Стабилизационный фонд российской федерации. Создание стабилизационного фонда рф

Создание в России Стабилизационного фонда – одно из самых значимых достижений В.В. Путина как Президента РФ. Основание Стабилизационного фонда РФ датируется 1 января 2004 года.

Главное предназначение Стабфонда по замыслу создателей – служить стратегическим финансовым запасом РФ. Резервные средства, аккумулируемые Стабфондом, необходимы для того, чтобы в неблагоприятных для России экономических ситуациях (например, при резком падении цен на нефть) обеспечить данные правительством бюджетные обязательства. Также в Бюджетном кодексе РФ (в главе, посвящённой Стабфонду) была оговорка: если общая сумма средств Стабилизационного фонда превысит 500 млрд. рублей, часть его средств можно будет потратить и на другие нужды государства.

Принцип формирования Стабфонда РФ

Для формирования фонда решено было использовать дополнительные доходы федерального бюджета, которые появились в результате превышения определённой отметки цены на нефть. Другой источник поступления средств в Стабфонд – остатки средств бюджета по состоянию на каждый последующий финансовый год.

Функции, которые выполняет Стабилизационный фонд РФ, таковы:

Обеспечение государственным финансам дополнительной устойчивости;
Помощь в стабильном экономическом развитии России;
Снижение зависимости экономики страны от отрицательных колебаний поступлений от вывоза сырьевых товаров

Законодательно порядок формирования, а также использования Стабфонда регулировался:

— Федеральным законом №184-ФЗ «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ», датированным 23.12.2003г. (данный закон прекратил действие с 01.01.2008).

— главой 13.1. Бюджетного кодекса России «Стабилизационный фонд Российской Федерации». С 1 января 2008 года указанная глава утратила силу (даты разделения Стабфонда на 2 части). Вместо неё Бюджетный кодекс России дополнила гл. 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета».

Управление

Управление средствами Стабфонда страны возложено на Министерство финансов РФ, которое должно успешно решать две задачи: 1) обеспечивать высокую ликвидность средств Стабфонда; 2) защищать средства Стабфонда от обесценивания.

Способы управления средствами Стабилизационного фонда РФ были строго регламентированы Правительством страны. Их было всего 2, и они могли применяться для управления средствами фонда по раздельности либо в совокупности:

1. Покупка за счёт средств Стабфонда долговых обязательств других государств.

2. Покупка за счёт средств Стабфонда иностранной валюты (евро, доллары США, фунты стерлингов Соединённого королевства), её последующее размещение в Банке РФ на специальных счетах по учёту средств фонда в валюте
иностранных государств.

Разделение Стабилизационного фонда России на 2 части

1) Резервный фонд, предназначенный для накопления средств, при помощи которых будет финансироваться дефицит бюджета, если цены на нефть резко упадут (фонд «на чёрный день»). В Резервный фонд решено было отчислять до 7% от ВВП страны, с учётом его ежегодного роста.

2) Фонд национального благосостояния, предназначенный для накопления средств, которые помогут решать важнейшие стратегические задачи России (например, финансирование пенсионной системы, решение демографической проблемы). В нём аккумулируются остальные доходы, не вошедшие в Резервный фонд.

Объём средств Стабилизационного фонда (на 01.01.2008), перед его разделением, составил 3 трлн. 849,11 млрд. руб.

Благодаря основанию в 2004 году Стабилизационного фонда, Россия смогла накопить огромный, без преувеличения, золотовалютный запас; покрыть дефицит Пенсионного фонда страны; расплатиться со значительной частью внешних долгов (времён СССР и возникших в 90-е годы прошлого столетия); относительно спокойно, легче других стран пережить финансовый кризис 2008 года.

Резервный фонд Российской Федерации создан 1 февраля 2008 года по инициативе Министерства финансов. До этого момента существовал Стабилизационный фонд России. Однако постановлением Минфина он разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

У резервных ресурсов есть максимально допустимый предел накопления средств. Он рассчитывается ежегодно, исходя из того, сколько по прогнозам составит значение валового внутреннего продукта страны. После превышения этого значения, равного 10% от предсказываемого ВВП, капитал начинает поступать в ФНБ.

Формирование и пополнение этих ресурсов происходит за счет средств, получаемых от сырьевых доходов государства (продажи нефти и газа).

