Логотип Тинькофф банка – символика семьи. Банковское обозрение Банк с зеленым логотипом

12.04.2017 16:00

Только ли «фантиками» для клиентов служат эмблемы кредитных организаций? Часто ли они несут в себе глубокий смысл? По просьбе Finparty Дмитрий Назаркин попытался в этом разобраться.

Знаки и символы правят миром, утверждал Конфуций. Впрочем, об их влиянии на людей было известно задолго до изречения китайским мудрецом этой сакраментальной фразы. Символические изображения использовали в практике управления массами еще египетские и шумерские жрецы.

Символы не только отсылают нас к ассоциативному ряду, заставляя относиться к ним определенным образом. Они выполняют более важную функцию - наделяют для нас предметы и явления теми или иными характеристиками и даже программируют их будущее.


Логотипы крупнейших брендов рисовались не просто так. Глобальные концерны и банковские конгломераты не открещиваются от того, что их эмблемы имеют сакральный смысл, более того - акцентируют на этом внимание. В России же к программированию успеха через логотип коммерческие банки в большинстве своем пока не пришли.

Чтобы обратить на себя внимание, российские финансовые учреждения выбирают эмблемы, которые, как им кажется, будут приятны и понятны клиентам. Цветом логотипов они привлекают потребителей услуг, в то время как их иностранные конкуренты - деньги и удачу. Мировые банки берут на вооружение практику жрецов и адептов религиозных культов. Ведь кто как не они во все времена преуспевал в получении желаемого посредством изображения сакральных знаков?

Например, большинство эмблем кредитных организаций так или иначе вписано в квадрат. Эта геометрическая фигура и характеризующая ее цифра «4» означают устойчивость. Не случайно в колоде Таро именно четвертая карта старших арканов посвящена постоянству. На ней изображен император на кубическом троне, скрестивший ноги также в виде цифры «4». Формой трона подчеркивается стабильность, ведь куб, как его ни переворачивай, всегда станет на одну из своих граней, сохраняя устойчивое положение. Квадрат в логотипах банков автоматически программирует их на долговечность.


Кто-то из финансовых учреждений пошел дальше, поместив внутрь квадрата сакральные символы. Интересное совпадение: последовательность цветов в логотипе Societe Generale в полной мере отражает основную алхимическую формулу. А именно: из черного неблагородного свинца, находящегося внизу, через белый, олицетворяющий ртуть, к высокому красному цвету, который соответствует золоту.


Эти же три цвета заключены в логотипе HSBC. Любопытно, что его разработали на основе старинного флага этой финансовой группы. Тот выглядел как разделенный по диагонали белый прямоугольник, напоминающий красные песочные часы. А его создателей, в свою очередь, вдохновил шотландский флаг с помещенным на него крестом святого Андрея.


К слову, крест является наиболее известным защитным символом и использовался в древних религиях. Его изображение внутри круга (так называемое солнечное колесо) встречается даже в рисунках эпохи неолита. В эзотерике равноконечная разновидность креста означает равновесие, баланс, деление мира на четыре стороны света. Также она символизирует четыре времена года и столько же первостихий. Именно благодаря тому, что крест олицетворяет порядок, он защищает своего носителя.

Наиболее ярким примером использования стилизованного креста является логотип Raiffeisen Bank, на котором изображены две перекрещенные лошадиные головы. Этот символ хорошо знаком западноевропейским народам с давних времен. Жители деревень устанавливали вырезанные из дерева скрещенные головы лошадей на фронтоны своих домов, чтобы уберечь семьи от злых сил.


Примечателен и логотип Intesa Sanpaolo, одной из старейших банковских групп Европы. Он представляет собой пиктограмму в форме квадрата, внутри которого находится стилизованное изображение древнеримского акведука - символа жизни и процветания. В подразделениях этой группы даже фасады, оформленные арками, напоминают ее логотип.

Всем кто верстал, верстает или будет верстать форму для приёма банковских карт дарю плагин CardInfo.js, с помощью которого можно сверстать вот такую форму:



Плагин по номеру карты определяет один из 49 российских банков (потом и прочие страны добавлю), выдаёт вам логотип банка, цвета для фона, ссылку на сайт банка, определяет тип карты, его логотип и прочее. С этими данными делаете что хотите, верстаете любую форму.



