Первоочередные мероприятия по энергосбережению в жкх. Жилищное и коммунальное хозяйство

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” собственники помещений обязаны за свои средства проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирном доме. Пример экспериментального, безопасного дома в Хабаровске доказывает возможность повышения энергетической эффективности многоэтажных жилых домов.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) собственники помещений обязаны за свои средства проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирном доме. Пример экспериментального, безопасного дома в Хабаровске (пока единственного в России) доказывает возможность повышения энергетической эффективности многоэтажных жилых домов.

Экономия энергоресурсов невозможна без учета их потребления, в связи с этим важным и неотъемлемым мероприятием по повышению энергоэффективности многоквартирного дома (МКД) является установка общедомовых и индивидуальных приборов учета воды, газа, электроэнергии, тепла. При этом сами по себе приборы учета ничего не экономят – они лишь позволяют увидеть реальную (фактическую) картину энергопотребления и принять соответствующие меры по его снижению.

  • собственники помещений в МКД экономят на платежах за коммунальные ресурсы, экономия по разным видам ресурсов составляет от 10 до 30%;
  • ресурсоснабжающие организации уменьшают издержки на выработку и передачу энергии путем снижения потерь на собственные нужды и потерь в сетях при передаче энергии; при этом улучшаются режимы, а также повышается качество поставляемых ресурсов;
  • управляющие организации при правильном взаимодействии с собственниками помещений в МКД получают значительную прибыль, размер которой зависит от различных факторов.

Наиболее целесообразно с точки зрения получения максимального эффекта, т.е. максимальной экономии потребляемых энергоресурсов, одновременно устанавливать общедомовые и индивидуальные приборы учета энергоресурсов. В этом случае каждый из собственников помещений в МКД видит реальную картину собственного энергопотребления и сам принимает решение по поводу экономии энергоресурсов. Это дает наибольший психологический эффект, так же как таблички типа “Уходя – погаси свет” или “Уходя – выключи воду”. Во времена СССР такие таблички, вывешенные в подъездах, позволяли снизить до 5% потребляемых МКД энергоресурсов.

При установке приборов учета энергоресурсов управляющая организация собирает с собственников помещений в МКД плату за их потребление по показаниям индивидуальных приборов учета, а сама платит поставщику энергоресурсов согласно показаниям общедомовых приборов учета. При этом количество потребленных энергоресурсов, рассчитанное по показаниям индивидуальных приборов учета тепла, практически никогда не совпадает с количеством потребленных ресурсов согласно показаниям общедомовых приборов.

Чтобы свести баланс, необходимо учесть множество дополнительных факторов:

  • неучтенные общедомовые расходы;
  • погрешность приборов учета;
  • несинхронность снятия показаний с приборов и т. д.

Сведение баланса – довольно сложная и громоздкая задача, но она легко решается, если использовать автоматизированную систему сбора данных с индивидуальных приборов учета, «привязанную» к общедомовому прибору учета. Так, в Хабаровске используется система “ЛЭРС-УЧЕТ”, занесенная в Госреестр средств измерений Российской Федерации. Наибольший в денежном отношении эффект дает установка общедомового прибора учета тепла в МКД. В таблице 1 приведен ориентировочный расчет стоимости установки общедомового прибора учета тепла в 60-, 80-, 120- и 200-квартирных жилых домах Хабаровска.

Наличие общедомового теплосчетчика очень выгодно для управляющей организации, но только при его грамотной эксплуатации, что обеспечивается заключением договора на обслуживание со специализированной организацией, имеющей лицензию на ремонт средств измерений.

В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ собственники жилья за счет своих средств должны установить общедомовой прибор учета тепла. Причем оплата за внедрение и эксплуатацию общедомового теплосчетчика может производиться как с привлечением, так и без привлечения средств энергосберегающей организации (ЭСО) или УО. Также возможна оплата с рассрочкой. Далее приведены различные варианты платы за общедомовой теплосчетчик:

  • без привлечения средств ЭСО;
  • за счет средств собственников жилья:

– единовременная оплата с эксплуатацией до конца года (два месяца);

– с рассрочкой на три года;

– с рассрочкой на пять лет;

  • за счет средств УО:

– единовременная оплата с эксплуатацией до конца года (два месяца):

– с рассрочкой на три года.

– с рассрочкой на пять лет;

  • с привлечением средств ЭСО:

– за счет средств собственников жилья;

– с рассрочкой на три года;

– с рассрочкой на пять лет;

  • за счет средств УО:

– с рассрочкой на три года;

– с рассрочкой на пять лет.

В таблице 2 приведены два варианта расчетов за общедомовой теплосчетчик:

  • установка за счет собственников жилья без привлечения средств УО, но с привлечением средств ЭСО;
  • установка за счет собственных средств УО без привлечения дополнительных средств с собственников жилья и с привлечением или без привлечения средств ЭСО.

В обоих вариантах собственники жилья платят УО за тепло по нормативам. Плата рассчитывается с ЭСО по показаниям общедомового прибора. Кроме того, в первом варианте жильцы дополнительно оплачивают услуги по внедрению и эксплуатации общедомового теплосчетчика. Эта услуга включается в квитанцию на оплату за коммунальные платежи отдельной строкой и поступает в адрес УО. Как видно из таблицы, размер дополнительной оплаты зависит от количества квартир в МКД и периода рассрочки платежа, но не более 230 руб./мес. Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что размер дополнительной оплаты находится в пределах 90–230 руб./мес.

Во втором варианте собственники жилья не затрачивают дополнительных средств на установку и обслуживание общедомового теплосчетчика. Они оплачивают услуги теплоснабжения по нормативу УО, при этом перерасчет по показаниям общедомового теплосчетчика (13-я квитанция) не производится. Об этом УО договаривается с собственниками жилья, и это положение в виде дополнительного соглашения вносится в договор управления МКД. После окончания срока оплаты установки и обслуживания общедомового теплосчетчика собственники жилья рассчитываются с УО не по нормативам, а по показаниям общедомового теплосчетчика, что позволит в дальнейшем при правильной эксплуатации системы теплоснабжения и общедомового теплосчетчика сэкономить 20% платежей за тепло и более.

Из табл. 2 видно, что наименее выгодным для собственников жилья и наиболее выгодным для УО является первый вариант. При рассрочке на пять лет жильцы дополнительно выплатят УО в течение пяти лет от 5,5 тыс. до 13,5 тыс. руб. с квартиры в зависимости от числа квартир в доме, а УО за пять лет получит чистую прибыль в размере от 900 тыс. до 270 тыс. руб.

Однако при втором варианте жильцы не затратят дополнительных средств в течение пяти лет и бесплатно получат общедомовой теплосчетчик. При этом чистая прибыль УО составит от 500 тыс. до 2,15 млн руб. – если она использует собственные средства на установку и обслуживание прибора, или от 100 тыс. до 1,6 млн руб. – если она привлечет средства ЭСО.