В течение своего существования динамика изменения размера резервных средств была весьма цикличной – год увеличения сменялся годом уменьшения суммы. Ниже приведена официальная информация о динамике изменения объема средств Резервного фонда:

  • 02.2008 – 3,057 триллиона руб.
  • 02.2009 – 4,863 триллиона руб.
  • 02.2010 – 1,823 триллиона руб.

В предыдущем 2017 году имел место рост объемов запасного капитала.

Начало года

На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации была размещена информация об увеличении Резервного фонда России на январь 2017 года. Согласно этим данным, совокупная сумма составила 1 677 000 000 руб. По сравнению с началом прошлого года, эта цифра упала в 10 раз. Фонд национального благосостояния, к тому же, также уменьшился, и в данный момент составляет 1,677 триллиона рублей. Это примерно в раз меньше, чем на начало 2017 года. Эксперты утверждают, что такой скачок в объемах резервных средств России вызван ослаблением национальной валюты.

Резервные средства обеих структур размещены на счетах в Центральном Банке России. ФНБ частично располагается на депозитных счетах Внешнеэкономического банка, в ценных и долговых бумагах иностранных государств, в российских акциях частных компаний, а также на депозитном счете в банке ВТБ.

Состояние на февраль-март 2018

К сожалению, за таким резким увеличением количества средств в 2017 году, последовал не менее резкий их спад. Состояние совокупного объема капитала в резервах на 1 февраля 2018 года составляло почти 1,677 триллионов в российской валюте, в ФНБ – 5 триллионов рублей.

Однако за один месяц резервы государства сократились почти на 20%, а ФНБ – на 10%. За две недели в феврале резервные ресурсы утратили 4,13 миллиарда рублей только из-за валютных изменений – средства были размещены на счетах в Центральном банке в иностранной валюте. ФНБ также пострадал от курсовых переоценок – его объем упал на 200 миллиардов рублей только из-за изменения курса российской валюты.

Резервный фонд также претерпел крупные потери из-за покрытия дефицита государственного бюджета. На эти цели государством было изъято около 500 миллиардов руб.

Прогнозы на 2018 год

Из-за ожидаемого сокращения доходов государственного бюджета объем Резервного фонда обязательно уменьшится. Министерство финансов рассчитывает на уменьшение объема резервов в десять раз к концу 2018 года. Более того, сокращение совокупной суммы капитала запаса продолжится и в 2018 году. Однако далее фонд будет снова пополняться.

Министерство финансов планирует потратить в течение 2017 года около 3,5 триллиона рублей. Средства пойдут на покрытие дефицита в государственном бюджете. В этом году, по оценкам экспертов, он составит около 3,8% от валового внутреннего продукта, что будет приблизительно равняться 2,76 триллиона рублей. Для сравнения, в 2017 году бюджет закрыт с дефицитом в 0,5% ВВП.

В 2018 году сумма, потраченная из резервных средств, должна уменьшиться – Минфин рассчитывает изъять около 1,16 триллиона рублей на государственные нужды.

Подобные планы Министерства финансов связаны с ожидаемым уменьшением объемов дохода федерального бюджета государства. В связи с этим министр финансов Антон Силуанов заявляет о просьбе Минфина использовать 3 триллиона рублей из средств запаса.

Министерство финансов планирует также сокращать дефицит бюджета за счет уменьшения расходов государства. Заместитель главы Министерства финансов Татьяна Нестеренко заявила об этом намерении Минфина на коллегии Федерального казначейства. Так, за счет неиндексации заработных плат и сокращения инвестиций Минфин уменьшит годовые расходы на 1,07 триллиона рублей. Замглавы Министерства финансов сообщает, что в данный момент найдены готовые для использования ресурсы и пути сокращения расходов. Сообщается, что все возможные способы сокращения расходов государственного бюджета можно условно разделить на следующие направления:

  • неиндексация заработных плат;
  • строительство новых объектов;
  • пересмотр инвестиционных расходов.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Заместитель министра утверждает, что без данных мер дефицит бюджета к концу 2018 года может составить 4,7% от валового внутреннего продукта страны, что привело бы к разорению резервных средств.

