Алексей Овакимян: «В Челябинской области должны жить умные люди, и жить они должны хорошо». Алексей Овакимян: «Здоровый авантюризм и инновационный подход – вот что нужно, чтобы состояться в профессии

Старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар» - о том, почему разработка стратегии развития - неблагодарная работа, для чего Челябинской области нужен еще один аэропорт, и почему главный ресурс развития - не экономика, а образование.

Алексей Дмитриевич, вы возглавляете группу, которая занимается разработкой стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года.

Да, честно говоря, я поначалу не очень-то хотел заниматься написанием стратегии. В том числе потому, что понимаю, что это такое. В 2002–2005 годах я работал в областном министерстве экономического развития и занимался этим. К тому же прогнозировать будущее - это вообще работа на любителя. Хотя бы потому, что ты понимаешь, что все равно не сбудется (улыбается).

С другой стороны, последние серьезные стратегии развития в нашей области писались в 1998 и в 2008 году. Так уж получилось, что оба раза нагрянувшие в те годы кризисы делали эти работы неакутальными уже через несколько месяцев.

Тем не менее, я понимаю, что стратегия региону - нужна. На основе именно таких документов должно и вестись бюджетное планирование, и готовиться необходимая нормативная база. Планирование в любом случае должно строиться на чем-то. Не на том, например, что условный глава условного региона слетал в условный Мюнхен, что-то ему там понравилось, и он решил: «А давайте сделаем точно также». Речь все-таки идет о деньгах, и необходимо заранее планировать, делить, понимать, что в приоритете, и вообще - откуда эти деньги возьмутся.

Стратегия нужна. Но делать ее никто из нормальных людей не хочет (улыбается). Неблагодарная работа.

- Тогда почему вы решили взяться за это дело?

Во-первых, это достаточно серьезный профессиональный вызов для меня.

Во-вторых, это совпадает с моим мировоззрением. Я со временем понял, что жить буду здесь, в Челябинске (улыбается). Мне здесь комфортно. Это город (как и вся область) с пока еще хорошим качеством рабочих кадров, с множеством интересных людей, и в то же время это территория с достаточно низкими издержками. А город-миллионник - это оптимальное место для жизни. Здесь уже много чего есть из инфраструктуры, но нет той суеты, что есть в той же Москве.

В-третьих, губернатор региона Борис Дубровский решил, что разрабатывать стратегию надо с «опорой на собственные силы». Это не лишено определенной логики - разрабатывать планы развития области должны те, кто знает регион и хочет продолжать в нем жить.

К тому же практически все региональные стратегии, которые разрабатывают крупные консалтинговые компании, достаточно шаблонные. Я посмотрел несколько подобных документов - это, по сути, матрица, куда закладываются региональные показатели, а все остальное идет совершенно идентично друг другу.

На разработку стратегии власти региона выделили девять миллионов рублей. В глазах обывателя это заметные деньги. А на самом деле - это много или мало?

На самом деле важна не только сумма, но и срок выполнения работы. Если сравнивать с другими регионами, то «ценник» колебался от 120 миллионов и двух лет работы до 18-19 миллионов и года работы. У нас, повторюсь - девять миллионов. И всего полгода на работу. Это немного.

Разработка любой стратегии начинается с детального анализа текущей ситуации, положения. При этом не раз приходилось слышать, что действительно качественной информации, аналитических и статистических данных по экономике региона на самом деле не так уж и много.

Это не стало для нас неожиданностью. Как и то, что имеющаяся статистика скорее выдает желаемое за действительное. Хотя есть много достоверной, качественной информации. Но одно дело данные, которые поддаются подсчету и верификации - скажем, количество юридических лиц или число зарегистрированных объектов недвижимости. И совсем другое - например, объем внешнеторгового оборота Челябинской области с другими регионами России. Как-то детально это подсчитать просто вряд ли возможно. Мы к этим данным относимся философски...

Если считать экономику региона в целом, то надо понимать ресурсы, конкурентные преимущества. Если мы обеспечены ресурсами и обладаем конкурентными преимуществами, то куда конкретно пойдет товарный поток - в Башкирию, Казахстан или в США, решат сами предприниматели, а не власти. Задача властей - при наличии конкурентоспособного продукта обеспечить необходимые для него меры поддержки. Или же создать условия для создания конкурентного продукта. В своей работе мы с коллегами исходили именно из этого.

- Кого вы привлекли к работе над стратегией?

Попытались собрать всех, кто хочет помочь. И это даже стало для нас некоторой проблемой - сроки-то заказчик установил короткие. А мы с кем только ни разговаривали - заводы, экономические факультеты и кафедры вузов, муниципалитеты, даже искусствоведы и журналисты. Позитивного в этом было то, что интересных мыслей, идей, месседжей было много. Но когда пошла речь о том, что все предложенное надо четко описать, претендентов стало меньше (улыбается). У нас вообще много людей, которые готовы поговорить, порассуждать о перспективах развития. А вот четкого понимания того, как этого достичь, какие механизмы должны быть - гораздо меньше. С этим есть проблемы.

В итоге остановились на том, что часть работы взял на себя ЮУрГУ, кое-что - ЧелГУ, часть работы отдали федералам, в частности, привлекли аналитический центр «Эксперт» и Дмитрия Толмачева.

«У нас вообще много людей, которые готовы поговорить, порассуждать о перспективах развития. А вот четкого понимания того, как этого достичь - гораздо меньше».

Возвращаясь к нынешнему состоянию Челябинской области, ее экономики. Каково положение дел, и сильно ли отличается экономика нашего региона от того, что принято о ней думать?

Если говорить об экономике, то наша область продолжает отставать от аналогичных нам регионов страны. Мы не берем даже лидеров - Москву, Санкт-Петербург или Казань. Сейчас мы проигрываем в сравнении даже коллегам-«металлургам» из Череповца (Вологодская область) или Липецка. Кроме них, мы также смотрели Кузбасс и наших соседей из Свердловской области и Башкортостана.

Если брать Вологодскую и Липецкую области, то у них темпы роста объясняются «низкой базой», но они опережают нас по динамике диверсификации экономики своих регионов. Они стали менее «металлургическими», чем Челябинская область. И по темпам, динамике экономического роста (начиная от бюджетных доходов, доходов населения, величины валового регионального продукта) они нас сейчас опережают.

Челябинская же область в 90-е годы потеряла тот уклад экономики, что был в годы Советского Союза. Мы ведь были сильны не только металлургией. У нас не только производили металл, но и делали из этого металла машины, оборудование, электрооборудование, на которых производился конечный продукт. Третьего-четвертого уровня переделов.

Сейчас, по сути, остался лишь первый-второй уровень передела. Мы производим металл, добываем какие-то полезные ископаемые, а вот металлообработка и машиностроение, увы, сохранились не на том уровне.

