Сколько налогов платит роснефть. Владимир Милов: Рост НДС означает еще одно десятилетие без экономического роста

«Роснефть» стабильно и масштабно пополняет казну государства. Фото Reuters

50 компаний России обеспечивают до половины налоговых поступлений консолидированного бюджета, а топливно-энергетический комплекс (ТЭК) по-прежнему остается основным его донором. Об этом вчера сообщил РБК, который провел исследование «Крупнейшие налогоплательщики России».

Доля 50 крупнейших налогоплательщиков в налоговых доходах консолидированного бюджета в 2016 году, по данным издания, составила около 47%. Девять компаний нефтегазового сектора перечислили в бюджет в виде налогов около 3,9 трлн руб. без учета социальных отчислений и НДФЛ. В топ-10 рейтинга вошли семь компаний ТЭКа. Абсолютным лидером стала «Роснефть» (1,36 трлн руб.), на втором месте «Газпром» (1,17 трлн руб.), замыкает тройку со значительным отставанием ЛУКОЙЛ (564 млрд руб.).

При этом, отмечают авторы рейтинга, «Роснефть» удерживает первенство среди налогоплательщиков уже четыре года. В целом же нефтегазовые компании доминирует среди тех, кто наполняет бюджет страны. То есть, по сути, именно нефтегазовый сектор обеспечивает почти треть государственной казны. Состязаться с ним в объеме налоговых платежей по силам лишь монополиям в лице Сбербанка, РЖД и Росатома, которые, впрочем, значительно отстают.

Понятно, что лидеры нефтегазового сектора - это «Роснефть» и «Газпром». При этом, заметим, налоговая нагрузка на «Роснефть» в 2016 году составила 27,3%, а на «Газпром» – только 19,1%. Примечательно, что «Роснефть» заплатила в бюджет в 2016 году не только налоги в размере 1,36 трлн руб., но еще и дивиденды на половину капитала.

«То есть реально государство от «Роснефти» получает больше, чем подсчитали в РБК, – полагает директор аналитического департамента компании «Альпари», кандидат экономических наук, один из ведущих российских аналитиков финансовых рынков Александр Разуваев. – Здесь есть некоторая несправедливость: «Роснефть» и «Газпром» – компании сопоставимые, но «Газпром» все-таки платит в бюджет меньше. Ну у «Газпрома» всегда было достаточно серьезное лобби – и соответственно у него более мягкий налоговый режим, чем у нефтяников. Да, в холдинг «Газпром» входит и компания «Газпромнефть», но все же ее вес не столь велик».

По мнению эксперта, «идеально было бы снизить налоговую нагрузку на нефтяной сектор и взимать больше через дивиденды. Потому что у нефтяников всегда стоит выбор: либо налоги, либо инвестиционные программы. Ну «Роснефть» все же, как мы видим, со всем этим справляется – у нее все хорошо».

Кстати, о необходимости снижения налогов в нефтяном секторе еще год назад говорил и глава «Роснефти» Игорь Сечин: «Снижать надо налоги. Нам НДПИ подняли в два раза, экспортные пошлины обещали снизить – не снизили, а цены упали при этом. Надо просто объективно относиться к этим процессам ко всем и не допускать провалов в инвестиционных процессах. Если начнутся интервалы по инвестициям, к сожалению, это может привести потом к тяжелым последствиям, к необходимости восстанавливать добычу, восстанавливать переработку».

«Да, «Роснефть» платит больше налогов, чем «Газпром», хотя цифра должна быть в целом сопоставимой, – полагает, в свою очередь, аналитик по нефтегазовой отрасли австрийского банка Raiffeisen Андрей Полищук. – Первая причина этого в том, что налоговая нагрузка на нефть выше, чем налоговая нагрузка на газ. Тот факт, что «Роснефть» оказалась уже не первый год крупнейшим налогоплательщиком в стране, компанией, от которой больше всего налоговых поступлений в бюджет, является достаточно ожидаемым. Потому что «Роснефть» – это крупнейшая нефтяная компания в стране».

«Большая часть бюджета формируется за счет нефтегазовых доходов, – напоминает эксперт. – И, думаю, это положение дел сохранится еще на годы, а главными налогоплательщиками так и останутся «Роснефть» и «Газпром». Тем более что «Роснефть» планирует расширить свое присутствие на рынке, в том числе на газовом рынке, и рассчитывает на получение экспорта. А где экспорт – там и цена выше, и надо платить экспортную пошлину. Так что налоговые поступления в бюджет от «Роснефти» могут в будущем еще вырасти».

Генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в беседе с «НГ» отметил качество и прозрачность проведенного исследования, подчеркнув: «Крупнейшей по выручке компанией в России является все-таки «Газпром», через который проходит больше всего денег. Но платит он в бюджет меньше, чем «Роснефть». Потому что не хочет платить».

По мнению эксперта, из представленного списка нужно выделить три предприятия, которые можно условно назвать «государственниками» (то есть такими, которые от налогов не бегают). Это предприятия, у которых налоговая нагрузка выше 25%, то есть «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». «Все остальные так или иначе от налогов бегают – кто больше, кто меньше, – отметил собеседник «НГ». – Например, у «Газпрома» налоговая нагрузка сейчас 19%, у ЛУКОЙЛа – около 12%. Это существенно ниже, чем у компаний, которые платят налоги полностью. Какие используются здесь схемы – это отдельная тема. Очевидно, что черных схем здесь никаких быть не может. Поэтому используются вполне легальные схемы, которые в первую очередь состоят в завышении себестоимости. «Роснефть» по операционным затратам среди нефтяных компаний мира является лидером – здесь самые низкие операционные затраты».

Следует отметить, что такой высокой налоговой нагрузки, как у «Роснефти», нет ни у одной крупной нефтяной компании в мире. Это при том, что «Роснефть» является самой большой нефтяной компанией в мире по объемам добычи. «И в этой ситуации, конечно, понятно, почему так получается, – говорит Рустам Танкаев. – Государство, естественно, берет с тех, кто может дать, но при этом и с тех, кто особенно не сопротивляется. При огромных объемах производства «Роснефти» достаточно и довольно низкой прибыли, чтобы существовать нормально, поддерживать нормальный уровень дивидендов для своих акционеров. Для государства в сложной ситуации, когда с бюджетом дело обстоит не слишком хорошо, это огромная помощь. С моей точки зрения, те льготы и преференции, которые получает «Газпром», не будучи «государственником» по своей сути, совершенно не оправданны. Потому что эта монополия на экспорт газа сильно сдерживает рост выручки у той же «Роснефти» – главного плательщика. А ведь достаточно просто разрешить крупным отечественным производителям торговать газом на мировом рынке – и все, выручка подскочит, деньги будут. Можно было бы предоставить такую возможность и «Роснефти», и «Сургутнефтегазу». «Роснефть» является вторым после «Газпрома» производителем газа в России и могла бы значительно увеличить объемы производства. Но куда этот газ девать?»

Компания спорит с ФНС из-за 300 млн рублей

«Газпром» закончил III квартал года с убытком в 9,2 млрд рублей (по РСБУ). Интересно, что, несмотря на столь плачевные финансовые результаты, топ-менеджеры получили неплохое вознаграждение - 2,1 млрд рублей.

Убытки также не помешали «Газпрому» готовиться к 25-летнему юбилею - на него потратят 100 млн рублей. Деньги пойдут на организацию «показа спектаклей, концертов и иных зрелищных программ», а также на питание в Государственном Кремлёвском дворце. Возможно, как и пять лет назад, поздравлять «Газпром» приедут Стинг, Андреа Бочелли, группа «Моральный кодекс», Диана Арбенина и другие звёзды.

Впрочем, не надо обвинять компанию Алексея Миллера в транжирстве. Компания умеет экономить, особенно когда речь заходит о налогах. Сейчас «Газпром» судится с Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2. Речь идёт о сумме в 300 млн рублей. Это 203 млн налогов, которые «Газпром», по версии ФНС, не заплатил, остальное - пени и штрафы.

Как следует из судебных документов, всё дело в двух трубопроводах, расположенных в Сибири. «Газпром» решил, что они магистральные, а ФНС с этим не согласилась. Дело в том, что у магистральных газопроводов были налоговые льготы. В 2012 году они вовсе не облагались налогом, а в 2013 году ставка для них была пониженная.

Суд долго изучал, какие в России бывают трубопроводы: описание труб и нормативных нюансов занимает 64 страницы. И итоге дело выиграл «Газпром» (в августе 2017 года).

ФНС подала апелляцию, заседание назначено на 21 декабря. Это дело указано в числе наиболее важных в отчёте «Газпрома» за III квартал.