Наиболее “пострадавшей” стороной во всех вариантах является ЭСО, так как она несет убытки за пять лет в размере от 900 тыс. до 2,7 млн руб. на один МКД. Однако в этом случае снижаются ее собственные затраты на прокачку теплоносителя, уменьшаются диаметры трубопроводов теплоснабжения и теплопотери в сетях, стабилизируется гидравлический режим теплосетей, уменьшается подпитка и т. д.

Из изложенного следует, что наличие общедомового теплосчетчика очень выгодно для УО, однако только при его грамотной эксплуатации, что возможно при заключении договора на обслуживание со специализированной организацией, имеющей лицензию на ремонт средств измерений, входящих в состав теплосчетчика. Неквалифицированное обслуживание чревато негативными последствиями, в результате чего УО может потерять всю свою прибыль.

После установки общедомового прибора учета тепла можно реализовать мероприятия по снижению энергопотребления, которые позволят дополнительно увеличить прибыль УО. Перечень этих мероприятий приведен ранее.

В первую очередь необходимо реализовать малозатратные мероприятия, которые при вложениях до 100 тыс. руб. дают максимальный эффект, а именно:

  • замену устаревшей запорно-регулирующей арматуры на современную шаровую;
  • промывку и регулировку систем теплоснабжения;
  • установку регуляторов расхода и температуры в системе горячего и холодного водоснабжения;
  • установку теплоотражающих экранов за отопительными приборами;
  • установку термостатических клапанов на радиаторах отопления;
  • теплоизоляцию трубопроводов систем теплоснабжения;
  • утепление подвалов с внутренней стороны;
  • замену ламп накаливания на энергоэффективные и пр.

Это позволяет снизить теплопотребление дома на 5–10% и при затратах от 10 тыс. до 100 тыс. руб. получить дополнительную прибыль в размере от 40тыс. до 250 тыс. руб. в год. Данные мероприятия окупаются в течение одного-двух месяцев.

В качестве примера можно привести ТСЖ “Гарант” в Хабаровске, которое в 2008 г. установило общедомовые приборы учета тепла на десяти десятитэтажных домах. При этом в семи из них экономия по теплу составила около 30%, а в трех – 20%. После проведения дополнительных работ на этих трех домах (замены сопел, регулировки систем теплоснабжения и т. д.) экономия составила +30%, а затраты – от 20 тыс. до 60 тыс. руб. на дом.

Следующим этапом идут среднезатратные мероприятия (100–500 тыс. руб.), которые позволяют снизить теплопотребление на 10–15% и окупаются в течение 3–5 лет:

  • установка общедомовых приборов учета энергоресурсов;
  • замена окон на пластиковые или деревянные с многокамерными стеклопакетами;
  • замена и уплотнение дверных косяков, уплотнение дверей;
  • устройство дополнительных входных тамбуров;
  • теплоизоляция чердачных перекрытий;
  • теплоизоляция плоских крыш;
  • теплоизоляция подвалов с внутренней стороны;
  • использование энергоэффективных газовых плит с керамическими ИК-излучателями.

Крупнозатратные мероприятия позволяют не только экономить тепло, но и создавать комфортные условия для жильцов.

Крупнозатратные мероприятия требуют вложения свыше 500 тыс. руб.:

  • установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) с погодным регулированием;
  • использование тепловых насосов для нужд отопления и горячего водоснабжения (ГВС) с использование тепла Земли;
  • применение солнечных коллекторов для нужд ГВС в межотопительный период;
  • теплоизоляция наружных стен теплозащитными штукатурками или дополнительными утеплителями;
  • использование автоматизированной механической приточно-вытяжной системы вентиляции с рекуперацией тепла;
  • дополнительное отопление с использованием теплового насоса, работающего за счет утилизации тепла сточных вод и обратной сетевой воды.

Эти мероприятия позволяют не только экономить тепло, но и создавать комфортные условия для жильцов. Например, установка АИТП с погодным регулированием и с одновременной установкой радиаторных термостатов в квартире позволяет отказаться от “форточного” регулирования температуры в квартире и создать в ней комфортные условия для проживания. Если при этом имеются индивидуальные приборы учета тепла в квартире, то жилец данной квартиры может создавать себе комфортные условия в зависимости от своего кошелька: чем выше температура в квартире, тем больше он платит, и наоборот. Так, если в квартире никого нет, то можно установить температуру 10–12 0 С, а при появлении жильцов увеличить ее до 20–25 0 С. Отметим, что внедрение АИТП – довольно дорогостоящее мероприятие (от 1–3 млн руб.), и срок его окупаемости составляет 5–10 лет.

Следующим этапом идут крупнозатратные (“экзотические”) мероприятия, которые на сегодняшний день не нашли широкого применения в России:

  • использование гелиоколлекторов на нужды ГВС;
  • применение тепловых насосов на нужды ГВС и отопления.

Данный вид энергосберегающих технологий не прижился в нашей в стране из-за относительно низких тарифов на электроэнергию. Сегодня экономически выгодно нагревать воду за счет электроэнергии, а не альтернативных источников теплоты. Также в России нет системы стимулирования при использовании возобновляемых источников энергии в отличие от Европы и Америки. Поэтому в настоящее время эти технологии в сфере ЖКХ РФ не используются.

Большинство современных энергосберегающих технологий сегодня внедрено на экспериментальном энергоэффективном безопасном восьмиквартирном жилом доме в Северном районе Хабаровска. Первая очередь жилого четырехэтажного восьмиквартирного дома сдана в эксплуатацию в 2007 г., сдача второй очереди из четырех квартир запланирована на конец 2010 г. Экспериментальным дом называется потому, что в процессе эксплуатации здесь проходят “обкатку” современные энергосберегающие технологии за счет использования:

  • тепловых насосов, использующих тепло Земли для нужд кондиционирования;
  • гелиоустановок, используемых для нужд горячего водоснабжения;
  • рекуперации тепла в системах вентиляции и др.

В 2009 г. жильцы энергоэффективного дома заплатили за отопление на 60% меньше норматива.

В дальнейшем ТСЖ планирует использовать на данном объекте солнечные фотоэлектрические панели и ветроустановки для оценки эффективности их работы в регионе. В этом доме энергопотребление значительно меньше, чем у аналогичных по площади домов в Хабаровске, даже при условии поддержания в квартирах комфортной температуры 23–25 0 С. Так, в 2009 г. жильцы данного дома заплатили за отопление на 60% меньше, чем по нормативу (т. е. на 60% меньше, чем заплатили жильцы в аналогичной по площади квартире типового хабаровского дома, не оснащенного общедомовым прибором учета тепла).

Энергопотребление снизилось вследствие использования:

  • современных энергосберегающих ограждающих конструкций типа “сэндвич”;
  • энергоэффективных деревянных окон со стеклопакетом и встроенным между пакетами жалюзи, что позволило регулировать солнечную инсталляцию;
  • современных систем отопления на базе медных труб и со стальными радиаторами, оборудованными термостатическими клапанами;
  • автоматизированного домового индивидуального теплового пункта с погодным регулированием;
  • тепла вентиляционных выбросов (рекуперации тепла);
  • общедомового и поквартирного учета всех энергоресурсов (воды, тепла, электроэнергии).

