Контрольные вопросы. Учительские университеты Первый экономический диктант

«Сильная экономика – процветающая Россия!»

Итоги Всероссийского экономического диктанта

Общероссийская образовательная акция «Всероссийский экономический диктант» впервые прошла 12 октября 2017 года на 638 площадках в 80 регионах Российской Федерации, собрав более 59 тысяч участников.

Наиболее активное участие (по количеству участников) в Диктанте приняли следующие регионы: Белгородская область, Владимирская область, Воронежская область, Кировская область, Курская область, Липецкая область, Москва, Московская область, Новосибирская область, Омская область, Республика Саха, Республика Татарстан, Ростовская область, Тамбовская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий Автономный округ.

Введите номер бланка:

Вольное экономическое общество России и Организационный комитет общероссийской образовательной акции «Всероссийский экономический диктант» благодарят участников акции и организаторов региональных площадок за проведение Диктанта на высоком организационном уровне.

Оргкомитет Диктанта сообщает, что согласно плану мероприятий по проведению акции Сертификаты участников Всероссийского экономического диктанта можно получить , обратившись к организаторам региональных площадок, в срок с 14 ноября по 29 декабря 2017 года. Организаторам региональных площадок будет предоставлен электронный вариант сертификата, который можно будет распечатать и заполнить на местах.

Оргкомитет Диктанта также просит участников Диктанта, учащихся и студентов, набравших по его результатам более 80 баллов , выслать по электронной почте в адрес Оргкомитета сканированную копию личного отрывного листа с фамилией и именем участника, а также сообщить свои контактные данные (телефон, место проживания, электронный адрес) в срок до 31 октября 2017 года.

Кроме того, Оргкомитет информирует, что результаты Всероссийского экономического диктанта будут представлены на Всероссийском экономическом собрании в Государственном Кремлёвском Дворце 11 ноября 2017 года , аналитический отчет по итогам Диктанта будет опубликован на сайте Вольного экономического общества России, в «Российской газете», а также на ресурсах ведущих СМИ.

Также уведомляем, что в адрес организаторов региональных площадок проведения Всероссийского экономического диктанта будут направлены Благодарственные письма Оргкомитета в срок с 15 ноября по 15 декабря 2017 года.

Цель Диктанта

Определение и повышение уровня экономической грамотности населения в целом и его отдельных возрастных и профессиональных групп, развитие интеллектуального потенциала молодежи, оценка экономической активности и экономической грамотности населения различных субъектов Российской Федерации.

Кто примет участие?

Любой желающий:

Поучаствовать в Диктанте можно совершенно бесплатно.

Когда состоится Диктант?

Где состоится Диктант?

Диктант проводится в единый день во всех субъектах Российской Федерации.

Центральные площадки:

г. Москва, Ленинградский проспект, 49 (Финансовый университет при Правительстве РФ)

г. Москва, Стремянный пер., 36 (РЭУ имени Г. В. Плеханова)

г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, A-80, ГСП-3 (Московский авиационный институт)

г. Москва, Ленинский проспект, 4 (НИТУ «МИСиС»)

г. Москва, Ленинградский проспект, д.17 (Московский международный университет)

Полный список с адресами и контактами региональных площадок Диктанта

Что такое экономический диктант?

Форма Диктанта – тестовое задание.

Зачем писать экономический Диктант?

  • Проверить свои знания
  • Оценить свою экономическую грамотность
  • Узнать, способны ли вы принять экономически правильные решения
  • Повысить уровень своих экономических знаний
  • Сравнить свои результаты с друзьями, коллегами, известными деятелями

Как написать Диктант?

1 вариант: Прийти на любую площадку Диктанта.

Тестовые задания для очного написания составлены в двух вариантах (для школьников, студентов и других лиц).

2 вариант: Пройти on-line версию Диктанта на сайте акции (начало активности режима on-line - 12.10.2017 г. с 12:00 до 24:00 по московскому времени).

Обращаем внимание, что on-line версия – единая для всех возрастных категорий участников и, в отличие от первого варианта, представляет собой упрощенный вариант теста.

Экономический диктант № 1.
1. Потребность человека, без которой он не может жить…(вода).
2. Стоимость одной вещи при продаже, обмене… (цена).
3. Слово, обозначающее потребность человека… (надо).
4. Денежная единица, используемая в России… (рубль).
5. Слово, обозначающее желание человека… (хочу).
6. Денежная единица Америки… (доллар).
7. Денежная единица многих европейских стран… (евро).
8. Соперничество, состязание на рынке… (конкуренция).
9. Ввоз в страну иностранных товаров… (импорт).
10. Самый главный потребитель в семье. На него расходуется больше всего
семейных денег… (ребенок)