Доля государства в уставном капитале «Газпрома» (с учётом косвенного владения») составляет 50%. И когда корпорация судится с ФНС, получается, что государство судится с самим собой.

«Газпром» считает, что Налоговый кодекс - это как роман, который можно толковать по-разному. Стоило ли Анне Карениной уходить от мужа? Стоило ли платить налоги? Это вопросы, на которые трудно найти ответ.

Компания так и пишет в отчётах: «Российское налоговое, валютное и таможенное законодательство допускает различные толкования и подвержено частым изменениям. Налоговые органы могут занять более жёсткую позицию при интерпретации законодательства и проверке налоговых расчётов».

Практика показывает: прописать в законе досконально все вариации действительно невозможно, несмотря на то что у нас Налоговый кодекс написан очень подробно, - сказал директор юридической компании «Налоговая помощь» Илья Мокрышев.

По его словам, дела о магистральных трубопроводах были у многих российских компаний.

И большинство из них свои дела проиграли, в отличие от «Газпрома», - отметил он.

По словам юриста, эта «ситуация достаточно спорная».

Зачастую налоговый орган пересматривает ситуацию задним числом, - сказал юрист. - То есть когда налогоплательщик подаёт первоначально декларацию, налоговый орган при камеральной проверке не предъявляет претензии. Зато он предъявляет претензии, уже когда проводит выездную проверку, - через 3–4 года.

Из-за такой неопределённости компании и пишут в своих отчётах о «различных толкованиях» Налогового кодекса.

Так они могут уведомить акционеров: несмотря на то что они тщательно ведут налоговый и бухгалтерский учёт, это не гарантирует отсутствия претензий по результатам налогового контроля, - пояснил юрист.

Как рассказал налоговый юрист Сергей Шаповалов, за и против компаний-гигантов борются лучшие налоговые юристы.

Для «Газпрома» не проблема нанять себе самых лучших специалистов. Поэтому ФНС создала специализированную инспекцию, где работают юристы, которые тоже очень хорошо разбираются в таких специфических спорах.

Кстати, только юридическая фирма «Вегас-лекс» в этом году заключила контракты со структурами «Газпрома» более чем на 40 млн рублей.

Между налоговой и госкорпорацией идёт борьба на равных. Самая слабая сторона здесь - это судья.

Спор специфический и требует много узкоспециализированных знаний, которых у судьи нет, - сказал юрист. - Судья хочет вынести законное решение, но если он будет сомневаться, то очень вероятно, что он может поставить во главу угла бюджетный интерес.

Наше «национальное достояние» (как сам себя называет «Газпром») не пропадёт - на налогах компания пытается экономить всё время. В сентябре сообщалось, что «Газпром» добивается налоговых исключений. Он попросил разморозить для одного из своих проектов институт консолидированной группы налогоплательщиков (КГН).

Этот механизм появился в 2012 году. Компании, которые входят в группу, объединяют прибыли и убытки. Общий налог снижается благодаря включению в группу убыточных предприятий. В 2015 году был установлен мораторий на создание новых КГН.

Размер дивидендов, которые идут в бюджет, компания также не спешит увеличивать.

В 2015 году компания приняла дивидендную политику, которая позволяет ей платить в виде дивидендов 17,5–35% чистой прибыли. При этом в правительстве уже несколько лет хотят повысить дивиденды для госкомпаний до 50% (по МСФО).

В 2018 году объём инвестиций составит 1 триллион 280 миллиардов, а в 2019-м - 1 триллион 400 миллиардов… - говорил в конце ноября председатель правления компании Алексей Миллер на встрече с президентом. - Это поставка газа в Китай по «восточному» маршруту, газопровод «Сила Сибири», обустройство Чаяндинского месторождения, строительство Амурского газоперерабатывающего завода, ввод в конце 2019 года газопровода «Турецкий поток» и создание газотранспортных мощностей в «северном коридоре», на северо-западе России для вывода газа с Ямала для потребителей в Российской Федерации и для поставок на экспорт по «Северному потоку».

Как всё время говорят представители «Газпрома», если платить больше государству, не хватит денег на все эти масштабные стройки (ну и на корпоративы с премиями, но это не произносится). А 25 лет - это ведь такой возраст, когда «газануть и помчаться туда, где мечты сбываются» (лозунг «Газпрома»), и можно ещё под песню Стинга.

Как следует из последнего годового отчёта «Газпрома», в 2016 году он заплатил налоги на сумму 1,2 трлн рублей. В виде дивидендов государству досталось 95 млрд рублей. Выручка компании за 2016 год составила 3,9 трлн рублей.