Таков дом повышенной комфортности, аналогов которому на территории России нет. Комфортные условия проживания (температуру, воздухообмен, влажность) жильцы поддерживают и изменяют во времени не только в каждой отдельной квартире, но и в каждой комнате. Кроме того, в каждой квартире имеется встроенный пылесос и система двойной очистки воды. Техническая вода питьевого качества используется в ванной и туалетных комнатах, а питьевая вода тонкой очистки, прошедшая через специальные дополнительные фильтры, – для приготовления пищи. Также в доме предусмотрены системы резервного электро- и водоснабжения, благодаря которым он может бесперебойно функционировать в автономном режиме в течение двух суток при возникновении аварийной ситуации и отключении централизованных систем тепло-, водо- и электроснабжения. Жильцы при этом ничего не заметят, и комфортность их проживания не пострадает.

Немаловажно и то, что на каждую квартиру приходятся два теплых места для автомобилей в подземной части дома. Отметим, что даже зимой температура на подземной автостоянке не опускается ниже +12 0 С.

Кроме того, в доме предусмотрены две системы безопасности: внешняя и внутренняя. Внешняя состоит в том, что дом надежно защищен от разбойного нападения и краж. Его территория ограждена забором и оборудована камерами наблюдения, выведенными на пульт консьержа, который, в свою очередь, снабжен тревожной кнопкой для вызова вневедомственной охраны.

Внутренняя безопасность означает, что каждая квартира оснащена системой внутренней сигнализации, сигналы с которой выведены на пульт консьержа, и специальными “трапами” для удаления воды при аварийных ситуациях, что позволяет защитить жильцов нижних этажей от затопления со стороны проживающих выше. При возникновении аварийных ситуаций сигнал об этом поступает на пульт консьержа, и он может дистанционно отключить данную квартиру от водоснабжения. Все узлы управления инженерными коммуникациями квартир вынесены в специальное техническое помещение на лестничной клетке, поэтому обслуживающему персоналу нет необходимости заходить в квартиры.

В каждой квартире дома имеется технический компьютер, на дисплей которого выводится следующая информация:

  • сведения о состоянии микроклимата (влажность, температура, СО 2 ) в каждом квартирном помещении;
  • данные об энергопотреблении (горячей и холодной воды, тепла, канализации) как в текущем, так и в архивном режиме (в часах, сутках, месяцах);
  • данные об оплате энергоресурсов как в текущем, так и в архивном режиме, благодаря чему жилец может выбрать тот или иной уровень комфорта;
  • показания с видеокамер, установленных на лестничной клетке, во дворе дома, позволяют контролировать посетителей и автоматически открывать им ворота для въезда во двор и входные двери;
  • сигнализация (с помощью специального блока можно поставить квартиру на сигнализацию и снять с нее).

Также в каждой квартире интеллектуального дома имеются блоки вентиляции и теплового насоса, с помощью которых можно автоматически включать и выключать систему вентиляции и кондиционирования. Уличное освещение осуществляется с использованием светодиодных ламп.

Функционирование этого безопасного, комфортного, интеллектуального дома свидетельствует о том, что внедрение энергосберегающих технологий в сфере ЖКХ выгодно не только жильцам, но и управляющим организациям.

Конечные цели энергоресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве - это снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства и соответственно смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Для ЖКХ в области энергоресурсосбережения необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях:
1) экономия расходования ресурсов и снижение теплопотерь:
- тепловая изоляция, увеличение термического сопротивления ограждающих конструкций зданий;
- модернизация систем тепло- и водоснабжения;
- использование нетрадиционных источников энергии;
- учет энергоресурсов и воды;
2) регулирование потребления энергоресурсов и воды.

К основным мероприятиям первого направления можно отнести:
- дополнительную тепловую изоляцию ограждающих конструкций;
- постепенную замену ЦТП на ИТП в блочно-модульном исполнении;
- внедрение там, где это экономически целесообразно, децентрализованных источников теплоснабжения;
- снижение теплопотерь в инженерных сетях путем постепенного перехода на современные трубопроводы, в том числе на тепловые сети с пенополиуретановой изоляцией;
- оптимизацию режимов работы сетей тепло- и водоснабжения через внедрение систем автоматизированного управления и регулируемого привода насосных агрегатов, замену насосов с завышенной установленной мощностью;
- реконструкцию тепловых пунктов с применением эффективного тепломеханического оборудования (например, пластинчатых водонагревателей);
- применение в системах тепло- и водоснабжения вместо поверхностных теплообменников (бойлеров) трансзвуковых струй-но-форсуночных аппаратов, совмещающих в себе одновременно функции теплообменника и насоса и не содержащих вращающихся и трущихся частей;
- широкое использование аппаратуры контроля и диагностики состояния внутренней поверхности оборудования и систем тепло- и водоснабжения;
- применение новейших методов и технологий для очистки от отложений теплообменного оборудования, котлов, систем водоснабжения и скважин;
замену изношенной запорной арматуры и санитарно-техничес-ких устройств в квартирах и индивидуальных домах;
- перевод котельных там, где это возможно, на газовое топливо;
- оптимизацию процессов горения в топках котлов и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств автоматики и контроля, перераспределение тепловых нагрузок за счет кольцевания тепловых сетей;
- применение на котельных противодавленческих турбин, устанавливаемых параллельно дроссельному устройству, для выработки дополнительной электроэнергии;
- обеспечение режимов водоподготовки, запрет пуска в эксплуатацию котельных (как законченных новым строительством, так и после капитального ремонта оборудования), не оснащенных установками водоподготовки и не прошедших режимно-наладоч-ных испытаний в установленные сроки;
- замену и прочистку сетей с применением новых методов прочистки;
- проведение режимно-наладочных работ в тепловых сетях и системах отопления и горячего водоснабжения зданий.

Использование нетрадиционных источников энергии должно рассматриваться как одно из перспективных направлений энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, являющихся одновременно одним из аспектов решения экологических проблем.

Второе направление предусматривает обязательное применение приборов для учета и регулирования потребления энергоресурсов, которое предусмотрено Законом Российской Федерации «Об энергосбережении», Гражданским кодексом Российской Федерации, а также постановлениями Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах но энергосбережению» № 1087 от 02.11.1995 г. и «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями и организациями бюджетной сферы» № 832 от 08.06.1997 г.

Общая потребность субъектов Российской Федерации в приборах учета тепла и воды для оснащения всего жилищного фонда, объектов здравоохранения, образования и т. д. составляет более 130 млн. шт. Из них для учета тепловой энергии необходимо около 24 млн. теплосчетчиков, для учета горячей и холодной воды - свыше 66 млн. водосчетчиков, для учета газа - более 40 млн. счетчиков газа.