Под катом:

  • Пара слов о плагине;
  • Про базу банков, и почему их 49, а не 50;
  • Про логотипы банков;
  • Про логотипы типов;
  • Несколько моих вопросов к читателям;

CardInfo.js

Плагин распространяется через NPM npm install card-info и через Bower bower install card-info . Подключается путём вставки JS файла в HTML страницу, или можно подключить его как модуль в стиле CommonJS или ES6. Подключить можно главный файл со всей логикой и всеми данными о банках (69 KB), или отдельно файл с логикой (5 KB) и отдельной базу банков для нужной страны (вообще пока есть только Россия, так что это на будущее), подробнее в документации на гитхабе. Плагин независим, то есть для своей работы не требует никаких дополнительных библиотек. Весь код плагина покрыт тестами. Работает даже в IE6. Можете погонять тесты в браузере.


Создайте экземпляра класса CardInfo, передав в конструктор в качестве аргумента строку введённую пользователем в поле с номером карты var cardInfo = new CardInfo(number) . Экземпляр будет содержать объект с дополнительной информацией о карте:

  • Тип карты (Master Card, Visa, и т.д.);
  • Путь к логотипу типа (логотипы для каждого типа вместе с плагином, в белом, чёрном и цветном исполнении);
  • Название банка на английском и локальном языке банка;
  • Путь к логотипу банка (логотипы для каждого банка из базы распространяются вместе с плагином);
  • Цвета в которые нужно окрасить форму;
  • Цвет текста, который будет хорошо виден на предложенном фоне и будет сочетаться с логотипом;
  • Ссылка на сайт банка;
  • Название кода безопасности (CVC, CVV, CID или CVN) для данного типа карт;
  • Длина кода безопасности для данного типа карты (Обычно 3, но для американ экспресс 4);
  • Маска номера карты (Не всегда 0000 0000 0000 0000);

Все данные о банке определяются по первым 6 цифрам номера карты, данные о типе определяются по перым 1–2 цифрам номера карты. При вызове можно передать ещё и настройки, но об этом в полной мере написано в документации на гитхабе. и я не буду повторяться здесь.


Сам плагин никак не привязан к вёрстке и внешний вид формы вы можете сделать каким угодно используя данные полученные с помощью CardInfo.

База банков

Про каждый банк в базе плагина известны следующие данные:

  • Путь к логотипу банка;
  • Название банка на английском;
  • Название банка на языке той страны, в которой работает этот банк;
  • Ссылки на сайт банка;
  • Цвета, в которые стоит окрасить форму для этого банка;
  • Цвет текста, который будет хорошо смотреться на форме и сочетаться с логотипом;
  • Стиль логотипа: белый, чёрный или цветной (нужно для выбора подходящего логотипа типа, об этом в следующем разделе);
  • Перечень шестизначных префиксов карт «BIN» соответствующих этому банку;

По BIN (префиксу) и определяется к какому банку принадлежит карта пользователя. Всего в базе 2573 префикса. В среднем на один банк приходится 52 префикса.

Обратная связь

  • Интересно услышать ваше мнение о плагине и пожелания к дальнейшему развитию
  • Если кто-то станет смотреть код, и захочет как-то прокомментировать, буду рад услышать критику
  • Я впервые писал тесты, и тут особенно было бы интересно получить обратную связь
  • Я собираюсь добавить банки других стран и начать продавать плагин через CodeCanyon или что-то подобное. Вот только я совсем не могу понять, могу ли я вообще продавать его? Меня смущает то, что в плагине используются логотипы банков, которые мне не принадлежат, и логотипы типов, которые преимущественно нарисовал Стюарт и распространяет под лицензией MPL 2.0.

Логотип Тинькофф банка не только узнаваем, но и уникален. В его разработке был использован иной подход, нежели в других банках. Такому неординарному основателю, как Олег Юрьевич Тиньков, было ясно — новаторский проект сразу выделяться на фоне других. Какие особенности имеет логотип, и какой смысл в нем заложен?

Что изображено на логотипе?

Олег Юрьевич Тиньков обожает свой банк.

