Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету. Минфин отложил применение федеральных стандартов бухучета

Стандарт – это определенная норма, закрепленная документально. Что касается бухучета, к нему существуют определенные требования, декларирующие минимальные нюансы и допустимые способы ведения. Их и называют стандартами.

Познакомимся подробнее с отраслевыми стандартами бухучета, в отличие от федеральных и внутренних.

Виды стандартов для ведения учета

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года в ч. 1 ст. 21 выделяет такие виды стандартов для учета:

  • федеральные – установленные законодательством страны, актуальны для любых организаций, действующих на территории Российской Федерации;
  • отраслевые – принятые нормативными документами по соответствующей области деятельности;
  • внутренние – принимаемые локальными актами каждого отдельного предприятия.

ВАЖНО! Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению. Разрабатывая внутрифирменные стандарты, организация должна позаботиться о том, чтобы они не противоречили отраслевым и федеральным.

Особенности отраслевых стандартов

Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.

Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:

  • приведение требований в соответствие с потребностями людей и организаций, составляющих и получающих бухгалтерскую отчетность;
  • достижение современного уровня развития практики и научных методов финансового учета;
  • организация единства правил для различных систем бухгалтерского учета;
  • упрощение учета и отчетности (для тех категорий, имеющих право применять упрощенные методы бухгалтерии).

Общее между федеральными и отраслевыми стандартами

  1. Регулируют способы бухгалтерского учета в организации.
  2. Безоговорочно обязательны к применению.
  3. Устанавливают:

Отличия отраслевых стандартов от федеральных

  1. Отраслевые стандарты конкретизируют федеральные.
  2. Имеют более элементарный механизм использования.
  3. Принимается во внимание вид деятельности, для которого они создаются.
  4. Могут быть утверждены только по результатам экспертизы в Совете по стандартам.

Отраслевые стандарты могут быть универсальными для отдельных направлений деятельности, детализировать специальные правила к бухучету или же раскрывать особенности его ведения в конкретных сферах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В свете постепенного перехода к международным стандартам учета (МСФО) разработка и использование отраслевых стандартов являются весьма целесообразными. Центробанк РФ, регулирующий отечественный рынок, активно занимается разработкой и внедрением стандартов для всех основных отраслей, действующих сегодня в различных экономических секторах.

Поводы для разработки отраслевых стандартов

Помимо необходимости приближения требований учета к международным, Банк РФ руководствуется следующими соображениями, диктующими появление разнообразных отраслевых стандартов:

  • стремлением к универсальности бухгалтерской отчетности;
  • желанием повысить информативность подаваемых форм;
  • планируемым в ближайшем будущем переходом на план бухгалтерских счетов, единый для кредитных и некредитных финансовых организаций.

Отраслевые стандарты постоянно пополняются и внедряются в жизнь организаций постепенно, по мере их принятия и утверждения в Совете по Стандартам.

Что входит в отраслевые стандарты

Отраслевые требования к способам и методом бухучета конкретизируют особенности применения федеральных, поэтому содержат ту же информацию, но имеющую специфичный характер:

  • сведения об объектах бухучета, их определении и классификации;
  • правила их принятия к учету и списания;
  • методы, по которым устанавливается их стоимость;
  • применяемый план бухгалтерских счетов;
  • требования к финансовой отчетности и др.

Примеры отраслевых стандартов

Выпуская новый отраслевой стандарт, Банк РФ размещает его на своем официальном сайте. Кроме уже утвержденных, там содержатся проекты стандартов, готовящихся к экспертизе. Относительно каждого из опубликованных Положений Банк России публикует специальные разъяснения и инструкции. Приведем примеры самых «свежих» новинок отраслевых стандартов от Банка РФ.

  1. Отраслевые стандарты для некредитных финансовых организаций (НФО):
  2. Отраслевые стандарты для страховых организаций:
    • порядок составления документов для отчетов бухгалтерии (№526-п от 28 декабря 2015 года);
    • операций по ведению страховой деятельности (№502-п от 05 ноября 2015 года);
    • бухучет в российских страховых организациях и обществах взаимного страхования (№491-П 04 сентября 2015 года) и др.
  3. Отраслевые стандарты для кредитных финансовых организаций (КФО):
    • правила начисления и выплаты вознаграждений персоналу КФО (№465-п от 15 апреля 2015 года);
    • особенности выполнения требований по резервам (№554-п от 20 октября 2016 года);
    • учет основных средств, недвижимости, активов, которые временно не эксплуатируются, запасов, предназначенных на продажу и полученных в качестве залога или отступного (№448-п от 22 декабря 2014 года);
    • требования по осуществлению хеджирования (№525-п от 28 декабря 2015 года) и др.

