304.06 счет в 721 форме. Бухвести.рф - операции по внутреннему заимствованию

ПРОЧИЕ РАСЧЕТЫ С КРЕДИТОРАМИ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Бюджетные учреждения в процессе хозяйственной деятельности вступают в товарно-денежные отношения, в результате которых возникают определенные обязательства, подлежащие исполнению.
В случае несвоевременного погашения учреждением обязательств, например, перед персоналом, поставщиками и подрядчиками, налоговыми органами, эти контрагенты становятся для него кредиторами.
О том, какие расчеты с кредиторами являются прочими, и на каких счетах в учете бюджетного учреждения отражаются такие расчеты, мы расскажем в данной статье.

Как Вы знаете, бюджетные учреждения являются одной из форм некоммерческих организаций, деятельность которых, наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), статьей 32 которого определено, что некоммерческие организации, соответственно и бюджетные учреждения, ведут бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), устанавливающий единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, распространяет свое действие в том числе на некоммерческие организации, что установлено пунктом 1 статьи 2 названного закона.
Наряду с Законом N 402-ФЗ документами в области регулирования бухгалтерского учета являются федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта ( Закона N 402-ФЗ).
Программа разработки федеральных стандартов для организаций государственного сектора утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2017 г. N 170н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 - 2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. N 64н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора" и от 25 ноября 2016 г. N 218н "О внесении изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. N 64н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора".
С 01.01.2018 г. вступили в действие лишь пять стандартов, и ввиду того, что не все из предусмотренных федеральных стандартов утверждены, до их утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ , в частности:
Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н);
План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 16.12.2010 г. N 174н (далее - Инструкция N 174н).

Итак, перейдем к теме нашей статьи и обратимся к Инструкции N 157н, пунктом 266 которой установлено, что учет бюджетными учреждениями прочих расчетов с кредиторами осуществляется на счете 304 00 "Прочие расчеты с кредиторами" по аналитическим счетам.

Федеральным бюджетным учреждением в 2017 году по счету 304 06 отражались операции по переносу вложений при приобретении основных средств за счет разных источников по нескольким кодам финансового обеспечения (2, 4, 5) и операции по внутреннему заимствованию денежных средств (между КФО 2 и 4). На конец 2017 года возврат займа отражен.
Какой тип КБК следует указывать к счету 304 06 в названных операциях? Как данные хозяйственные операции и в каких разделах должны найти отражение в форме 0503710 "Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года"?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отражении в бухгалтерском учете операций по внутреннему заимствованию денежных средств между кодами финансового обеспечения счет 304 06 используется с КБК вида КИФ, а при приобретении основного средства за счет нескольких источников финансирования при передаче вложений в его первоначальную стоимость на код финансового обеспечения 4 - с КБК вида КРБ.
При заполнении Справки (ф. 0503710) обороты по счету 304 06 отражаются по двум строкам:
- по КБК типа КРБ в части приобретения основного средства за счет нескольких источников финансирования при передаче вложений в его первоначальную стоимость на код финансового обеспечения 4;
- по КБК типа КИФ в части операций по внутреннему заимствованию денежных средств между кодами финансового обеспечения.

