Приговор незаконное получение субсидии и возмещении ндс. Теория всего

Касницкая Инна Юрьевна,кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры правовой подготовки сотрудников ОВД Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ, г. Тюмень[email protected]

Проблемы реализации уголовной ответственности

за незаконное возмещение налога на добавленную стоимость по УК РФ

Аннотация. Статья посвящена проблемным вопросам квалификации незаконного возмещения налога на добавленную стоимость, в тех случаях, когда государственный бюджет становится источником хищения денежных средств. В статье исследуются проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники правоохранительных органов при пресечении попыток незаконного возмещения налога на добавленную стоимость.Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, уклонение от уплаты налогов, хищение, незаконное возмещение.

Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.Являясьважнейшим источником формирования доходной части бюджетов всех уровней, налоговые платежи играют важнейшую роль в стабилизации экономического и социального положения в стране.Непоступление в результате уклонения от уплаты налогов денежных средств в бюджет приводит к сокращению различных социальных программ и другим негативным последствиям.

Не менее опасной по своим последствиям является деятельность, связанная с использованием налоговой системы для изъятия денежных средств из бюджета под видом возмещения налога. В данном случае не только установленные налоговые платежи не поступают в бюджетную систему, но государственный бюджет становится источником хищения денежных средств.Российские чиновники признают, что достоверными данными об объемах незаконного возмещения налога на добавленную стоимость (далее по тексту НДС)не располагают. Незаконное возмещение НДС –сложное экономикоправовое явление. Его уголовноправовая характеристика включает анализ целого ряда норм уголовного законодательства, тесно связанных с нормами налогового, гражданского законодательства и других отраслей права.

Для правильного понимания сути преступного посягательства в сфере возмещения НДС мы считаем необходимым краткорассмотреть основные понятия, связанные с функционированием данного налога.

В настоящее время указанный налог в РФустановлен главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ (далее по тексту НКРФ). Отметим, чтоданный налог как один из видов федеральных косвенных налогов представляет собой систему налогообложения товаров на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе их производства, обмена или перепродажи. НДС –косвенный налог, так каквключается в цену товара (работы, услуги), а затем принимается к вычету (возмещается из бюджета) покупателем данного товара (работы, услуги) как уплаченный при его приобретении через поставщика, то естьфактически переносится на конечного потребителя товара (работы, услуги). НДС –это федеральный налог (ст.13 НК РФ), так какустановлен НК РФ и обязателен к уплате на всей территории РФ (п.2 ст.12 НК РФ). НДС является основным источником налоговых доходов федерального бюджета.Согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Говоря о незаконном возмещении НДС, отметим, каков же порядок его правомерноговозмещения.ВозмещениеНДС –это специальная процедура, осуществляемая налоговыми органами, которая заключается в возврате НДС, уплаченного налогоплательщиком своим поставщикам по товарам (работам, услугам), либо НДС, уплаченного в соответствии с установленным порядком в бюджет.Возмещение осуществляется в двух видах: путем зачета или возврата. При этом основание для применения того или иного вида возмещения строго урегулирован ст. 176 НКРФ.Зачет как разновидность возмещения –это учетная налоговая операция, совершаемая налоговым органом, в результате которой погашается задолженность налогоплательщика по уплате недоимки, пени, присужденных налоговых санкций.Возврат как разновидность возмещения –это финансовая операция, осуществляемая органами федерального казначейства, на основе документов, направляемых налоговыми органами, по возврату денежных средств налогоплательщику.После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговойпроверки в порядке, установленном ст. 88 НКРФ.По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.В случае выявления указанных нарушений должен быть составлен акт налоговой проверки.По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.Одновременно с этим решением выносится и решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, либо решение об отказе в возмещении суммы налога.Если у налогоплательщика имеется недоимка по налогу, иным федеральным налогам, задолженность по пеням или штрафам, налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения недоимки и задолженности по пенямили штрафам.Если у налогоплательщика отсутствует недоимка по налогам, задолженность по пеням или штрафам, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, налоговый орган направляет в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательствомРоссийской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.Правоприменитель неизбежно сталкивается с рядом вопросов относительно правовой оценки требований налогоплательщика о возврате ему сумм НДС или проведении налогового зачета. Складывающаяся криминогенная обстановка в сфере налогообложения свидетельствует об участившихся фактах необоснованного возмещения НДС, которое совершается различными способами.Распространенным способомявляется «лжеэкспорт» –необоснованное применение коммерческими структурами экспортной льготы по НДС, предусмотренной НК РФ.Суть ее сводится к тому, что в связи с тем, что НДС включается в цену товара (работ, услуг), то и экспортер уплачивает этот налог при приобретении товаров (работ, услуг) у отечественного производителя или поставщика. При последующей реализации этих товаров (работ, услуг) за пределами таможенной территории РФ у экспортера возникает право на возмещение НДС, исчисляемого исходя из цены товара (работ, услуг).И здесь используются разные мошеннические схемы. Среди них можно выделить три основные. Первая: искусственно завышаются цены, по которым предприятияэкспортеры приобретали товар у поставщиков, и, соответственно таможенная стоимость товаров, идущих на экспорт. Вторая: приобретенная продукция фактически за пределы страны не вывозится. В соответствии с третьей схемой российские экспортеры приобретают товары у посредника, который не представляет налоговую отчетность и, соответственно, не платит налоги, в связи с чем факт перечисления в бюджет НДС не подтверждается.Следует отметить, что при пресечении попыток незаконного возмещения НДС из бюджета государства сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с трудностями правового характера. Первая проблема заключается в разграничении преступного требования возмещения НДС и правомерного поведения организацииналогоплательщика. Напомним, что противоправность наряду с общественной опасностью в соответствии со ст. 14 УК РФ является необходимым признаком преступления. Применительно же к возмещению НДС определение противоправности вызывает трудности, связанные с тем, что нормы, определяющие правомерность тех или иных действий, содержатся не в уголовном законе, а в нормативных актах иной отраслевой принадлежности.Согласно НК РФ право на возмещение НДС налогоплательщик получает при наличии условий: 1) им уплачен контрагенту, у которого приобретен товар, или в бюджет возмещаемый НДС; 2) им совершена хозяйственная операция, дающая основание для возмещения НДС (например, экспорт товара и т.п.).Таким образом, если не выполняется хотя бы одно из этих условий, требование о возмещении будет незаконным.

