Импортозамещение как фактор экономической безопасности страны. Импортозамещение в России: список товаров, программа, результаты Предложения разработчиков по выпуску гражданской импортозамещающей продукции

Минэкономразвития определило 18 приоритетных отраслей для импортозамещения. В них будут отобраны приоритетные проекты, которым окажут господдержку. Их масштаб будет незначительным: чиновники настаивают, чтобы общая сумма затрат на каждый проект не превышала 2 млрд руб.

Минэкономразвития обещает деньги

По словам помощника главы Минэкономразвития Елены Лашкиной , которую цитируют ТАСС и Интерфакс , конкретный перечень инвестпроектов , способствующих импортозамещению и росту экспорта, будет подготовлен на основе предложений министерств и ведомств к середине февраля. При разработке критериев чиновники исходили из необходимости замещения прежде всего иностранной продукции инвестиционного назначения.

Главный критерий отбора инвестпроекта - не менее 20% на его финансирования должен предоставить инвестор из собственных средств. Проект должен находиться в российской юрисдикции, участие​​ организаций, находящихся в офшорных юрисдикциях, не допускается. Разрешено лишь финансирование проекта со стороны компании-нерезидента по отдельному соглашению с институтом развития.

Проект должен быть направлен на создание производства продукции, доля импорта которой на территории России составляет от 80 до 100%. Он должен предусматривать создание производства узлов и агрегатов, которые заместят иностранные, либо доля экспорта по результатам реализации проекта составит не менее 20% от общего выпуска продуктовой линейки. Срок реализации проекта (начало эксплуатационной стадии) должен составлять не более трех лет. Срок окупаемости экспортоориентированного проекта должен составлять не более семи лет, проекта импортозамещения - не более 10 лет.

Представитель Минэкономики пояснил РБК, что с участием институтов развития сейчас готовятся соответствующие предложения. «Минэкономразвития совместно с Минпромторгом и Минфином подготовит и представит перечень инвестиционных проектов в правительство к середине февраля», - уточнил он.

Сколько в бюджете заложено на эту программу, представитель Минэкономразвития не уточнил. Этот вопрос отказались комментировать также в Минфине и в Минпромторге . Источник в финансово-экономическом блоке правительства рассказал, что для поддержки инвестпроектов могут использоваться действующие инструменты софинансирования за счет ресурсов институтов развития. Одно Минэнерго оценило расходы нефтегазовых компаний на импортозамещение до 2020 года в 8- 10 млрд руб​​.

Минпромторг собирает заявки

Это не первая попытка сформировать программу импортозамещения . Еще в июне 2014 года Минпроторг направил в правительство документ с таким названием. Он был засекречен, это объяснили тем, что в него включены мероприятия в военно-промышленном комплексе. В Белом доме о документе не вспоминали до декабря прошлого года. Тогда премьер-министр Дмитрий Медведев поручил ведомствам до 11 февраля 2015 года представить предложения по включению в долгосрочные программы развития стратегических акционерных обществ положений по плановому замещению иностранного оборудования, техники и комплектующих на отечественные аналоги.

Минпромторг сейчас активно работает над вопросом импортозамещения и проводит консультации с предпринимательским сообществом, в частности с «Деловой Россией», говорит РБК источник со стороны бизнеса, знакомый с ходом обсуждения вопроса. «Практически в ежедневном режиме идет обсуждение с чиновниками разного ранга, начиная от уровня руководителей департаментов и выше», - отмечает он.

В начале февраля глава Минпромторга Денис Мантуров может провести встречу с генсоветом «Деловой России», где тема импортозамещения и список возможных проектов для импортозамещения - предложений организации - может также обсуждаться, говорит источник в бизнес-кругах. «На каждый Генсовет , как правило, приглашаются высокопоставленные чиновники, одновременно идут переговоры об участии в следующих генсоветах . Мы ведем переговоры сразу с несколькими чиновниками, в том числе и с Мантуровым », - сказал РБК представитель «Деловой России». В Минпромторге не ответили на вопрос РБК.

«Минпромторг в последнее время зверски активизировался, отодвигает Минэкономразвития и отраслевые министерства», - говорит руководитель одного из отраслевых объединений. Идет формирование списков, в основном это претенденты на субсидирование ставок по кредитам, подтверждает президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин . По его словам, списков несколько, поскольку помощь предполагается выделять из разных источников - ФЦП, программам субсидирования ставок и т .д .

Бизнес хочет прозрачный отбор

В фармацевтике осталось принять ряд нормативных документов, например по преференциям в части локализации, говорит председатель отраслевого отделения по фармации и биотехнологиям «Деловой России» Захар Голант . По его словам, возможно, Минпромторг будет собирать информацию по второму этапу. Он предполагает рост глубины локализации и переход на инновационную модель производства.

Сейчас речь идет не о проектах, а о технологиях и методиках импортозамещения , говорит РБК Антон Данилов-Данильян , сопредседатель «Деловой России», глава комитета Торгово-промышленной палаты по инвестиционной политике. Он участвует в обсуждении вопроса с Минпромторгом .

«В экономике в целом невозможно ручное управление этим процессом. Нужны решения «автоматического действия», речь идет о подходах к вопросу, о том, как выявлять способные к импортозамещению предприятия, как их «стыковывать » с заказчиками, причем не только лишь с государственными заказчиками и естественными монополиями», - говорит он.

