Ставки по страховым взносам. Страховые взносы (в фсс, пфр, ффомс)

Существующие нормы законов, имеющие место в сфере налогообложения при определении перечислений по страхованию в отдельные фонды, определяют значения предельной базы. Они действуют только при определении сумм в ПФР и в ФСС. Для ФФОМС такие показатели не предусмотрены. С января установлена новая предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2018 году.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов представляет собой границу рассчитанных взносов для работника, начиная с какой используются либо нулевая, либо пониженная ставка на отчисления по страхованию. Максимальное значение действует в случае выплат каждому работнику.

НК устанавливает, что начисляемые работнику доходы в виде зарплаты и других сумм, выплаты которых работодатель производит в пользу сотрудников, подлежат включению в базы по страховым взносам. Исчисление является обязанностью предприятия, установленной нормативными актами, и осуществляется за счет его расходов.

До определенного момента действует правило: чем больше зарплата, тем больше работодатель должен отправлять в ПФР и другие фонды. Если сумма зарплаты пересекает лимит базы, то происходит снижение расходов субъектов бизнеса на обязательное страхование. То есть ставки взносов по страхованию в таком случае являются регрессивными.

Использование предельной базы стимулирует работодателей не скрывать повышенную зарплату работающих на предприятии людей. При таких условиях они соблюдают действующее законодательство и экономят свои средства.

Использование максимального размера базы по взносам на страхование закреплено НК РФ. В настоящее время действуют ставки страховых сумм в ПФР - 22 %, в ФСС 2,9%.

Когда зарплата работника накопительно, начиная с первых чисел года превышает установленный в текущем году предел, то ставки принимают значения соответственно 10% и 0% применительно к суммам свыше данных границ.

Для льготных тарифов оба значения ставок приравниваются к 0%. Такие льготы перечислены в НК РФ. К ним можно отнести например, применение УСН для указанного в кодексе вида деятельности, доход по которому имеет долю более 70 %.

Внимание! Предельные лимиты не определяются по взносам на медстрахование, а также по взносам, определяемым по дополнительным тарифам. Также эти пределы не определяются для взносов на травматизм.

При заполнении расчета по страховым взносам необходимо отдельно выделять размеры перечислений в пределах максимальных значений базы, и их значения свыше его. При этом отражение в отчете происходит дважды - общими суммами в самом расчете с указанием суммированных величин превышения по всем работникам, а также в сведениях на каждого такого сотрудника.

Вам будет интересно:

Налог на прибыль в 2018 году: какие действуют ставки, таблица значений

Нужно помнить, что по пенсионному страхованию максимальные суммы действуют и при выплате заработка по договорам подряда. Для страхования на ситуации нетрудоспособности и материнства в пределы базы по суммам, полученных работником по договорам подряда, не включаются.

Что нового в 2019 году

Предельная величина по суммам на страхование утверждается на каждый год.

Постановлением Правительства от 28.11.2018 № 1426 ее показатель в 2019 году утвержден в следующем размере:

  • для пенсионных сумм в размере 1 150 000 рублей ;
  • для социальных - 865 000 рублей .

В предшествующем 2018 году действовали соответственно максимальные размеры для ПФР - 1 021 000 рублей, для ФСС в отношении страхования по нетрудоспособности и материнства - 815 000 рублей.

Внимание! В 2019 году процентные ставки повышаться не будут, они остались прежними. Таким образом 22% будем отчислять в ПФР до установленного лимита, после 10%; в медстрах – 5,1% и на соцстрахование – 2,9%.

Таблица: предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2019 году

В 2019 году необходимо при определении базы по суммам на страхование, предусмотренное законодательством в обязательном порядке, использовать следующие максимальные показатели:

Пример применения новой предельной базы значение

Рассмотрим на примере, как используется предельная база по страховым взносам . Примем, что у работника установлен оклад в размере 112 000 рублей. Все месяцы согласно табелю им были отработаны полностью.