Светлана Башарова

Повышение НДС вернуло нас к дискуссии о том, сколько налогов платят рядовые россияне государству. Государственная пропаганда традиционно исходит из двух тезисов - (1) граждане у нас платят мизерные налоги, а основную нагрузку по содержанию бюджета несут наши «кормильцы» - крупные корпорации, и (2) ставка НДС - это проблема бизнеса, граждан напрямую она не касается. Давайте разберемся, насколько это соответствует действительности.

Вынужден огорчить российские власти: достаточно взглянуть на данные федерального казначейства об итогах наполнения консолидированного бюджета , чтобы понять, что основные доходы государству дают именно налоги, собираемые с граждан. В их числе - не только налоги, которые граждане платят напрямую (НДФЛ, налог на имущество и транспортный налог для физлиц), но и налоги, заложенные в цены товаров и услуг (НДС, акцизы, пошлины на импортные товары, налоги на малый бизнес - вмененка, УСН), а также пресловутые страховые взносы на фонд оплаты труда (которые идут в Пенсионный фонд, медстрах и соцстрах).

Вне зависимости от юридических наслоений, страховые взносы - налог, который начисляется на нас, граждан

Да, формально взносы на фонд оплаты труда платит работодатель, и к гражданам они вроде как отношения не имеют. Но это только формально: достаточно взглянуть в любую отчетность компаний, чтобы увидеть, что страховые взносы на зарплату включаются в статью «Оплата труда» и рассматриваются вне отрыва от наших зарплат - просто это часть фонда оплаты труда, которая идет не работнику, а государству. Решения о начислении уровня зарплат и создании рабочих мест принимаются работодателями исходя из того, что страховые взносы на фонд оплаты труда - такая же часть трудовых выплат, как и, собственно, зарплата. То есть вне зависимости от юридических наслоений, страховые взносы - налог, который, по сути, начисляется на нас, граждан.

Так вот, в совокупности все эти виды налогов дали в консолидированный бюджет 2017 года 17,8 трлн руб. В том числе:

Страховые взносы на фонд оплаты труда - 6,5 трлн.;

НДС - 5,2 трлн.;

НДФЛ - 3,3 трлн.;

Акцизы - 1,6 трлн.;

Пошлины на импортные товары - 0,6 трлн.;

Налоги на «совокупный доход» (на малый бизнес - УСН, вмененный налог, торговый сбор) - 0,5 трлн.;

Транспортный налог и налог на имущество физлиц - 0,2 трлн.

А как поживают наши «кормильцы», крупные нефтегазовые гиганты? В 2017 общие сборы нефтегазовых налогов (налог на добычу углеводородного сырья и экспортные пошлины на углеводородное сырье) дали в консолидированный бюджет 5,97 трлн руб.

6 трлн против 18 трлн - таким образом, налоги, которые платим в бюджет мы, граждане (напрямую, в составе цен на товары и услуги, либо в виде начислений на наши зарплаты), втрое превышают нефтегазовые доходы бюджета . Например, крупнейшим источником поступлений в консолидированный бюджет являются вовсе не нефтегазовые налоги - как уже говорилось, 6 трлн руб. в прошлом году - а все те же страховые взносы на зарплату (6,5 трлн.).

Кто здесь настоящий кормилец, скажите, пожалуйста?..

Кстати, интересно в этом плане сказать два слова про «Газпром», который власти любят представлять «кормильцем нации». Согласно годовой отчетности самого «Газпрома», в 2017 году эта компания уплатила государству налогов на 1,8 трлн. рублей. Как уже было упомянуто выше, поступления бюджета от налога на доходы физических лиц в 2017 году - 3,3 трлн. Рублей. Граждане России vs. «Газпром» — 1:0 по показателю вклада в формирование бюджета.

Если поделить все эти налоговые доходы на число населения, то получается, что среднестатистический россиянин в год отдает государству более 120 тысяч рублей , или 10 тысяч в месяц. В том числе (в параметрах 2017 года):

45 тысяч в год страховых взносов на зарплату;

36 тысяч НДС;

22 тысячи НДФЛ;

15 тысяч в виде акцизов на подакцизные товары и пошлин на импортные товары;

3 тысячи в виде налогов на малый бизнес;

и еще примерно полторы тысячи в виде налога на имущество и транспортного налога (те, кто владеет имуществом и транспортными средствами, платят больше, но это средняя цифра по стране с учетом того, что многие россияне таким имуществом не владеют).