Для развития импортозамещения нужно решить вопрос с доступом к финансированию, с переобучением кадров и инфраструктурного обеспечения. «Необходимо, чтобы любой проект по импортозамещению получал возможность доступного финансирования. Нужно все формы господдержки , по отраслевому признаку разделенные, представить бизнесу. Это системный подход, все остальное - ручное управление», - говорит Данилов-Данильян .

Источник в РСПП рассказал РБК, что с правительственными чиновниками обсуждаются системные меры поддержки, а не конкретные проекты. При этом сама дискуссия выходит за рамки антикризисных мер и собственно импортозамещения - речь идет в целом о промышленной политике в России.


Приоритетные отрасли для импортозамещения

Оборудование для пищевой промышленности, тяжелое машиностроение, энергетическое машиностроение, электрохимическая и кабельная промышленность, нефтегазовое машиностроение, станкоинструментальная промышленность, судостроительное оборудование (в части судового комплектующего оборудования), радиоэлектронная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность (катализаторы, производство редкоземельных материалов¸ композиционных материалов, красок и лаков, пластиков, производство моющих, чистящих и полирующих средств, а также изделий из резины и пластмасс), фармацевтическая промышленность, медицинская промышленность, промышленность обычных вооружений, гражданское авиастроение, двигателестроение, комплектующие и оборудование для транспортного машиностроения.

Российская промышленность, как и вся российская экономика, после девальвации рубля декабря 2014 г. уже несколько лет «живет» при новом курсе национальной валюты и в условиях его свободного формирования. Эти годы позволили всем участникам процесса накопить практический опыт существования в таких условиях, на деле проверить прежние (теоретические) представления о пользе и последствиях девальвации рубля для российской экономики, адаптироваться к фактическому курсу национальной валюты и сформулировать свои представления о его желанном изменении. Однако количественная оценка этих процессов, выявление проблем и позиций экономических агентов оказались сложными задачами для отечественной статистики.

Традиционный подход к анализу импортозамещения, основанный на внешнеторговой статистике, позволяет проводить ограниченный анализ этих процессов в современных условиях. Понимание сложности измерения импортозависимости и импортозамещения и связанных с этим проблем при высокой востребованности в современных условиях реальных данных заставляет обратиться к более гибкому инструменту – опросам. Полученные таким способ результаты способны дать гораздо более полную и глубокую картину указанных проблем, чем общая внешнеторговая статистика.

Отношение российской промышленности к девальвации рубля

В начале 2015 г., с началом официального кризиса власти и аналитики начали разработку антикризисных мер. В рамках этой работы Лабораторией был проведен опрос промышленных предприятий с целью оценки эффективности обсуждавшегося тогда набора мер поддержки российской промышленности. В состав этого набора нами были включены и две «курсовые» антикризисные меры: «укрепление курса рубля» и «продолжение девальвации рубля».

Отечественные производители, которым положено было в соответствии с традиционными представлениями радоваться девальвации рубля по причине неизбежного переключения потребителей с подорожавшего импорта на российские аналоги, на первое место в числе рассматриваемых тогда чиновниками антикризисных мер поставили укрепление рубля. За него проголосовали 58% предприятий - столько же, сколько и за снижение налогов. А за продолжение девальвации в феврале 2015 г. выступили только 2% предприятий (см. рис.1). Этот на первый взгляд неожиданный результат вполне согласуется с докризисным отношением российских предприятий к девальвации рубля. Аналогичный мониторинг антикризисных мер 2012-2014 гг., запущенный нами в ходе обсуждения возможности так называемой «второй волны кризиса», продемонстрировал вполне определенное отношение российской промышленности к любым известным ей вариантам девальвации: и резкой (образца 1998 г.), и плавной (образца 2008-2009 гг.). Первый вариант всегда занимал последние места в рейтинге с 1-4% голосов, второй на 2-4 позиции выше с поддержкой 10-13% предприятий.

Таким образом, промышленность не теоретически, а практически столкнувшаяся в начале 2015 г. с девальвацией рубля, нуждалась, если использовать терминологию системных программистов, в «откате» курса рубля.

Спрос российской промышленности на крепкий рубль определяется высокой зависимостью последней от импортного оборудования и сырья. Наши опросы 2014 г. (апреля и декабря) показали критическую зависимость российских промышленных предприятий от импортного оборудования, комплектующих, сырья (см. рис.2). В апреле 2014 г., когда, напомним, термины «девальвация» и «импортозамещение» не входили в лексикон основной массы политиков, экономистов и производственников, 40% предприятия признали, что они не смогут отказаться от закупок импорта ни при каком повышении цен на него. Тогда этот результат воспринимался спокойно и имел больше академическое значение, чем политическое. По воле случая в точности такой же вопрос был включен и в декабрьскую (2014 г.) анкету и – что удивительно! – показал в точности такие же результаты: около 40% предприятий по-прежнему были не готовы отказаться от закупок импорта ни при каком повышении цен на него. Даже – в условиях самой сильной после августа 1998 г. девальвации рубля, когда скачок цен на импорт перешел из гипотетического сценария в реальность.

Проблемы импортозамещения в российской промышленности

Явное нежелание российских промышленных предприятий отказываться от закупок импортного оборудования и сырья даже в условиях неизбежного (что стало очевидно для всех в декабре 2014 г.) роста цен заставило нас начать в 2015 г. мониторинг помех импортозамещению. За четыре истекших года мы шесть раза задавали вопрос «Что мешает Вашему предприятию отказаться от закупок импортного оборудования и сырья в пользу отечественного?». Ответы дают достаточно полное представление о реальных проблемах импортозамещения в закупках предприятий.