Резервный фонд тает на глазах - за месяц уменьшился на 18 процентов. Осталось всего два триллиона рублей, и Минфин пророчит опустошение «кубышки» к концу года. Но фонд оказался с двойным дном - у государства достаточно средств, чтобы стабильно выполнять свои обязательства. Тем не менее текущие траты Резервного фонда поддерживают на плаву рубль, и если Минфин перестанет использовать эти средства, национальная валюта лишится мощной поддержки.

Последние деньги

Объем Резервного фонда России по состоянию на 1 сентября - 2,09 триллиона рублей. Это чуть больше 32 миллиардов долларов. За месяц фонд на 18 процентов.

В августе 2,92 миллиарда долларов, 2,46 миллиарда евро и 310 миллионов фунтов стерлингов из Резервного фонда были проданы за 390 миллиардов рублей и перечислены на счета федерального бюджета России.

Фонд национального благосостояния (ФНБ) также сократился. Правда, не столь драматически - всего на 2,1 процента, до 4,72 триллиона рублей.

Таким образом, общий размер подушки безопасности российской экономики - 6,81 триллиона рублей. Много это или мало?

В начале августа замглавы Минфина Максим Орешкин рассказал, что в 2016 году из Резервного фонда может быть 3 триллиона рублей. Это значит, что Резервный фонд иссякнет, и правительству придется запустить руку в ФНБ. Эта «кубышка», напомним, нужна для затыкания дыр в пенсионной системе. Впрочем, о предназначении ФНБ, прописанном в законодательстве, вспоминают редко.

Не так все страшно

Два фонда с общим объемом почти в 7 триллионов рублей - это актив государства. Что случится, если все потратить? Пусть даже не в этом году, а в 2018-м?

Завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС при президенте, бывший зампред Банка России Константин Корищенко подчеркивает, что оба фонда - Резервный и ФНБ - целесообразно рассматривать именно вместе. Их разделение весьма условно. И исчерпаются они нескоро. Дело в том, что их объем сейчас примерно такой же, как и в докризисный период.

«Пока мы съедаем ту рублевую премию, которую получили в результате девальвации», - пояснил эксперт в беседе с «Лентой.ру».

То, что резервы расходуются, это нормально, для этого они и создавались, отмечает Корищенко. Если они и вправду иссякнут, то правительство будет вынуждено либо продавать имущество, либо наращивать внутренний долг, то есть выпускать облигации федерального займа.

На сколько именно хватит двух фондов, эксперт прогнозировать не берется. «На это влияет множество факторов - валютный курс, динамика цен на нефть, налогообложение экспортных предприятий. Это стратегический вопрос управления бюджетом», - отметил он.

Перспективу полного истощения фондов Корищенко рассматривает как чисто гипотетическую. «Это возможно, если доходы бюджета от экспортных предприятий будут долго снижаться. Но почему они должны снижаться, мне непонятно, ведь сейчас динамика нефтяных цен, скорее, положительная, чем отрицательная», - прокомментировал он.

«Поэтому если мы видим сообщения о том, что Резервный фонд уменьшился на некую величину, это значит, что валюта со счетов в ЦБ, принадлежащих Минфину, переведена на счета, принадлежащие самому регулятору. То есть ЦБ у Минфина эту валюту купил и дал ему рубли. Ничего катастрофического», - заключил эксперт.

Горькая девальвация

Государство может заработать не только посредством наращивания долга и приватизации. Девальвация национальной валюты - еще один способ наполнения казны. При слабом рубле экспортные доходы страны вырастут, и правительство сможет исполнить все свои финансовые обязательства.

«Ничего экстраординарного в том, что фонды исчерпываются, в общем-то, нет. Но их сокращение компенсируется ростом резервов Центрального банка. Ждать катастрофы на основании того, что резервы иссякают, неправильно», - утверждает Советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.

Впрочем, механизм, через который Минфин расходует деньги (а вернее - покрывает дефицит бюджета), гораздо лучше отлажен именно через Резервный фонд. Поэтому, по мнению Хестанова, в случае полного израсходования Резервного фонда и ФНБ придется принимать юридические меры, чтобы пользоваться другими резервами.

На сегодняшний день золотовалютные резервы ЦБ (почти 400 миллиардов долларов; в них входят и деньги из Резервного фонда и ФНБ) - инструмент стабилизации денежного рынка. Регулятор расходовал их, когда требовалось сгладить резкие колебания курса рубля.