Та же металлообработка сейчас занимает мизерный процент от производимого в области металла. И наши металлурги, с тех пор как машиностроение в 90-е годы рухнуло, не рассматривают потребителей в Челябинской области как сколь-либо значимых для себя заказчиков, и практически всю продукцию поставляют либо на экспорт, либо в другие регионы страны. Взять ту же медь на заводах РМК почти нереально - они законтрактованы на годы вперед. То же самое - у «Мечела» или ММК, получить их продукцию можно в лучшем случае у крупных оптовиков.

- А машиностроение и «оборонка»?

Те, кого мы называем машиностроителями, как правило, мечтают либо получить гособоронзаказ, либо встроиться в цепочку поставщиков госкорпораций или нефтегазовых компаний типа «Роснефти» или «Газпрома».

Понимаете... практически вся экономика области... Во-первых, у нас нет конечного продукта, а во-вторых, крупнейшие отрасли скорее ориентированы на спрос крупных потребителей за пределами региона, а не на B2C, не на конечного потребителя, не на розничный рынок, не на внутренний спрос жителей области. На собственное население наша экономика работать не умеет.

- А сельское хозяйство?

Да, безусловно, оно ориентировано на конечного потребителя, это, в конце концов, продукты питания (улыбается). И да, оно стало занимать заметное место в экономике. Но это по-прежнему далеко не металлургия по объемам.


«На собственное население наша экономика работать не умеет»

На самом деле в том, что я описал, есть и объективная сторона. По большому счету, наши предприятия могут рассчитывать на конечного потребителя, на спрос населения только в рамках уральской локации - Челябинская, Свердловская, Курганская, Тюменская области, Башкортостан. Это на самом деле, неплохая локация, третья по размерам в стране, на этих территориях живет более 15 миллионов человек в 500-километровом плече от Челябинска.

- Хороший рынок.

Да, неплохой. Но - не Китай. Если же делать массовый конечный продукт для всего мира, надо иметь и логистику его доставки, причем максимально дешевой. То есть - порт. Морские перевозки ведь самые дешевые, особенно если в больших объемах. А у нас до ближайшего моря - три тысячи километров.

Подождите. Многие годы нам говорили, что Челябинская область обладает уникальным географическим положением и определенным логистическим потенциалом и преимуществами.

Сейчас для наших производителей у нас нет никаких преимуществ в логистике. Наши производители могут рассчитывать на эффективное транспортное плечо в 500, по некоторым видам товаров - в 700 километров. Это, по сути дела, Большой Урал.

- А перспективы транспортного коридора до Китая и в обратном направлении - в Европу?

Когда-то я еще в качестве чиновника продвигал эту идею. И она в целом жива - коридор Урумчи - Челябинск - Западная Европа.

- А мы не упремся в пределы пропускной способности железной дороги и трассы М-5?

М-5 - эта настоящая беда, проблема. Со всех сторон - как с транспортно-логистической, с точки зрения экономики региона, так и с точки зрения безопасности: аварийность и смертность зашкаливают. Эту проблему надо так или иначе решать. Она - ключевая для нашей области.

Но власти региона не могут тратить на М-5 свои ресурсы - трасса-то федеральная. Хотя в свое время шла речь о строительстве трассы-дублера.

Стоимость реконструкции нашего участка М-5, по нашим подсчетам, порядка 70 миллиардов рублей. Вариант с трассой-дублером тоже в целом реалистичен. Варианта два: либо власти области смогут убедить Росавтодор (во что мне не очень верится, потому что их планы уже сверстаны на долгое время вперед), либо мы делаем платную трассу-дублер. Но ее создание без привлечения федерального гранта или чего-то подобного вряд ли возможно.

Развитие логистики без М-5 невозможно. Мы все-таки... наш вектор развития, как мне видится, направлен в Азию. В средней полосе России конкуренция уже очень высокая, и если нашим производителям искать свои рынки сбыта, то они к востоку от Челябинской области.

Коридор «Западная Европа - Западный Китай» важен даже в глобальном смысле. И он пройдет там, где для этого быстрее создадут условия, будь то наша область или, скажем, Оренбург. Если трасса М-5 и железная дорога станут частью этого коридора, то Челябинск может стать действительно востребованным логистическим узлом.

Хотя, если внимательно смотреть на технологии, на 17 лет вперед... Железная дорога - не самый перспективный вид транспорта.

- Почему?

Очень дорого. По шоссе - тоже дорого. Дороги, железные и автомобильные - это громадная инфраструктура, которую надо сначала создавать, строить за гигантские деньги, а затем содержать, что также требует значительных затрат.

Почему морские перевозки самые дешевые? Потому что, по сути, кроме портов, там нет инфраструктуры - корабли просто плывут по морю.

У авиации сегодня есть ограничения по грузоподъемности самолетов, поэтому «воздух» тоже достаточно дорогой. Но пока что расчеты показывают, что в далеком будущем именно воздушные перевозки будут доминировать наряду с морскими, особенно если будут созданы средства передвижения с большой грузоподъемностью и низкими издержками - дирижабли или что-то еще.

- То есть высококлассный аэропорт становится ключевым фактором развития?

Да, безусловно. А еще области нужен еще один аэропорт, в горнозаводской зоне, между Челябинском и Уфой, примерно в районе Златоуста. Аэропорт под региональные линии, но с возможностью летать, скажем, в Москву. Иначе наш туристический кластер так и останется невостребованной мечтой.

Нынешняя схема, когда сначала надо лететь в Челябинск (который пока что не Дубай, и такого впечатления сам по себе не производит), аэропорт которого пока еще не обладает достаточной пропускной способностью, а потом еще ехать 130–150 километров по М-5 в ее нынешнем состоянии... Не самая радостная перспектива для любого туриста. Лучше прилетать сразу туда, где человек хочет отдыхать.


«Области нужен еще один аэропорт, в горнозаводской зоне, между Челябинском и Уфой, примерно в районе Златоуста»

Стратегии развития, которые разрабатывают ведущие регионы страны, отличаются очень серьезной амбициозностью задач. В том же Татарстане стоит задача увеличить численность населения республики на миллион человек. Логика достаточно понятна - чем больше людей качественно живет на территории, тем больше там денег, тем больше рынок, в том числе потребительский, и тем выше уровень, возможности развития. Насколько я помню первые обсуждения в вашей рабочей группе, эксперты склонялись к тому, что хорошо бы не потерять в количестве населения... Почему? И насколько та стратегия, которую вы разрабатываете, амбициозна?

Задачу по увеличению населения региона перед нами ставил губернатор области Борис Дубровский, который считает такое развитие событий в том числе лучшей оценкой качества управления регионом.

Но мы поставили в приоритеты не общее количество населения, а его качество, да простят мне это выражение. Качество человеческого капитала - вот ключевой показатель.

Понимаете, любая новая технология, помимо всей своей пользы, всегда ведет к сокращению «простых» рабочих мест. Всегда. И сокращение рабочих мест в тех отраслях, которые составляют основу нашей сегодняшней экономики - процесс неизбежный.

