Виды экономических систем. Тесты ЕГЭ - экономика

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Факторы производства

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) литература, 2) духовная культура, 3) наука, 4) искусство, 5) образование.

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «наука».

1) творчество, 2) образность, 3) системность, 4) обоснованность, 5) эмоциональность, 6) доказательность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о глобальных проблемах современного человечества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Глобальными проблемами называется совокупность проблем, от решения которых зависит будущее человечества.

2. Глобальные проблемы могут быть самостоятельно решены отдельными странами мира.

3. Проблема «Север-Юг» проявляется в разрыве в уровне экономического развития стран мира.

4. Одним из негативных результатов экономической деятельности людей стало истощение природных ресурсов.

5. Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации.

5

Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

6

Галине 16 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. У Галины светлые волосы и карие глаза.

2. Галина добрая и отзывчивая.

3. Галина - внешне привлекательная девушка.

4. Рост Галины ниже среднего.

5. Галина - честный человек.

6. Галина дружит со многими своими одноклассниками.

7

Выберите верные суждения о видах рыночной конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. С точки зрения интересов общества, монополия имеет только недостатки.

2. Монополист самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию.

3. Олигополией называют ситуацию раздела рынка несколькими крупными фирмами.

4. Монополистическая конкуренция - это идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

5. Монопсонией называют такой вид монополии, при котором монополистом является не продавец, а покупатель.

8

Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг: к каждой позиции, данной в нервом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Экономика страны Z основана на крупном машинном производстве; в ней доминирует тяжёлая промышленность. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. необходимость решать проблему ограниченности ресурсов

2. отсутствие конкуренции производителей

3. зависимость продовольственного рынка от импортных товаров

4. директивное ценообразование

5. господство государственной собственности на средства производства

6. наличие трудового законодательства

10

На рисунке отражено изменение спроса на биологически активные добавки к пище для улучшения зрения на соответствующем рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение D 1 ? (На графике Р - цена товара; Q - количество товара.)

1. массовые положительные отзывы покупателей

2. пропаганда профилактики глазных болезней

3. повышение безопасности компьютерной техники для здоровья человека

4. уменьшение объёмов производства биологически активных добавок к пище

5. снижение доходов населения

11

Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Семья является агентом социализации.

2. Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

3. Демократические семьи, как правило, включают два-три поколения прямых кровных родственников.

4. Досуговая функция семьи проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.

5. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.

12

В 2005 г. и 2015 г. в ходе социологических опросов совершеннолетних граждан страны Z им предложили оценить количество отечественных и импортных продуктов на полках магазинов в их населённых пунктах. Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кто отметил, что в магазинах больше отечественных продуктов, выросла за 10 лет.

2. Доля тех, кто отметил, что в магазинах больше импортных продуктов, не изменилась за 10 лет.

3. Доля тех, кто отметил, что в магазинах примерно равное количество отечественных и импортных продуктов, сократилась.

4. В 2005 г. доля тех, кто отметил, что в магазинах больше импортных продуктов, меньше доли тех, кто затруднился ответить.

5. В 2015 г. половина опрошенных отметила, что в магазине больше отечественных продуктов.

13

Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Любое государство как главный политический институт призвано полностью контролировать жизнь общества для обеспечения правопорядка и безопасности.

2. Демократическое государство руководствуется в своей деятельности правами человека и законными интересами большинства граждан.

3. По форме государственного (территориального) устройства выделяют республиканские, федеративные и конфедеративные государства.

4. Государство располагает специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций.

5. К признакам государства относят публичность, суверенитет, монополию на издание законов и взимание налогов, профессиональный аппарат управления.

14

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

Гражданин Р. был избран руководителем областного отделения политической партии. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, отстаивает интересы малого бизнеса. Он прислушивается к мнению однопартийцев, восприимчив к критике. Какие характеристики относят к типу политического лидерства в данной ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. региональный лидер

2. общенациональный лидер

3. демократический лидер

4. рационально-легальный лидер

16

Конституция РФ закрепляет принцип политического плюрализма в качестве одной из основ конституционного строя нашего государства. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого принципа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в РФ в качестве государственной или обязательной.

3. В РФ признается идеологическое многообразие.

4. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.

5. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

17

Выберите верные суждения об уголовном праве, как отрасли российского права. Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1. Реализация охранительной функции этой отрасли права обеспечивает нормальное течение социально-полезных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права.

