Непредоставление уведомления о контролируемых сделках. Штраф о неуведомлении по контролируемым сделкам

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся между налогоплательщиком и налоговым органом относительно предоставления в установленный срок информации о сделке, признаваемой в соответствии НК контролируемой.

Рассматриваемое правонарушение посягает на процессуальные права государства в сфере налогового контроля.

Объективная сторона выражается в противодействии налогоплательщика осуществлению контроля за совершенными им сделкам. Диспозиция рассматриваемой статьи устанавливает, что это правонарушение может быть совершено в двух формах:

  • - в виде бездействия налогоплательщика относительно его обязанности представления документов, предусмотренных НК, в налоговый орган либо представление указанной информации позже установленного срока;
  • - в виде действий налогоплательщика, направленных на представление в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения.

Рассматриваемое правонарушение следует отличать от противоправных деяний, ответственность за которые установлена ст. 126 НК.

До вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ налоговые органы вправе были привлекать налогоплательщиков к ответственности только в рамках ст. 126 НК, т.е. за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных ПК и иными актами законодательства о налогах и сборах.

С 1 января 2012 г. ст. 126 НК применяется во всех случаях непредставления налоговому органу сведений, кроме случаев непредставления уведомления о контролируемых сделках или представления названного документа, но содержащего недостоверные сведения. Тем самым составы правонарушений, предусмотренные ст. 129.4 НК, являются специальными по отношению к составам, закрепленным ст. 126 НК. Введение рассматриваемой статьи показывает, что государство уделяет повышенное внимание контролю за ценой сделок и подчеркивает повышенную общественную опасность правонарушений, направленных на сокрытие от налоговых органов достоверной информации.

Предметом правонарушения является уведомление. С 1 января 2012 г. налогоплательщик обязан уведомлять налоговый орган о совершении сделки с взаимозависимым лицом, если такая сделка признается контролируемой согласно ст. 105.14 НК в порядке, предусмотренном гл. 14.4 НК.

При этом до 1 января 2014 г. данная обязанность возникает, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно: в 2012 г. - 100 млн руб., в 2013 г. - 80 млн руб.

Кроме того, суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает соответствующими признаками, но имеется достаточно сведений полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что НК предусмотрено несколько исключений, когда сделки при соблюдении перечисленных условий не признаются контролируемыми:

  • 1) сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков;
  • 2) сделки между лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:
    • - стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • - у них нет обособленных подразделений в других регионах, а также за рубежом;
    • - они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов РФ;
    • - у данных организаций нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;
    • - отсутствуют обстоятельства для признания сделок, совершаемых такими лицами, контролируемыми в соответствии с подп. 2-5 п. 2 ст. 105.14 НК.

Таким образом, у налогоплательщика, совершающего названные сделки, не возникает обязанность уведомлять о них налоговые органы.

Следует обратить внимание, что в действующей редакции ПК законодателем не установлена обязанность по уведомлению налоговых органов о заключении сделок с взаимозависимым лицом. Но такие сделки могут быть выявлены налоговым органом, и при наличии оснований он вправе проверить цену такой сделки на ее соответствие рыночной. Согласно ст. 105.16 НК налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы только о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК.

Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Форма уведомления утверждена ФНС России и предусматривает указание следующей информации:

  • - отчетный календарный год;
  • - предметы сделок;
  • - сведения об участниках сделок;
  • - суммы полученных доходов и произведенных расходов.

Кроме того, по требованию налогового органа налогоплательщики обязаны представлять документы и информацию, обосновывающую соответствие цены конкретной сделки (группы однородных сделок) рыночным ценам.

Необходимо помнить, что НК разрешает налогоплательщику внести уточнения в первоначально представленное уведомление, если оно содержит неполные сведения, неточности или ошибки.

На усмотрение налогоплательщиков данные уведомления могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.

Правонарушение, выразившее в непредставлении в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, будет считаться оконченным на следующий день после окончания установленного НК срока, т.е. 21 мая. Если этот день будет не рабочим, то правонарушение будет завершено в первый рабочий день. Непредставление в налоговый орган уведомления относится к формальным составам и квалифицируется в качестве правонарушения независимо от наличия или отсутствия последствий в виде неуплаты налогов.