Поэтому мы посчитали, что целью должно быть не столько валовый рост населения, сколько улучшение качества его жизни. А для этого прежде всего должен расти уровень компетенций людей - их навыков, опыта, квалификации, знаний.

Если выражаться совсем уж упрощенно, то в Челябинской области должны жить умные люди, и жить они должны хорошо.

- Но в каких показателях это могло бы выражаться?

В экономике это прежде всего производительность труда и выработка продукции на одного сотрудника. Именно в этом сейчас разница между Россией и ведущими странами.

Сейчас средняя выработка продукции на работающего человека - около 730 тысяч рублей в год. Чуть более 60 тысяч в месяц. А тот же уровень зарплаты просто не может быть выше производительности труда. А в той же Германии выработка - 80 тысяч евро в год на одного сотрудника. Вот вам и разница, которая отделяет нас от того, чего мы хотим добиться...

Это не значит, что наш человек должен работать больше (порой это уже просто невозможно) - но он должен работать умнее, на другом, более эффективном оборудовании, и используя совсем другие технологии. Либо продукт, который создает человек, должен быть уникальным и неповторимым.

Кроме того, конструкция нашего рынка труда в корне неправильная. Добрая половина рынка труда - это что-то так или иначе завязанное либо прямо на бюджет, либо на что-то квази-бюджетное (МУПы, МАУ, госпредприятия и тому подобное). Но бюджетная сфера не создает добавленной стоимости, в лучшем случае она обеспечивает сервис.

Изменить это можно, лишь кардинально изменив качество госуправления. Которое, по-хорошему, должно стать своего рода глобальным онлайн-сервисом. Все, что хочет человек от государства, он должен получать через, грубо говоря, мобильное приложение в телефоне, и, по возможности, вообще не встречаться с чиновником. Это, кстати, помимо прочего, резко снизит затраты.

И в любом случае, та экономика, которая будет создаваться, те технологии, которые будут появляться - все это придумывают люди. И наша суперцель - сделать здесь своего рода «фабрику» по производству таких вот умных людей. Самых умных людей.

- То есть - битва за мозги?

Да. Как и во всем мире, замечу.

- Но то, о чем вы говорите, невозможно без высококачественного образования.

Изучая, где взять эти «мозги», мы проанализировали уровень, качество образования в Челябинской области. Выяснилось, что уровень среднего образования у нас вполне достойный. А вот дальше...

Сейчас те выпускники, которые хорошо закончили наши лучшие школы и лицеи, уезжают из Челябинска сразу же. В ту же Москву. Те, кто остались здесь, учатся в наших вузах, но если они хорошо их закончили, то, как правило, тоже уезжают.

Здесь же остаются по большей части условные «троечники». А они куда реже способны создать что-то новое, прорывное. Хотя частенько из них получаются неплохие предприниматели, и недооценивать их не нужно (улыбается). Но нам нужны не просто хорошие бизнесмены, а именно создатели, изобретатели чего-то нового.

У нас есть хороший базовый ресурс - выпускники наших школ. Но почему они уезжают? Кто-то - потому что хочет жить в Москве или Нью-Йорке. Нормальное желание, и с ним вряд ли что-то можно сделать. Но давайте посмотрим те же США - там вовсе не все задаются целью ехать в Вашингтон (или Нью-Йорк, или Калифорнию). В конце концов, университетская столица США - Бостон. Мы бы хотели, чтобы Челябинск стал таким «Бостоном».

Это как? При наличии-то ведущих российских вузов в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Томске?

И по своему бизнесу, и в том числе потому, что мои дети сейчас поступают в вузы, я был вынужден детально проанализировать российское высшее образование. И скажу вам, что ну нет у нас в стране ни Стендфордских университетов, ни Массачусетских технологических институтов. В России есть просто хорошие, известные вузы, есть высокий уровень базового высшего образования. Но в наших вузах нет ориентира на постоянное внедрение в образовательный процесс лучших практик.

Эти практики возникают у мировых лидеров. И они не считают эти данные секретными, и делятся ими совершенно спокойно (может быть, потому, что это уже изобретено, а они работают над чем-то новым). Посмотрите, тот же Массачусетский технологический институт просто опубликовал в свободном доступе все свои основные учебные курсы. Заходи на сайт, смотри, изучай, внедряй. Эти же вузы спокойно относятся и к обмену преподавателями, и к подобным практикам. Ну так почему бы эти лучшие мировые практики не брать и не внедрять у нас? К тому же в России это мало кто делает...

- А наши вузы захотят это делать? Им это надо?

Именно сейчас мы можем (если захотим) стать в этой отрасли лидерами. Причем, что называется, «за недорого». И речь ведь не только о крупнейших вузах...

- То есть не только ЮУрГУ, но, скажем, частный Русско-британский институт управления?

Кстати, отличный в своем роде пример.

Одно другого не просто не исключает, но невозможно друг без друга. И поверьте, именно человеческий ресурс сильнее всего меняет экономику.

Но есть еще один фактор, без которого рост, развитие невозможны - люди должны поверить в то, что это возможно и что это уже происходит.

Верно. И здесь очень важна именно динамика. Если люди будут видеть что что-то, пусть понемногу, но все же меняется к лучшему, что каждый день что-то происходит, этого будет достаточно. Но надо, чтобы что-то происходило на деле каждый день. Это все достаточно понятно и реализуемо. Было бы желание...

30.03.2007 00:00 57 (10692)

Пять лет назад кандидат экономических наук, доцент Алексей Овакимян стал бизнесменом. Открывая аудиторскую фирму, он не имел стартового капитала, своего офиса - на государственной службе их не заработаешь...

Пять лет назад кандидат экономических наук, доцент Алексей Овакимян стал бизнесменом. Открывая аудиторскую фирму, он не имел стартового капитала, своего офиса - на государственной службе их не заработаешь.

У Алексея Дмитриевича был другой капитал: два высших образования - техническое и экономическое, опыт работы в налоговой полиции, областной администрации, на кафедре в ЮУрГУ. Этого оказалось достаточно, чтобы успешно наладить бизнес.

Сегодня предприятие «Авуар» занимает четвертую строку в рейтинге аудиторских компаний Челябинской области, филиалы открыты в Москве и Самаре. Но директор на лаврах не почивает. Преподает в ЮУрГУ редкий, но востребованный предмет - «Экономическая безопасность предприятия».

На общественных началах возглавляет комитет по инвестиционной политике Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, представляет Уральский регион в Москве. Быть может, для обывателя понятия аудит, консалтинг, инвестиции - слишком далекие, пафосные. Но когда в разговор вступает специалист, вдруг понимаешь, что разбираться в них заставляет сама жизнь.