Согласитесь, 120 тысяч рублей в год в среднем на одного россиянина - очень внушительная цифра. Конечно же, нам нужно более активно доводить до людей информацию о том, сколько налогов они отдают государству - тогда россияне будут решительнее настроены требовать с властей давать им что-то адекватное взамен. Впрочем, нельзя сказать, что эта информация прям уж скрыта за семью печатями - в любом чеке на покупку товаров вы можете увидеть отдельную строчку с начислением НДС. Просто смотрите на нее внимательнее, там не такие уж маленькие суммы - и в отличие от конкретных товаров, которые вы покупаете и которые приносят вам пользу, польза от перечисления этих денег государству... ну, скажем так, сомнительна (о том, куда тратятся эти деньги, мы поговорим в следующий раз).

При этом налоговая нагрузка в последние годы очень заметно выросла - в отличие от экономики, которая по сути зависла с 2008 года и никакого существенного роста не демонстрирует. Можно спорить о том, вырос ВВП с 2008 года на 3% или снизился на столько же - но совершенно очевидно, что экономика находится примерно на том же уровне и мы просто потеряли эти десять лет для развития (а с учетом последних прогнозов правительства о слабом росте в предстоящие годы — получается, что это были не последние потерянные десять лет).

Не умея обеспечить рост экономики, государство планомерно решает свои проблемы за счет повышения налоговой нагрузки на нас с вами

Но, однако же, лишив нас роста и развития, власти вовсе не остановились в увеличении налогов. Если в 2010 году налоговая нагрузка по четырем крупнейшим налогам, которые так или иначе платит население (страховые взносы на зарплату, НДС, НДФЛ и акцизы) составляла 15,6% ВВП, то в 2017 году - уже 18% ВВП. Наибольший прирост обеспечили страховые взносы на фонд оплаты труда (плюс 1,7% ВВП с 2010 года), акцизы (плюс 0,7% ВВП) и НДС (плюс 0,3% ВВП - прежде всего за счет увеличения собираемости этого налога). То есть получается, что, не умея обеспечить рост экономики, государство планомерно решает свои проблемы за счет повышения налоговой нагрузки на нас с вами. В свою очередь, это неизбежно влечет за собой дальнейшее торможение роста - деньги, которые мы могли бы вкладывать в развитие, вместо этого вкладываются в войну, силовиков, ненужные мосты в никуда, перекладывание плитки на асфальт и асфальта на плитку, и т. д. Экономического роста все это не генерирует, хотя бюджетные инвестиции в последнее десятилетие достигли рекордных значений.

С повышением НДС эта ситуация усугубится. С одной стороны, средний размер уплачиваемого россиянами НДС вырастет с 36 тысяч рублей в год на человека до более 40 тысяч. С другой стороны, торможение роста в 2019 году прямо связано с последствиями повышения НДС - одно потерянное десятилетие без экономического роста плавно переходит во второе.

Нефтегазовый локомотив

Еще один вывод исследования, достаточно очевидный для российской экономики, подтверждает сохранение высокой степени доминирования нефтегазового сектора в налоговых сборах.

Пятьдесят крупнейших российских налогоплательщиков платят 47% всего объема корпоративных налогов в России. Десять крупнейших налогоплательщиков, из которых семь представляют сектор нефтегазодобычи, перечисляют в казну 37,8% всех корпоративных налогов. Три крупнейших налогоплательщика — 27,2%, а одна «Роснефть» — 12%. Это минимум, который нужно знать о концентрации капитала в России, нефтегазовой составляющей в государственных доходах и практически незаметной роли малого и среднего бизнеса, при том что во многих развитых странах он является основным плательщиком налогов.

Больше всего налогов в 2016 году — 1,362 трлн руб. — заплатила «Роснефть», вторым с 1,168 трлн руб. идет «Газпром», за ними с серьезным отставанием и суммой 564 млрд руб. — ЛУКОЙЛ.

Заметно, что нефтегазовый сектор «оккупировал» только верхние строчки рейтинга. Во многом это связано с концентрацией капитала — она такова, что в России почти нет нефтегазового бизнеса, который можно назвать средним или даже просто крупным — остались только супергиганты. Впрочем, есть и еще одна причина почти полного отсутствия нефтяников в середине списка, за исключением Независимой нефтегазовой компании, это дефицит актуальной отчетности у целого ряда игроков. «Сахалин Энерджи», «Томскнефть», ТАИФ, «Форте Инвест», «Северэнергия» вполне могли бы войти в топ-50. Но на запросы РБК в указанных компаниях не ответили.