Правонарушение, выразившее в представлении уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, будет считаться оконченным в день подачи такого документа в налоговый орган. Отметим, па квалификацию данного противоправного действия также не влияет факт неуплаты (недоплаты) налогов, образовавшихся в результате совершения контролируемых сделок. Достаточно наличия в уведомлении недостоверных сведений. Обязанность по доказыванию ложности представленных документов или содержащихся в них сведений лежит на налоговом органе.

Субъектами налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.4 H К, являются налогоплательщики, совершающие контролируемые сделки.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Санкция соответствует формальному составу правонарушения и выражена в виде штрафа в размере 5 тыс. руб.

В рамках одного договора было ряд сделок по транспортной-экспедиционной деятельности. Подскажите, за несвоевременное предоставление уведомления о контролируемых сделках штраф грозит за каждую сделку или в общем 5000 рублей?

Контролируемыми признаются сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие признакам, которые перечислены в статье 105.14 Налогового кодекса РФ. Одним из таких признаков является суммарный годовой доход по сделкам. При этом под суммарным годовым доходом следует понимать не доход, отраженный в учете каждой из сторон сделки, а сумму цен (совокупную стоимость договоров) по всем сделкам, совершенным за год.

Ежегодно о совершенных контролируемых сделках организации должны уведомлять налоговые инспекции.

За каждое непредставление уведомление грозит штрафом в сумме 5000 руб, а не в отдельности за каждую сделку.

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения

Уведомление о контролируемых сделках

Ежегодно о совершенных контролируемых сделках организации (физические лица) должны уведомлять налоговые инспекции.* В 2016 году информировать инспекции нужно о контролируемых сделках , совершенных в 2015 году. Определяя круг сделок, о которых нужно уведомлять налоговую инспекцию по итогам 2015 года, руководствуйтесь перечнем , приведенным в Налогового кодекса РФ, без каких-либо ограничений. Об этом сказано в письме ФНС России от 11 марта 2015 г. № ЕД-4-13/7083 .

Если организация, участвовавшая в контролируемой сделке, не подаст уведомление в установленный срок, то ей грозит штраф в размере 5000 руб. (). В рассматриваемой ситуации такую санкцию могут применить и к поставщику продукции, и к перекупщику, и к покупателям, которые являются взаимозависимыми по отношению к поставщику. Обнаружить нарушение налоговая инспекция может в ходе выездной проверки. Например, при проверке организации-перекупщика. Анализируя первичные документы, инспекторы могут проследить, от кого и по какой цене перекупщику поступала продукция и кому и по каким ценам ее перепродали. И если проверяющие выявят взаимозависимость между поставщиком продукции и конечными покупателями, то совокупность сделок признают контролируемой. Даже в том случае, если поставщик не знал, что по отношению к нему клиенты перекупщика являются взаимозависимыми.

Внимание: по общему правилу годовой доход считают отдельно по сделкам организации с каждым взаимозависимым лицом. Но если такие лица взаимозависимы еще и между собой, есть риск, что при проверке налоговые инспекторы просуммируют их доходы (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

2. Налоговый кодекс РФ

«Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения,

влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей*».

Как передать заполненный бланк Уведомление можно передать несколькими способами:

  1. Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
  2. Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
  3. Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.

Правила заполнения документа Бланк уведомления имеет строго унифицированную форму, применение которой обязательно. Составляется оно один раз в году, в конце отчетного периода.

Кбк на уплату штрафа за уведомление о контролируемых сделках в 2018 году

ФНС имеет право затребовать бумаги, подтверждающие или уточняющие условия сделки, начиная с 1 июня года, следующего за отчетным. Алгоритм подготовки документации для ФНС по контролируемым сделкам:

  1. Идентификация сделок, попадающих под контроль. Этап подразумевает необходимость выявить, какие из совершенных сделок признаются контролируемыми (ст.
    105.14 Налогового Кодекса).
  2. Планирование сбора документов. На этом шаге следует оценить объем налоговых выплат, а также расходы на подготовку бумаг.
  3. Определение характерных особенностей сделок. Здесь происходит уточнение свойств работ, услуг или товаров (предметов сделок), по которым сотрудничество признается контролируемым, а также сопоставление между собой для признания однородности.
  4. Сопоставление финансовых или коммерческих показателей экономических отношений по договорам.

