Новые стандарты аудита в году. Критерии обязательного аудита

Аудит – проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, проводимая независимым аудитором, цель которой – определить, насколько эта отчетность достоверна. В ряде случаев аудиторская проверка должна проводиться в обязательном порядке, а не только по желанию самих организаций. В этой статье мы рассмотрим, в каком случае аудит обязателен, каковы его критерии в 2017 году, и какие санкции могут последовать при игнорировании организацией обязательного аудита.

Обязательный аудит 2017

Обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Ее результаты отражаются в аудиторском заключении – официальном документе, предназначенном для пользователей проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Крайние сроки обязательного аудита законом не устанавливаются, и определяются самой организацией. При этом следует учитывать, что аудиторское заключение должно быть подано в Росстат вместе с годовой бухотчетностью, либо не позже 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Аудитор выражает в заключении свое мнение о достоверности проверенной отчетности и указывает обстоятельства, которые могут существенно на эту достоверность повлиять. Закончив обязательный аудит, индивидуальный аудитор или аудиторская фирма передает свое заключение проверяемому лицу.

Получив аудиторское заключение на руки, организация через специального оператора размещает результаты, который получил обязательный аудит, в «Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юрлиц».

Обязательный аудит: критерии 2017

Критерии, определяющие необходимость проведения обязательного аудита – определенные условия, которым должна соответствовать организация. Перечислим, что же это за критерии:

  1. организационно-правовая форма юрлица (например, обязательному аудиту подлежат все акционерные общества);
  2. осуществление определенного вида деятельности (страхование, банковская деятельность и т.д.);
  3. определенные финансовые показатели (доход или стоимость активов юрлица превышают определенный лимит);
  4. юрлицо является конкретной госкорпорацией или организацией (Центробанк, РЖД и др.);
  5. необходимость представления консолидированной отчетности.

Организации, подлежащие обязательному аудиту

Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ содержит перечень случаев обязательного аудита, но исчерпывающим он не является. Наиболее полно субъекты обязательного аудита перечислены в «Информации Минфина РФ» от 11.01.2017.

Указанные в «Информации» случаи обязательного аудита представляют собой таблицу из 69 пунктов, сгруппированных по основным критериям, с указанием норм законодательства, отчетности, которая должна при этом проверяться, а также требований к аудиторам, имеющим право на проведение таких проверок.

Так, исходя из критериев, обязательный аудит проводится следующими организациями:

  1. акционерными обществами, фондами, ФГУП, госкорпорациями, госкомпаниями, публично-правовыми компаниями (пункты 1-9 Информации);
  2. компаниями, чьи ценные бумаги допущены к торгам, кредитными организациями, бюро кредитных историй, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, профобъединениями страховщиков, профучастниками рынка ценных бумаг, клиринговыми организациями, организаторами торговли, депозитариями, также проведение обязательного аудита осуществляется акционерными инвестфондами, НПФ, микрофинансовыми организациями, организаторами лотерей и азартных игр, кредитными и жилищными накопительными кооперативами, саморегулируемыми организациями, политическими партиями, застройщиками и т.п. (пункты 10- 50 Информации);
  3. проводят обязательный аудит организации, чей объем выручки за предыдущий год более 400 млн рублей, либо сумма активов по балансу свыше 60 млн рублей (пункт 68 Информации);
  4. обязательный аудит отчетности проводят у себя ЦБ РФ, Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Госкорпорация «Роскосмос», АО РЖД, Фонд содействия кредитованию и другие (п. 11-67 Информации);
  5. обязательный аудит проводят все организации, представляющие и/или публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 69 Информации).

Обязательный аудит для ООО

Закон не требует от ООО представлять в составе отчетности аудиторское заключение. Тем не менее, для таких юрлиц обязательный бухгалтерский аудит возможен по финансовому критерию, при превышении допустимого размера выручки/активов. Это невозможно только в первый год деятельности, поскольку у них еще нет показателей периодов, предшествующих отчетному. При соответствии иным критериям ООО подлежит обязательному аудиту.

