Социально- экономическое развитие после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права развитие Социальное экономическое развитие после отмены крепостного права

Развитие сельского хозяйства Основой сельского хозяйства после реформы оставались помещичьи и крестьянские хозяйства. В первые годы после реформы в сельском хозяйстве происходил спад производства. Почему?

Изменения в хозяйстве помещика Преимущества Потери 1. Помещики получили выкуп. 1. Не хватало денег для организации капиталистического хозяйства, т. к. удержаны долги. 2. Получали арендную плату за земли, сданные крестьянам. 2. После освобождения крестьян помещики лишились не только рабочих рук, но и орудий труда, рабочего скота, их нужно приобрести. 3. Крестьяне отрабатывали повинности до окончания выкупной сделки. 3. Отработочный труд крестьян был непроизводительным попрежнему, но его наличие не создавало стимулов для перестройки хозяйства. 4. Основная часть пахотных земель, лесов, водопоев оставалась у помещиков. 4. Помещики не имели опыта и знаний для ведения хозяйства поновому.

Изменения в хозяйстве крестьянина Преимущества 1. Возможность выкупа земельного надела. Потери 1. Часто надел был меньше дореформенного. 2. Свобода распоряжения продукцией 2. Деньги уходили на выкупные после уплаты налогов и др. выплатежи, выплату подушной подати, земского налога и др. , что не давало развивать хозяйство. 3. Крестьянская община ограничивала в свободе передвижения, круговой порукой ограничивало развитие. 4. Необходимость аренды из-за маленьких наделов увеличивало повинности крестьян, ограничивало возможности развития.

По тексту документа «Письма из деревни» А. Н. Энгельгардта ответьте на вопросы: ü Что такое отрезки? ü Какую выгоду извлекали из отрезков помещики? ü Как существование отрезков отражалось на положении крестьянских хозяйств? Сравните показатели развития сельского хозяйства до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы Развитие сельского хозяйства в России в пореформенный период (60 -70 -гг. XIXвека). Показатели развития сельского хозяйства. Посевные площади. Урожайность хлебов с одной десятины. Средневаловой сбор хлебов. Дворянское землевладение. 82, 5 млн. десятин. 5 центнер. Показатели с 1870 -х по 90 -е годы XIX в. 103, 8 млн. десятин. 7 центнер. 31, 2 млн. тонн. Около 90 млн. десятин. 54, 1 млн. тонн 53, 2 млн. десятин. Показатели до 1861 года.

Причины медленного перехода сельского хозяйства на экономические рельсы Нежелание помещиков перестраивать хозяйство Недостаток средств у помещиков для перевода хозяйства на капиталистический путь Временнообязанное положение крестьян Отработочная система Сохранение и влияние крестьянской общины Обремененность крестьянских хозяйств различными повинностями и платежами

Развитие промышленности в первые пореформенные годы 1. Работавшие на заводах и фабриках приписные крестьяне, получив свободу, бросали подневольный труд и возвращались в деревню. 2. В 1861 г. разразился мировой торговопромышленный кризис, резко возросли цены на хлопок. Российская хлопчатобумажная промышленность работала в основном на ввозимом хлопке. Финансовая политика Изменения в банковской сфере: 1. Открыт Государственный банк для финансирования частных предприятий (1860 г.). 2. Поддержка создания частных банков (60 -70 -е гг.).

«Железнодорожная горячка» (1868 -1872 гг.) К строительству железных дорог с помощью льгот и премий привлекали частных лиц и иностранный капитал (концессии). Особенно поощрялось строительство дорог, связанных с военными нуждами. 1861 г. – 2 тыс. км железных дорог 1881 г. – 22 тыс. км железных дорог (2 место в мире после США по темпам) Перевозка грузов по железным дорогам выросла в 25 раз. В конце 70 -х гг. железные дороги связали крупные зерновые районы с промыш-ленными центрами и важнейшими морскими портами – черноморскими и балтийскими. Железнодорожное строительство дало мощный импульс развитию промышленности. В это время рождаются новые отрасли: транспортное машиностроение (паровозо- и вагоностроение), угле- и нефтедобывающая, химическая и др.

Промышленный подъем К началу 80 -х гг. в крупной промышленности завершился промышленный переворот. В основных отраслях промышленности и на транспорте ручной труд был вытеснен машинным. Паровые машины и механические станки составили основу технического оснащения горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной отраслей промышленности. В 80 -е гг. осуществляется коренная реконструкция промышленного производства, охватившая важнейшие отрасли. В их числе были добыча минерального топлива, выплавка коксового чугуна, производство цемента и соды. Происходит освоение электрической энергии. Нефтеперегонный завод 1880 -х гг. в районе Баку

Основные экономические районы Урал Металлургическое производство Юг России (Донбасс) Добыча каменного угля, железной руды, металлургическая промышленность (англ. Джон Юз) Кавказ (район Баку) Добыча нефти Центр России (Московская губерния) Крупное машиностроение Петербург Крупное машиностроение Средняя Азия Хлопчато-бумажная промышленность Центральная Россия Свеклосахарная промышленность

Формирование рабочего класса С 1865 по 1879 г. количество рабочих в промышленности выросло в полтора раза и достигло 1 млн человек. В основном пополнение шло за счет крестьян, уехавших в город на заработки и оставшихся в городе. Жизнь рабочих была очень тяжелой. В 1872 г. произошла первая стачка рабочих в борьбе за свои права (на Кренгольмской мануфактуре) На предприятии было занято до 5 тыс. рабочих эстонцев и русских. Условия работы были крайне тяжёлыми. 14 августа около 500 ткачей прекратили работу и предъявили требования: сокращение на 1 час рабочего дня, уменьшение предоставление детям-рабочимштрафов, для посещения школы и др. времени Администрация пошла на частичные уступки (рабочий день сокращён на 30 минут, отменены вычеты на больницу и церковь), но когда работа возобновилась, уступки были сведены на нет. Активные участники стачки арестованы, некоторые уволены. 11 сентября началась стачка всех рабочих. Стачечники заняли пути к фабрике, освободили арестованных, бросали камнями в прибывшие войска. 12 сентября войскам удалось подавить сопротивление безоружных рабочих.

Отмена крепостного уклада способствовала бурному росту капиталистического уклада в экономике России. Быстрее процесс шел в промышленности, так как в сельском хозяйстве сохранялось много крепостнических пережитков. По масштабам и размерам производства на душу населения российская промышленность отставала от передовых капиталистических стран. В начале 1880 -х годов развитие замедлилось из-за войны с Турцией 1877 -1878 гг. , снижения цен на зерно и др. товары за границей, крайнее обнищание крестьян.


Начало послевоенного восстановления.