Невидимые богатства

Известно, что инвестиции - благо для всех. Это новые рабочие места, дополнительные отчисления в бюджет. Чем их больше, тем для экономики региона лучше. Но вот беда: почему-то инвесторы к нам приходить не торопятся.

На рынке есть серьезная проблема, - поясняет Алексей Овакимян. - Денег сейчас очень много (хотя их не отовсюду видно). А реальных проектов, в которые можно вкладывать, совсем мало. Хороший бизнес-проект - как изюминка. Чтобы ее найти, приходится перерыть кучу шлака.

В Москве вопрос стоит еще острее. Когда приезжаю, мои коллеги в Торгово-промышленной палате России удивляются: «Господа, неужели у вас на Урале не во что вкладывать?» Стыдно сказать - не во что. Деньги всем нужны. Только свистни - выстроится очередь, проекты принесут. Из них 95 - 96 процентов можно выкинуть. К жизни они не адаптированы.

Что это значит?

Допустим, есть идея что-нибудь производить. Нужно ли это рынку, востребовано ли - мало кого волнует. Бывает, что изобретатель придумал новинку, а за границей этот продукт давно выпускается и бренд раскручен. Много проектов экономически не отработанных, много мошеннических.

Если даже проект устраивает, то при его реализации возникает колоссальное количество препон нормативного характера. Например, при покупке земли. Для хороших бизнес-проектов приоритетов нет. Не важно, построишь на этом месте казино или силиконовую долину, которая тебя прославит на весь мир. Процедура выделения земли одинакова.

Деньги любят тишину

Аудит как-то перекликается с темой инвестиций?

Конечно. Даже будучи аудитором, то есть специалистом по документам, экономике, оценить проект тяжело. Не будучи аудитором - невозможно.

Аудит и консалтинг - не одно и то же?

Не совсем. Аудит - штука обязательная. Раз в год определенная категория предприятий проходит аудиторскую проверку. Можно ее сделать формально, проверив, достоверна отчетность или нет. А можно провести более глубокий анализ, находя слабые места в экономической деятельности компании. Дальше как раз и требуется помощь профессиональных консультантов.

Например, собственник крупной фирмы говорит: «Деньги любят тишину. Надо, чтобы предприятие стало маленьким». В этом случае объясняем: «У вас будут проблемы с заемными деньгами. Много денег взаймы не дадут. Устраивает?» - «Да». Тогда крупную холдинговую компанию приходится преобразовывать в несколько мелких.

Другие, наоборот, обращаются с просьбой: «Давайте нас сделаем большими. Хотим, чтобы наши акции котировались на бирже, чтобы дешевые кредиты давали». Консультируя, мы предупреждаем: «У вас будут проблемы в плане налогового администрирования, внимания, проверок. Готовы?» - « Готовы!» - «Поехали»...

Крупный бизнес - показатель успешности. Разве не так?

Недавно мы столкнулись с интересной проблемой. У нас считается здорово, когда у компании есть свои заводы, детские санатории, пансионаты: «Смотри, какой комплекс содержу! Какая у меня социалка!» Иностранцы рассуждают иначе: «Иметь социальную сферу - для бизнеса вредно, это зло. Ее надо немедленно отдать». На Западе бизнес - это прежде всего бренд. Они регистрируют товарный знак, вкладывают в рас-крутку сумасшедшие деньги (это гораздо дороже, чем построить завод).

Обладая раскрученным товарным знаком, можно размещать заказы на любом заводе, контролируя качество выпускаемой продукции. Чтобы товарным знаком никто не пользовался, его надо как следует зарегистрировать. Потом предоставить лицензионные права. Так выстроены международные холдинги «Пепси-кола», «Кока-кола», «Адидас». По этому принципу пытаемся продвинуть уральские компании.

Мы говорим бизнесменам: «Давайте наши бренды делать масштабными, выводить на федеральный уровень, вкладывать в их раскрутку деньги». Потому что местным производителям люди доверяют. Если качество продукции высокое, бренд известный, то в любом регионе России можно организовать качественное производство. При этом продукция будет местная.

В свое время вы служили в налоговой полиции, имеете звание подполковника. Как обстоят дела с экономической преступностью?

Она становится более цивилизованной. До нас тоже дошла новая, американистая волна - рейдерство, то есть недружественное поглощение бизнеса. Раньше это случалось в Москве. Теперь бизнес отбирают и здесь, причем достаточно часто. Из экономических преступлений рейдерство представляет самую серьезную опасность. Потому что наутро ты можешь прийти в офис и узнать, что фирма, здание, офис тебе не принадлежат.

Корни в Кировакане

Говорить о грустном не хотелось, и разговор плавно перешел к более приятным темам.

У вас редкая для наших мест фамилия. Родились в Челябинске?

В Озерске. Когда его строили, молодых специалистов собирали со всего Союза. Тогда было все засекречено: приехать можно, уехать - нельзя. Молодежь садили в поезд до станции «Кыштым» и говорили: «Вот здесь будете работать». Отца призвали из Кировакана, из Армении (он строитель). Маму привезли из Екатеринбурга (она работала в лаборатории испытания строительных материалов). Там они и познакомились. Поэтому я полукровка.

Отцовских черт в характере много?

Мне кажется, кровосмешение - это благо. Темперамент у меня, наверное, армянский, но одет в европейскую оболочку. Внутри все кипит-бурлит, постоянно надо что-то делать, бегом бежать. В то же время что-то сдерживает: подожди, не кипятись, нельзя подавать виду. Получилось, что армянский вулкан одет в европейский пиджак. Воспитание вулкан сдерживает.

Папа у меня очень доброжелательный человек, фейерверк эмоций. Хотя 57 лет в России не прошли бесследно. Он заслуженный строитель России, почетный гражданин города Озерска, уважаемый человек. Когда по городу с ним идешь, начинает рассказывать, когда что строилось. Ведь почти каждый дом строился при его участии.

Семья по-армянски

Особенности национальной кухни не забыли?

Рецептов передалось немного. Но как любой армянин, шашлык я делаю настоящий. Как бизнес это не использую (улыбается).
- Как приготовить вкусный шашлык?

- Особых секретов нет. Надо только знать, как правильно надеть мясо на шампур. Когда ломтики нарезают маленькими и надевают на шампур поперек, то они по краям обгорают, а в середине мясо сырое. Маленький ломтик превращается в сухарь.

Если взять большой ломоть и надеть его вдоль, то мясо равномерно пропекается и остается сочным. А дальше все секреты в специях и их сочетаниях. Чисто армянский вариант: в мясо кладется свежая зелень, некоторое время улеживается, пропитывается и потом дает потрясающий аромат.

Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

- Семья по-армянски нормальная, правильная - жена и трое детей. Жена русская, познакомились в Озерске. Старшему сыну в мае исполнится 12 лет. Он назван в честь деда - Дмитрий. Младшие - двойняшки Миша и Аня (коротко - Мишаня). Им будет пять лет. Не похожи.