Вам будет интересно:

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога: пример заполнения нового бланка на 2019 год

Предприятие производит расчет на общих тарифах по страховым взносам - на пенсионное страхование 22% (10% для сумм больше базы), соцстрах - 2,9%, медстрах 5,1%. Взнос по травматизму установлен в размере 0,2%.

В отношении отчислений в ПФ расчет производится следующим образом:

Месяц Сумма облагаемой взносами зарплаты нарастающим итогом до лимита Сумма облагаемой взносами зарплаты нарастающим итогом сверх лимита Страховые отчисления по ставке 22% Страховые отчисления по ставке 10%
01.2019 112 000 24 640
02.2018 224 000 24 640
03.2018 336 000 24 640
04.2018 448 000 24 640
05.2018 560 000 24 640
06.2018 672 000 24 640
07.2018 784 000 24 640
08.2018 896 000 24 640
09.2018 1 008 000 24 640
10.2018 1 021 000 99 000 2 860 9 900
11.2018 1 021 000 211 000 11 200
12.2018 1 021 000 323 000 11 200

Поскольку для суммы в медстрах максимальный размер не устанавливается, то необходимо помесячно производить отчисление в фонд в сумме: 112000 х 5,1% = 5712 руб.

Размер ставки взноса на отчисление по травматизму устанавливается исходя из риска по основному виду деятельности. Для этого типа отчислений также не определена максимальная сумма. Поэтому, организация должна будет каждый месяц выполнять платеж в сумме 112000 х 0,2% = 224 руб.

Юридический лица и индивидуальные предприниматели обязаны с заработков работников производить отчисления в бюджет. Какие налоги и взносы платятся сотрудниками и работодателями, сколько процентов от заработка взимается, какова ответственность за нарушение законодательства при уплате налогов и взносов - рассказываем в этом материале.

Виды отчислений с заработной платы

Зарплата работника является базой для начисления взносов и налогов в бюджет. Условно такие отчисления можно поделить на 2 категории:

  1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - удержание производится из доходов, начисленных в пользу сотрудника.

Это федеральный налог, но пополняет он местный бюджет. За счет НДФЛ восстанавливаются дороги, ремонтируются и финансируются учреждения образования и здравоохранения.

  1. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование - начисляются на заработную плату сотрудников и уплачиваются из средств работодателя.

Эти отчисления нужны для соблюдения Конституции РФ в части реализации прав граждан на охрану здоровья, обеспечения социальной защиты и страхования, оказания медицинской помощи. Расчет отчислений в Пенсионный фонд является гарантом будущей пенсии сотрудника.

Порядок начисления страховых взносов регулируется ст. 419-431 НК РФ, Федеральным Законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ, НДФЛ - главой 23 НК РФ.

Порядок, сроки и особенности уплаты НДФЛ

Напомним, работодатель - это налоговый агент, поэтому с доходов сотрудников он обязан исчислять и удерживать налог.

Размер НДФЛ составляет:

  • с зарплаты и других доходов, кроме выигрышей, призов и материальной выгоды - 13% для резидентов, 30% - для нерезидентов . Есть исключение: 13% будут уплачивать нерезиденты - высококвалифицированные специалисты, работающие в РФ по патенту и граждане стран-участниц ЕАЭС;
  • 35% - с выигрышей, призов и материальной выгоды резидентов;
  • дивиденды резидентов облагаются по ставке 13%, нерезидентов - 15%.

Сроки перечисления налога на доход ФЛ регламентируется п. 6 ст. 226 НК РФ:

  • НДФЛ с отпускных и больничных уплачивается в месяце их выплаты, не позднее последнего дня месяца;
  • с остальных доходов - в день, следующий за днем выплаты.

Послаблением налогового бремени по НДФЛ является предоставление стандартных, социальных, имущественных и иных вычетов.

Периоды и порядок уплаты страховых взносов

Расчет страховых взносов с зарплаты - обязанность работодателя, регулируемая главой 34 НК РФ. Применяемые тарифы регламентируются 425-430 статьями данного свода.

В 2019 году действуют следующие тарифы по страховым взносам:

  • пенсионные отчисления с доходов меньше 1 млн 150 тыс. руб. удерживаются в размере 22%;
  • с доходов свыше указанной суммы - 10%.