Следующая проблема связана с квалификацией содеянного по соответствующей статье УК РФ для привлечения виновных к уголовной ответственности.С одной стороны, правонарушения, совершаемые в рассматриваемой области, посягают на интересы государства в сфере налогообложения юридических лиц. Однако, с другой, заведомо незаконное использование механизма возмещения НДС выступает здесь как способ преступного посягательства на собственность государства (в данном случае возмещаемую сумму НДС). По нашему мнению, первостепенное значение при уголовноправовой квалификации незаконного возмещения НДС имеют вид возмещения (непосредственные выплаты из бюджета или налоговый зачет), а также направленность умысла виновных лиц.Итак, если умысел направлен на получение из бюджета денежных средств под видом НДС и их хищение, то деяние следует квалифицировать по ст. 159 УК РФ–мошенничество. Мошенничество является формой хищения, поэтому ему присущи все признаки этого понятия. Предметом мошенничества в рассматриваемом нами случае являются суммы возмещаемого государством НДС.При совершении данного преступления потерпевшая сторона сама передает денежные средствапреступнику, полагая, что он имеет право на ихполучение. Способом завладения чужим имуществом при мошенничестве является обман или злоупотребление доверием. Обман выражается в ложном утверждении о том, что заведомо не соответствует действительности, то есть в том, что данное юридическое лицо имеет право на возмещение НДС. Этому сопутствует изготовление и использование подложных документов, которые предъявляются в налоговые органы. Денежные средства обращаются в пользу виновного, поскольку они «возвращаются» к налогоплательщику, и он с момента зачисления их территориальным органом Федерального казначейства на свой счет, получает реальную возможность распорядиться полученными средствами.В качестве примера вышеуказанной квалификации можно привести уголовное дело, возбужденное по п. «б» ч. 3 ст. 159 УК РФ. В ходе расследования установлено, что исполнительный директор ЗАО «Лизинговая компания Дельта» Г. заключил фиктивную сделку на поставку экспортной продукции компании «Велле Файненшил Юнион ИНК». Для создания видимости поступления денежных средств от реализации экспортной продукции был открыт счет в банке при участии КБ «Рублевский», КБ «Интеркредит». После того, как формально были соблюдены основания таможенного оформления экспортируемого груза, ЗАО «Лизинговая компания Дельта» предъявила в ИМНС РФ документы ни возмещение НДС. В ходе следствия действия бытии правильно квалифицированы как мошенничество.Рассмотрим другую ситуацию. Налогоплательщик, предоставляя в налоговую инспекцию пакет заведомо ложных документов на возмещение НДС, стремится либо получить возможностьзачета суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения недоимки по настоящему налогу, иным федеральным налогам, либо, если у налогоплательщика отсутствует недоимка по налогам, и у налоговых органов имеется его письменное заявление, суммы, подлежащие возврату, направитьв счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.Действия вышеуказанного налогоплательщика следует квалифицировать по ст. 199 УК РФ –уклонение от уплаты налогов с организации, поскольку в результате их совершения в пределах искусственно созданной задолженности бюджета налогоплательщик «погашает»имеющуюся у него недоимку по налогамлибо суммы, «подлежащие возврату», направляются налоговым органом в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам. В результате в бюджет не поступают соответствующие суммы налогов от данного налогоплательщика.Согласно диспозиции данной статьи в нашем случае преступление совершено путем включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.Момент окончания уклонения от уплаты налогов, по нашему мнению, будет зависеть от способа проведения налогового зачета НДС. В том случае, когда срок уплаты налога истек, преступление будет окончено со времени принятия решения налоговым органом о зачете, поскольку именно этим решением констатируется факт выполнения обязанности налогоплательщиком. Если организация освобождается от обязанности уплаты налогов, срок уплаты которых еще не наступил, то содеянное может содержать лишь состав неоконченного преступления, поскольку налоговое законодательство увязывает неуплату налогов с их неперечислением в установленные сроки. Ив том случае, если налогоплательщик до указанных в законе сроковдобровольно исполнит свои обязанности по уплате налогов, то следует применять норму одобровольном отказе от преступления (ст. 31 УК РФ), и, соответственно, в этом случае исключается уголовная ответственность.Отметим следующее. Налогоплательщик, представляя в налоговый орган налоговую декларацию, содержащую недостоверные сведения о задолженности государства перед ним по НДС, имеет умысел на получение возмещения путем зачисления денег на его счет, а налоговый орган самостоятельно принимаетрешение о возмещении путем зачета. В этом случае содеянное следует квалифицировать, по нашему мнению, как покушение на мошенничество.Отдельную проблему при квалификации незаконных попыток возмещения НДС составляют случаи, когда при неудачном исходе получить денежные средства налогоплательщик пытается «возместить» НДС путем налогового зачета. Здесь, с одной стороны, имеет место неоконченное мошенничество, а с другой –виновный, «отказываясь» от продолжения хищения, пытается его продолжить, но уже как налоговое преступление.Традиционная теория квалификации «перерастающих» преступлений находит выход из сложившейся ситуации в следующем. Так, если кража перерастает в грабеж или разбой, то содеянное расценивается как одно целое и применяется статья УК РФ, предусматривающая более строгое наказание, то есть ст. 161 или ст. 162 УК РФ.При этом учитывается тот факт, что у таких преступлений один и тот же видовой объект. Для оценки незаконного возмещения НДС такой подход, на наш взгляд, не применим. Если после неудавшегося мошенничества виновный пытается получить налоговый зачет, то содеянное необходимо квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и ст. 159 УК РФ и ст. 199 УК РФ. В данном случае перерастания одного преступления в другое нет.Кроме того, нормы об ответственности за мошенничество и налоговые преступления находятся в разных главах, охраняя различные объекты –собственность и общественные интересы в сфере экономической деятельности соответственно.