Логотип – это визуально узнаваемая и значимая часть бренда, то, что позволяет клиенту составить первое впечатление и решить, насколько это для него интересно. Для компании — это один из способов привлечь и расположить к себе клиента. А в дальнейшем, используя определенные шаги, убедить его остаться и продолжать пользоваться услугами.

Считается, что основой для логотипа банка послужил дворянский родовой герб семьи Тиньковых. По словам Олега, он случайно нашел его изображение в энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

Действительно, этот род и герб упоминаются в старинных книгах. Там пишут, что изображенный на гербе щит разделен горизонтальной линией на две равные части, на каждой из которых есть свое изображение:

  1. В верхней – на голубом фоне из облака появилась облаченная в доспехи рука, которая держит поднятый вверх меч.
  2. В нижней – единорог, бегущий в правую сторону по золотому полю.

Помимо щита на гербе можно увидеть другие символы:

  • шлем;
  • корону;
  • единорог-нашлемник;
  • намет.

Расположение шлема анфас и такое украшение короны указывают на то, что род, обладающий этим щитом, дворянского происхождения. Единорог-нашлемник использован больше в качестве дополнительного украшения, чем отдельного символа с какой-то смысловой нагрузкой. Голубой с зеленым намет, в виде окружающей щит растительности, придает изображению завершенный вид и визуально «поддерживает» щит.

Если верить глоссарию геральдических символов, то изображения обозначают следующее:

  1. Рука с мечом – символ верности воинскому долгу.
  2. Единорог – символ устрашения и непобедимости. В христианстве – чистоты и девственности.

Прямого отношения к деятельности банка ничего из этого, конечно, не имеет. Но если немного сместить ракурс и учесть тот момент, что основателем и владельцем банка является один человек – Олег Тиньков, то тогда изображение герба семьи на логотипе банка смотрится вполне уместно.


Логотип банка Тинькофф.

Для создания логотипа герб семьи был немного видоизменен и адаптирован под современные реалии: переиграли цветовую палитру щита и убрали нашлемник-единорога. Но общие черты сохранились. Получилась довольно органичная композиция. Во всяком случае, с ее помощью эмблема банка Тинькофф выигрышно отличается от логотипов конкурентов, а значит с задачей быть узнаваемым брендом, банк справился.

Только маркетинг, ничего личного

Больше всего вопросов и невероятных версий крутится вокруг даты, написанной на ленте под щитом. Обычно там находился девиз семьи. Но тут указан год — 1759. Что же за ним кроется – достоверно не известно, интрига держится до сих пор. Вероятно, это дата связана со значимым событием в семье.

Тем не менее, есть история, в котором правда тесно переплетается с вымыслом. В ней речь идет о маркетинговом ходе, в котором упоминается именно эта дата.

Олег нашел в книге из семейного архива упоминание о том, что его предки занимались пивоварением, а также описание старинного рецепта вкусного пива. Он заинтересовался этой нишей и решил попробовать свои силы в этом бизнесе – открыть пивоваренную компанию. Как известно, этот проект на первых этапах оказался весьма успешным.

Дальше – все больше похоже на легенду или сказку. Служба маркетинга весьма оригинально предоставила информацию из книг. Будто у Олега был родственник Порфирий Тиньков, который варил пиво на своем заводе в Сибири и поставлял этот дивный пенный напиток к императорскому двору с 1759 года. Была сделана поддельная страница, которую и отнесли в Топономическую комиссию Санкт-Петербурга. Там предложили чиновникам рассмотреть предложение о присвоении улице названия в честь рода Тиньковых. Было вынесено положительное решение. Только после него члены комиссии заметили подлог. Но отменять все было поздно. В итоге с 7 июля 2003 года один переулок в городе Пушкин обрел новое название – Тиньков.


Герб Тинькофф.

К Олегу, как и к его деятельности, можно относиться по-разному. Но было бы ошибкой отрицать тот факт, что ему, как лидеру, присущи такие качества:

  • новаторство;
  • предприимчивость;
  • бунтарство;
  • свобода от стереотипов.