Взносы на медицинское страхование взимаются в размере 5,1%.

Взносы на социальное страхование на случаи временной нетрудоспособности, материнства перечисляются с доходов менее 865 тыс. руб. в размере 2,9%; при превышении упомянутой суммы дохода ставка составляет 0%. Для временно находящихся в России иностранных граждан, не являющихся высококвалифицированными специалистами, применяется ставка 1,8%.

Срок уплаты установлен не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Также работодатели обязаны перечислять в ФСС «травматические» страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Размер тарифа колеблется от 0,2% до 8,5%, зависит от наличия сотрудников-инвалидов, степени риска производственной деятельности. Отметим, что ИП в единственном лице не обязан уплачивать данный вид взносов, обязанность наступает при приеме на работу сотрудника.

Расчет заработной платы и страховых взносов должен быть произведен отдельно по каждому работнику и по каждому виду взносов.

Пример расчетов

Сотрудник на предприятии 1 класса профессионального риска заработал за месяц 20 тысяч рублей. Он имеет 1 ребенка (стандартный вычет - 1400 руб.). Бухгалтер выполнил расчет:

20 000*22% = 4400 руб. - в ПФР;
20 000*2,9% = 580 руб. - в ФСС;
20 000*5,1% = 1020 руб. - в ФОМС;
20 000*0,2% = 40 руб. - взнос за травматизм.

Из фонда оплаты труда будут перечислены общие за всех сотрудников взносы по 4 платежным поручениям.

НДФЛ составит: (20 000 - 1400) * 13% = 2418 руб.
Сумма к выдаче сотруднику: 20 000 - 2418 = 17 582 руб.

Какие доходы не подлежат налогообложению

Статьи 217 и 422 НК РФ гласят, что НДФЛ и страховые взносы не удерживаются со следующих выплат:

  • материальная помощь до 4000 рублей (считается нарастающим итогом за год);
  • выплаты по листку нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • выплата работнику, положенная при наступлении смерти близкого родственника;
  • при суточных выплатах освобождается от уплаты НДФЛ сумма из расчета 700 руб./день (при командировке в пределах РФ), при служебной поездке за границу - из расчета 2500 руб./день и др.

Для должного начисления и проведения платежей в ФСС и ПФР, приема отчетов от ИП и ЮЛ, взаимозачетов платежей, взыскания долгов, наложения штрафов за просрочку или неуплату, производится администрирование страховых взносов, которым с 2017 года занимается ФНС.

Виды ответственности

За просрочку или неуплату налогов и взносов с зарплаты наступает налоговая, административная , а в отдельных случаях и уголовная ответственность.

Налоговый агент или ИП наказывается штрафом в размере 20-40% от указанной выплаты (ст. 122 НК РФ). При задержке уплаты взимаются пени за каждый день просрочки (ст. 75 НК РФ).

Уголовная ответственность для страхователя наступает при сознательном уклонении от уплаты взносов или большом размере долга. Так, предпринимателям и юрлицам грозит штраф от 100 до 300 тысяч рублей (от 200 до 500 тыс. руб., если долг особо крупный), принудительные работы или лишение свободы. Сроки и размер наказания зависят от тяжести преступления.

Важно!

Ответственны и те предприниматели, которые не подали отчетность, забыли её подать или давно не работают в качестве ИП, ведь обязанность по уплате страховых взносов сохраняется до момента снятия ИП с учета. Например, предприниматель, не представивший декларацию, может получить от ИФНС начисление взносов в размере 8 МРОТ (доход ИП не подтвержден).

С 2018 года введена амнистия для задолженностей и пеней по налогам, образовавшимся до 01 января 2015 года, и страховым взносам до 01 января 2017 года. Она касается только тех бизнесменов, которые не подали сведения в ПФР о своих доходах за эти периоды. На страховые взносы за себя и работников ИП амнистия не распространяется, их следует уплатить.

Например, сотрудничество с нашей компанией предусматривает регулярную сверку с ИФНС и внебюджетными фондами, что входит в стандарт оказания бухгалтерских услуг.