Глядя на них, невольно вспоминаешь о гороскопах: год того-то, месяц того-то. Ничего подобного. В один день родились - и ничего общего в характере нет. Даже внешне они не похожи - общих черт нет ни в лице, ни в фигуре. Девочка - кропотливая, спокойная, стеснительная.

Хотя, понятно, кокетка. Мальчик - молния, стоять на месте секунды не может: постоянно подпрыгивает, никогда не садится, что-то говорит. Если в гости пришли незнакомые ему люди, запросто на руки залезет, какие у него проблемы расскажет. С тех пор как родились наши двойняшки, я крест поставил на гороскопах.

А где проводите свободное время?

- На работе. Жена недовольна, а что делать? Работу свою очень люблю, обязанностей хватает. Но если удается выкроить время, спешу домой. Благо, семья большая, дружная, детей много. В выходные обязанности посерьезнее: одних подвезти на фигурное катание, танцы, к репетиторам, старшего - на теннис, потом шахматы. Недавно удалось даже на дачу съездить. С детьми горку построили, снежную бабу. Отдохнули замечательно.

Уважаемая газета

Напоследок мы по традиции заговорили о «Вечерке».

По моему мнению, уважаемая газета, - говорит Алексей Дмитриевич. - В последние годы не все у нее было гладко. Но этот этап благополучно пройден. Не случайно ведь уважаемый мной еврейский народ, чтобы стать мудрым, прошел через испытания гонениями. Видимо, для газеты испытание тоже принесло пользу.

Она не такая официальная, как некоторые, допускает своего рода диссидентские мнения. Есть аналитика, есть событийность. Если говорить о пожеланиях, с моей точки зрения, «Вечерке» не хватает прогнозов. У нас сформировался средний класс, который, я считаю, ваш клиент. И у среднего класса, слава богу, последние 15 лет все более-менее хорошо.

Поэтому многих интересуют вопросы: как грамотно разместить заработанные деньги, как будет развиваться рынок ценных бумаг? Профессионал зайдет на международную биржу, зарегистрирует себя - и будет работать. А как быть тому, кто не умеет этого делать, не является экономистом, но хочет дальше вкладывать? Мне нравится, что эти материалы на страницах газеты стали появляться все чаще.

Просматривая разную прессу, я вижу, что «Вечерка» выбрала правильный подход: она в меру ангажирована, в раскрытии событий есть аналитика, чувствуется серьезность. Это как с телефонами. В «Самсунге» функций масса - все блестит, мигает, здорово, красиво. В «Нокиа» ничего особенного вроде нет, просто аппарат. Но серьезность бизнеса присутствует. Так же и «Вечерний Челябинск».

Татьяна МАРЬИНА.
Фото Сергея ВАСИЛЬЕВА.

Вице-губернатор Челябинской области Алексей Овакимян уходит в отставку по собственному желанию. Обнародованное заявление губернаторской пресс-службы об отставке чиновника не стало неожиданностью для большинства политических экспертов Южного Урала. Сам Алексей Овакимян , отвечавший в правительстве на протяжении последнего года за привлечение инвестиций, от комментариев воздерживается. Наблюдатели связывают уход вице-губернатора напрямую с неэффективным выполнением своих прямых обязанностей. Однако по данным интернет-газеты , причины побудившие соратников челябинского губернатора столь настойчиво добиваться устранения от власти «главного по инвестициям», заключаются не только в этом.

Очевидно, что уход вице-губернатора стал следствием наметившегося несколько месяцев назад раскола в команде Михаила Юревича . По данным , заявление об увольнении по собственному желанию с должности вице-губернатора области Алексей Овакимян положил еще в начале недели. Сообщение на сайте губернатора появилось вчера в самом конце дня, когда уже были отправлены в печать первые полосы газет и заверстаны итоговые новостные и экспертные сюжеты на телеканалах и в интернет-СМИ.

Впрочем, даже в отсутствие официальных и экспертных комментариев было очевидно, что к отставке Овакимяна вынудило длительное аппаратное противостояние в команде Юревича .

Пресс-служба Юревича уточняет, что Овакимян вошел в состав областного правительства чуть более года, то есть 1 февраля 2011 года. Ему было поручено принципиальное по важности направление работы - экспертиза инвестпроектов в регионе. В первые же месяцы работы на новой должности Овакимян презентовал общественности планы по развитию туристского кластера в Челябинской области. Говорилось о том, что конкурентные преимущества Южного Урала - красивая природа и огромное количество озер – просто должны быть конвертированы в инвестиции, преимущественно иностранные. Спустя время была утверждена сформированная при участии экспертного управления и программа развития туризма. Денег, впрочем. На ее финансирование в бюджете не был предусмотрено.

Про Овакимяна говорили как о несамостоятельной фигуре. Такого мнения придерживается, в частности, политолог Александр Подопригора . «Изначально Алексей Овакимян был ставленником сенатора Константина Цыбко , вместе с которым они, в частности, работают в рамках Агентства регионального развития. Вице-губернатор должен привлекать в регион инвестиции, однако конкретных результатов его работы нет. Есть только заявления о крупных проектах без конкретики», - заявил в недавнем интервью политолог, известный близостью к оппонирующему группе Цыбко клану в окружении челябинского губернатора.

И тем не менее Овакимян долгое время оставался главным после самого губернатор спикером по вопросам инвестиций. Стремившийся привлечь иностранные вложения в стагнирующую экономику Южного Урала губернатор Юревич в течение года объехал несколько европейских стран, США, Китая, встречаясь с правительствами кругами и предпринимателями. Везде его сопровождал Овакимян .

Говорят, соратники Юревича из числа «старой гвардии» очень ревнуют Юревича к его другу Цыбко , и как следствие, недолюбливали его ставленников – вице-губернатора Алексея Овакимяна и первого помощника по избирательным технологиям Николая Сандакова . Провальные для ЕдРа результаты декабрьских выборов (по оценкам экспертов, процент выше среднего по стране удалось натянуть только благодаря административному ресурсу) позволил ослабить политическое влияние Цыбко в окружении губернатора. Так, господин Сандаков был отправлен в ссылку разруливать политические процессы в удаленном от Челябинска Ашинском районе. Удар по экономическому крылу команды Цыбко был нанесен Александром Подопригорой , который в своих многочисленных комментариях обвинил чиновника в том, что Овакимян не справился с возложенными на него обязанностями по экспертизе инвестиционных проектов.

«Человека без опыта и подготовки вытащили из ниоткуда на крайне ответственный пост (сделал это сенатор К.Цыбко ), - написал об этом в своем блоге Александр Подопригора . - Он на этом посту сделать по-большому счету, ничего не смог (больше того - влез в политические интриги), что вызвало массу публичной критики и обоснованных вопросов. Инвестиции - ключевой пункт программы губернатора Юревича . И кто-то должен был понести политическую ответственность за срыв этой программы. Выбрали, естественно, самое слабое звено, без которого легко обойдутся. В общем, все на сей раз почти как в цивилизованных странах: назначение - год работы - провал - публичная критика - отставка по решению губернатора. Когда-то же надо начинать приучать этих ребят к мысли о том, что ответственность и репутация - не пустые слова в политике - даже в нашей».