При разработке конкретной программы приборного обеспечения необходимо решить такие вопросы, как:
- выбор и оптимизация номенклатуры технических средств (приборов учета, регулирования, средств метрологического обеспечения, средств оперативного сбора и обработки информации, диспетчеризации и т.п.);
- оценка объемов потребности в технических средствах;
- определение необходимости в изменении схем тепло- и водоснабжения для осуществления приборного учета и особенно поквартирного;
- определение оптимальной очередности выполнения работ с учетом технико-экономических возможностей региона (муниципалитета).

Первоочередной является задача оснащения приборами узлов учета на границах раздела сфер ответственности между системами АО «Энерго», источниками тепло- и водоснабжения других министерств и ведомств, а также муниципальными теплоснабжающими организациями. Анализ показывает, что в большинстве случаев фактическое потребление тепла составляет 40-80% от расчетных нагрузок по отоплению и горячему водоснабжению.

К первоочередным задачам относится также оснащение приборами учета вводов в здания и помещения, занимаемые организациями бюджетной сферы. Осуществление таких мероприятий дает для бюджетных организаций и муниципальных предприятий экономию платежей за тепло и воду от 15 до 60%.

На вводах в общественные здания следует также устанавливать регуляторы давления, сокращающие до минимума избыточные напоры, которые являются причиной нерациональных расходов воды из кранов и утечек из санитарно-технической арматуры.

В числе первоочередных мероприятий необходимо отметить особо создание системы, обеспечивающей повсеместную установку и обслуживание узлов учета, а также приборов регулирования потребления тепла, воды и других энергоресурсов.

Схемы организации учета должны разрабатываться для всех уровней потребления - тепловой район, жилой микрорайон, товарищество собственников жилья, жилой дом, квартира. Во всех случаях следует стремиться к минимизации парка приборов учета и к сокращению их номенклатуры. Выбор схем учета энергоресурсов и воды, а также средств измерения для использования на узлах учета должен осуществляться их владельцем по согласованию с тепло- и водоснабжающими организациями.

Для обеспечения практической реализации проектов энергоресурсосбережения в ЖКХ необходимо создать эффективный экономический механизм, включающий в себя рыночные стимулы и четкие меры по поддержке мероприятий по энергоресурсосбережению.

1. Наиболее значимыми и быстро окупаемыми мероприятиями по повышению теплозащиты оболочки зданий являются мероприятия по снижению расхода тепла через прозрачные ограждения, особенно для реконструируемых зданий, за счет снижения коэффициента остекления, сверхнормативных трансмиссионных потерь и теплопотерь на инфильтрацию.

2. Утепление наружных стен, покрытий и перекрытий до Уровня требований СНиП П-3-79 (1998), этап II, дает меньший эффект и является рентабельным для нового строительства, а также при реконструкции крупнопанельных домов, где учитывается дополнительный эффект, связанный с эксплуатационными расходами на ремонт фасадов, стыков и т.п Для остальных зданий срок окупаемости превышает 10 лет, а для старой застройки достигает 20 лет.

3. Менее значительный эффект по утеплению оболочки здания остеклением балконов и лоджий достигается использованием обычного стекла (срок окупаемости до 9 лет); при применении специального стекла срок окупаемости возрастает до 20 лет. Однако остекление целесообразно закладывать в проект реконструкции домов, поскольку жильцы, остекляя летние площади самостоятельно, нарушают тем самым внешний вид зданий.

4. Из мероприятий, направленных на теплосбережение в инженерных системах жилых домов, наибольшую экономическую эффективность для нового строительства имеют применение механических систем вентиляции с утилизацией тепла вытяжного воздуха, в том числе и с помощью теплового насоса, на нужды горячего водоснабжения (срок окупаемости 4-6 лет), квартирный учет энергоносителей и автоматическое индивидуальное регулирование теплоотдачи отопительных приборов. Окупаемость затрат здесь следует ожидать через 1,5-2 года для реконструируемого фонда и через 5-6 лет для нового строительства. Системы отопления при реконструкции могут выполняться как по горизонтальной двухтрубной, так и по общепринятым схемам: однотрубной с нижней или верхней разводкой, а в новых зданиях - с квартирной разводкой.

5. Для газифицированных жилых домов с большой площадью квартир (старый фонд) как альтернатива центральному (от автономных котельных) может применяться местное (квартирное) отопление и горячее водоснабжение от индивидуальных газовых теплогенераторов. При необходимости отопление общих помещений в этом случае следует осуществлять электрическими приборами, в том числе аккумуляционными, работающими по вынужденному графику энергопотребления с оплатой по двухставочному тарифу.

Исходя из сказанного можно отметить, что основные пути снижения энергоресурсов - это, с одной стороны, выбор и монтаж энергоэффективных агрегатов, оборудования и систем источников тепла и воды, сетей их транспортирования потребителям (зданиям); с другой - устранение имеющихся перерасходов и сверхнормативных потерь тепла и воды путем повышения уровня и качества эксплуатации.

Первые из указанных путей энергосбережения являются средне- или долгосрочными мероприятиями со сроком окупаемости не менее 4-7 лет и многозатратными. Эти мероприятия требуют выполнения проектных и строительно-монтажных работ, для чего необходимы значительные денежные затраты за счет банковских кредитов и инвестиций. Сроки окупаемости этих затрат, включая возврат кредитов с процентами, выходят за временные рамки реформы ЖКХ.
Вторые из путей энергосбережения являются краткосрочными с реализацией и получением экономического эффекта в течение 1-2 лет. Они могут быть малозатратными и даже беззатратными, если эффект достигается лишь путем изменения режимов или регламентов технологических процессов. Эти мероприятия по существу включают в основном работы по повышению уровня и качества эксплуатации действующих систем тепловодоснабже-ния объектов ЖКХ.

В противном случае они просто не смогут выполнить требования закона № 261-ФЗ. Работа по этой проблематике ведется сегодня на всех уровнях государственной власти и управления экономикой, и, очевидно, она займет некоторое время. Однако требований закона «Об энергосбережении» никто не отменял и отведенных на их исполнение сроков тоже. Поэтому на местах предприятия коммунальной отрасли и муниципальные структуры самостоятельно ищут решения существующих проблем, используя имеющиеся в их распоряжении материальные и административные ресурсы.