В заключении отметим следующее. НДС является одним из основных бюджетообразующих налогов в современной России.Недостатки законодательного регулирования исчисления, уплаты и возмещения НДС позволяют использовать механизм возмещения сумм данного налога в преступных целях: для уклонения от уплаты налогов и хищения денежных средств из федерального бюджета.Эффективность борьбы с указанными преступлениями во многом зависит от комплексных усилий правоохранительных и контролирующих органов, направленных на своевременноевыявление, всестороннееи объективноеисследованиевсех обстоятельств подготавливаемых или совершенных преступлений. Но нельзя говорить о выявлении преступления, если соответствующее совершенное деяние мы не можем правильно оценить с позиции уголовного закона. Надлежащая уголовноправовая оценка деяний, нарушающих уголовное законодательство, соответствующая закону их квалификация обеспечивает надлежащую охрану общественных отношений от преступных посягательств, связанных с использованием механизма возмещения НДС.

Ссылки на источники1.Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовногозаконодательства об ответственности за налоговые преступления».2. Ю.А. Крохина. Налоговое право. Учебник для бакалавров. М., 2013. С. 396.3. Соловьев И.Н. Налоговые преступления и преступность. М., 2006. С. 2304. Рагозина И.Г. Преступления в сфере налогообложения: вопросы квалификации: Учебнопрактическое пособие. ХантыМансийиск, 2005. С. 31.5.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое».

Kasnitskaya Inna YurievnaCandidat of Law Sciences, Department of legal trainingTyumen Institute of Advanced Police Academy of the Russian Federation, [email protected] of implementation of criminal responsibility for illegal refund of value added tax under the criminalcode of the Russian FederationAnnotation.The article deals with issues of qualification of illegal refund of value added tax, in cases when the state budget is becoming a source of misappropriation of funds. The article examines the problems faced by law enforcement officers during suppression of attempts of illegal refund of value added tax.Keywords:valueadded tax, tax evasion, theft, illicit compensation.

Налог на добавленную стоимость - самый необычный в российском законодательстве. Необычно в нем то, что он может быть не только уплачен в бюджет, но и при определенных обстоятельствах возмещен. То есть не вы платите налог в казну государства, а государство вам его выплачивает - со своих государственных счетов в казначействе на ваши счета в коммерческих банках.

Знает об этом, как правило, небольшое количество людей - бухгалтеры, директора предприятий и люди, близкие к управлению бизнесом, сотрудники налоговых и правоохранительных органов. У многих людей первое знакомство с этим фактом не обходится без доли удивления. И если зерна столь соблазнительного знания падают на почву сознания людей, для которых хороши любые методы заработка, в том числе и криминальные, ростки преступных всходов иной раз поражают воображение. Интеллектуальные мошенники используют самые разные, необычные и экзотические схемы для возврата НДС.

В двух словах о том, как исчисляется и уплачивается (или возмещается) НДС: суммируем все суммы налога, которые предприятие уплачивает продавцам и поставщикам в пределах отчетного периода, - это исходящий НДС. Суммируем все суммы налога, которые платят предприятию покупатели товара - это входящий НДС. Разницу между входящим и исходящим платим в бюджет. И это понятно - предприятие сработало с прибылью, входящего налога с добавленной стоимости больше, необходимо уплатить его государству.

Но что, если предприятие сработало с убытком или продаж у него вообще не было? Или же входящий НДС вообще равен нулю либо исчисляется по льготной ставке налогообложения? Тогда разница между входящим и исходящим налогом получается отрицательная, и вот она-то и возмещается предприятию из бюджета. И нередко к таким ситуациям проявляют нездоровый интерес разного рода мошенники, придумывая всевозможные способы незаконного возврата (проще говоря - хищения) НДС. Рассмотри некоторые из них.

Первый способ - продажа товара за рубеж.

Компания Х покупает какой-либо товар, облагаемый НДС по ставке 18%, и продает его за границу. Продажа товаров за границу облагается по нулевой ставке, следовательно, весь исходящий НДС подлежит возмещению, так как входящий НДС отсутствует, либо он минимальный и обусловлен теми или иными небольшими расходами на территории РФ, сопутствующими реализации товара за рубеж (транспорт, погрузка-разгрузка и т. д.).

Это, наверное, самая классическая и распространенная схема незаконного возврата НДС: в документах заявляется один товар, а по факту за границу едет совсем другой. Например, заявляется обработанная дорогая ткань, а едет ветошь; заявляются дорогие и непонятные изделия из металла, станки, оборудование, а едет лом; заявляется дорогая керамическая мозаика, а едет битое или нарезанное на мелкие кусочки стекло; заявляется научная работа стоимостью миллионы рублей, а едет распечатка простого текста из интернета не дороже упаковки макулатуры (и такое тоже бывает). Товар фактически не покупается и не продается, сделка имитируется со своими же фирмами, а НДС возмещается с несуществующего товара стоимостью в десятки, если не сотни миллионов рублей.

Популярность этой схемы в среде «беловоротничковой» преступности во многом обусловлена теми сложностями, которые сопровождают проверку любого зарубежного контрагента. Чтобы собрать доказательственную базу, необходимо как минимум запрашивать соответствующие органы иностранного государства. А при хорошем подходе к делу необходимо туда поехать и самим собрать доказательства хищения НДС. В итоге на руках будут либо объяснения сотрудников (а также директоров и учредителей) иностранной компании о том, что они ничего не знают об этой сделке (это еще если повезет, что их найдут и они окажутся номинальными руководителями), либо показания сотрудников таможни и пограничных служб о том, что товар, прибывший с территории РФ, не соответствует заявленному в документах на возмещение НДС.

Это в лучшем случае. В худшем же директоров и учредителей найти не удается, пограничники и таможенники скажут, что не занимаются исследованием товара, а всего лишь проверяют сопроводительные документы. Часто так и бывает. И собрать доказательственную базу на территории государства - покупателя товара не удается. Также необходимо проследить движение денег по счетам: откуда пришли денежные средства, направленные потом в Россию в качестве оплаты за товар. Как правило, это огромные суммы, они приходят из той же России либо сопредельных государств или офшоров и совершают движение по кругу - ясно, что это никакая не валютная выручка, а просто «прогон» денег по кругу.