Обоснование вывода:
С использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражаются, в частности, операции по (п.п. 72, 73, 146, 147 Инструкции, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - N 174н):
- направлению денежных средств на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности (финансового обеспечения);
- передаче (принятию) суммы вложений в нефинансовые активы при их приобретении (создании) за счет разных кодов финансового обеспечения (далее - КФО), в целях их принятия к учету.
Формирование 1-17 разрядов номера счета 304 06 осуществляется в соответствии с положениями п.п. 21, 21.1, 21.2 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н, Инструкции N 174н. Счет 304 06 не входит в исключения, перечисленные в Инструкции N 174н, поэтому его 1-17 разряды формируются в общем порядке следующим образом:
- 1-4 разряды - аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов;
- 5-14 разряды - нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;
- 15-17 разряды - аналитический код вида поступлений или выбытий, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов).
При определении вида кода бюджетной классификации (далее - КБК), используемого для конкретного счета, бюджетные учреждения вправе воспользоваться информацией, приведенной в Приложении N 2 к Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Приложение N 2). Согласно разделу 3 Приложения N 2 со счетом 304 06 могут использоваться КБК следующих видов:
- классификация расходов бюджетов (далее - КРБ);
- классификация доходов бюджетов - в части расчетов по доходам;
- классификация источников финансирования (КИФ) - в части расчетов по источникам финансирования дефицита бюджета.
Исходя из сущности отражаемых операций при внутреннем заимствовании денежных средств можно говорить о расчетах по источникам финансирования. Данную позицию подтверждает и то, что заимствование средств между видами финансового обеспечения осуществляется с отражением по статьям аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление на счета бюджетов", 610 "Выбытие со счетов бюджетов", по "Поступление на счета" КОСГУ, 610 "Выбытие со счетов" КОСГУ, относящихся к источникам финансирования дефицита (пп. 3.1.3 п. 3.1 раздела IV, п.п. 1, 3 раздела V Указаний, утвержденных Минфина России от 01.07.2013 N 65н, Приложение N 1 к Минфина России от 28.12.2016 N 02-06-10/79177). Следовательно, в ситуации при внутреннем заимствовании денежных средств между КФО счет 304 06 используется с КБК вида КИФ.
В свою очередь, операция по передаче вложений в первоначальную стоимость основного средства на КФО 4 носит "расходный" характер. То есть она отражает расходы, а конкретно, передачу и прием расходов, понесенных учреждением при приобретении основного средства. Таким образом, в ситуации при приобретении основного средства за счет нескольких источников финансирования при передаче вложений в его первоначальную стоимость на КФО 4 счет 304 06 используется с КБК вида КРБ.
На основании изложенного при отражении в бухгалтерском учете операций по внутреннему заимствованию денежных средств между КФО счет 304 06 используется с КБК вида КИФ, а при приобретении основного средства за счет нескольких источников финансирования при передаче вложений в его первоначальную стоимость на КФО 4 - с КБК вида КРБ.
Особенности составления и представление сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений определены разделом II письма Министерства финансов РФ и Федерального казначейства от 02.02.2018 NN 02-06-07/6076, 07-04-05/02-1648 "О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2017 год". В частности, при формировании Справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) (далее - Справка (ф. 0503710)) в графе 1 "Номер счета бухгалтерского учета" по счету 304 06 в 1-17 разрядах указываются нули (п. 2.12 названного письма). В то же время положения Инструкции, утвержденной Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - N 33н), не предусматривают указания в 1-17 разрядах номера счета 304 06 нулей. Иными словами, такое требование установлено для формирования сводной бухгалтерской отчетности, а при заполнении Справки (ф. 0503710) бюджетным учреждением 1-17 разряды номера счета 304 06 указываются в общем порядке, если учредителем не предусмотрено иное.
Согласно Инструкции N 33н Справка (ф. 0503710) отражает обороты по счетам бухгалтерского учета, подлежащим в установленном порядке закрытию по завершении отчетного финансового года, в разрезе деятельности с целевыми средствами (графы 2, 3, 6, 7, 10, 11), деятельности по государственному заданию и приносящей доход деятельности (графы 4, 5, 8, 9, 12, 13).
Счет 304 06 в рассматриваемых в вопросе случаях подлежит закрытию в корреспонденции со счетом 401 30 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов". Исключение составляют операции по незавершенным расчетам по принятию средств между источниками финансового обеспечения, осуществляемых в пределах остатка средств учреждения на лицевом счете (в кассе) учреждения, отраженных на счете 304 06 ( Инструкции N 174н).
Сумма показателей, сформированных по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, до проведения заключительных операций отражается в графах 2-5, а сумма заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря, по завершении отчетного финансового года отражается в графах 6-13 ( Инструкции N 33н).
Отметим, что разбивки на разделы по доходам, расходам и источникам финансирования Справка (ф. 0503710) не содержит. В то же время исходя из того, что при отражении в бухгалтерском учете операций по внутреннему заимствованию денежных средств между КФО счет 304 06 используется с КБК вида КИФ, а при приобретении основного средства за счет нескольких источников финансирования при передаче вложений в его первоначальную стоимость на КФО 4 - с КБК вида КРБ, при заполнении Справки (ф. 0503710) обороты по счету 304 06 отражаются по двум строкам: по КБК типа КРБ и по КБК типа КИФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

12 января

При ведении бюджетного учета бухгалтера казенных учреждений сталкиваются с некоторыми трудностями, связанными с правовым статусом казенных учреждений, как участников бюджетного процесса, а также со спецификой деятельности учреждений.

В соответствии с пунктом 281 Инструкции по бухгалтерскому учету учреждений (приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н в редакции приказа Минфина России от 29.08.2014 № 89н) счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» применяется для учета расчетов по операциям:

  • перевода остатков нефинансовых и финансовых активов, обязательств, финансового результата при реорганизации, при изменении типа казенного учреждения на тип бюджетное (автономное) учреждение или при изменении типа бюджетного (автономного) учреждения на тип казенное учреждение;
  • расчетов с кредиторами, отражение которых не предусмотрено на иных счетах учета Единого плана счетов.

Для целей раскрытия информации о результатах деятельности учреждение вправе с учетом требований законодательства Российской Федерации, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя в рамках формирования учетной политики устанавливать в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов с прочими кредиторами, т.е. дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета (раздельный учет).

При этом отдельные письма Министерства финансов Российской Федерации регламентируют применение счета при ведении бухгалтерского учета некоторых хозяйственных операций.