Заказать услугу

Главное изменение в сфере страховых взносов 2017 - это передача полномочий внебюджетных фондов по контролю за уплатой взносов, взысканию задолженности и приему отчетности по взносам Федеральной налоговой службе. Соответствующие изменения в законодательные акты уже внесены (пп. 2 п. 1 , п. 2.1 ст. 32 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Закон № 212-ФЗ с 2017 года перестает действовать, а правоотношения в части страховых взносов будет регулировать гл. 34 НК РФ . В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом - календарный год (ст. 423 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же лица будут относиться к плательщикам страховых взносов - организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст. 419 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же выплаты будут подпадать под объект обложения взносами (ст. 420 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) и в целом по тем же правилам будет определяться база для начисления взносов (ст. 421 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Тарифы страховых взносов на 2017 год

Как видно, основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними. При этом для расчета взносов на ОПС и на ВНиМ снова будут установлены предельные величины базы, при достижении которых будет меняться ставка для начисления взносов.

Пониженные тарифы взносов законодатели не отменили. Но воспользоваться ими, как и раньше, смогут не все страхователи.

Пониженные тарифы взносов - 2017

Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, не претерпели изменений. Однако теперь условия, которым должен соответствовать плательщик взносов, чтобы иметь право на пониженные тарифы, в НК РФ прописаны более четко и подробно (п. 4-10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Для некоторых льготников установили новые (дополнительные) требования.

Кроме того, в отношении многих категорий плательщиков в НК прямо указано, что при несоблюдении указанных условий организация или ИП утрачивает право на применение пониженных тарифов с начала расчетного периода, т. е. календарного года.

Категория страхователя Коды ОКВЭД видов деятельности* Тариф для расчета взносов
в ПФР в ФСС на ВНиМ в ФФОМС
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 13, 14, 15, 16 и др. 20 0 0
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1 , ) 46.18.1, 46.46.1, 47.73 20 0 0
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1 , пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др. 20 0 0
Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 37, 86, 87, 88, 93 и др. 20 0 0
Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 64.9, 88.10 20 0 0
Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 62, 63 8 2 4
Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 72 8 2 4
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1 , пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др. 8 2 4
Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1 , пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 50 0 0 0
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1 , пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ) 14 0 0
Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1 , пп. 5 п. 2 , п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ) 6 1,5 0,1
Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1 , 6 1,5 0,1

* Коды приведены в соответствии с ОКВЭД2 ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" , утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст)

Страховые взносы, уплачиваемые ИП «за себя», в 2017 году

Порядок расчета «предпринимательских» взносов не изменился. Взносы в фиксированном размере в ПФР и ФФОМС определяются исходя из МРОТ, установленного на начало 2017 года. А если доходы ИП за год превысят 300 тыс. руб., то кроме фиксированных взносов, предприниматель должен будет уплатить в ПФР дополнительную сумму в размере 1% от суммы превышения над указанным лимитом (п. 1 ст. 430 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Буква закона гласит, что наниматели обязаны ежемесячно перечислять определенные денежные суммы за своих наемных сотрудников, а также за себя, если ведут индивидуальную предпринимательскую деятельность, для пополнения пенсионного бюджета. Для чего, куда, в каком размере и когда именно это следует осуществлять, а также каким образом происходит дальнейшее перераспределение взносов, и кто осуществляет контроль поступлений? Ответы на эти и другие актуальные вопросы – далее.

Для чего нужно платить взносы в пенсионный фонд

Имеющаяся на сегодняшний день система обеспечения пенсионеров – солидарная. Это означает, что поступившие от официально трудоустроенных россиян средства направляются на формирование пенсионных выплат гражданам, уже находящимся на пенсии.

Помимо этого, пенсионное обеспечение гарантируется тем лицам, за которых наниматели исправно уплачивали взносы. То есть, они являются своего рода гарантией предоставления лицу права на пенсию.

Помимо взносов на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС), отчисления уплачиваются в органы ФСС. Подобное разделение произошло в 2010 году. До этого же уплачивался единый соцналог.