Аналогично будет проводиться и обязательный аудит малого предприятия – при соответствии юрлица приведенным выше критериям. Наличие статуса субъекта малого бизнеса значения не имеет.

Обязательный аудит: ответственность

При несдаче или нарушении срока сдачи в Росстат аудиторского заключения организацией, которой требуется обязательный аудит, штрафы могут составить (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • от 3000 до 5000 руб. на организацию,
  • от 300 до 500 руб. на должностных лиц.

За непроведение обязательного аудита штрафы уже существеннее (ст. 15.11 КоАП РФ):

  • от 5000 до 10 000 руб. на руководство организации;
  • при повторном нарушении – до 20 000 руб., или дисквалификация должностного лица на 1-2 года.

Если обязательный аудит бухгалтерской отчетности отсутствует у АО, то размер штрафов многократно увеличивается (ст. п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ):

  • от 30 000 до 50 000 руб. – на руководство АО;
  • от 700 000 до 1 000 000 руб. – на организацию.
Приближается конец года и у меня, главного бухгалтера фирмы средних размеров просто голова пухнет от текучки и необходимости закрывать год. А тут еще, оказывается, вводят новые правила аудита, которые в Новом году сделают этот самый аудит строже и дороже. Как поступить - заказать аудит до 31 декабря 2016 года, чтобы получить заключение по старым правилам или уже расслабится и отложить все на 2017 год?

За ответами мы обратились к специалистам компании .

Как вообще изменения в аудите с 2017 года затронут бизнес?

Со следующего года власти России решили сделать бухгалтерскую отчетность публичной и еще более прозрачной. Экспериментировать не стали, а решили ввести в действие международные стандарты аудита. С 1 января 2017 года на территории РФ введут в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина от 24.10.2016 N 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года будут применяться еще 18 новых стандартов аудита.

Ой, ведь тогда наверняка увеличится и трудоемкость аудита, в том числе и для бухгалтера?

Да, и это невеселая новость. Уже есть мнения, что все эти нововведения увеличат трудоемкость проведения аудита на 30-40%. Ведь согласно требованиям этих 48 международных стандартов аудита вырастет количество аудиторских процедур, нужно будет заполнять новые формы и таблицы и другие рабочие документы.

Основными стандартами можно назвать несколько: согласование условий аудиторских заданий; контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности; аудиторская документация; формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности; информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении; модифицированное мнение в аудиторском заключении.

Чтобы делать такие сложные проверки, нужна ведь и соответствующая компетенция аудиторов? Или крайними останутся бухгалтеры и директора компаний?

К счастью российские законодатели это понимают и, не дожидаясь шквала протестов профессионального сообщества, планируют уже в 2017 году увеличить ответственность аудиторов. Минфин предлагает наказывать их не только штрафами, согласно КоАП, но и вводить уголовную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения. Соответствующий проект размещен для публичного обсуждения на сайте федеральном портале проектов НПА.

Новые правила должны предполагать и какие-то новшества в форме аудиторского заключения?

Действительно, идея новых стандартов в том, чтобы аудиторское заключение стало более информативным и публичным. Задумано, что вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на , заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное заключение в соответствии с МСА.

При этом новая форма аудиторского заключения (АЗ) будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица. Например, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п.

А зачем так все усложнять? Многие считают, что все это аудирование не более чем пустая формальность?

Наверное, в том то и замысел, чтобы хорошо и правильно сделанный аудит по новым стандартам помог предпринимателям развивать свой бизнес и принимать взвешенные решения. То есть, новая форма АЗ предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Но ведь все эти сведения чрезвычайно важны, и могут иметь интерес для конкурентов компании, прошедшей аудит?

Естественно, аудиторы несут ответственность за неразглашение сведений. Но, напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении. Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

Наверняка все это сильно усложнит работу бухгалтера, финансовых специалистов, руководства компании?

Да, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

Как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2017 года.