Ни одна страна не имела таких потерь в годы Великой Отечественной и Второй мировой войны, как Советский Союз и его составная часть - Россия. Война унесла 27 млн. советских людей, часть из них - гражданское население, погибшее в гитлеровских лагерях смерти, в результате фашистских репрессий, болезней, голода. Эти потери составили примерно 40 % всех людских потерь во Второй мировой войне. Более 1 млн. воинов Советских Вооруженных Сил отдали свои жизни при освобождении от фашизма народов Европы и Азии. Фашисты превратили в руины 1710 городов и поселков городского типа, свыше 70 тыс. сел и деревень. Было уничтожено 30 % национального богатства Советского Союза.

В целом потери Советского Союза и его народов, в том числе России, оцениваются в 2,569 млрд. рублей (в сопоставимых ценах).

Процесс восстановления и развития промышленности, транспорта, других отраслей проходил ценой сверхнапряжения и концентрации ограниченных ресурсов. В результате довоенный уровень производства в промышленности был достигнут к 1950 г.

Дело существенно осложнялось тем, что урожай зерна - основной продовольственной культуры за 1949-1953 гг. составлял в среднем всего 81 млн. т. Производство мяса едва превысило показатели дореволюционных лет, а ресурсов зерна в расчете на душу населения было значительно меньше. Торговля хлебом во многих городах и промышленных центрах происходила с перебоями. Затянувшееся решение зерновой проблемы сказывалось на уровне благосостояния миллионов людей, сдерживало развитие промышленности. Создавалась реальная угроза возникновения острых социальных проблем.

Уже в первой половине 50-х гг. на советскую экономику, только еще поднимающуюся после разрушительной войны, навалились сложные проблемы: накормить и одеть людей, поднять культуру и науку, осуществить обширные структурные сдвиги в технологии, организации и управлении производством, укрепить оборону страны за счет новейших видов вооружений.

Достаточных финансовых и материальных ресурсов для одновременного решения всех этих задач не было. В поисках выхода из создавшейся ситуации особое значение имело правильное определение главного звена в цепи задач и соответствующих приоритетов.

Крайне остро встала продовольственная проблема. На ее решение в числе других была направлена программа освоения целинных земель. Одновременно был проведен в жизнь ряд мер по перераспределению национального дохода в пользу села. Среди них - изменение налоговой системы и повышение закупочных и заготовительных цен. Были созданы предпосылки для роста благосостояния крестьянства, что в свою очередь повысило их заинтересованность в увеличении урожайности полей и продуктивности скота. В результате товарная продукция сельского хозяйства в 1960 г. увеличилась по сравнению с 1953 г. на 60 %.

Подъем сельского хозяйства явился важной предпосылкой расширения производства предметов потребления. В 1953-1955 гг. советским руководством были приняты меры по обновлению и развитию легкой и местной промышленности, дополнительному выпуску и улучшению качества товаров для населения. К осуществлению этой задачи были привлечены предприятия тяжелой и оборонной промышленности, что было особенно важно для расширения производства относительно сложных и дефицитных для того времени бытовых товаров: радиоприемников, часов, швейных машин, велосипедов. Началось освоение массового выпуска холодильников, магнитофонов, телевизоров. Все это послужило материальной основой для повышения уровня жизни населения.

Развитие советской экономики в течение 50-х гг. отличалось динамизмом, что в свою очередь обеспечивалось высокими темпами роста капитальных вложений и опережающим темпом ввода основных фондов. Это было связано с тем, что значительная часть накоплений расходовалась на восстановление разрушенных войной объектов, а восстанавливать все же легче, чем строить заново.

Важно отметить также, что весь прирост сельскохозяйственного производства, включая и урожай на целинных землях, был получен за счет роста производительности труда. В промышленности свыше половины прироста продукции обеспечивалось за счет дополнительной рабочей силы, которая, как правило, мигрировала из села.

Развитие социальной политики СССР.

В 1960-1962 гг. было завершено упорядочение заработной платы в промышленности, строительстве, на транспорте и на предприятиях связи. В стране была введена единая система ставок и окладов, увязанная по отраслям, производствам и категориям работающего персонала.

К концу 1960 г. все рабочие и служащие перешли на семи- и шестичасовой рабочий день. Средняя продолжительность рабочей недели составила около 40 часов. В середине 50-х гг. было положено начало становлению системы пенсионного обеспечения рабочих и служащих.

Важной задачей явилось установление государственной системы социального обеспечения колхозников.

Во второй половине 50-60-х гг. была проведена большая работа по упорядочению оплаты труда, совершенствованию существующего механизма распределения, повышению материального уровня жизни народа.

В числе самых острых социальных проблем, с которыми столкнулась страна в 50-е гг., был жилищный вопрос. В результате разрушений без крова после войны осталось 25 млн. человек.

Чтобы снять остроту проблемы, по инициативе Н. С. Хрущева были приняты меры по увеличению жилищного строительства. Ставилась задача строить больше, быстрее и дешевле. Указывались пути ее решения: широкое применение типовых проектов, внедрение индустриальных поточных методов возведения жилых зданий, широкое применение железобетона и блочных конструкций. В крупных городах строили преимущественно четырех- и пятиэтажные здания. В таких домах можно было обойтись без лифта, упростить специальное инженерное оборудование.

Размах нового строительства приобрел значительные масштабы. Если в 1951-1955 гг. в городах и поселках в среднем за год вводилось общей жилой площади 30,4 млн. квадратных метров, то в 1957 г. было введено 52 млн. квадратных метров (Капитальное строительство в СССР. М., 1961. С. 192-193). Десятки миллионов людей, потерявших надежду, что их очередь на жилье когда-нибудь приведет к желаемому результату, вдруг стали переезжать в собственные комнаты, а многодетные - в отдельные двух- или трехкомнатные квартиры.

Все эти социально-экономические меры способствовали повышению народного благосостояния, что особенно ощущалось во второй половине 50-х гг.

Одно из центральных мест в деятельности Советской власти в 50-е гг. занимали проблемы, связанные со стимулированием научно-технического прогресса и широким применением его результатов в народном хозяйстве. В конце 50-х гг. советская наука получила важные положительные результаты в ряде областей прикладных знаний, в том числе в области полупроводников, электронно-вычислительных машин. Ярким свидетельством высокого научного и технического уровня производства явились запуск первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космос.

Однако, несмотря на целый ряд успехов ученых, уже в 50-е гг. в науке зародились противоречия, которые, постоянно нарастая и обостряясь, послужили одной из главных причин нашего отставания от тех глубоких структурных сдвигов в технологии, качестве и эффективности, которые произошли в производстве развитых капиталистических стран.

И все же в 50-е гг., несмотря на объективные и субъективные трудности, ошибки и просчеты управления, удалось существенно продвинуться вперед в решении глобальных проблем, которые настойчиво заявили о себе в начале десятилетия: заметные сдвиги произошли в социальной политике; ряд достижений записали на свой счет наука и техника; значительно возросла оборонная мощь страны. Конечно, многие противоречия не только оставались неразрешенными, но и углублялись. Однако высокий динамизм развития порождал большие надежды на будущее, тем более что в те годы речь шла главным образом об удовлетворении самых насущных, неотложных проблем.