Между тем, еще в начале недели по Овакимяну ударила «тяжелая артиллерия». На официальном сайте правительства Челябинской области было размещено заявление первого вице-губернатора Олега Грачева , в котором он в неожиданно резких тонах опроверг информацию о планах региональных властей по строительству аналога «Диснейленда».

«Никакие планы в правительстве Челябинской области не обсуждались, переговоры по этому поводу официально ни с кем не велись», - сказал он. По его мнению, «возможно, некоторые чиновники выдают желаемое за действительное, тем самым выставляя, прежде всего себя, на посмешище». «Для правительства области приоритетны были и будут те проекты, при которых инвесторы, реально вложив деньги, уже прошли так называемую „точку невозврата“. Все остальное - клоунада и прожектерство», - заявил первый вице-губернатор, назвав «Диснейленд» нереальным проектом.

После этого для многих стало очевидно: вопрос отставки решен.

Иную версию аппаратного переворота в окружении Юревича выдвигает известный челябинский политтехнолог и политолог Александр Мельников . Отставка Овакимяна , на его взгляд, имеет «слабое отношение к чисто профессиональным претензиям», но хорошо вписывается в логику ожидаемого переезда в Москву квартета Юревич -Грачёв -Уфимцев -Евдокимов .

«На хозяйстве в Челябинской области должна остаться максимально (насколько это возможно, когда старая гвардия уезжает) проверенная и лояльная команда. Поэтому нужную конфигурацию начали выстраивать уже сейчас. Не уверен, что к уходу Овакимяна применима президентская формулировка "в связи с утратой доверия". Скорее: в связи с его недостаточным количеством. Таковы суровые реалии переходного периода», - считает эксперт.

О том, что Овакимян не грезил о карьере чиновника, говорили многие. Его было вполне комфортно в качестве одного из руководителей крупнейшей в Челябинске аудиторской компании « Авуар» . Заняв вице-губернаторскую должность, он так и не вписался в аппаратные интриги и не стал до конца своим в здании на Цвиллинга, 27.

Источник в министерстве экономического развития региона частично подтверждает версию, озвучиваемую Александром Мельниковым . Причиной аппаратного конфликта в окружении Юревича и последующей отставки Овакимяна стали не профессиональные претензии в адрес последнего, а в большей степени планы команды Цыбко по приватизации госпакета ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

О этих планах Овакимян рассказал вскоре после вступления в должность: «Область тоже продает свою долю, деньги от продажи не нужны, скорее всего, в счет этого пакета заберем «социалку». ЧТЗ же в свое время строился, как город, у них были свои клубы, ДК, школы, поликлиники. Область заберет социальную часть в счет своей доли, а завод сконцентрируется на производстве», - заявил он в одном из интервью.

Позднее стало известно о том, что в правительстве области разработали хитрую схему по обмену активами с Уралвагонзаводом, который с недавних пор значится генеральным инвестором ЧТЗ. Интерес двух участников обмена прост. УВЗ нужны производственные активы завода, часть которых до сих пор числится на балансе областного минпрома, а правительство готово забрать социалку тракторозаводчан. Ради такого дела правительство даже готово было продать инвестору принадлежащую ему долю ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Но выходить на открытый конкурс правительству было боязно, потому как пакет могла купить случайная структура. Потому областной пакет ЧТЗ решили передать в уставный капитал Агентства развития региона. А уже оно, по закону, вправе произвести операцию мены: вы нам производственные мощности и помещения, а мы вам дворцы культуры и прочую социалку.

Получение АРР, президентом которого является Константин Цыбко , а куратором в правительстве региона значился Алексей Овакимян , по информации вызвало бурю негодования в противоположном аппаратном лагере, а областной министр экономического развития Елена Мурзина в кулуарах даже пообещала не пожалеть никаких сил, чтобы заблокировать эту сделку.

В сентябре 2011 года стало известно о том, что доля в уставном капитале «ЧТЗ-Уралтрак» внесена в областной план приватизации на 2012 год. Считается, что сделка по переуступке активов ЧТЗ могла состояться в середине – второй половине 2012 года. Экономические бонусы, получаемые АРР в результате этой непрозрачной операции, оценивались источником в 850 млн рублей.

Операция по дискредитации Овакимяна и его устранение от власти позволило заблокировать планы группы Цыбко в правительстве региона. Будущее самой структуры под названием Агенство регионального развития также на сегодня представляется сегодня весьма туманным. Скорее всего «детище» Цыбко и Овакимяна , утратив статус, сохранит за собой н ближайшее время номинальный круг полномочий.

Будет следить за развитием событий.

74 Челябинская область

Дата публикации: 21.04.2017

Старший партнер Группы компаний «Авуар»

Кандидат экономических наук

В 1991 году окончил Южно-Уральский политехникум, специальность «Эксплуатация станков с числовым программным управлением». С 1991 по 1993 годы служил в армии, на космодроме Байконур. Затем окончил Южно-Уральский Государственный Университет факультет «Экономика и управление на предприятиях» по специальности «Экономист-менеджер».

С 1996 по 2002 годы работал помощником начальника, а затем начальником Организационно-инспекторского отдела(штаба) в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по Челябинской области. В 2002 году - начальник Сводного отдела экономического анализа, прогнозирования и регулирования Комитета по экономике Челябинской области. С 2002 по 2003 годы - начальник Центра поддержки предпринимательства Комитета по экономике Челябинской области. С 2004 по 2005 годы - исполнительный директор ООО «Корпорация Символ-Строй Инвест». С 2011 по 2012 годы - заместитель Губернатора Челябинской области по инвестиционным, имущественным и правовым вопросам.

С 2002 года А.Д. Овакимян возглавляет Группу компаний «ГК «АВУАР», специализирующуюся на оказании аудиторско-консалтинговых услуг. Руководство деятельностью группы компаний осуществляет умело и эффективно, постоянно добиваясь высоких финансово-экономических результатов, грамотно применяя передовой зарубежный и отечественный опыт по профилю деятельности компании.ГК «АВУАР» входит в ТОП-100 рейтинга аудиторских компаний России, рейтинга крупнейших компаний России в области учетных функций. По оценке рейтингового агентства «Эксперта РА», «ГК «АВУАР» находится на 30 месте в рейтинге аудиторских компаний за 2015 год и на 4 месте в рейтинге консалтинговых групп и организаций Урало-Западносибирского региона по итогам 2015 года.