Формируются резервы регулятора в том числе и за счет продажи экспортерами валютной выручки. В период падения цен на нефть их доходы, конечно, тоже упали, но пропорционально упал и курс рубля. В результате компании, продающие энергоносители, как минимум не проиграли.

Как отмечает Хестанов, резервы ЦБ резко снижались в период с осени 2014-го до ранней весны 2015 года, а потом наступил перелом, и график резко пошел вверх. Именно в это время регулятор перестал контролировать курс рубля, отпустив его в свободное плавание. Ослабление национальной валюты и смягчило давление на бюджет.

«Девальвация - лекарство горькое, но бесплатное. Это меньшее зло, чем секвестр бюджета, поскольку снижение курса распределяет нагрузку равномерно на всех. Только если девальвировать рубль постепенно», - полагает эксперт. По его мнению, не исключено, что давление на рубль усилится в октябре.

«Вполне возможно, что именно усиленное расходование средств Резервного фонда было причиной достаточно стабильного курса рубля и позитивной динамики на рынке ценных бумаг», - предположил эксперт.

Он напомнил, что 5 сентября рублевый индекс ММВБ установил новый исторический , достигнув отметки 2019,65 пункта. Продолжает расти и долларовый индекс РТС, который превысил 1000 пунктов. При этом доллар 7 сентября стоил 64,4 рубля, месяцем ранее - около 65 рублей.

Расходование средств фондов замедлится в середине сентября и октябре, что может сказаться на российской валюте, считает Хестанов.

То обстоятельство, что Минфин при наличии подушки безопасности все же пытается предлагать и сокращение расходов, эксперт относит к перекосам в бюджете, которые возникают помимо воли ведомства Антона Силуанова. «В правительстве к Минфину недостаточно прислушиваются. Например, в части непропорционально больших оборонных расходов. Поэтому они пытаются давить на всех фронтах», - убежден эксперт.


Результаты докапитализации банковского сектора в 2015 году оказались хуже, чем ожидалось, сообщила на на совместном заседании комитетов Госдумы по бюджету, по финрынку и по экономической политике председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова.

"При том, что сумма полученной господдержки на конец 2015 года составила 802,7 миллиарда рублей увеличение совокупного капитала докапитализированных банков составило 190,4 миллиарда рублей или 23,7% полученного объема докапитализации",- цитирует Голикову РИА Новости.

"Уже в первом квартале 2016 года произошло снижение капитала у 19 банков из тех 24, которые были докапитализированы на 1 января 2016 года. А снижение норматива достаточности капитала по итогам первого квартала отмечается у 98 кредитных организаций", - отметила глава Счетной палаты.

Голикова напомнила, что деньги выдавались банкам на кредитование приоритетных отраслей экономки, но какие-либо критерии целевого использования установлены не были.

К сожалению, мы также констатируем, что содержательный контроль отчетности банков вот по этой конкретной части, которую мы контролировали, по целевому предназначению полученных средств господдержки отсутствует. И если по 2015 году мы пока только констатируем эту тенденцию, то по 2016 году нам бы хотелось, чтобы ЦБ обратил на это особое внимание и предпринял в этой части какие-либо меры", - добавила Голикова.

Минфин РФ в декабре 2014 года передал Агентству по страхованию вкладов (АСВ) облигации федерального займа (ОФЗ) на 1 трлн рублей для докапитализации банков. Позже имущественный взнос в АСВ решено было уменьшить на 162 млрд рублей, которые были направлены на поддержку предприятий других отраслей. По данным на 30 декабря 2015 года, в рамках мер по повышению капитализации ОФЗ на общую сумму 802,7 млрд рублей переданы 25 банкам.

Россия с дырявым карманом

Почему уже в 2017 году мы можем остаться без резервов?

http://svpressa.ru/economy/article/149885/

Резервы России тают на глазах. В среду, 1 июня, Минфин сообщил, что за май Резервный фонд сократился в долларах на 14,1% - до $ 38,6 млрд., а Фонд национального благосостояния (ФНБ) на 1,2% - до $ 72,99 млрд.

Впрочем, в рублевом выражении объем Резервного фонда сократился не столь сильно - «всего» на 11,8%, до 2,55 триллиона рублей, а объем ФНБ даже вырос на 1,5% - до 4,82 триллиона рублей. Связано это, понятно, с обесцениванием российской национальной валюты.