В мае 1955 г. были приняты также решения по дальнейшему расширению функций и прав союзных республик в области планирования капитального строительства, по бюджетным вопросам.

Трансформация системы государственного управления.

Одним из самых неожиданных шагов, сделанных в процессе поиска новых организационных форм управления производством и осуществленных по инициативе Н. С. Хрущева, является закон 1957 г., согласно которому все общесоюзные и союзно-республиканские промышленные и строительные министерства, за исключением электростанций, оборонной, авиационной, судостроительной, радиотехнической и химической промышленности, были упразднены. Управление промышленностью и строительством в рамках крупных административных районов было организовано по территориальному принципу. В каждом из них создавался совет народного хозяйства (совнархоз), которому передавались функции планирования и непосредственного руководства деятельностью предприятий и строек.

В ноябре 1962 г. общесоюзные планирующие органы подвергаются очередной существенной реорганизации. Функции Госплана СССР по оперативному планированию и управлению были переданы вновь созданному центральному органу - Совету народного хозяйства СССР (СНХ СССР).

Таким образом, в первой половине 60-х гг. в скрытой или явной форме накопился ряд противоречий, которые неизбежно влекли за собой обострение экономической и социальной обстановки в стране.

Довольно высокие темпы роста сельскохозяйственной продукции, достигнутые в значительной мере экстенсивным путем за счет освоения дополнительных пахотных площадей, заслонили собой значительное отставание по урожайности.

Новая обстановка и изменившиеся задачи требовали расширения инициативы и самостоятельности предприятий, укрепления хозяйственного расчета, а следовательно, и изменения методов и инструментария: планирования, организационной структуры. Бесконечная цепочка непродуманных реорганизаций не дала нужного эффекта. В этой связи уже с начала 60-х гг. одной из важнейших социально-экономических проблем в СССР, в том числе и в России, стала проблема экономического обновления, изменения форм и методов управления. Выдвижение ее на первый план диктовалось новой социально-экономической ситуацией, сложившейся в Советском Союзе к началу 60-х гг. Дело в том, что со второй половины 50-х гг. стало ясно, что механизм хозяйствования в значительной степени устарел. Он сложился в конце 20-х - начале 30-х гг. в чрезвычайных, во многом экстремальных обстоятельствах. Возникшая в годы первых пятилеток система хозяйствования оказалась необходимой и в годы Великой Отечественной войны, и в послевоенных также очень сложных условиях восстановления народного хозяйства.

Однако с 50-х гг. перестали действовать чрезвычайные факторы. Резко изменились масштабы советской экономики.

Так, в 1966 г. промышленность СССР имела уже более 300 отраслей. Число комбинаций различных хозяйственных связей измерялось астрономическими цифрами. В этих условиях стало экономически нецелесообразным, да и технически невозможным осуществлять управление методами прямого административного воздействия, регламентировать, как и прежде, деятельность предприятий. Нарастали трудности в управлении. Прежний уровень централизации оказался чрезмерным. Все более остро вставал вопрос о расширении хозяйственной самостоятельности предприятий.

Произошли изменения и в кадровом потенциале. Если раньше значительная масса высококвалифицированных специалистов была сосредоточена в системе управления, то в 50-60-е гг. она в большей мере переместилась в сферу производства. Вырос образовательный и профессиональный уровень рабочего класса и крестьянства. Жизнь требовала создать условия для более полного и эффективного использования опыта и знаний трудящихся, дать больше самостоятельности на местах.

Новая экономическая ситуация определялась начавшейся в стране научно-технической революцией. Она была связана с овладением ядерной энергией, освоением космоса, развитием химии, автоматизацией производства.

Однако существующий механизм хозяйствования, практика планирования сдерживали техническое перевооружение производства. Предприятия не были в достаточной мере заинтересованы в снятии с производства устаревших изделий и замене их более совершенной техникой. Например, когда в начале 60-х гг. на "Уралмаше" был создан впервые в мировой практике комплексно-механизированный и автоматизированный блюминг "1300" производительностью, в 2 раза превышающей показатели любого из действующих, то оказалось, что выпускать его предприятию невыгодно. Новый блюминг весил на 1,5 тыс. т меньше. Достигалась огромная экономия металла. Общегосударственная выгода была очевидна. Но при существующем порядке планирования продукции в тоннаже переход на выпуск этого более прогрессивного оборудования снижал показатели работы крупных предприятий. В такое положение попадали многие фабрики и заводы. Интересы научно-технического прогресса требовали перестройки планирования, создания условий, стимулирующих заинтересованность предприятий в техническом перевооружении, расширении их хозяйственной оперативности и предприимчивости в области внедрения новой техники.

Таким образом, сложилось серьезное противоречие между достигнутым уровнем развития производства, возможностями, которые открывал научно-технический прогресс, новыми явлениями в экономике, с одной стороны, и изжившими себя административно-командными формами и методами управления, старой практикой планирования, мелочной регламентацией деятельности предприятий - с другой. Вследствие этого в экономике страны стали проступать негативные явления. Произошло снижение эффективности промышленного производства. Если основные производственные фонды страны увеличились в 1959-1965 гг. примерно в 2 раза, то объем промышленной продукции вырос лишь на 84 %. Сократились темпы роста производительности труда. Не были выполнены задания семилетнего плана и в области сельского хозяйства.

С конца 50-х гг. все более активным становится поиск новых подходов в экономической политике. В этой связи проведенная в 1957 г. перестройка управления по территориальному принципу, создание совнархозов на первых порах дали определенный положительных эффект. В рамках экономических районов расширились возможности специализации и кооперирования; хозяйственники стали лучше "видеть" друг друга, улучшилась организация материально-технического снабжения и проч. Однако вскоре начался спад, усилились местнические тенденции. Районы как бы замкнулись в себе, теряя общественный рынок сбыта и создавая собственное более мелкое производство. Но самое главное, терялась отраслевая перспектива в области научных разработок, технического перевооружения.

Это ослабляло возможности осуществления единой технической политики в стране. Попытки преодоления отмеченных недостатков путем укрупнения в 1962 г. совнархозов, образования республиканских совнархозов, Совета народного хозяйства СССР, а также путем создания госкомитетов по отраслям промышленности не дали желаемых результатов.