Именно такую цель преследовала встреча руководителей и специалистов управляющих компаний Восточного административного округа (ВАО) г. Москвы с представителями ресурсоснабжающих, энергосервисных и энергоаудиторских компаний, а также нескольких ведущих банков. Мероприятие, в котором приняли участие около 100 человек, состоялось в рамках прошедшей 18 августа 2010 года в Городском Научно-техническом центре энергосбережения ОАО «Сантехпром» выставки-семинара «Промышленность. Инвестиции. 2010» и было организовано префектурой ВАО г. Москвы и Муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства ВАО г. Москвы. «Мы собрали под одной крышей тех, кто непосредственно заинтересован в скорейшей реализации энергосберегающих мероприятий, тех, кто имеет опыт подобной работы, и тех, кто может ответить на актуальные вопросы в части разработки механизмов финансирования энергоэффективных проектов и энергосервисных контрактов, — сказала директор фонда Анжела Раевская , открывая встречу. — С момента принятия закона «Об энергосбережении» прошел почти год, а многие вопросы так и продолжают оставаться без ответов. Однако времени у нас совсем немного. До конца 2012 года на все здания будут выданы энергетические паспорта и определены квоты на потребление коммунальных ресурсов. Но их фактический расход может оказаться значительно выше этих квот, если сейчас не проводить никаких мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности жилого фонда. А за сверхнормативное потребление собственникам придется платить совсем по другим тарифам. Спасибо они за это эксплуатирующим организациям не скажут, и судьба последних будет решена сразу ».

Проблема выбора стратегии

Однако прежде чем приступать к реализации энергоэффективных мероприятий, нужно определиться с их составом и очередностью. Проще говоря, специалистам управляющих компаний необходимо понимать, где энергопотери наиболее высоки, что нужно делать в первую очередь и какие действия дадут наибольший и скорейший экономический эффект. Исчерпывающий ответ на эти вопросы может дать только комплексный энергоаудит, проведение которого, в числе прочего, и предусматривает закон «Об энергосбережении».

И здесь возникает первое препятствие. По состоянию на середину августа 2010 года в государственном реестре было зарегистрировано всего 6 в области энергоаудита, объединяющих немногим более двухсот аудиторских компаний. И это на всю страну, тогда как только Москве, по некоторым оценкам, требуется несколько тысяч энергоаудиторов.

Тем не менее, понять, какие энергосберегающие мероприятия более окупаемы, все же можно. Для этого следует обратиться к данным статистики. Так, по словам Ольги Фоломеевой, заместителя генерального директора ГУП «Московский городской Единый информационно-аналитический центр» (МОСГОРЕИАЦ), на долю теплоснабжения приходится почти половина (42%) суммарного энергопотребления московского ЖКХ. На втором месте находится горячее водоснабжение и на третьем — электроснабжение. Всего же коммунальный сектор потребляет треть всех городских энергоресурсов.

Итак, наиболее актуальны на сегодняшний день мероприятия по модернизации отопительных систем. Подтверждают это и данные других участников встречи. «Как показывает наш опыт, основной потенциал энергосбережения заключен сегодня в системах отопления », — отмечает Семен Гершович , генеральный директор ООО «Аврора Энерго Менеджмент», совместного российско-германского предприятия, специализирующегося на консалтинге и инжиниринге в области энергоэффективности и энергосбережения.

Вниманию участников встречи были представлены и конкретные цифры. «Комплексная модернизация систем теплоснабжения многоквартирных жилых зданий позволяет получить экономию тепла до 35-45% , — объясняет Антон Белов , заместитель начальника теплового отдела компании «Данфосс». — Установка в системе отопления автоматизированного узла управления (АУУ) или индивидуального теплового пункта (ИТП) совместно с балансировкой отопительной системы по стоякам снижает теплопотребление в среднем на 20-25%. А использование радиаторных терморегуляторов в комплексе с индивидуальными счетчиками-распределителями, устанавливаемыми непосредственно на отопительных приборах, усиливает этот эффект еще на 15-20%. Причем некоторым экономным жильцам удается снизить свои затраты на отопление на 50-60% ». Интересно, что представленные данные были получены на реальных заселенных объектах, в числе которых знаменитый «Интеллектуальный дом» в Жулебине и одна из новостроек последних лет в Басманном районе столицы .

Особо специалист отметил важность проведения именно комплексных мероприятий по повышению энергоэффективности отопительных систем, так как только таким образом можно привлечь к энергосбережению самих собственников жилья и мотивировать их к экономии тепла. Примечательно, что в том же ключе высказывались и многие другие участники встречи. «Детальный, в том числе поквартирный учет всех потребляемых энергоресурсов — непременное условие успеха любых энергоэффективных мероприятий, — говорит Анжела Раевская (Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства ВАО г. Москвы). — Ведь основной объем потребления (порядка 70%) приходится на жильцов, а они сегодня никак не участвуют в энергосбережении, не заинтересованы в нем». «Приборы учета должны быть установлены там, где находится конечный потребитель, — добавляет Ольга Фоломеева (МОСГОРЕИАЦ). — Только в этом случае мы будем иметь детальную картину потребления и сможем добиться наибольшего эффекта в его оптимизации ».

Нужно заметить, что сегодня схема начисления коммунальных платежей на основании детального поквартирного учета всех потребляемых ресурсов, в том числе и тепла, уже отрабатывается в Москве. Например, подобная система была реализована по инициативе Департамента капитального ремонта жилищного фонда г. Москвы (ГУ ДКР) и Мосгосэкспертизы в доме № 59 по улице Обручева. Подготовку проекта и выполнение работ взяла на себя компания «Данфосс» совместно с институтом «Мосжилниипроект». Интересен этот опыт тем, что данные с индивидуальных счетчиков-распределителей в данном случае собираются уже централизованно, на компьютер ЕИРЦ. И, как показали итоги отопительного сезона 2009-2010 гг., это дает более 12% экономии тепла.

Финансы решают все

После того, как состав энергоэффективных мероприятий определен, необходимо найти источник их финансирования. Закон № 261-ФЗ предусматривает, что осуществлять реализацию подобных проектов будут специализированные энергосервисные компании (ЭСКО), привлекающие сторонних инвесторов. А возврат вложенных средств предполагается осуществлять за счет полученной экономии. «Конечный потребитель не должен платить ничего сверх тех коммунальных платежей, размер которых фиксируется на момент начала модернизации, — объясняет главный экономист Дирекции по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования Сбербанка России Дмитрий Лёушкин . — В этом состоит идеология энергосервисного контракта ».

Однако на практике все оказывается не так просто. Дело в том, что банкам (а именно они в большинстве случаев выступают в качестве сторонних инвесторов) необходимы гарантии возвратности средств. Но поскольку у вновь образованных энергосервисных компаний нет ни материальных активов, ни кредитной истории, таких гарантий они предоставить не могут.

Еще одна проблема связана со сроками реализации энергоэффективных проектов. «На реализацию энергосберегающего проекта нужно не менее 2-3 лет и примерно за такой же срок он окупается, — говорит Семен Гершович («Аврора Энерго Менеджмент»). — Это значит, что ЭСКО должна работать на конкретном объекте в течение по крайней мере 5-7 лет. Однако, в соответствии с существующим антимонопольным законодательством, конкурсы в этой сфере нужно проводить ежегодно. Таким образом, взявшаяся за реализацию проекта ЭСКО рискует оказаться в «подвешенном» состоянии ».