Как следует из сообщения, Минфин в мае второй раз оплатил дефицит бюджета из Резервного фонда, потратив, как и в апреле, 390 млрд. рублей. Таким образом, Минфин потратил на покрытие дефицита уже 780 млрд. резервов.

Конкретно в мае было продано из «заначки» страны $ 2,67 млрд., 2,34 млрд евро и 410 млн. британских фунтов. В результате, как предупредил Центробанк, в российском банковском секторе возникает профицит ликвидности.

Грубо говоря, Минфин продает ЦБ средства Резервного фонда, номинированные в валюте, а Банк России вынужден сопровождать эту покупку технической эмиссией. В результате, в последние два месяца объем денежной массы только растет.

Это ведет к тому, что у банков скапливается слишком много свободных денег, которые не находят применения. Спроса на кредиты экономика не предъявляет. Так, по итогам первого квартала 2016 года, банковский сектор показал отрицательные значения по всем основным показателям: на 2,3% сократились банковские активы, почти на 3% - корпоративные кредиты, на 1% - потребительные, на 3% - вклады населения.

1 июня Банк России сообщил, что приток ликвидности в апреле-мае удалось частично абсорбировать, продав облигации федерального займа (ОФЗ) из собственного портфеля номинальной стоимостью 119,9 млрд. рублей. Но полностью проблемы это не решает, и отдувается за «техническую эмиссию» население.

25 апреля Сбербанк резко снизил ставки по вкладам граждан. Больше всего досталось депозитам в евро. При вложении на срок до года они обвалились почти до нуля. Теперь, надо думать за лидером рынка, Сбербанком, последуют и другие банки.

Но главное - подтверждается пессимистичный прогноз министра финансов Антона Силуанова . Еще в январе он предупреждал, что в 2016 году Резервный фонд может быть почти полностью израсходован. А в конце мая «не исключил», что Минфин превысит установленную бюджетом планку - 2,1 трлн. рублей из Резервного фонда в 2016 году, - и потратит на финансирование дефицита бюджета «несколько больше».

К ускоренному расходованию Резервного фонда подстегивают и приближающиеся выборы. Одним из «предвыборных подарков» властей к осени 2016 года может стать вторая индексация пенсий. Да и социальные обязательства 2017 года могут оказаться выше, чем сейчас представляется.

Как быстро мы можем остаться без «заначки», чем грозит стране исчерпание Резервного фонда?

За четыре месяца текущего года бюджетный дефицит достиг 4,7% ВВП, - отмечаетруководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников .

Чтобы к концу года выполнить политическую установку и снизить дефицит до 3% ВВП, потребуется, по оценкам Минфина, около 2,1 трлн. рублей. При этом, даже если все дополнительные источники - приватизация госсобственности, выход среднегодовой цены Urals на отметку $ 40 за баррель (сейчас - около $ 36), сокращение госрасходов за счет отзыва с 1 октября неизрасходованных лимитов, - заработают в полном объеме, дефицит, по расчетам Федерального казначейства, в лучшем случае составит 3,4% ВВП.

При таком состоянии доходной части бюджета траты из Резервного фонда неизбежны. А с учетом, что реально принесут дополнительные источники доходов, естественно предположить, что мы будем тратить Резервный фонд в текущем году весьма интенсивно.

Полюс, по итогам полугодия, видимо, правительство примет решение о вторичной индексации пенсий - накануне выборов в Госдуму этот вопрос приобрел значительную социальную остроту. Плюс, кабмину необходимо решить еще ряд электоральных задач.

Правда, средства на индексацию пенсий, по большому счету, заложены в так называемом президентском резерве, который образовался за счет заморозки накопительной части пенсии за текущий год, и составляет около 340 млрд. рублей. Да, 150 млрд. из этого резерва уже «забронировано» на поддержку Внешэкономбанка (ВЭБа), чтобы он не попал в ситуацию дефолта по своим внешним обязательствам. Но и оставшихся денег на индексацию в принципе должно хватить.

Проблема, однако, в том, что те же самые средства могут понадобиться на совершенно другие, не менее важные, цели. Об этом говорит та же история с ВЭБом: изначально предполагались совсем другие источники его поддержки. Скажем, на сегодня для финансирования антикризисного плана правительства не хватает 160 млрд. рублей. И взять их пока банально неоткуда.

При таком раскладе именно Резервный фонд - единственная реальная страховка для финансирования дефицита.