На территории РФ все куда проще. Мы имеем целую цепочку фирм - поставщиков товара. И если это откровенная афера (то есть товар совсем не тот, который заявлен в документах, либо его количество резко завышено), то собрать доказательства будет гораздо легче. Хотя бы потому, что мало кто из директоров предприятий - продавцов товара захочет сесть за те деньги, которые ему посулили организаторы схемы.

Когда оперативные сотрудники в красках и подробностях обрисуют ему все его «перспективы» по делу, практически любой человек, руководствуясь инстинктом самосохранения, откажется от своей легенды о том, что он это видел и покупал товар, общался с продавцами и т. д. В лучшем случае он, ухватившись за роль свидетеля по делу, скажет, что его соблазнили на это незнакомые люди, в худшем - сдаст организаторов схемы. И здесь не поможет даже адвокат, которого наймут ему организаторы.

Если вы загорелись этими криминальными схемами, помните, что это самое слабое место, и его вам никак не обойти! Человеческий фактор возьмет свое, и схема «завалится». Контролирующие органы это прекрасно знают, и настоящие опера щелкают такие схемы как орехи. Кроме того, необходимо понимать, что люди и структуры, занимающиеся такими схемами, имеют в распоряжении крупные суммы денег, которые они гоняют по кругу, создавая иллюзию валютной выручки. Они готовы нести затраты на конвертацию, рассчитывая окупить их за счет возвращенного НДС. У них выстроены отношения с банками, в том числе иностранными. И, конечно же, без заранее обговоренного «зеленого света» со стороны налоговых органах мало кто затевает подобные игры.

Второй способ - производство товара, который облагается льготным НДС.

Налоговый кодекс определяет группу товаров, облагаемых НДС по льготной ставке 10%. Это, например, некоторые продукты питания, детские изделия и ряд других. Например, предприятие Х закупило фланель с налогом 18%, сшила из нее пеленки и продала их, но уже с налогом 10%. Исходящий НДС будет больше входящего: 10%-18%=-8%. Предприятие возмещает из бюджета разницу. Для производителей - стимул, для мошенников - благоприятная ситуация.

Если за дело берутся «белые воротнички», то получается ситуация, аналогичная первому вышеописанному способу. Если это полностью криминальная схема и товара по факту не производилось, это легко будет доказать. Опрос директоров, швей, других лиц, отраженных в документах, - здесь все ясно. Сложности возникают, когда производство реальное, и меняется либо цена и объем товара (незначительно), либо сорт и качество. Все участники, отраженные в документах, подтвердят все производственные и коммерческие процессы, но практически никто не скажет точно сколько, например, прошло в месяц рулонов ткани (500 или 600) и сколько метров ткани было в каждом рулоне. Шансы что либо выявить будут стремиться к нулю.

Третий способ - разовая покупка.

Предприятие приобретает объект, стоимость которого очень сложно оценить. Например, в 2000-х годах было уголовное дело, по материалам которого предприятие приобрело огромные прибрежные территории одной из крупных рек, которые по предварительной оценке содержали очень крупные залежи песка. Оценка была проведена не совсем компетентными органами, но предприятие это устроило. Оно купило эти территории у другого предприятия за сумму, исчисляемую миллиардами рублей. В этих платежах «сидел» исходящий НДС в размере не одной сотни миллионов.

Он и был предъявлен предприятием к возмещению. Входящий платеж был без НДС, поскольку земли покупались на заемные средства или деньги, внесенные в уставной капитал предприятия. Разумеется, все это было схемой по «раздуванию» исходящего НДС. Кроме того, никто со 100%-ной вероятностью не мог сказать, сколько же песка, определяющего высокую стоимость участков, в реальности на них находится. А общее мнение было таково, что песка там и на сотую часть заявленного не наберется. В итоге схема доказывалась выявлением движения денег.

К таким разовым сделкам можно отнести покупку транспорта либо недвижимости без итоговой смены собственника. Недобросовестные собственники проводят свои товары через фиктивные сделки между своими же предприятиями. Создается иллюзия покупки, в оплате которой «сидит» исходящий НДС, предъявляемый затем к возмещению. Но ни автомобиль, ни спецтехника, ни недвижимость, владельца в итоге не меняет. Одновременно в этом случае может еще и завышаться цена, с которой будет возвращаться НДС.

Четвертый способ - отсутствие сделок по реализации.

Как правило, это разовые схемы, в общей массе они достаточно редки и направлены на то, чтобы создать иллюзию объективного отсутствия сделок. Был куплен товар - например, помидоры. Они испортились, их либо продали на корм скоту за «копейки», либо выбросили. Либо же товар куплен, но его не удается продать - по тем или иным объективным причинам. Схема здесь строится по общим правилам - исходящий НДС большой, входящий - очень маленький или отсутствует. Разница ставится на возврат. Такие сделки бывают или полностью криминальные, или смешанные. Одну такую сделку могут «засунуть» среди других схожих сделок на предприятии, соответственно выявляются они так же, как и во всех других случаях - фиксация наличия товара, опросы людей, и т. д.

Стоит отметить то, что криминальные игры с НДС не всегда направлены исключительно на кражу денег из бюджета. Часто их используют для того, чтобы просто «сравнять» входящий и исходящий НДС и в результате занизить величину НДС к уплате - это уже типичная налоговая оптимизация.

Криминальный возврат или хищение НДС либо оптимизация налогообложения на предприятии по описанным выше схемам, как правило, не видны широкому кругу общественности, и, соответственно не вызывают резонанса в обществе. Но тем, кто эти схемы использует, надо знать одно: как бы благообразно все это ни выглядело, какие бы горы документов, имитирующих активную финансово-хозяйственную деятельность, ни лежали на столах, какие бы мудрые бухгалтеры и красивые секретарши ни заполняли офисное пространство, создавая впечатление успешной фирмы с корпоративным духом, по сути - это самое элементарное воровство. Не сложнее, чем залезть в квартиру через форточку или засунуть руку в чужой карман в автобусе. Только объемы побольше, и в глаза не так бросается.