Лидерство предприятий нефтегазового сектора в налоговых платежах отнюдь не является особенностью только ресурсно ориентированных экономик типа российской. Из-за высокой степени закрытости отношений между налогоплательщиком и государством исследования, аналогичные этому, в других странах выходят редко и нерегулярно, но там, где рэнкинги иногда публикуются, чаще всего в них лидируют именно углеводородные компании — даже в странах, бедных полезными ископаемыми. На Украине это «Нафтогаз» (2015), в США — ExxonMobil (2011), в Белоруссии — «Газпром Трансгаз Беларусь» (2015), в Мексике — Pemex (2014).

В относительно бедных развивающихся экономиках крупнейшими налогоплательщиками часто являются компании с иностранным участием. В Армении, например, больше всего платил в казну контролируемый немецкими акционерами Зангезурский медно-молибденовый комбинат, а в Греции до 2011 года крупнейшим налогоплательщиком называли Coca-Cola Hellenic, что в итоге обернулось большими потерями для бюджета, когда компания перерегистрировалась в Швейцарии.

Впрочем, транснациональные корпорации активно пользуются своей разветвленной мировой сетью, чтобы оптимизировать налоги, и потому среди налогоплательщиков лидируют не очень часто. В связи с этим можно вспомнить скандал с Apple, которую сенат США в 2013 году обвинил в неуплате налогов на миллиарды долларов с полученной от продаж iPhone выручки в $74 млрд, или прошлогодние обыски в парижских штаб-квартирах Google и McDonalds, заподозренных в том же.

В России проблемы ухода крупнейших налогоплательщиков нет: все они контролируются государством, и бежать если и смогут, то только в Санкт-Петербург, как это сделали «Газпром» и ВТБ.

«Роснефть» удерживает первое место среди налогоплательщиков уже четыре года: она впервые обошла «Газпром» в 2013 году с показателем 1,105 трлн руб. против 950 млрд руб. у газовой монополии. Это удалось за счет впечатляющего скачка: «Роснефть» тогда увеличила налоговые отчисления почти на 350 млрд руб. — как раз в марте 2013 года она приобрела 100% ТНК-BP, что позволило ей стать крупнейшей публичной нефтегазовой компанией в мире.

Но в 2016 году разрыв в налоговых платежах между двумя лидерами сократился — с 248 млрд до 194 млрд руб.

Высокая степень концентрации капитала, заинтересованность в создании вертикально интегрированных производств с полным циклом переработки, а также бюджетная политика государства, при которой налоговая нагрузка на углеводородный сектор является одной из самых высоких в мире, предопределили доминирование нефтегазовых компаний в топ-10. Состязаться в объеме налоговых платежей с нефтегазодобычей по силам только традиционным отечественным монополиям в лице Сбербанка, РЖД и «Росатома».

Молчание табачников

Есть еще отрасль, чьи представители за счет акцизов могли бы побороться за высокие места. Это крупнейшие мировые табачные компании, представленные в России рядом производств и дистрибьюторами. В рамках борьбы с курением государство в последние годы активно повышало акцизы на сигареты, что сделало табачные компании одними из крупнейших налогоплательщиков. Но в рейтинге они не представлены, так как табачные компании в России не публикуют свою отчетность, а на соответствующие запросы большинство из них не ответили. Только «Бритиш Американ Табакко» (БАТ) и «Дж.Т.И. Россия» подтвердили РБК величину уплаченных налогов: БАТ в 2016 году заплатили в России налогов на сумму 130,5 млрд руб, «Дж.Т.И. Россия» - 206,2 млрд.

Кто, если не нефтегаз?

В топ-50 крупнейших налогоплательщиков верхние строчки оккупировали нефтяники и газовики. Но, зная изменчивость конъюнктуры, интересно посмотреть, кто подставит плечо в случае возможного падения цен на углеводороды.


Вторым по объему собираемых налогов стал финансовый сектор, крупнейшие представители которого заплатили в бюджет в 2016 году 330,7 млрд руб. Здесь учитывались результаты не только банков, но и небанковских организаций, в частности страховых компаний. Но основным донором являются все-таки банки, среди которых Сбербанк является крупнейшим «неуглеводородным» участником топ-10 с суммой налогов 245,4 млрд руб.