Основной проблемой при отказе от импорта было и до сих пор остается банальное отсутствие российских аналогов любого качества. Оказалось, что январские (2015 г.) оценки барьеров импортозамещения не были эмоциональным всплеском, последовавшим за шоковой декабрьской девальвацией рубля. А четырехлетний мониторинг не выявил значимых положительных результатов в части создания на территории РФ производства нового (т.е. не производимого ранее) оборудования и сырья (см. рис.3).


Второе место в общепромышленном рейтинге помех импортозамещению стабильно принадлежит низкому качеству российских аналогов закупавшегося обычно импорта. Значительная часть предприятий (треть – в среднем за шесть опросов) постоянно указывает на эту проблему. Другие ограничения импортозамещения упоминаются российскими промышленными предприятиями гораздо реже. Формально третье место по итогам шести замеров промышленность отдала недостаточной поддержке властями выпуска отечественного оборудования и сырья – т.е. оценке политики властей в области импортозамещения. С одной стороны, неэффективность официальной политики не так уж и велика – максимум скромные 18%. С другой стороны – ее результат предприятиями до сих пор не обнаружен – основной проблемой импортозамещения предприятия устойчиво считают физическое отсутствие российских аналогов. Такое сочетание говорит о том, что российская промышленность не возлагает особых надежд на государство в области импортозамещения и рассчитывает в основном на свои силы, в том числе – в адаптации к новому курсу рубля. И в этом отечественная промышленность к концу 2017 г. демонстрировала явные успехи: негативное влияние на выпуск «ослабления курса рубля и удорожания импортного оборудования и сырья» (формулировка из анкеты ИЭП) в конце 2017 г. снизилось до 6%.

Оценки уже производимых российских аналогов импортного оборудования и сырья тоже вполне устойчивы и определенны. Претензии к неадекватным качеству ценам на российскую продукцию, способную заместить импорт, имеют в среднем 11% ее покупателей среди российских предприятий, и эти претензии за четыре года девальвации не изменили своих масштабов.

Особое внимание следует обратить на оценки способности российской промышленности увеличить выпуск в рамках импортозамещения. Проблема удовлетворения спроса на уже производимую на территории РФ продукцию упоминается в среднем 12% предприятий. Российская промышленность обладает достаточными резервными (простаивающими) мощностями для выпуска продукции в случае увеличения спроса на нее в рамках импортозамещения.

Таким образом, за годы существования российской промышленности в условиях девальвации и государственной политики импортозамещения, структура ограничений импортозамещения, по оценкам предприятий, принципиально не изменилась.

Успехи импортозамещения

Однако процессы импортозамещения идут и, судя по имеющимся на момент написания статьи политическим новостям, останутся актуальными для нашей экономики еще долго. В такой ситуации возникает необходимость их мониторинга, идеально, на наш взгляд, - в ежеквартальном режиме и не только фактических процессов, но и планов предприятий в этой области. Такую задачу решают новые индикаторы регулярных опросов промышленных предприятий Института экономической политики им.Е.Т.Гайдара.

Как показывает наш мониторинг 2015-2018 гг., российской промышленности почти всегда удавалось добиваться наибольших успехов в области импортозамещения при закупках машин и оборудования (см. рис.4). Максимальная интенсивность этого процесса была зарегистрирована во II кв. 2015 г., когда о сокращении физической доли или о полном отказе от закупок импортных машин и оборудования (по сравнению со II кв. 2014 г.) сообщили 30% промышленных предприятий. Возможно, результат I кв. 2015 г. имел более впечатляющие масштабы импортозамещения, но с другой был бы, наверное, первой и слишком эмоциональной реакцией на шок декабрьской девальвации, особенно – в части планов.


Однако в следующие тринадцать кварталов нашего мониторинга российская промышленность начинает снижать интенсивность фактического импортозамещения. И в IV кв. 2017 г. лишь 7% предприятий сообщают о снижении или о полном обнулении физической доли импорта в закупках машин и оборудования. От импортного сырья и материалов российская промышленность отказывалась менее интенсивно в силу меньшего потенциала импортозамещения в этой сфере. Максимальные масштабы импортозамещения по сырью составили 22% и к IV кв. 2017 г. снизились до 8%. Причинами таких скромных успехов стала, скорее всего, сформировавшаяся в предыдущие годы зависимость российской промышленности от импорта. Закупая привозное оборудование, российские предприятия вынуждены переходить на адекватное импортному оборудованию сырье и материалы, которые у нас не производятся, но поставляются зарубежными производителями, предлагающими обычно комплексные поставки и не упускающими возможность привязать российского покупателя к своей продукции на всех этапах его использования.

Еще одной причиной медленного импортозамещения импортного сырья и материалов стал вялотекущий характер кризиса 2015-2016 гг., который не привел к резкому сокращению спроса на отечественную продукцию и соответственно выпуска в российской промышленности. В такой ситуации не потребовалось и масштабного (одномоментного) отказа от подорожавшего импортного сырья и материалов, что поддержало спрос предприятий на используемое ими сырье и материал, в том числе – на импортные.