Регламентируются отчисления на ОПС:

  • ФЗ № 167 от 15.12.2001 г. (далее – ФЗ № 167);
  • гл. 34 НК РФ.

Данная глава заменила ФЗ № 212 от 24.07.2009 г. Кроме того, в 2018 г. платежи на ОПС (с 01.01.2018 г. называемые иначе – Единый социальный страховой сбор, или ЕССС) перечисляются не в Пенсионный фонд, а в Федеральную налоговую службу (далее – ФНС), поскольку с прошлого года ей делегировано их администрирование, что в одиннадцатом разделе НК РФ.

Перечень плательщиком взносов в ПФР

Страховые взносы на ОПС (теперь – ЕССС), оплачиваемые ранее в Пенсионный фонд, а с конца 2017 г. – в ФНС, уплачиваются следующими категориями лиц:

  • юридическими, выплачивающими наемным сотрудникам трудовое вознаграждение согласно заключенным с ними трудовым договорам и возмездным договорам ГПХ;
  • ИП, как за себя, так и за сотрудников, которым они оплачивают работу по любого рода договорам;
  • физлицами, не являющимися ИП и осуществившими выплаты на договорной основе;
  • самозанятыми гражданами, членами КФХ (крестьянско-фермерских хозяйств).

Лицо, относящееся сразу к нескольким вышеприведенным категориям, оплачивает требующиеся средства отдельно по каждой.

База расчета взносов

В отличие от налога на доходы лиц, рассчитываемого из сумм окладов, премий, районных надбавок, пенсионные взносы составляют определенный процент от трудового вознаграждения занятого субъекта, но не вычитаются из него, а идут отдельной расходной статьей нанимателя.

Размеры взносов в ПФР в 2018

На объем взносов, формирующих пенсионный бюджет, влияют такие факторы, как категория плательщика, его род занятий и объем полученной прибыли. Так, для некоторых лиц предусмотрены пониженные тарифы. Другие и вовсе освобождаются от обязанности их перечислять.

Если говорить про общий режим налогообложения, то, согласно ст. 331 ФЗ № 127, применяемый тариф составляет 22 %, при условии, что общий годовой размер доходов, то есть налогооблагаемый базис, не превышает установленных на федеральном уровне граничных пределов. Он рассчитывается индивидуально для каждого наемного сотрудника нарастающим итогом с момента начала уплаты взносов за него.

Максимальная величина облагаемой базы ежегодно пересматривается российским Правительством и фиксируется в соответствующем Постановлении. На 2018 г. она составляет 1.021.000 руб. (документ от 15.11.2017 № 1378). В 2017 г. сумма была меньше на 145.000 руб. Ее рассчитывают по формуле, указанной в ст. 421 НК РФ:

Усредненный трудовой заработок по стране (в 2018 г. — 42.522 руб.)* 12 месяцев * 2

После достижения лимита отдельно по каждому подчиненному, ставка взносов составит 10 %.

Согласно ФЗ № 361от 27.11.2017 г., ставки страховых взносов на уровне 22 % и 10 % актуальны на 2017 – 2020 годы (ранее период ограничивался 2019 г.).

Пониженные размеры взносов на ОПС

Кроме вышеприведенных стандартных процентных ставок, выделяют также пониженные, введенные с целью уменьшить налоговую нагрузку на работодателей.

Так, юрлица и ИП, переведенные на упрощенную систему налогообложения, уплачивают 20 % за каждого наемного сотрудника. К таковым относятся:

  • 14 % уплачивают участники проекта «Сколково».

Уплачивают взносы по ставке 8%:

  • хозсубъекты, созданные бюджетными и автономными научными организациями;
  • резиденты ОЭЗ, организации и ИП, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность;
  • аккредитованные государством компании, работающие в IT-сфере, 90 % своего дохода получающие от обычной деятельности и имеющие в своем штате более 7 сотрудников.

Помимо этого, существует шестипроцентная (для резидентов ТОР и свободного порта «Владивосток») и нулевая ставка (актуальна для юрлиц, выплачивающих трудовое вознаграждение экипажам судов, за исключением нефтяных танкеров).

