Фз 335 от 27 ноября разъяснения. Инвестиционный налоговый вычет

Федеральный закон № 335-ФЗ уже успел наделать шума. Эксперимент с уплатой НДС в бюджет покупателями лома чёрных и цветных металлов и сырых шкур грянул, как гром среди ясного неба. Но помимо резонансного изменения, есть и другие нововведения.

В целом, закон получился немаленьким. Я не стану обозревать все поправки, которые внёс 335-ФЗ, остановлюсь лишь на самых важных.

1. Регионы вправе не начислять пени за долги физических лиц по кадастровому налогу. Это очень хорошая новость. Физлицам, которые не платили налог на имущество, пени могут не начисляться еще долгое время. В законе указано, как это будет происходить.

2. Еще одна хорошая новость: расширили перечень свободных от НДФЛ доходов. От налогов освободили компенсацию за счет бюджетных средств в части первоначального взноса по автокредиту, который оформлен установленном порядке.

3. Закон расширил список контролируемых сделок. Для бизнеса это плохие новости.

4. Вычет НДС по товарам, купленным за счёт бюджетных субсидий теперь запрещён. Это честное изменение.

5. «Правило 5%» изменили. Теперь, если в течение квартала товар использовался как в облагаемых, так и в освобожденных от НДС операциях, то нужно будет определить пропорцию, по которым входной НДС принимается к вычету или учитывается в стоимости товаров. Но пропорцию можно не соблюдать, если в налоговом периоде расходы на необлагаемые НДС операции оказались меньше 5% в общем объеме расходов. Если купленный товар вообще не использовалось в деятельности, облагаемой НДС, то НДС к вычету вы поставить не сможете.

6. Уточнен круг облагаемых НДС операций по оказанию электронных услуг иностранным организациям.

7. Установлено, кто отчитывается по НДФЛ при реорганизации. Вопрос не только, кто отчитывается по НДФЛ при реорганизации, в этом моменте есть более серьезные вещи. Появились изменения в статье 50 Налогового кодекса. Согласно новой редакции ст.50 НК РФ, новое юрлицо, полученное в результате реорганизации, будет нести налоговую ответственность за все косяки, в которых налоговики могли бы обвинить старое юридическое лицо. Мне жаль, но это так.

8. Уточнен момент фактического получения НДФЛ дохода, уточнен порядок признания сомнительного долга. Много всего написано о том, когда гражданин признан банкротом: безнадежными долгами признаются его долги.

9. Еще одна хорошая новость: так называемый инвестиционный налоговый вычет. В Налоговом кодексе появляется новая статья 286.1 НК РФ. Написано невероятно мутно, но попробую донести идею. Надеюсь, что я правильно понял. Регионы своими законами будут иметь право давать вам льготу. Если в вашем регионе льгота установлена, то вы, покупая основное средство, сможете без амортизации сразу уменьшать налог на прибыль. Речь идет об основных средствах, относящихся к третьей и седьмой амортизационным группам. Но при этом вы сможете уменьшать налог на прибыль на величину, составляющую не более 90% с суммы расходов текущего налогового периода.

10. Расширен список не подлежащего амортизации имущества.

12. Это относится к индивидуальным предпринимателям, которые сами за себя платят страховые взносы. В 2018 году фиксированные взносы составят 26 545 руб. (ПФР) плюс 5 840 руб. (ОМС). В 2019 году взносы в ПФР составят 29 354, а ОМС – 6 884. В 2020 году в ПФР фиксированный платеж будет равен 32 648, а ОМС – 8 426. 1 % по-прежнему будем платить с превышением от 300 00 руб.

Пара слов о том, как написан закон

Текст №335-ФЗ очень тяжело изучать. Многие формулировки нужно пояснить, что, я надеюсь, ФНС и сделает в своих письмах в ближайшее время. Лично мне хочется понять, как правильно работать с прямой уплатой НДС в бюджет. Ждём от Минфина и налоговой документов, которые объясняет нам, как жить с этим налоговым экспериментом.

В любом случае, мы не сидим сложа руки. Уже готовы несколько решений по тем статьям Налогового кодекса, что вступили в силу с 1 января 2018 года. Скоро будут готовы и другие. Их вы сможете получить

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Пункты 1, 3 - 5, 9 и подпункты "а" и "б" пункта 10 статьи 1 и пункты 1 и 8 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

3. Пункты 50 и 78 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2018 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

4. Подпункт "а" пункта 2, пункты 3, 4, подпункт "б" пункта 5, пункты 6 - 11, подпункты "а", "б", абзацы первый, третий - шестнадцатый подпункта "в", подпункт "г" пункта 12, подпункты "б" - "д" пункта 13, пункты 15, 16, подпункт "в" пункта 17, пункты 18 - 29, 31, 34 - 42, 46, 47, 51 - 57, 60, 61, 63, 65 - 75, 77 статьи 2, пункты 6, 7, 9 - 11 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (расчетного периода по страховым взносам).

