Процентные ставки по кредитам в банках ипотеке. Лучшие банки для ипотеки

В философской литературе принцип (от лат. principum — начало) определяется, во-первых, как непосредственное обобщение опыта и фактов, результатом которого является основная мысль, идея, служащая для построения теории, и, во-вторых, как закон науки, поскольку в нем выражаются существенные и необходимые отношения действительности.

Сформулированные наукой в той или иной области человеческой деятельности основополагающие идеи выступают как результат активного, творческого отношения человека к окружающей действительности. Однако научными принципами являются не всякие руководящие идеи, хотя бы и признаваемые людьми в данном качестве, а лишь те из них, которые адекватно отражают объективные закономерности, тенденции исторического развития.

Принцип как руководящая идея, отражающая сущностные свойства явлений, одновременно выступает и как требование, определяющее деятельность людей, их поведение.

Правовые принципы (принципы права) выступают в качестве основополагающих идейных начал, руководящих нормативных установлений, требований. Правовые принципы находят не только свое выражение, но и, как правило, закрепление в конституции и текущем законодательстве. Они фактически и юридически приобретают нормативный характер и осуществляют регулятивное воздействие на общественные отношения, на поведение людей.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 27 января 1993 г. № 1-П отмечал, что общеправовые принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права.

Общие правовые принципы проявляются в конституционных принципах, которые, в свою очередь, преломляются в отраслевых принципах.

Понятие конституционных принципов

Под конституционными принципами понимаются общие, руководящие начала конституционно-правового регулирования, обладающие высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяющие развитие всей системы правового регулирования.

Конституционные принципы вытекают из существа самой конституционно-правовой материи, имеют объективный характер. В этом смысле они выражают в концентрированном виде мировой опыт развития конституционного права, конституционно-правового регулирования. Дух (смысл) конституции, ее философский аспект образуют прежде всего конституционные принципы. Они составляют теоретико-методологический и правовой стержень конституции и иных источников конституционного права. Конституционные принципы скрепляют, цементируют в одно качественно целое систему источников конституционного права, дают ему философско-идеологическое обоснование. Конституционные принципы обусловливают стержневую направленность всего конституционно-правового регулирования в данном обществе и государстве.

Конституционные принципы воздействуют на общественные отношения как непосредственно, так и опосредованно, во взаимодействии с другими конституционными установлениями. Конституционные принципы составляют основу конституционных установлении. Они имеют особое значение в понимании, толковании и реализации иных установлений конституции.

Конституционные принципы в своей индивидуальности имеют только им свойственное содержание, назначение, определенную сферу действия и конкретный круг субъектов, которым он адресован, специфические формы реализации.

Система конституционных принципов

Конституционные принципы находят непосредственное выражение в основах , охватывающих отношения между человеком, гражданским обществом и государством.

К конституционным принципам следует отнести :

  • приоритет ;
  • народовластие (), разделение властей и иные принципы ;
  • равенство перед законом и судом;
  • свободу экономической деятельности;
  • единство экономического пространства;
  • неприкосновенность частной собственности и свободу договора;
  • идеологическое и политическое многообразие;
  • светский характер государства;
  • равноправие субъектов РФ.

Наряду с конституционными принципами, одновременно выступающими в качестве , следует различать конституционные принципы подотраслей и институтов конституционного права (например, принципы конституционного статуса личности, конституционные принципы гражданства, принципы конституционной федерации, принципы судебной власти и т. д.).

Реализация конституционных принципов, как общих, так и специальных, в реальном поведении субъектов общественных отношений ведет к установлению конституционности и конституционного порядка.

Конституционные принципы находятся в связи друг с другом, взаимодействуют между собой. Такое взаимодействие не всегда имеет паритетное начало. Всякий раз конкретные жизненные условия и обстоятельства, борьба противоречивых интересов диктуют решение вопроса о возможном приоритете в реализации того или иного конституционного принципа.

При рассмотрении «чеченского дела» в Конституционном Суде РФ естественным стало признание приоритета конституционного принципа территориальной целостности Российской Федерации, что не означало при этом игнорирование другого конституционного принципа, а именно признания жизни человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности.