Сложные проблемы экономического прогресса пытались, таким образом, решать старыми, административными методами. Расчет был в основном на эффект организационных перестроек. Имели место многочисленные субъективистские импровизации в ущерб научности руководства. Самое главное, проводимые мероприятия по улучшению руководства экономикой не предусматривали крупных радикальных преобразований, затрагивающих глубинные пласты экономических связей и отношений, а частичное совершенствование отдельных элементов хозяйственного механизма не могло дать и не дало ожидаемого эффекта. Необходимость проведения экономических реформ была очевидной. На пути ее осуществления первым серьезным мероприятием стала ликвидация совнархозовской системы территориального управления. Но ее проведение выполнялось под воздействием административно-командного образа мышления и соответствующих им действий. Вместо совнархозов восстанавливались министерства. Причем число министерств постоянно увеличивалось и достигло к середине 80-х гг. около 100 союзных и 800 республиканских. Больше всего министерств функционировало в Российской Федерации. Это и понятно, если учесть объем промышленного производства России по сравнению с другими союзными республиками.

В течение 1964-1965 гг. более чем на 100 предприятиях страны были проведены эксперименты по проверке отдельных элементов предлагаемой учеными реформы хозяйственного механизма. На страницах центральной печати развернулось обсуждение проблем совершенствования управления, причем акцент все больше делался на необходимость изменения общих условий хозяйствования, усиления экономических рычагов и стимулов.

Внедрение реформ и экономических методов управления. Реформа 1965 г.

В сентябре 1965 г. принимается решение о начале экономической реформы. Суть предполагавшейся реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятия; создание на предприятии фондов материального стимулирования; введение твердой, но зависящей от прибыли платы за используемые предприятиями производственные фонды, т.е. своего рода введение продналога в промышленности; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а через кредит; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями.

В сфере сельскохозяйственного производства устанавливался многолетний (на 5 лет) план, исключавший произвольные его изменения, выдачу колхозам и совхозам дополнительных, внеплановых заданий. Это определяло более стабильные условия хозяйствования, возможность более широко осуществлять хозяйственный маневр, проявлять инициативу и предприимчивость. Было усилено экономическое стимулирование труда: изменены условия заготовок и закупок сельскохозяйственной продукции, введено материальное поощрение ее сверхплановой продажи, усовершенствована оплата труда колхозников и работников совхозов. Эти меры обеспечивали заинтересованность работников в увеличении производства сельскохозяйственной продукции.

Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл ставший в те годы Председателем Совета Министров А. Н. Косыгин. Выходец из семьи питерского рабочего, инженер-текстильщик по образованию, прошедший в 30-е гг. за исключительно короткий отрезок времени путь от мастера на фабрике до Председателя Совнаркома РСФСР, он в годы войны проделал большую работу по организации массовой эвакуации предприятий и населения. Среди руководителей 50-60-х гг. А. Н. Косыгин отличался профессионализмом, скромностью, пониманием необходимости решения народнохозяйственных проблем с помощью экономических методов.

В ходе реализации основных положений реформ в экономике Советского Союза, в том числе и в России, произошли положительные изменения.

Результаты, достигнутые сельским хозяйством в 1966-1970 гг., были выше, чем в предшествующий период. Достаточно сказать, что объем продукции увеличивался в 1966-1970 гг. в среднем в год примерно на 4 %, тогда как в 1961-1965 гг. - только на 2 %.

В сфере промышленного производства совершенствовалась территориальная система управления. Были образованы Госкомитет по науке и технике СССР, Госснаб СССР, Госкомцен СССР. Все это создавало лучшие условия для развития научно-технического прогресса.

Однако главным для промышленности был курс на развитие и внедрение экономических методов руководства. Был принят комплекс мер по расширению экономической самостоятельности предприятий, уменьшению административного регулирования их деятельности. Число директивно планируемых показателей их работы сокращалось с 30 до 9, предприятия получили право оставлять в своем распоряжении часть прибыли, создавать из этих средств фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурных мероприятий. Предлагалось активизировать методы экономического стимулирования и экономического контроля за деятельностью предприятий, использовать, например, такие формы экономического контроля, как прибыль, полученную предприятием. В качестве рычага экономического контроля вводилась плата за фонды, что заставляло предприятия избегать излишних производственных запасов и более рационально использовать машины, оборудование, сырье. Повышалась роль кредита. Показателем усиления экономических методов в управлении были меры по усилению материальной заинтересованности работников промышленности.

Ход хозяйственной реформы в 1966-1970 гг. свидетельствовал о том, что она придала определенный импульс экономическому развитию страны. Реформа развязала инициативу предприятий, повысила их ответственность за результаты труда, за выявление внутренних резервов. Ускорилось продвижение продукции к потребителю. Реформа стимулировала появление производственных объединений, внутри которых на более высоком уровне решались вопросы технического перевооружения, совершенствования организации труда и производства, социальные проблемы. Реформа оказала непосредственное конкретное влияние на улучшение дел в экономике. Темпы роста объема производства составили в 1966-1970 гг. 5,6 % (в среднем в год), тогда как в предыдущем пятилетии они были равны 4,9 %, темпы роста национального дохода - соответственно 7,1 %.

Почему же реформа середины 60-х гг. потерпела поражение? Главным было то, что продолжала сохраняться старая, неэффективная модель экономического, экстенсивного развития.

Неудачи реформы 1965 г. во многом определялись просчетами в ходе ее практического осуществления. Перевод на новую систему хозяйствования шел медленно, по группам предприятий и отраслям, неравномерно. В ряде отраслей (в торговле, коммунальном хозяйстве, снабжении, сбыте) реформа осуществлялась лишь в виде опыта на группах предприятий. Слабо оказались затронуты реформой такие участки экономики, как финансы, ценообразование и др. Реформа не захватила эшелоны управления. Материальное стимулирование в органах управления практически не зависело от результатов работы отраслей. Не дошел хозрасчет и до конкретного рабочего места.

Имела место недоработка отдельных элементов новой системы управления (механизм экономического контроля за улучшением качества продукции, методы экономического воздействия на ускорение научно-технического прогресса и др.).

Одна из существенных причин неудачи реформы 1965 г. состояла в том, что она была заблокирована силами бюрократического консерватизма. В центральных министерствах и ведомствах, да и в руководстве предприятиями появилось тяготение к привычным, устойчивым, ранее проверенным централизованным, административным формам управления. Возобладали инерция, сиюминутные интересы, стремление отмахнуться от того, что не укладывалось в привычные схемы. Многие кадры управленцев были недостаточно компетентны. Они не только не хотели, но и не могли быстро перестроиться на работу в новых условиях.

Министерства и ведомства по инерции продолжали предъявлять к предприятиям старые требования. Так, Министерство легкой промышленности в 1968 г. продолжало планировать производство по 15 показателям вместо 9. В 1969 г. Министерство черной металлургии утверждало своим предприятиям даже графики ремонта мартеновских печей, прокатных станов и другого оборудования. Министерство сельского хозяйства стало планировать колхозам сверхплановую сдачу продукции. Хозрасчетные права и самостоятельность предприятий все больше ущемлялись. Экономические методы сплошь подменялись администрированием. Даже когда министерства и ведомства получили фонды в целях экономического стимулирования предприятий, это лишь укрепило их административный диктат.