А.Д. Овакимян ведет широкую общественную деятельность с целью развития профессионального сообщества Уральского региона. Активно способствует формированию деловых связей региона на федеральном и международном уровнях, являясь председателем Совета Уральского филиала Аудиторской палаты России, внештатным советником Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе, руководителем территориальной приёмной в г. Озерске Челябинской области, членом Челябинской региональной общественной организации «Союз промышленников и предпринимателей», членом правления Торгово-промышленной палаты РФ, председателем Общественного Совета при Главном контрольно-ревизионном управлении Правительства Челябинской области, выступает экспертом законопроектов, направленных на улучшение инвестиционного климата региона.

В совершенстве владеет методами коммуникации и обработки деловой информации. Неукоснительно придерживается правил и норм деловой этики и порядочности.

В Челябинске 365 человек эвакуировались из школы из-за поджога в туалете

Сегодня, 16:08 Происшествия

До +20 градусов потеплеет в Челябинской области

Сегодня, 15:45 Общество

По иску прокурора в Челябинске снесут недострой на Братьев Кашириных

Сегодня, 15:05 Общество

В Миассе ВАЗ насмерть сбил молодую девушку на «зебре»

Сегодня, 14:44 Происшествия

Недоброе утро: сразу несколько челябинцев обнаружили проколотыми колеса своих авто

Сегодня, 14:27 Происшествия

Путин утвердил критерии оценки губернаторов

Сегодня, 14:15 Политика

Текслер сделал первое назначение в правительстве Челябинской области

Сегодня, 14:04 Политика

Любовь длиною в жизнь: в Коркино супруги отметили бриллиантовую свадьбу

Сегодня, 13:39 Общество

Евгений Тефтелев покидает пост вице-губернатора Челябинской области

Сегодня, 13:21 Политика

«Столетние артефакты не нужны»: активист пытается спасти остатки каменной набережной в Челябинске

Сегодня, 12:34 Общество

ВАЖНО. Кандидатам в губернаторы Челябинской области разрешили самовыдвижение

Сегодня, 12:30 Политика

В уральской «запретке» спасли школьника со льда озера

Сегодня, 12:00 Происшествия

В Пасхальную ночь в Челябинске будет работать общественный транспорт

Сегодня, 11:47 Общество

Рядовой сломал челюсть ефрейтору в Чебаркуле и получил реальный срок

Сегодня, 11:37 Общество

Челябинца арестовали за отказ снять тонировку со стекол авто

Сегодня, 11:29 Общество

Суд отказал челябинке, требующей 700 тыс. за падение в гипермаркете

Сегодня, 11:17 Общество

Жителей Озерска осудили за вымогательство квартир и денег

Сегодня, 11:11 Общество

Южноуральские аграрии ремонтируют технику с помощью 3D-принтера

Сегодня, 10:50 Общество

В Озерске сотрудники ФСБ задержали подпольных оружейников

Сегодня, 10:36 Происшествия

Иван Ургант предложил сделать мэром Копейска Ким Чен Ына

Сегодня, 09:56 Общество

Челябинцы делятся фотографиями апрельского снегопада в соцсетях

Сегодня, 09:52 Общество

УРАЛСИБ увеличил максимальную сумму автокредита до 5 млн рублей

Сегодня, 09:49 Финансы

НУЖНА ПОМОЩЬ. В Челябинске 9-летнего ребенка госпитализировали после наезда авто

Сегодня, 09:25 Происшествия

Челябинцы рассказали, как собираются отмечать Пасху

Сегодня, 09:17 Общество

Самый скорбный день в году: Страстная пятница – запреты, поверья и традиции

Сегодня, 07:20 Общество

Священника, сосланного в село из-за фото жены, вернули в Магнитогорск

Вчера, 20:14 Общество

Более 80% россиян считают себя счастливыми

Вчера, 17:13 Общество

В полиции Южного Урала опровергли обвинения в избиении автоледи

Вчера, 16:52 Общество

В Магнитогорске неизвестные облили авто краской и пожелали хозяину смерти

Вчера, 16:44 Происшествия

ВНИМАНИЕ. На 2 дня ограничат движение в Ленинском районе Челябинска

Вчера, 16:38 Общество

Полицейские изъяли 70 тыс. бутылок контрафактного алкоголя со склада в Челябинске

Вчера, 15:52 Общество

Рысь впервые попала в фотоловушку в нацпарке «Зюраткуль»

Вчера, 15:45 Общество

Мокрый снег и похолодание до –5 придут на Южный Урал

Вчера, 15:43 Общество

ВАЖНО. Южноуральских детей не пустят в лагеря без прививки от клещевого энцефалита

Вчера, 14:50 Общество

Директор фирмы в Магнитогорске недоплатил налогов на 13 млн

Вчера, 14:43 Общество

Прямой ДОСТУП

T +

Warning: constant(): Couldn"t find constant NC_TOKEN_ in /var/www/сайт/netcat/system/nc_token.class.php on line 83

Вице-губернатор Челябинской области

А если точнее, в сферу ответственности заместителя главы региона Алексея Овакимяна входят повышение инвестиционной привлекательности Челябинской области, финансовое оздоровление предприятий, расширение налогооблагаемой базы, а также обеспечение эффективного управления госсобственностью и недопущение преднамеренных банкротств.

Об этом, а также о реализуемых и планируемых инвестпроектах и предложениях, о том, становится ли Южный Урал более интересным для зарубежных и российских партнеров, читатели Агентства новостей «Доступ» могут спросить Алексея Овакимяна лично.

Напомним, все сообщения проходят премодерацию. Право отвечать на личные вопросы остается за гостем рубрики.

Вопросы и ответы

Игорь Павлов:

Вы отвечаете за инвестиционную привлекательность, Клепов - за привлечение инвестиций, Мурзина - за реализацию инвестиционной политики. Означает ли это безответственность? Как несколько человек могут отвечать за одно и то же?

Привлечение инвестиций в регион - это не мой эксклюзив, а приоритет политики губернатора. Все министры и заместители губернатора Челябинской области в своей сфере ответственности отвечают за привлечение инвестиций. Моя зона ответственности - правовое сопровождение инвестиционной деятельности и организация эффективного использования ресурсов региона (земля, недра, имущество, в том числе и предприятий-банкротов) для привлечения профильных инвесторов.

виктор:

На каком месте по объему инвестиций местных и зарубежных находится наша область по сравнению с другими регионами страны? Имеете ли Вы по этому вопросу точную информацию, а не просто свое мнение?

Интересующую Вас информацию можно увидеть на сайте министерства экономического развития Челябинской области: econom-chelreg.ru .

Айгуль:

В Чурилово становится всё больше детей, не могли бы Вы как нибудь сделать там спортивные секции, особенно женский футбол, он становится всё популярней, и если он в Чурилово появится то я вам буду очень очень благодарна, спасибо!:)

Чурилово - один из наиболее перспективных и активно застраиваемых регионов города. Безусловно, вся необходимая инфраструктура там тоже запланирована. Ваше обращение по спорткомплексу для женского футбола мне представляется очень интересным. Обязательно согласуем этот вопрос с администрацией города Челябинска.