Какие еще неприятные последствия могут произойти?

Возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний.

Новые правила МСА и формирования АЗ имеют и более отдаленные последствия для бизнеса. В планах, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. На федеральном портале проектов НПА (regulation.gov.ru) для публичного обсуждения размещен проект ФЗ о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ.

Задумано, что при проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

То есть чиновники из налоговой могут узнать про бизнес действительно все?

Да, согласно законопроекту, налоговики смогут истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) организацией. Указанные документы могут быть истребованы налоговым органом, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.

Ныне действующая редакция НК пока не допускает при осуществлении налогового контроля осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщиках, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну.

Из всего сказанного, напрашивается вывод: аудит отчетности 2016 года лучше провести не по МСА?

Да, и пока такая возможность есть! Если договор на аудит заключен ‎до 1 января 2017 года, то аудиторская организация вправе проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности по старым правилам, действовавшим до вступления в силу МСА, утвержденных приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н).

По договорам, заключенным после 1 января 2017 года, будут применяться новые стандарты МСА при аудите за любые отчетные периоды.

С введением МСА к определению сроков аудита отчетности компаниям важно отнестись серьезно, поскольку в ходе проведения обычно возникает достаточное количество вопросов, а подчас и необходимость внесения исправлений в учет. Лучше не назначать аудит на последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности, когда бухгалтерия и так сильно загружена.

Но ведь уже и так конец года? Что делать? Неужели уже поздно?

Оптимальный вариант - провести аудит за 2016 год в два этапа (по итогам 9 месяцев и за год). В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки, учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.

Как известно, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.

P.S.: Итак, если вы еще не успели заключить договор на аудит отчетности в 2016 году, то стоит поторопиться и сделать это до конца текущего года, чтобы пройти аудит и получить аудиторское заключение по старым правилам.

Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ определяет аудит, как независимую проверку бухотчетности организации, когда аудитор выражает мнение о ее достоверности в своем заключении (п. 3 ст. 1 закона № 307-ФЗ). Такая проверка может проводиться по желанию организации, то есть добровольно, но для некоторых юрлиц аудит обязателен по закону. Критерии обязательного аудита мы рассмотрим в этой статье.

Что такое – критерии обязательного аудита

Однозначного закрытого списка критериев в законодательстве об аудите не содержится. Все случаи, когда должен проводиться обязательный аудит отчетности за 2016 год, были собраны в информации Минфина РФ. В этом перечне можно выделить следующие основные критерии обязательного аудита в 2017 году:

  • ведение определенного вида деятельности,
  • превышение установленных лимитов дохода или активов,
  • определенная организационно-правовая форма,
  • принадлежность к конкретной организации,
  • представление консолидированной отчетности.

Проводить обязательный аудит, критерии которого приведены выше, компаниям следует ежегодно. Результаты проверки оформляются в аудиторское заключение, и подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц.

Обязательный аудит за 2017 год – критерии

Перечислим, для каких организаций по итогам 2017 г. будет обязательным наличие аудиторского заключения, исходя из основных критериев обязательного аудита:

  • для организаций, являющихся кредитными, бюро кредитных историй, организаций, являющихся профучастниками рынка ценных бумаг, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования, клиринговыми организациями, организаторами торговли, организаторами азартных игр, операторами лотереи, спецдепозитариями, пенсионными негосударственными, акционерными инвестиционными и другими фондами, управляющими компаниями ПИФ или НПФ, а также организаций, у которых допущены к торгам ценные бумаги и другие;
  • для организаций, чей объем выручки за 2016 год превысил 400 млн руб., либо активы по балансу на 31.12.2016 г. составили более 60 млн руб.; эти критерии проведения обязательного аудита 2017 г. не относятся к ГУП, МУП, сельхозкооперативам и госучреждениям;
  • абсолютно для всех акционерных обществ, а также фондов, госкорпораций, госкомпаний, ФГУП, публично-правовых компаний;
  • для Центробанка РФ, Агентства по страхованию вкладов, госкорпораций «Ростех», «Росатом», ОАО «РЖД», Фонд содействия кредитованию и др., в данном случае критерием обязательного аудита является принадлежность к конкретной организации;
  • для организаций, представляющих или раскрывающих годовую консолидированную бухотчетность.