Силам бюрократического консерватизма, некомпетентности, ведомственности и местничеству могло быть противопоставлено развертывание инициативы и контроля масс. Однако этого не произошло.

В 70-е гг. произошло нарастание противоречий в экономической и социальной сферах.

Научно-технический процесс действовал вяло. Старая система планирования и оценки деятельности предприятий нацеливала их в основном не на замену устаревшего оборудования, не на борьбу за интеграцию науки и производства и выпуск принципиально новой техники, лучшей продукции, а на выполнение текущих заданий, иногда любой ценой. В этой обстановке, когда к тому же сохранялась прежняя регламентация деятельности предприятий, инициатива и творчество масс не получили должного простора. Сложившаяся система хозяйствования не заинтересовывала трудовые коллективы во внедрении новой техники, в работе с наибольшей отдачей, так как выполнения плана, получения гарантированных премий можно было достичь, используя уже давно освоенную технику. В то же время переход к новому оборудованию, связанный с отказом от прежней технологии, был чреват недовыполнением плановых заданий, потерей премий по итогам года. Хозяйственный механизм мало поощрял даже новаторов.

Можно привести типичный в этом отношении пример Ивановского станкостроительного объединения. Предприятие начало в середине 70-х гг. на свой страх и риск коренную реконструкцию и перешло на выпуск новейшего оборудования, высококачественных обрабатывающих станков, которые затем стали приобретать многие капиталистические страны - США, Япония, ФРГ. Однако никаких экономических выгод ивановцы не получили. Более того, из года в год плановые органы продолжали им утверждать задания на продукцию, которую объединение выпускало раньше, станки, уже не отвечавшие последнему слову техники. При этом премии объединение получило не за новую технику, а за выполнение обычных плановых заданий. Не случайно ни один завод отрасли не последовал примеру ивановских передовиков (Экономика и организация промышленного производства. 1982. № 1. С.104- 105).

Известен опыт щекинского объединения "Азот". Здесь была внедрена система стимулирования высокопроизводительного труда, обеспечивающая значительное увеличение выпуска продукции, рост производительности труда при одновременном уменьшении численности работающих. В ходе эксперимента значительно вырос технический уровень производства, обогатилось содержание труда работников, повысился их профессиональный уровень. Однако распространение щекинского метода шло с большим трудом, так как органы управления осуществляли по отношению к коллективам, последовавшим примеру щекинцев, многочисленные изменения условий эксперимента. Их работа планировалась от "достигнутого уровня", что снижало экономическую заинтересованность предприятий в высвобождении персонала, в техническом перевооружении и поиске резервов. Щекинское объединение "Азот" в результате этих изменений потеряло 1,2 млн. руб., которые по первоначальным условиям могли бы быть перечислены в фонд материального поощрения (Коммунист. 1979. № 11. С. 44).

По-прежнему прогрессивные изменения сдерживались старой системой управления.

Серьезные деформации накапливались в планировании. По инициативе министерств и ведомств планы обрастали различными дополнениями отраслевого и регионального характера, причем часто не учитывались реальные народнохозяйственные возможности. Имели место несбалансированность планов, нестабильность, им не хватало научной обоснованности.

Серьезные просчеты накопились в товарно-денежных отношениях. Недооценивались кооперативные формы ведения хозяйства. Ослаб экономический контроль за использованием форм собственности.

Имели место прямые просчеты в экономической политике. Машиностроению, которое составляло базу развертывания научно-технического прогресса, не было придано приоритетного значения. Темпы роста развития этой отрасли в 1971-1985 гг. стояли на уровне темпов роста всей промышленности.

Не осуществлялись преобразования в области развития самоуправления на производстве, что сдерживало активность трудящихся.

В 1971-1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Так, если темпы роста национального дохода в восьмой пятилетке составляли 41 %, то в одиннадцатой - 17 % (Вопросы экономики. 1986. № 2. С. 16; Рабочий класс и современный мир. 1986. № 6. С. 4). Стала усиливаться "разбалансированность" экономики. Одним из ее проявлений было накопление в торговле, на предприятиях материальных ресурсов, а у населения денежных ресурсов, причем эти потоки не встречались. Острыми стали энергетическая, продовольственная проблемы.

Но главное, тип экономического развития продолжал оставаться экстенсивным. Шел постоянный процесс старения производственного оборудования. Медленно наращивался выпуск самых передовых машин, оборудования, приборов на фоне относительно быстрого роста валовой продукции машиностроения. Около 30 % серийно производимой продукции СССР соответствовало мировому уровню. Происходили удорожание новой техники, научно-технических мероприятий, удлинение сроков окупаемости научно-технических мер. Затянувшееся экстенсивное развитие углубляло социально-экономические трудности. Возникшие проблемы и противоречия в 1971-1985 гг. не решались.

В 70-е гг. неизмеримо возросла и стала определяющей для всех сфер общественной жизни роль социальных факторов. Социальная сфера стала выделяться как особое направление государственного руководства. В качестве главной задачи экономического развития в эти годы была выдвинута задача обеспечения благосостояния советских людей, повышения материального и культурного уровня трудящихся. В соответствии с этим давались установки на ускорение темпов развития легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, отраслей, производящих предметы потребления. В какой-то мере изменились подходы к оценке деятельности предприятий, когда стали учитываться не только чисто производственные результаты их работы, но и решение вопросов улучшения условий труда и быта трудящихся. Стали осуществляться широкие социальные программы. Был взят курс на опережающее повышение денежных доходов низко- и среднеоплачиваемых категорий трудящихся. Одновременно увеличивались ставки и оклады среднеоплачиваемых категорий трудящихся. Происходили регулирование и повышение заработной платы по отраслям и регионам Советского Союза, в том числе и России. Однако повышение роста заработной платы вскрыло и отрицательные стороны такого роста доходов населения. Линия на сближение уровней заработной платы различных категорий работников привела фактически к относительному снижению оплаты более сложного квалифицированного труда инженеров, врачей, учителей, научных работников.

Одним из серьезных просчетов в социальной политике в 70-е и в начале 80-х гг. было недостаточно последовательное и недостаточно комплексное решение социальных вопросов. С одной стороны, давалась установка сосредоточить все больше сил и средств на решение задач, связанных с благосостоянием людей; с другой - инвестиционная политика в этой области не обеспечивала необходимых условий для их выполнения. При этом производство товаров народного потребления, развитие сферы услуг, торговли, транспорта, отдыха и культуры, медицинского обеспечения не поспевали за новым уровнем потребления.

Серьезным изъяном стала "глухота" к социальным вопросам на предприятиях. В целом по Советскому Союзу ручным трудом было занято около 50 млн. человек. Примерно 70 % из них проживало в России. В то же время средний уровень образования рабочих к началу 80-х гг. достиг 9 лет обучения.