Каковы нетипичные признаки сомнительности контрагентов.
"Обналичка" со счета контрагента - признак недобросовестности.
Что помогает инспекторам доказать фиктивность возмещения НДС.

В распоряжении редакции журнала РНК оказался документ одного из региональных управлений ФНС России. Документ посвящен мероприятиям налогового контроля, которые осуществляются в рамках проведения камеральных проверок, связанных с возмещением НДС (ст. 176 НК РФ). Он был разослан контролерам на местах для использования в работе.
Содержащаяся в документе информация позволит узнать, каким образом налоговики выявляют незаконные схемы возмещения НДС из бюджета. К тому же в нем приведен перечень контрольных мероприятий, необходимых для сбора доказательственной базы.
Кроме того, УФНС выделило несколько новых признаков сомнительности контрагентов. Аналогичными критериями и рекомендациями руководствуются проверяющие и из других субъектов РФ.

Чиновники выделяют прямые и косвенные признаки сомнительности контрагентов

В документе чиновники сетуют на то, что в ходе камеральных проверок все чаще выявляются случаи, связанные с незаконным возмещением НДС из бюджета. Отдельные организации действуют исключительно с целью получения дохода за счет бюджета в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.
В целях недопущения незаконного возмещения НДС налоговое управление призывает проверяющих на местах более тщательно выявлять проблемных контрагентов налогоплательщика. Причем УФНС выделяет прямые и косвенные признаки сомнительности контрагентов. Наличие совокупности таких признаков может стать для проверяющих сигналом о том, что компания использует незаконные схемы возмещения НДС.
По мнению чиновников, к прямым признакам сомнительности относятся, в частности, непредставление контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности, отказ руководителей и учредителей контрагента от участия в деятельности компании, нахождение этих лиц в розыске по ранее совершенным уголовным преступлениям, неоднократное изменение юридического адреса (миграция из одной инспекции в другую). А также местонахождение контрагента по адресу массовой регистрации, наличие массовых руководителей и учредителей, отсутствие трудовых ресурсов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Помимо стандартных критериев, УФНС приводит достаточно нетипичные признаки сомнительности контрагентов. Например, наличие единственного расчетного счета, который открыт в банке, находящемся далеко от офиса контрагента (в другом городе и даже регионе).
Также в числе нетипичных признаков указан случай, когда учредители и должностные лица контрагента проживают в одном субъекте РФ, а компания зарегистрирована в другом регионе страны.

Длительная отсрочка по оплате товаров, работ, услуг является новым сомнительным признаком

К косвенным признакам проблемности контрагента относится, в частности, представление нулевой налоговой и бухгалтерской отчетности, минимальная численность сотрудников (один-два человека), отсутствие компании по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, отсутствие на балансе контрагента основных средств и иного имущества. А также отсутствие в банковской выписке расходов (платежей), связанных с ведением деятельности (аренда, коммунальные платежи, Интернет и т.д.).
Наличие значительных оборотов по банковскому счету при уплате минимальных сумм налогов в бюджет также вызовет подозрения у контролеров. Как и идентичность денежных сумм, поступивших на расчетный счет и списанных с него в течение одного - трех рабочих дней. Или если расчетные счета налогоплательщика и его контрагента открыты в одном кредитном учреждении.
Обналичивание денег со счета контрагента (под видом приобретения ценных бумаг или выдачи займов в адрес физлиц) по-прежнему служит явным признаком, доказывающим его недобросовестность.
Помимо указанных признаков, налоговое управление приводит следующие косвенные критерии сомнительности контрагентов:
- покупателем товаров, работ, услуг контрагента является только налогоплательщик либо узкий круг лиц;
- государственная регистрация контрагента осуществлена незадолго до исполнения спорных сделок (в течение шести месяцев);
- регистрация контрагента на основании недостоверных паспортных данных, представленных учредителями и должностными лицами компании (в том числе по утраченным паспортам);
- отсутствие за прошлый отчетный период, то есть до подачи декларации к возмещению, платежей по НДС в бюджет либо сумма налога к уплате ранее составляла менее 10% от суммы, заявленной к возмещению;
- наличие взаимозависимости между участниками сделок, которые задействованы в цепочке поставки и продажи товаров (работ, услуг);
- подача уточненной декларации в ходе проведения камеральной проверки ранее поданной декларации, в которой сумма налога заявлена к возмещению, при этом вновь заявленная сумма возмещения налога уменьшилась более чем на 80%.
Опять же УФНС приводит несколько необычных косвенных критериев сомнительности контрагентов. Это, к примеру, длительная отсрочка по оплате реализованных в адрес налогоплательщика товаров, работ, услуг. В этом случае, по мнению налогового руководства, существует вероятность, что у покупателя нет намерения оплатить спорные товары (работы, услуги), поэтому сделку можно считать фиктивной. При этом длительной проверяющие считают отсрочку шесть месяцев и более. Кроме того, УФНС считает подозрительным, если склад, на котором хранится товар, приобретенный компанией у поставщика, находится в одном субъекте РФ, а продавец и покупатель в другом.