2. К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят штраф, пожизненное лишение свободы.

3. Отрасль права, объединяющая правовые нормы, в которых определяется, какие деяния являются преступлениями, и предусматривается наказание за их совершение.

4. Взаимоотношения сторон выстраиваются на основе следующих принципов: равенство сторон, имущественная самостоятельность, независимость, автономность воли.

5. К числу источников относят обычаи делового оборота.

18

Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работодателя в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19

Хосе-Луис, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z обратился в полномочный орган государства Z с заявлением об отказе от гражданства, так как решил вступить в российское гражданство. При каких условиях Хосе-Луис может вступить в гражданство РФ в общем порядке? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. наличие среднего общего образования

2. владение русским языком

3. постоянное проживание на территории РФ 5 лет

4. наличие собственности в РФ

5. наличие законного источника средств к существованию

6. наличие родственных связей в РФ

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Социальный контроль - механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых правил, __________ (А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В этом качестве выступают мораль и право,__________(Б), административные решения и др. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных __________(В) к нарушителям принятых социальных норм. Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за __________ (Г) социальных норм. Социальный контроль выступает как элемент любой системы__________(Д) социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа. Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные __________ (Е), занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы)».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. санкция

2. нарушение

4. соблюдение

5. управления

6. мобильность

7. ограничение

8. институт

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Статья 27.

1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных (законом), а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

2. Признание брака недействительным производится судом.

3. Суд обязан в течение трёх дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

4. Брак признаётся недействительным со дня его заключения

Статья 29.

1. Суд может признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению.

2. Суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключённого с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга, а также при отсутствии его согласия на признание брака недействительным.

3. Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью.

4. Брак не может быть признан недействительным после его расторжения, за исключением случаев наличия между супругами запрещённой законом степени родства либо состояния одного из супругов в момент регистрации брака в другом нерасторгнутом браке

Статья 30.

1. Брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

2. К имуществу, приобретённому совместно лицами, брак которых признан недействительным, применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о долевой собственности. Брачный договор, заключённый супругами... признается недействительным.

3. Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение трёхсот дней со дня признания брака недействительным.

4. При вынесении решения о признании брака недействительным суд вправе признать за супругом, права которого нарушены заключением такого брака (добросовестным супругом), право на получение от другого супруга содержания, а также признать действительным брачный договор полностью или частично.

Добросовестный супруг вправе требовать возмещения причинённого ему материального и морального вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.

5. Добросовестный супруг вправе при признании брака недействительным сохранить фамилию, избранную им при государственной регистрации заключения брака.

(Извлечение из Семейного кодекса РФ)

Какой орган уполномочен законом решать вопрос о недействительности брака? С какого момента брак признаётся недействительным? Какой брак называется фиктивным?

Показать ответ

Должны быть приведены ответы на три вопроса :

1) ответ на первый вопрос : суд:

2) ответ на второй вопрос : с момента заключения;

3) ответ на третий вопрос : если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Озаглавьте статью 29. Проиллюстрируйте примером п. 3 ст. 29 ГК РФ.

Показать ответ

Правильный ответ должен соблюдать следующие элементы :

1) название статьи , например: обстоятельства, устраняющие недействительность брака;

(Название может быть дано в иной формулировке, верно отражающей сущность содержания статьи.)

2) пример, иллюстрирующий п.З , допустим: девушка вышла замуж для того, чтобы получить регистрацию в районном центре и устроиться на работу, но спустя некоторое время между ней и мужем установились нормальные супружеские отношения.

Может быть приведён другой пример

Кого закон считает добросовестным супругом? Смоделируйте ситуацию, иллюстрирующую любые два имущественных права добросовестного супруга, перечисленные в ст. 30.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть следующие элементы :

1) ответ на вопрос , например: добросовестный супруг - супруг, права которого нарушены заключением брака, признанного недействительным;

(Ответ на вопрос может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) ситуация , например: через 7 лет после заключения брака Зинаида случайно узнала, что её муж Фёдор на момент регистрации их брака состоял в другом нерасторгнутом браке; она обратилась в суд с иском о признании их брака недействительным;

(Может быть смоделирована иная ситуация.)

3) любые два имущественных права из ст. 30 , например: Зинаида вправе

Потребовать от мужа получения содержания;

Потребовать от мужа возмещения материального вреда;

Обратиться в суд за признанием брачного договора полностью или частично действительным.