Если мы сегодня полистаем газеты и журналы 70-х гг. и просмотрим статьи, посвященные развитию промышленности тех лет, картина получится впечатляющая. Ведь именно тогда в строй вступал КамАЗ, небывалыми масштабами и темпами шло освоение нефтяных и газовых месторождений Сибири, развертывались строительные работы на трассе Байкало-Амурской магистрали, начиналось массовое производство "жигулей" и цветных телевизоров. Крупнейшим событием исторической летописи тех лет явился совместный полет космонавтов СССР и США ("Союз - Аполлон").

Но, как ни ощутимы были эти успехи, все же трудности и противоречия неуклонно нарастали. Из пятилетки в пятилетку снижалась эффективность общественного труда, падала фондоотдача, ухудшались качественные показатели промышленности в целом.

Перевод народного хозяйства на интенсивный путь развития предполагалось осуществить за одно десятилетие. Однако в 1981 г. на XXVI съезде партии пришлось признать, что на это потребуется еще две пятилетки. Иначе говоря, лозунг органически соединить достижения НТР с преимуществами социализма, выдвинутый еще на XXIV съезде КПСС в 1971 г., претворить в жизнь не удалось. Фактически итоги девятой и особенно десятой пятилеток были далеки от запланированных рубежей.

Тем временем индустриально развитые страны мира совершили скачок в развертывании научно-технической революции. Это нашло отражение в быстром росте наукоемких отраслей, массовом использовании вычислительной техники, общем прогрессе культуры труда и быта широких слоев населения. Последствия такого скачка оказались весьма значительными, партийно-государственное же руководство нашей страны совершило просчет в определении перспектив развития науки и техники на новом этапе НТР, не приняло надлежащих мер для реорганизации хозяйственного механизма и подготовки квалифицированных кадров, отвечающих назревшим потребностям производства.

И все же в понятие "застоя" нельзя вкладывать однозначный смысл. Само же это название, "период застоя", утвердившееся за значительным отрезком нашей истории, толкает на аналогию с болотом, в котором замерло всякое движение. Между тем 15 лет, предшествовавших апрелю 1985 г., были временем напряженным, полным контрастов. Говоря о нем, нельзя не видеть, с одной стороны, добросовестный труд миллионов тружеников, позволивший создавать заново целые отрасли промышленности, возводить новые предприятия, делать крупные научные открытия; с другой - снижение темпов экономического роста и "остаточный" принцип в социальной сфере.



Промышленный переворот в России, который начался в 30-е годы XIX века предопределил начало промышленного подъёма и развитие товарно-денежных отношений. Особенно мощный толчок получило социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.

Экономическое развитие России после Крестьянской реформы

Необходимым условием для перехода на новый уровень рыночно-капиталистических отношений было преобразование вспомогательной инфраструктуры-строительство новых шоссейных дорог, судоходных фарватеров, железных дорог и вокзалов.

Железнодорожный транспорт

Особенно остро в Российской империи стоял вопрос с железными дорогами. Первая железная дорога была построена между Петербургом и Москвой 1 ноября 1851 года. В середине 60-х годов строительство железнодорожных путей ускорилось. Центральной осью строительства стала Москва.

  • 1 августа 1862 года из Нижнего Новгорода в Москву ушёл первый состав. В 1869 году была отстроена дорога, которая соединяла южные губернии с Москвой. Железные дороги опутывали и Сибирь, так в 1891 году было в основном завершено строительство Транссибирской железной дороги. Уже к середине 90 годов общая протяженность железнодорожных путей России составляла 28,7 тысяч вёрст.

Благодаря железным дорогам развивались маленькие уездные городки городки о которых никто не слышал. И наоборот, крупные города могли оказаться в периферийной зоне, вдалеке от железных дорог. Например, в 1871 году из слияний двух маленьких сёл Иванова и Вознесенского возник крупный промышленный центр Иваново-Вознесенск с развитой текстильной промышленностью. А вот находившийся рядом город Владимир понемногу стал останавливаться в развитии, так как находился довольно далеко от железной дороги.

Рис. 1. Иваново-Вознесенск. Фабрика Н. Гарелина.

Металлургическая отрасль

После Крестьянской реформы промышленная отрасль страны немного замедлилась в своём развитии, так как многие отрасли, в том числе и металлургические переходили с принудительного труда на вольнонаёмный труд. Кроме того, требовалось переоборудование многих предприятий на новый лад.

  • Лишь к началу 70-х годов XIX века выплавка чугуна достигла объёмов конца 50-х годов. Такие замедленные темпы роста происходили из-за полной перестройки оборудования уральских заводов.
  • В это же время происходит ускоренный темп роста горной и металлургической промышленности в Донецком бассейне.
  • Машиностроение в Российской империи было недостаточно развито и не могло в полной мере обеспечить подвижными составами железную дорогу. Поэтому паровозы и вагоны завозились в то время главным образом из Англии, так как своего отечественного машиностроения практически не было.
  • Александр II делал всё возможное для поощрения отечественного машиностроения, и в начале 70-х годов, оно наконец-то было пущено на поток. К началу 80-х годов в основном весь железнодорожный парк состоял из вагонов и паровозов отечественного производства.

С конца 60-х до середины 80-х годов XIX века в Российской империи были сформированы основные промышленные районы-Петербургский, Московский, Уральский и Южный. В Московском промышленном районе было сконцентрировано текстильное производство, Петербургский промышленный район был центром машиностроения. Южный и Уральский промышленные район являлись основными металлургическими базами Российской империи.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Социально-экономическое развитие сельского хозяйства

Развитие сельского хозяйства в Российской империи после Крестьянской реформы 1861 года было не столь успешным как в сфере промышленности. Правда к 1881 году Россия вышла на первое место в мире по экспорту хлеба.

  • После отмены крепостного права в 1861 году помещикам пришлось заново приспосабливаться к новым экономическим условиям рынка и заново перестраивать своё хозяйство. Созданные во время реформ мизерные “нарезки” вынуждали крестьян идти на поклон к помещику, чтобы арендовать у него землю.
  • Что мог предложить крестьянин помещику за аренду наделов? Зачастую ничего, кроме своего труда. Крестьянин продолжал отрабатывать барщину у помещика, только теперь уже своим инвентарём и своими лошадьми. Такая отработка являлась полукрепостническим пережитком и тормозила дальнейшее развитие рыночных отношений.
  • Передовые помещики стремились строить свои хозяйства с капиталистическим уклоном. Они заводили собственный скот, покупали инвентарь, внедряли технические новшества в сельское хозяйство и нанимали рабочих за сдельную оплату. Однако далеко не все были способны выдержать конкуренцию с кабальными формами эксплуатации.
  • После 1861 года в деревне стало наблюдаться явное расслоение крестьянства: семья, у которой оставались излишки урожая, и которой теперь не нужно было делиться с помещиком, постепенно становилась зажиточной. С другой стороны, в деревне появились разорившиеся крестьяне, которые влачили нищенское существование и никак не могли уже ничем исправить своё положение. Основная же масса крестьян проживающих в волостях и уездах состояла из бедноты и середняков. В среднем на почти каждую крестьянскую семью приходилось до 34 рублей ежегодных выплат, что убийственно било по финансам любой семьи.

