гиперинфляция.

Государственно-фискальная и денежно- кредитная политика

Лекция (2ч),

деловая игра (2ч)

практикум -1ч.

Проведение встречи с представителем банковской сферы

(«Всё о банках»)

Налоги, деньги, банки, кредит, ВВП, ВНП.

Мировая экономика

Международная торговля, мировой валютный рынок.

Практическое занятие «Бизнес-план»

Выполнение заданий по алгоритму.

Бизнес-план

Семинар «Актуальные экономические проблемы нашего города» (защита проектов учащихся).

Круглый стол

Малая Родина.

Повторение и подведение итогов обучения

Анкетирование

Требования к умениям и навыкам учащихся

В результате посещения кружковых занятий «Основы экономики» учащиеся должны знать:

    что представляют собой экономические закономерности, принципиальные особенности, общность и различие экономики рыночного и нерыночного типа;

    основные понятия и термины: валовый национальный продукт, заработная плата, прибыль, предпринимательство, инвестиции, уровень и качество жизни, спрос и предложение, рынок, безработица, инфляция, мировой валютный рынок, маркетинг, менеджмент;

    природу и сущность экономических процессов производства, распределения, обмена, обращения, потребления и накопления и виды связей, взаимодействий и отношений. возникающих в ходе этих процессов.

В результате посещения кружковых занятий «Основы экономики» учащиеся должны уметь:

    Любимов Л.Л., Липсиц И.В. «Основы экономики» Москва «Просвещение». 1994г.

    Липсиц И.В. Экономика в 2 кн. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений

    Линьков А..Я. Экономика Учебник для школ гуманитарного профиля Москва « Вита-центр» 2005г

    Т.Н. Стариченко Экономика, практикум. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004г

    Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Ярославль

«Академия развития».2003г.

(Пособие для учителей экономики и обществознания).

    Экономика. Я познаю мир. Энциклопедия Москва «Олимп» 1998г.

Утверждаю

директор МБОУ «Основная

общеобразовательная школа № 33»

Никифорова В.М.

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Основы экономики»

для 8-9 класса

на 2016-2017 учебный год

Количество часов по плану-35

Составитель тематического

планирования

учитель технологии