Могут быть приведены другие права

Показать ответ

Могут быть высказаны и пояснены такие предположения :

1) государство заботится о соблюдении личных неимущественных прав граждан (установлено, что брак заключается только на основе взаимного добровольного согласия жениха и невесты);

2) государство заботится о здоровом потомстве (запрещены браки между близкими родственниками);

3) государство заботится о защите имущественных прав супругов (семейное право регулирует принадлежность имущества супругов).

Могут быть высказаны другие адекватные предположения

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных институтах в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных институтов.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о социальных институтах в экономической сфере, опирающейся на знания курса, например: К социальным институтам в экономической сфере относят бизнес, рынок и др.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о социальных институтах в экономической сфере.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса любую из функций социальных институтов, например: Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую из функций социальных институтов.)

Назовите любые три проявления несовершенств рынка и укажите, как в смешанной экономике государство может преодолеть каждое из них.

В стране Z глава государства избирается всенародным голосованием. Все граждане обязаны придерживаться общегосударственной идеологии, существует постоянный контроль государства над всеми сферами жизни граждан, осуществляются внесудебные преследования оппозиционных движений. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью. На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z (обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства Z).

Показать ответ

В правильном ответе должны быть правильно названы и конкретизированы следующие составляющие :

1) форма правления - республика:

2) форма государственного устройства - унитарное государство:

3) политический режим

б) роль образования в социализации индивида;

в) влияние сверстников на социализацию;

г) СМИ как агенты социализации и др.

5. Значение социализации для становления личности.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Знание - орудие, а не цель». (JL Толстой)

29.2. Экономика «Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать». (Р. Строуп, Дж. Гвартни)

29.3. Социология, социальная психология «Не всякие различия между людьми создают стратификацию». (Е. Бертель)

29.4. Политология «Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б.Н. Чичерин)

29.5. Правоведение «Вся жизнь человека и вся его судьба слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить - значит для человека жить правосознанием...». (И.А. Ильин)

Тестовые задания по обществознанию к уроку «Типы экономических систем» 8 класс

УМК Боголюбова Л.Н.

Тип урока: Изучение нового материала с отработкой навыков решения тестовых заданий из вариантов ОГЭ по данной теме.

Цель урока: усвоить ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, сформировать умение находить эти признаки и выделять их среди других.

Задачи урока:

воспитательные :

развивающие :

    закрепить умение применять навыки решения тестовых заданий, используя новый теоретический материал.

    вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;

    воспитывать у учащихся любознательность;

    воспитывать коммуникативную культуру общения.

    развивать познавательный интерес и логическое мышление;

    развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

    развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.

Этапы урока:

1.Мотивационная беседа, целеполагание. (3 мин.)

Учитель сообщает тему урока, её место в разделе «Экономика», связь с предыдущей темой «Главные вопросы экономики», связь с ОГЭ и предлагает обучающимся определить цели и задачи, которые они ставят перед собой на уроке.

Учитель выслушивает мнения и резюмирует данную часть урока, сообщая цели и задачи, которых планирует достичь он:

« Я бы хотела, чтобы каждый из вас усвоил ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, умел находить эти признаки и выделять их среди других, решая как тестовые задания с выбором ответа, так и тестовые задания на анализ конкретной социально-экономической информации ».

2. Работа по изучению нового материала.(22 мин.)

2.1.Вводное слово учителя: (2 мин.)

«Экономическая система - это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики: что, как и для кого производить? Экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционную экономику, государственную (централизованную, клановую, командно - административную - учитель обязательно отмечает, что допускаются разные названия для этого типа экономики, но все они соответствуют одному варианту) и рыночную. Однако в реальной жизни трудно найти государство с чисто выраженным типом экономики, поэтому экономисты вводят ещё понятие смешанной экономики. В современном мире смешанная экономика чаще всего сочетает черты государственной и рыночной, но могут быть и иные варианты, например, рыночной и традиционной, государственной и традиционной. Чем же отличается один тип от другого?»

2.2.Работа с учебником, выделение ключевых признаков для каждого типа экономики(10 мин.)

Читают вслух, предлагают формулировку главного признака, записывают в тетрадь.

Возможный вариант опорного конспекта:

Традиционная экономика:

1)Что, как и для кого производить решает опыт предков, традиция или обычай;

2)ручной труд, отсталые технологии, общинное ведение хозяйства (земледелие и ремесло);

3)натуральное хозяйство.