Доля Сбербанка в уплаченных налогах финансового сектора, рассчитываемых ФНС, составляет 38,5%. Это заметно выше его доли в активах финансового сектора — 30%, по данным ЦБ на начало 2016 года (более свежих регулятор не публиковал). И это подтверждает правило, что госкомпаниям приходится больше платить не только дивидендов.

Статистика ФНС по начислению и поступлению налогов и сборов в консолидированный бюджет (форма 1-НОМ) за 2016 год тоже отдает твердое второе место финансовому сектору, который заплатил 636,8 млрд руб. за вычетом НДФЛ и социальных взносов. Для сравнения: не представленные в рейтинге производители и дистрибьюторы табачных изделий заплатили 576,5 млрд руб.

Сектор металлов и горной добычи стал третьим: в топ-50 попали десять его представителей, которые перечислили в прошлом году 279,7 млрд руб. налогов. Крупнейший в этой группе налогоплательщиков — «Норникель» — обогатил бюджет на 66,5 млрд руб. налогов.

Четвертым сектором по объему налоговых платежей оказался транспорт (254,4 млрд руб.), главным образом благодаря РЖД и «Транснефти». Еще один транспортный участник рейтинга, «Аэрофлот», может похвастаться только тем, что стал едва ли не единственным авиаперевозчиком, который обеспечил положительный баланс налоговых платежей. В целом же, как следует из данных ФНС, налоговая нагрузка на авиакомпании в прошлом году была отрицательной — результат убыточности отрасли. Иными словами, компании больше получали налоговых возмещений, чем платили в бюджет. Не в последнюю очередь это стало возможным из-за антикризисного снижения НДС на внутренние перевозки до 10% (с 18%).

Расширенный сектор энергетики, в который РБК включил и атомную отрасль, занял пятое место — во многом благодаря «Росатому», заплатившему в 2016 году 125,3 млрд руб. налогов. Крупнейшие «осколки» РАО «ЕЭС» — «РусГидро», «Интер РАО», «Россети» и частная энергетическая компания «Т Плюс» — совокупно принесли в бюджет гораздо меньше, 94 млрд руб.

Высокотехнологичные секторы связи, химии и машиностроения заняли скромные места, что довольно точно характеризует «сырьевой» уклон российской экономики. Интересно, что «Ростех», который собрал лучшие активы российской машиностроительной промышленности и ОПК, смог занять по налоговым отчислениям только 13-е место.

Самой скромной по величине уплаченных налогов оказалась сфера торговли (34,7 млрд руб.), представленная всего тремя компаниями («Магнит», X5 и «Лента»). Здесь сыграла свою роль особенность отрасли, в которой многие компании являются «дочками» нерезидентов — их российские показатели просто не выделяются в составе консолидированной отчетности глобальной группы. По этой причине в рейтинг не вошли такие крупные представители ретейла, как «Метро Кэш энд Керри», или дилерские подразделения автопроизводителей — «Тойота Мотор», «Фольксваген Груп Рус», «Мерседес Груп Рус».


Очень интимные отношения

Для налоговиков показатель налоговой нагрузки является скорее статистическим инструментом, а не реальным ориентиром в работе. Специалисты ФБК в аналитической оценке налоговой нагрузки в российской экономике 2015 года указывали, что она «так до сих пор и не стала важнейшим механизмом обеспечения эффективности налоговой политики через установление оптимального налогового бремени». Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев тем не менее уверен, что государство «не может совсем уж игнорировать очень значительно различающиеся показатели по налоговой нагрузке» — поэтому ФНС России использует показатель при планировании своих камеральных проверок.

Сами участники рейтинга отнеслись к идее публикации индивидуальных показателей весьма чувствительно. Комментировать их никто не захотел. Неофициально же представители финансовых департаментов нескольких компаний сообщили РБК, что нагрузка на их бизнес слишком высока, однако они оставят свое мнение при себе, чтобы не привлекать ненужного внимания налоговиков. «Общение с налоговиками — очень интимный процесс, поэтому любая публичность может отразиться негативно на дальнейших отношениях с государством», — пояснила нежелание давать комментарии представитель одной из металлургических компаний.