С выходом новой формы декларации по НДС популярность использования компаний-"прокладок" возросла

В документе чиновники отмечают, что перечень признаков, на основании которых контрагент признается проблемным, является открытым. И может меняться под влиянием арбитражной практики и поправок, вносимых в законодательство. Руководство обращает внимание подчиненных и на тот факт, что многие компании, которые заявляют НДС к возмещению из бюджета, умышленно привлекают или создают фирмы-"однодневки" с целью получения необоснованной налоговой выгоды. При этом контрагенты-"однодневки", как правило, имеют прямые сомнительные признаки.
Впрочем, в настоящее время для хищения средств из бюджета все чаще используются контрагенты, имеющие отдельные косвенные сомнительные признаки (так называемые компании-прокладки). Эти контрагенты обычно представляют в установленные сроки бухгалтерскую и налоговую отчетность, располагаются по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и уплачивают в бюджет незначительные суммы налогов. Такие поставщики и подрядчики путем создания фиктивного документооборота (например, в рамках посреднических договоров) выступают своеобразным буфером между проверяемым налогоплательщиком и "однодневками".
Отметим, что в связи с выходом новой формы декларации по НДС (утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@) использование компаний-"прокладок" становится более актуальным. При этом так называемые прокладки зачастую внедряются в деятельность налогоплательщика именно в качестве перепродавцов товаров, работ, услуг, а не в качестве посредников. Поскольку новая декларация по НДС предусматривает раскрытие всей информации о контрагентах, которая отражается в книге покупок и книге продаж.
Так, в разд. 8 "Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период" декларации (п. 45 Порядка заполнения декларации, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@) отражаются также ИНН и КПП посредника (агента, комиссионера, экспедитора, застройщика). А разд. 10 "Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период" (п. 49 Порядка заполнения декларации) заполняют не только посредники на общей системе, но и посредники, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС (ст. ст. 145 и 145.1 НК РФ), и лица, которые не являются плательщиками НДС (в частности, компании на УСН).
Таким образом, теперь прямое использование фирм-"однодневок" (в том числе в качестве посредников) становится довольно опасным и нецелесообразным мероприятием.

По мнению УФНС, необходимо исследовать весь комплект документов, подтверждающих перемещение товара

С целью пресечения необоснованного возмещения из бюджета НДС налоговое руководство рекомендует проверяющим на местах проводить определенный перечень мероприятий налогового контроля. В том числе с использованием сведений из внешних источников (например, Интернет, запросы в банки и госорганы).
УФНС настаивает, что сбор и систематизация доказательственной базы, предметом которой является факт совершения фиктивных сделок, должны осуществляться по двум направлениям: исследование товарного потока (фактического наличия и перемещения товаров) и исследование финансового потока (движения денежных средств и векселей). При этом мероприятия по сбору доказательственной базы должны проводиться как в отношении прямого поставщика или подрядчика, так и по всей цепочке контрагентов, вплоть до производителя товаров (работ, услуг). Это необходимо, чтобы выявить круговую схему движения денежных средств, факт обналичивания и конечного получателя денег, то есть организатора схемы по незаконному возмещению налога (как правило, это проверяемый налогоплательщик).
По мнению чиновников, при проведении камеральной проверки у налогоплательщика (помимо основной "первички", свидетельствующей о совершении операций и оприходовании ТМЦ) необходимо истребовать весь комплект документов (ст. 93 НК РФ), подтверждающих перемещение товара. Это транспортные и товаросопроводительные документы. С помощью этих документов можно установить методы транспортировки, идентифицировать транспорт и лиц, осуществляющих транспортировку. А также установить сроки доставки товара и склад, на котором он хранится.
Эти сведения помогут проследить фактическое наличие и движение ТМЦ от грузоотправителя к грузополучателю, проверить правоустанавливающие бумаги на складские помещения (договоры аренды, свидетельства на право собственности), договоры хранения. При этом одним из мероприятий налогового контроля является допрос свидетелей (ст. 90 НК РФ) - должностных лиц проверяемого покупателя и его контрагентов по факту реального существования ТМЦ, их транспортировки и хранения.

Осмотр в рамках "камералки" поможет установить фактическое наличие товара

В рамках камеральной проверки УФНС советует провести осмотр офисов и складов компании (п. 1 ст. 92 НК РФ). Основанием для этого является постановление, утвержденное руководителем инспекции или его заместителем (абз. 2 п. 1 ст. 92 НК РФ). Чиновники настаивают, что важно осмотреть документы и предметы, которые находятся в местах непосредственного хранения товара, приобретенного по сомнительным сделкам.
В протоколе желательно зафиксировать следующие сведения: описание товарной продукции, ее серийный номер, штрихкод. К протоколу можно приложить копии сопроводительной документации (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификаты и т.п.), а также фото- и видеоматериалы.
Также целесообразно провести выборочный осмотр товара (упаковок, ящиков), расположенных в разных местах склада. Это исключит предоставление для осмотра так называемых образцов товара, не соответствующих реальной номенклатуре и количеству, заявленным налогоплательщиком. Далее чиновники рекомендуют на основании истребованных сертификатов соответствия на продукцию установить производителей ТМЦ.
Кроме того, для выявления незаконного возмещения налога УФНС рекомендует инспекторам на местах провести следующие мероприятия налогового контроля:
- проанализировать перспективы дальнейшей реализации спорного товара или использования его в деятельности, облагаемой НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом исследуются договоры купли-продажи;
- установить способы и сроки расчетов за приобретенные проверяемым покупателем товары (работы, услуги), определить источники финансирования деятельности налогоплательщика (наличие собственных денежных средств, использование ценных бумаг, получение займов, проведение взаимозачетов);
- направить запросы в кредитно-финансовые учреждения о предоставлении информации о движении денежных средств по всем расчетным счетам налогоплательщика (п. 2 ст. 86 НК РФ) и его контрагентов (в том числе второго и третьего звена).

Помимо законных действий, недобросовестными налогоплательщиками предпринимаются попытки получить бюджетные средства незаконным путем.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Подсчет налогооблагаемой базы по НДС производится с участием документов – других компаний. Использование схем, привлечение фирм-однодневок делает возможным возмещать налог из бюджета.

Законодательством не установлена ответственность налогоплательщика за документы других предприятий и этом пользуются недобросовестные лица.

ИФНС стараются пресекать действия налогоплательщиков по возмещению НДС. Для получения средств необходимо предоставить ИФНС документы для проверки, которые подвергаются встречным проверкам.

Понятие

Налогооблагаемая база формируется из разницы начисленного налога и вычета НДС счет-фактур . В некоторых случаях образуется вычет в большей сумме, чем начисление.

Налогоплательщиком отрицательная разница не уплачивается, а возмещается в счет будущих платежей зачетом либо возвратом на расчетный счет, который оформляется в .