Рассмотрим теперь планы промышленности по импортозамещению (см. рис.5) с III кв. 2015 г. (опрос июля 2015 г.) по IV кв. 2018 г. (опрос октября 2018 г.).


Поквартальные планы импортозамещения показывают, что промышленность только в 2015 г. планировала менее интенсивное импортозамещение сырья и материалов, чем машин и оборудования. Планы на 2016-2017 гг. уже демонстрировали идентичность намерений российских производителей в этой области. Явный провал инвестиционных планов и совсем непровальные (некризисные) масштабы падения выпуска предопределили такое расхождение планов российской промышленности в 2015 г. Ситуация 2016 г. уже иная: российская промышленность смогла оценить особенности затяжного кризиса 2015-2016 гг., адаптироваться к новой условиям производства и к новой курсовой политике Банка России. В том числе – в области инвестиций. Планы последних стали утрачивать пессимизм первого кризисного года и начали показывать некоторые признаки возможного роста вложений в собственное производство. Укрепление же курса рубля и относительно неплохие финансовые результаты позволили предприятиям вновь обратиться к импортным машинам и оборудованию.

Особенностью планов импортозамещения всегда являлась безусловная скромность даже намерений производителей в этой области: масштабы планируемого ими импортозамещения всегда и по всем категориям закупок (и по оборудованию, и по сырью) уступали масштабам планируемого ими же импортосохранения. Т.е. промышленность предпочитала (или скорее, в силу выявленных помех импортозамещению – была вынуждена) сохранять прежнюю долю импорта в новом оборудовании и используемом сырье.

Инвестиционные предпочтения и инвестиционные планы российской промышленности

Политика импортозамещения, которая после вступления России в войну санкций в августе 2014 г. получила высокий приоритет, а с декабря 2014 г. – еще и универсальную поддержку в виде слабого рубля, в 2018 г. приобрела новые черты. В апреле Минпромторг РФ разработал уже меры принуждения к импортозамещению: подготовил обширный список техники, оборудования и материалов, которые госкомпании с 1 июля не смогут купить за рубежом без согласования с правительственной комиссией по импортозамещению.

В таких условиях российские промышленные предприятия проявляют (или вынуждены проявлять) высокий интерес к отечественным машинам и оборудованию. В пользу такого вывода говорят результаты двух опросов ИЭП: 2011 и 2018 гг. В ходе этих опросов, проведенных на выходе из двух последних кризисов, предприятиям задавались одинаковый набор вопросов о том, оборудование производства каких стран фактически закупалось в предыдущий период, планируется закупать в ближайшее время и было бы предпочтительней закупать.


Рассмотрим сначала какое (производства каких стран) оборудование фактически закупала российская промышленность в предшествующие двум опросам годы (см. рис.6). Основными поставщиками средств производства для отечественных предприятий всегда была Западная Европа и собственно Россия при небольшом, но все-таки преимуществе импорта. Двукратная девальвация рубля декабря 2014 г. и санкционная война 2014-2017 гг. мало повлияли на географию закупок машин и оборудования у основных стран-поставщиков. Западная Европа сохранила первое место в 2018 г. с 71% уровнем фактической популярности у российской промышленности после 77% уровня в 2011 г. Однако отечественные производители машин и оборудования не смогли прибрести новых покупателей на территории своей страны.

Но среди стран-поставщиков второго эшелона произошли более существенные изменения. Доля российских предприятий, закупавших американское и японское оборудование, сократилась между двумя опросами с 33 до 22%, что все-таки не так масштабно как можно было ожидать в условиях самой сильной со времен 1998 г. девальвации национальной валюты и административных запретов на поставки/закупки оборудования. Поставщики оборудования из Китая и Индии, наоборот, оказались в выигрыше от санкционной войны, в которую Россия вступила в августе четырнадцатого года. Они смогли добиться продаж своей продукции уже 35% российских промышленных предприятий после 19% семью годами ранее. Снижение распространенности закупок машин и оборудования, произведенных в странах СНГ, объясняется, скорее всего, свертыванием по политическим соображениям торговли между Россией и Украиной.


На следующем этапе рассмотрим инвестиционные предпочтения российских предприятий – т.е. какое оборудование отечественная промышленность хотела бы покупать в 2011 и 2018 гг. Как показывает график, предпочтения отечественных предприятий претерпели за истекшие 7 лет явные изменения (см. рис.7). Во-первых, предпочтительность (распространенность предпочтений) российского оборудования вышла на 2 место в рейтинге 2018 г. Сейчас уже половина российской промышленности предпочитает покупать отечественное оборудование. Во-вторых, самые сильные потери (с 40% уровня предпочтений до 27% уровня) в глазах российских предприятий и в условиях 2018 г. понесли производители США и Японии, откатившиеся в результате на 3 место. В-третьих, машины и оборудование западноевропейского производства остаются самыми желанными для отечественных предприятий – даже после ослабления рубля и многолетней санкционной войны. Последняя, возможно, ведется сторонами не очень последовательно, хотя порой и случаются громкие публичные «стычки». В результате сейчас 69% российских предприятий хотели бы приобрести машины и оборудование из Западной Европы. В-четвертых, оборудование из Китая и Индии имеет очень низкую предпочтительность в глазах российских предприятий. Максимум, которого смогли добиться производители из этих страны, составляет 8% и находится на одном уровне с предпочтительностью оборудования из стран СНГ. Последнее утратило несколько пунктов предпочтительности к 2018 г. вследствие, скорее всего, разрыва экономических связей России и Украины в предыдущие годы.