Рыночная экономика:

1)Что, как и для кого производить решает производитель самостоятельно (самостоятельность, свобода производителя );

2) многообразие форм собственности , хотя преобладает частная»;

3)рынок, где цены устанавливаются в зависимости от спроса, предложения и конкуренции.

Государственная (командная или плановая экономика):

1)Что, как и для кого производить решает государство , оно командует и производителем и потребителем, составляет планы (планирует ), что сколько и для кого производить;

2)существует государственная собственность на все экономические ресурсы;

3) государство устанавливает цены на рынке .

2.3. Закрепление теоретических знаний: (10 мин.)

А) выполнение тестовых заданий устно (задания на слайдах презентации или на интерактивной доске). Учитель выслушивает ответы обучающихся и их аргументы в пользу своего выбора.

Примеры тестовых заданий:

1. Какой при-знак от-ли-ча-ет тра-ди-ци-он-ную эко-но-ми-ку?

1) про-цве-та-ние фаб-рич-но-го про-из-вод-ства 2) цен-тра-ли-зо-ван-ное це-но-об-ра-зо-ва-ние 3) ре-гу-ли-ро-ва-ние про-из-вод-ства при по-мо-щи обы-ча-ев 4) пре-об-ла-да-ние част-ной соб-ствен-но-сти на сред-ства про-из-вод-ства

2.

1) сле-до-ва-ние в про-цес-се про-из-вод-ства ве-ко-вым тра-ди-ци-ям пред-ков 2) част-ная соб-ствен-ность на сред-ства про-из-вод-ства 3) не-ре-гу-ли-ру-е-мые цены 4) цен-тра-ли-зо-ван-ное пла-ни-ро-ва-ние про-из-вод-ства

3. Ры-ноч-ную эко-но-ми-ку от-ли-ча-ет от дру-гих типов эко-но-ми-че-ских си-стем

1) гос-под-ство го-су-дар-ствен-ной соб-ствен-но-сти на сред-ства про-из-вод-ства 2) пла-но-вое ве-де-ние хо-зяй-ства

3) цен-тра-ли-зо-ван-ное рас-пре-де-ле-ние ре-сур-сов 4) сво-бод-ное це-но-об-ра-зо-ва-ние

4.

5. В стра-не Z Z ?

6.

4) Ис-поль-зо-ва-ние про-мыш-лен-ны-ми пред-при-я-ти-я-ми элек-тро-энер-гии, про-из-ведённой вет-ря-ны-ми элек-тро-стан-ци-я-ми .

Б) задания 3 на с.100 в учебнике (Учебник: Обществознание 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М. «Просвещение», 2014) письменно. Задание: заполнить в тетради таблицу, распределив перечисленные ниже признаки в соответствующую графу таблицы.

Таблица:

Рыночная экономика

Командная экономика

Традиционная экономика.

Признаки: господство натурального хозяйства; экономическая самостоятельность производителей; контроль над распределением благ со стороны государства; преобладание государственной собственности; «простой труд» как основа хозяйства; равные права для всех форм собственности; принятие государственных планов, обязательных для производителей; производство продукции преимущественно для собственного потребления; поддержка государством стабильного уровня цен; замкнутость хозяйства; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов, использование производственных ресурсов на основе обычаев.

Проверка письменного задания по желанию на оценку.

3. Тестирование и взаимопроверка по ключам. Анализ ошибок (20 мин.)

Тест по теме «Типы экономических систем»

1. Что из пе-ре-чис-лен-но-го ха-рак-те-ри-зу-ет ры-ноч-ную эко-но-ми-ку?

1) го-су-дар-ствен-ное ре-гу-ли-ро-ва-ние це-но-об-ра-зо-ва-ния

2) дик-тат хо-зяй-ствен-но-го опыта пред-ков

3) пла-но-вая ор-га-ни-за-ция про-из-вод-ства

4) мно-го-об-ра-зие форм соб-ствен-но-сти

2. Что из пе-ре-чис-лен-но-го ха-рак-те-ри-зу-ет ко-манд-ную эко-но-ми-ку?