Рис. 2. Возвращение крестьян с похорон зимою. В. П. Перов 1880 год.

После Крестьянской реформы 1861 года отношение помещика к крестьянам сильно изменилось. Если раньше помещик мог ещё прийти на помощь крестьянину (потому что тот являлся собственностью помещика), то теперь бывший хозяин, выжимал из крестьянина последние силы, когда тот отрабатывал барщину. Только единицы из наиболее гуманных помещиков старались наладить разрушенные отношения между помещиком и крестьянином. Всё это приводило к дальнейшим классовым противоречиям между помещиком и крестьянином.

  • Социально-экономическое развитие в Черноземье понемногу набирало темпы. Первому поколению крестьян удалось частично расплатиться за свои наделы после Крестьянской реформы. Наделы земли стали передаваться по наследству.
  • Совсем по-другому протекали дела в нечерноземных губерниях. Здесь наделы земли не приносили такой доходности. Выделенные наделы себя не окупали совершенно. Это вынуждало крестьян выдвигаться на заработки в город. Хотя при этом, крестьянин не имел права избавиться от надела не расплатившись за него.

Рис. 3. Крестьяне уходят на заработки в город.

Многие рабочие порывали с деревней и оставались в городе навсегда. Так города пополнялись населением за счёт приехавших на заработки крестьян.

Социально-экономические процессы в Российской империи протекали далеко неодинаков в разных уголках огромной страны. Однако, несмотря на всю противоречивость и незавершённость реформ, они ускорили переход от натурального хозяйства к товарно-рыночным отношениям капиталистического уклада. Промышленный переворот завершился в основном к 90-м годам XIX века. К этому времени Российская империя вышла на мировой уровень по многим показателям лёгкой и тяжёлой промышленности.

Что мы узнали?

Отмена крепостного права 1861 года и либеральные реформы значительно улучшили условия для развития производительных сил и формирования новых капиталистических отношений. Процесс этот был противоречивым и далеко неоднозначным, что показало несовершенность и незавершённость либеральных реформ Александра II.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 105.

В XVII в. фундамент экономики России составляло по прежнему сельское хозяйство, основанное на крепостном труде.Агротехника в течение столетий практически не менялась. Трехполье преобладало, но оставалась и подсека, особенно на севере страны. Сеяли рожь, овес, пшеницу, ячмень, гречиху, горох, из технических культур -- лен и коноплю. Хозяйство по-прежнему имело натуральный характер. Рост сельскохозяйственного производства достигался экстенсивными методами - за счет освоения новых земель.

В XVII в. происходил дальнейший рост феодальной земельной собственности. После бурных событий рубежа XVI--XVII вв. произошел своеобразный передел земель внутри господствующего класса. Новая династия Романовых, укрепляя свое положение, широко использовала раздачу земель дворянам. В центральных районах страны практически исчезло землевладение черносошных крестьян. Дворянское землевладение широко проникло в Поволжье, а к концу XVII в.-- и в освоенные районы Дикого поля.

Государство пошло по пути закрепления крестьян за их владельцами. В 1619 г. был снова объявлен пятилетний, а в 1637 г.-- девятилетний сыск беглых. В 1642 г. вновь был издан указ о десятилетнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем сыске вывезенных насильно крестьян. Соборное уложение 1649 г. завершило процесс юридического оформления крепостного права (так как значение Соборного уложения выходит за эти рамки, определяя все стороны русской жизни, подробности о нем см. в следующей главе).

Новым явлением по сравнению с предшествующим временем в развитии хозяйства было усиление его связи с рынком. Дворяне, бояре и особенно монастыри все активнее включались в торговые операции и промысловую деятельность.

К концу XVII в. в соответствии с природно-географическими условиями в основном сложились районы ремесленного производства. Дальнейшее развитие получили центры металлургии и металлообработки, процветало ювелирное дело. Появились значительные центры производства текстильных изделий, льна. Центрами ремесленного производства становятся не только города, но и ряд оброчных сел.

Простое товарное производство становится капиталистическим только тогда, когда оно получает широкое распространение и происходит превращение рабочей силы в товар. В России XVII в. подобные явления имели эпизодический, временный характер. Появлявшиеся очаги вольнонаемного труда подавлялись крепостничеством и, как правило, вскоре прекращали свое существование.

Развитие мелкотоварного производства подготовило базу для появления мануфактур. В XVII в. в России насчитывалось приблизительно 30 мануфактур. Первые казенные мануфактуры возникли еще в XVI в. (Пушкарский двор, Монетный двор). В XVII в. металлургические заводы были построены на Урале и в районе Тулы, кожевенные предприятия -- в Ярославле и Казани, Хамовный (текстильный) двор -- в Москве. Обычно первой частновладельческой мануфактурой считают Ницинский медеплавильный завод на Урале, построенный в 1631 г.

Поскольку в стране не было свободных рабочих рук, государство стало приписывать, а позднее (1721) разрешило покупать крестьян к заводам. Приписные крестьяне должны были свои подати государству отрабатывать на фабрике или заводе по определенным расценкам. Государство оказывало владельцам предприятий помощь землей, лесом, деньгами. Мануфактуры, основанные при поддержке государства, получили позднее название «посессионных»

В XVII в. возросли роль и значение купечества в жизни страны. Большое значение приобрели постоянно собиравшиеся ярмарки, где купцы вели крупную по тем временам оптовую и розничную торговлю.

Наряду с развитием внутренней торговли росла и внешняя. До середины века огромные выгоды из внешней торговли извлекали иностранные купцы, вывозившие из России лес, меха, пеньку, поташ и т. д. Достаточно сказать, что английский флот был построен из русского леса, а канаты для его кораблей были сделаны из русской пеньки. Центром русской торговли с Западной Европой являлся Архангельск. Здесь имелись Английский и Голландский торговые дворы. Тесные связи устанавливались со странами Востока через Астрахань, где находились Индийский и Персидский торговые дворы.

Русское правительство поддерживало усиливающееся купечество. В 1667 г. был издан Новый Торговый устав, развивавший положения Торгового устава 1653 г. Новый Торговый устав повышал пошлины на иностранные товары. Иностранные купцы имели право вести оптовую торговлю только в пограничных торговых центрах.