5. Пункты 7 и 8 статьи 1, пункт 1, подпункт "б" пункта 2, подпункт "а" пункта 5, абзац второй подпункта "в" пункта 12, подпункт "а" пункта 13, пункт 14, подпункты "а" и "б" пункта 17, пункты 58 и 59 статьи 2, пункты 2, 3, 4, 5 и 12 части 1 статьи 7, часть 4 статьи 8 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года.

5.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ .

6. Положения подпункта 57 пункта 1 статьи 251 и пункта 48.22 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются по 31 декабря 2020 года включительно.

7. Положения подпункта 9 пункта 2 статьи 256, пункта 5.1 статьи 270, статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются по 31 декабря 2027 года включительно.

8. Действие положений подпункта 7 пункта 1 статьи 11.1, подпункта 3 пункта 4 статьи 105.14, пунктов 1 и 1.1 статьи 271, пунктов 1 и 1.1 статьи 272, подпункта 1 пункта 1 статьи 275.2, подпункта 9 пункта 2 статьи 299.3, подпункта 6 пункта 2 статьи 299.4 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

9. Действие положений подпункта 3 пункта 1 статьи 212, пункта 37.3 статьи 217, пункта 3.1 статьи 346.21, пункта 2.1 статьи 346.32, подпункта 5 пункта 1 и пунктов 5 - 7 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

10. Положения подпункта 5 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении доходов, полученных в налоговых периодах, начинающихся с 1 января 2017 года.

11. Положения абзаца второго пункта 2 статьи

27 ноября 2018 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон с масштабными поправками в Налоговый кодекс РФ. Изменения коснутся НДС, страховых взносов, акцизов, налога на движимое имущество, новых налоговых вычетов. Мы собрали в этот материал те из них, которые затронут большинство предпринимателей и организаций.

Президент России подписал Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" . Документ насчитывает 122 страницы и содержит множество поправок в налоговое законодательство России. Это один из самых объемных и разноплановых законов, которые были приняты в этом году. Поэтому мы остановимся подробнее только на самых важных изменениях, которые затрагивают большое число налогоплательщиков.

1. Инвестиционный налоговый вычет

Глава НК РФ о налоге на прибыль дополнена новой статьей 286.1 НК РФ, регламентирующей инвестиционный налоговый вычет. Суть этой льготы состоит в том, что налогоплательщик получает право уменьшить исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств. Для получения такой возможности организациям придется соблюдать установленные условия.

В связи с этим перечень контролируемых сделок между взаимозависимыми российскими лицами дополнен новым условием: если одно из них применяет инвестиционный вычет, то сделка будет являться контролируемой. Лимит суммы доходов по таким сделкам между взаимозависимыми лицами будет составлять от 60 млн рублей в год. Основные средства, в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет, не будут подлежать амортизации. В ст. 270 НК РФ внесены поправки, в соответствии с которыми расходы на приобретение, создание, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение таких объектов также не будут учитываться при этом.

При проведении камеральной проверки налоговых деклараций, в которых будет заявлен такой вычет, специалисты ФНС получают право требовать у налогоплательщиков не только подтверждающие документы, но и пояснения.

2. Льготы по движимому имуществу

Отдельные поправки в Налоговый кодекс коснулись налогообложения движимого имущества. С 2018 года данная льгота действовать не будет. Принятым законом вводится норма, предусматривающая право субъекта РФ установить в этом случае ставку налога на 2018 год на уровне не более 1,1%. Это значение законодатели понизили в два раза: до сих пор ставка налога на имущество организаций не могла быть более 2,2%. Кроме того, региональные власти имеют право сохранить льготу, установив ставку 0%.

3. НДС заплатят покупатели

Законодатели одобрили эксперимент по перенесению обязанности оплачивать НДС с продавцов на покупателей. Идея Минфина теперь закреплена в Налоговом кодексе и касается таких сфер, как:

Реализация лома и отходов черных и цветных металлов;

Реализация сырых шкур животных; реализация вторичного алюминия и его сплавов.