Рассмотрим теперь инвестиционные планы российской промышленности – машины и оборудование каких стран реально планируется закупать в ближайшие годы и какое оборудование планировали закупать отечественные предприятия в 2011 г. (см. рис.8). Ответы на эти вопрос показывают принципиальное изменение намерений российской промышленности. Если в 2011 г. в планах западноевропейское оборудование уверенно обгоняло российское (первое собирались приобретать 72% предприятий против 50% предприятий, намеренных покупать российское), то к 2018 г. планы сравнялись (приобретение и того, и другого оборудования входило в планы 65% предприятий). Таким образом, политика инвестиционного импортозамещения имеет явный успех. По крайней мере – в количественном аспекте.


Частичный ответ на вопрос о качестве замещенного западноевропейского оборудования дают данные об увеличении доли предприятий, в планы которых входит закупка оборудования производства Китая и Индии. Эта доля возросла в два раза и является, скорее, признаком перехода на более дешевое, доступное (в том числе – в условиях санкций) и все-таки менее качественное оборудование. И на уровне предприятий указанное обстоятельство прекрасно осознается. Если сравнить предпочтения и планы предприятий 2018 г., то планы закупок оборудования из Китая и Индии значительно превосходят предпочтения предприятий: 35% против 8%. Российская промышленность, таким образом, вынуждена сейчас в силу сложившихся обстоятельств переходить на не самое лучшее оборудование. В 2011 г. похожий переход тоже имел место, но был менее масштабным: о планах закупок китайского и индийского оборудования сообщали тогда 18% предприятий при желании его иметь только у 4% предприятий. Аналогичная ситуация складывается и в отношении российского оборудования. Его хотели бы (предпочитали бы) закупать около половины российских предприятий, но планируют (вынуждены будут) это делать в следующие годы 65% предприятий.

Политика импортозамещения, которая пришла на смену политики модернизации в 2014 г., определенно сталкивается с трудностями, о преодолении которых в 2015-2018 гг. говорить преждевременно. Преддевальвационные оценки предприятий 2014 г. показали критическую зависимость российской промышленности от импорта. А основной помехой на пути импортозамещения в закупках промышленности остается отсутствие производства на территории РФ нужного предприятиям оборудования, комплектующих и сырья. Даже – по истечению четырех лет активной реализации официальной политики импортозамещения. Второй проблемой импортозамещения является низкое качество отечественной продукции. При этом российская промышленность способна удовлетворить увеличение импортозамещающего спроса на ту продукцию, которая уже производится в стране, – т.е. обладает достаточными простаивающими мощностями. В такой ситуации отечественные предприятия вынуждены в абсолютном большинстве сохранять прежнюю долю импорта в своих закупках как фактических, так и в планах. Укрепление курса рубля и успешная адаптация промышленности к вялотекущему кризису 2015-2016 гг. позволили промышленности снизить в 2017 г. масштабы импортозамещения в свих закупках до минимума четырехлетнего мониторинга.

Производство продукта с высокой добавленной стоимостью, технологичных и конкурентоспособных товаров – залог успешного будущего государства, и программа импортозамещения в России до 2020 года – это одна из важных мер по диверсификации экономики страны и верный шаг на пути к «Индустрии 4.0», который поможет нашей стране избавиться от нефтегазовой зависимости. Что в себя включает данная стратегия и какие ее элементы уже воплощены в жизнь?

Разработка стратегии

Программа импортозамещения в России до 2020 является, в первую очередь, мерой решения правительством нашей страны вопроса продовольственной и товарной безопасности. Во-вторых, от ее реализации зависит конкурентоспособность российских товаров, поставляемых за рубеж и технологическое развитие экономики РФ. Попытки внедрения системных мер предпринимались властными структурами с 2012 года, когда была разработана Госпрограмма по поддержке и развитию сельскохозяйственного рынка на 2013-2020 гг.

Реализации стратегии помешали санкции со стороны США и стран Европы. В конечном итоге вопрос импортозамещения до 2020 г. встал «ребром». Результатом изыскания путей решения, возникших правовых и экономических коллизий стал ключевой документ – Программа № 328 от 15 апреля 2014 г. по развитию промышленности и повышению конкурентоспособности российского производства на международной арене. Кроме того, были изданы иные законодательные акты, которые объединила общая цель: формирование в стране конкретной позиции касательно импортозамещения.

04.08.2015 г. была создана ведомственная комиссия при Правительстве РФ, которая функционирует на основании ПП РФ от 04.08.2015 г. N785 и распоряжения Правительства РФ от 04.08.2015 г. № 1492-р.

В последнем законодательном акте поименован список ответственных лиц:

  • комиссия по ОПК;
  • комиссия по иным отраслям российской экономики.

В чем суть стратегии

Стратегия импортозамещения устанавливает для всех участников гражданского оборота определенные «правила игры».

Если кратко, то целью данной программы №328 является регламентирование производственной сферы в России с учетом механизмов импортозамещения. Положения документа также учитывают данные из Стратегии инновационного развития РФ от 08.12.2011 г. №2227-р.

Задачами программы являются:

  • повышение конкурентоспособности российской промышленности на мировой арене;
  • внедрение новейших технологий в производство;
  • освоение рынка инноваций с целью последующего применения разработок на практике.