Такие критерии проведения обязательного аудита предусмотрены ст. 5 закона № 307-ФЗ и другими законами РФ. Например, закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ обязует проводить аудит в саморегулируемых организациях (п. 4 ст. 12 закона № 315-ФЗ), а по закону от 30.12.2004 № 214-ФЗ обязательному аудиту подлежит отчетность застройщика 9 п. 4 ст. 18 закона № 315-ФЗ). Аудиторской проверке также подлежат жилищные накопительные кооперативы, государственные, микрофинансовые и другие организации.

Обязательный аудит – критерии 2017 для ООО

Наличие аудиторского заключения в составе годовой отчетности, специально для обществ с ограниченной ответственностью, законом № 315-ФЗ не оговаривается, но если ООО подпадает под какие-либо критерии, перечисленные выше, то аудит для него обязателен.

Так, в 2017 г. требуется обязательный аудит для ООО, критерии которых следующие:

  • выручка в 2016 г. без учета НДС превышает 400 млн руб., или
  • балансовые активы на 31.12.2016 г. превышают 60 млн руб.

Если такое ООО относится к субъектам малого предпринимательства , от обязательного аудита данный статус его не освобождает.

Законом об ООО от 08.02.1998 № 14-ФЗ предусмотрена аудиторская проверка по решению общего собрания участников общества, а обязательный аудит требуется, если это установлено иными законами и нормативными актами (ст. 48 закона № 14-ФЗ).

Если отсутствует обязательный аудит (критерии 2017): штрафы

Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, подаваемой в ИФНС, но оно должно присутствовать в комплекте бухотчетности, представляемой в органы статистики.

Непредставление аудиторского заключения в составе отчетности для Росстата, или нарушение срока представления для организации обернется штрафом от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц – 300-500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если аудит вовсе не проводился, и у организации нет обязательного для нее аудиторского заключения – это грубое административное нарушение, за которое предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. руб., налагаемый на руководство компании. При повторном нарушении штраф вырастет до 20 тыс. руб. либо должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-2 года (ст. 15.11 КоАП РФ).

Если отсутствует обязательный аудит по критериям 2017 г. для ООО, штрафы будут аналогичны.

Для АО штрафы намного существеннее – раскрытие информации не в полном объеме, в том числе бухотчетности без аудиторского заключения, грозит административным штрафом в размере, установленном п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ:

  • 30-50 тыс. руб. для должностных лиц (или их дисквалификация от 1 года до 2-х лет),
  • 700 тыс. – 1 млн руб. для организации.

В последние годы государством взят курс на максимальную открытость и прозрачность информации об экономических субъектах. Изменения вносятся по всем направлениям. Не осталась в стороне и аудиторская отрасль. Основная цель поправок - повысить прозрачность бизнеса, снизить давление на добросовестные компании, вывести из тени налоговых правонарушителей для устранения недобросовестной конкуренции.

Изменения с 2017 года в сфере обязательного аудита бухгалтерской отчетности

1. Требование к подготовке аудиторских заключений по МСА с 2017 года. Чего нам ждать?

Наше государство стремится к европейским показателям в плане финансовой отчетности. Поэтому еще одним шагом к повышению ее публичности и прозрачности стало введение с 1 января 2017 года в РФ международных стандартов аудита (МСА) (Приказы Минфина России от 24.10.2016 N 192н, от 09.11.2016 № 207н).

Для аудиторских компаний это означает следующие изменения:

    увеличение количества аудиторских процедур

    увеличение объема данных, необходимы для анализа деятельности аудируемых компаний

    новые стандарты качества проведения обязательного аудита

    новые стандарты информирования в аудиторском заключении

    введение модифицированного мнения в заключении

Для аудируемых компаний это означает:

ПЛЮСЫ: повышение качества в оценке бизнес-рисков;заключение, которое будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на существенные риски для бизнеса и т.п; расширенную информацию отчета для бухгалтерии и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др.