Размер взносов ИП за себя в 2018 г.

По сравнению с прошлым годом, в 2018 г. механизм уплаты взносов ИП (в том числе не осуществляющих реальную деятельность или не получающих от нее дохода) за себя изменился.

Так, ранее взносы составляли 26 % от годового МРОТ, то есть показателя минимального размера трудового вознаграждения, установленного на начало отчетного периода и умноженного на 12 мес.

В 2017 году ежемесячный МРОТ равнялся 7.500 руб., следовательно, его годовое значение составляло 90.000 руб., а размер взноса ИП за себя, независимо от наличия у него наемных работников, соответственно, 23.400 руб. (90.000 * 0,26).

Теперь же расчетная формула МРОТ не учитывает. Это обусловлено тем, что показатель не только демонстрировал быстрый рост (на 1985 руб. к началу этого года по сравнению с концом предыдущего), но и был приравнен к прожиточному минимуму, который на 2018 г. составляет 11.163 руб. Привязка к нему взносов на ОПС грозила бы ИП существенными дополнительными расходами. С целью предупреждения подобного, российским Правительством установлен фиксированный размер взносов ИП за себя на ОПС, составляющий 26.545 руб. и регулируемый положениями НК РФ.

На следующий год планируется его увеличение на 2.809 руб., в 2020 году он составит 32.448 руб.

Это актуально, если годовая заработная плата ИП не превышает трехсот тысяч рублей. В противном случае, он обязан доплатить в ПФР через налоговую средства, рассчитанные следующим образом:

(Годовой доход, превышающий лимит – Лимит в 300.000 руб.) *1%

Это правило осталось неизменным с 2017 г. Кроме того, не подверглись корректировке и границы взносов ИП на своё пенсионное страхование. Максимальное значение составляет 212.360 руб.

Пример расчета страховых взносов ИП за себя в 2018 г.

Годовой доход ИП Иванова И.И. составляет 1.300.000 руб.

Фиксированный взнос на ОПС составит 26.545 руб.

Дополнительный взнос рассчитывается следующим образом: (1 300 000 – 300 000) * 0,01= 10.000 руб.

Следовательно, получив такой доход, Иванов должен уплатить взносы на свое пенсионное страхование в размере 36.545 руб.

В случае, если предпринимательский статус получен не с начала текущего года, взносы к уплате корректируются.

Дополнительные взносы в ПФР на ОПС

С 2013 г. для некоторых категорий нанимателей введены доптарифы страховых взносов в Пенсионный фонд, которые они ежемесячно перечисляют за каждого своего работника вместе с обязательными суммами. Это касается тех управленцев, чьи сотрудники трудятся во вредных и опасных условиях и имею право получать льготное пенсионное обеспечение.

Размер доптарифа обусловлен результатами проводимой не реже раза в 60 мес. комиссией из представителей организации-работодателя спецоценки условий труда , в частности, присвоенным классом опасности . В зависимости от него, ставка тарифа составляет:

  • 0 % — если работникам обеспечиваются оптимальные (1 класс) или допустимые (2 класс) условия труда;
  • 2-7 % — трудовые условия признаны вредными для здоровья штатной единицы и класс опасности – третий (процент варьируется, исходя из подкласса);
  • 8 % — если подчиненный трудится в опасных условиях.

То есть, при первых двух классах опасности допвзносы не уплачиваются. На доптарифы, начисляемые при 3 и 4 классах, предельная величина налогооблагаемой базы не влияет и никаких ограничений подобного рода государством не определено.

Если спецоценка работодателем не проводится, допвзносы на ОПС за каждого работника, трудящегося в опасных условиях, составляют 6 (для Списка № 2) или 9 % (для профессий из Списка № 1).

Средства, на которые взносы не рассчитываются

На федеральном уровне установлен перечень выплат, освобожденных от обложения страховыми взносами. Таковыми являются:

  • командировочные (как внутренние, так и заграничные), то есть суточные, компенсация проезда в оба направления, связи, аренды помещения для ночлега и т.д.;
  • госпособия (например, по безработице);
  • выплаты, компенсирующие причиненный вред, расторжение трудового договора (за исключением компенсации незатребованного отпуска), оплату жилья, питания т.д.