Он не побоялся быть первопроходцем в той сфере, где, казалось бы, уже все ниши заняты. И предложил новый виток развития для этой сферы – максимальное взаимодействие с клиентом через интернет и почтовые отделения. Это был очень рискованный шаг, но он принес ему успех. Поэтому слоган Тинькофф банка «Дальше действовать будем мы» — строчка, взятая из песни группы «Кино», весьма точно отражает позицию сотрудников банка – действовать, а не останавливаться на достигнутом.

Перемены болезненны, но необходимы. Их диктует жизнь. И когда речь идет о таких сложных структурах как банки, по пятам за сделками M&A, сменой акционеров, изменением названия, и даже подчас за постановкой новых задач, идет корректировка либо полная смена устаревшего имиджа и его символа - логотипа. Эксперты по брендингу уверяют, что консервативные, по сути своей, банкиры воспринимают их куда более нервно, чем представители других - креативных, профессий. Возможно, поэтому мы пока не можем похвастаться решениями мирового уровня и часто застреваем на этапе «недобрендингов». А также зачастую не дорожим и уникальностью своих брендов. Но молодость нашей банковской системы это отчасти прощает.

В текущем году шесть значимых банков сменили или скорректировали логотипы. Причины были разными - как, впрочем, неоднозначны и результаты проведенных банками ребрендингов и рестайлингов. Тут есть о чем поговорить, считают эксперты рубрики «Рекламная экспертиза».

«Начав анализ банковского сектора, невольно удивляешься его масштабным изменениям. Столько банков - крупных и средних - сознательно изменяются и корректируют свой имидж. Такую ситуацию можно назвать знаковой. Почти каждый банк декларирует: «Мы решительно смотрим в будущее, внедряя современные стандарты сервиса и технологичные финансовые продукты». Это говорит о том, что банки стремятся быть ближе к потребителю не только на уровне сервисов и услуг, но и на уровне имиджа, - сказал Александр Загорский, старший арт-директор брендингового агентства Depot WPF. - Вместе с корректировкой стратегий меняются и визуальные атрибуты. Уходит в прошлое наследие 90-х: аляповатость, неумеренная эмоциональность. На уровне айдентики банки становятся похожими на серьезные финансовые учреждения».

Спасибо эксперту на добром слове, но поскольку у нас их четверо, послушаем их всех (тем более что в процессе анализа и сам Александр Загорский оценил как понравившиеся лишь два кейса из шести).

На этот раз ни один из шести банков не набрал абсолютного большинства в 12 голосов. Лидером рейтинга стал питерский БФА, новый фирменный стиль которого понравился трем уважаемым экспертам «Б.О». «Отличная работа: просто, ясно, солидно, дружелюбно, оптимистично и легко узнаваемо, - радуется обычно скептичный и критичный Георгий Безбородов, партнер в Time4brand. - И сайт хорош, и рекламные материалы - теперь надо не снижать планку».

По мнению эксперта, это «явно лучший стиль за всю историю Банка БФА и один из лучших на современном российском рынке». Его коллеги также хвалят новый лого за минималистичность и лаконичность, а также высокое качество исполнения, и предрекают ему долголетие. Но подмечают и недостаток: дизайну не хватает смелости. «Логотип заявляет: “Я - банк-середнячок!”», - считает Алексей Гончаренко, директор представительства «Минале Таттерсфилд Россия». Эксперт полагает, что «будет еще много подобных «проходных» логов». В итоге БФА получил 10 баллов, с чем мы его и поздравляем.

Под номером два нашего мини-рейтинга оказался новый лого бывшего «Номоса», теперь именуемого Банк «Финансовая Корпорация Открытие». Вместе с названием банк утратил и родной логотип. Теперь его фирменный знак выглядит так же, как и у Банка «Открытие», ни о какой преемственности тут нет и речи, разве что логотип выполнен в привычном для банка синем цвете.

Именно тяжеловесность и многочисленность всяческих «Открытий» эксперты и восприняли в штыки в первую очередь. «Что заставило составить такую причудливую конфигурацию бренд-архитектуры: банковская группа «Финансовая Корпорация Открытие», Банк «Финансовая Корпорация Открытие», Банк «Открытие»? - не знаю, но выглядит странно», - рассуждает Георгий Безбородов. Что же будет, если еще и Ханты-Мансийский Банк станет очередным «Открытием» (разговоры о том, что такой ренейминг не за горами, на рынке ведутся активно). А на подходе и «Петрокоммерц»!… Тут главное не очень разгоняться с покупками, в радуге всего-то семь цветов!