МИНУСЫ: увеличение стоимости обязательного аудита с 2017 года; увеличение сроков предоставления аудиторского заключения; удорожание банковских кредитов для компаний (по причине повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков)

2. Информация о налогах, штрафах, доходах и расходах, численности появится на сайте ФНС

Информация об экономических субъектах становится более открытой. С 1 июня 2016 года налоговой тайной больше не являются (поправки в статью 102 НК РФ внесены Федеральным законом от 01.05.2016г. № 134-ФЗ):

  • сведения о среднесписочной численности работников организации;
  • суммы уплаченных организацией налогов и сборов, за исключением налогов, уплаченных при ввозе товаров в ЕАЭС и налоговыми агентами;
  • суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности.

С 1 июля 2017 года положено начало размещения указанных сведений в открытом доступе на официальном сайте ФНС в сети «Интернет».

Кроме того, на сайте ФНС будет публиковаться информация о суммах недоимки, задолженности по пеням и штрафам, применяемых спецрежимах и об участии налогоплательщиков в консолидируемых группах.

Благодаря появлению дополнительных сведений о юридических лицах в открытом доступе налогоплательщики получают дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента, а также появится дополнительный аргумент доказать ИФНС в случае претензий, что при заключении сделки была проявлена должная осмотрительность.

3. Информация об обязательном аудите размещается на Федресурсе

С 1 октября 2016 года в России результаты обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности становятся публичными. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Организации, подлежащие обязательному аудиту, теперь должны вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРС http://www.fedresurs.ru/) информацию о результатах аудита в течение 3-х рабочих дней после получения аудиторского заключения. К числу таких сведений относятся:

  • наименование, ИНН, ОГРН, СНИЛС аудируемого лица;
  • наименование (Ф.И.О.), ИНН, ОГРН (ОГРНИП), СНИЛС аудиторской организации (индивидуального аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • дата аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Нарушение должностным лицом аудируемой организации обязанности по раскрытию такой информации может повлечь административный штраф, предусмотренный частями 6-8 статьи 14.25 КоАП РФ, до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

4. С 2018 года аудиторскую тайну, вероятно, отменят

Соответствующий Законопроект № 96436-7 об изменениях в статьи 82 и 93.1 НК РФ уже внесен в Госдуму.

Напомним, что согласно действующей редакции статьи 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Однако, с 1 января 2018 года аудиторскую тайну предлагается исключить из данной статьи. Кроме того, предлагается установить право должностных лиц ИФНС истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании прочих сопутствующих аудиту услуг. Истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налога (сбора) и смогут запрашиваться у аудиторов, если налогоплательщик не представил их в ИФНС самостоятельно.

Итак, сфера бухгалтерского учета и отчетности, а также налоговых обязательств компаний становится более прозрачной.

Чтобы к марту 2018 года при закрытии 2017 финансового года и сдаче годовой финансовой отчетности не оказаться с аудиторским заключением, содержащим многочисленные оговорки, мы советуем компаниям:

Провести аудит в 2 этапа (1 этап - по итогам 9 м-в 2017 года в октябре-декабре 2017 года, 2 этап - по итогам 2017 года в первом квартале 2018 года).

В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете В этом случае организация сможет исключить спешку и ошибки в отчетах, снизить нагрузку на бухгалтерию в конце года.

Не секрет, что бухгалтерский учет и составление налоговых деклараций — сфера деятельности главбуха. Однако руководителям, учредителям следует помнить, что ответственность за ошибки бухгалтера распространяется и на них тоже.

Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. За повторный аудит пересмотренной бухгалтерской отчетности -это дополнительная оплата времени работы аудиторов за проверку и также увеличатся сроки выдачи заключения. За аудит пересмотренной бухгалтерской отчётности Вам потребуется произвести доплату, так как объем работы аудитора увеличивается, соответственно и сроки тоже.

Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение

Если аудиторы впервые приходят в компанию в феврале-марте, у бухгалтерии остаётся слишком мало времени, чтобы внести изменения. Одновременно с этим бухгалтеры готовят годовой отчёт и испытывают при этом двойную нагрузку, что не отражается наилучшим образом на результатах.

- Разбить проведение аудита по годам.

При проведении аудита в два этапа его стоимость равномерно распределится на 2017-2018 годы и не потребует единовременного отвлечения средств из хозяйственной деятельности компании в 2018 году.

- Не относиться к аудиту, как к формальной процедуре только для сдачи бухгалтерской (фин.) отчетности. Формальный подход и формальное отношение к аудиту канули в лету. На сегодняшний день это не допустимо как со стороны аудируемых лиц, так и со стороны аудиторов.

Зачем лишать себя возможности получить качественную обратную связь по состоянию дел компании? Бухгалтеры организации исправят выявленные несоответствия вовремя, и не будут тратить на это много времени и усилий, как потратили бы, исправляя документы задним числом.

Если ошибки выявляются только в начале следующего года, бухгалтерия затрачивает время на уточнение деклараций, а компания тратит деньги на доплату недоимок и пеней.

Напомним, что с 1 октября 2017 года правила расчета пеней для организаций изменятся. Новшества касаются недоимки, которая возникнет с 1 октября 2017 года . Если просрочка превысит 30 календарных дней, пени будут рассчитываться следующим образом:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период, начиная с 31-го календарного дня просрочки, что соразмерно процентам, уплачиваемыми по банковским кредитам.

- Серьезно подойти к выбору аудиторской компании.

Рынок насыщен множеством предложений, как от частных лиц, так и от различных компаний. Наша фирма «ФИН-АУДИТ» на рынке аудиторских услуг уже 17-ый год.

Деловая репутация и стандарты качества работы безупречны. Мы всегда готовы к конструктивному диалогу с аудируемыми лицами по вопросам, возникшим в ходе аудита.

Не забывать, что за отсутствие аудиторского заключения или не внесение соответствующей информации в ЕФРС можно получить крупный штраф.

Аудит финансовой (бухгалтерской) отчётности за 2017 год обязаны провести:

  • юридические лица, выручка которых в 2016 году превысила 400 млн. руб.
    или активы баланса на конец года превышают 60 млн. руб.
  • застройщики в рамках Федерального закона 214-ФЗ
  • компании, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчётность
  • акционерные общества, в том числе и не публичные.
  • компании, публично размещающие ценные бумаги
  • банки, страховые компании и некоторые другие категории в случаях, установленных законами № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», 208 ФЗ «О консолидированной отчётности».

Напомним, что согласно Федеральному закону № 402-ФЗ компания должна предоставить аудиторское заключение в территориальное подразделение Росстата либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчётным.

Компания, попавшая под критерии обязательного аудита, не может выбирать — сдавать или не сдавать аудиторское заключение в органы статистики. Сдавать придется однозначно.

Желаем ВАМ успешного прохождения аудита за 2017 год. Наша компания «ФИН-АУДИТ» в свою очередь готова обеспечить качественный подход при осуществлении аудиторских процедур и подготовке аудиторского заключения.

В 2018 году правила проведения аудиторских проверок бухгалтерской отчетности изменились. При проведении аудита за 2017 год проверяющие будут руководствоваться международными стандартами аудита (МСА). Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, рассказала, какие изменения ждут компании.

Кроме МСА, при проведении аудита за 2017 год применяются следующие документы, принятые Международной федерацией бухгалтеров и рекомендованные для применения на территории РФ Советом по аудиторской деятельности:

  • Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита;
  • Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность;
  • Словарь терминов;
  • Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность;
  • Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

Напомним, что еще в 2017 году проведение аудита бухгалтерской отчетности осуществлялось в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством РФ, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином. Эти документы утратили силу с 1 января 2018 года и при аудите отчетности за 2017 год применяться не могут.