Конституционный принцип правового государства означает организацию и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе конституции и законов, в соответствии с требованиями права, из которых существенным является признание и гарантирование неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина.

Условиями формирования и функционирования правового государства служат социально ориентированная рыночная экономика и адекватная ей политическая форма — демократия, подлинное народовластие.

Господство права возможно лишь при надлежащей организации самой публичной власти, исключающей ее монополизацию и обеспечивающей соответствие всей ее системы (структуры, полномочий отдельных видов органов, способов формирования, форм деятельности и т. д.) требованиям права. Как показал опыт, наилучшим способом такой организации является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом, конституционный принцип правового государства воплощается в ряде частных принципов, к которым следует отнести: разделение государственной власти; господство права, конституции и законов, взаимная ответственность государства и личности; уважение прав и свобод человека и гражданина; судебная защита лиц и других субъектов общественных отношений от произвола кого бы то ни было; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.

Уясняя содержание конституционного принципа социального государства (ст. 7 Конституции РФ), необходимо учитывать такие принципы, как равенство всех перед законом и судом, уважение прав и свобод человека и гражданина, свобода экономической деятельности, неприкосновенность частной собственности. Из смысла конституционных установлений следует, что достижение целей социального государства невозможно без осуществления в обществе эффективной экономической деятельности по производству материальных и духовных благ.

Конституционный принцип социального государства означает, что государство должно устранять неоправданные социальные различия. Однако с учетом принципов правового государства, свободы экономической деятельности, неприкосновенности частной собственности при определении меры и объемов перераспределения собственности в целях устранения неоправданных социальных различий недопустимо превращение социального государства в такое, которое берет под свой полный контроль экономическую систему. Таким образом, государству при выработке экономической и социальной политики необходим поиск баланса между различными конституционными принципами, находящимися в определенном соотношении между собой.

Большое значение указанные принципы имеют в процессе законотворческой и исполнительной деятельности органов публичной власти.

Конституционные принципы непосредственно действуют в коллизионных ситуациях, а также в случаях пробелов в конституционно-правовом регулировании. Они помогают законодателю, судьям, иным правоприменителям избрать тот вариант правового решения, который в наибольшей мере соответствует конституционному принципу. Зачастую конституционные принципы служат дополнительным правовым аргументом в принятии решений судебными и иными правоприменительными органами по конкретным делам.

В своей аргументации при разрешении конкретных дел Конституционный Суд РФ часто обращается к таким конституционным принципам, как справедливость, равенство всех перед законом и судом, всеобщность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина и другим, в том числе в их взаимодействии и дополнении друг друга.

В качестве примера учета Судом взаимодействия конституционных принципов может служить постановление Конституционного Суда РФ от 22 июля 2002 г. № 14-П по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций».

Как свидетельствует практика применения данного Закона, отметил Конституционный Суд РФ, общее предпочтение, отдаваемое законодателем интересам граждан-вкладчиков (что является проявлением природы Российской Федерации как социального государства в соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), принималось во внимание при разработке условий мировых соглашений в процессе реструктуризации кредитных организаций, причем учитывались интересы малоимущих и иных социально незащищенных категорий населения.

Однако, несмотря на ясно выраженное федеральным законодателем намерение создать льготный правовой режим гражданам-вкладчикам, основные законы рыночной экономики и имманентные им правовые принципы регулирования, вытекающие из смысла и духа Конституции РФ, не позволяют установить такой порядок заключения мирового соглашения при реструктуризации кредитной организации, при котором за счет сокращения выплат другим кредиторам граждане-вкладчики получали бы причитающиеся им вклады в полном объеме. Иное противоречило бы закрепленному в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ принципу, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Экономические отношения в кредитной сфере могут нормально функционировать, только если принципы их регулирования являются подлинно правовыми, т. е. воплощающими идеи справедливости, свободы, всеобщего и равного для всех субъектов права масштаба. Законы рыночной экономики требуют, чтобы мировое соглашение в процессе реструктуризации представляло собой разумный компромисс между интересами вкладчиков и иных групп кредиторов, банков и их учредителей (участников), а также государства.