Обратите внимание! В документе нет определенного механизма действий, лишь указаны общие цели, задачи, критерии достижения планируемых результатов, состав комиссии и т.д., необходимые для реализации процесса замещения продукции иностранного производства отечественными аналогами. Т.е. рассмотрена исключительно правовая сторона вопроса.

Реализация вышеуказанных целей достигается, в т.ч. за счет инвестиций в рамках Программы от 11.10.2014 г. №1044.

Результатами реализации стратегии к 2020 году должны стать:

  • создание развитой промышленной инфраструктуры в РФ;
  • формирование спроса на отечественную продукцию;
  • создание высококвалифицированных рабочих мест;
  • модернизация технологического базиса государства;
  • повышение экономической эффективности отечественных производителей;
  • стандартизация важнейших отраслей промышленности;
  • увеличение числа патентов, внедрение последних инноваций в практическую деятельность.

Какие товары включены в программу

С введением санкций РФ предприняла ответные меры в сторону Запада. Так, в нашу страну перестали импортировать товары из Австралии, Норвегии и США. Перечень импортозамещающих товаров представлен в ПП № 1421 от 19.12.2014.

Среди продуктов питания стоит отметить:

  • мясо;
  • рыбу и морепродукты;
  • молочную продукцию;
  • большое число овощей и корнеплодов, в т.ч. помидоры, картофель, морковь, бобы, репа, баклажаны, грибы и иные продукты, которые возможно вырастить на территории РФ;
  • фрукты и орехи;
  • колбасные изделия.

В сфере машиностроения также имеются существенные ограничения по ввозу изделий. На официальном портале Государственной системы правовой информации содержится перечень товаров, импорт которых на территорию страны невозможен без получения разрешения ведомственной комиссии при Правительстве РФ. В список разрешенных изделий для импорта входят:

  • цистерны;
  • генераторы переменного тока;
  • водные и газовые турбины;
  • силовые установки;
  • авиадвигатели;
  • самолеты;
  • ракеты-носители;
  • судна с водоизмещением свыше 10 000 т и т.д.

С IT-сферой все гораздо сложнее, так как в России нет аналогов многих иностранных гаджетов и программного обеспечения. Поэтому 15.11.2015 г. Правительство утвердило создание единого «Реестра российского ПО», в котором поименованы российские IT-проекты, которые в будущем будут иметь приоритет перед зарубежными при проведении госзакупок. В ПП от 16.11.2015 г. №1236 идет речь о запрете использования иностранного ПО в муниципальных и государственных учреждениях. Но данный документ не исключает вариант инсталляции такого программного обеспечения при отсутствии отечественных аналогов.

Что уже сделано

С июня 2015 года в России было воплощено в жизнь более 350 проектов по импортозамещению. В течение 2-3 лет будет реализовано еще порядка 780. Но при этом четверть из них представляют собой совместные инвестиционные проекты с иностранными корпорациями и банками.

По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, только за 2016-2017 г. в РФ запустили 350 высокотехнологичных производств.

Наилучшие результаты за последние 5 лет показали:

Рост на уровне 10-15% наблюдается в следующих отраслях промышленности:

  • станкостроение;
  • тяжелое машиностроение.

Рост на уровне 4-8% зафиксирован в сфере:

  • лесопереработки;
  • легкой промышленности;
  • авиационной сфере;
  • химической промышленности.

Несмотря на все меры государственной поддержки промышленности в рамках программы по импортозамещению до 2020, доля импорта продолжает расти. Так, за январь-ноябрь 2017 год рост 24%, а показатель – 181,4 млрд. USD. И в 2018 г. ФТС констатировала увеличение на 6,1 процентных пункта по сравнению с отчетным периодом 2017 г.

Наша страна по-прежнему нуждается в создании собственных высокотехнологических корпораций с минимальным участием иностранного капитала, таких как японские производства Schneider Electric, Microsemi и Sumitomo Electric. Особого внимания также требует IT-сфера, так как импортозамещение по данному направлению идет медленнее всего.

Импортозамещение - это уменьшение или прекращение импорта определённых товаров путём запуска собственного производства аналогичных товаров.

Наиболее перспективными для импортозамещения являются следующие отрасли :

  • станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90%),
  • тяжелое машиностроение (60-80%),
  • легкая промышленность (70-90%),
  • электронная промышленность (80-90%),
  • фармацевтическая,
  • медицинская промышленность (70-80%),
  • машиностроение для пищевой промышленности (60-80%).

Импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам.

В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств.

Мнение: нельзя не заметить огромные успехи страны в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности. Задумайтесь – в 90х мы получали гуманитарную помощь, люди голодали. А теперь мы первые по экспорту пшеницы.

Курица, свинина, с некоторых пор говядина – страна полностью себя обеспечивает. Запретили турецкие помидоры, сразу все заметили что оказывается у нас есть отличные овощи из Ростова – куда более вкусные любых зарубежных. Кстати, Турция на своей территории поднимает сельское хозяйство запретом ввоза фруктов и овощей из других стран – и никаких к ним претензий.

Макаронные изделия – даже итальянцы, знающие в этом толк считают продукцию из России очень качественной.

Есть проблема с сырами. За несколько лет она продвинулась, но здесь есть над чем работать.

По одежде, то же Иваново отшивает полный ассортимент: да есть вопросы к фасонам, моде, но качество – выше того что массово везут из-за границы.