1) сле-до-ва-ние в про-цес-се про-из-вод-ства ве-ко-вым тра-ди-ци-ям пред-ков

2) част-ная соб-ствен-ность на сред-ства про-из-вод-ства

3) не-ре-гу-ли-ру-е-мые цены

4) цен-тра-ли-зо-ван-ное пла-ни-ро-ва-ние про-из-вод-ства

3. Традицион-ную эко-но-ми-ку от-ли-ча-ет от дру-гих типов эко-но-ми-че-ских си-стем

1) гос-под-ство го-су-дар-ствен-ной соб-ствен-но-сти на сред-ства про-из-вод-ства

2) пла-но-вое ве-де-ние хо-зяй-ства

3) натуральный характер хозяйства

4) сво-бод-ное це-но-об-ра-зо-ва-ние

4. Какой при-знак ха-рак-те-ри-зу-ет ры-ноч-ную эко-но-ми-ку?

1) цен-тра-ли-зо-ван-ное це-но-об-ра-зо-ва-ние

2) зна-чи-тель-ная роль про-мыш-лен-но-го про-из-вод-ства

3) мно-го-об-ра-зие форм соб-ствен-но-сти

4) урав-ни-тель-ное рас-пре-де-ле-ние про-из-во-ди-мых благ

5. Какой при-знак ха-рак-те-ри-зу-ет ко-манд-ную эко-но-ми-че-скую си-сте-му?

1) сво-бод-ное це-но-об-ра-зо-ва-ние 2) мно-го-об-ра-зие форм соб-ствен-но-сти

3) сво-бо-да хо-зяй-ствен-ной де-я-тель-но-сти 4) цен-тра-ли-зо-ван-ное пла-ни-ро-ва-ние

6. В традиционной- эко-но-ми-ке, в от-ли-чие от рыноч-ной

1) сво-бод-но про-да-ют-ся и по-ку-па-ют-ся ре-сур-сы про-из-вод-ства

2) свободно уста-нав-ли-ва-ет-ся курс офи-ци-аль-ной ва-лю-ты

3) ве-ду-щие по-зи-ции за-ни-ма-ет натуральное хозяйство

4) скла-ды-ва-ют-ся хо-зяй-ствен-ные про-пор-ции

7. От-ли-чи-тель-ным при-зна-ком ры-ноч-ной эко-но-ми-ки яв-ля-ет-ся

1) ре-ше-ние ос-нов-ных во-про-сов эко-но-ми-ки

2) го-су-дар-ствен-ная соб-ствен-ность на сред-ства про-из-вод-ства

3) кон-ку-рен-ция про-из-во-ди-те-лей 4) на-ту-раль-ный ха-рак-тер хо-зяй-ства

8. В традиционной эко-но-ми-ке, в от-ли-чие от ко-манд-ной

1) преобладает сельскохозяйственное и традиционное ремесленное про-из-вод-ство

2) уста-нав-ли-вают-ся государственные цены

3) ве-ду-щие по-зи-ции за-ни-ма-ет го-су-дар-ствен-ная соб-ствен-ность

4) существует государственное планирование экономики.

9. В стра-не С. сво-бод-но про-да-ют-ся и при-об-ре-та-ют-ся ре-сур-сы про-из-вод-ства. На-ря-ду с го-су-дар-ствен-ной соб-ствен-но-стью су-ще-ству-ют част-ная и про-чие формы соб-ствен-но-сти. К ка-ко-му типу при-над-ле-жит эко-но-ми-ка го-су-дар-ства С.?

1) ры-ноч-ной 2) ад-ми-ни-стра-тив-ной 3) тра-ди-ци-он-ной 4) ко-манд-ной

10. Для эко-но-ми-ки го-су-дар-ства М. ха-рак-тер-но гос-под-ство го-су-дар-ствен-ной соб-ствен-но-сти на сред-ства про-из-вод-ства, от-сут-ствие кон-ку-рен-ции и цен-тра-ли-зо-ван-ное рас-пре-де-ле-ние ре-сур-сов. К ка-ко-му типу от-но-сит-ся эко-но-ми-ка го-су-дар-ства М.?

1) ры-ноч-ная 2) сме-шан-ная 3) тра-ди-ци-он-ная 4) ко-манд-ная

11. В стра-не Z пред-при-я-тия са-мо-сто-я-тель-но ре-ша-ют, что и сколь-ко про-из-во-дить, ори-ен-ти-ру-ясь на по-ве-де-ние и при-стра-стия по-тре-би-те-лей. К ка-ко-му типу хо-зяй-ствен-ных си-стем можно от-не-сти эко-но-ми-ку стра-ны Z ?