Важным принципом Конституции является положение о России как социальном государстве. “Российская Федерация, -- говорится в ст. 7 Основного Закона, -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Суть этого принципа заключена в том, что государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу общества, обязано направлять ресурсы на охрану труда и здоровья людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная направленность деятельности российского государства отчетливо выражена в его конституционной обязанности обеспечить реализацию основных прав человека: право на свободный труд; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, в других установленных законом случаях; право на жилище;право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду; право на образование.

В целях обеспечения соответствующих прав органы государства разрабатывают и осуществляют федеральные и региональные программы охраны здоровья, защиты и поддержки семьи, детства, охраны окружающей природной среды

Принципом Конституции России так же является экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства. В отличие от конституций советского периода, обеспечивавших ориентацию на преимущественное развитие государственной собственности и чрезмерно расширявших сферу государственного регулирования, Основной Закон России 1993 г. признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Экономическая свобода выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [ст. 34], вправе продавать на рынке труда свою рабочую силу [ст. 37]. При этом, однако, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Многообразие форм собственности и экономическая свобода могут проявить свои сильные стороны лишь в условиях сохранения единого экономического пространства, которое означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Гарантирование и признание местного самоуправления -- один из принципов Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление представляет собой совокупность органов и институтов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Согласно Конституции России местное самоуправление выступает в качестве самостоятельного канала (формы) осуществления власти народом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [ст. 12].

Местное самоуправление способствует децентрализации управления государственными и общественными делами, “разгружает” государственную власть, способствует развитию социальной активности граждан по месту жительства.

Перечисленные выше принципы Конституции одновременно являются и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только самой Конституции как Основного Закона государства, но и (при условии их реального воплощения) устройство общества и государства.

Конституция России, как и любого государства, характеризуется не только принципами, но и рядом юридических свойств, отличающих ее от других законов и определяющих ее особое место в правовой системе.

Наиболее значимым из них является верховенство Конституции, ее наивысшая юридическая сила. Впервые в отечественной конституционной практике это юридическое свойство Конституции получило развернутое закрепление в тексте самого Основного Закона. “Конституция Российской Федерации, -- говорится в ст. 15, -- имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”.

Верховенство Конституции в правовой системе России обеспечивается специальным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов, толкования конституционных положений занимается Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ).

Высшая сила конституционных норм означает, что в случае расхождения их с нормами обычных законов действуют конституционные нормы. Конституционные нормы с точки зрения юридической силы неоднородны, сами могут быть дифференцированы, подразделены на несколько групп:

  • 1. Нормы, составляющие основы конституционного строя [гл. 1]. Они закрепляют высшие социально-политические и юридические ценности российского общества и имеют более высокую юридическую силу в рамках самой Конституции. Они могут быть изменены в особом, по сравнению с иными нормами Конституции, порядке. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации [ст. 16].
  • 2. Конституционные нормы о правах и свободах человека [гл. 2]. Их специфика состоит в прямом запрете [ст. 55] на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Кроме того, Конституция устанавливает пределы, в рамках которых эти конституционные нормы могут быть временно ограничены [ст. 55]. Все это подчеркивает особую юридическую значимость этих конституционных норм,
  • 3. Конституционные нормы, которые могут быть конкретизированы только в федеральных конституционных законах. Последние представляют собой особые законы, наиболее тесно (органично) связанные с Конституцией. Для их принятия необходимо повышенное число голосов Государственной Думы и Совета Федерации, по сравнению с обычными законами. Так, положения ст. 125 Конституции о полномочиях и порядке деятельности Конституционного Суда России могут быть конкретизированы только в конституционном законе.
  • 4. Остальные нормы Конституции, имеющие повышенную юридическую силу по сравнению с обычными законами .