Но шутки в сторону, смена логотипа - дело серьезное, можно и до нервного срыва банкиров довести. По крайней мере, генеральный директор BBDO Branding Ольга Коновалова убеждена, что в банках работают люди крайне консервативные, и малейшие перемены фирменного стиля они воспринимают не менее болезненно, чем футбольные болельщики - смену цветов команды. Поэтому в банковском лого так важна преемственность, считает она, приводя в пример бережную работу над логотипом Сбербанка, который подвергся минимальной корректировке, но стал куда более динамичным. Пока коллеги ратуют за преемственность, Александр Загорский мечтает о временах, когда Сбер будет выглядеть столь же современно и дружелюбно, как крупнейший сберегательный банк Испании La Caixa.

За несколько лет, прошедших с момента корректировки логотипа Сбербанка, изменилась мода в мировом дизайне брендов или, как выражаются эксперты, - тренд. Эффект 3D, который активно использовали банки (включая Сбербанк) при смене логотипа, больше не актуален, дизайнеры брендов и заказчики единодушно голосуют за упрощение. Наивысшим выражением современной моды Ольга Коновалова признает Дойче Банк. Но наши-то банки не таковы! Им простота и технологичность не по сердцу. Насколько нам далеко до этой моды, становится понятно, если посмотреть, например, на логотип нового Банка Оранжевый, созданного на базе Промсервисбанка. Дизайнеры не подвели: картинка, пестрящая оттенками этого цвета, полностью оправдывает название. А еще он круглый (намек на апельсин?).

Эксперты восприняли такую яркость и позитив по-разному, кое-кто - резко негативно. Но в целом все сошлись на том, что создателям не хватило чувства меры и чистоты исполнения. Это - частая проблема, причем именно огрехи в исполнении идеи приводят к необходимости в дальнейшем проводить рестайлинги, уверяет Ольга Коновалова. Как бы то ни было, эксперты присудили «Оранжевому» четыре балла, и соответственно - третье место.

Четвертую и пятую строчки рейтинга заняли два абсолютно несхожих кейса - Яр-Банк и ВЭБ, о ребрендинге которого уже давно трубят публично, но визуальные итоги почему-то тщательно скрывают от публики. По отношению к Внешэкономбанку, который и банком- то является несколько условно (скорее, это государева копилка со своей внутренней логикой кредитования), уместно сказать, что смена была кардинальной и радикальной: место «вензелястого», по меткому выражению Алексея Гончаренко, фирменного знака занял «безыдейный модерновый вариант».

Александр Загорский ностальгирует о том, что привычный лого «содержал в себе историю, консерватизм, надежность - качества, которые мы приписываем швейцарским банкам», в новой же - нейтральной, айдентике «доминируют индустриальность и прямолинейность».

Алексей Гончаренко уверяет, что и не ждал от ВЭБа веселья, и вообще: человеческий подвиг бренд-менеджера сподвигнуть такую махину на смену фирменного стиля. «ВЭБ не нуждается в современной интересной айдентике. Представим, чего стоит убедить «Газпром» в полнейшем одряхлении их горячо любимой G-горелки!», - говорит он. Итог: один экспертный голос «за».

Ольга Коновалова уверяет, что ВЭБ как раз нуждался в современном шрифте, поскольку радикально изменился. Перед разработчиками лого стояла задача придумать, «как объединить все активы банка - от розничных банков до региональных фондов, связав все единой идентичностью». По ее словам, потребовалось много усилий, чтобы «найти графическое отображение перспективы, но не линейной, а перспективы в аксонометрии, в новом знаке есть динамика и движение вперед». Что же касается мнения коллег, Ольга Коновалова считает: главное, чтобы новый стиль отражал характер команды и движение вперед, тогда на рынке точно приживется.

История с Яр-Банком не менее уникальна, но по-своему. Когда пару лет назад в капитал вошли японские акционеры, они затеяли ребрендинг. И последний год банк жил с логотипом, символом которого стал журавль. Но теперь журавль из лого исчез, а на его месте появился красный круг, и эту замену эксперты расценили как неравноценную, чуть ли не настоящую трагедию.