Сроки уплаты вносов на ОПС

Взносы, пополняющие пенсионный бюджет, уплачиваются ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

То есть, взносы за июль 2018 г. уплачивают до 15.08.2018 г. включительно.

Если это число – праздничный или выходной день, взносы разрешено перечислить в следующий за ним рабочий день.

Что касается уплаты взносов ИП, в 2018 г. сроки частично изменились. Так, фиксированную часть (26.545 руб.) следует перечислить, как и ранее, не позднее 31.12.2018 г., а один процент, взимаемый в случае превышения лимита годового заработка в 300.00 руб., можно уплатить до 01.07.2019 г., а не до 01.04.

Подача отчётности по взносам на ОПС

Несмотря на нововведения, принятые в прошлом году и подразумевающие передачу права контролировать ЕССС ФНС, в 2018 г. плательщик все еще формирует отчетность в ПФР. Сюда он ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным, сдает привычный отчет СЗВ-М . Не позднее 01.08.2019 г. ему также полагается сдать недавно введенный отчет СЗВ-Стаж за 2018 г.

В ФНС не позднее 30-го числа следующего за отчётным месяца (п. 7 ст. 431 НК РФ) им отправляется единый расчет – форма, включающая сведения из упрощенных отчетов РСВ и 4-ФСС

Порядок перечисления ЕССС в ФНС

Механизм оплаты, в целом, не изменился. Как и раньше, для перечисления средств следует обратиться в банковскую организацию, где составляются соответствующие расчетные документы. На них указываются требуемые казначейские счета и КБК.

Также плательщики-физлица могут оплачивать взносы в кассе местной администрации или через почтовое отделение.

Распределение поступивших в ФНС средств

При солидарной системе пенсионного обеспечения, имеющейся в России на сегодняшний день, поступившие взносы делятся на солидарный и индивидуальный тариф в соотношении 6:16. Так, 6 % страховых взносов идут на формирование пенсий и другие госнужды, определенные пенсионным законодательством, а 16 – на будущую пенсию работника.

Причем, в связи с прошедшей пенсионной реформой, 16 % также распределяются:

  • 10 % идет на финансирование страховой пенсии;
  • 6 % направляется на формирование накопительной.

Это актуально, если гражданин был рожден в 1967 году и в дальнейшем не отказался от накопительной пенсии. Если же нет, все 16 % идут на страховую часть.

С 2016 г. 16: направляются на страховую часть, независимо от выбора трудящегося, в связи с временной приостановкой этого положения.

Проверка размера взносов

Поскольку для работника вопрос своевременности и полноты уплаты за него взносов на пенсионное страхование его работодателем весьма существенен, он может ознакомиться с данными своего персонального лицевого счета, на котором отражаются все отчисления по ставке 16 % (ст. 14 ФЗ № 27 от 01.04.1996 г.). Сделать это можно посредством:

С информацией о состоянии накопительной части пенсии, формировавшей до 2016 г., он также может ознакомиться по СНИЛС.

Если гражданином выявлено, что его работодатель не уплачивал за него полагающиеся средства, следует подать жалобу (в электронном или неэлектронном виде) в трудовую инспекцию, либо в налоговую службу, обслуживающую хозсубъект.

Ответственность за неуплату взносов

Неперечисленные в ФНС средства признаются недоимкой и взыскиваются с нерадивого плательщика через судебные органы. Помимо этого, ему насчитывается пеня – 1/300 ставки рефинансирования Центробанка за каждый день незаконной отсрочки платежа.

До принятия соответствующим контролирующим органом решения о взыскании, им направляется требование неплательщику уплатить недоимку и рассчитанные сверх нее средства в виде пени. После окончания указанного в нем срока погашения, но не позднее 2 мес., принимается решение о взыскании, доводимое в течение 6 дней до нарушителя закона. После этого в банковскую организацию, где открыты его счета (как в национальной, так и в иностранной валютах), направляется поручение на перечисление денежной суммы.