1) ко-манд-но-му 2) ры-ноч-но-му 3) пла-но-во-му 4) тра-ди-ци-он-но-му

12. В стра-не Z су-ще-ству-ет то-вар-ное про-из-вод-ство и де-неж-ное об-ра-ще-ние. Какая до-пол-ни-тель-ная ин-фор-ма-ция поз-во-лит сде-лать вывод о том, что эко-но-ми-ка стра-ны Z имеет ры-ноч-ный ха-рак-тер?

1) Го-су-дар-ство уста-нав-ли-ва-ет раз-мер за-ра-бот-ной платы ра-бот-ни-кам.

2) Ми-ни-стер-ство фи-нан-сов ре-ша-ет во-прос о том, как ис-поль-зо-вать по-лу-чен-ную при-быль.

3) Не-со-вер-шен-но-лет-ним ра-бот-ни-кам предо-став-ле-ны льгот-ные усло-вия труда.

4) Про-из-во-ди-тель са-мо-сто-я-тель-но опре-де-ля-ет, что и сколь-ко про-из-во-дить.

13. Какой при-мер сви-де-тель-ству-ет о со-хра-не-нии в сме-шан-ной эко-но-ми-ке эле-мен-тов тра-ди-ци-он-ной эко-но-ми-че-ской си-сте-мы?

1) Раз-ра-бот-ка тек-стиль-ным пред-при-я-ти-ем новой кол-лек-ции тка-ней со ста-рин-ным ор-на-мен-том.

2) Раз-ви-тие руч-но-го ре-мес-лен-но-го про-мыс-ла - из-го-тов-ле-ние гли-ня-ных иг-ру-шек и ху-до-же-ствен-ных из-раз-цов.

3) Из-го-тов-ле-ние фар для ав-то-мо-би-лей не-боль-шой фир-мой-партнёром круп-но-го ав-то-ги-ган-та.

4) Ис-поль-зо-ва-ние про-мыш-лен-ны-ми пред-при-я-ти-я-ми элек-тро-энер-гии, про-из-ведённой вет-ря-ны-ми элек-тро-стан-ци-я-ми.

14. В стра-не Z су-ще-ству-ет то-вар-ное про-из-вод-ство и де-неж-ное об-ра-ще-ние. Боль-шин-ство за-ня-тых тру-дят-ся на про-мыш-лен-ных пред-при-я-ти-ях и в сфере об-слу-жи-ва-ния. Какая до-пол-ни-тель-ная ин-фор-ма-ция поз-во-лит сде-лать вывод о том, что эко-но-ми-ка стра-ны Z имеет ры-ноч-ный ха-рак-тер?

1) Про-мыш-лен-ное про-из-вод-ство со-сре-до-то-че-но на круп-ных пред-при-я-ти-ях.

2) В стра-не га-ран-ти-ро-ва-на сво-бо-да пред-при-ни-ма-тель-ской де-я-тель-но-сти.

3) Между пред-при-я-ти-я-ми су-ще-ству-ют до-го-вор-ные от-но-ше-ния.

4) Не-со-вер-шен-но-лет-ним ра-бот-ни-кам предо-став-ля-ют-ся льго-ты.

15. Боль-шин-ство жи-те-лей стра-ны А за-ня-ты вы-ра-щи-ва-ни-ем хлоп-ка, уро-жаи ко-то-ро-го от-прав-ля-ют-ся за гра-ни-цу для пе-ре-ра-бот-ки. Об-щи-на вы-де-ля-ет каж-дой семье уча-сток земли, на ко-то-ром со-об-ща тру-дят-ся все род-ствен-ни-ки. Какой тип эко-но-ми-че-ской си-сте-мы в го-су-дар-стве А?

16. В стра-не Z го-су-дар-ство пол-но-стью кон-тро-ли-ру-ет про-из-вод-ство и рас-пре-де-ле-ние ре-сур-сов, ру-ко-во-дит хо-зяй-ствен-ной де-я-тель-но-стью с по-мо-щью ди-рек-тив-но-го пла-ни-ро-ва-ния. Какой тип эко-но-ми-че-ской си-сте-мы в го-су-дар-стве Z?