«Не каждый банк может похвастаться таким уникальным и интересным символом со своей историей. Подобный уникальный знак есть у Райффайзенбанка: на нем изображены две перекрещенные лошадиные головы. Кроме того, журавль гораздо менее тривильно рассказывал о японских корнях банка, чем тот же красный круг, - огорчается Александр Загорский. - Безусловно, старому логотипу требовалась модернизация, упрощение, однако выбранные средства и методы кажутся излишними и разрушительными для бренда». А Алексей Гончаренко подытоживает: «Ощущение: бренд, наконец, обрел платформу и идеологическое наполнение, но не может найти себя в графике».

Замыкает рейтинг сентябрьской экспертизы Тройка-Д Банк. Для которого, к сожалению, у экспертов нашлось не так уж много теплых слов (и как итог - ноль баллов). Алексея Гончаренко смущает название - мечта логопеда. Владимир Цветков, управляющий директор SapientNitro в России и СНГ, полагает, что темно-красный цвет чрезмерно агрессивен. А Георгий Безбородов подозревает, «что мы наблюдаем крайне неудачную попытку сохранить древнюю историю бренда «Тройка Диалог», не нарушая соглашения о его продаже».

Угодить взыскательным экспертам сложно! Несколько лет они говорили: боже, сколько можно красного, дайте нам оранжевое, что ли! Теперь недовольны «Оранжевым». Слишком модерновый или слишком современный, слишком плоский или слишком выпуклый - они всегда найдут, за что похвалить и поругать. Главное - дать повод. А шестью ребрендингами на финансовом рынке в этом году дело явно не ограничится. Поменял логотип «РусРейтинг». О скорой смене лого объявил Банк «Гагаринский». «Тинькофф кредитные системы» решили переименовать в Тинькофф Банк.

экспертиза

Место

Баллы

Банк

Нравится!

Не нравится!

Никак!

Банк БФА

ФК «Открытие»

Банк Оранжевый

Яр-Банк

ВЭБ

Тройка-Д Банк

Примечание. «Нравится» - 3 балла, «Никак» - 1 балл, «Не нравится» - 0 баллов

Банк БФА

Алексей Гончаренко,

Современно, вторично, как у всех. Нет индивидуальности, нет идеи (нельзя же назвать идеей красноватый фирменный элемент). Небольшие сложности со шрифтовым решением можно преодолеть, будь у дизайнеров больше опыта (или желания?). Логотип заявляет: «Я - банк-середнячок! Не первый, но и не последний». Видимо, будет еще много подобных проходных логов: они не помогают бренду жить, но и не делают его смешным.

Георгий Безбородов,
партнер в Time4brand

Владимир Цветков,

Логотип лаконично встраивается в общую картину веб-сайта банка. Минималистичное изображение отличается высоким качеством исполнения, удачным шрифтом, выглядит солидно, уверенно и вызывает доверие. Использование только двух чистых цветов делает его понятным и актуальным на долгие годы вперед. Но я бы посоветовал задействовать более запоминающийся элемент вместо этого красного символа.

Александр Загорский,

Новый фирменный стиль (а не только логотип) приятно удивляет сдержанной и интеллигентной интонацией. Стратегия банка - упрощение, оптимизация сервисов, доступность и профессионализм - отражается в визуальных константах. Строгая и ненавязчивая коммуникация вызывает доверие. Но визуальной атрибутике не хватает смелости. Прямоугольник со скругленными краями - не запоминаемый клиентом логотип, поскольку запоминать здесь нечего.

ФК «Открытие» (НОМОС-Банк)

Алексей Гончаренко,
директор представительства «Минале Таттерсфилд Россия»

На сегодняшнее безрыбье что-то должно понравиться. Пусть это будет «Номос-Открытие». Есть ли идея? Да. Хороша ли она? Сказать сложно, но негатива не вызывает. Старый «Номос» был промышленно-тяжеловато-странным. Новое «Открытие» - динамичное и молодое. Хочется доверять, хотя бы потому, что компания занимается обновлением собственной айдентики. Ставим плюс, пусть будет больше современных логотипов.