Виталий:

Алексей Дмитриевич, здравствуйте. В последнее время много говорится о том, что наш регион надо больше позиционировать как туристический или археологический (Аркаим), тогда, соответственно, народ потянется, и это позволит увеличить бюджеты территорий. Однако во многом дальше слов дело не доходит. Есть ли в Ваших планах подобное направление или же все-таки они бесперспективны?

Южный Урал как туристический регион необходимо "раскручивать" практически с "нуля". Тем не менее, это делается и будет сделано в самое ближайшее время. Экономический и социальный эффект от этой работы - колоссальный. В каждом районе есть свои изюминки (пещеры, памятники, озера, тот же Аркаим и "Демидовские места"). Готовим предложения инвесторам для строительства оздоровительных, досуговых, развлекательных комплексов. Будем разрабатывать информационную кампанию по туризму на Южном Урале.

Почему-то раньше считалось, что люди должны приходить в администрацию и искать выход на "нужного человека", чтобы получить земельный участок. Сейчас подход меняется. Если человек приходит с интнресным проектом - землю можно давать даже бесплатно при условии, что на ней будет построен нужный людям и области объект.

Иван Георгиевич:

Господин министр, в последние месяцы по телевизиору очень много показывают про то, что к нам приезжают делегации разных стран, подписываются соглашения. А какие реальные совместные проекты уже реализованы, и что ждать еще?

Иностранные инвесторы действительно обратили внимание на Южный Урал. Это результат поездок губернатора, но многолетняя закрытость региона и осторожность иностранных компаний дают о себе знать. От первой встречи до строительства завода, как правило, проходит не один год. В 2011 году после многократных переговоров в Челябинске уже зарегистрировались несколько иностранных (преимущественно итальянских) компаний. Ожидаем еще. Думаю, к концу года результаты будут видны уже широкому кругу лиц.

Ольга Николаевна:

Как-то Вы, выступая, сказали, что в регионе необходимо провести инвентаризацию областной собственности, для того чтобы сохранить то, что может быть полезным южноуральцам, а те объекты, которые используются неэффективно, предложить инвесторам. Проведена ли такая работа, и каков ее результат?

Инвентаризация областной и муниципальной собственности - вопрос не из простых. Очень много объектов (и даже предприятий) не были учтены в реестре собственности. Видимо, нам предстоит еще работа по защите прав государства на те объекты, которые в свое время были по разным причинам "потеряны" регионом.

Тем не менее, к 01.07.11 инвентаризация будет закончена. Во втором полугодии 2011 года будут приняты приципиальные решения о мерах по наиболее эффективному ее использованию.

Константин:

Алексей Дмитриевич, на Ваш взгляд, из чего складывается инвестиционная привлекательность региона? Удобное географическое месторасположение? Вот, взять наш регион. Простаивают мощности некогда крупнейших оборонных предприятий. То есть там есть вся инфраструктура. Я так понимаю, что Ваша задача найти инвесторов под эти проекты. Но, с другой стороны, разные рейтинги упоминают Челябинскую область как самый худший с экологической точки зрения субъект РФ и занимает чуть ли не первые ряды по коррупционным делам (взятки, откаты). Есть ли система формирования привлекательности - инвестиционной - для региона? Есть ли хоть у глав муниципальных образований хоть какие-то задумки по этому поводу, кроме зимних курортов и летних баз?

Челябинская область имеет все предпосылки для привлечегия инвестиций. Даже взаимоисключающие вещи, как промышленность Карабаша и природа Увильдов (на расстоянии 8 километров) - это тоже наша изюминка.

Самое важное - это создание предпосылок для привлечения инвесторов:

1. Нормативно-правовая база (льготы, упрощенный порядок решения административных вопросов и пр.);

2. Открытие логистических коридоров, потерянных ранее. Челябинск находится на прямой линии транспортного коридора "Западная Европа - Западный Китай". При этом до сих пор автомобильные, железнодорожные и авиационные маршруты прокладывались в обход региона. Изменить ситуацию возможно уже в этом году. Приток инвестиций в регион после изменения логистической схемы будет несопоставим ни с какими другими мерами.

3. Ну, и безусловно, кадровый потенциал. Привлечение в регион специалистов и подготовка собственных кадров (не уезжающих из региона) - одно из обязательных условий инвестиционного роста.

Даниил:

Уважаемый Алексей Дмитриевич, насколько серьезно изменилась Ваша жизнь после назначения вице-губернатором? Удается заниматься делами компании "Авуар", и кстати, кто сменил Вас на этом посту? Несколько раз имел возможность встречаться с Вами на семинарах, и мне показалось, что Вы достаточно мягкий и довольно интеллигентный человек. Не тяжело с такими качествами быть вице-губернатором?

Безусловно, проще было работать в Авуаре, но работа в правительстве - элемент профессиональной самореализации. Авуар всегда был партнерством, по этому мой уход не был экстремальным для компании. Сегодня управлением Авуаром занимаются Константин Игонин и Станислав Миронов. Что касается личных качеств, я думаю они не самые худшие для чиновника. Посмотрите, в Европе никто ни на кого не орет, а живут не хуже нашего.

Юрий Ярославович:

Несколько дней назад Юревич передал Вам право продажи земельных участков под дачное строительство. Сколько потребуется времени для подготовки всевозможных правил, инструкций, постановлений, и нельзя ли это сделать по принцпу "одно окно"?

Привлечение инвесторов для освоения южноуральских земель действительно вопрос приоритетный и непосредственно связанный с созданием туристического кластера в регионе. Тем более что земля и имущество - один из основных источников налоговых доходов местных бюджетов.

До конца года вопрос о выделении земельных участков всем желающим будет решен. Только надо понимать, что земли будут раздаваться не в хаотическом порядке, а по согласованному плану, без ущемления интересов остального населения (в частности, без ограничения доступа желающих к водоемам) и с соблюдением инвестиционнох обязательств по строительству заранее оговоренных объектов, будь то поселки, базы отдыха, санатории и пр.

"Одно окно" при оформлении документов будет обязательно. В регионе таким органом будет областной "фонд имущества".

Иван Степанович:

Челябинская область всегда была машиностроительным регионом, и от этого нам пока никуда не уйти. Другое дело, что потеряна связь между предприятиями и наукой? Да и потом, не каждый завод возьмется создавать "пробничек" изобретателя, и вот тут бы пригодились Вы, как человек, отвечающий за инвесторов. Посмотрите, чего только ни придумали студенты-пищевики ЮУрГУ - во всем мире такого нет. А ЧТЗ как выпускал трактора 20-40 лет, так и продолжает, завод потерял ощущение современности и реальности. Может, если бы перепродать это предприятие, то можно было бы создать перспективное машиностроительное направление, в том числе и для проекта "Урал промышленный", или новые образцы коммунальной техники?