Что же касается лидеров рейтинга — нефтяников, то их консолидированное мнение, пожалуй, выразил год назад глава «Роснефти» Игорь Сечин в интервью «Вести 24»: «Снижать надо налоги. Нам НДПИ подняли в два раза, экспортные пошлины обещали снизить — не снизили, а цены упали при этом. Надо просто объективно относиться к этим процессам ко всем и не допускать провалов в инвестиционных процессах. Если начнутся интервалы по инвестициям, к сожалению, это может привести потом к тяжелым последствиям, к необходимости восстанавливать добычу, восстанавливать переработку».

Но заменить нефтяников налоговикам некем: мода на предпринимательство давно прошла, и количество субъектов малого бизнеса снижается, налоговая база не растет, а социальные расходы уменьшать нельзя — даже несмотря на объявленную трехлетку бюджетной экономии.

Для государства между тем потребительский подход к экономическим субъектам несет только краткосрочную выгоду. «Возможности взять больше налогов есть всегда. Будут ли при этом отрицательные последствия — зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом и та или иная компания в отдельности», — отмечает Игорь Николаев.

В ФНС от комментариев и каких-либо оценок рейтинга воздержались.


Как мы считали

Рейтинг составлен на основании анализа консолидированной отчетности 100 крупнейших компаний России по объему выручки (по версии РБК 500 за 2016 год). Исследование исходит из добросовестности крупнейших налоговых резидентов в части уплаты обязательных платежей. Были отобраны и ранжированы компании, раскрывающие налоговые платежи за отчетный период (без учета социальных платежей во внебюджетные фонды и НДФЛ).

Социальные взносы исключены из исследования по причине того, что некоторые компании самостоятельно «очищают» налоговые данные в своей бухгалтерской отчетности от социальных платежей и НДФЛ, не называя объем последних. Соответственно, даже если кто-то и показывает такие платежи, в целях сопоставимости их пришлось исключить.

Именно раскрытие отчетности и повышение налоговой прозрачности сделали возможным составление этого рейтинга, хотя еще несколько лет назад для этого, скорее всего, не хватило бы данных. С другой стороны, рейтинги налогоплательщиков очень редки даже в развитых странах из-за налоговой тайны. Например, в Германии все строго придерживаются этого постулата, из-за чего консолидированные данные с платежами конкретных налогоплательщиков не публикуются. Тем не менее интерес к таким исследованиям высок. Как отметила в комментарии РБК Татьяна Сафонова, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга в РАНХиГС, советник налоговой службы I ранга, «с одной стороны, существует расхожее мнение о чрезмерной налоговой нагрузке в России, что неверно, а с другой стороны, широкая общественность не представляет, сколько бизнес реально платит налогов в доходную часть бюджета».

Больше всего вопросов у участников рейтинга вызвал расчет налоговой нагрузки по выручке. РБК руководствовался методологией ФНС, по которой ведется расчет секторальных нагрузок (приложение №3 к приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@). При этом ввиду разницы в профилях бизнеса было бы неправильно линейно сравнивать между собой нагрузку даже компаний одного сектора. «Компании работают с разной прибыльностью, обладают разным имуществом, работают в отличающихся по налоговым условиям регионах и т.п. Следовательно, они уплачивают разные по объему налоги», — поясняет Игорь Николаев. Поэтому нужно держать в уме еще и различия компаний, например по затратам на производство и реализацию продукции, которые «сидят» в знаменателе коэффициента. «Получается, что компании вроде как схожие, ставки налогов одни и те же, а налоговая нагрузка у них различная», — говорит эксперт.

Полученные данные сверялись с компаниями и при необходимости корректировались. В расчет брались только налоги, уплаченные в России. В том случае, если налоговые платежи компании, которая могла бы потенциально войти в рейтинг, входят в состав консолидированных показателей группы, учитывались показатели группы. Именно по этой причине, например, в рейтинг отдельно не вошла компания МТС, но показаны налоги ее материнского холдинга АФК «Система».

При анализе исключались компании, у которых нет публичной годовой отчетности (консолидированной по МСФО или бухгалтерской по РСБУ), а также те, что не указывают произведенные расходы по налогу на прибыль и прочим налогам. При наличии обоих вариантов предпочтение отдавалось отчетности по МСФО. Итоговые суммы налоговых платежей включают НДПИ, НДС (в том числе полученное возмещение), налог на имущество, прочие налоги и отчисления и исключают социальные платежи и НДФЛ. При указании суммы выручки, использовавшейся для расчета налоговой нагрузки, обращалось внимание на необходимость очищения итоговых цифр от экспортных пошлин.