1) ры-ноч-ная 2) тра-ди-ци-он-ная 3) сме-шан-ная 4) ад-ми-ни-стра-тив-но-ко-манд-ная

17. В стра-не Б. ве-ду-щим типом хо-зяй-ствен-ной де-я-тель-но-сти яв-ля-ет-ся на-ту-раль-ное хо-зяй-ство, рас-пре-де-ле-ние ре-сур-сов осу-ществ-ля-ет-ся в со-от-вет-ствии с обы-ча-я-ми. Какой тип эко-но-ми-че-ской си-сте-мы су-ще-ству-ет в стра-не Б.?

1) сме-шан-ная 2) ры-ноч-ная 3) цен-тра-ли-зо-ван-ная 4) тра-ди-ци-он-ная .

18. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния?

А. В усло-ви-ях ры-ноч-ной эко-но-ми-ки не-воз-мож-но су-ще-ство-ва-ние го-су-дар-ствен-ной соб-ствен-но-сти.

Б. Го-су-дар-ствен-ная соб-ствен-ность яв-ля-ет-ся ос-но-вой ко-манд-ной эко-но-ми-ки.

19 . Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о ры-ноч-ной эко-но-ми-ке?

А. Ры-ноч-ной эко-но-ми-ке свой-ствен-на кон-ку-рен-ция про-из-во-ди-те-лей.

Б. Ры-ноч-ная эко-но-ми-ка пе-ри-о-ди-че-ски под-вер-же-на кри-зи-сам.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

20. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о фор-мах соб-ствен-но-сти?

А. Ос-но-вой пла-но-вой эко-но-ми-ки яв-ля-ет-ся го-су-дар-ствен-ная соб-ствен-ность.

Б. При тра-ди-ци-он-ной эко-но-ми-че-ской си-сте-ме не су-ще-ству-ет част-ной соб-ствен-но-сти. 6

ответ

4. Рефлексия, подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание. (5 мин.)

Обществознание – итоговая работа 10 класс.

Вариант 3

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Факторы производства

Ответ____________ труд

2. В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Способности; мировоззрение; характер; интересы; личность.

Ответ___________

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «наука».

1) творчество, 2) образность , 3) системность, 4) обоснованность, 5) эмоциональность , 6) доказательность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ_____________

4.Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ___________ 32213

5. Галине 16 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. У Галины светлые волосы и карие глаза.

2. Галина добрая и отзывчивая.

3. Галина - внешне привлекательная девушка.

4. Рост Галины ниже среднего.

5. Галина - честный человек.

6. Галина дружит со многими своими одноклассниками.

Ответ_______________

6. Экономика страны Z основана на крупном машинном производстве; в ней доминирует тяжёлая промышленность. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. необходимость решать проблему ограниченности ресурсов

2. отсутствие конкуренции производителей

3. зависимость продовольственного рынка от импортных товаров

4. директивное ценообразование

5. господство государственной собственности на средства производства

6. наличие трудового законодательства

Ответ__________

7. Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Семья является агентом социализации.

2. Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

3. Демократические семьи, как правило, включают два-три поколения прямых кровных родственников.

4. Досуговая функция семьи проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.

5. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.

Ответ___________________

8. В 2005 г. и 2015 г. в ходе социологических опросов совершеннолетних граждан страны Z им предложили оценить количество отечественных и импортных продуктов на полках магазинов в их населённых пунктах. Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кто отметил, что в магазинах больше отечественных продуктов, выросла за 10 лет.

2. Доля тех, кто отметил, что в магазинах больше импортных продуктов, не изменилась за 10 лет.

3. Доля тех, кто отметил, что в магазинах примерно равное количество отечественных и импортных продуктов, сократилась.

4. В 2005 г. доля тех, кто отметил, что в магазинах больше импортных продуктов, меньше доли тех, кто затруднился ответить.

5. В 2015 г. половина опрошенных отметила, что в магазине больше отечественных продуктов.

Ответ_____________

9. На рисунке отражено изменение спроса на биологически активные добавки к пище для улучшения зрения на соответствующем рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение D 1 ? (На графике Р - цена товара; Q - количество товара.)