В случае использования схем получения незаконного возмещения установленная квалификацией законодательства как мошенничество в форме хищения.

Нормативная база

Компаниями возмещение НДС производится на основании поданной . После проведения проверки налогоплательщик имеет право получить заявленную сумму.

При незаконном возмещении лицом определяется законное основание для возврата сумм, подбирается удобная схема и подготавливаются документы под возмещение.

Что является признаком незаконного возмещения

Четким признаком незаконного возмещения НДС является ситуация при которой появляются ситуации, косвенно указывающие на вероятность незаконных действий.

Компания может:

  1. Производить отгрузку товаров по стоимости, превышающей рыночную цену.
  2. По продавцам товаров часто производятся запросы на проведение встречных проверок из инспекций других регионов.
  3. Предприятие регулярно производит возмещение НДС из бюджета при отсутствии покупок дорогостоящего оборудования и ведения строительства для собственных нужд.
  4. Разница отгрузки и себестоимости товара, взятой за определенный длительный период, например, годовой срок, умноженная на 18 %, не приближается к уплаченному НДС за период.

На ведение схем могут указывать малое количество сумм по уплате в бюджет и большой оборот в компании.

Схемы незаконного возмещения НДС из бюджета

Недобросовестные налогоплательщики часто применяют незаконные схемы возмещения НДС. Налог считается самым коррупционным.

Несмотря на борьбу с раскрытием нелегального получения средств, постоянно наблюдается рост увеличения возврата НДС по сравнению с уплатой.

Имеющаяся статистика при незаконном возмещении при получении сборов налогов подтверждают рост возмещений.

Причиной является несовершенство законодательной базы, в которой есть лазейки:

  1. Отсутствие четких требований и наличия объединенных проверок налоговый, таможенных и правоохранительных органов.
  2. Возможность проведения вычета после осуществления авансового платежа.
  3. Разрешение права на регистрацию нескольких компаний одним физическим лицом.
  4. Наличие нормы уголовного права замены срока лишения свободы штрафом.
  5. Достаточно низкая сумма уставного капитала.
  6. Возможность проводить регистрацию компаний лицами по , через почту или электронные средства.

При отсутствии жесткого контроля на всех уровнях сложно получить законность применения вычета в полном объеме на основании .

Мошенничества налоговиков

К сожалению, среди налоговых инспекторов встречаются лица, которые помогают в получении черного НДС. Руководитель компании или ИП договаривается с инспектором о принятия положительного решения.

По результатам камеральной проверки мошенник получает возмещение НДС, оплачивая отдельно процент от суммы налоговому инспектору.

Способ отмывания средств довольно проблематичен. Кроме пристального внимания к поведению чиновников, в ИФНС регулярно проводятся мероприятия по надзору.

Вышестоящим органом проводятся выборочные инспекции материалов проверки. В случае обнаружения нестыковок предприятие лишают полученных сумм вычета, а чиновник может быть уволен.

При крупных суммах незаконного возмещения заводятся уголовные дела и наступает уголовная ответственность.

Старые схемы

Наряду с новыми схемами используются старые варианты изъятия средств из бюджета. Компании применяют отработанные схемы, давно знакомые налоговикам.

Применяются:

  1. Изъятие средств из бюджета по сговору и продаже НМА. Нематериальные активы невозможно выразить в физической форме. Подобная собственность часто используется в технологических процессах и является предметом коммерческой тайны организации. Определить наличие и ценность нематериального актива посторонним лицом не является возможным. При покупке НМА производится вычет. В схеме участвуют фирмы по цепочке переводов средств.
  2. Применение фирм-однодневок. Используются компании, выписывающие документы или предоставляющие расчетный счет для неподкрепленного перевода средств.
  3. Применение фиктивных документов или с использованием печатей несуществующих фирм других регионов. Применение бумаг от фиктивных фирм применяется все реже. Наличие электронных баз налоговых инспекций и простота обмена документацией между инспекциями позволяет предотвратить мошенничество.

Через ново созданные организации

Для изъятия денежных средств из бюджета применяются часто вновь созданные компании, которые будут существовать незначительное время.

Применяются вычеты с использованием перечислений через расчетный счет – авансовые платежи. Незаконное возмещение производится поэтапно:

  • производится регистрация 2-х организаций одним учредителем;
  • первая компания перечисляет авансовый платеж второй организации и предъявляет НДС к вычету;
  • с расчетного счета второй организации производится снятие средств;
  • компании ликвидируются.

Для проведения схемы используются юридические лица. Преимущества применения юридических лиц состоит в ограниченной ответственности по обязательствам и пределе искового срока.

Отсутствие выручки

Частым вариантом при незаконных действий является использование компаний, не ведущих деятельность.

Подобные организации используют только финансовые операции по авансовым платежам. Поступление товара и получение выручки при продаже отсутствуют.

Данные схемы достаточно быстро вычисляются налоговыми инспекторами, которые не допускают возмещений при отсутствии выручки от продаж или оказания услуг.

Накручивание стоимости товара

Одной из популярных схем незаконного получения средств является искусственное увеличение стоимости товаров. Производится проведение ряда отгрузок через несколько компаний, каждая из которых увеличивает стоимость.

В цепочке могут находится как организации с вполне легальной деятельностью и фирмы-однодневки. Определение действия схемы прослеживается по всей цепочке от начального продавца до конечного покупателя.

Сложностью доказательства незаконного увеличения стоимости товара является обнаружение схемы движения товара через законные компании.

Возмещение через экспорт

Незаконное возмещение экспортного НДС является одной из распространенных схем хищения средств из бюджета.

Сумма налога включается в стоимость товара и оплачивается покупателем-экспортером с последующим возмещением.

Используется так называемый «лжеэкспорт», при котором применяются варианты:

  • завышение сумм продаваемого товара для увеличения таможенной стоимости;
  • отсутствие фактического вывоза товаров;
  • приобретение товаров у компаний, которые либо являются фирмами-однодневками или недобросовестными плательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов.

Вариант с использованием фирм однодневок

Незаконные действия по НДС часто реализуются с применением фирм-однодневок. Компании, которые определяются как фирмы-однодневки, регистрируются с целью создания незаконного документооборота.