Новшества 2018 года

Банк России стал исполнять новые, дополнительные функции: по регулированию отраслевых требований к бухгалтерскому учету отдельных видов деятельности. Например, ранее контроль для некредитных финансовых организаций выполняли Финансовая служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора, а сами требования разрабатывал Минфин РФ. Для НФО с 1 января 2018 года начинают действовать отраслевые стандарты, принятые Банком России: эти организации должны перейти на новый ПБУ.

Для создания Положений относительно бухучета в НФО Банк России использовал базу, ранее разработанную им относительно КФО. Многие пункты остались аналогичными, но есть и новшества, связанные с повсеместным сближением с МСФО.

СПРАВКА! Если в положениях, принятых Банком РФ как главным регулятором рынка, какие-либо вопросы не нашли урегулирования в соответствующих нормативных актах, рекомендуется пользоваться требованиями МСФО.

Специализированные организации готовы помочь руководству предприятий оперативно перейти на новые способы ведения учета, оказав содействие в:

  • формулировании учетной политики;
  • соотнесении имеющихся ПБУ с отраслевыми и федеральными стандартами;
  • нумерации новых лицевых счетов;
  • разработке методики оценки активов и обязательств;
  • автоматизации бухучета по новым требованиям.

Специалисты готовы обучать и консультировать работников бухгалтерской сферы по любым вопросам, связанным с переходом на новый уровень учета финансовой деятельности.

Принятие нового закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ вместо утратившего силу 129-ФЗ внесло изменения в ряд важных понятий. Так, вместо родного всем понятия «российские стандарты бухгалтерского учета» (РСБУ) в 402-ФЗ введено понятие «федеральные стандарты бухгалтерского учета». В статье рассмотрим, повлияли ли изменения в формулировке на работу бухгалтеров, остановимся на перспективах развития ФСБУ.

Куда исчезли РСБУ

Из программы убрали обновление ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", так как оно прошло в рамках предыдущей программы. Основное изменение касается организаций, формирующих консолидированную отчетность в соответствии с МСФО. Теперь такие организации вправе не применять способ учета по национальным правилам, когда такой способ противоречит требованиям МСФО. Данное новшество уже породило ряд вопросов, в том числе могут ли применять такие нововведения организации, составляющие отчетность по МСФО добровольно? На сегодняшний день бытует позиция, что да, ограничений для применения правил МСФО нет и для тех, кто это делает добровольно. Кроме того, учитывая диапазон выбора способов учета, нельзя отказаться от применения национального правила, если существует какой-либо способ учета МСФО, хоть он и не закреплен в учетной политике организации.

Указанная цель пока не воплотилась в новых ФСБУ и не коснулась ранее принятых. Однако, на текущий момент завершен срок, установленный для публичного обсуждения следующих проектов ФСБУ:

  • запасы;
  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • изменения в ПБУ 3/2006.

Также на сайте Минфина РФ имеется проект нового ФСБУ «Учет аренды».

19 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 160-ФЗ).

10 июля 2017 года начал действовать Приказ Минфина России от 07.06.2017 № 85н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017 – 2019 гг. и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 – 2018 гг.».

Об этих новшествах в области бухгалтерского учета мы расскажем в нашем материале.

Новшества Федерального закона № 402-ФЗ.

В Федеральный закон № 402-ФЗ внесены следующие изменения:

  • к документам в области регулирования бухгалтерского учета будут относиться в том числе нормативные акты ЦБ РФ (пп. 2.1 п. 1 ст. 21);
  • ФСБУ независимо от вида экономической деятельности устанавливают план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения (пп. 3 п. 5 ст. 21);
  • теперь планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета и группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций устанавливаются нормативными актами ЦБ РФ (п. 6 ст. 21);
  • соответствующие изменения о полномочиях ЦБ РФ нормативных актах внесены в п. 15 ст. 21 и пп. 1 п. 2 ст. 23, а также указано, что нормативные акты ЦБ РФ могут вступать в противоречие с федеральными стандартами (п. 1.1 ст. 30).

Приведенные новшества не затрагивают интересы коммерческих организаций, не относящихся к кредитным и некредитным финансовым организациям. Но следующее изменение, внесенное в Федеральный закон № 402-ФЗ, будет, безусловно, важным для указанных организаций: ст. 30 дополнена п. 1.1. Теперь положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ – 1 января 2013 года, признаются федеральными стандартами. А если учесть, что после 1 января 2013 года новые ПБУ не принимались, все действующие ПБУ одномоментно стали федеральными стандартами. Возникает вопрос: так будут ли разрабатываться и приниматься действительно новые ФСБУ? Об этом далее.