Требования международных стандартов повлияют не только на аудиторов и аудиторские процедуры, но и на проверяемых налогоплательщиков. Последним придется предоставлять больший объем информации для анализа своей деятельности в соответствии с новыми требованиями. А в связи с раскрытием большего количества информации в аудиторском заключении и степень конфиденциальности результатов аудита значительно снизится.

При этом налогоплательщики все так же должны руководствоваться родными ПБУ, в редких случаях вспоминая о международных стандартах (при отсутствии конкретных способов ведения бухучета в ПБУ – например, в связи с участием организации в негосударственных пенсионных программах) и учитывая требования МСФО (при составлении отчетности в соответствии с ними).

Надоело искать новости на множестве бухгалтерских сайтов? Боитесь пропустить действительно важные изменения в законодательстве?

Подписывайтесь на крупнейший бухгалтерский канал БУХ.1С в Telegram https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram) и мы оперативно пришлем важные новости прямо в ваш телефон!

P.S. А еще у нас весело:)

Что изменилось

В соответствии с положениями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008г. МСА обязательны для применения:

  • аудиторскими организациями и аудиторами (п.1 ст.7 закона 307-ФЗ),
  • аудируемыми и иными лицами, заключившими договор оказания аудиторских услуг (п.2 ст.14 закона 307-ФЗ).

Приказом Минфина №192н от 24.10.2016г. введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), а приказом Минфина от №207н от 09.11.2016г. - еще 18.

Этими же приказами Минфин установил, что МСА вступают в силу на территории РФ со дня их официального опубликования и применяются начиная с года, следующего за годом, в котором вступили в силу, то есть – с 1 января 2017 года.

При этом применяются МСА для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.

Так же приказами №192н и №207н установлено, что в 2017 году в случае, если договор на проведение аудита бухгалтерской отчетности организации был заключен до 1 января 2017 года, аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе проводить аудит, в том числе - составлять аудиторское заключение, в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу МСА.

Применение международных стандартов должно способствовать тому, что аудиторские заключения будут содержать в себе большее количество информации о состоянии бизнеса аудируемого лица.

В соответствии с международными стандартами при аудите бухгалтерской отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также в иных случаях по решению аудитора в аудиторское заключение включается отдельный раздел «Ключевые вопросы аудита».

В этом разделе пользователям бухгалтерской отчетности представляется дополнительная информация, необходимая для понимания вопросов, которые, согласно профессиональному суждению аудитора, являлись наиболее значимыми для аудита бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Определяя ключевые вопросы аудита, аудитор должен учитывать:

  • области повышенного оцененного риска существенного искажения отчетности или значительных рисков, выявленных согласно международному стандарту 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»;
  • свои значимые суждения в отношении областей бухгалтерской отчетности, требующих применения значимых суждений руководства, (включая оценочные значения), которые были оценены как имеющие высокий уровень неопределенности;
  • влияние на аудит значительных событий или операций, имевших место в течение отчетного периода.

Описание каждого ключевого вопроса аудита должно включать ссылку на соответствующую информацию, раскрытую в бухгалтерской отчетности, (если такая имеется) и указывать на то:

  • почему вопрос был рассмотрен как наиболее значимый для аудита и, следовательно, был определен как ключевой вопрос аудита.
  • как вопрос был изучен в ходе аудита.

При этом включение ключевых вопросов аудита в аудиторское заключение:

1. Не подменяет:

  • информацию, раскрываемую руководством в бухгалтерской отчетности;
  • выражение аудитором модифицированного мнения, когда оно требуется в связи с обстоятельствами конкретного аудиторского задания в соответствии со стандартом 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»;
  • представление информации согласно стандарту 570 «Непрерывность деятельности» в случаях, когда имеется существенная неопределенность в связи с событиями или условиями, в результате которых могут возникнуть значительные сомнения в способности организации непрерывно продолжать свою деятельность.