Следует учесть, что средства не взыскиваются с депозитных счетов до момента истечения срока действия депозитного договора. По истечении срока банку поручается перевести с него средства на текущий счет плательщика.

В случае недостатка или отсутствия денег на счетах, поручение исполняется банком по мере их поступления.

Кроме того, недоимка может быть взыскана за счет иных активов нерадивого плательщика. Контролирующий орган может добиться этого, направив решение о взыскании судебным приставам, которыми оно принимается в течение 12 мес. (для юрлиц, и полугода – для физлиц) после истечения срока исполнения требования о погашении задолженности.

Возврат чрезмерно уплаченных взносов

Ситуация с излишним перечислением взносов – не редкость. В течение 10 дней с момента выявления данного факта контролирующий орган оповещает плательщика о переплате. В этом случае он вправе рассчитывать на:

  1. совместную сверку расчетов с территориальным контролирующим органом, по результатам которой составляется акт;
  2. возврат излишне перечисленных средств.

Излишне уплаченные средства могут быть возвращены путем:

  • перечисления их на текущий счет плательщика;
  • зачета в счет будущих платежей или в счет погашения задолженности за нарушения норм пенсионного законодательства (по заявлению плательщика, поданному в письменном или электронном виде в контролирующий орган).

Решение о выборе метода возвращения средств принимается контролирующим органом в течение 10 суток со дня:

  • обнаружения переплаты;
  • получения заявления от плательщика;
  • визирования акта сверки;
  • вступления в силу судебного решения.

Если решение направляется плательщику заказным письмом, оно считается полученным им по истечении 6 дней с даты отправки такого письма.

Подытоживая вышенаписанное, можно сказать, что в этом году наблюдается множество существенных изменений, касающихся механизма уплаты взносов на пенсионное обеспечение.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения

Согласно статье 22 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) указанных страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение порядка их уплаты, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Главным администратором доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 1 января 2017 года является Федеральная налоговая служба, до 1 января 2017 года – Пенсионный фонд Российской Федерации.

Для основной категории плательщиков страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения уплачиваются исходя из тарифа страхового взноса в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 5,1%, для «льготных» категорий плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование – исходя из пониженных тарифов страховых взносов, установленных статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации.

Плательщики страховых взносов, не производящие выплаты в иные вознаграждения физическим лицам, уплачивает страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. Порядок их исчисления и уплаты установлен статьями 430 и 432 Налогового кодекса Российской Федерации.

По вопросам уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения за отчетные (расчетные) периоды истекшие до 1 января 2017 года следует обращаться в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по месту постановки на учет, после 1 января 2017 года – в налоговые органы по месту постановки на учет.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона № 326-ФЗ годовой объем бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения, не может быть меньше произведения численности неработающих застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации на 1 января года, предшествующего очередному, и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, установленного Федеральным законом от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения».

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 326-ФЗ порядок и методика определения численности застрахованных лиц, в том числе неработающих, в целях формирования бюджета Федерального фонда, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно Правилам определения численности застрахованных лиц в целях формирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2018 № 1337, численность застрахованных лиц, в том числе неработающих, определяется на основе данных персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.

Тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в субъекте Российской Федерации рассчитывается как произведение тарифа страхового взноса в размере 18 864,6 рубля, коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг. Указанные коэффициенты определяются согласно приложению к Федеральному закону № 354-ФЗ и ежегодно устанавливаются федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период.

Главными администраторами доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения являются территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Страхователи для неработающих граждан ежеквартально в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальные фонды обязательного медицинского страхования по месту своей регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.04.2013 № 182н.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в срок не позднее 28-го числа текущего календарного месяца страхователь самостоятельно начисляет пени на всю сумму недоимки за период просрочки в порядке, установленном статьей 25 Федерального закона № 326-ФЗ.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения или после уплаты таких сумм в полном объеме, а в случае их неуплаты страхователями в добровольном порядке территориальные фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают их взыскание в судебном порядке.