Георгий Безбородов,
партнер в Time4brand

Знаю «Открытие» еще скромным брокерским домом и был одним из тех, кто запускал их в большое плавание много лет назад. Что заставило составить такую причудливую конфигурацию бренд-архитектуры: банковская группа «Финансовая Корпорация "Открытие"», банк «Финансовая Корпорация "Открытие"», Банк «Открытие» - не знаю, но выглядит странно. Вероятно, были веские причины. А логотип хороший, да.

Владимир Цветков,
управляющий директор SapientNitro в России и СНГ

Примечательно, что логотип выполнен в той же цветовой гамме, что и прежняя фирменная символика «Номоса», однако новое изображение выглядит более современно. Группа предпочла использовать более солидный синий цвет для своего корпоративного банка и голубой - для ритейл-банка «Открытие», при этом удачно сохранена общая айдентика финансовой группы.

Александр Загорский,
старший арт-директор брендингового агентства Depot WPF

Данный проект по изменению визуальных атрибутов сложно оценивать с точки зрения качеств ребрендинга: Номос-Банк вошел в ФК «Открытие» и, соответственно, получил все визуальный атрибуты головной компании.

Банк Оранжевый (Промсервисбанк)

Алексей Гончаренко,
директор представительства «Минале Таттерсфилд Россия»

Здесь все ОК, хотя кому-то может и не понравиться. Можно сделать лучше, ибо нет предела… Мне нравится общий позитивный образ, но не нравятся огрехи в исполнении. Слишком уж логотип крикливый, не хватает законченности и сбалансированности. Юношеский задор дизайнеров рушит все преграды и плюет на чувство меры. Но пусть лучше так, чем массово делать недоребрендинги.

Георгий Безбородов,
партнер в Time4brand

Все на рынке знают, что после того как биржу РТС купила ММВБ, ее фирменный стиль «освободился». Но господа, это же было совсем недавно и тоже в финансовом секторе. Несолидно совершенно. С другой стороны, чего добру пропадать, раз прав никто не предъявлял. Третьесортное, конечно, начало большого пути, зато - судя по качеству проработки деталей и сайту, вероятно, недорого.

Владимир Цветков,
управляющий директор SapientNitro в России и СНГ

В логотипе использованы яркие, энергичные цвета, но он выглядит несколько по-детски и не вызывает ассоциаций с такими понятиями, как надежность и стабильность. Из-за обилия оттенков изображение рассыпается, при таком написании лого будет плохо масштабироваться и с трудом восприниматься.

Александр Загорский,
старший арт-директор брендингового агентства Depot WPF

Кардинальная смена стратегии и имиджа. Банк делает очень оптимистичное заявление: «Создание бренда образа жизни - не банк, а клуб единомышленников, в основе которого лежит свобода как основная ценность в обществе, отношениях, сервисе». Но компания вышла за рамки банковской категории. Название, как и визуальные атрибуты, оказалось слишком легковесным, даже несколько инфантильным. Банк должен давать потребителю и чувство уверенности.

Яр-Банк

Алексей Гончаренко,
директор представительства «Минале Таттерсфилд Россия»

Как говорил персонаж бородатого анекдота: «А это, Анечка, хулиганы…». Куда дели птицу, я вас спрашиваю? Вы что, против природы? Есть плюсы: оставили точку, отсылающую нас ко всему японскому, доработали шрифты. И минус: логотип просто никакой. Зачем серая рамка вокруг букв, которые плохо читаются? Ребрендить стоило, но серьезней. Ощущение: бренд, наконец, обрел платформу и идеологическое наполнение, но не может найти себя в графике.

Георгий Безбородов,
партнер в Time4brand

Что заставило сменить позитивную и явно японскую птицу на безродные черные закорюки на серо-сером фоне? Авитаминоз? Предчувствие экономической депрессии? Или они после долгой самурайской медитации овладели тайной межгалактического брендинга отдаленного будущего? Решили, что весь дизайн последних двадцати лет для них мелок и жалок? «Он современный, легкий, светлый и радостный», - утверждают создатели. Чего-то я не понимаю…

Владимир Цветков,
управляющий директор SapientNitro в России и СНГ

Новый логотип ЯР-Банка несет в себе четкую и ясную коммуникацию. Слоган написан современным, технократичным шрифтом. Изображение красного круга - старинного японского символа, обозначающего восходящее солнце, удачно подчеркивает японско-российскую структуру капитала кредитной организации. Но я бы посоветовал использовать в логотипе только один оттенок серого, чтобы не утяжелять его.