Новая программа разработки ФСБУ.

Практически одновременно с Федеральным законом № 160-ФЗ вступил в силу Приказ Минфина России № 85н, который вносит два принципиальных новшества:

  • утверждает новую программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ) на 2017 – 2019 годы;
  • признает утратившим силу Приказ Минфина России от 23.05.2016 № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 – 2018 гг.».

Указанные полномочия даны Минфину ст. 23 и 26 Федерального закона № 402-ФЗ.

Прежде чем говорить об изменениях в программе разработки ФСБУ, разберемся в их статусе.

Стандарт бухгалтерского учета – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.Понятие «федеральный стандарт бухгалтерского учета» внесено Федеральным законом № 402-ФЗ.

На основании законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартах экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, в том числе:

  • выбирает в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами;
  • разрабатывает самостоятельно способ ведения бухгалтерского учета в случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами он не установлен;
  • при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами, может внести изменения в учетную политику.

ФСБУ устанавливается порядок проведения обязательной инвентаризации, а также определяется состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ФСБУ являются важнейшими документами в области регулирования бухгалтерского учета, которые обязательны к применению.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают…

… определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия и списания их в бухгалтерском учете

… допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета

… порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ для целей бухгалтерского учета
… требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете
… план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения
… состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности
… условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период
… состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней
… состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней
… упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы

Прочитав все это, бухгалтер может задаться вопросом: где же эти ФСБУ, которые соответствуют потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета, разработанные на основании МСФО и обеспечивающие условия для их единообразного применения? Пока только в планах Минфина и других ответственных за это лиц.

Именно Минфин уполномочен утверждать программу разработки федеральных стандартов. При этом программа разработки федеральных стандартов должна ежегодно уточняться в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета (п. 4 ст. 26 Федерального закона № 402-ФЗ). По всей видимости, этим и руководствовались финансисты, утвердив новую программу. Только одна нестыковка: еще ни одного ФСБУ не принято. Хотя отдельные итоги работы в данном направлении уже можно подвести.

В течение 2016 года в соответствии с ранее утвержденной программой должны были быть разработаны и представлены на общественное обсуждение пять федеральных стандартов бухгалтерского учета: «Запасы», «Основные средства», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», «Бухгалтерская отчетность», «Нематериальные активы». В 2016 году также было намечено подготовить проект поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету в части введения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов.

Что же фактически внесено в Совет по стандартам бухгалтерского учета , который начал свою работу в 2016 году, для проведения экспертизы проектов указанных документов?

проект ФСБУ «Основные средства»;Согласно Отчету о деятельности Совета по стандартам бухгалтерского учета за 2016 год была проведена экспертиза следующих проектов федеральных и отраслевых стандартов и иных документов в области бухгалтерского учета для коммерческих организаций:

  • проект изменений в положения по бухгалтерскому учету в части упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов.

Последний проект обрел силу документа в 2016 году: Приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» были внесены изменения в ряд ПБУ, касающиеся применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.

На данный момент завершен срок публичного обсуждения следующих проектов:

  • ФСБУ «Запасы»;
  • ФСБУ «Основные средства»;
  • ФСБУ «Нематериальные активы»;
  • изменений в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;
  • изменений в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

Отметим, что на сайте Минфина представлен проект ФСБУ «Учет аренды» (опубликован 29 июня 2017 года).

Как же скорректирована работа по разработке ФСБУ на 2017 – 2019 годы по сравнению с предыдущей программой?

Во-первых, количество планируемых к разработке ФСБУ не изменилось – их осталось также 14. Но при этом появились новые проекты ФСБУ, планируемые к принятию:

  • «Незавершенные капитальные вложения»;
  • «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты» (предполагается впоследствии инкорпорировать в ФСБУ «Финансовые инструменты»);
  • «Финансовые инструменты»;
  • «Добыча полезных ископаемых».

Как уже сказано, количество проектов не изменилось, соответственно, это же количество проектов убрали из первоначальной программы, а именно:

  • «Финансовые активы и обязательства»;
  • «Реорганизация юридических лиц»;
  • «Вознаграждение работникам»;
  • «План счетов бухгалтерского учета».