«СП»: - Насколько хватит Резервного фонда?

Если мы будем тратить фонд такими же темпами, как сейчас, он может закончиться уже к началу 2018 года. Причем, пополнять фонд пока не из чего. Пока все доходы от нефти свыше $ 40 за баррель прямиком пойдут на финансирование бюджетного дефицита и решения текущих проблем. В частности, на финансирование всех социальных обязательств государства в полном объеме.

«СП»: - Что это означает для экономики РФ?

В первую очередь - дополнительную эмиссию. Активы Резервного фонда, размещенные в федеральных гособлигациях иностранных государств с высоким кредитным рейтингом, продаются Центробанком, а он взамен на эти активы обязан выпустить соответствующее количество рублей. По расчетам, объем самой минимальной бюджетной эмиссии только в 2016 году составит примерно 1,8−2 трлн. рублей.

Это довольно серьезное приращение денежной массы, находящейся в обращении. Для сравнения: сейчас в экономике РФ обращается около 36 трлн. рублей. В результате эмиссионной прибавки приращение составит несколько процентов.

Это, в свою очередь, создает серьезный инфляционный риск, который Банку России необходимо учитывать в денежно-кредитной политике. В частности, ЦБ не станет снижать ключевую ставку, иначе инфляция разгонится много выше расчетных 6,5% по концу года.

Помимо того, что подобная ситуация является головной болью для денежных властей, она еще и заставляет откладывать необходимые меры поддержки экономики.

«СП»: - Как можно разрешить эту ситуацию?

Необходимо внести ясность, что дальше будут делать Минфин и ЦБ, опираясь на дискуссию о новых источниках экономического роста и структурных реформах, которая началась 25 мая, на заседании президиума экономического совета при президенте РФ. Думаю, промежуточные итоги этой дискуссии обозначатся уже нынешним летом, и это начнет мотивировать бизнес к большей деловой активности. Пока же на первом месте в списке ограничений деловой активности, по данным Росстата, находится как раз неопределенность экономической политики.

Резервы для того и создавались, чтобы расходовать их в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры, - напоминает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов .

Другие дело, что резервы нецелесообразно расходовать на текущие обязательства, их разумнее тратить на финансирование проектов, которые имеют мультипликативный эффект, и способны вытягивать экономику. Другими словами, резервы нужно не проедать, а инвестировать.

Да, текущие обязательства государства могут финансироваться за счет дефицита бюджета. Но нужно понимать: этот дефицит можно и нужно покрывать не только за счет Резервного фонда, но и за счет инструментов внутренних заимствований. У нас, я считаю, хороший потенциал рынка внутренних заимствований, и даже наблюдается дефицит надежных инструментов для вложений. Если государство - Минфин - такие инструменты на внутреннем рынке будет создавать, они вполне могут быть востребованы.

Поэтому у меня вызывает некоторое удивление тот узкий диапазон механизмов, с помощью которого Минфин намерен покрывать дефицит бюджета. Видимо, инструменты внутреннего заимствования у нас ассоциируются, по старой памяти, с финансовой пирамидой ГКО (государственных краткосрочных облигаций) 1998 года. Но этот опыт в текущих условиях совершенно необязательно повторять. Инструменты могут быть разумными для государства с точки зрения цены привлекаемых средств, и надежными для держателей облигаций.

«СП»: - Представим, что Резервный фонд исчерпан. Что это будет означать политически?

Прежде всего - отсутствие свободы маневра для власти. Замечу, что финансовая политика, связанная с созданием резервов, которой российские власти следовали долгое время, была, на мой взгляд, связана с фобиями 1990-х. В 1990-е государственная власть часто оказывалась без свободных средств, и, как следствие, без свободы маневра в политической плоскости. Поэтому свободой маневра власть, конечно, дорожит.

С другой стороны, у власти имеется возможность пополнять валютные фонды не только за счет благоприятной нефтегазовой конъюнктуры. Скажем, ЦБ вполне может скупать валюту, чтобы сдерживать периоды укрепления рубля, что будет способствовать сокращению волатильности национальной валюты.

На мой взгляд, разумной целью в нынешней ситуации является не дешевый, а не дорогой рубль, а рубль стабильный. Помимо сокращения амплитуды спекулятивного «маятника» колебаний курса, стабильный и дешевый рубль позволит пустить дополнительную ликвидность в реальный сектор экономики: что бы ни говорил Минфин, этот сектор в ликвидности нуждается.