По каким реквизитам платить штраф за нарушения по контролируемым сделкам

Раздел 1А Этот раздел уведомления нужно заполнять, предварительно, при необходимости, разделив сделки на группы по признакам однородности и идентичности. При этом, разделяя сделки не нужно полагаться на интуицию, следует руководствоваться конкретными нормами НК РФ (п. 5 ст. 105.7, 105.5). По каждой группе сделок прописываются совокупные сведения о них, а также о размерах доходов, полученных в результате их реализации (берутся из бухгалтерской отчетности).

Если разделения на группы нет, то число заполненных блоков в этом разделе должно быть равным числу исполненных контролируемых сделок. Раздел 1Б Тут число заполняемых блоков находится в прямой зависимости от предыдущего раздела. Связано это с тем, что он является дополнительным, и сюда вносится информация о выполненных работах или оказанных услугах, поставках товарно-материальных ценностей, отгрузках-погрузках и т.п.

Уведомление о контролируемых сделках: полномочия территориальных налоговиков

Наступает срок подачи уведомления о контролируемых сделках. Форма и порядок заполнения уведомления утверждены Приказом ФНС от 27.07.2012 №ММВ-7-13/524@. Срок представления (с учетом выходных дней) — не позднее 22.05.2017.
В соответствии с п.1 ст.105.16 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14. Сведения о контролируемых сделках указываются в соответствующих уведомлениях, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика (месту жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Уведомление о контролируемых сделках: пример заполнения в 2017

Внимание

Заполнение титульного листа В титульном листе уведомления указываются данные налогоплательщика и отделения ФНС, такие как:

  • ОКАТО;
  • номер отделения ФНС;
  • полное наименование организации;
  • ФИО уполномоченного лица компании или физического лица-налогоплательщика;
  • код экономической деятельности;
  • контактный номер телефона и адрес электронной почты.

Кроме того, следует указать год, за который предоставляется отчет. В указанном месте следует проставить подпись, подтверждающую достоверность сведений, представленных в отчете, и печать (при ее наличии). Заполнение раздела 1А Блок заполняется данными отдельно по каждой контролируемой сделке или группе сделок, которые признаются однородными.

Уведомление о контролируемых сделках 2018

Уведомление о контролируемых сделках: кто сдает Такое уведомление представляют организации и ИП, у которых в отчетном году были контролируемые сделки (п. 1 ст. 105.16, ст. 105.14 НК РФ). Отметим, что контролируемые сделки - это определенные сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами (ст. 105.14 НК РФ). К таким сделкам, в частности, относятся сделки, годовая сумма доходов по которым превышает 60 млн руб.

и при этом соблюдаются одновременно два условия (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ):

  • местом регистрации/жительства/резидентства всех участников сделки является территория РФ;
  • одна из сторон сделки является плательщиком налога на прибыль, а другая - нет.

Уведомление о контролируемых сделках: бланк Скачать бланк уведомления можно через систему КонсультантПлюс. С формой уведомления вы можете ознакомиться ниже.

Уведомление о контролируемых сделках

Инфо

Например, не требуют уведомления:

  • сделки, касаемые драгоценных металлов, валюты, ценных бумаг;
  • дивиденды;
  • прибыль от долевого участия и т.д.

Куда передавать уведомление Заполненный по всем правилам и подписанный должным образом бланк необходимо передавать в территориальное отделение налоговой службы (по месту регистрации фирмы или месту жительства физического лица). Какие санкции последуют, если не подать уведомление Уведомление относится к обязательным документам, поэтому если организация или гражданин уклоняются от его подачи, им грозит административное наказание в виде достаточно крупного штрафа. Сроки подачи уведомления Период, в который налогоплательщики должны передать уведомление о контролируемых сделках в государственные надзорные органы строго установлен – он продолжается до 20 мая года, следующего за отчетным.

Налогового Кодекса, в том числе и прибыль от этих сделок, их следует включить в отчет.Экономические отношения, приравненные к взаимозависимым, учитываются при заполнении уведомления о контролируемых сделках, если привлекается дополнительная сторона-посредник, которая является невзаимозависимой. Этот участник сделки выполняет только организационные функции – предоставляет возможность производства работ или оказания услуг между взаимозависимыми лицами. Он ничем не рискует. Подобные сделки не зависят от объема доходной части.
Дополнительно, контролируемыми сделками являются экономические взаимоотношения касательно внешней торговли.