Во-вторых, обновлен и порядок внесения изменений в действующие ПБУ. Как и ранее, планируется внести изменения в следующие ПБУ:

  • ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
  • ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»;
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».

Из программы убрали обновление ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

В-третьих, скорректированы как сроки представления проектов ФСБУ в Совет по стандартам бухгалтерского учета, так и предполагаемые даты вступления стандарта для обязательного применения. Все сроки ориентировочно сдвинуты на год вперед, то есть если в 2016 году планировалось первые ФСБУ запустить уже в 2018 году, то теперь уже называются даты от 2019 года и до 2021 года включительно.

Отметим также, что изменился и состав ответственных исполнителей. Кроме Минфина России, как и ранее, в разработке проектов стандартов будут принимать участие Фонд «НРБУ «БМЦ» и НП «ИПБ России» . Вместо СРО НП МоАП теперь к разработке ФСБУ подключится СРО РСА , а также Фонд «НСФО» .

В 2017 году бухгалтерам нужно ознакомиться с проектами и готовиться к вступлению с 2019 года следующих ФСБУ: «Запасы» и «Нематериальные активы», а с 2020 года – «Основные средства». Вероятность принятия указанных стандартов наиболее велика.

Теперь положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ – 1 января 2013 года, признаются федеральными стандартами. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон № 402-ФЗ.

Скорректирована программа разработки ФСБУ: изменения коснулись не только состава новых стандартов, которые планируется разработать и принять, но и сроков их вступления в силу для обязательного применения, которые в среднем сдвинуты на год. Таким образом, у бухгалтеров еще есть время для изучения новых проектов.


Создан в соответствии с Приказом Минфина России от 14.11.2012 № 145н «О совете по стандартам бухгалтерского учета».

Представлен на сайте Минфина.

Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр».

Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».

Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата».

Саморегулируемая организация аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация).

Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности».

Н. А. Петрова, эксперт журнала

«Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8, август, 2017 год.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) содержат основные правила методологии и организации учета по отдельным его разделам, утверждаются приказами Минфина РФ. Они регулируют об­щие и частные вопросы построения учета и формирова­ния учетной политики.

В настоящее время утверждены и действуют положения (стандарты), например:

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная поли­тика организации» (ПБУ 1/98);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иност­ранной валюте» (ПБУ 3/2000);

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97);

Положение по бухгалтерскому учету «События поле отчетной даты» (ПБУ 7/98);

Положение по бухгалтерскому учету «Условные фак­ты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98);

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы орга­низации» (ПБУ 9/99);

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы орга­низации» (ПБУ 10/99);

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000);

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государ­ственной помощи» (ПБУ 13/2000);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет немате­риальных активов» (ПБУ 14/2000);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01);

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02);

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03);

Применение стандартов в повседневной практике по­зволяет бухгалтерам избежать ошибок при ведении уче­та и повышает его качество. В дополнение к учетным стандартам в соответствии с отраслевыми особенностя­ми Министерством финансов РФ и различными ведом­ствами разрабатываются инструкции, методические ре­комендации, указания.

2.3. Учетная политика

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98). Утверждено Приказом МФ РФ от 09.12.98 г, № 60-н.

Данное Положение устанавливает основы формиро­вания и раскрытия учетной политики организации.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерско­го учета, первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся: способы группировки и оценки хозяйственной деятельности, погашения стоимо­сти активов, организации документооборота, инвентари­зации; способы применения счетов бухгалтерского уче­та; системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные способы и приемы.

Внутренние нормативные документы определяют особенность ведения учета в организации. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается ее руководителем.

При этом утверждается:

    рабочий план счетов бухгалтерского учета;

    формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы;

    порядок проведения инвентаризации активов обя­зательств организации;

    методы оценки активов и обязательств;

    правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями;

    другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

    полноту отражения в бухгалтерском учете всех фак­тов хозяйственной деятельности;

    своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете;

    тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

    рациональное ведение бухгалтерского учета, исхо­дя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Принятая организацией учетная политика оформляется соответствующим приказом или распоряжением. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года. Принятая организацией учетная политика должна соблюдаться в течение года.

Изменение учетной политики организации может про­изводиться в случаях:

    изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

    разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

    существенного изменения условий деятельности, которые могут быть связаны с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, и т. п.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей документацией (приказом, распоряжением).

Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета и порядок налогообложения.

2018 год привнёс новые изменения в учёте и будет активным. Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.

В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н).