Признаки фирм-однодневок:

  1. Хозяйственная деятельность фирмами не ведется, в их собственности не имеется имущества, численность сотрудников минимальна.
  2. Отчетность компаниями не подается либо сдаются .
  3. Руководителями организаций назначаются лица, не имеющие представления о ведении схем – граждане, потерявшие паспорт или не имеющие постоянного места жительства.
  4. Компании ведут только денежные расчеты и оформляют документы для клиентов.

Схема получения средств с использованием фирм однодневок несложная:

  1. Производится оплата на расчетный счет за якобы предполагаемую или осуществленную поставку.
  2. Осуществляется выписка документов – счет-фактуры на аванс, поставку товара или оборудование, оказание услуг и прочие договорные отношения на основании .
  3. Компания, прибегающая к помощи криминальной фирмы, производит вычет по НДС из бюджета.

После проведения схемы фирма-однодневка прекращает существование. ИФНС проводит мероприятия, направленные на предотвращение использование однодневок.

Инспекцией производятся:

  • встречные проверки и отслеживания цепочки поставщиков товаров;
  • выяснение порядка доставки товаров от продавца к покупателю. Запрашиваются и ;
  • получения полной информации о товаре и производителе.
  • проверки мест хранения товара или оборудования.

В случае обнаружения схемы и цепочки незаконного документооборота ИФНС отказывает в возмещение НДС. На руководителя может быть заведено уголовное дело о мошенничестве.

Судебная практика

Судебная практика в отношении незаконного изъятия НДС из бюджета является одной из самых обширных в Арбитраже. Большая часть НДС приговоров касается экспортных операций.

Несмотря на отработанный порядок отказа в возмещении и подтверждения решений налоговых органов, часть дел оправдывает действия налогоплательщиков.

Примером может служить , на основании которого Арбитражный суд принял оправдательное решение.

В судебную инстанцию обратилось ООО с иском на действия ИФНС, в решении которого было заявлено требование об уплате налога. Вопрос касался получения документов на поставку от компании, признанной недобросовестной.

При этом налогоплательщик подал декларацию с возмещением налога. Суд вынес частично оправдательный приговор суда на незаконное возмещение НДС.

Налогоплательщик не смог получить возмещение, но умысел в получении материальной выгоды не был доказан.

Последствия:

Применение схем налогоплательщиками часто обнаруживается при проверках.

  • 24.01.2014, 19:24,

Незаконный возврат НДС из бюджета был квалифицирован как мошенничество и как уклонение от уплаты налогов. Признаков отмывания суд не нашел. Из Справки по результатам обобщения практики рассмотрения судами Мурманской области уголовных дел о легализации (отмывании) преступных доходов, а также приобретении (сбыте) имущества добытого заведомо преступным путем за период 2012-2013 годы.

Приговором Октябрьского районного суда г. Мурманска от (ДАТА) К. и П. признаны виновными и осуждены соответственно по ч.4 ст.159 УК РФ, ч.5 ст.33 ст.199 УК РФ и по ч.4 ст.159 УК РФ, ч.1 ст.199 УК РФ и оба по ч.4 ст.174.1 УК РФ оправданы в связи с отсутствием в их действиях состава преступления.

Органом предварительного следствия К. и П. обвинялись в совершении финансовых операций с денежными средствами, приобретенными в результате совершения ими преступления, в использовании указанных средств для осуществления предпринимательской, иной экономической деятельности, в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения, совершенные организованной группой, то есть преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 174.1 УК РФ. К.А., К.К., неустановленные лица разработали план деятельности организованной преступной группы по предоставлению предприятиям г. Мурманска и Мурманской области, реально осуществляющим предпринимательскую деятельность, незаконных услуг по предоставлению подложных документов с целью завышения их расходов и, тем самым, уменьшению налоговой базы по налогам, а также неправомерному возмещению из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость.

П., действуя в составе организованной группы с К.А., К.К. и неустановленными лицами, умышленно использовал в качестве юридических лиц, осуществлявших сделки по купле-продаже товаров организации, зарегистрированные на подставных лиц по утраченным ими паспортам или за денежное вознаграждение, без цели ведения финансово-хозяйственной деятельности ввиду отсутствия работников, денежных средств, помещений и имущества. Сделки носили фиктивный характер, то есть фактически не осуществлялись. Для подтверждения фактов сделок по купле-продаже товара изготавливались и использовались поддельные регистрационные и бухгалтерские документы организаций, договоры о заключении сделок, счета-фактуры, накладные. Расчетные счета используемых предприятий служили для неоднократного перечисления денежных средств со счета на счет данных предприятий, так и на счета других фиктивных юридических лиц, с которых денежные средства перечислялись на личные счета К.А. и К.К. в Мурманском филиале ОАО «ТЛ». На основании подложных и недостоверных документов оформлялись документы, содержащие требование о возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета РФ и подтверждающие факт совершения сделок, которые предъявлялись в ИФНС РФ по г. Мурманску, обладающую правом на решение вопроса о возврате суммы налога налогоплательщику, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с Налоговым законодательством. Тем самым работники ИФНС РФ по г. Мурманску вводились в заблуждение относительно подлинности представленных документов, на основании которых ими оформлялось заключение о возврате переплаты по налогу на добавленную стоимость и зачислении денежных средств, заявленных к возмещению, на расчетный счет ООО «СМР» (руководителем которого являлся П.).

П., К.А. и К.К. и неустановленные лица, действуя в составе организованной группы, умышленно, из корыстных побуждений, путем обмана и злоупотребления доверием налогового органа похитили из федерального бюджета в период с (ДАТА) денежные средства на общую сумму *** рублей.

В последующем, согласно предъявленному обвинению в период с (ДАТА) путем списания денег с расчетного счета ООО «СМР» на счета ООО «ИВ», «ТГ», «КП» и в погашение кредиторской задолженности перед банком, К.А. и П. было легализовано *** рублей, то есть больше на *** рублей, чем похищено в результате мошенничества.