Такое решение и экономике на пользу пойдет, и государству позволит сохранить политическую свободу маневра…

О стабилизационном фонде РФ

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФОНДА

http://akudrin.ru/achievements/stabfond

Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФОНДА

Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.

Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

  • 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
  • 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
  • 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
  • 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

УПРАВЛЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ФОНДА

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

  • путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
  • путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласно второму методу (путем размещения средств на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

ПРАВИЛА ИНВЕСТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА

Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:

  • долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor"s) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody"s Investors Service);
  • долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
  • долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
  • долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.
  • Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах):

В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:

Доллар США

Фунт стерлингов

Министерство финансов Российской Федерации утверждает валютную структуру и указанный норматив срока до погашения, которые являются действительными для обоих упомянутых выше методов управления Фондом.

ОТЧЕТНОСТЬ ПО ОПЕРАЦИЯМ СО СРЕДСТВАМИ ФОНДА

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств и использовании средств Фонда в отчетном месяце.

Министерство финансов Российской Федерации представляет в Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые отчеты о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании.

Правительство Российской Федерации направляет ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

Следующий год может стать последним для Резервного фонда. Об этом, как передает ТАСС, заявил во вторник в Совете Федерации министр финансов Антон Силуанов.

"Примерно на 2,6 трлн рублей мы сократим объем наших резервов - больше чем наполовину. Все это означает, что 2016 год - это тот год, когда мы сможем последний год так тратить наши запасы, наши резервы. А дальше у нас таких ресурсов не будет", - сказал он.

По словам министра, при сохранении сегодняшних цен на нефть и курса доллара бюджет в 2016 году недополучит 900 млрд рублей.

"Если сегодняшние цены на нефть и обменный курс сохранятся, а сегодня цены на нефть порядка 44 долларов за баррель для Urals и курс рубля около 62 рубля за доллар, то мы можем недополучить 900 млрд рублей. Такие риски у нас есть действительно", - заявил министр.

Антон Силуанов напомнил, что федеральный бюджет - это основной инструмент экономической политики. "Мы говорим о необходимости его адаптации к новым макроэкономическим реалиям", - указал он.

"Хотелось бы отметить, что в этом году объем доходов бюджета ожидается на 1,3 трлн рублей ниже, чем в прошлом году, в то время как общий объем расходов вырастет на 11%. Как результат, дефицит в этом году составит 3% ВВП", - сообщил глава Минфина.

Напомним, в 2003 году в России был учрежден Стабилизационный фонд - один из основных российских государственных фондов. 1 февраля 2008 года его разделили на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд используется для компенсации расходов на социальные нужды и погашение внешнего долга, Фонд национального благосостояния используется для финансирования выплаты пенсий.

Cформулированное в 2013 году (и похороненное в 2015 году) бюджетное правило подразумевало, что расходы бюджета должны формироваться, исходя из средней цены на нефть за прошедшие годы, а не на основе прогноза. Доходы бюджета сверх расчетной цены во времена "дорогого барреля" направлялись в Резервный фонд. Так было до последнего времени, когда санкции, обвал рубля и падение цен на нефть поставили под угрозу российский бюджет.

Месяц назад стало известно, что Минфин не планирует пополнять Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в ближайшие годы. В июле Силуанов говорил, что Минфин предусматривает использование Резервного фонда в 2015 году в размере 2,5-3 трлн рублей, на 2016-2017 годы предлагает задействовать чуть больше 1 трлн рублей, чтобы на 2018 год сохранить его. На тот момент министерство оценивало, что в 2018 году фонд сохранится в размере около 500 млрд рублей.

Ранее в докладе "Новые реалии российских госфинансов", подготовленном ЦМИ "Сбербанка", отмечалось , что уже в конце 2015 года в Резервном фонде может остаться чуть более 10% от текущего объема средств.

Весной министр финансов предупреждал , что Резервный фонд может закончиться к 2017 году. Тогда на покрытие дефицита бюджета придется тратить ФНБ. Правда после того как в 2012 году президент предложил вкладывать средства ФНБ в мегапроекты, на них появилось множество претендентов. В середине 2014 года общая сумма поступивших заявок превзошла весь размер фонда.