гражданство конституция человек свобода

Деятельность всех современных государств подчинена определенным рамкам, которые существуют как на международном, так и на локальном уровне. Но далеко не всегда существовал подобный порядок. Истории известны моменты, когда жизнь человека ничем не регламентировалась и была подвластна лишь воле случая. Конечно, подобное состояние дел не могло обещать ничего хорошего. С развитием социальных формаций происходило изменение механизма общественного регулирования. По сути, люди создавали новые способы управления собой. Появление государств обусловило необходимость подобного рода регулирующих механизмов. Одним из них стало право.

Данная совокупность санкционированных норм морали зарекомендовала себя наилучшим образом. Ведь она наиболее полно регулирует отношения внутри общества, а также его взаимодействие с органами власти в стране. При этом была разработана основа юридических отношений в том или ином государстве. Ею, в зависимости от конкретной правовой системы, является конституция. В Российской Федерации основной закон также присутствует. Этот нормативный акт имеет высшую юридическую силу и иные характерные особенности. Непосредственное регулирование общества и возникающих в нем отношений конституция реализует посредством принципов, характеристика которых будет представлена далее в статье.

Общее понятие конституции

Существующий в Российской Федерации и других странах юридический порядок во многом разработан благодаря основному закону - Конституции. По сути, этот документ представляет нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Главной особенностью конституции является тот факт, что она закрепляет или же учреждает основные цели деятельности и создания государства как субъекта правоотношений. Исторически основной закон был известен уже в Древнем Риме. Одна из первых конституций была создана таким деятелем, как Сервий Тулий. В ней закрепились основные нормы, которыми регулировали некоторые общественные проблемы. В период Нового времени многие государства принимают конституции для нормализации политического положения и закрепления человеческих прав. Примером тому являются основные законодательные акты Речи Посполитой, Соединенных Штатов Америки, Франции и т.п.

Виды основного закона

Конституционные принципы во многом зависят от формы выражения норм наивысшего государственного акта. На сегодняшний день выделяют две основные формы, а именно:

  • писанная;
  • неписанная.

Первый вид конституций характеризуется тем, что основной закон закрепляется в едином нормативном документе или же в нескольких законах. В Российской Федерации главный нормативный акт существует именно в такой форме. Неписанные конституции представляют собой совокупность норм, которые разбросаны по разным отраслевым законам. При этом нормативные акты могут быть как общей направленности, так и специальной. Во многих государствах существует понятие «конституционный закон». Этот НПА выдается по наиболее важным вопросам и содержит в себе основополагающие принципы и нормы.

Конституция РФ

Если говорить конкретно о то она является писанным актом высшей юридической силы. Её приняли в 1993 году. В законе закреплены основы политико-правового строя РФ, а также порядок возникновения основных органов государственной власти. Структура Конституции включает в себя следующие структурные элементы, а именно: преамбулу, первый раздел (9 глав), второй раздел. Свое действие основной закон распространяет на территорию всего государства. Большое значение в данном случае отыгрывают конституционные принципы, которые, по сути, являются основой всей юридической системы государства.

Что такое принципы основного закона?

В юридической науке, принципы - это основополагающие идеи, на которых строится конкретное правовое явление. Конституция в данном случае является «фундаментом» юридической системы государства, о чем уже указывалось ранее. Поэтому её основы, по сути, касаются также иных правовых отраслей. Таким образом, конституционные принципы - это ключевые положения основного закона, которые характеризуют его как таковой. В большей части конституционные идеи отражают факт взаимодействия человека и государства.

Группы принципов

Конституция 1993 года состоит из большого количества различных исходных идей. Все они в той или иной степени закрепляют определенный спектр прав и свобод человека в отдельных сферах деятельности. Однако существуют конституционные принципы, которые регулируют деятельность, например, конкретных ветвей власти. Учитывая данные особенности, можно выделить определенные группы исходных положений основного закона, например:

  • принципы правового статуса личности;
  • конституционные государства;
  • принципы осуществления правосудия.

Все группы являются систематизированными. Они объединяют в себе основную суть и формы правоотношений того или иного характера. При этом абсолютно все группы важны для общества и государства, ведь на их основе строятся современные политические тенденции.