В соответствии с письмом Минфина России от 25.03.2013 № 02-06-07/9374 об отражении в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по оплате принятых обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно договору (контракту), связанных с неисполнением или ненадлежащем исполнением контрагентом (исполнителем) своих обязанностей у учреждения возникает право требования санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба). При этом денежные средства (санкции), полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, признаются в учете учреждения собственными доходами (т. е. средствами приносящей доход деятельности) и подлежат отражению на лицевом счете, открытом в органе казначейства для операций со средствами учреждения (код 20 ). При этом использование данных денежных средств осуществляется в соответствии с корректировкой показателей в установленном порядке в части доходов и расходов плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Данное положение о признании санкций собственными средствами учреждения относится также к операциям по оплате принятых обязательств в рамках

заключенных договоров по деятельности за счет субсидий бюджета (субсидий на выполнение заданий и субсидий на иные цели), учитываемые на отдельном лицевом счете, открытом для учреждения в органе казначейства (код 21 ).

Таким образом , учреждение, используя право требования на сумму санкции, согласно условиям договора, может уменьшить на сумму неустойки оплату стоимости поставки материальных ценностей (стоимости услуг, работ и т.п.), отраженных через лицевой счет с кодом 21 (субсидии бюджета). При этом данная сумма неустойки подлежит отражению на лицевом счете с кодом 20 (средства приносящей доход деятельности), на основании Заявки на кассовый расход (ф. 0531801), представленной в орган казначейства.

Операция перевода денежных средств (неустойки) с лицевого счета с кодом 21 (субсидии бюджета) на лицевой счет с кодом 20 (средства приносящей доход деятельности) оформляется Справкой (ф. 0504833) и отражается в учете учреждения с использованием счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» в следующем порядке:

  • 21 ):

  • поступление денежных средств в сумме неустойки на лицевой счет средств приносящей доход деятельности (код 20 ):

счет 17 (код КОСГУ 140)

Для целей формирования бухгалтерской отчетности учреждения раскрытие информации по операции перевода денежных средств в виде неустойки (лицевой счет субсидии код 21 ) на средства приносящей доход деятельности (лицевой счет код 20 ) подлежит отражению в Отчете об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (ф. 0503737) в следующем порядке:

  • графа 5 раздела «Доходы учреждения» строка 102 (код 180) со знаком «минус»;
  • графа 5 раздела «Доходы учреждения» строка 050 (код140);
  • графа 5 раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения» строки 710 и 720.

Рассмотрим пример отражения операций по исполнению гражданско-правового договора на бухгалтерском учете учреждения. Допустим, бюджетное учреждение заключило договор на капитальный ремонт административного здания в сумме сметной стоимости 500 тыс. руб. По законодательству Российской Федерации договором предусмотрено право требования учреждения уплаты неустойки в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательства по ремонту административного здания. Допустим, источником финансового обеспечения расходов, связанных с ремонтом здания, является субсидия на иные цели (18 разряд 5 ).

При производстве ремонтных работ подрядчик нарушил договорные условия, и в соответствии с договором в установленном порядке выставлена претензия в виде неустойки на сумму 50 тыс. руб.

В этом случае отражение операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых учреждением по договору, а также по предъявлению права требования по уплате неустойки и исполнению этих требований подрядчиком на бухгалтерском учете учреждения осуществляется в следующем порядке:

  • на основании заключенного договора с подрядчиком на капитальный ремонт здания принимается обязательство за счет субсидии на иные цели в сумме по договору 500 тыс. руб. :

Дебет 5 506 10 225 Кредит 5 502 11 225

  • на основании Акта выполненных работ по капитальному ремонту здания начислена задолженность перед подрядчиком в сумме 500 тыс. руб. :

Дебет 5 109 80 225 Кредит 5 302 25 730

  • принятие денежного обязательства перед подрядчиком на договорную стоимость работ по капитальному ремонту здания в сумме 450 тыс. руб. (с учетом признанной неустойки в сумме 50 тыс. руб.):

Дебет 5 502 11 225 Кредит 5 502 12 225

  • в соответствии с нарушением договорных условий подрядчиком работ по ремонту здания выставлена претензия (предъявлена неустойка) и начислена неустойка на бухгалтерском учете в сумме 50 тыс. руб. :

Дебет 2 209 40 560 Кредит 2 401 10 140

  • перечисление денежных средств подрядчику работ согласно договорным условиям в сумме 450 тыс. руб. с учетом встречного требования, связанного с неустойкой в размере 50 тыс. руб. :

Дебет 5 302 25 830 Кредит 5 201 11 610 счет 18 код КОСГУ 225

  • на основании соответствующего документа (признанной претензии, Акта, иного документа), подписанного сторонами договора, отражается прекращение встречного права требования в сумме 50 тыс. руб. через операцию зачета с использованием счета бухгалтерского учета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» :
  • Дебет 5 302 25 830 Кредит 5 304 06 730 - в сумме исполненного денежного обязательства;

Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 40 660 - в сумме исполненного права требования по неустойке.