В решении этих проблем велика роль муниципальных структур. Например, администрация ВАО г. Москвы предлагает управляющим компаниям самостоятельно взяться за создание ЭСКО. «В этом случае мы готовы давать собственное поручительство энергосервисным предприятиям, которые будут получать кредиты в банках под энергосберегающие проекты, — говорит Анжела Раевская . — Таким образом, мы можем гарантировать, что все нововведения окупятся и банки получат свои деньги обратно ». По единодушному мнению собравшихся, важность такого решения трудно переоценить. Ведь до сегодняшнего дня многие потенциальные инвесторы просто боялись вкладывать деньги в энергосберегающие мероприятия. Но с таким гарантом, как Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, вопрос можно считать практически закрытым.

Интересные решения предлагают и некоторые ресурсоснабжающие организации. Так, по словам ведущего специалиста Центра по энергосбережению ОАО «Мосэнергосбыт» Дмитрия Владимирова , «Мосэнергосбыт» уже сегодня готов финансировать реализацию энергоэффективных проектов в системах электроснабжения жилых зданий. «Мы предварительно согласовываем с управляющей компанией перечень необходимых работ (например, замена осветительных приборов, лифтового оборудования, приборов учета электроэнергии и т.д.), затем производим их своими силами, а средства возвращаем за счет полученной в результате экономии электроэнергии, — объясняет специалист. — Возможен и другой вариант. В течение какого-то времени эксплуатирующая организация может не перечислять нам деньги за электричество, аккумулируя их, чтобы потом потратить на реализацию тех или иных предварительно согласованных энергоэффективных мероприятий. Возврат средств также осуществляется за счет полученной экономии электроэнергии ».

Таким образом, несмотря на все существующие сегодня трудности в реализации энергоэффективных проектов, их осуществление все-таки возможно. В том случае, если всем заинтересованным сторонам удается найти общий язык. И определяющую роль в этом многостороннем диалоге играют муниципальные структуры, способные оказать коммунальным предприятиям значимую организационную, а подчас и материальную поддержку.

1 Жулебинский бульвар, 36-2

2 Денисовский переулок, д. 22

Пока же ситуация такова. По мнению члена Совета Федерации Валентина Межевича, который давно занимается проблемами энергосбережения, уровень потерь энергии в ЖКХ огромен - от 40 до 70%.

Примерно 20% энергии, производимой в России, теряется по пути к потребителю из-за неудовлетворительного состояния сетей и по другим причинам. Энергоемкость нашего ВВП в 3-4 раза превышает показатели других стран, а ссылки на суровый климат безосновательны, поскольку Канада, Финляндия и другие страны находятся в таких же условиях. Поэтому в настоящее время энергосбережение является наиболее эффективным и предпочтительным направлением развития энергосистемы страны. Принятый закон «Об энергосбережении и энергоэффективности» как раз и направлен на решение этих задач.

Один из важнейших стимулов к экономии - обязательная установка приборов учета энергоресурсов. Кроме того, сохраняя социальную норму энергопотребления, надо вводить ступенчатый тариф, зависящий от времени суток, объема потребления и других факторов, - считает Валентин Межевич.

Спорить с этим трудно. Именно из-за гигантской знергоемкости нашей экономики и жилищно-коммунальной сферы российское правительство на законодательном уровне озаботилось проблемами энергосбережения. Однако есть закон, есть желание его выполнять, но вот есть ли возможности?

По мнению ныне, к сожалению, уже покойного Ефима ИЗРАИЛЕВА, члена Союза архитекторов России, лауреата Государственной премии СССР, члена-корреспондента Инженерной академии (СПб), при предлагаемой государством новой системе организации учета ресурсов, необходимых для эксплуатации жилья, будут ущемлены интересы большинства жителей страны.

Суть проблемы в том, что монополисты, поставляющие эксплуатационные ресурсы, поддерживаемые чиновниками, похоже, всерьез заинтересовались кошельками жителей. Хотя, судя по всему, и нынешние тарифы за услуги по продаже и доставке в квартиры необходимых товаров (газа, электричества, воды и пр.) приносят немалую прибыль. Не зря, однако, считается, что денег много не бывает.

Не прячьте ваши денежки

Замысел поставщиков состоит в том, чтобы потребители их услуг взяли на себя все хлопоты по установке в своих жилищах счетчиков, определяющих количество полученных энерго- и водоресурсов. А также оплатили бы стоимость этих счетчиков и их установку. Мало того, на горожан хотелось бы еще возложить хлопоты и затраты по периодической поверке счетчиков в специальных организациях, включающие демонтаж, транспортировку и повторную установку приборов.

Для реализации столь крупномасштабного замысла нашим поставщикам нужна была не только нормативно-правовая база, но и социально-экономическое обоснование полезности такой затеи. Тогда они придумали удачный тактический ход: пристроиться к набирающей темп государственной кампании по энергосбережению, что позволяло их узкокорыстным интересам облечься в безапелляционные требования федерального закона.

И это вполне удалось. Правда, пока только на бумаге. Хотя закон отнюдь не простая бумага.

ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности….», принятый Государственной Думой 11 ноября 2009 года и вступивший в силу спустя две недели, содержит комплекс детализированных требований, исполнение которых обеспечило бы 100%-ю реализацию желаний поставщиков.

Однако есть достаточно конструктивные идеи, предусматривающие другой подход к проблеме. Одна из них заключалась в том, что вышеупомянутые поставщики, по аналогии с условиями розничной торговли, должны сами приобретать контрольно-измерительную аппаратуру, при помощи которой с известной точностью определяется количество продаваемого товара. И сами же должны обеспечивать в установленном порядке точность показаний этой аппаратуры под угрозой наказания по закону.

Ни одному даже самому жадному купцу отродясь в голову не приходило заставлять покупателей приходить к нему за товаром со своими безменами и аршинами.

Хорошо забытое старое

Тем, кому довелось жить в Ленинграде в советские времена, наверняка хорошо помнят, как в коммунальных квартирах персонал Ленгаза еще с довоенных времен то ставил, то снимал, то вновь устанавливал модернизированные счетчики. Аналогичная ситуация была и с электросчетчиками. И первичная их установка, и замена на новые, когда изменили напряжение со 110 Вт на 220 Вт, выполнялись персоналом Ленэнерго.

Короче говоря, никто из поставщиков не пытался свои прямые заботы перекладывать на жителей. Правда, это было при плановой экономике, тогда как сейчас мы по уши в «диком капитализме». А он, как известно, сильно отличается от «просто капитализма».

Показательно, что в странах, где капитализм уже давно перестал быть «диким», а вполне цивилизован и даже очень развит, никому и в голову не приходит таким вот образом залезать в карманы потребителей. Разумеется, в той же Америке все хлопоты, связанные с приобретением, установкой и эксплуатацией счетчиков, - это заботы поставщиков. Единственный платеж потребителя - за работу по установке счетчика (собственность поставщика) и его подключению к наружной или внутридомовой сети, если дом многоквартирный. Та же ситуация во Франции, Германии, Финляндии и других развитых западных странах.