Юридический статус человека и гражданина

Безусловно, основой любой страны является её народ. Без этого элемента государство, по сути, не существует. Поэтому правовой статус человека и гражданина закрепляется в ключевом акте Российской Федерации. Следует отметить, что каждый индивид имеет спектр неотъемлемых свобод, которые даются ему от рождения. Помимо того, некоторые права входят в «пакет» гражданской связи человека и страны, гражданином которой он непосредственно является. В РФ правовой статус человека и гражданина является системой, которая состоит из следующих принципов:

  • Все институты системы правомочий личности являются учредительными. Это значит, что они проявляются в существующих юридических отраслях. Однако, как мы знаем, любая отрасль, в свою очередь, должна отвечать Конституции России. В этом и проявляется принцип учредительности. То есть экономические права, гражданские, социальные, экологические и все остальные, входящие в основу статуса личности, исходят от основного закона.
  • Права и свободы граждан, людей являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Данный принцип развивался на протяжении многих столетий. В его основе лежит философия о том, что каждый человек при рождении обретает определенный спектр свобод, которые никто не может у него отнять. Потому что природные права изначально характеризуют субъекта как одну из сторон общественных правоотношений. Каждый человек владеет некоторыми свободами. Например, во многих конституциях основными считаются экономические права, а также политические, гражданские и т.п.

  • Универсальным принципом безусловно, является равноправие всех людей. Следует отметить, что представленная основа существует в законодательствах иных стран, где процветает демократический строй. В Российской Федерации принцип равноправия также включен в основной закон. При этом существует множество научных интерпретаций данного юридического явления. Согласно наиболее «классической», равноправие - это форма выражения равновесия юридического характера, которая проявляется в полной гармонии и сочетании интересов и прав конкретных людей, общностей, социальных групп и т.п. Помимо того, представленный термин характеризует одинаковое положение сторон в тех или иных общественных отношениях. Проявление принципа равноправия можно увидеть в равности мужчин и женщин, рас, национальностей и т.п.
  • Равноправие очень тесно переплетается с принципом гуманизма. Его суть состоит в том, что человек, а также его права и свободы являются высшими ценностями в государстве. То есть, исходя из данной нормы, можно сделать вывод о том, что власть в стране гарантирует реализацию и поддержание людских правомочий.
  • Достаточно интересным является принцип общей доступности прав и свобод. Он наиболее явно проявляется в возможности каждого гражданина избирать и быть избранным в власти державы.

Таким образом, права и свободы граждан не только учитываются в основном законе, но еще и гарантируются. Именно благодаря конституционным принципам данной направленности люди в РФ могут вступать в правоотношения и создавать новые.

Организация государственного строя

Большое значение на сегодняшний день имеет государственная организация страны. Основополагающие принципы конституции в данном случае обеспечивают ту внутреннюю систему РФ, которую все мы привыкли видеть. При этом основы построения государства касаются не только граждан и социальных групп, а непосредственно страны. В данном случае последний элемент представлен в виде механизма, который функционирует благодаря многим взаимосвязанным факторам. Таким образом, существуют следующие принципы организации государства:

  • Демократизм является ключевым принципом построения современной державы. Он проявляется в свободе волеизъявления, доступе к государственной службе, свободе слова и т.п. Данный принцип проявляется в 1 статье Конституции России. Помимо того, он подразумевает собой республиканскую форму правления, при которой власть не сосредоточена в руках единой верхушки.
  • Конституция 1993 года содержит в себе принцип разделения властей. Согласно его положениям, управление страной разделено между тремя ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Принцип был создан еще во времена Великой французской революции. На сегодняшний день он является основой демократического режима в любой стране и, в частности, Российской Федерации. Он наглядно проявляется в существовании парламента, правительства и системы судов. Данная структура государственных органов показывает принцип разделения властей в действии.