  • выбытие денежных средств в сумме неустойки с лицевого счета субсидий (код 21 ):

Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 201 11 610 счет 17 со знаком «минус» (код КОСГУ 180)

  • поступление денежных средств в сумме неустойки на лицевой счет средств от приносящей доход деятельности (код 20 ):

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730 счет 17 код КОСГУ 140

В случае принятия решения учреждением о перечислении денежных средств, связанных с исполнением требования (неустойкой), в доход бюджета (на единый счет бюджета), данная операция подлежит отражению в учете учреждения (код КОСГУ 290 ) в следующем порядке:

принятие обязательства перед бюджетом в сумме исполненной подрядчиком неустойки 50 тыс. руб. :

Дебет 5 506 10 290 Кредит 5 502 11 290

  • принятие денежных обязательств перед бюджетом в сумме исполненной неустойки 50 тыс. руб. , подлежащих перечислению на единый счет бюджета:

Дебет 5 502 11 290 Кредит 5 502 12 290

  • начисление обязательства на сумму задолженности перед бюджетом (50 тыс. руб. ):

Дебет 2 109 80 290 Кредит 2 303 05 730

  • перечисление денежных средств с лицевого счета учреждения (код 21 ) на единый счет бюджета (доход бюджета) в сумме 50 тыс. руб. :

Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 201 11 610 счет 18 код КОСГУ 290

  • исполнение обязательства перед бюджетом по перечислению денежных средств в доход бюджета (50 тыс. руб. ):

Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 304 06 730

При формировании Отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (ф. 0503737) необходимо учитывать, что в графе «Некассовые операции» отражаются операции по исполнению расчетов по доходам без движения денежных средств учреждения. Таким образом, показатели, сформированные в результате операций по исполнению обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно договору при неисполнении или ненадлежащем исполнении контрагентом своих обязательств, подлежат отражению в Отчете (ф. 0503737) в виде некассовых операций.

В соответствии с Письмом Минфина России от 04.09.2012 № 02-06-10/3517 счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» используется для операций по оплате кредиторской задолженности, сформированной в рамках соответствующего вида финансового обеспечения, в пределах остатка денежных средств на лицевом счете учреждения с последующим возмещением привлеченных средств. При этом механизм направления денежных средств в оплату иного обязательства и восстановление потребленного источника необходимо использовать в течение одного финансового года.

В соответствии с гражданским законодательством учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, закрепленным учредителем (соответствующим уровнем бюджета).

Денежные средства не являются особо ценным имуществом учреждения, поэтому оплата кредиторской задолженности, сформированная в рамках соответствующего вида деятельности, в пределах остатка денежных средств на лицевом счете учреждения с последующим возмещением привлеченного источника, отражается в бухгалтерском учете учреждения с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» . Направление денежных средств в оплату иного обязательства и последующее восстановление потребленного источника в течение финансового года отражается на бухгалтерском учете в следующем порядке.

Допустим, в бюджетное учреждение поступил счет-фактура по оплате коммунальных услуг в сумме 50 тыс. руб . Для целей бухгалтерского учета расходы по коммунальным услугам признаются общехозяйственными (накладными) расходами и подлежат распределению между источниками покрытия (видами деятельности). Допустим, в соответствии с утвержденными плановыми показателями общая сумма расходов по коммунальным услугам распределилась в следующем порядке:

  • 15 тыс. руб. - источник покрытия - субсидия на выполнение задания (18 разряд код 4 );
  • 10 тыс. руб. - источник покрытия - субсидия на иные цели (18 разряд код 5 );
  • 25 тыс. руб. - источник покрытия - средства ПДД (18 разряд код 2 ).

Бухгалтерский учет данной хозяйственной операции осуществляется в следующей корреспонденции счетов:

    начисление расходов по коммунальной услуге и денежного обязательства учреждения на основании выставленного счета-фактуры коммунальной организации (поставщика услуги) в сумме 50 тыс. руб. :

Дебет 4 109 80 223 Кредит 4 302 23 730 на сумму 15 тыс. руб.

Дебет 5 109 80 223 Кредит 5 302 23 730 на сумму 10 тыс. руб.

Дебет 2 109 80 223 Кредит 2 302 23 730 на сумму 25 тыс. руб.

  • перечисление денежных средств с лицевых счетов учреждения коммунальной организации за потребленные коммунальные услуги:

Дебет 4 302 23 830 Кредит 4 201 11 610 18 код 223 на сумму 15 тыс. руб.

Дебет 2 302 23 830 Кредит 2 201 11 610 18 код 223 на сумму 25 тыс. руб.