Экономический диктант №2.
1. Предмет, который продается и покупается… (товар).
2. Объявление, извещение по телевидению, радио о товаре или услуге…
(реклама).
3. Место, где хранят деньги, меняют, дают в долг… (банк).
4. Дорогой металл, приравненный к деньгам… (золото).
5. Группа людей, которые живут, взаимодействуют между собой… (коллек
тив).
6. То, без чего не выловишь рыбку из пруда… (труд).
7. Это деньги, которые мы платим правительству в обмен на общественные
услуги… (налог).
8. То, что используют при оплате товаров и услуг… (деньги).
9. Это, что-то сделанное плохо, неправильно… (брак).
10. Несгораемый металлический ящик для хранения денег… (сейф)

Экономический диктант № 3
1. Наука, о том, как люди и общество в целом могут удовлетворить свои по-
требности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы… (экономи-ка).
2. Обмен товара на товар… (бартер).
3. Деньги, выплачиваемые рабочим за их труд… (зарплата).
4. Работа, требующая специальных знаний и подготовки… (профессия).
5. Человек или организация, которые теряют деньги и не могут выплатить их… (банкрот).
6. То, сколько стоят товары, которые им предлагают… (предложение).
7. То, сколько вещь стоит, за сколько ее можно продать или обменять…
(стоимость).
8. Денежная единица Китая… (юань).
9. Денежная единица Кыргызстан… (сом).
10. Как называют бизнесмена, организующего собственное предприятие… (предприниматель)

Экономический диктант № 4
1. Плата за пользование кредитом или денежной ссудой… (процент).
2. Выдача в долг денег или товаров на условиях их возраста с про-центами…
(кредит).
3. Вклад в банк… (депозит).
4. Учреждение, где заключаются различные сделки, а также посредническое
учреждение по найму рабочих… (биржа).
5. Изменение цены валюты или акции на бирже… (курс).
6. Ценная бумага, которая обозначает, что человек владеет какой - то
частью имущества, фондов и имеет право получать ежегодный доход
(дивиденды)… (акция).
7. Денежная единица Туркменистана… (манат).
8. Денежная единица Узбекистана… (Сум).
9. Доход, который получает владелец акций… (дивиденд).
10. Как называется посредник по заключению сделок на бирже… (брокер)

Экономический диктант № 5
1. Документ, в котором дается распоряжение банку выдать предъявителю
определенную сумму денег… (чек).
2. Письменное долговое обязательство уплатить кому- либо определенную
сумму денег в установленный срок… (вексель).
3. Билет государственного займа… (облигация).
4. Повышение цен на товары и услуги… (инфляция).
5. Денежное выражение стоимости товара… (цена).
6. Металлические или бумажные знаки, которые являются мерой стоимости
при купле - продаже… (деньги).
7. Праздничный базар, который раньше проводился обыкновенно в
определенную пору года в городах и сопровождался народным
гулянием и играми… (ярмарка).
8. Публичная продажа, при которой покупатель становится тот, кто
дает за вещь наибольшую цену… (аукцион).
9. В результате успеха предприниматель ждет прибыль, а в случае неудачи…
(убыток).
10. Запрещение или приостановление действия закона… (вето)

Экономический диктант № 6.
1. В бухгалтерском учете остаток, разница между приходом и расходом… (сальдо).
2. Разрешение на въезд, выезд, проживание или проезд через территорию другого государства… (виза).
3. Денежные или материальные ресурсы, поступающие государство, предприятию или отдельному лицу… (доход).
4. Документ о страховании жизни, имущества… (полис).
5. Занятие, которое приносит доход… (бизнес).
6. Косвенные налоги на товары массового потребления… (акцизы).
7. Сдача в наем помещений, машин и т. д. на определенный срок и за определенную плату… (аренда).
8. Вес товара в таре и упаковке… (нетто).
9. Вес товара без тары и упаковке… (брутто).
10. Обмен одного товара на другой… (бартер).

    Особенности возникновения и становления экономической мысли Древней Руси.

    Экономические воззрения в России в XVIII в.

    Революционное направление экономической мысли в России в первой половине XIX в.

    Академическая и университетская экономическая наука в России в начале XX в.

    Отечественная экономическая наука в СССР.

    Отечественная экономическая мысль в период перехода к рыночным отношениям.

Темы докладов:

    Зарождение экономической науки в России (И.Т. Посошков).

    Вклад А.Н. Радищева в развитие экономической науки.

    Сущность теории «крестьянского социализма» Н.Г. Чернышевского.

    Специфика учения о заработной плате М.И. Туган-Барановского.

    Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева.

    Теория крестьянского хозяйства А.В. Чаянова.

    Денежная реформа С.Ю. Витте.

    Причины кризисного состояния отечественной экономической науки в 90-е годы.

Экономический диктант:

    Свод юридических норм, экономических понятий; документ, предписывающий правила поведения, установленные законом и обычаем, раскрывающий картину социально-экономических, хозяйственных отношений, экономических идей и представлений древнерусского народа.

    Новый свод законов, принятый при Иване Грозном, внесший изменения, соответствующие усилению централизованной власти, в налогообложение, право сбора торговых пошлин передавалось государству, изменялось соотношение форм землевладения в пользу дворянства - опричнина.

    Инициатор создания первой организации экономистов России – Вольного экономического общества.

    Период создания первых курсов политической экономии, издания первых учебников, распространения экономических знаний, организационного становления российской экономической мысли.

    Основатель Конституции в России, благодаря этому государственному деятелю было отменено крепостное право в России.

    Родоначальник введения централизованного планирования.

    Экономист и статистик, один из первых русских представителей математической школы.

    Российский экономист, математик и статистик, считается одним из создателей ординалистского подхода к оценке полезности благ, автор эффекта дохода и замещения.

    Видный российский деятель, провозгласил конец политической экономии и изложил основные идеи планового хозяйства при социализме.

    Линии на карте, соединяющие точки поверхности, имеющие одинаковые цены на этот продукт.

    Создатель теории больших циклов в экономике.

    Российский математик и экономист, является основоположником теории линейного программирования, единственный российский лауреат Нобелевской премии по экономике за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов.

Тесты:

1. Перечислите особенности русской экономической мысли:

а) сильное влияние теории марксизма на все направления экономической мысли, начиная со второй половины XIX века;

б) особая роль крестьянского вопроса;

в) создание идеалов будущего без опоры на реальное положение дел.

2. Назовите главный труд Ивана Тихоновича Посошкова:

а) «Сказание и царе Константине»;

б) «Книга о скудости и богатстве»;

3. Какие экономические идеи высказывал И.Т. Посошков:

а) стремился обосновать практические меры, направленные на устранение «скудости» и умножение народного богатства;

б) производительный труд, устранение праздности и излишеств, труд с «прибытком»;

в) отменить подушную подать, укрепить финансы путем введения всеобщего поземельного налога;

г) все ответы верны.

4. Назовите главный труд Александра Николаевича Радищева:

а) «Путешествие из Петербурга в Москву»;

б) «Русская правда»;

в) «О поземельной собственности».

а) А.Н. Радищев;

б) А.Т. Болотов;

в) Х. Шлецер.

6. Согласно мнению м.М. Сперанского, расходы делятся на:

а) временные;

б) необходимые;

в) военные;

г) полезные;

д) излишние.

7. Представителями исторической школы в России являлись:

а) А.Н. Радищев;

б) В.В. Святловский;

в) М.И. Туган-Барановский;

г) П.И. Пестель;

д) А.И. Чупров;

е) И.И. Кауфман.

8. Кто из представителей русской экономической мысли полагал, что Россия может перейти к социализму, минуя капитализм:

а) А.Н. Радищев;

б) М.А. Бакунин;

в) Н.Г. Чернышевский.

9. Кто из представителей русской экономической мысли признавал трудовую теорию стоимости, считая труд «единственным владельцем производственных ценностей»:

а) А.Н. Радищев;

б) П.И. Пестель;

в) Н.Г. Чернышевский.

10. Назовите основные работы М.И. Туган-Барановского:

а) «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь»;

б) «Русская фабрика в прошлом и настоящем»;

в) «Социальные основы кооперации»;

г) «Социализм как положительное учение»;

д) «Русская правда».

11. Назовите основные принципы кооперации, выделенные М.И. Туган-Барановским:

а) материальная заинтересованность;

б) добровольность;

в) использование труда только членов кооператива;

г) общественная собственность.

12. Инвестиционная трактовка теории циклов была сформулирована:

а) Ю.Г. Жуковским;

б) М.И. Туган-Барановским;

в) С.Ю. Витте;

г) Н.И. Бухариным.

13. Представителями российской математической школы являлись:

а) М.И. Туган-Барановский;

б) Ю.Г. Жуковский;

в) И.А. Столяров;

г) В.К. Дмитриев;

д) И.И. Янжул;

е) И.М. Кулишер.

14. Экономическое учение В.И. Ленина явилось основой:

а) экономической модели нового общества - государственного социализма;

б) анализа монополистической стадии капитализма;

в) процесс формирования российского рынка, вовлечения крестьянских хозяйств в систему рыночных отношений.

15. В своем произведении «Экономике переходного периода» Н.И. Бухарин рассматривает социализм:

а) как натуральное хозяйство;

б) экономическую модель нового общества;

в) единое трудовое предприятие, где все работают по строго рассчитанному плану;

г) распределение продуктов на основе учета потребностей и учета запасов.

16. Концепция больших циклов, разработанная Н.Д. Кондратьевым, позволяет представить:

а) продолжительность циклов;

б) общие закономерности социально-экономического развития, присущие как отдельным странам, так и общемировому процессу;

в) постоянный характер инвестиций.

17. Метод линейного программирования разработал:

а) Н.Д. Кондратьев;

б) А.А. Богданов;

в) Н.Н. Кутлер;

г) Л.В. Канторович.

18. Переход к рынку начался (1992г.):

а) с пересмотра традиционных взглядов на развитие экономических процессов;

б) по модели «шоковой терапии»;

в) с совершенствования планирования и управления.