1. массовые положительные отзывы покупателей

2. пропаганда профилактики глазных болезней

3. повышение безопасности компьютерной техники для здоровья человека

4. уменьшение объёмов производства биологически активных добавок к пище

5. снижение доходов населения

Ответ____________

10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Понятие «общество» многозначно. Часто под обществом понимается социальная ____ (А), объединенная общим _____ (Б) ее членов, например, дворянское общество, или общностью _____ (В). Социологи называют общество динамической _____ (Г), подчеркивая этим связь различных компонентов общественной жизни и их изменения в ходе исторического развития. Эти изменения могут носить постепенный характер, а могут ускоряться в ходе ____ (Д) или благодаря реформам. Реформы, как правило, меняют какую-либо сторону жизни при сохранении основ существующего _____ (Е). Разрешая реально существующие в обществе противоречия, реформы прокладывают дорогу новому».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. система 2. Структура 3. Группа 4. Революция 5. Интерес 6. Прогресс 7. социальный статус

8. строй 9. Сфера

Ответ__________375148

Часть 2.

1. В финском эпосе «Калевала» есть такие строки: « ... предупредила... с ветки синица: «Не взойдёт ячмень, не поднимутся хлеба, пока не срублен под пашню лес, и огнём не выжжена подсека. Тогда наточил старый богатырь топор и свалил на поляне все деревья - оставил лишь одну высокую берёзу, чтобы был отдых перелётным птицам».

О каком типе общества идёт речь? Опираясь на текст, назовите два признака такого общества. Назовите ещё один такой признак, не упомянутый в тексте.

Тип общества: традиционный.

Признаки общества по тексту: 1) используется подсечное земледелие, свойственное традиционному обществу; 2) основа ведения хозяйства - аграрный сектор. Признак аграрного общества, не упомянутый в тексте: патриархальная семья, совместное проживание нескольких поколений родственников, особая роль церкви.

2. Вам предстоит подготовить развёрнутый план по теме «Человек как духовное существо». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие духовного мира человека и его элементы:

1.1. знания,

а) вера;

б) чувства;

в) стремления.

2. Мораль, ценности, идеалы человека:

а) золотое правило нравственности;

б) категорический императив И. Канта;

в) совесть, патриотизм, гражданственность.

3. Мировоззрение и его роль в жизни человека:

а) типы мировоззрения;

б) мировоззрение как ориентир и цели деятельности человека.

3.Назовите три способа разрешения социальных конфликтов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Работа на анализ источника.

Чем характеризуется социализация в зрелые годы? Укажите две особенности этого процесса.

Социализация - достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным - социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек. Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.

Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно- ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.

Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий. Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности. Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности,

порождая единство типичного и неповторимого в ней. (А.Г. Эфендиев)

«Чтение натуральных чисел» - Физкультминутка. Чем мы сейчас будем заниматься? Как называется четвертый класс в записи числа? Сколько знаков в записи числа, если в нем 45 единиц третьего класса? Назови число, в котором 3 единицы четвертого разряда и 5 единиц первого. Запишите все числа в порядке возрастания. Прочитайте числа. Устная работа.

«Натуральные числа в математике» - Математический диктант. Для желающих – задача потруднее на карточке. Анри Пуанкаре. Разряд – место (позиция) цифры в записи числа. Десять. 8. Как называется место цифры в записи числа? 4. Назовите самое большое натуральное число. Математический фокус. Замените звездочки цифрами так, чтобы получилось верное равенство: 97* + **5 + 1*86 = 2230.

«Натуральные числа простые и составные» - В лемме говориться, что число p простое. Нет, поскольку никто не гарантирует, что выписанные множители - простые. Простых чисел – бесконечное множество. В примере с числом 1001 мы двумя способами получили в итоге одно и то же разложение. Скажем, число 1001 - составное: 1001 = 7 · 143. Составно?е число? - натуральное число большее 1, имеющее 2 и более делителя.

«Тема натуральные числа» - Выполните в тетради задание: Множество чисел, которые мы изучили можно разделить так: Числа. Дробные. Сколько цифр всего? Вспомним, как обозначают числа. Как называются разряды? 3) Умножение: 345*68= 53467*3= 532*657=. 4) Деление: 504:63= 2088:58= 1416:4=. Теперь повторим основные арифметические действия с натуральными числами:

«Степень с натуральным показателем» - 1 в любой степени равна 1 1n=1. Масса Земли – 5,976 ?1024 кг Масса электрона – 9,11 ?10-31 кг. 0 в любой степени равен 0 0n=0 («00» - не имеет смысла). Если а?0 , то а0=1. Умножение степеней с одинаковыми основаниями. (-1)2k=1, (-1)2k-1= -1. Степень с целым показателем. Возведение в степень произведения.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!