К сожалению есть провалы в сфере высоких технологий, робототехники, биотехнологиях – по крайней мере это заметно на основе анализа прессы.

Ещё из позитива: по статистике за лето 17 года значительно нарастили производство лекарств.

По оценке минпромторга, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели.

Будучи страной открытой, интегрированной в международную экономическую систему, России затруднительно выпускать целый спектр товаров, по причине того что выпущенные у нас эти товары будут дороже. Это критикуется, поскольку в России есть нефть, электроэнергия дешевле чем у многих соседей, уровень зарплат не высокий – есть все условия, чтобы развивать свои промышленность и сельское хозяйство.

Большую опасность представляет то, что для нефтянной промышленности значительная часть комплектующих и услуг по обслуживанию техники, скважин – осуществляется зарубежными компаниями. В случае их демарша, уровень нефтедобычи будет падать. Но меры по замещению принимаются, в том числе, судя по СМИ и совместные с другими нефтедобывающими странами.

Определённо – после более 20 лет исключительно сырьевого характера экономики, когда продаём металлы, нефть, газ удобрения, а ввозим почти всю жизненно необходимую продукцию, очень сложно быстро перестроиться на новые рельсы, начать самостоятельно производить многие товары. Однако же рыночная экономика, спрос и большое количество предпринимателей – решают эту проблему (похожая ситуация была после войны с ).

Государство создаёт специальные отраслевые фонды, которые поддерживают крупные предприятия, работающие в сфере замещения.

Что стало поводом для программы импортозамещения

Санкционные ограничения западных стран затронули поставки в сфере оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов и новых технологий. Россия ограничила импорт ряда продовольственных товаров из стран, вводивших санкции.

Такое большое государство, как Россия, не может быть в зависимости от других стран. В период нестабильности 90х руководство страны решая текущие проблемы не могло оперировать планами на будущее. Сейчас же строятся на десятки лет вперёд, вычисляются .

Поднят дискурс социализма. Общество стало живо интересоваться экономикой и путями страны.

Нельзя сказать что причиной импортозамещения являются только санкции и напряжённые отношения с несколькими странами (обратите внимание, речь идёт всего лишь о нескольких странах, пусть и весьма развитых). Появились возможности, страна переосмыслила себя, своё место. Да, что-то будет дороже (сейчас практически любая продукция в любой стране будет дороже чем в Китае, Индии), но не производить своего – нам нельзя.

Импортозамещение в пищевой промышленности

  • Овощные консервы. «Астраханская консервная компания». Астраханская область.
  • Десерты. ООО «Макфа». Челябинская область.
  • Рыба теляпия. «Рыбоводный комплекс». Астраханская область.
  • Семга. «Мурманрыбвод». Мурманская область.
  • Переработка сыворотки. «Лианозовский молочный комбинат». г.Москва.
  • Полутвердый сыр с голубой плесенью. «Тбилисский маслосырзавод». г.Тбилисси
  • Сыр. Сыроварня «Русский пармезан». Московская область.
  • Подсолнечное масло. Агрофирма «Русь». Белгородская область.
  • Лизин. Агрохолдинг «Юбилейный». Тюменская область.
  • Кофе. «Сеть АЗС «Газпромнефть». Московская область.
  • Мясная продукция. Мясоперерабатывающий комплекс. Мордовия.
  • Мясо. Племзавод «Ладожский». Ленинградская область.
  • Куриное мясо, яйцо. ООО «Птицефабрика «Владимирская». Астраханская область.
  • Икра форели. Форелеводческий завод «Адлер». г.Адлер

Выставка Импортозамещение

Основу выставки составляют коллективные экспозиции регионов России, которые представят предприятия, организации и ведомства, занимающиеся производством импортозамещающей продукции. Московская область представлена как отдельными городами, так и предприятиями., Впрочем, интересно было посмотреть, что делают в регионах.

Рязанская область.


Воронежская область.


Вологодская область.


Липецкая область – очень ярко, представительно, один из лучших стендов.


Алтайский край – этот стенд всегда окружён вниманием – тоже весьма представительно и интересно.


Тульская область.


Краснодарский край – стильный, заметный.

Далее наша небольшая зарисовка по отдельным стендам.


Материнские платы отечественного производства и системы защиты информации.


Снегоходы.


Что-то невероятно большое и мощное, да и ещё с лодочным мотором сзади.


Выгребаем всё.


Решения для мобильной торговли.


Медицина.

Вопросы импортозамещения в России решаются разными способами, в том числе с помощью бульдозеров. Фото с официального сайта Россельхознадзора

В 2019 году импортозамещение в промышленности сошло на нет: предприятия не преодолели зависимость от зарубежных компонентов и оборудования. К такому выводу на основе опросов пришли в Институте экономической политики им. Е.Т. Гайдара (Институте Гайдара). Правда, вывод поддержали не все эксперты. В Российском экспортном центре (РЭЦ) сообщили об изменении парадигмы: теперь во главе угла не столько импортозамещение, сколько расширение экспортного потенциала. Проблема же внутреннего рынка, по замечанию некоторых разработчиков, состоит в том, что он не обеспечивает достаточного спроса. В итоге господдержка предприятиям оказывается, зависимость от импорта сохраняется, цены на внутреннем рынке растут.

Основное препятствие для импортозамещения в закупках российскими предприятиями машин, оборудования, комплектующих и материалов – это отсутствие российских аналогов, сообщил во вторник завлавбораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло на прошедшем в Москве круглом столе «От импортозамещения к импортоопережению».