Учреждением принимается решение, что в связи с отсутствием денежных средств (субсидии бюджета) на лицевом счете учреждения, оплата кредиторской задолженности, сформированной в рамках вида финансового обеспечения субсидии на иные цели (18 разряд код 5 ), производится за счет средств от деятельности, приносящей доход (18 разряд код 2 ), с последующим восстановлением потребленного источника. В бухгалтерском учете данная операция подлежит отражению в следующем порядке:

  • направление средств от приносящей доход деятельности на оплату иного обязательства в сумме 10 тыс. руб. :

Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 201 11 610 (-) 17 код 130

  • поступление денежных средств в оплату иного обязательства в сумме 10 тыс. руб. :

Дебет 5 201 11 510 Кредит 5 304 06 730 17 код 180

  • произведена оплата за потребленные коммунальные услуги в сумме 10 тыс. руб. :

Дебет 5 302 23 830 Кредит 5 201 11 610 18 код 223

После фактического поступления денежных средств на лицевой счет учреждения в форме субсидии на иные цели (18 разряд код 5) производится восстановление потребленного источника средств от приносящей доход деятельности (18 разряд код 2) в следующем порядке:

начисление субсидии на иные цели в сумме поступления на лицевой счет:

Дебет 5 205 80 560 Кредит 5 401 10 180

  • поступление субсидии на иные цели на лицевой счет учреждения:

Дебет 5 201 11 510 Кредит 5 205 80 660 17 код 180

  • направление субсидии на восстановление потребленного источника (средств от приносящей доход деятельности) в сумме 10 тыс. руб.:

Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 201 11 610 (-) 17 код 180

  • восстановление потребленного источника (средств от приносящей доход деятельности), произведенного в оплату иного обязательства в сумме 10 тыс. руб.:

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730 17 код 130

В соответствии с Письмом Минфина России от 26.12.2013 № 02-07-007/57698, информация о кредиторской задолженности, сформированной в рамках соответствующего вида финансового обеспечения и подлежащей оплате за счет иного источника в пределах остатка денежных средств на лицевом счете учреждения, с последующим возмещением привлеченных средств, подлежит раскрытию в Отчете об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (ф. 0503737 графа 5 строки 831 и 832). При этом необходимо учитывать, что в графе 8 «Некассовые операции» по строкам 831, 832 может быть отражена информация по операциям исполнения денежных обязательств, принимаемых за счет разных видов финансового обеспечения, осуществленная без движения денежных средств на счете в корреспонденции со счетом 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» также подлежит применению в бухгалтерском учете учреждения, если имеется необходимость в проведении разных корректировок, связанных с переводом одного вида финансового обеспечения на другой вид финансового обеспечения (перевод кодов 18 разряда).

Например, в случае приобретения объектов основных средств бюджетными и автономными учреждениями за счет двух источников , за счет субсидий на выполнение задания (код 4 18 разряда) и средств от приносящей доход деятельности (код 2 18 разряда), следует использовать следующий порядок бухгалтерского учета. Допустим, приобретается основное средство стоимостью 100 тыс. руб. за счет следующих источников: 40 тыс. руб. - за счет бюджетного источника (субсидии на выполнение задания); 60 тыс. руб. - за счет источника приносящей доход деятельности. В этом случае бухгалтерские записи по данной хозяйственной операции отражаются в следующей корреспонденции счетов:

  • начислена задолженность по оплате объекта основного средства за счет двух источников в сумме 100 тыс. руб. :

Дебет 4 106 01 310 - 40 тыс. руб.

2 106 01 310 - 60 тыс. руб.

Кредит 4 302 31 730 - 40 тыс. руб.

2 302 31 730 - 60 тыс. руб.

  • произведена оплата за счет двух источников за приобретенный объект основного средства в сумме 100 тыс. руб. с лицевых счетов учреждения, открытых в органе казначейства:

Дебет 4 302 31 830 - 40 тыс. руб.

2 302 31 830 - 60 тыс. руб.

Кредит 4 201 11 610 - 40 тыс. руб. 18 код 310

2 201 11 610 - 60 тыс. руб. 18 код 310

При этом создается один инвентарный объект основного средства, включающий при формировании первоначальной стоимости два источника приобретения (субсидии бюджета и средства от приносящей доход деятельности). В этом случае на момент принятия данного объекта к бухгалтерскому учету (ввод в эксплуатацию) необходимо включить часть стоимости основного средства, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (18 разряд код 2 ) в стоимость основного средства, приобретенного за счет бюджетного источника (18 разряд код 4 ). Это связано с тем, что данный объект основного средства должен учитываться в учреждении только на праве оперативного управления , в противном случае будет признаваться нецелевое использование бюджетных средств (субсидий бюджета). Операция перевода стоимости объекта основного средства с вида финансового обеспечения «Собственные средства» (код 18 разряда 2 ) на вид финансового обеспечения «Субсидия на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)» (код 18 разряда 4 ) производится с применением счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» . Данная операция оформляется бухгалтерской Справкой ф. 0504833 и подлежит отражению в следующей корреспонденции счетов:

  • перевод стоимости объекта основного средства, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности в сумме 60 тыс. руб. :

Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 106 01 410

и одновременно:

После перевода стоимости объекта основного средства с одного вида финансового обеспечения (18 разряд 2 ) на другой вид финансового обеспечения (18 разряд 4 ) производится принятие к бухгалтерскому учету (ввод в эксплуатацию) объекта основного средства стоимостью 100 тыс. руб. :

Дебет 4 101 00 310 Кредит 4 106 01 410

Механизм перевода стоимости объекта основного средства с одного вида финансового обеспечения на другой вид финансового обеспечения (коды 18 разряда) применяется также в следующих случаях.

Если в течение финансового года приобретение объектов основных средств осуществляется за счет субсидии на иные цели (кассовый расход), то в этом случае при вводе в эксплуатацию данного объекта необходимо перевести его стоимость с вида финансового обеспечения «Субсидии на иные цели» (18 разряд код 5 ) на вид финансового обеспечения «Субсидия на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)», т. е. на 18 разряд код 4 . По окончании года по данному объекту основного средства необходимо произвести корректировку счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» на балансовую стоимость приобретенного объекта. Данная хозяйственная операция подлежит отражению на бухгалтерском учете в следующем порядке:

  • начислена задолженность по приобретению объекта основного средства за счет субсидии на иные цели:

Дебет 5 106 01 310 Кредит 5 302 31 730

  • перечисление денежных средств (субсидии на иные цели) с лицевого счета учреждения за приобретенный объект основного средства (кассовый расход):

Дебет 5 302 31 830 Кредит 5 201 11 610 18 код 310

  • перед вводом в эксплуатацию объекта основного средства перевод стоимости с вида финансового обеспечения «Субсидии на иные цели» (18 разряд код 5 ) на вид финансового обеспечения «Субсидия на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)», (18 разряд код 4 ):

Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 106 01 410

и одновременно

Дебет 4 106 01 310 Кредит 4 304 06 730

  • по окончании финансового года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности производится корректировка счета 210 06 «Расчеты с учредителем» на балансовую стоимость объекта основного средства:

Дебет 4 401 10 172 Кредит 4 210 06 660

Если в течение финансового года осуществляется приобретение объектов недвижимости, восстановительные работы (модернизация, реконструкция, достройка, дооборудование, техническое перевооружение), а также строительство объектов недвижимого имущества за счет субсидии на осуществление капитальных вложений (18 разряд 6 ), то необходимо проведение бухгалтерских процедур.

Перед вводом в эксплуатацию приобретенного объекта недвижимости, а также объекта завершенного строительства необходимо произвести перевод стоимости объекта с вида финансового обеспечения «Субсидия на осуществление капитальных вложений» (18 разряд код 6 4 ). По окончании года по данным объектам основных средств производится корректировка счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» на их балансовую стоимость. Данная операция отражается в корреспонденции счетов на бухгалтерском учете с использованием счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» в следующем порядке:

Дебет 630406830 Кредит 610611410 - перевод одного вида финансового

Дебет 410611310 Кредит 430604730 - обеспечения на другой вид;

Дебет 410110310 Кредит 410611410 - ввод в эксплуатацию;

Дебет 440110172 Кредит 421006660 - корректировка счета 210 06.

На основании актов на восстановительные работы по объектам основных средств необходимо осуществить перевод затрат с вида финансового обеспечения «Субсидия на цели осуществления капитальных вложений» (18 разряд код 6 ) на вид финансового обеспечения «Субсидия на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)» (18 разряд код 4 ). После перевода затрат по восстановлению объектов основных средств с одного вида финансового обеспечения (18 разряд код 6 ) на другой вид финансового обеспечения (18 разряд код 4 ) следует увеличить первоначальную стоимость объектов основных средств на сумму затрат, связанных с восстановлением объектов. Данная операция подлежит отражению в корреспонденции счетов бухгалтерского учета в аналогичном порядке, как указано выше.

Во всех случаях (кроме реальной задолженности кредиторов) при использовании счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» в течение финансового года необходимо учесть, что данный счет подлежит заключительному обороту текущего финансового года на счет 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» в следующем порядке:

Дебет 0 304 06 830 Кредит 0 401 30 000

Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 304 06 730

При этом данная информация подлежит раскрытию в составе годовой бухгалтерской отчетности по Справке по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710).



В хозяйственной деятельности учреждения может сложиться ситуация, когда финансирования по определенному источнику финансового обеспечения не хватает для погашения сложившейся кредиторской задолженности. Это может быть обусловлено временным отсутствием финансирования по данному источнику.
Так, например, учреждению может потребоваться срочно оплатить задолженность по услугам связи или коммунальным услугам для того, чтобы соответствующий поставщик не приостановил предоставление услуги (например, отключил телефон или отопление).