В XVII в. значительно расширился обмен товарами между отдельными регионами страны, что говорило о начале складывания всероссийского рынка. Началось слияние отдельных земель в единую экономическую систему. Растущие экономические связи укрепляли политическое единство страны.

Социальная структура российского общества. Высшим сословием в стране было боярство, в среду которого входило много потомков бывших великих и удельных князей. Около сотни боярских семей владели вотчинами, служили царю и занимали руководящие должности в государстве. К концу XVII в. боярство вес более утрачивало свою мощь и сближалось с дворянством.

Дворяне составляли верхний слой государевых служилых людей по отечеству. Они владели поместьями на наследственном праве в случае продолжения службы детьми после их родителей. Дворянство значительно усилило свои позиции в конце смуты и стало опорой царской власти. Этот слой феодалов включал лиц, служивших при царском дворе, а также городовых, т. е. провинциальных дворян и детей боярских.

К низшему слою служилых людей относились служилые люди по прибору или по набору.

Сельское крестьянское население состояло из двух основных категорий. Крестьяне, жившие на землях вотчин и поместий, назывались владельческими или частновладельческими. Другой крупной категорией крестьянского населения было черносошное крестьянство. Оно проживало на окраинах страны и объединялось в общины. Среднее положение между черносошными и частновладельческими крестьянами занимали крестьяне дворцовые, обслуживавшие хозяйственные потребности царского двора.

Верхушку городского населения составляли купцы. Самые богатые из них царским повелением объявлялись «гостями». Многие состоятельные купцы объединялись в двух московских сотнях -- «гостинной» и «суконной».

Основная масса городского населения называлась посадскими людьми. Они объединялись в тягловую общину. Буржуазия в городах еще не сложилась. Во многих городах России среди жителей преобладали военные чины и их семьи, а решающую роль в городской жизни играли крупные землевладельцы.

Городские ремесленники объединялись по профессиональному признаку в слободы и сотни. Они несли повинности в пользу государства, выбирали своих старост и сотских. Кроме них, в городах были белые слободы, принадлежавшие боярам, монастырям, епископам. Эти слободы «обелялись» от населения городского тягла в пользу государства. До петровских времен как в городах, так и в сельской местности жило значительное число рабов -- холопов.

Особое сословие составляло духовенство. В него входили архиереи и монахи -- черное духовенство и священники -- белое духовенство Соборное уложение 1649 г. запретило монастырям приобретать новые вотчины.

Вольные и гулящие люди (вольные казаки, дети священников, служилых и посадских людей, наемные рабочие, бродячие музыканты и скоморохи, нищие, бродяги) не попали в вотчины, поместья или городские общины и не несли государственного тягла. Из их числа набирались служилые люди по прибору. Однако государство всячески стремилось поставить их под свой контроль.

Новые явления в экономике находились под сильнейшим воздействием и контролем со стороны крепостнической системы. И это было в то время, когда в наиболее развитых странах Запада (Голландия, Англия) произошли буржуазные революции, в других складывался капиталистический уклад хозяйства, основанный на личной свободе и частной собственности.

Одна часть советских историков неоправданно связывала начало «нового периода» со становлением капитализма в России и зарождением буржуазных отношений в экономике страны. Другая их часть полагала, что XVII в. был временем «прогрессирующего феодализма» и до второй половины XVIII в. в России не было устойчивых буржуазных отношений и капиталистического уклада в экономике.

Огромная, но малозаселенная и слабоосвоенная территория России с многонациональным этническим составом, придерживающимся разных религиозных конфессий, в условиях непрекращающейся борьбы с внешней опасностью, последней из которых была иноземная интервенция в годы Смуты, развивалась более медленными темпами, чем страны Запада. Это сказалось на развитии страны и отсутствие выхода к незамерзающим морям, что становилось одной из задач внешней политики.

Вывод

Подводя итоги рассмотрению социально-экономического развития России в XVII в., следует сказать, что в России феодально-крепостнический строй господствовал во всех сферах экономической, социальной и культурной жизни страны.

Список литературы

Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв.

История России: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп./ А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.

История Отечества. Справочник Кацва Л.А.

Тест по истории Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 5 заданий.

1 вариант

1. Появление какого понятия связано с Крестьянской рефор­мой 1861 г.?

1) барщина
2) месячина
3) выкупные платежи
4) государственные крестьяне

2. Какое явление экономической жизни России относится к 1870-м гг.?

1) освобождение крепостных рабочих Урала
2) выпуск первых бумажных денег — ассигнаций
3) появление Южного промышленного района
4) создание Государственного банка

3. Что было одним из проявлений проблем в развитии тяжелой промышленности в России в 1870-1880-х гг.?

1) низкая техническая оснащенность предприятий
2) сохранение крепостного труда в промышленности
3) отсутствие машиностроительных предприятий
4) отсутствие казенных заказов

4.

1) отсутствие железных дорог
2) большие военные расходы России из-за войны с Турцией
3) отсутствие государственного учреждения, предоставлявшего кредиты предпринимателям
4) недостаток природных ресурсов для развития промыш­ленности

5. Назовите не менее двух причин, по которым крестьянские хозяйства после отмены крепостного права переживали кризис.

2 вариант

1. Распространение какого понятия в России второй половины XIX в. связано прежде всего с ростом рабочего движения?

1) блокада
2) стачка
3) манифестация
4) демонстрация

2. Что было одним из проявлений отставания тяжелой промышленности в России в 1870-1880-х гг. от промышленно­сти западных стран?

1) отсутствие машиностроительных предприятий
2) сильная зависимость предприятий от поставок сырья из­-за границы
3) сохранение крепостного труда в промышленности
4) низкий уровень производства продукции на душу насе­ления

3. Какое явление экономической жизни России относится к концу 1860-х — началу 1870-х гг.?

1) железнодорожная горячка
2) начало промышленного переворота
3) появление Уральского промышленного района
4) выпуск первых бумажных денег — ассигнаций

4. Что было одной из причин замедленного роста российской экономики в начале 1880-х гг.?

1) недостаток природных ресурсов для развития промыш­ленности
2) запрет со стороны правительства на привлечение ино­странного капитала
3) разорение крестьянства из-за высоких налогов и выкуп­ных платежей
4) полное отсутствие государственной поддержки для пред­принимателей

5. Назовите не менее двух причин, по которым помещичьи хозяйства после отмены крепостного права переживали кри­зис.

Ответы на тест по истории Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права
1 вариант
1-3
2-3
3-1
4-2
5. Недостаточ­ность наделов; разорительные налоги и выкупные платежи; тор­мозящее воздействие крестьянской общины.
2 вариант
1-2
2-4
3-1
4-3
5. Неспособность или нежелание ряда помещиков пере­строить свои хозяйства на новый лад: предыдущая задолженность помещичьих хозяйств, недостаток полученных при выкупе земли средств; большие непроизводительные траты помещиков.