  • Одним из конституционных принципов является народовластие. Данное положение содержит в себе несколько особенностей государственного строя России. Во-первых, основным источником власти, согласно данному принципу, является народ РФ. Во-вторых, управление государством народ реализует через выборные органы и своих представителей. С точки зрения демократического строя, народовластие является классическим признаком свободы и равенства.
  • Согласно Конституции, Россия - суверенное государство. То есть её территория неделима, что исключает любые посягательства со стороны иных субъектов международных отношений. Помимо того, суверенитет Российской Федерации обеспечивает действие федеральных законов на всей её территории.
  • Территориальное деление в РФ является федеративным. При этом субъекты государства равны в своих правах и имеют частичную автономию.
  • Конституция России подразумевает светский характер государства. Это значит, что в стране не существует обязательной религии. При этом в статье 14 закреплена свобода религиозных объединений, которые являются равными перед законом.

Представленные принципы составляют 14 главу действующей Конституции Российской Федерации. Они играют одну из ключевых ролей в процессе построения государства, ведь на основе данных основополагающих норм существуют многие конституционные институты, а именно: президентство, парламентаризм, законность и т.п.

Понятие правосудия

В любом государстве существует правосудие и органы, которые его исполняют. Данная отрасль жизнедеятельности человека основывает одну из ключевых ветвей власти. Отсюда следует, что правосудие должно осуществляться на основе четкого законодательного регламента. Потому что эта деятельность непосредственно касается прав и судеб многих людей. Тот факт, что правосудие - это ветвь власти, обуславливает её конституционно-правовое регулирование. То есть представленное явление регламентируется нормами основного закона.

Принципы осуществления правосудия в РФ

Правосудие в России реализуется через отдельные принципы, закрепленные в основном законе.

  • Исключительно органам судебной ветви власти, которые функционируют в установленном действующем законодательством порядке, разрешено осуществление правосудия. Основой нормативного регулирования этой сферы являются такие НПА, как ФЗ «О судебной системе РФ» и, конечно же, Конституция России.
  • В своей деятельности суды подчиняются исключительно положениям Конституции и федерального законодательства. В данном случае прямо проявляется принцип законности. Следует помнить, что правосудие основывается на гражданском, административном, уголовном и конституционном законодательстве. При этом не допускаются какие-либо отклонения от установленных официальными нормативными актами процедур.
  • Судьи реализуют свою деятельность на основе полной самостоятельности и независимости. Это значит, что никто не может влиять на представителя закона или каким-нибудь образом координировать его действие с целью получения необходимого решения.
  • Правосудие в России осуществляется по принципу равноправия сторон в процессе состязательности. Это значит, что каждый участник имеет право собирать и представлять доказательства, строить свою правовую защиту и взаимодействовать с соответствующими органами для получения необходимых процессу данных. При этом стороны правосудия не могут угнетаться каким-либо образом по расовому, национальному, половому или возрастному признаку.
  • Одним из главных судебных принципов является Это значит, что никто не может быть признан виновным в чем-либо, если его вина не доказана в установленном законом порядке.

Конечно, представленный перечень не отражает абсолютно все принципы осуществления правосудия в России. Однако указанные исходные положения являются наиболее классическими, так как они отображают правосудие, которое должно существовать в современном демократическом государстве.

Заключение

Итак, мы попытались в статье рассмотреть основные конституционные принципы РФ, которые затрагивают разные сферы государственной деятельности. В заключение следует отметить, что основополагающие истоки функционирования нашей страны как нельзя лучше характеризуют её стремление к равноправию и обретению демократии. Однако над механизмами реализации данных принципов на сегодняшний день все еще необходимо работать.