В таком случае учреждение вправе использовать для погашения кредиторской задолженности средства другого источника финансового обеспечения в пределах остатка на лицевом счете с последующим возмещением. Порядок отражения таких операций в учете рассмотрим в данной статье.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ВНУТРЕННЕМУ ЗАИМСТВОВАНИЮ

Возможность использования операций по внутреннему заимствованию денежных средств прямо предусмотрена пп. 146 и 147 Инструкции, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н), применяющейся в учете бюджетных учреждений, и пп. 174 и 175 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н), применяющейся в учете автономных учреждений.

Операции по внутреннему заимствованию могут осуществляться с любого источника финансового обеспечения.

Так, например, в Письме Минфина РФ от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3517 приведен пример по заимствованию денежных средств по коду финансового обеспечения "4". В письме также указано, что в случае оплаты кредиторской задолженности в пределах остатка денежных средств на отдельном лицевом счете 21 "Отдельный лицевой счет бюджетного учреждения", бухгалтерские записи учреждением отражаются в аналогичном порядке. То есть заимствование денежных средств также может производиться и за счет целевых средств.

ОТРАЖЕНИЕ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ

Согласно пп. 365 и 367 Инструкции, утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), к счетам 020100000 "Денежные средства учреждения" открываются забалансовые счета 17 "Поступления денежных средств" и 18 "Выбытия денежных средств" для аналитического учета выбытий и поступлений денежных средств на лицевом счете и в кассе учреждения.

Вместе с тем, Приказом Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н в данные пункты Инструкции № 157н были внесены изменения, согласно которым забалансовые счета 17 и 18 применяются также и к счету 304 06 (в части денежных расчетов).

В Письме Минфина России от 28.12.2016 № 02-06-10/79177 приведен пример по применению забалансовых счетов к счету 304 06. Из данного письма следует, что к счету 304 06 применяются аналогичные забалансовые счета 17 и 18, как и в корреспондирующем с ним 201 счете.

ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Операции по привлечению денежных средств за счет соответствующего источника финансового обеспечения для погашения кредиторской задолженности, принятой за счет иного источника финансового обеспечения, не относятся к доходам (расходам) учреждения. Поэтому, согласно Указаниям, утв. приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), в таком случае применяются статьи 510 "Поступление на счета бюджетов" (610 "Выбытие со счетов бюджетов") КОСГУ.

Операции по внутреннему заимствованию осуществляются с применение счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".

На основании положений Инструкций № 157н, 174н, 183н, Указаний № 65н, Письма Минфина РФ от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3517 и от 28.12.2016 № 02-06-10/79177 операции по внутреннему заимствованию денежных средств отражаются (для этого рассмотрим пример по заимствованию денежных средств по коду финансового обеспечения "2" для погашения кредиторской задолженности по коду финансового обеспечения "4"):

1. Привлечение денежных средств для оплаты кредиторской задолженности

  • Дебет 2.304.06.830 (увеличение 18, 610 КОСГУ) Кредит 2.201.11.610 (увеличение 18, 610 КОСГУ);
  • Дебет 4.201.11.510 (увеличение 17, 510 КОСГУ) Кредит 4.304.06.730 (увеличение 17, 510 КОСГУ).

2. Возмещение привлеченных ранее денежных средств

  • Дебет 4.304.06.830 (увеличение 18, 610 КОСГУ) Кредит 4.201.11.610 (увеличение 18, 610 КОСГУ);
  • Дебет 2.201.11.510 (увеличение 17, 510 КОСГУ) Кредит 2.304.06.730 (увеличение 17, 510 КОСГУ).

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В ОРГАНАХ КАЗНАЧЕЙСТВА

Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений регулируется приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок № 11н), со средствами автономных учреждений – приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 № 15н (далее – Порядок № 15н).

Если заимствование денежных средств производится в пределах разных лицевых счетов (например, 21 и 20), то согласно п. 9 Порядка № 11н и п. 5 Порядка № 15н для проведения кассовых выплат учреждению необходимо предоставить в орган Федерального казначейства Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) (Заявку на возврат).

Таким образом, использование операций по внутреннему заимствованию денежных средств является отличным инструментом для своевременного погашения кредиторской задолженности. Благодаря этим операциям учреждение может избежать пеней и штрафов от поставщика за просрочку платежа и вести хозяйственную деятельность непрерывно, не дожидаясь соответствующего финансирования

В хозяйственной деятельности учреждения может сложиться ситуация, когда финансирования по определенному источнику финансового обеспечения не хватает для погашения сложившейся кредиторской задолженности. Это может быть обусловлено временным отсутствием финансирования по данному источнику.
Так, например, учреждению может потребоваться срочно оплатить задолженность по услугам связи или коммунальным услугам для того, чтобы соответствующий поставщик не приостановил предоставление услуги (например, отключил телефон или отопление).