Выводы таковы. Никто не собирается оспаривать целесообразность применения точных приборов учета продаваемых поставщиками «товаров». Недоумение и протест вызывает их стремление возложить на потребителей все без исключения хлопоты и затраты по приобретению, установке и поверке счетчиков. Оно противоречит здравому смыслу, традициям и упомянутой выше зарубежной практике.

Судя по всему, разработка проекта Федерального закона «Об энерго­сбережении…» проходила без привлечения достаточного количества специалистов, профессионально разбирающихся в проблематике генерации энергии, ее транспортирования и использования конечным потребителем. Это одна из причин обилия в тексте закона, мягко говоря, спорных положений.

Проекты законов до принятия ими статуса федерального закона проходят три этапа обсуждения (так называемых слушаний) в Государственной Думе.

Вероятно, надо их не просто слушать, а на каждом этапе тщательно проверять и спорить с оппонентами. Учили же нас, что в споре рождается истина.

А что же наши уважаемые депутаты? Почему они за три слушания так и не заметили несправедливости и неправомерности перекладывания на население забот поставщиков-монополистов и не сказали им «стоп»?

Было бы очень полезно узнать ответы на эти вопросы.

Подготовил Дмитрий Григорьев


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Рассматривая проблему энергосбережений в ЖКХ, мы должны осознать, что для реализации данной программы в этом сегменте рынка необходимо пройти как минимум два этапа.

Первый этап — это учёт тепловой энергии, воды, электроэнергии 1) на источниках тепла и 2) у потребителей энергоресурсов. Учёт как таковой не дает никому экономии, но в то же время он представляет сбой инструмент экономии.

Второй этап — разработка мотивации для всех участников рыночных отношений на всех вышеназванных направлениях. Участниками рынка в сфере ЖКХ являются:

1) Государство в лице региональных органов власти, а также местное самоуправление, городские и районные органы управления.
2) Энергоснабжающие предприятия ЖКХ - муниципальные источники тепла, "электросети", "водоканалы".
3) Жилищно-эксплуатационные предприятия
4) Население - потребители услуг ЖКХ

Для каждого из этих участников рынка должна быть разработана стратегия энергосбережений - от быстроокупаемых проектов (1-3 года), до долгосрочных (3-7 лет). Но окупаемость проектов должна быть главным условием их осуществления.

Последний пример неэффективности - реализация проекта МБРР по энергосбережениям в г.Петрозаводске, который является практически неокупаемым, хотя каждое мероприятие (задача) несет в себе фактор энергосбережения. Если принять во внимание факт, что окупаемость от всех мероприятий по проекту составляет 30% (то есть потребление топлива, необходимого для этих домов, должно снизится на 30%), то эффективность на один дом распределиться следующим образом (см. таблицу 1):

Таблица 1. Распределение инвестиций и затраты на техническое обслуживание в год

Рассматривая данную таблицу очевидно, куда следует инвестировать в первую очередь, а куда - подумать, стоит ли вообще инвестировать или лучше ограничиться минимумом.

ГОСУДАРСТВО

Наибольшую нагрузку на бюджеты (республиканский и местные) составляют энергоресурсы - холодная вода, отопление и горячая вода (в виде топлива), техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты систем горячего и холодного водоснабжения. Исходя из этого (по эффективности инвестиций) и необходимо разрабатывать стратегию энергосбережений.

На наш взгляд, необходимо пройти несколько этапов:

1. Учет энергоресурсов на источниках тепла и у потребителей.

Рассмотрим пример установки водосчетчиков в квартирах за счет бюджета.

В настоящее время, когда население платит за энергоресурсы (тепло и воду) по расчетам, у них нет никакой мотивации для экономии, поскольку на сегодняшний день оплата за энергоресурсы является социально-несправедливой. Не секрет, что в квартире может быть прописан один человек (да еще и льготник), а проживает 4-5 чел.

Многие квартиросъемщики уже сейчас за свой счет устанавливают водосчетчики. Это те, у кого есть мотивация к их установке (прописано много, а проживает мало) и есть деньги для этого. Это облегчит нагрузку на бюджет.

При установке водосчетчиков важно определить приоритеты:
- в домах с централизованным Г.В.С. от источника;
- в домах с открытым водоразбором;
- в домах с закрытыми схемами Г.В.С.

Норма расхода горячей воды на 1 человека в сутки - 200 литров

Потребление тепловой энергии на 1 человека в сутки:
Qср. Г.В.С. на 1 человека в сутки = 0,2 м3 х Дt (55 °C-5 °C) = 10 000 ккал/сутки
Аср. - среднее количество человек в семье - 3,5 чел.

Средний расход тепла в Г.В.С. на квартиру в месяц:
Q ср. кв. Г.В.С. = 10 000 ккал/сут. х 3,5 чел. х 30 дней / 1000 = 1,05 Гкал/мес.
10% - дотации из бюджета - 1,05 Гкал/мес. х 10% = 0,105 Гкал/мес.
15% - приведенный коэффициент льготников - 1,05 Гкал/мес. х 15% = 0,157 Гкал/мес.
5% - постоянная задолженность - 1,05 Гкал/мес. х 5% = 0,05 Гкал/мес.

Итого потери бюджета:
0,105 Гкал/мес. + 0,157 Гкал/мес. + 0,05 Гкал/мес. = 0,312 Гкал/мес.

Цена за 1 Гкал тепла - 276 руб. (в т.ч. НДС)
Сумма потерь: 0,312 Гкал/мес. х 276 руб. = 86 руб./мес. на одну квартиру.

Экономия расхода Г.В.С. на 1 квартиру в месяц при установке водосчетчиков:
1,05 Гкал/мес. х 20% = 0,21 Гкал/мес. х 276 руб. = 58 руб./мес.
Общая экономия 1 квартиры в месяц составит: 86 руб./мес + 58 руб./мес = 144 руб./мес.
Общая экономия 1 квартиры в год составит: 144 руб./мес. х 11 мес. = 1584 рубля.
Затраты на установку счетчиков Г.В.С. и Х.В.С. составят 1300 рублей.
Экономический эффект (прямой) составит: 1584 руб. - 1300 руб. = 284 руб. по горячей воде и около 20 руб. с 1 квартиры - по холодной воде.

Косвенная экономия:
Снижение подпитки на ТЭЦ.
Снижение расхода Х.В.С.
Возможность подключения новых потребителей к теплосетям.

Установив водосчетчики, необходимо сразу изменить тариф: по водосчетчику - один, по расчету - другой, намного выше, чтобы не выводили из строя водосчетчики.

Кое-где (особенно там, где централизованное Г.В.С. от источника) целесообразно за счет бюджета установить локальные водонагреватели (газовые, электрические, дровяные). В этом случае окупаемость будет достаточно быстрой, и в то же время, вообще исключится нагрузка на бюджет по ремонту наружных сетей Г.В.С., внутренних сетей Г.В.С., и исчезнут теплопотери.