Организации и ИП, приобретающие эти товары, получат статус налоговых агентов. Продавец, как и сейчас, будет выставлять счет-фактуру. Но сумму НДС он в этом документе указывать не будет, вместо этого он будет делать отметку о том, что НДС исчисляется налоговым агентом. По такому счету-фактуре налоговый агент можно будет принимать НДС к вычету, включая сделанную предоплату. В результате покупатель должен будет исчислить НДС к уплате с учетом новой обязанности. Если продавец таких товаров не является плательщиком НДС, то в договоре и первичном документе (накладной или акте) он должен проставить отметку «Без НДС». Если такая отметка оказалась дезинформацией, то в дальнейшем НДС будет платить сам продавец, а не покупатель — налоговый агент. Физлица от статуса налоговых агентов пока избавлены.

4. Раздельный учет

Законодатели изменили «правило 5%», которое действовало для налоговых периодов, в которых расходы на необлагаемые НДС операции составили менее 5% в общем объеме расходов. Теперь налогоплательщики обязаны в этом случае вести раздельный учет. Правда, соблюдать пропорцию для учета входящего НДС в вычетах и расходах им по-прежнему не нужно. Теперь они могут принимать к вычету весь НДС по купленным товарам, работам или услугам, используемым как для облагаемых, так и для необлагаемых НДС операций. До сих пор к вычету можно было принять «все суммы налога, предъявленные... в указанном налоговом периоде».

5. Акцизов стало больше

Операции по получению средних дистиллятов (приобретение в собственность), а также операции по их оприходованию в результате оказания услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащих организации на праве собственности, теперь будут отнесены к объектам налогообложения акцизами. Уточнено определение средних дистиллятов, установлен порядок применения налоговых вычетов по операциям со средними дистиллятами. Таблица со ставками акцизов на 2018, 2019, 2020 годы изложена в новой редакции.

6. НДФЛ: льготы и отчетность

От налога на доходы физических лиц законодатели освободили:

Компенсацию из бюджета части первоначального взноса по автокредиту, оформляемому в порядке, утвержденном Правительством РФ;

Долги физлиц, признанные безнадежными и списанными с баланса организации. До сих пор, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст. 223 НК РФ , датой фактического получения физлицом налогооблагаемого дохода признавалась дата списания таких долгов. Теперь это правило сохранилось только для организаций, взаимозависимых по отношению к налогоплательщику-физлицу.

Кроме того, изменился порядок обложения НДФЛ сумм дохода, полученного физлицом при реализации ранее приобретенных ценных бумаг. До сих пор в расходах можно было учесть суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении этих ценных бумаг, и сумму самого уплаченного налога. В силу новой редакции пункта 13 ст. 214.1 НК РФ теперь сумма налога в расходах налогоплательщика учитываться не будет.

Также изменился порядок сдачи отчета по форме 6-НДФЛ. Теперь, если реорганизуемые организации, которые выступают в качестве налоговых агентов по НДФЛ, для своих работников не представили в орган ФНС справки 2-НДФЛ или расчет 6-НДФЛ, то обязанность отчитаться ложится на их правопреемников. Законодатели расширили перечень ошибок, в случае которых 6-НДФЛ будет считатся непредставленным.

7. Транспортный налог

Налог на новые и дорогие автомобили для организаций станет меньше. Законодатели упразднили два повышающих коэффициента:

1,3 — для транспортных средств, выпущенных в эксплуатацию менее двух лет назад;

1,5 — для новых автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн рублей.

Теперь для последней ценовой категории будет действовать только один повышающий коэффициент — 1,1. Его нужно будет применять при исчислении транспортного налога для автомобилей не старше трех лет.

8. Кадастровая стоимость

После внесения поправок в НК РФ, в целях исчисления земельного налога изменение кадастровой стоимости земельного участка из-за новых характеристик (вида разрешенного использования, категории земель, площади) будет учитываться со дня внесения в ЕГРН новых сведений.

Кроме того, законодатели сохранили еще на два года за местными властями право примения пункта 4.1 ст. 75 НК РФ в регионах, где введен «кадастровый» налог на имущество физических лиц, давать налогоплательщикам отсрочку по уплате пеней. Если соответствующий региональный закон будет принят, пени по налогу на имущество физлиц будут начисляться только с 1 июля 2018 года, а за 2017 год — с 1 июля 2019 года.

9. Новый порядок признания безнадежных долгов

В Налоговом кодексе уточнен порядок признания дебиторской задолженности контрагента налогоплательщика сомнительным долгом. Теперь при наличии встречной кредиторки — если есть долги перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения — можно будет уменьшить дебитовую задолженность на кредитовую, начиная с первой по времени возникновения. Кроме того, расширен перечень безнадежных долгов. Законодатели включили в него задолженность физического лица, признанного банкротом. При условии, что есть решение суда, которым он освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов по закону о банкротстве.