В таком случае учреждение вправе использовать для погашения кредиторской задолженности средства другого источника финансового обеспечения в пределах остатка на лицевом счете с последующим возмещением. Порядок отражения таких операций в учете рассмотрим в данной статье.

Основания для отражения операций по внутреннему заимствованию

Возможность использования операций по внутреннему заимствованию денежных средств прямо предусмотрена пп. 146 и 147 Инструкции, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н), применяющейся в учете бюджетных учреждений, и пп. 174 и 175 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н), применяющейся в учете автономных учреждений.

Операции по внутреннему заимствованию могут осуществляться с любого источника финансового обеспечения.

Так, например, в Письме Минфина РФ от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3517 приведен пример по заимствованию денежных средств по коду финансового обеспечения "4". В письме также указано, что в случае оплаты кредиторской задолженности в пределах остатка денежных средств на отдельном лицевом счете 21 "Отдельный лицевой счет бюджетного учреждения", бухгалтерские записи учреждением отражаются в аналогичном порядке. То есть заимствование денежных средств также может производиться и за счет целевых средств.

Отражение на забалансовых счетах

Согласно пп. 365 и 367 Инструкции, утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), к счетам 020100000 "Денежные средства учреждения" открываются забалансовые счета 17 "Поступления денежных средств" и 18 "Выбытия денежных средств" для аналитического учета выбытий и поступлений денежных средств на лицевом счете и в кассе учреждения.

Вместе с тем, Приказом Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н в данные пункты Инструкции № 157н были внесены изменения, согласно которым забалансовые счета 17 и 18 применяются также и к счету 304 06 (в части денежных расчетов).

Отражение в бухгалтерском учете

Операции по привлечению денежных средств за счет соответствующего источника финансового обеспечения для погашения кредиторской задолженности, принятой за счет иного источника финансового обеспечения, не относятся к доходам (расходам) учреждения. Поэтому, согласно Указаниям, утв. приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), в таком случае применяются статьи 510 "Поступление на счета бюджетов" (610 "Выбытие со счетов бюджетов") КОСГУ.

Операции по внутреннему заимствованию осуществляются с применение счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".

На основании положений Инструкций № 157н, 174н, 183н, Указаний № 65н, Письма Минфина РФ от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3517 и от 28.12.2016 № 02-06-10/79177 операции по внутреннему заимствованию денежных средств отражаются (для этого рассмотрим пример по заимствованию денежных средств по коду финансового обеспечения "2" для погашения кредиторской задолженности по коду финансового обеспечения "4"):

Документальное оформление в органах казначейства

Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений регулируется приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок № 11н), со средствами автономных учреждений – приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 № 15н (далее – Порядок № 15н).

Если заимствование денежных средств производится в пределах разных лицевых счетов (например, 21 и 20), то согласно п. 9 Порядка № 11н и п. 5 Порядка № 15н для проведения кассовых выплат учреждению необходимо предоставить в орган Федерального казначейства Заявку на кассовый расход (ф. 0531801) (Заявку на возврат).

Таким образом, использование операций по внутреннему заимствованию денежных средств является отличным инструментом для своевременного погашения кредиторской задолженности. Благодаря этим операциям учреждение может избежать пеней и штрафов от поставщика за просрочку платежа и вести хозяйственную деятельность непрерывно, не дожидаясь соответствующего финансирования.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Как правильно отразить заимствование с 4 на 2 в свете 17 и 18 забалансовых счетов?

Ответ: Операции по внутреннему заимствованию осуществляются с применение счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами". Пунктами 365,367 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н установлено, что к счету 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами" (в части денежных расчетов) открываются забалансовые счета 17 "Поступления денежных средств", 18 "Выбытия денежных средств".

В Письме Минфина России от 28.12.2016 № 02-06-10/79177 приведен пример по применению забалансовых счетов к счету 304 06. Из данного письма следует, что к счету 304 06 применяются аналогичные забалансовые счета 17 и 18, как и в корреспондирующем с ним 201 счете.

Следовательно, указанная в вопросе ситуация отразится следующим образом:

1. Привлечение денежных средств для оплаты кредиторской задолженности

  • Дебет 4.304.06.830 (увеличение 18, 610 КОСГУ) Кредит 4.201.11.610 (увеличение 18, 610 КОСГУ);
  • Дебет 2.201.11.510 (увеличение 17, 510 КОСГУ) Кредит 2.304.06.730 (увеличение 17, 510 КОСГУ).

2. Возмещение привлеченных ранее денежных средств

  • Дебет 2.304.06.830 (увеличение 18, 610 КОСГУ) Кредит 2.201.11.610 (увеличение 18, 610 КОСГУ);
  • Дебет 4.201.11.510 (увеличение 17, 510 КОСГУ) Кредит 4.304.06.730 (увеличение 17, 510 КОСГУ).

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.