По программе с 1 января 2018 года должны действовать десять стандартов. Однако вступление в силу трёх из них планировалось перенести с 2018 на 2020 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в программу соответствующих изменений.

31 октября 2017 года Минфин России издал Приказ № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».

Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2020 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учёта и составлению отчётности, формы первичных учётных документов и регистров.

В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов:

  • «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
  • «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
  • «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н);
  • «Обесценение активов» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н);
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н).

Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учёт и бухгалтерская (финансовая) отчётность государственного сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора».

Как было отмечено, изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов . Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений.

Название стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора:

  • основные правила (способы) ведения бухгалтерского учёта;
  • объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки;
  • общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчётности, их качественные характеристики;
  • основные принципы (допущения) подготовки отчётности;
  • основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Организации госсектора должны применять стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта с 1 января 2018 года. Для составления отчётности положениями стандарта необходимо руководствоваться начиная с отчётности 2018 года. Отчётность за 2017 год представляется по старым правилам.

Положения стандарта применяются одновременно с другими утверждёнными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учёта и составления отчётности.

Чтобы понять суть грядущих изменений, изучение стандартов необходимо начать именно с концептуальных основ. Проанализируем положения документа. В чём заключаются принципиально новые подходы к формированию данных?

Глобальные изменения

Объекты учёта

Основные нововведения касаются объектов учёта. В стандарте впервые даны определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода.

Актив - это имущество (включая наличные и безналичные денежные средства), которое отвечает следующим условиям:

В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал - это пригодность актива для использования в деятельности учреждения, обмена, погашения принятых обязательств. Использование имущества не обязательно должно сопровождаться поступлением денежных средств. Достаточно того, что оно служит для выполнения учреждением своих функций и достижения целей. Таким образом, актив характеризуется определёнными потребительскими свойствами.

Будущими экономическими выгодами признаются поступления денежных средств (их эквивалентов) в результате использования актива, например, арендные платежи.

О контроле над активом можно говорить, если учреждение вправе использовать актив (в том числе временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод и может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях учёта предполагается, что учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).

Обязательство - это задолженность, погашение которой приведёт к выбытию активов, заключающих полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства принимаются к бухгалтерскому учёту, если они возникли в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).

Разница между активами и обязательствами на определённую дату показывает величину чистых активов. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчеёт чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать как положительное, так и отрицательное значение.

Доход - это увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчётный период (кроме поступлений, связанных с вкладами собственника, учредителя). Вкладом собственника (учредителя) является имущество, которое он передал учреждению (кроме денежных средств и их эквивалентов).

Расход - это снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчётный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств.

Исключение составляет изъятие имущества собственником (учредителем), за исключением денежных средств и их эквивалентов.

Разница между доходами и расходами представляет собой финансовый результат за отчётный период.

Доходы бюджетов учитывают администраторы, расходы - главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств.

Таким образом, при ведении отчётности за 2017 год на балансе могут числиться только активы. Но к 2018 году бухгалтерии учреждения необходимо разобрать разделение имущества на актив и не актив (рис. 2). То же самое должно произойти с дебиторской задолженностью, её нужно списать и убрать с баланса.

Признание объектов учёта

Объект принимается к бухгалтерскому учёту и (или) отражается в отчётности при одновременном соблюдении трёх условий:

Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учёте он не признаётся, однако информация о нём раскрывается в пояснительной записке к отчётности.

Объект выбывает с балансового учёта на дату, когда хотя бы одно из перечисленных условий перестало соблюдаться.

Если доходы признаются в течение нескольких отчётных периодов, расходы, которые соответствуют этим доходам, должны быть распределены между теми же отчётными периодами.

Оценка объектов учёта

В стандарте введено новое понятие «справедливая стоимость». Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки. Объекты учёта, которые необходимо оценивать по справедливой стоимости, и случаи её применения будут устанавливаться в стандартах, посвящённых этим объектам.

Справедливую стоимость активов и обязательств можно определить двумя основными методами:

В качестве примера стоимости восстановления (воспроизводства) актива приведена стоимость восстановления здания в случае его разрушения. Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования.

Формирование данных для отчётности

В стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать информация в отчётности:

В стандарте впервые закреплён принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что информация об объектах бухгалтерского учёта, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой.

Юридическое и экономическое содержание фактов хозяйственной жизни может различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, то с юридической точки зрения важен объём прав на это имущество: находится оно в учреждении на праве оперативного управления или взято в аренду, получено в безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.