Впервые о помехах для импортозамещения Институт Гайдара спросил российские предприятия в январе 2015 года – после случившегося в стране валютного кризиса и начавшегося санкционного противостояния. «И если в январе 2015 года такая оценка могла быть вызвана эмоциональным шоком, то следующие опросы окончательно подтвердили этот «нехороший» вывод», – уточняет Цухло. Картина с годами принципиально не менялась: вплоть до октября 2018 года большинство (от 60 до почти 70%) предприятий указывали на эту проблему как на главное препятствие импортозамещения.

По словам эксперта, показательно, что и в апреле 2014 года, и даже в декабре 2014-го, то есть в самый разгар валютного кризиса, около 40% предприятий заявляли, что никакой рост рублевых цен на закупаемую за рубежом продукцию не заставит их отказаться от импорта.

Тем не менее импортозамещение идет, точнее – шло, продолжил Цухло. Как показал мониторинг Института Гайдара, «масштабы импортозамещения были максимальны в начале 2015 года, потом этот процесс стал постепенно затухать». Так, в 2015 году около 30% предприятий сообщали о сокращении физической доли импорта или полном отказе от него в закупках машин и оборудования, примерно 22% сообщали об импортозамещении в закупках сырья и материалов. К концу 2018 года доля предприятий, проводящих импортозамещение в закупках как машин и оборудования, так и сырья и материалов, составляла не более 10%.

«В 2019 году мы даже прекратили этот мониторинг, поскольку для предприятий картина принципиально не изменилась, импортозамещение логичным образом затухло», – сообщил Цухло.

Но этот вывод оказался не популярен среди других участников круглого стола. «Возможно, закончилось импортозамещение, но началось что-то другое – например, экспортоориентированность?» – спросил старший управляющий директор по сопровождению проектов «Роснано» Тимур Котляр.

Директор по взаимодействию с институтами развития РЭЦ Кирилл Орлов указал на «логичную динамику процессов». «Если мы говорим про импортозамещение именно в машиностроении, то понятно, что эти процессы длительные. Переоборудовать производство, получить финансирование, удовлетворить внутренний рынок и, возможно, нацелиться на внешний – на это нужно время, не один год», – пояснил он.

Как уточнил Орлов, для ускорения этих процессов со стороны государства принимается немало решений, оказывается прямая поддержка, в том числе финансовая, через субсидирование процентных ставок и т.п. И уже сотни компаний, по его словам, получают такую помощь. Также Орлов указал на изменение парадигмы: институты развития придерживаются теперь мнения, что сейчас нужно создавать производства, которые не просто смогут заместить импорт, а станут конкурентоспособными на внешнем рынке.

В 2014 году в стране была утверждена разработанная Минпромторгом госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Предполагалось, что реализация программы поможет сократить зависимость от импорта критически важных продуктов, оборудования и технологий, что она простимулирует наращивание экспорта конкурентоспособной отечественной продукции.

С учетом дальнейших поправок, внесенных в программу, финансирование за счет средств федерального бюджета за период 2013–2024 годов должно составить свыше 3 трлн руб. Теперь об изменении парадигмы, по словам некоторых участников круглого стола, свидетельствует нацпроект «Международная кооперация и экспорт», который предполагает выделение из бюджета в течение шести лет почти 1 трлн руб.

Некоторые российские производители и разработчики, принявшие участие в круглом столе, тоже поделились своими наблюдениями. Одни указали на то, что импортозамещение без поддержки спроса на импортозамещающую продукцию не работает.

Другие сообщили, что, например, в высокотехнологичных отраслях модель «сначала заместим внутри России весь импорт, а потом выйдем на экспорт» не эффективна, потому что «российский рынок очень маленький» и в его рамках трудно развиться до уровня глобальных игроков. По мнению некоторых разработчиков, лучше сразу ориентироваться на глобальный рынок, причем не в гордом одиночестве, а в кооперации с другими, близкими нам по той или иной причине странами, например, со странами, подверженными санкционным рискам.

Сергей Цухло к этому добавил, что, судя по конъюнктурным опросам, сейчас российские производители главным фактором неопределенности называют отсутствие четкой экономической политики: нет понимания, в каком положении мы сейчас находимся (кризис, стагнация?), куда мы пойдем дальше, что нам предлагает экономический блок. «В такой ситуации говорить о формировании спроса на российскую продукцию в любой отрасли очень сложно», – делает вывод Цухло.

Парадокс же российского импортозамещения состоит в том, что на фоне курсовых колебаний, инфляции и иных новаций правительства цены в стране продолжают расти. По Росстату, доля импортных потребительских товаров в товарных ресурсах розничной торговли сократилась с 42% в 2014 году до 36% во втором квартале 2019-го. Если говорить про торговлю продовольственными товарами, то в этом случае доля импорта сократилась за тот же период с 34 до 24%.

При этом, как следует из данных Росстата, с 2014 года и продовольственные, и непродовольственные товары в стране подорожали почти в полтора раза. Более конкретный пример – цены на новые легковые автомобили в России за последние пять лет выросли на 76%, сообщало агентство «Автостат». Для сравнения: с 2014 года рубль в России подешевел по отношению к доллару почти в два раза. И это, пожалуй, нагляднее всего показывает, как мы «перестали» зависеть от импорта.