Александр Загорский,
старший арт-директор брендингового агентства Depot WPF

Самое неудачное визуальное решение. Разработчики крайне расточительно отнеслись к положительным визуальным качествам, которые имел бренд, и его ключевому смысловому элементу - журавлю. Он гораздо менее тривиально рассказывал о японских корнях банка, чем новый красный круг. Безусловно, логотипу требовалась модернизация, упрощение, но выбранные средства и методы кажутся излишними и разрушительными для бренда.

ВЭБ

В ходе регулярного исследования «Мониторинг розничного рынка. Банки»* компания Profi Online Research представила рейтинг самых популярных банков и их логотипов среди россиян.

Согласно данным опроса на начало 2011 года гражданам России оказались наиболее известны такие банки как Сбербанк России, ВТБ 24 и Альфа-Банк.

Традиционно первое место занимает Сбербанк, который является крупнейшим и самым известным банком Российской Федерации. Почти каждый участник исследования узнал его среди представленного списка кредитно-финансовых структур. Второе и третье места закрепляются за ВТБ 24 и Альфа-Банк. Интересно, что на четвертое место вышел банк «Русский Стандарт», который среди женщин практически не уступает по известности Альфа-Банку, а среди мужчин по результатам обходит Райффайзенбанк.

В топ-10 шестое место занимает Хоум Кредит Банк, в то время как крупный и поддерживаемый государством Газпромбанк занял лишь седьмое место в рейтинге самых известных банков.

Степень узнаваемости «Ренессанс Кредита» среди женщин не уступает Гапромбанку, вероятно это связано с привлекательностью цветовой гаммы бренда. Напротив, среди мужчин «Ренессанс Кредит» занимает последнее место рейтинга (см. Рис. 1).

Рис. 1. Какие из представленных названий банков Вам известны (распределение в зависимости от пола респондентов)? (топ-10) I квартал 2011 г.

По данным исследования самыми известными банками независимо от места жительства респондентов, как и в предыдущем распределении, стали Сбербанк, ВТБ 24 и Альфа-Банк. «Русский Стандарт» занимает четвертое место рейтинга узнаваемости среди жителей регионов, а Райффайзенбанк - среди респондентов, проживающих в Москве и Санкт-Петербурге, вероятно за счет того, что отделения банка в основном расположены в столицах. Вероятно, благодаря тому, что Хоум Кредит Банк имеет много отделений в регионах, он занимает пятое место в рейтинге (см. Рис. 2).

Рис. 2. Какие из представленных названий банков Вам известны (распределение в зависимости от места жительства респондентов)? (топ-10) I квартал 2011 г.

Анализ показал, что Сбербанк России и ВТБ 24 вне конкуренции твердо держат позиции лидеров, как в рейтинге известности названий, так и логотипов кредитно-финансовых структур.

Логотипы Альфа-Банка, Райффайзенбанка и Банка Москвы значительно более узнаваемы в Москве и Санкт-Петербурге, так как их бизнес в основном направлен на столичных жителей. Логотипы остальных банков - на одном уровне узнаваемости среди жителей столиц и регионов (см. Рис. 3).

Следует отметить, что сегодня в ситуации жесткой конкуренции на розничном рынке клиенты ориентируются при выборе банка не только на финансовые показатели кредитных организаций и на условия предлагаемых услуг, но и на эмоциональное восприятие банка, складывающееся в первую очередь под действием его корпоративного стиля.


Рис. 3. Какие из представленных логотипов банков Вам известны (распределение в зависимости от места жительства респондентов)? (топ-10) I квартал 2011 г.

* Данные представлены на основе синдикативного исследования «Уровень узнаваемости названий банков и их логотипов» за первый квартал 2011 года. Общая выборка 7100 человек. Возраст участников от 21 до 55 лет. Исследование проводится методом интерактивного опроса среди респондентов онлайн панели компании Profi Online Research. География - 12 российских городов-миллионников.