С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права на него, а его полезный потенциал, способность приносить экономические выгоды и возможность контролировать объект.

Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его уставных целей, но не принадлежать на праве оперативного управления, а находиться в аренде. Возможна и обратная ситуация: имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации.

В настоящее время на балансе учреждения отражается только имущество, которое закреплено на праве оперативного управления. Имущество, полученное в возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако с 2018 года принцип представления информации в учёте и отчётности кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учёта сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчётности.

Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учёта . Это закреплено и в федеральном стандарте «Аренда», который также вступает в силу с 1 января 2018 года.

К чему должны подготовиться сотрудники учреждений госсектора?

В первую очередь, нужно быть готовыми к тому, что будут вводиться новые счета и субсчета в единый план счетов, а также процесс заполнения документов немного изменится. Для этого необходимо с 2018 года загрузить новый ОКОФ и обновить редакцию.

Изменение в субсчетах единого плана счетов:

101.х3 «Инвестиционная недвижимость».

101.х7 «Биологические ресурсы».

В амортизации счёта 104 субсчета меняются аналогично!

НМА счёт 102 теперь будет подразделяться по видам:

102.х1 «Программное обеспечение и базы данных».

102.х2 «Оригиналы произведений».

102.х3 «Результаты НИР».

102.х9 «Прочие НМА».

А также добавляются счета:

111.00 «Права пользования имуществом».

114.00 «Обесценение активов».

Счёт 401.00 (Финансовый результат) добавляется:

401.11 «Доходы текущего финансового года».

401.18 «Доходы прошлых лет».

401.19 «Результат исправления ошибок по доходам».

Счёт 401.20 (Расходы текущего финансового года):

401.21 «Расходы текущего финансового года».

401.27 «Результат от оценки резервов».

401.28 «Расходы прошлых лет».

401.29 «Результат исправления ошибок по расходам».

Расширяется 120 (Доходы от собственности) КОСГУ, теперь он содержит перечень:

121 «Доходы от операционной аренды».

122 «Доходы от финансовой аренды».

123 «Природоресурсные (рентные) платежи».

124 «Проценты по депозитам».

125 «Проценты по заимствованиям».

126 «Проценты по иным финансовым инструментам».

127 «Дивиденды от объектов инвестирования».

128 «Доля в прибыли (убытке) объектов инвестирования».

129 «Доходы от участия в иных организациях».

12Т «Доходы от простого товарищества».

12К «Доходы от концессионной платы».
При начислении амортизации специалистам нужно быть внимательными, так как в связи с изменениями в учёте в 2018 году появятся ещё два подраздела начисления амортизации (рис. 7).

Стоит быть внимательными, так как только для БГУ используются два новых метода (метод уменьшаемого остатка и метод пропорционально объёму продукции). Доначисление амортизации, а также списание на забалансовые счета объектов ОС пока что не требуется.
Что касается инвентарных объектов, то единицей учёта, как известно, является инвентарный объект. К объекту ОС инвентарного объекта относятся всё то, что было ранее, и добавляется ещё один пункт «Комплекс объектов ОС» . Это разнородные объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость не является существенной. А в структурной части объекта ОС можно самостоятельно определить период поступления экономических выгод.
В связи с изменениями в учёте в 2018 году на весь комплекс нужно будет открывать только одну отдельную инвентарную карточку (0504031) при разнородных объектах ОС. Например, кабинет в государственном учреждении, в котором находятся стулья, столы, компьютеры. Все ОС будут учитываться как один инвентарный объект, в учёте для которого заводится одна инвентарная карточка.
Учёт доходов от аренды у арендодателя переходит на счёт 401.40 (Доходы будущих периодов), а счёт учёта прав пользования арендованным имуществом числится на счёте 111.00 (Права пользования имуществом) (рис. 8).

В заключение ещё раз отметим, что в статье рассмотрена лишь часть изменений, которые введены федеральными стандартами для организаций государственного сектора.

Утверждённые Минфином России федеральные стандарты, согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», являются одним из основных документов, регулирующих бухгалтерский учёт.

Вслед за федеральными должны быть утверждены отраслевые стандарты, а также рекомендации по их применению.

Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора ″Основные средства″»;

Письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 «Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора "Аренда"».

Следовательно, несмотря на то, что с 1 января 2018 года федеральные стандарты вступят в силу, правильное и единообразное их применение не может быть обеспечено без утверждённых отраслевых стандартов и соответствующих рекомендаций.

Другими словами, бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений пока остаётся лишь следить за нормотворчеством Минфина России и ждать.