В основе организации и деятельности органов государственной власти лежат конституционные принципы - исходные положения, которыми руководствуется законодатель при определении порядка образования и функционирования органов государственной власти.
Как и во всякой иной области общественной жизни, принципы функционирования системы государственных органов России - это лежащие в ее основе и выражающие ее сущность, исходные руководящие начала, ведущие идеи и установки. Они представляют собой общетеоретические идеи, которые выражают политическую, правовую и организационную природу Российского государственного аппарата.
Основными конституционными принципами организации и деятельности государственных органов Российской Федерации являются:
1. Участие народа в организации деятельности органов государства (как один из составных принципов народного суверенитета).
Основные положения этого принципа закреплены в следующих положениях Конституции РФ:
- носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст.3 ч.1);
- народ осуществляет свою власть непосредственно, также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.3,4.2);
- граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно, так и через своих представителей (ст.32, ч.1);
- граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст.32,ч.2);
- граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ст.32,ч.4).
2. Одним из важнейших принципов организации системы государственной власти РФ, согласно Конституции РФ (ст. 10), является разделение исполнительной, законодательной и судебной власти. Разделение властей является структурообразующим и функциональным принципом в целях рациональной организации и контроля государственной власти.
Разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.
Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
Принятие и промульгация законов одним и тем же органом нарушили бы баланс властей в сфере законотворчества.
Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это распределение властей между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Таким образом, в правовом государстве отсутствует какая-либо неограниченная власть, не связанная правом и принципами конституции. Разделение властей служит механизмом защиты прав личности, закрепленных в конституции. Разделение властей выражается в системе сдержек и противовесов, так чтобы ни один из органов не занял авторитарно-абсолютистского положения и не опрокинул право и конституцию.
Разделение властей не абсолютно. Оно в то же время предполагает единство властей на основе общих политико-правовых принципов. Разделение властей - это не застывшее состояние обособленных структур, а работающий, действующий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных состояний. Общий принцип единства и разделения властей конкретизируется применительно к различным историческим ситуациям и положениям. Единство достигается через динамическое равновесие, через определенную направленность, сопряженность и процесс улаживания. Но при этом обязательно условие: не должно быть сосредоточения власти в руках одного лица и органа, иначе станут невозможными взаимоконтроль, сдержки и противовесы, и, следовательно, разделение властей и правовое государство.
3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ) отражает особенности государственного устройства России, децентрализацию государственной власти, отход от административно-командных методов управления, в целом процесс демократизации общества.
Из Конституции Российской Федерации следует, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать свою систему органов государственной власти путем принятия собственных нормативных актов. Однако такие акты должны соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти (статья 77, часть 1), другим положениям Конституции Российской Федерации и конкретизирующим их федеральным правовым актам. Государственная власть в субъектах Российской Федерации должна опираться на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).
Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается на основе правила, вытекающего из статьи 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации, согласно которому полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не затрагивающие конституционные основы и прерогативы федерального законодателя, определяются ими самостоятельно.
Конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты Российской Федерации в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти.
Система органов государственной власти республики как субъекта Российской Федерации может включать в себя как высшие органы власти, так и территориальные органы, в том числе органы соответствующих административно-территориальных единиц, предусмотренных административно-территориальным устройством (субъекта Федерации).
4. Законность в организации и деятельности органов государства.
Этот принцип предполагает соблюдение Конституции РФ, законов и иных актов Российского государства всеми государственными органами и должностными лицами (ст.15, ч.2 Конституции РФ).
Законность в организации и деятельности системы государственных органов России включает следующие требования:
а) формирование государственных органов в строгом соответствии с законами, другими нормативными актами государства,
б) обеспечение функционирования государственных органов в рамках их компетенции,
в) осуществление деятельности в надлежащих организационно-правовых формах с использованием присущих соответствующим органам методов, в строгом соответствии с процессуальными нормами, установленными для того или иного государственного органа,
г) сотрудничество государственных органов с организациями общественности с учетом их социального статуса. Имеется в виду их взаимодействие на основе руководства государственных органов подведомственными организациями, координации деятельности с неподведомственными и др.
Наряду с основными принципами организации и деятельности механизма государства (вышеприведенными) имеются неосновные, производные от основных, принципы, действующие в той или иной системе государственных органов. Применительно к системе исполнительных органов различаются принцип управления (народность, плановость и т.д.), принцип государственной службы; к судебной системе - осуществление правосудия в точном соответствии с законом, независимость судей и подчинение их при осуществлении правосудия только закону, открытое разбирательство дел, обеспечение обвиняемому права на защиту. Некоторые из этих принципов также закрепляются конституционно (см., например, ст.ст.120, 121 Конституции РФ).