ИФНС вправе привлекать к ответственности за недостоверные сведения в уведомлениях о контролируемых сделках (дело № А40-71494/2015) (+ комментарий А.В. Брызгалина)

Только недавно в блоге я писал о том, что по вопросам применения законодательства о налоговом контроле за ТЦО до сих пор много неясных вопросов, разрешать которые предстоит судебной практике в 2016 году.

Вот вам еще один пример...

26 января АС Московского округа вынес постановление по делу А40-71494/2015 , которое должно сыграть важное значение для формирования практики применения ст. 129.4 НК РФ .

Фабула дела: территориальная ИФНС привлекла организацию к ответственности, по ст. 129.4 НК РФ, за представление в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения.

Налогоплательщик, не согласившись с выводами инспекции, обратился в суд указав при этом, что полномочия по проверке уведомления и по привлечению к ответственности по ст. 129.4 НК РФ имеет только ФНС России.

Однако суды, отказывая в удовлетворении требований указали, что именно на территориальные ИФНС по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности представления им уведомления и отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных сведений. Таким образом, по мнению судов, территориальный налоговый орган имеет право привлекать налогоплательщика к ответственности за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения.

Комментарий А.В. Брызгалина:

Представляется, что позиция налогоплательщика вполне обоснована.

Коль скоро все полномочия по проведению налогово-ценовых проверок предоставлены НК РФ непосредственно ФНС России, вполне логично, что именно эта структура и вправе применять к нарушителям соответствующие меры налоговой ответственности, в том числе и по ст.129.4 НК РФ.

В противном случае, получается, что территориальные налоговые органы, не имеющие прав по проведению налогово-ценовых проверок, тем не менее санкции налагать вправе. Тем более, что при привлечении к ответственности возникает масса вопросов что называется "по существу": обязан ли был налогоплательщик вообще подавать уведомление, являются ли сделки, которые указаны (или не указаны) в уведомлении действительно "контролируемыми", достоверны или недостоверны сведения, которые указаны в уведомлении. Как же можно ответить на эти вопросы не совершая те или иные проверочные мероприятия?

Какая-то выборочная компетенция получается. Мне старый анекдот вспомнился, помните: "Я не гинеколог, но посмотреть могу", так и здесь: "Мы не проверяем, но наказать можем".

Мне кажется, что компетенцию по привлечению к ответственности нельзя отрывать от компетенции по проведению контроля, особенно в такой специфической сфере, как налоговый контроль за ТЦО. Интересно, какую позицию по этому вопросу займет Верховный Суд РФ, если это дело дойдет до столь высокой инстанции.

Налогоплательщики (организации или физлица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, нотариусы и т.д.), совершавшие в календарном году контролируемые сделки, обязаны сообщать об этом налоговикам (ст. 105.16 НК РФ), представив в ИФНС соответствующее уведомление (утв. Приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@).

Форму уведомления о контролируемых сделках можно скачать .

Напомним, что контролируемые сделки — это определенные сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами (ст. 105.14 НК РФ). К таким сделкам, в частности, относятся сделки, годовая сумма доходов по которым превышает 60 млн руб. и при этом соблюдаются одновременно два условия (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • местом регистрации/жительства/резидентства всех участников сделки является территория РФ;
  • одна из сторон сделки является плательщиком налога на прибыль, а другая — нет.

Как заполнить уведомление о контролируемых сделках

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках, а также пример заполнения такого уведомления вы найдете в .

В какую ИФНС представлять уведомление о контролируемых сделках

Организации (в т.ч. имеющие обособленные подразделения) подают уведомление в ИФНС по месту нахождения своей организации, а физлица (в т.ч. ИП) - по месту своего жительства.

Организации - крупнейшие налогоплательщики должны представить уведомление в ИФНС, в которой они состоят на налоговом учете в качестве «крупняка».

В каком виде представлять уведомление о контролируемых сделках

Налогоплательщик сам решает, в каком виде представлять уведомление: на бумаге или в электронном виде.

Когда представлять уведомление о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках подается не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором имели место контролируемые сделки. Т.е., например, при наличии таких сделок в 2015 году уведомление о контролируемых сделках за 2015 год нужно было представить в ИФНС