2. Изменение тарифной политики.

Тарифы должны включать: подготовку к зиме, текущий и капитальный ремонты, достойная зарплата, рентабельность 20 - 25%. Таким образом необходимо создать условия для появления высокорентабельных предприятий, способных обеспечить высокое качество услуг, пополнять бюджет в виде налогов, брать на себя нагрузку по подготовке к зиме и содержание объектов ЖКХ, воспитывать и учить кадры.

3. Установление новых "Правил игры" на этом рынке, а также гарантии и контроль за их соблюдением всеми участниками.

ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Для этих участников рынка необходимо сделать следующее:

1. Разработать мотивацию для энергосбережений
2. Разработать мотивацию для инвестиций
3. Разработать мотивацию для перехода на новые (местные) виды топлива

Энергоснабжающим организациям выгоднее продать как можно больше энергоресурсов по максимально высокой цене и получить за это деньги от покупателя (тепловых сетей, электросети, ЖЭУ - посредников).

Т.е. у них нет мотиваций для энергосбережений. Однако можно создать мотивацию для снижения затрат и снижения цены на энергоресурсы. Это возможно только при наличии здоровой конкуренции и при ином подходе к установлению тарифов. Тарифная политика должна поощрять экономию, тарифы не могут быть снижены на сумму уменьшения расходов, что происходит сейчас. Снижение цены должно происходить за счет конкуренции.

Должен быть рассчитан базовый тариф (и он должен быть рассчитан совместной комиссией - представители районов, Министерство экономики, РЭК) для источников тепла, например до 1 Мвт, до 5 Мвт, до 10 Мвт и выше, и для ТЭЦ. Для малой теплоэнергетики тариф должен быть рассчитан, например, по средней (с точки зрения уровня амортизации и по оценке инвентаризации) котельной на угле; уголь сегодня - основной вид топлива для Карелии, причем самый вредный с точки зрения экологии.

Рассчитав базовую цену, потом останется только рассчитать коэффициенты на ж/д тариф (разный для каждого района) и меняющуюся цену топлива - так же коэффициент. Только таким образом для предприятий, производящих тепло, появится мотивация для инвестиций в энергосберегающие технологии, в строительство экономичных котлов на биотопливе, в инфраструктуру по производству высококалорийного биотоплива и т.д.

Остается самое главное - взаимная ответственность (причем непременно материальная) для продавцов тепла и для покупателей. Так как покупателем будет местное самоуправление - твердые гарантии оплаты за тепло, поэтому необходимо разработать механизм ответственности и гарантии оплаты за тепло. Только таким образом можно создать рынок теплоснабжения в Карелии.

ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Организации-посредники, перепродавцы энергоресурсов, могут иметь прибыль только в том случае, если будут продавать как можно больше энергоресурсов и получать за это деньги (и это для них самое важное, т.к. в противном случае возникнут проблемы с энергоснабжающими организациями). Так как они не могут продать больше, чем им могут отпустить этих энергоресурсов, то у энергоснабжающих организаций может появиться мотивация к энергосбережениям только при подключении дополнительных потребителей за счет энергосбережений по более высоким тарифам. То есть целесообразно иметь несколько тарифов для разных групп потребителей:

а) население, уже получающее тепло;
б) вновь строящееся жилье;
в) объекты социально-культурного назначения;
г) предприятия существующие;
д) предприятия строящиеся (или дополнительные нагрузки для существующих);
е) тарифы на сверхнормативное потребление энергоресурсов, в т.ч. тепла.

В этом случае инвестиции на энергосбережения могут окупиться за счет "коммерческих" тарифов, а часть прибыли от этого должна поступать в бюджет (города, района), т.к. обычно сети являются муниципальными.

Необходимо срочно уйти от затратного механизма финансирования ЖЭУ и разработать мотивацию для энергосбережений, для получения максимальных прибылей за счет платных услуг и других работ. Местным органам власти разработать единые для всех (независимо от форм собственности) "Правила игры" на этом рынке, потому что только высокорентабельные предприятия жилищной сферы, имеющие возможность инвестировать прибыль в развитие способны дать качественные услуги и предотвратить развал системы ЖКХ.

ПОТРЕБИТЕЛИ

Одна из основных целей — привлечь население, потребителей энергоресурсов, к процессу энергосбережений. Но первый шаг на этом пути должна сделать местная власть.

Анализ потребления тепла на отопление и воду, проводимый финской фирмой "Planora" в 1996 г. на Древлянке, показал, что количество тепла на отопление расходуется примерно расчетное количество, а на горячую воду значительный перерасход тепла. И, вообще, счетчик тепла на уровне зданий (тепловой пункт) для муниципального жилья - пустая трата средств. Реальную экономию может дать только квартиросъемщик и только за счет горячей воды. Поэтому и должен быть учет только горячей воды в квартирах, и это необходимо сделать как можно быстрее за счет бюджета. Схему финансирования за счет бюджета возможно решить за счет квартплаты. То же касается и по расходам холодной воды. Окупаемость для бюджета при установке водосчетчиков холодной и горячей воды примерно 1 год.

Мы уверены, что мотивация к энергосбережениям будет появляться только у той категории населения, которое имеет собственное жилье, за которым надо ухаживать. Поэтому, пока жилье находится в муниципальной собственности (что для квартиросъемщика означает, что оно "ничье"), у потребителя не появится желание инвестировать собственные средства на нужды энергосбережения.

Эту проблему можно решить только одним способом — необходимо вовлечь каждого квартиросъемщика в управление жильем, т.е. передать все (по возможности) муниципальное жилье населению организовав каждый муниципальный дом в "Товарищество собственников жилья". Эти ТСЖ сами будут объявлять конкурс на обслуживание жилья, и выбирать обслуживающую организацию. ТСЖ, заключив договора с энергоснабжающими организациями, будут оплачивать потребленные энергоресурсы в полном объеме. И вот после этого можно будет реально заниматься энергосбережениями. Ведь реальную экономию может сделать только сам квартиросъемщик и только в том случае, если у него есть мотивация. В этом случае она появляется, ТСЖ само заинтересовано инвестировать деньги на установку счетчика учета тепловой энергии, автоматизацию отпуска тепла, регуляторы расхода холодной воды и т.д., т.е. в энергосбережения.

Таким образом, необходимо и здесь пройти два этапа - первый этап за счет местной власти, второй - за счет ТСЖ.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что необходимо разработать мотивацию для энергосбережений всеми участниками рынка. Если хотя бы одному из участников рынка будет невыгодно, то не будет и общего успеха. Кроме того, самое главное - необходимо разработать стратегию энергосбережений всеми участниками рынка и первые (небольшие) инвестиции должны быть направлены именно на разработку стратегии, и только потом определяться с тактическими мерами и инвестициями для решения тактических задач.