2. Не является мнением аудитора, выраженным по отдельно взятым вопросам.

«Обновленное» аудиторское заключение будет полезно не только руководителю и главному бухгалтеру, но и собственникам компании, и любым другим заинтересованным пользователям – как потенциальным инвесторам, так и государственным органам.

Для выражения развернутого мнения аудиторам понадобится больший объем данных, необходимых при осуществлении полноценного анализа деятельности организаций.

При этом необходимо учитывать . Законопроект Минфина содержит поправки в статьи 82 и 93.1 НК РФ. Они предусматривают, что налоговый орган при проведении проверки будет вправе истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов полученные ими документы клиентов, служащие основаниями исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Предполагается, что такие документы налоговые органы будут требовать у аудиторов для целей налогового контроля в случае, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком. При этом аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы должны будут представлять налоговым органам требуемые документы вне зависимости от согласия налогоплательщиков, которым оказывались такие услуги.

Год назад предполагалось, что указанные поправки в НК РФ могут вступить в силу с 1 января 2018 года. Тем не менее, законопроект пока не принят.

Напомним, что действующее законодательство содержит требования о проведении обязательного аудита с последующим предоставлением заключения в Росстат, а так же – о раскрытии информации, содержащейся в аудиторском заключении в определенные сроки.

Кто подлежит обязательному аудиту

Обязательный аудит проводится ежегодно компаниями, которые обязаны его проводить в соответствии с требованиями Федерального закона №307-ФЗ от 30.12.2008г. «Об аудиторской деятельности».

В соответствии с положениями п.1 ст.5 вышеуказанного закона, обязательному аудиту подлежат следующие категории налогоплательщиков:

  • акционерные общества
  • организации, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам
  • кредитные организации
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг
  • страховые и клиринговые организации
  • НПФ, паевые инвестиционные и иные фонды
  • акционерные инвестиционные фонды и управляющие компании таких фондов
  • организации, чей объем выручки (предшествовавший отчетному году) превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей
  • организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность.
  • иные организации, в случаях, когда их обязывает к этому федеральный закон, например, банковские группы и банковские холдинги, государственные компании и корпорации, жилищные накопительные кооперативы и застройщики, микрофинансовые компании и пр.

Аудиторское заключение необходимо представить в органы статистики либо одновременно с предоставлением бухгалтерской отчетности, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.2 ст.18 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Кроме того, в соответствии с п.6 ст.5 закона №307-ФЗ, сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сделать это необходимо оперативно – в течение трех рабочих дней после даты аудиторского заключения. Размещение информации в реестре платное. И оплатить его лучше заранее, чтобы не нарушить трехдневный срок.

А вот в ФНС предоставлять аудиторское заключение нет необходимости, так как в состав бухгалтерской отчетности в соответствии со ст.14 закона №402-ФЗ оно не входит.

Штрафные санкции

Административным кодексом предусмотрены штрафы как за нарушение сроков предоставления аудиторского заключения/сведений о его результатах, так и за непроведение обязательного аудита.

Так, согласно п.2 ст.15.19 КоАП РФ, нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, а также раскрытие информации не в полном объеме наказывается очень сурово. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалифицировать на срок от 1 до 2 лет. Юридическим лицам грозит еще более серьезный штраф - от 700 000 до 1 000 000 рублей.

На основании п.6-8 ст.14.25 КоАП РФ несвоевременное представление сведений в Единый федеральный реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей. В случае рецидива и совершения этого же нарушения повторно, штраф составит 10 000 – 50 000, а кроме того должностное лицо может быть дисквалфицировано на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с положениями ст.19.7 КоАП РФ, за непредставление информации в Росстат (с соблюдением предусмотренных законодательством сроков), устанавливается ответственность в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц. Кроме того, все по той же ст.19.7 компанию могут отдельно оштрафовать еще и за то, что сведения были представлены в неполном составе (письмо Росстата № 13-13-2/28-СМИ от 16.02.2016г.)