10. Уплата наследниками налоговой задолженности

Законодатели избавили наследников умершего гражданина погашать перед бюджетом его задолженность по торговому сбору. В силу новой редакции пункта 3 статьи 44 НК РФ за счет наследственного имущества теперь нужно погасить только долги умершего по транспортному и всем остальным местным налогам (земельный и налог на имущество физлиц). Это связано с тем, что плательщиками торгового сбора не являются физлица без статуса индивидуального предпринимателя.

НДС на ЛОМ. №335-ФЗ от 27.11.2017 г.

Президент Российской Федерации подписал федеральный закон № 335-ФЗ от 27.11.2017 г. "о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Принятые поправки отменяют льготу по уплате НДС при работе с металлоломом.

Закон устанавливает, что при реализации на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов (эти операции больше не будут освобождаться от НДС), алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных, сумма НДС исчисляется налоговыми агентами - покупателями этих товаров. Исключение составляют физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Налоговые агенты обязаны рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика НДС или нет.
Налоговые агенты, применяющие общую систему налогообложения, одновременно с исчислением налога вправе заявить соответствующий вычет, то есть фактическое перечисление денежных средств в бюджет не производится.

После опубликования закона участники рынка разделились на два лагеря: одни занимают выжидательную позицию (и надо сказать таких большинство), другие пытаются понять как зарабатывать деньги в новых условиях, ведь если присмотреться, то никто не отменял ни "упрощенку", ни возмещение НДС.
Конечно с принятием нового закона многим предприятиям заготовителям придется выйти из тени, т.к. контроль со стороны ФНС значительно усилится, особенно трудно придется ломовикам работающим с физическими лицами, т.е. с населением,т.к. они традиционно стремятся не показывать ФНС факт получения прибыли.

Прогноз для отрасли вторичных ресурсов от введения НДС, а также итоги налоговых каникул и работы в условиях отсутствия налога, дали директор НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» Виктор Ковшевный и Исполнительный директор Лиги переработчиков макулатуры Алексей Сергеев. Эксперты отметили, что при отмене НДС на вторсырье и переносе обязанности по оплате налога на конечного потребителя- завод, поступления в бюджет государства выросли до 200% вследствие отсутствия возмещения налога и ухода с рынка теневых игроков.

Все участники отметили, что законопроект содержит неоднозначные положения и несет правовые и экономические риски. Председатель сырьевой комиссии Ассоциации «Русская сталь» Виктор Земляных и Заместитель коммерческого директора Мордовской заготовительной компании Сергей Сафронов обратили внимание не только на повышение налоговой нагрузки для металлургических производств, но и опасность возникновения серых схем.
Отмена НДС на лом цветных и черных металлов оказала оздоравливающее влияние на рынки этой продукции, что подтверждается данными мониторинга. Ежегодная экономия государственного бюджета только на экспортных операциях черного лома за один год в среднем составляет 305 млн долларов США. Эту сумму составляет НДС, который до отмены налога государство возмещало компаниям с операций при объеме экспорта лома порядка 5 млн тонн в год и его средней цене около 300 долларов США за одну тонну.

Потери бюджета до 2009 г. от возмещения НДС с черного лома были остановлены. До 2009 г. 90% российского лома переработчики по официальным данным покупали у юридических лиц, в то время как в действительности более 80% лома поставлялось физическими лицами, которые не платят НДС, что являло собой благотворную среду для создания схем незаконного возмещения налога с использованием фирм-однодневок. Так закупленный у физических лиц лом перепродавался фирмой закупщиком, но уже с НДС, добросовестному переработчику, после чего, не уплатив налог в бюджет, фирма закупщика исчезала. По данным экспертов, государство в результате таких схем, получая НДС на сумму 235 млн долларов США, фактически возмещало 1,15 млрд долларов США.

В результате выхода из "серых схем" и снижения затрат легальные игроки рынка создали дополнительные мощности и рабочие места на производствах; повысилась собираемость и переработка металлолома на внутреннем рынке; цены на лом снизились. Администрирование уплаты НДС при обращении лома и отходов черных и цветных металлов значительно упростилось в связи с сокращением числа участников рынка, ответственных за уплату налога со стоимости лома.

«Таким образом, все цели, ради которых рассмотренный законопроект был разработан, были достигнуты как раз отменой НДС на операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов в 2007-2008 гг. Следовательно, введение НДС для указанных операций, приведет к возникновению новых схем по изъятию налога из бюджета, увеличению цен и снижению заготовки, увеличению затрат государства на администрирование нового порядка уплаты налога, то есть к тому, что когда то послужило основанием для отмены налога», - резюмировал Ильдар Неверов.
По результатам Круглого стола была сформирована и направлена в органы власти итоговоая резолюция с отрицательным заключением на введение законопроекта.

Источник НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ»